Меню Услуги

Экономическая эффективность информатизации управления автотранспортных организаций


Страницы:   1   2


СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава 1. ИННОВАЦИОННЫЙ СЦЕНАРИЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
  • 1.1. Характеристика проблем функционирования экономических субъектов автотранспортного бизнеса на современном этапе развития экономики России
  • 1.2. Стратегические направления инновационного сценария развития рынка автомобильных услуг
  • 1.3. Информатизация управленческих процессов как важнейшее направление инновационного сценария развития автомобильного транспорта
  • ГЛАВА 2. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ НА АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
  • 2.1. Описание бизнес-процессов управления в автотранспортных предприятиях
  • 2.2. Характеристика современных информационно-аналитических систем управления бизнес-процессами
  • 2.3. Анализ отечественного и зарубежного опыта информатизации системы управления транспортными организациями
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

В современной рыночной экономике усиливается ответственность компании за принятие управленческих решений по обеспечению эффективности их деятельности. Эффективность производственной, инвестиционной и финансовой деятельности компании выражается в достигнутых финансовых результатах, т.е. получении прибыли. Прибыль — важнейший показатель деятельности компании. Ее увеличение создает компании финансовую основу для решения проблем производственного и социального характера и выполнения им обязательств перед бюджетами всех уровней. Прибыль характеризует степень деловой активности и финансового благополучия; уровень отдачи авансированного капитала и доходность вложений в активы компании и др.

Целью предпринимательской деятельности является не просто получение прибыли, а достижение высокой рентабельности, эффективности основных и оборотных средств. Показатели рентабельности являются относительными характеристи­ками финансовых результатов и эффективности деятельности компании. Они измеряют доходность компании с различных позиций и груп­пируются в соответствии с интересами участников экономического рыночного про­цесса. Если прибыль выражается в абсолютной сумме, то рентабельность — это относительный показатель интенсивности производства. Он отражает уровень прибыльности относительно определенной базы.

Предприятие рентабельно, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли. Рассчитываются и анализируются общая рентабельность работы компании, рентабельность продукции и ряд других показателей. Чем выше уровень рентабельности, тем выше эффективность хозяйствования компании.

В связи с вышесказанным, тема дипломной работы, посвященная анализу экономической эффективности информатизации системы управления автотранспортных предприятий представляется весьма актуальной. Анализ рассмотрен применительно к конкретной компании.

Объектом исследования является Автокомбинат №1.

Предметом исследования является анализ экономической эффективности информатизации системы управления автотранспортного предприятия.

Цель дипломной работы – изучить методы анализа эффективности деятельности компании и на этой основе рассмотреть возможности повышения эффективности деятельности компании.

 

Глава 1. ИННОВАЦИОННЫЙ СЦЕНАРИЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

1.1. Характеристика проблем функционирования экономических субъектов автотранспортного бизнеса на современном этапе развития экономики России

В любом современном государстве транспорт выступает одной из главных отраслей экономики. Дальнейшее формирование экономики требует налаженного транспортного обеспечения, надежная и четкая работа, которого во многом характеризует трудовой ритм предприятий промышленности, строительства и сельского хозяйства.

Основной задачей автотранспортного бизнеса является своевременное и полное удовлетворение потребностей в перевозках населения и грузов различных отраслей народного хозяйства. Автотранспорт обеспечивает потребности розничной торговли, перевозки срочных и дорогостоящих грузов на дальние расстояния, а также автотранспортное обеспечение производственной логистики, малого предпринимательства. Автомобильный транспорт важнейший сектор экономики, на формирование которого нацелена финансовая политика РФ. Таким образом, эффективность развития автомобильного транспорта во многом определит эффективность всей экономики страны, а недостаточное развитие автотранспорта, в определенной степени, равнозначно торможению финансового развития и структурных преобразований.

Автомобильный транспорт является важной составляющей транспортной инфраструктуры Российской Федерации.

На долю автомобильного транспорт приходится 58% общего объема пассажирских перевозок и более 59% общего объема грузоперевозок.

Автотранспорт является одним из основных видов транспорта при обеспечении подвижности населения с трудовыми, бытовыми и культурными целями.

Среди преимуществ автомобильного транспорта, позволяющие ему успешно конкурировать с другими видами транспорта, необходимо отметить следующие:

  • возможность осуществлять как коммерческие перевозки, так и перевозки для личных, семейных, бытовых или иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд;
  • широкая сфера применения по видам перевозимого груза и диапазону расстояний доставки грузов и пассажиров;
  • широкая номенклатура и доступность автотранспортных услуг;
  • возможность доставки пассажиров и грузов «от двери до двери» без дополнительных пересадок или перегрузок в пути следования;
  • возможность изменения партийности доставки грузов в широких пределах;
  • возможность обеспечения приемлемой скорости доставки пассажиров и грузов;
  • высокая доступность услуг автомобильного транспорта за счет возможности изменения маршрутов и графика движения;
  • безальтернативное применение для транспортного обслуживания предприятий, не имеющих других подъездных путей, кроме автодорог;
  • более гибкое ценообразование по сравнению с другими видами транспорта;
  • возможность быстрой адаптации к изменениям на рынках автотранспортных услуг.

К недостаткам автомобильного транспорта по сравнению с другими видами транспорта относятся:

  • более низкая управляемость в связи с большим количеством и территориальной сосредоточенностью субъектов автотранспортной деятельности и транспортных средств;
  • относительно более низкая производительность единицы подвижного состава и более высокая себестоимость перевозок;
  • высокая потребность в персонале;
  • большие объемы топливопотребления на единицу транспортной работы;
  • более низкий уровень транспортной и экологической безопасности.

Таблица 1.1 – Показатели грузооборота и пассажирооборота РФ

Годы Показатели
Грузооборот всего,

млрд. т. км

Пассажирооборот автотранспорта, млрд. пасс. км
2014 246,7 117,4
2015 233 115,3
2016 235,5 115,3
2017 239,7 115,2
2018 243,7 115,2
2019 247,9 115,4
2020 252,2 115,5

 

По данным табл. 1.1, мы можем увидеть, что грузооборот автотранспорта в 2015 году снизился в связи с падением спроса на транспортные услуги, но в последующие годы динамика по грузообороту имеет тенденцию к возрастанию на 1-2%. Это можно увидеть на Рис. 1.1.

Рис. 1.1 — Грузооборот всего, млрд. т. км

Следует отметить, что автомобильный транспорт обладает низким входным инвестиционным порогом и большой мобильностью при организации новых логистических цепочек, также зарубежный опыт показывает эффективность использования автомобильного транспорта большой грузоподъемности при перевозках на расстояние 300-400 км и более.

Автотранспорт является высоко востребованным хозяйствующими субъектами различных отраслей экономики и различного масштаба бизнеса: от крупных организаций до малых предприятий, включая индивидуальных предпринимателей.

Экономические реформы РФ в таких сферах, как организационная, финансовая и управленческая скорректировали условия работы транспортных организаций. Плановая экономика уступила место рыночным отношениям, при этом подверглись изменениям государственное регулирование, управление АТП, взаимоотношения партнеров, а также общественные и производственные цели. Автотранспортные компании стали нуждаться в современных информационных технологиях управления.

Рыночные преобразования привели к изменениям в работе автомобильного транспорта, а конкретно, в структуре грузовых и пассажирских перевозок.

Таблица 1.2 – Прогноз объема перевозок грузов и пассажиров в Российской Федерации

Годы Показатели
Коммерческие перевозки грузов, млн. т. Объём перевозок грузов, всего, млн. т. Объём перевозок пассажирским автотранспортом, млрд. пасс.
2014 1616,5 5414,5 11,2
2015 1530 4919,4 10,96
2016 1536,4 4940,1 10,82
2017 1560,8 5018,4 10,68
2018 1592 5118,7 10,55
2019 1620 5208,9 10,55
2020 1653,1 5299,4 10,56

 

По данным таблицы 1.2, можно заметить, что объем перевезённого автотранспортом груза имеет тенденцию к возрастанию. Несмотря на это, в 2020 году по отношению к 2014 прогнозируется снижение объема перевозок приблизительно на 2%. Объем перевезённых пассажиров незначительно снижается и к 2020 году будет составлять примерно 10,56 млрд. пасс, что на 6% ниже объема в 2014 году.

Прогноз коммерческих грузоперевозок с каждым годом стремится к возрастанию, это можно увидеть на рис. 1.2.

Рис. 1.2 — Коммерческие перевозки грузов, млн. т.

Автотранспорт является трудоемкой подотраслью транспортного комплекса. Только в крупных и средних автопредприятиях, обеспечивающих грузовые и регулярные автобусные перевозки, занято около 480 тыс. человек, порядка 400 тыс. человек занято на таксомоторных перевозках.

Автомобильный транспорт является крупным потребителем материальных ресурсов. Он является основным потребителем продукции отечественной автомобильной промышленности, доля которой в ВВП оценивается на уровне 1-2%, он потребляет ежегодно до 65 млн. т. жидкого автомобильного топлива на сумму, оцениваемую порядка 2,5 трлн. руб.

Все это говорит о том, что автомобильный транспорт усиливает свои позиции на рынке транспортных услуг.

Автомобильный транспорт способен обеспечить не только экономический рост, но и повысить уровень мобильности населения. Провозные возможности автотранспорта способны обеспечить сбалансированное развитие регионов России, расширить рынки сбыта готовой продукции, а также изменить характер сотрудничества и распределения производственных сил.

Функционирование автотранспорта сталкивается с рядом проблем технического и организационно-правового характера, которые приводят к:

  • недостаточно качественному оказанию автотранспортных услуг;
  • росту перегруженности движения на дорогах и, как следствие, к снижению скорости пассажирских и грузовых перевозок;
  • неравным условиям конкуренции на рынке автотранспортных услуг;
  • высокому уровню аварийности и тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий (ДТП);
  • существенному негативному воздействию автотранспорта на состояние окружающей среды и здоровье населения;
  • снижению конкурентоспособности российских автомобильных перевозок на международном рынке автотранспортных услуг и снижению транзитного потенциала страны.

Существующая тарифная, налоговая и амортизационная политика государства не позволяют субъектам автотранспортной отрасли функционировать финансово устойчиво. У большинства автотранспортных организаций отсутствуют собственные инвестиционные возможности для обновления основных средств, в первую очередь подвижного состава автотранспорта.

Существующие механизмы налогообложения приводят к неоправданному росту финансовой нагрузки на перевозчиков. С другой стороны, существует объективная необходимость включения в стоимость работы автотранспорта удельной стоимостной оценки всех «внешних» негативных эффектов, связанных с этой работой (потери, связанные с задержками при перевозках, риски ДТП, выбросы вредных веществ и СО2, разрушение дорожных покрытий, заторы и др.).

Существенным фактором, влияющим на эффективность работы автомобильного транспорта, является его технический уровень и техническое состояние подвижного состава. Технический уровень автомобильного и транспорта в целом не соответствуют современному мировому уровню, что не позволяет обеспечить эффективность соответствующей транспортной деятельности на уровне показателей наиболее развитых стран. Данный фактор негативно влияет также и на показатели работы российских перевозчиков на международных перевозках, снижая их конкурентоспособность.

В результате реформирования подотрасли в 90-х годах прошлого века оказалась практически ликвидирована производственно-техническая база автотранспортных предприятий. Значительный срок службы и высокий износ подвижного состава автомобильного транспорта приводят к росту себестоимости перевозок.

Средний «возраст» легковых автомобилей, которые составляют основную долю парка автотранспортных средств, равен 12 годам. Более половины автобусов и грузовых автомобилей имеют «возраст» свыше 8 лет.

Еще одной немало важной проблемой является обеспечение безопасности дорожного движения и безопасности перевозок.

Безопасность функционирования автотранспорта в Российской Федерации оценивается следующими показателями.

Количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях по итогам 2014 года составило 27,0 тыс. человек, или более 99% от числа всех погибших на транспорте. ДТП составляют до 15% от всех внешних причин смерти населения Российской Федерации, включающих, например, смертность от различных несчастных случаев, отравлений, убийств и др.

Низкий уровень безопасности грузовых и пассажирских перевозок отечественными автотранспортными организациями негативно влияет на их конкурентоспособность на международном рынке транспортных услуг.

Низкий уровень обеспечения безопасности дорожного движения объясняется целым рядом причин:

  • недостаточной эффективностью механизмов воздействия государства на ситуацию с аварийностью;
  • низким качеством дорожной сети и несоответствием ее пропускной способности растущему спросу на перевозки;
  • слабым использованием возможностей связи, приборного контроля, спутникового навигационного позиционирования для повышения безопасности перевозок;
  • недостатками в сфере регулирования дорожного движения;
  • отсутствием эффективной системы контроля технического состояния автотранспорта в эксплуатации.

Стоит еще упомянуть о проблеме загрязнения, т.к. автомобильный транспорт является крупнейшим источником шумового загрязнения, образования пыли из продуктов износа резины и асфальтобетонных дорожных покрытий, источником образования твердых отходов, вреда здоровью населения и загрязнения окружающей среды. Доля его вклада в суммарные антропогенные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу составляет около 40%, достигая в крупных городах значения 70-80%. Он является одним из крупнейших. Из-за загрязнения автотранспортом атмосферного воздуха в стране ежегодно преждевременно умирает порядка 15-20 тыс. человек.

Высокий уровень воздействия автомобильного транспорта на состояние окружающей среды, климата и здоровье населения определяется рядом причин:

  • отсутствием действенных административных и экономических механизмов, стимулирующих использование более «экологически чистых» транспортных средств и транспортных технологий;
  • отсутствием эффективных механизмов оценки решений и проектов в сфере развития транспортной инфраструктуры и организации движения на дорогах;
  • значительном снижением эффективности системы периодических технических осмотров;
  • недостаточном контроле за качеством реализуемого моторного топлива со стороны государственных надзорных органов.

1.2. Стратегические направления инновационного сценария развития рынка автомобильных услуг

Автомобильный транспорт играет важную роль в транспортной системе Российской Федерации и его эффективное функционирование создает условия для модернизации и инновационного развития национальной экономики, для удовлетворения транспортных потребностей населения, а также для интеграции России в мировую экономическую систему. Автомобильный транспорт определяет возможности государства как создавать условия для стабилизации социально-экономического развития, так и обеспечивать согласованность территорий страны.

На сегодняшний день индивидуальные предприниматели и частные автотранспортные организации, которые составляют от 80 до 90% экономических субъектов автотранспорта в большинстве случаев преследуют коммерческие интересы, если и осуществляют введение мероприятий информационного прогресса, то без учета экономических интересов
страны, что приводит к понижению экономического эффекта от реализации инновационной политики в системе автотранспортных услуг.

Сегодня настал этап перехода на инновационный путь, конкретно в сфере информационных технологий управления экономических субъектов автотранспортного бизнеса. Развитие инновационного сценария автомобильных услуг основывается на разработке организационно-управленческих инноваций, в частности, стратегического планирования, которое осуществляется на базе сбалансированной системы показателей.

В настоящее время формирование телекоммуникационных и информационных технологий позволяет отслеживать перемещение подвижного состава и грузопотоки с целью оказания качественных услуг, регулирования плотности движения, безопасности транспортных процессов, контроля количества вредных выбросов в атмосферу.

Стоит отметить, что для эффективного функционирования автотранспортных предприятий необходимо скорректировать нормативную и законодательную базу, в частности, обязать автоперевозчиков оборудовать подвижной состав навигационной спутниковой технологией.

Согласно статье 11 ФЗ-16 «О транспортной безопасности», в России формируется Единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС), предусматривающая создание автоматизированных баз по оценке уязвимости объектов транспортных средств и транспортной инфраструктуры. Создание ЕГИС основано на использовании спутниковых технологий.

Инновационная информационная стратегия автотранспортных предприятий РФ предусматривает реализацию, формирование и поддержание системы оперативного информационного обеспечения, включая для обеспечения обратной и попутной загрузки автотранспорта, создание информационной единой платформы автотранспорта; совершенствование системы информационного обмена, учета и документооборота на основании применения использования международных нормативов и стандартов.

Стратегической целью развития автотранспорта, как одной из важнейших подсистем транспортного комплекса, является инновационное развитие экономики и удовлетворение потребностей населения в качественных и безопасных транспортных услугах. Стратегическую цель инновационного развития можно достичь путем эффективного решения основных комплексных проблем в сфере автотранспортных услуг.

Решение проблем в сфере повышения безопасности перевозок пассажиров и грузов, снижения уровня негативного воздействия автомобильного транспорта на климат, здоровье населения и на окружающую среду будет основываться на приоритете безопасности для жизни и здоровья граждан и окружающей природной среды при осуществлении транспортной деятельности путем реализации концепции «устойчивого развития транспорта». В связи с этим особое внимание должно уделяться проведению последовательной превентивной политики в области повышения безопасности автотранспортной деятельности, обеспечения технологической безопасности объектов автотранспортной инфраструктуры и подвижного состава автомобильного транспорта, а также их защищенности от актов незаконного вмешательства. Решение данной проблемы приведет к повышению конкурентоспособности автотранспортных услуг российских перевозчиков.

Решение проблем в сфере формирования современной интегрированной технологической и информационной среды функционирования автомобильного транспорта на основе опережающего развития эффективной транспортной инфраструктуры и широкого использования инновационных технологий предусматривает создание современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, позволяющей обеспечить внедрение методов государственного регулирования рынка автотранспортных услуг на основе создания систем мониторинга, контроля и надзора в сфере автомобильного транспорта.

Значимую роль в реализации инновационного сценария будет играть повышение управляемости подотрасли автомобильного транспорта на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, которое будет достигнуто на основе совершенствования соответствующей нормативно-правовой основы, включая вопросы регулирования доступа перевозчиков на рынок автотранспортных услуг, разработки стандартов транспортной деятельности и качества услуг, формирования тарифной, налоговой и амортизационной политики и др.

Проблемы технического и технологического отставания системы автомобильного транспорта России в сравнении с развитыми странами должны решаться на основе улучшения технического состояния подвижного состава, повышения его энергоэффективности. Это будет достигнуто за счет снижения среднего «возраста» подвижного состава автомобильного транспорта, ускорения темпов его обновления, повышения уровня обеспеченности и обновления производственно-технической базы автотранспорта.

Увеличение объемов экспорта автотранспортных услуг, в том числе за счет развития транзитного потенциала Российской Федерации, связано с повышением конкурентоспособности автотранспортной системы. Благодаря этому, можно достичь укрепления позиций на мировом рынке автотранспортных услуг и устойчивого повышения уровня реализации транзитного потенциала страны. При этом предусматривается дальнейшая гармония между российским и европейским транспортным законодательством с целью большей интеграции российского автотранспорта в мировую систему коммуникаций.

Необходимым условием для достижения целей и задач стратегии является совершенствование системы обеспечения отрасли автомобильного транспорта компетентным профессионально-подготовленным персоналом, который должен реализовать проекты развития систем автомобильного транспорта, эксплуатацию инфраструктуры автотранспорта и предоставить высокоэффективные и безопасные транспортно-логистические услуги.

1.3. Информатизация управленческих процессов как важнейшее направление инновационного сценария развития автомобильного транспорта

В странах с социально-ориентированной экономикой транспортная политика направлена на замедление роста парка личного автотранспорта и ускоренное развитие пассажирского транспорта.

Особое внимание уделяется информации в области принятия управленческих решений автотранспортной организации.

Информатизация на автотранспорте продолжает совершенствовать продукты программного и технического обслуживания, происходит внедрение инновационных технологий и активное использование Интернета.

Успешная деятельность на автотранспорте в условиях информатизации связана с идентификацией грузов, применением штрих-кода на носителе, новыми радиочастотными технологиями идентификации с использованием транспондеров.

Основное направление в области оптимизации использования автомобильного транспорта предполагает применение автоматизированных навигационных спутниковых систем.

Автоматизированные навигационные спутниковые системы — это важная составная часть в области оптимизации движения автотранспорта.

Данная система предлагает «цифровые» топографические карты, используется для автоматизации управления предприятием.

В России организацию движения автомобильного транспорта берут на себя сервис-провайдеры, которые имеют связь с «бортовым» компьютером автомобиля. Некоторые сервис-провайдеры организации движения производят оперирование потоками видеоинформации, которые нужно обрабатывать и использовать.

Для автомобильного транспорта разрабатываются новые проекты информационно-технологического сопровождения (ИТС), которые претендуют на глобальный характер на территории России.

Данные проекты в различных сочетаниях осуществляют предусмотренные выборки функций ИТС для колесных транспортных средств (КТС) из сформировавшихся предложений:

  • подача сигнала тревоги при нападениях;
  • подача сигнала SOS при ДТП;
  • информирование о местоположении КТС;
  • контроль состояние груза или кузова;
  • видеоконтроль работы водителя и перевозки пассажиров;
  • регистрация нарушений ПДД;
  • регулирование дорожного движения;
  • сбор платежей на платных дорогах и стоянках;
  • сбор, обобщение и передача водителям метеоданных;
  • информирование водителей через бортовые устройства и динамические табло;
  • обмен данными между КТС в транспортном потоке.

Применение ИТС является продуктивным для данных проблем и таких вариантов решений, для которых существенна информатизация автомобилей и автомобильного транспорта в целом.

Стратегии инноваций на автотранспорте разрабатываются на основании учета следующих его проблем:

  • безопасность дорожного движения;
  • транспортная безопасность;
  • вредное воздействие на окружающую среду;
  • транспортные заторы в мегаполисах и перегруженность автомагистралей.

Система решений проблемы транспортной безопасности, представлена на рисунке 1.3.

Рисунок 1.3 – Система решений проблемы

Для осуществления к функциям ИТС существует необходимость по каждой задаче определить проблемный объект (рис. 1.4).

Рисунок 1.4 – Объекты

На основании объектов были определены стратегии в области инноваций в ИТ для автомобильного транспорта (табл. 1.3).

Таблица 1.3 – Стратегии в области инноваций в ИТ для автомобильного транспорта

На основе изученного материала, можно сделать вывод о том, что в настоящее время на автомобильном транспорте выявлено множество проблем, связанных с финансовой, управленческой и организационной деятельностью.

Для комплексного решения данных проблем на автотранспорте применяются различные информационные технологии, разрабатываются новые проекты информационно-технологического сопровождения (ИТС).

Применение ИТС является продуктивным для данных проблем и таких вариантов решений, для которых существенна информатизация автомобилей и автомобильного транспорта в целом.

Также с целью повышения эффективности функционирования автотранспортных организаций активно разрабатываются инновационные стратегии, которые предназначены для повышения качества управленческих решений и процессов в автотранспортной деятельности организаций.

В следующей главе будет более подробно рассмотрена тема информатизации процессов, применение информационно систем в управлении автотранспортным предприятием.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

 

Глава 2. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ НА АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

2.1. Описание бизнес-процессов управления в автотранспортных предприятиях

Управление предприятием, предоставляющим автотранспортные услуги в условиях конкурентоспособной рыночной борьбы и больших потоков информации, невозможно без современных информационных технологий, какие не так давно были доступны лишь крупным организациям из-за своей сложности внедрения и стоимостных характеристик.

В управлении автотранспортом структура бизнес-процессов — это непростая система взаимодействия между персоналом, всеми подразделениями организации и контрагентами.

Внедрение и применение процессного подхода к управлению автотранспортным предприятием ориентировано на снижение издержек сервиса автопарка, управление техническим состоянием подвижного состава, повышение производительности парка автотранспортных средств, управление стоимостью автотранспортных услуг и предоставления качественных услуг заказчикам.

Целью бизнес-процесса является стремление владельца к количественному показателю за счет к управления и улучшения процесса. Каждый процесс задан определенной целью и одного процесса их может оказаться несколько. Как правило, цели бизнес-процессов непременно должны быть согласованны с видением и стратегическими целями предприятия.

Простая классификация бизнес-процессов состоит из трех базовых категории:

  • основные бизнес-процессы;
  • вспомогательные бизнес-процессы;
  • бизнес-процессы управления.

Таблица 2.1 — Соответствие классификаций бизнес-процессов

Простая классификация Подробная классификация
Основные бизнес-процессы Основные
Сопутствующие
Вспомогательные бизнес-процессы Вспомогательные
Обеспечивающие
Бизнес-процессы управления Управления
Развития

 

Под основными бизнес-процессами подразумевается то, что они должны быть нацелены на производство товаров и услуг, приносят прибыль предприятию и являются ценными для клиента. В основном это могут быть такие процессы, как транспортировка груза, ремонт подвижного состава, перевозка пассажиров и другое. Такие бизнес-процессы, как правило, производят «выходы» и на предприятии их немного.

Вспомогательные бизнес-процессы предусмотрены для обеспечения функционирования основных бизнес-процессов. Данный вид бизнес-процессов выполняет функцию обеспечения бизнес-процессов предприятия необходимыми ресурсами, такими как, ТО, ремонт подвижного состава предприятия, а также снабжение ремонтными материалам и запасными частями. (ремонт и техническое обслуживание собственного подвижного состава, снабжение запасными частями и ремонтными материалами). Отличие от основных бизнес-процессов заключается в том, что количество их может достигать нескольких десятков.

Бизнес-процессы управления охватывают целый комплекс функций, основной целью которых является управление всеми бизнес-процессами предприятия. Это могут быть такие процессы, как маркетинг и изучение рынка, управление финансами, управление задолженностью потребителей, заключение договоров, и другие процессы, которые регулируют конкурентоспособность и выживание предприятия.

К основными показателям оценки эффективности бизнес-процессов можно отнести:

  • количество приведенных клиентов;
  • количество обслуженных клиентов;
  • количество минимальных операции при обслуживание клиентов;
  • стоимостные потери при обслуживании клиентов;
  • длительность выполнения операций при обслуживании;

Можно выделить характерные черты уже существующих бизнес-процессов автотранспортных предприятий:

  • независимые подразделения предприятий, которые имеют в своей собственности информационные системы и базы данных клиентов;
  • бизнес-процессы, принадлежащие подразделениям предприятий динамичны и непредсказуемы;
  • планы и расписания, которые существуют в организации, могут быть нарушены в любой момент;

Функциональная организационная структура управления автотранспортным предприятием зависит от организационно-правовой формы управления, формы собственности и специализации автотранспортного бизнеса.

Организационно-функциональная структура бизнес-процессов автотранспортного предприятия:

Генеральный директор:

  • управление исполнительной службой;
  • стратегическое планирование;

Коммерческая служба:

  • исследование и анализ сегментов рынка по направлениям деятельности предприятия;
  • формирование портфеля заказов по видам услуг (заключение договоров);
  • контроль за исполнением заключенных коммерческих договоров;
  • прием текущих заявок на перевозки и контроль за их исполнением;
  • разработка маркетинговой стратегии;
  • определение политики ценообразования предприятия по видам деятельности;
  • организация рекламы.

Финансовая служба:

  • организация финансового планирования (бюджет наличности, отчет о финансовых результатах, составление бухгалтерского баланса);
  • финансовый анализ;
  • организация финансового учета (активов, труда, заработной платы, выручки и затрат, расчетов с дебиторами и кредиторами, бухгалтерской и статистической отчетности).

Планово-экономическая служба:

  • стратегическое и текущее планирование (бизнес-планы, бизнес-проекты);
  • производственное планирование и бюджетирование (бюджет продаж, доходы, расходы, себестоимость перевозок и др. услуг, оплата труда);
  • оценка использования материально-технических ресурсов (план материально-технического обеспечения);
  • оценка эффективности использования имущественного комплекса предприятия (активов);
  • проведение инвестиционной политики (выбор источников финансирования, взаимоотношения с инвесторами, привлечение краткосрочных кредитов);
  • разработка мотивационного механизма.

Управление службой эксплуатации:

  • обеспечение выполнения договоров и заказов на перевозки;
  • оперативное управление перевозочным процессом;
  • выбор типа подвижного состава для выполнения заказов;
  • линейный контроль за работой автомобилей.

Управление технической службой:

  • планирование производственной программы ТО и текущего ремонта;
  • организация ремонта и технического обслуживания транспортных средств;
  • технический учет и контроль подвижного состава, агрегатов и др.;
  • осуществление складирования материально-технических ресурсов.

Управление инженерной службой:

  • обеспечение электро-, газо-, тепло-, и водоснабжением, телефонной связью;
  • организация содержания зданий, сооружений, оборудования и др. в состоянии пригодном для эксплуатации;
  • проверка технического состояния транспортных средств при выезде их на линию и при возвращении;
  • обеспечение экологической безопасности функционирования предприятия.

Информационно-коммуникационная служба:

  • информатизация планирования, анализа и учета на предприятии;
  • информатизация бизнес-процессов;
  • навигационное обеспечение транспортных процессов.

Служба управления персоналом:

  • организация системы подбора кадров (водителей, ремонтных вспомогательных рабочих, инженерно-технических работников и служащих);
  • организация переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров;
  • учет кадров.

Юридическая служба:

  • правовое сопровождение договорной работы служб предприятия.

Страницы:   1   2


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!