Вид работы: Проект
Тема: Экономическая Дипломатия Китая
Введение
Экономическая дипломатия, или, как ее еще называют, в общепринятом понимании — это объединение усилий государства и общества в продвижении экономических интересов страны в развитии двусторонних отношений и в содействии экономическому сотрудничеству, являющемуся важной основой этих отношений.
В российско-китайских отношениях экономическая дипломатия всегда была и продолжает оставаться важным компонентом их становления, восстановления и развития; всегда играла и продолжает играть важную роль в привлечении широких слоев общественности России и Китая к развитию экономических отношений, а ныне отношений все объемлющего доверительного партнерства и стратегического взаимодействия между Россией и Китаем.
Актуальность выбранной темы данной работы обусловлена тем, что в настоящее время Китай является одним из наиболее динамично развивающихся государств в мире, что неизбежно влечет за собой изменение его роли в системе международных экономических отношений.
При решении задач на международной арене современный Китай все чаще прибегает к приемам и методам экономической дипломатии, поскольку экономическая мощь Китая и растущая экономическая зависимость от КНР не только развивающихся, но и отдельных развитых стран, во многом способствуют широкому использованию Китаем экономических рычагов при решении внешнеполитических задач. В связи с этим анализ сущности и особенностей современной китайской экономической дипломатии представляется актуальной исследовательской задачей.
Целью данной работы является исследование основ и особенностей экономической дипломатии Китая с Российской Федерацией.
Исходя из поставленной цели в рамках данной работы предполагается решение следующих задач:
— изучение принципов экономической дипломатии Китая;
— исследование особенностей экономической дипломатии Китая;
— анализ основ экономической дипломатии Китая с Российской Федерацией.
Объектом исследования в работе выступает экономическая дипломатия Китая.
Предметом исследования в работе выступают взаимоотношения Китая и Российской Федерации в рамках экономической дипломатии.
В данной работе были использованы следующие работы в области изучения экономической дипломатии Китая: А.Ф. Зимина В.М. Тимирьяновой, В.Д. Грибова В.П. Грузинова Г. Ю.В. Лысенко, М.В. Лысенко, Э.Х. Таиповой , В.Я. Горфинкеля, А.И. Базилевича, Л.В. Бобкова и др.
Теоретической и методологической основой курсовой работы стали труды ведущих отечественных и зарубежных специалистов, раскрывающие понятия экономической дипломатии, принципы и особенности экономической дипломатии Китая в рамках отношений с Российской Федерацией.
Экономическая дипломатия Китая, принципы и особенности
В Кратком внешнеэкономическом словаре экономическая дипломатия определяется как: «специфическая область современной дипломатической деятельности, связанная с использованием экономических проблем в качестве объекта и средства борьбы и сотрудничества в международных отношениях. Экономическая дипломатия, как и дипломатия, вообще, является составной частью внешней политики, международной деятельности государства; именно внешняя политика определяет цели и задачи экономической дипломатии, которая представляет собой совокупность мероприятий, форм, средств и методов, используемых для осуществления внешней политики»[1]. При этом следует отметить, что данное понятие в исследовательской литературе не является широко распространенным. Во многих словарях упоминается только ряд родственных с экономической дипломатией понятий, например «дипломатия доллара», «текстильная дипломатия».
Под экономической дипломатией в современной литературе понимается та часть дипломатической деятельности, которая направлена на реализацию экономических целей и интересов государства. Это понятие стало широко употребляться сравнительно недавно, хотя было бы совершенно неправильным считать, что только в современном обществе экономические интересы государства были включены в сферу дипломатической деятельности, ведь именно торговля была поводом для установления первых межгосударственных взаимоотношений и соглашений. Поэтому, можно смело сказать, что экономическая дипломатия не является порождением только современного глобализирующегося общества. Политика и экономика на протяжении всей истории развития международных отношений взаимно влияют друг на друга.
Стоит отметить, что в процессе развития экономической дипломатии Китая выделяют два этапа:
Первый этап – с 1949 по 1978 гг. – период получения признания Китая другими государствами мира, момент установления дипломатических отношений с ними.
Основной целью экономической дипломатии Китая на данном этапе является укрепление сотрудничества с СССР как основным партнером на ведущей арене.
«Перед экономической дипломатией стоит задача расширения двусторонней торговли, укрепления двустороннего экономического и научно-технического сотрудничества, получения от советской стороны экономической и технической помощи.»[2]
Помимо указанной цели на данном этапе активно развивались и торгово-экономические отношения с другими странами, в том числе АТР. По мере возможности Китай
Отношения со странами Западной Европы в этот период носят сложный и противоречивый характер. С одной стороны, развитые капиталистические страны активно противодействуют новому коммунистическому Китаю: с материка через Гонконг выводятся активы бывших концессий, вводится эмбарго на торговлю с Китаем. С другой стороны, в некоторых западноевропейских странах (например, во Франции и в Великобритании) верх берут торговые интересы, и эмбарго в одностороннем порядке отменяется, а в Китай направляются представители деловых кругов. Таким образом, экономика начинает определять внешнеполитическую динамику[3].
Проследим влияние экономических интересов на развитие двусторонних отношений между странами на примере КНР и ФРГ. После завершения Второй мировой войны и установления Китаем дипломатических отношений с ГДР, дистанция между ФРГ и КНР казалась огромной и непреодолимой. Не последнюю роль играла принятая в Бонне в 1955 г. доктрина Халльштейна, по которой ФРГ отказывалась от внешнеполитических отношений с государствами, имеющими дипломатические контакты с ГДР (исключение составлял СССР). Также сказывалось и возросшее недовольство США внешней и внутренней политикой КНР, в частности, тайваньским вопросом (как известно, США имели большое влияние на дипломатический вектор ФРГ).[4]
Некоторые сдвиги в отношениях между ФРГ и Китаем наметились только в середине шестидесятых годов ХХ г., и именно в экономической сфере, когда китайские и немецкие дипломаты в 1964 г. вели тайные переговоры в швейцарском Берне по вопросам товарообмена двух государств. Уже в 1967 г. официально не закрепленный товарообмен двух государств перешагнул миллиардный рубеж, это не могло не сказаться на развитии двусторонних отношений: КНР и ФРГ были просто вынуждены начать движение навстречу друг другу, которое дало закономерный результат — установление в октябре 1972 г. дипломатических отношений.
Второй этап развития экономической дипломатии Китая – с декабря 1978 года — когда на 3 пленарном заседании ЦК КПК главной задачей партии и правительства было объявлено «экономическое строительство». Значение данного этапа состоит в толчке к рассмотрению экономической дипломатии в Китае как главного инструмента внешнеэкономической политики.
Важное место в дипломатической практике отводится информационной работе. Внешнеполитическая пропаганда нацелена на то, чтобы подчеркнуть мирный характер развития Китая, отсутствие угрозы интересам других стран, его стремление к сотрудничеству на основе принципов равенства и взаимной выгоды. Она старается продемонстрировать стремление Китая решать международные дела по справедливости, с учетом интересов всех сторон, формирует образ защитника интересов других развивающихся стран.
Любым переговорам предшествует тщательная подготовка, во время которой, как правило, собирается и анализируется вся доступная информация, касающаяся состава делегации и особенностей ее членов, позиции партнеров по тому или иному вопросу, их готовности и способности к уступкам, сути вопросов и стадии развития проблем, подлежащих обсуждению и разного рода другая информация. В соответствии с выводами формируется состав делегации, назначается ее руководитель, определяются тактика во время переговоров, позиции максимум и минимум, условия и порядок уступок. Китайские делегации, как правило, всегда хорошо подготовлены, включают многочисленных экспертов по самым разным вопросам.
Выступая в роли главных переговорщиков, руководители китайских делегаций стремятся прислушиваться к мнению других членов делегации. Часто по отдельным вопросам предоставляют им право выступить, напрямую обсудить вопросы с партнерами. В некоторых случаях руководители китайских делегаций передают право ведения переговоров одному из членов делегации. С одной стороны, это связано со стремлением ускорить переговорный процесс, поскольку специалисты могут быстрее найти варианты решения обсуждаемых вопросов; с другой стороны, это можно рассматривать, как возможность отдыха во время длительных и напряженных переговоров. Нередко переговоры, особенно переговоры на уровне экспертов, затягиваются допоздна, могут продолжаться ночью.[5]
Как правило, в начале переговоров озвучивается позиция-максимум. Уступки чаще всего делаются только в конце переговоров, когда становится очевидным, что партнеры проявляют встречную твердость и последовательность, и переговоры могут зайти в тупик. Очень часто перерывы на обед, ужин и любая другая неформальная обстановка используются китайской стороной для совместного с партнерами поиска вариантов решения возникших в ходе переговоров проблем. Как бы не складывались переговоры, и к каким бы результатам они не приводили, для китайской стороны всегда важным остается сохранения «лица», своего и партнера. Если китайская дипломатия добивается победы, то она прилагает усилия, чтобы, по крайней мере, внешне эта победа как можно меньше задевала чувства другой стороны. В свою очередь, китайская сторона ожидает встречное понимание со стороны партнеров.[6]
Стремительное повышение роли и укрепление позиций Китайской Народной Республики в мире свидетельствует об эффективности и успехах ее экономической дипломатии, также как и дипломатии в целом, что способствует формированию их позитивного образа в обществе. Участники Форума «Экономическая дипломатия Китая 2007» (Пекин, 23 декабря 2007 г.) пришли к выводу, что китайская дипломатия приобретает все более ярко выраженную «экономическую» окраску. Бывший посол КНР во Франции У Цзяньминь будучи ректором Дипломатического института в одном из своих выступлений отметил, что экономическая дипломатия КНР вступает в свой «золотой век». Очевидно, что по мере дальнейшего развития Китая, его экономическая дипломатия будет играть все более заметную роль в общей дипломатической практике государства, что в перспективе сделает ее изучение еще более актуальной задачей.
Далее рассмотрим принципы экономической дипломатии Китая:
1 – обеспечение руководства страны своевременной доставкой информации об экономической ситуации за рубежом, о внешнеэкономической политике других государств, деятельности международных организаций, экономических позициях, стратегиях и интересах субъектов международных отношений, о динамике мирового экономического порядка;
2 – практическое решение на международной арене задач по созданию наиболее благоприятных условий для экономического развития своего государства в глобальном контексте, претворять в жизнь внешнеполитические задачи программ экономического развития страны;
3 – влияние посредством дипломатических каналов и инструментов на формирование нормативной базы международных экономических отношений в интересах своего государства; — поддерживать и защищать отечественный бизнес за рубежом, привлекать иностранных инвесторов в экономику своей страны;
4 — привлечение по мере необходимости внешние финансово-кредитные ресурсы для нужд экономического развития своего государства.
Экономическая дипломатия добрососедства является важной составной частью дипломатии Китая, его общей стратегии государственного развития. По этой причине китайская дипломатия носит прагматичный характер (отличный от гегемонистской дипломатии США или сбалансированной политики больших стран АСЕАН), опирается на реальную государственную мощь, самобытность, широкое распространение «мягкой силы», служит государственным интересам под лозунгом мирного сотрудничества и развития.[7]
Политика в отношении соседних стран служит целям Китая как сверхдержавы. Ее «усиление» в экономическом отношении, как и обострение внутренних противоречий и конфликтов, на ряду с изменениями в регионе, прежде всего ростом напряженности в ВКМ и ЮКМ, побудили китайское руководство нового поколения (Си Цзиньпина и Ли Кэцяна) к корректировке отношений с соседними странами после 2013 г. Конкуренция, забота о собственных интересах повысились и приобрели более прагматичный характер.
Акцентами этой политики Пекина стали следующие: решительная конкурентная борьба с Японией и США, «разрядка» с Россией, давление на Вьетнам и Филиппины, примирение со странами ЮВА и содействие им. «Движение на Запад и на Юг» является приоритетом политики Китая.
Тем не менее, политика в отношении великих держав и в отношении соседних государств строится с учетом китайско-американских отношений, хотя отдельно от них имеет место взаимодействие и с другими великими державами. Китай намерен избрать более гибкую тактику в отношениях с соседними странами.
Прикрепленные файлы:
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|


