Страницы: 1 2
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические основания исследования социальной работы с инвалидами
2. Основные направления развития технологий социальной работы с инвалидами
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Россия является социальным государством и проводит планомерную политику по поддержке инвалидов, которых на сегодняшний день в России насчитывается более 11 000 000 людей, 700 000 из которых составляют дети .
В рамках последних законодательных изменений, предложенных Правительством Российской Федерации, была принята Концепция развития реабилитации и абилитации лиц с инвалидностью сроком до 2025 г. В рамках Концепции создается сеть организаций, оказывающих услуги по поддержке здоровья инвалидов врачами, педагогами, психологами и социальными работниками.
Работа с инвалидами может быть только комплексной, продуманной и исключать формальный подход, особенно, в семьях, где живут дети инвалиды. Безусловно, это большие бюджетные ассигнования в эту сферу: в 2022-м году на поддержку лиц с ограничениями здоровья было выделено около 300 000 000 руб. Данные денежные средства идут на оказание услуг по реабилитации, в том числе, с использованием электронного сертификата, в рамках которого лица с ограничениями здоровья могут оплачивать лечение, питание, проживание в клиниках специализированного типа. Причём данная поддержка распространяется не только на самого инвалида, но и на сопровождающее его лицо.
С 1 января 2023г. сумма бюджетных вливаний увеличена и стоимость сертификата составляет 100 000 руб.
Важным шагам поддержки инвалидов является получение государственных услуг по месту жительства, так как получение услуг в других регионах является сложным и затратным. С этой целью государством предпринята попытка создания многопрофильных центров, в так называемой, «шаговой доступности». Что касается сельских людей, то им должна быть обеспечена возможность доступа к мобильным службам реабилитации.
В условиях цифровизации экономики, проходящей в нашем государстве, Правительством РФ поставлена задача по созданию базы единой цифровой платформы, с включением в неё возможности получения инвалидами всей информации о мерах поддержки, лечении, образовательных услугах и трудоустройстве. На первоначальном этапе срок действия программы рассчитано на три года, которая будет реализовываться в два этапа.
Степень научной разработанности темы. Проблематика инвалидности рассматривалась в рамках различных социологических исследований. Вработах авторов осмыслялись проблемы инвалидности в современном российском обществе, достаточно основательно и подробно рассматривались аспекты, связанные со становлением новых моделей социальной политики и с технологиями реабилитации инвалидов. Среди исследований можно выделить работы таких авторов, как Ильченко Е.В. (Институциональный анализ социального обслуживания людей с инвалидностью. – Ставрополь, 2013) ; Кудаева Е.Г. (Социальные барьеры трудоустройства, инвалидов в современном российском обществе. – Саранск, 2009) ; Красуцкая О.В. (Доступность социальной реабилитации для инвалидов (на примере Нижегородской области. – Нижний Новгород, 2018) и др.
Среди других авторов, занимающихся исследованиями данной проблемы можно назвать: Барзаева М. А., Владимирова О.Н., Кожушко Л.А., Ильченко Е.В., Кожушко Л.А., Кантышева И.Г.
Эмпирическая база исследования.
1) Базовым актом для исследования стала Конституция , спроецированная в отраслевые законодательные акты, регулирующие социальную работу как таковую, и с инвалидами, в частности. Обращено внимание на федеральные законы, отражающие отдельно взятые вопросы и подзаконные нормативно-правовые акты, в частности, Конвенция о правах инвалидов, Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и др. Таким образом,был проведен анализ нормативно-правовой базы Российской Федерации, по теме исследования .
2) Так же использованы данные официальной статистки, материалы статистики и сведения Специального докладчика ООН по вопросу о правах инвалидов и Федеральной службы государственной статистики РФ .
3) Выполнен сравнительный анализ исследований, проведенных Е.И.Холостовой , Е.П.Хвастуновой .
Объектом исследования является комплекс общественных отношений, складывающихся в рамках социальной работы с лицами, имеющими ограничения по здоровью.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие социальное обеспечение и социальную работу, проводимую с инвалидами.
Целью исследования является анализ эффективности социальной работы в РФ, существующих проблем и путей их решения.
Для достижения указанной цели были сформулированы следующие задачи:
— исследоватьпонятие инвалидности и положение инвалидов в современном обществе;
— рассмотретьмодели и принципы социальной работы с инвалидами в условиях современного общества;
-описать технологии социальной работы с инвалидами;
— проанализировать проблемы социальной работы с инвалидами в условиях современного общества и пути их решения.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что сформулированные в ней положения развивают и уточняют некоторые разделы социальной работы, в частности, посвященные проблематике социальной работы с инвалидами.
Структура работы предопределена самой темой исследования и представлена структурно включая введение, две главы и заключение со списком использованной литературы.
1. Теоретические основания исследования социальной работы с инвалидами
Российское государство признается социальным, потому, вопросы инвалидности и социальной защиты инвалидов играют важную роль в проводимой государством социальной политике.
Понятие инвалид в различных сферах имеет различные определения и рассматривается в разрезе ограничений, которые лицо испытывает в связи с учебой, ведением нормальной жизнедеятельности, имея отклонения в развитии, по возрастным критериям и т.д.
В литературных источниках встречаются несколько формулировок понятия «инвалид»:
— лицо с ограниченными возможностями здоровья;
— лицо с особыми образовательными потребностями;
— человек с особенностями развития;
— лицо с отклонениями в развитии;
— инвалид с детства;
— лицо с инвалидностью.
Для дальнейшего исследования нами было выбрано следующее определение: инвалид – лицо с ограниченными возможностями здоровья .
Становление понятия ограничения здоровья лиц, признанные инвалидами, имело не всегда современное понимание. Еще в 60-х годах прошлого столетия под инвалидами понимали людей, ставших ограниченными по здоровью в силу внешнего негативного воздействия медицинской деятельности (медицинской ошибки или медицинского вмешательства), послужившей состоянию, предполагающее ограничение по здоровью. Данное положение дел предполагало «медицинскую модель», при которой применялось лечение.
В 70-х годах положение поменялось и была сформирована «социальная модель» на фоне зарождающегося «движения за независимое проживание», реализуемое в США. Оно предполагало устранение барьеров для полноценной жизни инвалидов, которое должно было быть поддержано государством на законодательном уровне, исключая дискриминацию.
Политика государства по вопросам регулирования инвалидов находится в динамичном развитии и не стоит на месте. Обновляется законодательство касательно социальной защиты, принципы работы с инвалидами, принятие механизмов проведения медико-социальной экспертизы для установления инвалидности.
Вся политика в отношении инвалидов на сегодняшний день направлена на абилитацию и социализацию инвалидов в общественном процессе. Изменилась институциональная основа государственной политики в отношении инвалидов. Важная роль отводится социальному предпринимательству, где приоритетом является человек с инвалидностью или без таковой. Главная цель данной политики социального предпринимательства направлена на решение социальных проблем, в том числе, инвалидов . Государствостремиться всеми активными способами привлечь инвалидов к общественной деятельности, сделать их активными участниками в общественном развитии.
Конвенция ООН о правах инвалидов закладывает основы взаимодействия инвалидов, ограничивает дискриминацию в отношении инвалидов и направлено на создание благоприятных условий для адаптации инвалидов.
Российское законодательство закрепляет понятие инвалида в ст.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» . Согласно норме данного закона под инвалидом законодатель имеет ввиду лицо, имеющее стойкое нарушение здоровья, являющееся следствием заболевания (заболеваний) и обусловленное необходимостью проведения мероприятий, по лечению и социальной поддержки данной категории лиц.
Еще одним документом, закрепляющим понятие «инвалид», является Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52495-2005 «Социальное обслуживание населения. Термины и определения», который раскрывает указанное понятие через социальную недостаточность, вызванную болезнью (стойким нарушением здоровья). Все это приводит к ограничениям в передвижении, образовании и других получаемых общественных благах, создающие необходимость социальной защиты.
В наши дни рассматриваются две модели поддержки инвалидов: социальная и медицинская. На сегодняшний день большое распространение получила медицинская модель, однако социальная модель также набирает обороты. Суть последней заключается в создании благоприятной окружающей среды для существования инвалидов, уделяя внимание социальным фактором.
Однако в этой модели, как утверждают активисты-инвалиды, имеется большой недочет, а именно, обобщённое восприятие инвалидности и отсутствие учёта индивидуальных факторов, связанных с болью по какому-либо заболеванию или других индивидуальных особенностей инвалида. Указанные активисты отказываются принимать инвалидность как результат агрессивной окружающей среды и воспринимать себя в качестве пассивных жертв медицинских нарушений или же пассивных жертв среды. Каждый человек, в том числе инвалид, имеет право жить полноценной жизнью и обладать способностью самостоятельно распоряжаться своей жизнью.
Ограничения по здоровью безусловным образом влияют на полноценную жизнедеятельность человека, однако, необходимо исключить тотальный контроль над жизнью, прибегая к системам социальной защиты. Сбалансированное участие государства в жизни инвалида должно складываться на базе социальной поддержки, вне зависимости от того какой вклад в общество был со стороны инвалида.
Важной задачей, стоящей перед государственными органами и законодателями является создание адаптированной, эффективной среды, в которой инвалид будет чувствовать себя комфортно в любой сфере, как в культурной, так и в экономической, политической или социальной.
Важным документом в области защиты и поддержки прав инвалидов является Конвенция ООН о правах инвалидов . В связи с этим, большим шагам со стороны России было присоединение к данному документу и как следствие, имплементация международных норм в отечественное законодательство по поддержке государством правозащитной модели инвалидности.
С 1 января 2022 г. Президентом Российской Федерации подписан закон, который облегчил вопрос оформления пенсии по инвалидности. С указанной даты пенсии по инвалидности будут назначаться в автоматическом режиме по представлению государственных органов, на основании сведений об инвалидности, находящихся в Федеральном реестре инвалидов. Автоматический порядок предполагает включение инвалида в систему пенсионных начислений и извещение его о результатах данной постановки.
Помимо этого, на законодательном уровне внесены изменения по возможности использования средств материнского капитала на приобретения товаров для детей инвалидов из расширенного списка. Практика показала, что в первоначальном перечне отсутствовали особо необходимые товары для детей инвалидов с нарушением слуха, зрения, дидактические средства для обучения письму слепых (брайлевские картинки и колодки), необходимые книги, наушники для детей с ослабленным слухов, компьютеры с рельефно-точечным тактильным шрифтом (шрифт Брайля) и др. В этом расширенном перечненаконец оказались особо необходимые для инвалидов и их развития и поддержания физической формы велотренажеры, электроприставки для инвалидной коляски и т.д. Компенсация расходов на приобретение данных товаров происходит путём подачи заявления в ПФР или через МФЦ.
Таким образом, инвалиды являются социальной группой, требующей особого внимания со стороны государства и особой защиты. Комплекс социальных проблем, складывающихся на современном этапе развития общества, свидетельствуют о том, что проблемы ещё до сих пор не решены. Тяжелое положение инвалидов усугубляется отсутствием некоторых лекарственных препаратов, полноценной социальной защиты, а также последовательной государственной программы по финансовой поддержке инвалидов, которая бы отражала современные проблемы.
Статистические данные по количеству инвалидов в миреговорят, к сожалению, об их росте. На сегодняшний день они составляют около 15% населения по всему миру. Однако, следует констатировать, что половина из них не проходят в рамках поддержки системы социального обеспечения. Категории лиц с инвалидностью, которые подпадают под систему социального обеспечения, как инвалиды с тяжелыми формами, составляет всего 27,8% от всего количества инвалидов .
Инвалиды представляют собой социально уязвимые слои населения, а потому требуют особого отношения со стороны государства и материальной поддержки. И от того, насколько государство будет заботиться о социальной среде, а именно: об адаптированной социальной среде, в сфере доступа к образованию, лечению и продвижению «программ доступной среды для инвалидов», а также созданию инфраструктуры, адаптированной к потребностям инвалидов, зависит их полноценное существование. В отличие от здорового населения, лица с ограничениями вынуждены тратить более половины своего дохода на поддержание своего здоровья.
Последствия пандемии COVID-19 отразились не только на здоровых людях, но и на лицах с ограничениями здоровья – инвалидах. Указанная категория лиц попала в сложную жизненную ситуацию, порой исключающую своевременную качественную медицинскую помощь, социальное обслуживание на дому и допуск социальных работников и членов семьи инвалидов .
Останавливаясь на вопросе социальной защиты населения, всю систему можно разделить на 4 блока :во-первых, это социальная защита детей, детства и отрочества, во-вторых, это социальная защита трудоспособного населения, в-третьих, это социальная защита нетрудоспособных граждан, в-четвертых, это социальная защита семьи.
На законодательном уровне закреплены принципы социального равенства и социальной справедливости по отношению ко всем членам общества. В связи с этим, для формирования системы социальной поддержки инвалидов необходимо в комплексе решить ряд задач:
1) обеспечить полноценную социальную защиту лица с ограничениями здоровья;
2) создать условия для полноценного доступа инвалидами к духовным и материальным благом общества;
3) оказать меры поддержки и адаптации, для реализации инвалидами своих прав и обязанностей, как участников общественных отношений .
Все проблемы, связанные с инвалидами, можно решить, подойдя к решению данных вопросов, исключительно, комплексно и на разных уровнях власти. На федеральном уровне принят ряд нормативных актов, которые закрепляют права и обязанности инвалидов, а также предусматриваются меры социальной поддержки данной категории лиц.
Однако, не менее важной частью, является правоприменительная деятельность органов исполнительной власти в регионах. На сегодняшний день для реализации поставленных государством задач в субъектах РФ поддерживаются государственные задачи по социальной защите инвалидов в следующих направлениях: профессиональная реабилитация инвалидов; развитие реабилитационных учреждений для инвалидов; разработка дорожных карт; обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной, и транспортных инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи; внедрение информационной системы, которая предусматривает для каждого инвалида доступ в личному кабинету.
Социальная работа с инвалидами строится на определённых моделях, утверждаемых государством, и предполагает социальную помощь лицам с ограничениями здоровья для их адаптации в нормальное функционирование общества. Оптимальные способы взаимодействия по созданию благоприятных условий для жизни инвалидов, предполагают поиск эффективных механизмов в мерах социальной поддержки.
Погружение в проблемы инвалидов помогают найти ответы на важные и актуальные вопросы: как поддерживать здоровье, достаточно ли лекарственных средств, выделяемых государством, созданы ли условия для реализации трудовых потенциалов инвалида и так далее.
Стоит отметить, что за последние десятилетия государство сделало большой шаг в сторону государственной поддержки инвалидов во многих сферах. В частности, в рамках закона закрепляется гарантия трудовой деятельности; с 2019 г. проводится политика поддержания и сопровождения занятости инвалидов. Работодателей заинтересовали субсидиями, которые они получают от государства при приеме на работу инвалидов молодого возраста.
При всех предпринятых мерах со стороны государства, процент участия инвалидов трудоспособного возраста в трудовом процессе остается низкой. На сегодняшний день это 25% . Большая часть – 22% приходится на инвалидов в возрасте от 55 до 59 лет и это не удивительно, так уровень жизни инвалидов остается низким, при том, что порой необходима покупка лекарств для жизнеобеспечения, не выдаваемых по квоте. Остальные инвалиды, более молодого возраста заняты в меньшем проценте, а именно: 7% приходится на молодых людей от 30-34 лет; 5% на лиц от 25-29 лет, и 2% на лиц, с инвалидностью в возрасте от 20-24 лет.
По данной тенденции можно явно предположить, что инвалиды, завершающие обучение в вузах и колледжах не могут реализовать свой трудовой потенциал из-за отсутствия опыта работы и как следствие, остаются без работы, даже при предлагаемых региональных субсидиях руководителям со стороны государства.
В результате ограничений, введенных в период пандемии ситуация немного сдвинулась в сторону трудоустройства инвалидов, так как многие работодатели были вынуждены перейти на дистанционный, удаленный формат работы, что стало катализатором для рассмотрения инвалидов в качестве работников со стороны работодателей.Дистанционный формат работы получил законодательное облачение в трудовых отношениях, в частности Федеральным законом от 28.06.2021 N 219-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и статью 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» была введена статья 13.2, которая регламентирует квоты, предоставляемые государством для приема инвалидов (в организации с менее 100 человек – 3%, более 100 человек – от 2-4%). Учитывается при этом исключительно фактическое трудоустройство инвалида. При таком положении дел работодатели должны отойти от формального подхода при приеме на работу инвалидов.
Ранее, категория молодых граждан с инвалидностью была от 18-20 лет, сейчас возрастной порог повышен и составляет 25 лет, а в плане образования добавилось еще высшее образование, наряду со средним специальным.
Программа субсидированного найма при приеме инвалидов постепенно набирает обороты.
Электронный документооборот в рамках единой цифровой платформ «Работа в России» облегчил вопрос предоставления некоторых документов, в частности, возможность выстраивания взаимодействия со службами занятости снял с повестки дня вопрос предоставления документов инвалидами из перечня, необходимого для трудоустройства.
На увеличение числа трудоустроенных выпускников направлен утвержденный в прошлом году Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством образования и науки Российской Федерации Комплекс мер по содействию трудоустройству граждан, завершивших обучение по основным образовательным программам высшего образования. В рамках мер содействия разработаны мероприятия, которые облегчают адаптацию инвалида на рабочем месте.
О результатах всех проведенных мероприятий говорят данные статистики: 58% выпускников-инвалидов нашли себе рабочие места, и 80% из них работают по своей полученной профессии .
При всех принятых мерах со стороны государства, все же остаются некоторые проблемы, требующие разрешения, с целью совершенствования механизма взаимодействия выпускников-инвалидов и работодателей. А именно, следует последовательно выстроить взаимодействие между рынком труда и выпускниками, с ограниченными возможностями, но желающими работать. По статистике таких выпускников насчитывается примерно 2тысячи человек, из которых только половина находят работу. Первый барьер по получению образования молодыми инвалидами, желающими реализовать свой потенциал, пройден, сейчас остается дело за механизмами взаимодействия по трудоустройству .
В помощь данному процессу являются создаваемые в регионах России ресурсно-методические центры (40 центров на уровне СПО, 21 центр на уровне высшего образования), сопровождающие деятельность образовательных организаций, реализующих программы обучения инвалидов.
На уровне образовательных организаций идет процесс совершенствования методик обучения инвалидов в рамках повышения квалификации педагогических работников по программам работы с людьми с ОВЗ, центры трудоустройства инвалидов (более двухсот центров). Однако, педагогов в этом направлении явно не хватает.
Сложно сказать, с учетом сказанного, что образовательные организации и работодатели готовы для работы с такой категорией людей, так как необходимы не только образовательные ресурсы, но и сами методики для подготовки кадров с учетом специфики требований работодателей, которые зачастую не имеют средств и времени для подготовки кадров лиц с ОВЗ. Адаптиция к условиям работы и потребностям рынка – главная задача, которая должна стоять на государственном уровне в образовательном процессе, учитывая направления подготовки, специальности, по которым инвалиды могли бы реализовать как полноценные члены общества.
С учетом появления новых профессий и направлений подготовки, порой позволяющие работать удаленно, дают новые возможности инвалидам для трудоустройства. Однако, необходимо учитывать, что вся работа в этом направлении должна вестись комплексно, учитывая взаимодействие государства, системы образования, некоммерческих организации, а так жепотребности рынка и запросы работодателей на рынке труда.
На сегодняшний день согласно данным статистики за 2020 год уровень образовательных организаций уровня профессионального образования реализовали процесс трудоустройства инвалидов в 56% и только 12% через службы занятости и 2% через некоммерческие организации . Все это свидетельствует о недоработке последних в процессе адаптации инвалидов, при том, что данными организациями реализуется большой потенциал по внедрению инновационных практик.
Большое преимущество некоммерческих организаций в том, что они точечно реализуют план по трудоустройству и социализации инвалидов. В силу этого, в Плане мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2021–2024 годы предусмотрено активное взаимодействие с данными организациями по трудоустройству лиц с ОВЗ.
Большая работа предстоит регионам по созданию схем мотивации потенциальных работодателей по созданию специальных рабочих мест инвалидам сверх квоты не из-за прибыли, которую он может принести организации, а с гуманной точки зрения, социальной ответственности перед теми, кто живет рядом с нами.
Инвалидность еще вчера была приговором для подобных людей, которые были изолированы от общества в силу отсутствия «доступной среды», адаптационных механизмов. Сегодня курс на приобщение инвалидов к нормальной жизни идет по пути устранения препятствий, что позволяет людям с ОВЗ вести обычный образ жизни, адаптироваться в плане труда и социализации, наряду с людьми с полноценным здоровьем.
Большим шагом в законодательном плане была ратификация Конвенции о правах инвалидов . Россия перестроилась сдеинституционализациина внедрение стационаро-замещающих технологий, в том числе сопровождаемого проживания, позволяющая инвалидам вести нормальный полноценный образ жизни в общественных местах и жить в благоприятной среде, будучи включенным в обычные повседневные процессы, при помощи государства.
По результатам мониторинга, проведенного ФГБУ ФНЦРИ имени Г.А. Альбрехта Минтруда России на основе представленной информации «из 85 субъектов Российской Федерации, в 75 субъектах (88,2%) ведется работа по организации данной формы жизнеустройства, большинство из них — 93,3% (70 регионов) реализуют учебное сопровождаемое проживание, направленное на подготовку граждан с ограниченными возможностями к жизни вне учреждений социального обслуживания» .
Основными проблемами для внедрения сопровождаемого проживания на постоянной основе являются:
— пробелы в нормативных правовых актах федерального (62,4%) и регионального уровня (52,9%).
Решением данной проблемы является последовательная работа законодателей по совершенствованию законодательства по вопросу сопровождающего проживания.
— отсутствие необходимого количества жилых помещений (74,1%).
Решением данной проблемы видится создания с использованием государственных структур и механизмов жилых помещений, адаптированных под инвалидов.
— недостаток финансирования (62,4%).
Предполагается поиск источников финансирования, а также вопросов, связанных с опекой и попечительством и др.
Безусловно, следует констатировать, что с принятием с начала 70-х годов прошлого столетия таких нормативных актов, как Декларация прав умственно отсталых лиц 1971 г. ; Декларация прав инвалидов 1975 г. ; Всемирная программа действий в отношении инвалидов 1982 г. ; Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов 1993 г. ; Конвенция ООН о правах инвалидов 2006 г ситуация в корне поменялась, в результате чего люди с инвалидностью приобрели новые способы реализации своих прав, став равноправными гражданами общества не только на бумаге, но и при создании реальных механизмов к их адаптации.
Смена медицинской модели поддержки инвалидов на социальную модель в России произошла с ратификацией в 2012 г. Конвенции о правах инвалидов. Ракурс государства стал направлен на создание условий для самостоятельной жизни инвалидов, созданию рабочих мест, возможности получения образования и дальнейшей адаптации к полноценной жизни.
С целью приведения нормативных правовых актов в соответствие с принципами Конвенции Правительством РФ на протяжении последних лет ведется планомерная работа по совершенствованию законодательства, направленная на улучшение положения инвалидов. Был принят Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» , который внес изменения в 25 нормативных правовых актов и установил механизмы для поэтапного создания для инвалидов безбарьерной среды. Были внесены изменения в Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» , который не допускает любую дискриминацию по признаку инвалидности.
В декабре 2013 г. принят Федеральный закон N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» , который предполагает получение социальных услуг всеми людьми, постоянно проживающими на территории РФ (п. 2 ст. 1). Одним из ключевых принципов социального обслуживания граждан, указанных в законе, является сохранение пребывания их в привычной благоприятной среде (п. 2.4 ст. 4). Законом введено понятие «социальное сопровождение», которое означает «содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам»(п. 1 ст. 22).
Изменения коснулись и базовых Федеральных законов в области образования и занятости , которые дают дополнительные гарантии на получение образования и труд людям с ограниченными возможностями здоровья.
Значимым событием стало закрепление понятия «сопровождаемое проживание» в Приказе Минтруда России от 14 декабря 2017 г. N 847 «Об утверждении методических рекомендаций по организации различных технологий сопровождаемого проживания инвалидов, в том числе такой технологии, как сопровождаемое совместное проживание малых групп инвалидов в отдельных жилых помещениях» . Несмотря на то, что этот документ носит рекомендательный характер, в нем изложены единые организационные и методические основы сопровождаемого проживания.
Если до этого момента практики организации сопровождаемого проживания реализовывались в качестве пилотных в отдельных субъектах (Санкт-Петербурге, Псковской, Владимирской областях и др.) , то со временем внедрились и в другие регионы.
Вопросы организации сопровождаемого проживания нашли свое отражение в Государственной программе РФ «Доступная среда» в подпрограмме 2«Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов» .
К 2023 году количество регионов, подключенных к системе регионального софинансирования для поддержки инвалидов должно увеличиться до 60, в сравнении с 2021 годом, где количество регионов составляло 39. Направленность государства – достичь к 2025 году 100% регионов, реализующих сопровождаемое проживание инвалидов.
Формированию нормативной правовой базы, регулирующей вопросы жизнеустройства инвалидов, в том числе с нарушениями психических функций, способствуют утвержденный Правительством РФ План мероприятий («дорожной карты») по развитию в субъектах РФ стационарно-замещающих технологий социального обслуживания граждан, страдающих психическими расстройствами, на 2019 — 2024 годы и Концепция развития в РФ системы комплексной реабилитации и реабилитации лиц с инвалидностью, в том числе детей с инвалидностью, на период до 2025 г.
В основе Концепции заложена модель жизнеустройства инвалидов с ментальными нарушениями, ориентированная на их деинституционализацию, социализацию, сопровождение при получении различных услуг и организацию сопровождаемого проживания.
На первом этапе реализации Концепции в 2021 — 2023 гг. запланировано формирование нормативно-правовой и методической базы с целью обеспечения условий для сопровождения при организации жизнеустройства, закрепление процедуры выбора инвалидами формы их жизнеустройства, исключив возможность недобровольного пребывания в стационарных организациях.
В целях устранения недостатков в правовом регулировании отношений по реабилитации и абилитации инвалидов разработан проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов». Изменения коснутся ряда федеральных законов, в частности Закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации».
Изменения направлены на уточнение полномочий федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов РФ по вопросам комплексного предоставления услуг по реабилитации и абилитации инвалидов; введение современного понятийного аппарата по комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе по сопровождаемому проживанию; определение механизма предоставления реабилитационных и абилитационных услуг инвалидам на основе разработки и утверждения соответствующих стандартов и порядков их предоставления.
В законопроекте дано определение термину «сопровождаемое проживание», которое рассматривается как жизнеустройство инвалидов, не способных вести самостоятельный образ жизни или способных его вести с помощью других лиц, и является элементом постоянного процесса комплексной реабилитации и абилитации инвалидов. В основе сопровождаемого проживания лежит технология предоставления инвалидам всех необходимых услуг. Законом определяются полномочия органов исполнительной власти по установлению нуждаемости инвалида в сопровождаемом проживании, формы проживания (индивидуальная, малыми группами), виды используемого жилья для этих целей, объем предоставления инвалидам услуг в зависимости от выраженности ограничений жизнедеятельности, условия организации сопровождаемого проживания и т.д.
Статья 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации» дополнена понятием «стационаро-замещающих» технологий. В ней закреплены полномочия федеральных органов исполнительной власти по утверждению примерного перечня социальных услуг, предоставляемых при организации сопровождаемого проживания и критерии определения нуждаемости в них.
Для реализации положений Закона разрабатывается около 30 подзаконных нормативных правовых актов, в частности, проект постановления Правительства о порядке организации сопровождаемого проживания инвалидов.
Принятие указанного выше законопроекта, планируемое к 1 июля 2023 г., позволит создать дополнительные правовые основы для расширения возможностей инвалидов по ведению самостоятельного образа жизни в избранном месте жительства.
Наряду с реформированием федерального законодательства обновляется правовая система субъектов РФ в части решения конкретных вопросов, регулирующих организацию сопровождаемого проживания, в том числе по разработке механизма предоставления жилых помещений, определения перечня и стандарта услуг, разработки тарифов и порядка выплат поставщикам услуг, межведомственному взаимодействию и другим вопросам. Региональные законодательные акты по этим вопросам приняты в 53 субъектах РФ, в том числе по вопросам обеспечения инвалидов жильем — в 16 субъектах, по предоставлению услуг, тарифов и порядка выплат поставщикам услуг — в 36 субъектах, по межведомственному взаимодействию — в 30 субъектах РФ, по решению организационных вопросов сопровождаемого проживания — в 43 субъектах РФ, по решению других социальных вопросов — в 19 субъектах РФ. Всего в субъектах принято более 150 нормативно-правовых актов.
Таким образом, переход к процессу сопровождаемого проживания уже реальность сегодняшнего дня, однако, необходимо завершить законодательное совершенствование в плане закрепления всех норм. Безусловно, данный процесс предполагает плановое изменение многих законодательных актов, но в итоге люди с инвалидностью получат полноценную реализацию своих прав в социуме, наряду с другими. Цель всего процесса – создать безбарьерную среду с учетом мнения целого ряда специалистов: медиков, психологов, социальных служб, служб занятости, образовательных организаций. Все это позволит безболезненно социализироваться инвалидам и приобрести новый социальный статус.
Проанализировав в рамках первой главы теоретические основы исследования социальной работы с инвалидами можно сделать следующие выводы.
Инвалиды являются социальной группой, требующей особого внимания со стороны государства и особой защиты. Многие социальные проблемы, на современном этапе развития общества до сих пор не решены. Тяжелое положение инвалидов усугубляется отсутствием некоторых лекарственных препаратов, полноценной социальной защиты, недостаточной финансовой поддержкой со стороны государства.
Некоторые проблемы поможет решить переход к процессу сопровождаемого проживания, однако, необходимо совершенствовать законодательную базу. В итоге люди с инвалидностью получат полноценную реализацию своих прав в социуме, наряду с другими. Цель всего процесса – создать безбарьерную среду с учетом мнения целого ряда специалистов: медиков, психологов, социальных служб, служб занятости, образовательных организаций. Все это позволит безболезненно социализироваться инвалидам и приобрести новый социальный статус.
Страницы: 1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 12 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 7 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дней назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дней назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дней назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф