Сессия под ключ!
Меню Услуги

Экскурсия как средство формирования познавательного интереса к природе на уроках «Окружающий мир» в начальной школе. Часть 3

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp

1  2  3


2.2. Формирующий этап

 

В результате полученных данных на начальных этапах исследования были подобраны и внедрены в работу следующие методы, приемы и формы работы:

  • были проведены экскурсии в природу по темам уроков
  • осуществлялся подбор дополнительной литературы
  • оформление мини-библиотеки в классе по предмету «Окружающий мир» (энциклопедии, журналы ).
  • совместное с учащимися создание альбома о природе родного края
  • внедрение в уроки «Окружающий мир» просмотров видеороликов по темам, показ презентаций
  • ведение журнала по наблюдению за природой

В содержание проводимой работы вошли задания по развитию логического мышления школьников, классификацию полученных ранее знаний и умений, а так же – развитие познавательного интереса у учащихся начального звена.

Разработанный комплекс способствовал развитию познавательного интереса у детей, так как работа с детским коллективом предусматривала включение различных видов деятельности и необычную для учащихся форму подачи знаний: посредством проведения экскурсий в природу. Опираясь на полученные знания в ходе изучения теоретической стороны этого вопроса, было выявлено, что не смотря на то, что игровая деятельность не является ведущей, она все равно присутствует в жизни младшего школьника.

Для более результативной работы над повышением уровня познавательного интереса у учащихся начальных классов в экспериментальной группе были запланированы уроки с включением презентаций и показов видеофрагментов о природе; в эти уроки так же вошли задания на развитие логического и творческого мышления, на умение обобщать и систематизировать полученные знания.

Данный вид подачи нового материала увлек детей больше, чем традиционная работа по учебникам. Дети внимательно слушали, не отвлекались, задавали интересующие их вопросы. Сопровождение новой информации наглядностью (иллюстрации и видеоряд) благотворно сказывались на заинтересованности детей.

Организация экскурсий, в том числе и виртуальных, способствовала расширению знаний ребят об окружающем мире, воспитывало чувство коллективизма, сплачивала класс. Экскурсии позволили расширить представления обучающихся об окружающем мире, сформировали различные умения (например: подбор обобщающего слова, умение принять точку зрения сверстника, подбирать материал для доклада и пр.).

Большую роль в проведении уроков-экскурсий играла игровая деятельность детей: были подключены соревновательные элементы, загадки, занимательные логические задачи о природе, экологические игры.

Оформленный уголок с дополнительной литературой с каждым днем привлекал к себе новых читателей. Дети делились информацией со сверстниками, пользовались предложенными энциклопедиями для подготовки сообщений и домашнего задания в виде проектной деятельности, докладов и сообщений.

В рамках темы «Красная книга» детьми совместно с учителем был оформлен альбом о редких птицах, животных и растениях нашего края. Дети приводили примеры редких растений, увиденных на экскурсиях.

Одной из главных задач работы по повышению уровня познавательного интереса стали экскурсии в природу. В рамках этой работы с учащимися начального звена было организованно несколько экскурсий: на пришкольную территорию (участок), городской сад и виртуальная экскурсия (см. Приложение).

Большая часть проведенных уроков проходила в игровой, доступной для учащихся форме.

«Приметы осени» (экскурсия в природу). Организованная экскурсия в природу способствует формированию у детей первоначальных представлений о видах, разнообразии и строении листьев, об их основных назначениях для растений и окружающей природы; развивает такое детское качество как внимание; а так же обогащает словарный запас, воспитывает любовь и бережное отношение ко всему окружающему.

Подобная урок-экскурсия может проводиться как на улице, так и по причине погодных или иных условий – в классе. В последнем случае экскурсия будет сопровождаться показом иллюстраций, демонстрацией слайдов в презентации или видеорядом. Подобные экскурсии называются виртуальными или интерактивными.

Учитывая возрастные особенности учеников младших классов, такие уроки целесообразно начинать с загадок, пользуясь соревновательной мотивацией учащихся и сопровождая обучение игровыми моментами.

Например: учащиеся по загадке педагога отгадывают тему предстоящего урока. Для примера рассмотрим проведенную виртуальную экскурсию на тему «Листья». Началом экскурсии послужила загадка, ответом на которую было слово «дерево». Далее на экране появлялись изображения деревьев, знакомых детям: береза, клен, тополь, осина. Дети знакомились с особенностями внешнего вида листьев этих деревьев и их значением для растений.

Важно организовывать экскурсии, подкрепляя интерес детей живой беседой, интересуясь их мнениями и предположениями («Как вы думаете…?», т« Что вы заметили?», «Какой вывод мы можем сделать?» и т.д.). педагогу необходимо акцентировать внимание детей на новом материале, учить проводить аналогии с ранее полученной информацией, развивать речь детей в ходе ответа («Почему ты так решил? Докажи»).

Обычно экскурсии заканчиваются рефлексией, подведением итогов. Здесь существенно вспомнить все части проведено экскурсии, помочь детям запомнить и обобщить полученные знания, умения и навыки.

В качестве домашнего задания по теме урока можно дать творческое поручение: создание гербария, заполнение листа наблюдений за погодой, составление пищевой цепи и пр. дети с удовольствием откликаются на подобные формы работы.

Большую популярность сейчас обретает проектная деятельность. В рамках подобной работы можно объединить работу в нескольких предметах: написание сочинения о времени года, описание увиденного животного на уроке русского языка, подсчет или сравнение количества дождливых дней на уроках математики, сравнение природных объектов с геометрическими фигурами и объемными телами (наглядная геометрия) и т.д.

Экскурсии в природу учат маленьких исследователей относиться к окружающему с трепетом и заботой, необходимо частое напоминание о хрупкости природы, ее тесной зависимости от отношения человека. Каждый урок необходимо проводить параллель между деятельностью человека и состоянием окружающей среды.

Сама экскурсия и ее проведение зависят от целей, поставленных учителем и от сезона, времени года. Приведя учащихся к предмету или объекту наблюдения, учитель совместно с детьми ставит цель и задачи урока, предоставляет детям самостоятельно изучить объект, исследовать его. Основной частью любой экскурсии является коллективное наблюдение. Педагог оказывает помощь в осознании характерных признаков, предметов и объектов; дополняет детские рассуждения рассказом, включает в беседу всех учащихся.

Особое внимание следует уделить вопросам, вопросам-заданиям, которые бы заставили учащихся внимательнее изучить предмет: сравнить, изучить его, найти отличие с ранее изученным объектом природы. При сборе природного материала педагог должен воспитать умение детей брать строго его необходимое количество, в том числе в целях воспитания бережного отношения к природе.

Большой пользой отмечено использование художественного слова на уроках-экскурсиях: чтение стихотворений о данном времени года, загадки, пословицы, народные приметы.

По окончании основной части экскурсии необходимо предоставить учащимся возможность в удовлетворении любознательности в ин6дивидуальных и самостоятельных наблюдениях.

Развивать познавательный интерес на уроках- экскурсиях помогают следующие приемы:

  1. Наблюдение за сезонными изменениями (например: смена окраски листьев осенью).
  2. Приемы фиксации проведенного наблюдения: зарисовки в тетради, раскраски по тематике экскурсии, краткое конспектирование и пр.
  3. Прием имитации. Данный прием заключается в своеобразном пародировании звуков живой и неживой природы, повадок наблюдаемых животных, насекомых, птиц.
  4. Использование художественной литературы.
  5. Использование поговорок, пословиц, зачитывание народных примет, загадок и прочих форм фольклора.

При проведении экскурсий в природу педагог должен тщательно продумывать маршрут, обеспечение безопасности экскурсии: дополнительное сопровождение группы учащихся с привлечением 1-2 родителей. Учитель по ходу проведения экскурсии должен учить правилам поведения в лесу, парке и т.д.: идти по тропинке или специальной дорожке, не рвать цветы и ягоды, не употреблять в пищу незнакомые грибы и я годы и пр. По ходу экскурсии следует подчеркнуть пользу пеших прогулок для здоровья учащихся, обращать внимание на позитивный настрой во время таких прогулок. Так же педагог может обращать внимание детей на цветовую гамму окружающей природы, например о благоприятном влиянии зеленого цвета на нервную систему человека. Немаловажным становится слуховое восприятие окружающей природы : шум ветра, пение птиц, шелест опавших листьев под ногами. На экскурсиях формируются и развиваются навыки культурного поведения в природе: не разрушать птичьи гнезда, муравейники и т.д. можно провести беседу о встречах в лесу с дикими животными, змеями, незнакомыми людьми и пр. Так же необходимо отмечать пользу природы для человека, знакомить учащихся с лекарственными травами и растениями.

Проведение экскурсий лучше планировать в ясные, солнечные дни. Наблюдения за изменениями в природе лучше организовывать в два этапа: начало и середина, конец сезона. Необходимо организовывать двигательную активность учащихся и смену видов деятельности, в этом случае мы избежим детского переутомления, и экскурсия будет более плодотворной и результативной. Так же необходимо учитывать погодные условия : зимой, особенно в морозные дни, необходимо обеспечивать достаточный двигательный режим, дождливой осенью – обеспечить приход учеников на экскурсию в соответствующей одежде и т.д.

Зачастую в школах используются специальные календари наблюдений за природой, в которых дети, используя условные обозначения, фиксируют свои наблюдения.

Полезны задания серии: «Как бы выглядела наша планета, если бы завтра были вырублены все деревья?», «Как изменится наш сад без птиц?». Такие формы организации работы помогают решить множество педагогических задач: развитие внимания, мышления и речи; воспитание отзывчивости у детей, бережного отношения к хрупкости всего живого.

 

2.3. Контрольный этап

 

Опираясь на констатирующий и формирующий этапы исследования, была определена цель контрольного этапа – сравнение полученных показаний в ходе исследования после проведенной работы по повышению уровня познавательного интереса учащихся начальных классов.

Диагностический срез, проведенный в контрольной и экспериментальной группах показал положительную динамику в этой области. Было проведено сравнение уровней констатирующего и контрольного этапа исследования.

В ходе анализа результата методики А.А.Горчинской «Познавательная активность» было выявлено, что во 2 «А» классе (экспериментальная группа) по итогам реализованной работы показатели уровня познавательного интереса детей изменились.

Количество учащихся в экспериментальной группе, показавших высокий уровень, поднялось на 8% с 6 человек до 8 человек. Показатель среднего уровня в начале исследования равнялся 17 учащимся, а после проведенной работы снизился до 16 человек (1 учащийся перешел в группу с высоким уровнем познавательной активности). Низкий уровень уменьшился с показателя 3 человека на 2 человека (1 учащийся получил баллы среднего уровня).

Во 2 «Б» классе (контрольная группа) изменения незначительны: показатель высокого уровня остался тем же (4 человека), 1 из учеников, продемонстрировавших низкий уровень, показал средний уровень познавательной активности.

Сравнительный анализ результатов экспериментальной и контрольной групп представлены на рис.4

Рис.4

Исходя из полученных данных и проведению анализаторской работы, было определено, что проведенная работа благоприятно сказывается на познавательной активности учащихся экспериментальной группы (2 «А» класса). Уменьшился показатель низкого уровня среди учащихся, значительно возросли показатели среднего и высокого уровней.

Изменения, произошедшие в контрольной группе практически незаметны и несущественны: один из учеников перешел из низкого показателя на следующую ступень познавательной активности, тем самым увеличив показатель среднего уровня.

При повторной обработке результатов методики А.А.Горчинской «Познавательная самостоятельность» были получены следующие результаты: в экспериментальной группе произошли позитивные изменения, в то время как в контрольной группе показатели остались на том же уровне.

Во 2 «А» классе после реализованного комплекса уроков по предмету «Окружающий мир» количество учащихся, достигнувших высокого уровня познавательной самостоятельности увеличилось с 7 до 9 человек, средний уровень с 16 до 14 человек ( 2 человека перешли в показатели высокого уровня), количество детей, набравших баллы низкого уровня, не изменилось – 3 человека. Во 2 «Б» классе никаких изменений в показателях не было выявлено. Результаты остались прежними: высокий уровень – 5 человек, средний уровень – 20 человек, низкий уровень – 4 учащихся.

Сравнительные результаты приведены на рис. 5.

Рис.5

По итогам обработки повторной диагностики учащихся по «Методике с конвертами» Г.И.Щукиной были получены следующие результаты:

Во 2 «А» классе (экспериментальная группа) учащиеся, обладающие высоким уровнем достигли показателя 7 человек, вместо полученных 6 человек на констатирующем этапе. Один из учащихся среднего уровня перешел в группу детей с высоким уровнем и на контрольном этапе исследования этот показатель установился на уровне 17 человек. Низкий уровень уменьшился: с показателей 4 человека до 2 учащихся (2 детей перешли в группу с показателями среднего уровня).

В контрольной группе (2 «Б» класс) в ходе повторного проведения диагностики были выявлены изменения в показателях низкого и среднего уровней. Один из учащихся, обладающий низким уровнем познавательного интереса, набрал достаточное количество баллов для перехода в средний уровень, тем самым повысив показатели среднего уровня и уменьшив на один пункт показатель детей с низким уровнем познавательной активности.

Полученные данные приведены на рис.6

Рис.6

Для более подробного и наглядного рассмотрения полученных в ходе исследования результатов, была составлена сводная таблица по каждой из проведенных методик с показателями учащихся на констатирующем и контрольном этапах в экспериментальной и контрольной группе.

Методика А.А.Горчинской

«Познавательная активность»

 

Уровни

Экспериментальная группа

(2 «А» класс)

Контрольная группа

(2 «Б» класс)

Констатирующий этап Контрольный этап Констатирующий этап Контрольный этап
Чел. % Чел. % Чел. % Чел. %
Высокий уровень  

6

 

22%

 

8

 

30%

 

4

 

14%

 

4

 

14%

Средний уровень  

17

 

64%

 

16

 

62%

 

18

 

61%

 

19

 

63%

Низкий уровень  

3

 

14%

 

2

 

8%

 

7

 

25%

 

6

 

23%

 

Табл.1 Методика А.А.Горчинской «Познавательная активность»

 

Для получения данных о проведенной работе были составлены диаграммы со сравнительным анализом полученных данных, где показаны результаты работы в каждой из групп по трем методикам.

Сравнительный анализ полученных результатов

Выводы: проведенная на формирующем этапе работа по повышению уровня познавательной активности показала свою эффективность. Результаты контрольной группы остались практически на том же уровне, а коэффициенты экспериментальной группы выросли. Уменьшилось количество детей, имеющих низкий уровень познавательной активности на 6%, а показатели высокого уровня возросли на 8%.

Методика А.А.Горчинской

«Познавательная самостоятельность»

Выводы: систематизированные данные показали, что контрольная группа изменений не продемонстрировала, в то время как 2 «А» класс (экспериментальная группа) повысили показатели высокого уровня на 8% (за счет перешедших на высокий уровень детей со средними показателями).Табл. 2. Методика А.А.Горчинской «Познавательная самостоятельность»

Методика Г.И.Щукиной

«Методика с конвертами»

Табл. 2. Методика Г.И.Щукиной «Методика с конвертами»

Выводы: на контрольном этапе проведенной методики дети из 2 «А» класса показали положительную динамику. Изменения в показателях высокого уровня: 2%, среднего – 5%. Низкий уровень снизил свои показатели на 10%.

Во 2 «Б» классе (контрольная группа) один из учащихся перешел с низкого уровня на средний (4%).

 

Выводы по 2 главе

 

Проведя ряд диагностических методик, было выявлено, что большая часть учащихся начального звена обладают показателями среднего уровня развития познавательного интереса. Среди учащихся классов, принимавших участие в исследовании, присутствуют дети, показавшие низкий уровень сформированности познавательного интереса.

Для повышения уровня познавательного интереса и решения данных вопросов был разработан комплексный подход в проведении уроков «Окружающего мира», который включал в себя проведение экскурсий в природу по темам уроков, осуществлялся подбор дополнительной литературы для детского ознакомления, оформление мини-библиотеки в классе по предмету «Окружающий мир» (энциклопедии, журналы), совместное с учащимися создание альбома о природе родного края, внедрение в уроки «Окружающий мир» просмотров видеороликов по темам, показ презентаций (виртуальные экскурсии в природу), так же был заведен журнал наблюдений за природой, в котором учащиеся отмечали погодные условия и поведение птиц и животных.

Таким образом, был сделан вывод: познавательный интерес является залогом успешного обучения ребенка; процесс формирования и развития познавательного интереса на уроках «Окружающий мир» возможно при применении такой формы проведения урока, как экскурсия. Экскурсия позволяет каждому ученику лично проверить то или иное утверждение; получить знания и, подкрепляя свою точку зрения примерами из личного опыта, донести информацию до сверстников. Такая форма организации урока как экскурсия в природу, позволяет учителю начальных классов интегрировать полученные детьми знания во все виды деятельности детей.

Познавательный интерес служит своеобразным катализатором в формировании и развитии общего интереса к обучению у детей; проявляет склонности и способности у учащихся; развивает нравственные и познавательные стремления обучающихся.

Данные, полученные на контрольном этапе исследования, показали эффективность выбранных методов и приемов. Ученики экспериментальной группы показали хорошие результаты за такой короткий отрезок времени: выросли показатели высокого уровня на 8%, число детей, имевших низкие показатели, снизилось в среднем на 5%.

На этапах начальных классов формируется отношение ребенка к процессу обучения.

Уже в самом начале этого долгого пути мы можем наблюдать заинтересованность ученика в предмете, или полное отсутствие этого интереса. Формирование и развитие познавательного интереса у учащихся начальных классов – важнейшая задача педагога. Ведь именно на этом этапе происходит закладка нравственных и познавательных стремлений.

Урок «Окружающий мир» является источником интереснейших знаний для юного исследователя, и применяя такой метод, как экскурсия в природу, педагог может оказывать непосредственное влияние на развитие познавательного интереса у ученика начального звена к этому предмету.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведя анализ психолого-педагогической литературы, было установлено, что такое явление как «Познавательный интерес» является наиважнейшим образованием личности маленького ученика. Познавательный интерес формируется и развивается в процессе жизнедеятельности человека. На его развитие оказывают влияние множество факторов, в том числе и благоприятная среда для изучения окружающего мира.

Уроком, на котором особенно заметно проявление познавательного интереса у младших школьников. Становится «Окружающий мир». На уроках общения и взаимодействия с природой и ее явлениями проявляется интеллектуальная активность учащихся. Природа позволяет проявить себя как творческую личность, раскрыть свой потенциал, сформировать ценностные ориентиры ученика.

Для решения возникшей проблемы о недостаточном уровне сформированности познавательного интереса на уроках «Окружающий мир» был подобран учебный комплекс, состоящий из различных методов и приемов, центром которых являлись экскурсии в природу.

Базой исследования стала МОУ СОШ№2 г.Луги. для проведения исследовательской работы были взяты два класса: 2 «А» класс (экспериментальная группа, 26 человек) и 2 «Б» класс(контрольная группа, 29 учащихся).

При проведении констатирующего этапа экспериментальная группа показала следующие результаты:

  • высокий уровень: 6 человек (22%)
  • средний уровень: 16 человек (60%)
  • низкий уровень: 4 человека(18%)

Показатели уровня познавательного интереса у учащихся контрольной группы:

  • высокий уровень: 5 человек (17%)
  • средний уровень: 19 человек (64%)
  • низкий уровень: 5 человека(19%)

По итогам констатирующего этапа была разработана и апробирована комплексная программа по «Окружающему миру» с целью повышения уровня познавательного интереса у учащихся начальных классов, которая включала в себя следующие методы и приемы: проведение экскурсий в природу по темам уроков, осуществлялся подбор дополнительной литературы для детского ознакомления, оформление мини-библиотеки в классе по предмету «Окружающий мир» (энциклопедии, журналы), совместное с учащимися создание альбома о природе родного края, внедрение в уроки «Окружающий мир» просмотров видеороликов по темам, показ презентаций (виртуальные экскурсии в природу).

Данный комплекс показал свою результативность. В ходе исследовательской работы показатели высокого уровня в экспериментальной группе выросли в среднем на 8%, некоторые дети, показывавшие средний уровень, перешли в группу с высоким уровнем познавательного интереса. Так же в ходе проведенной работы уменьшилось количество детей, показавших низкий уровень сформированности познавательного интереса.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г.И. Щукиной. – М.: Просвещение, 2012. – 389 с.
  2. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект / Ю.К. Бабанский. – М.: Педагогика, 1982. – 192 с.
  3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – М.: 2009. – 249с.
  4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Божович Л.И. – СПб.: Питер, 2007. – 400 с.
  5. Богданова Н.А. Становление и развитие дидактических подходов к формированию познавательного интереса средствами учебной книги: Дисс…канд.пед.наук. – Ростов-на-Дону, 2014
  6. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Методические основы / Бабанский Ю.К. – М.: Педагогика, 2005. – 193 с.
  7. Бардин К.В. Как научить детей учиться. / Бардин К.В – М.: Просвещение, 2017. – 112 с
  8. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / Бондаревский В.Б. – М.: Просвещение, 2015. – 513 с.
  9. Возрастная и педагогическая психология / Сост. Дубровина И.В. и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 368 с.
  10. Винницкая Т. Г. «Познавательная активность ребенка» [Текст] // Винницкая Т. Г. – М. 2016. – 68 с.
  11. Волостникова А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А.Г. Волостникова. М., 2012. – 75 с.
  12. Выготский Л.С. Психология познания / Л.С. Выготский. – М.: Лабиринт, 2010. – 127с.
  13. Гамезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. М., Петрова Е. П. Возрастная и педагогическая психология / Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М., Петрова Е.П. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 512 с.
  14. Галицын, В.Б. Познавательная активность школьников [Текст] // В.Б. Галицын. – М.: 2013. – 23с.
  15. ГрачеваН. В. Педагогические условия активизации познавательной направленности младших школьников: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Грачева Надежда Викторовна. – Киров, 2003.
  16. Горчинская А.А. Развитие познавательного интереса младших школьников в учебной деятельности: Дисс…канд.пед.наук. – Челябинск, 1999.
  17. Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения / А.Ю. Дейкина. – М.: 2012. – 345 с.
  18. Дусавицкий, А.Г. Воспитывая интерес / Дусавицкий, А.Г. – М.: Знание, 2014. – 80 с.
  19. Дусавицкий А.К. Формула интереса / Дусавицкий А.К. – М.: Педагогика, 2015. – 128 с.
  20. Жукова, С.А. Средства обучения истории в начальных классах [Текст]/ С.А. Жукова //Начальная школа, 2015.- №4. – С. 35 – 36
  21. Зимняя И.А Педагогическая психология / Зимняя И.А. – М.: Логос, 2007. – 480 с.
  22. Колоскова О.П. Возможности дидактической игры в процессе интеллектуально-познавательной внеурочной деятельности // Начальная школа. – 2015.– №8.– 116 с.
  23. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М., Педагогика, 1982.
  24. Костаева Т.В. К вопросу об исследовании устойчивого познавательного интереса учащихся / Т.В. Костарева. – М.: КАРО,2017.–118с.
  25. Кулюткин, Ю.Н., Сухобская, Г. С. Мотивация познавательной деятельности [Текст]/ Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. – Ленинград: ЛГУ, 2002. – 220с.
  26. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: Учебное пособие / под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Смысл, 2007. – 511 с.
  27. Лихачев Б. Т. Педагогика: курс лекций. Учебное пособие. – М., Юрайт, 2010. – 528 с.
  28. Макаренко А. С. Книга для родителей / А.С. Макаренко. – М.: ИТРК, 2014. – 288 с.
  29. Мокроусова, Г.И., Кузовлева Н.Е. Организация внеклассной работы / Г. И. Мокроусова, Н. Е. Кузовлева. – М.: Просвещение, 2013. – 85 с.
  30. Мещерякова, З.П., Зинченко, В.П. Современный психологический словарь [Текст] / З.П.Мещерякова, В.П.Зинченко. — С.Пб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2007. – 634 с.
  31. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя [Текст] / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 1983. – 96с.
  32. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе [Текст]/ Н.Г. Морозова // Психология и педагогика, 2017. – №2. – С. 5.
  33. Немов, Р.С. Психология Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений Книга 1 Общие основы психологии [Текст]/ Р.С. Немов. – М.: Просвещение, Владос, 2004. – 576с.
  34. Немов, Р.С. Психология Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений Книга 2 Психология образования [Текст] / Немов Р.С. – М.: Просвещение, Владос, 1994. – 496с.
  35. Основы психологии: Практикум / ред.-сост. Л.Д. Столяренко.- М.: Просвещение, 2013. – 337 с. 52
  36. Отрадная Е.М. Роль внеурочной деятельности в начальной школе // Воспитание школьников. – 2012. – №4. – 18 с.
  37. Педагогика. Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2012. – 640 с.
  38. Плотникова Г.Ф. Активизация познавательной деятельности на уроках математики // Начальная школа. – 2016. – №1.– С. 84.
  39. Педагогические технологии / под ред. В.С. Кукушкина. – Ростов н/Д.: Март, 2012. – 336 с.
  40. Поддьяков А.Н. Обучение дошкольников экспериментированию / А.Н. Поддьяков.– М.: 2007. – 397 с.
  41. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы [Текст] / А.Н. Джуринский, Э.К. Никитина – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. – 400с.
  42. Пастушкова М.А. Формирование познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности: Дисс…канд.пед.наук. – Мурманск, 2009
  43. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] // Рубинштейн С.Л СПб. М.., 2001. – 705с.
  44. Савина Ф.К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформы школы: учебное пособие к спецкурсу / Ф.К.Савина. – Волгоград, 2009. – 276 с.
  45. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К.Селевко – М.: 2017. – 256 с.
  46. Сластенин В.А. Педагогика. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 576 с.
  47. Сухомлинский В.А. О воспитании / Сухомлинский В.А. — М. Просвещение, 2003. – 272 с..
  48. Скобельцына, А.С. Технологии и организация экскурсионных услуг: Учебное пособие / А.С. Скобельцына, А.П. Шарухин. – М.: Академия, 2010. – 192 с.
  49. Смирнов А.В. Как правильно выбрать экскурсию / А.В. Смирнов // Справочник классного руководителя. – 2018. — № 9. – С. 75-76
  50. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения / под. ред. Т.О. Хватцева — М.: Педагогика, 1989. – 324 с.
  51. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А.И. Пискунова. – М.: 1974. – 584с.
  52. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 2-е изд. — М.: Просвещение, 2014.
  53. Чухарева В.В. Дидактическая игра в формировании мотивации к учебной деятельности // Начальная школа. –2013 – №9.– С.67-71.
  54. Штепина И. С. Познавательная активность младших дошкольников [Текст] // Штепина И. С. – 2015.- 4с.
  55. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе // Щукина Г.И. — Фортуна, М., 2013. -207 С.
  56. Эльконин Д. Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Владос, 2007. – 269 с.
  57. Якимова М. С. Развитие познавательного интереса у младших школьников во внеурочной деятельности / М. С. Якимова // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. – №4. – С.122-124.

1  2  3

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф