Заявка на расчет
Меню Услуги

Экспериментальное исследование гражданственности у детей дошкольного возраста Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2 3


 

Глава II. Экспериментальное исследование гражданственности у детей дошкольного возраста

2.1 Диагностика уровня сформированности гражданственности старших дошкольников

Экспериментальная работа по формированию гражданственности у детей старшего дошкольного возраста проводилась на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Родничок» п. Новые Зори, Павловского района, Алтайского края.

Исходя из того, что процесс формирования гражданственности понимается как результат систематической и целенаправленной работы педагога, предусматривающей организацию познавательной деятельности детей по овладению доступным для данного возраста объемом знаний о Родине, формирование у них эмоционально-положительного отношения к занятиям такого рода, сопереживания в процессе познания, интереса к событиям, стимулирование у дошкольников стремления к отражению в деятельности полученных знаний и отношений, накопление опыта участия в общественно полезной деятельности. На констатирующем этапе планировалось выявить представления детей о гражданственности их отношение к данному качеству личности.

Опытно-экспериментальная работа по формированию гражданственности у детей старшего дошкольного возраста была проведена в три этапа:

— констатирующий эксперимент

— формирующий эксперимент

— контрольный эксперимент

Экспериментальная группа состоит из детей дошкольного возраста в составе 10 человек.

Цель констатирующего эксперимента: выявить уровни сформированности гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  1. Отобрать критерии, показатели и уровни сформированности гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Подобрать диагностические методики для выявления уровней сформированности гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
  3. Выявить уровни сформированности гражданственности у детей старшего дошкольного возраста, участвующих в опытно-экспериментальной работе.

Можно выделить следующие  критерии и показатели сформированности гражданственности у детей старшего дошкольного возраста:

  1. Полнота представлений о гражданственности:

— полные и глубокие;

— поверхностные и частичные;

— представления отсутствуют.

  1. Сформированность эмоциональных проявлений гражданственности:

— яркие и положительные проявления;

— эмоциональные проявления нейтральные и недостаточные;

— эмоциональные проявления отрицательные или отсутствуют.

  1. Активная гражданская позиция в решении проблемных ситуаций на вербальном и реальном уровнях:

— активность позитивная;

— активность нейтральная;

— активность отсутствует.

Полнота представлений о гражданственности позволяет выявить наличие или отсутствие представлений о Родине, правах и обязанностях граждан, народах других национальностей.

Сформированность эмоциональных проявлений гражданственности показывает эмоциональное отношение к понятиям Родина, гражданин, права и обязанности, народы разных национальностей.

Активная гражданская позиция в решении проблемных ситуаций на вербальном и реальном уровнях показывает особенности поведенческих проявлений в решении ситуаций, связанных с вопросами прав и обязанностей, взаимодействия с народами разных национальностей.

Высокий уровень.

Имеют полные представления о том, что такое Родина, гражданин. Эмоционально рассказывают о своей Родине. Бережно относятся к природе, памятникам культуры, способны оценить действия и поступки других.

Знают что такое права и обязанности. С удовольствием выполняю свои обязанности, испытывают удовлетворение от проделанной работы. Эмоционально объясняют окружающим, какие права имеют. Соблюдают и выполняют свои права и обязанности, способны оценить действия и поступки других.

Имеют представления о людях других национальностей. Испытывают эмоционально положительные чувства к людям разных национальностей. Дружат с детьми других национальностей.

Средний уровень.

Относительно полные представления о Родине. Недостаточна эмоциональность рассказов о Родине. Недостаточное проявление заботы о природе, памятниках культуры.

Наблюдается недостаточно четкая дифференциация понятий «права» и «обязанности». Недостаточно выражена сопричастность к поручениям в школе и семье. Недостаточная эмоциональность объяснений, какие права имеют люди. Относительное выполнение своих прав и обязанностей.

Недостаточная полнота представлений о людях разных национальностей. Недостаточная эмоциональность при рассказах о людях разных национальностей. Относятся положительно, но дружить не хотят.

Низкий уровень.

Затрудняются с ответом на вопрос, что такое Родина, гражданин. Эмоциональная бедность рассказов о Родине. Отсутствие заботы о природе, памятниках культуры, не способны оценить поступки других людей.

Не имеют представлений о правах и обязанностях. Не испытывают позитивных эмоций при выполнении своих обязанностей. Эмоциональная бедность объяснений окружающим людям их прав. Не выполняют свои права и обязанности, не способны оценить поступки других людей.

Не знают, что есть люди других национальностей. Эмоциональная бедность рассказов о людях разных национальностей. Плохо относятся к людям других национальностей.

Методика № 1. Беседа.

Цель: выявить полноту представлений о гражданственности и эмоциональные проявления у детей экспериментальной группы.

Беседа должна проходить в спокойной доверительной обстановке. В ходе беседы используются наглядные пособия в виде иллюстраций, фотографий.

 

Условия проведения: индивидуально с каждым ребенком в свободное время.

Методика проведения: педагог заранее подготовил вопросы для беседы и при ее проведении следил не только за правильностью и полнотой ответов, но и за эмоциональной реакцией ребенка.

Примерные вопросы беседы с детьми.

  1. Что такое Родина?
  2. Как называется страна, поселок где ты живешь?
  3. Как называется столица нашей страны, главный город нашей страны?
  4. За что ты любишь свой поселок?
  5. Ты слышал(а) такое слово – гражданин?
  6. Кто такой гражданин?
  7. Считаешь ли ты себя гражданином?
  8. Должен ли гражданин иметь права и обязанности?
  9. Какие права ты знаешь?
  10. Знаешь ли ты свои права?
  11. Рассказывал ли тебе кто-нибудь о твоих правах?
  12. Какие обязанности ты знаешь?
  13. Выполняешь ли ты свои обязанности? Какие?
  14. Рассказывали ли тебе о твоих обязанностях? Кто?
  15. Какие народы живут в нашей стране?
  16. Как должны они относиться друг к другу?

Анализ проведения:

Ответы детей характеризовались в зависимости от:

  • правильности, точности, полноты;
  • неточности;
  • неправильности или отсутствия ответа: типа «Я забыл», «Не знаю», «Не помню».
ФИ ребенка Выявляемые критерии
Полнота представлений о гражданственности Сформированность эмоциональных проявлений гражданственности
Ульяна Т. Ответила на 16 вопросов, правильные ответы получены только на 12 вопросов. Ответы не полные, односложные и чаще всего не точные. Это говорит об отсутствии представлений о гражданственности. При проведении беседы эмоциональный фон разговора носил нейтрально-безразличный характер по отношению в рассматриваемой теме.
Дима Ш. Ответил на 16 вопросов. Правильные ответы получены на 13 вопросов. Дошкольник путает понятия город и Родина, не знает, что такое права и какие народы живут в нашей стране. Все это говорит о низком уровне представлений о гражданственности. При проведении беседы эмоциональный фон разговора носил нейтрально-безразличный характер по отношению в рассматриваемой теме.
Тимофей Б. Ответил на 9 вопросов. Правильно назвал только столицу нашей родины. Мальчик не имеет представлений о гражданственности и не может  сориентироваться в основных элементарных понятиях право, гражданин, обязанности и т.т. При проведении беседы эмоциональный фон разговора носил отрицательный характер по отношению в рассматриваемой теме.
Андрей Л. Ответил на 12 вопросов. Правильные ответы получены только на три вопроса. Мальчик не знает что такое права, ему никто не рассказывал, о том какие у него есть права и обязанности. При проведении беседы эмоциональный фон разговора носил нейтрально-безразличный характер по отношению в рассматриваемой теме.
Тоня Ж. Ответила на 16 вопросов.  Анализируя ответы можно сказать, что представления о гражданственности сформированы  достаточно так, как высказывания девочки носили точный  характер. При проведении беседы эмоциональный фон разговора носил положительный характер по отношению в рассматриваемой теме.
Настя Ш. Ответила на 10 вопросов. Правильно назвала только столицу нашей родины. Девочка не имеет представлений о гражданственности и не может  сориентироваться в основных элементарных понятиях право, гражданин, обязанности и т.т. При проведении беседы эмоциональный фон разговора носил отрицательный характер по отношению в рассматриваемой теме.
Алина П. Ответил на 16 вопросов.  Анализируя ответы можно сказать, что представления о гражданственности сформированы не достаточно так, как высказывания девочки  носили отрывочный и неточный характер. При проведении беседы эмоциональный фон разговора носил положительный характер по отношению в рассматриваемой теме.
Дима И. Ответил на 11 вопросов. Дошкольник  не знает, что такое права и какие народы живут в нашей стране. Все это говорит о недостаточном  уровне представлений о гражданственности. При проведении беседы эмоциональный фон разговора носил нейтрально-безразличный характер по отношению в рассматриваемой теме.
Алена П. Ответила на 16 вопросов, правильные ответы получены  на 15 вопросов. Ответы  полные, точные. Это говорит о высоком уровне представлений о гражданственности. При проведении беседы эмоциональный фон разговора носил положительный характер по отношению в рассматриваемой теме.
Тимофей Г. Ответил на 14 вопросов. Правильные ответы получены только на семь вопросов. Мальчик не знает что такое права, ему никто не рассказывал, о том какие у него есть права и обязанности, какие люди населяют Россию. При проведении беседы эмоциональный фон разговора носил нейтрально-безразличный характер по отношению в рассматриваемой теме.

 

Качественный анализ: анализ проведения диагностической методики показал, что дошкольники экспериментальной группы имеют низкие представления о гражданственности и не могут определить и дать характеристику многим понятиям. Дети путаются в понятиях «Родина», «город», «гражданин», затрудняются в определении своих прав и обязанностей.

Следующим этапом была диагностика сформированности у детей дошкольного возраста чувств гражданственности для этого мы, использовали следующую анкету, состоящую из 4-х блоков:

Знание родного края;

Толерантность;

Права ребенка;

Обязанности ребенка.

I блок

Знание о родном крае

  1. В какой стране ты живешь? Как она называется?
  2. Как называется столица (главный город) нашей Родины?
  3. Как называется край, в котором мы живем?
  4. Как зовут президента нашей Республики?
  5. Показывая флаг России, задаем вопрос: Что это? Что означают цвета и символы на флаге нашей страны?
  6. Прослушав отрывок гимна России, задаем вопрос: Что это за музыка?
  7. Как называется улица , где находится наш детский сад?:

II блок

Толерантность

  1. Кто ты по национальности?
  2. Кто по национальности твои близкие друзья?
  3. Могут ли дружить дети разных национальностей?
  4. Кто важнее девочки или мальчики?
  5. А у тебя есть друзья девочки/ мальчики?
  6. Должны ли мальчики заступаться за девочек?

III блок

Права ребенка

  1. Что такое права ребенка?
  2. Какие права у тебя есть? (что тебе разрешают, и что ты

должен делать)?

IV блок

Обязанности ребенка

  1. Что такое обязанности?
  2. Какие обязанности у тебя есть (по отношению к родителям, детскому саду, к Родине)?

Ключ к данной анкете представлен в таблице 1(приложение 1)

Результаты диагностики чувства гражданственности представлены в диаграмме № 1.

 

 

Как видно из диаграммы № 1, 50% детей, что составляет 5 человек, обладают высоким уровнем знаний о родном крае, то есть данные дети приобщены к истокам национальной культуры, у них сформировано духовно-нравственное отношение к природе родного края и чувства сопричастности к ней, уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей. 25% детей обладают средним уровнем знаний о родном крае; 25% детей — низким уровнем знаний о родном крае. Все дети (100%) обладают средним уровнем знаний о толерантности, которая является той культурной направленностью, отношением личности, которая проживает в мире и согласии, и предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как ответственность, доброжелательность, сдержанность, терпимость. 80% детей обладают средним уровнем знаний о своих правах; 10% детей обладают высоким уровнем знаний о своих правах. 10% детей, что составляет 1 человек, обладают низким уровнем знаний о своих правах.

90% детей, что составляет 9 человек, обладают средним уровнем знаний о своих обязанностях; 10% детей, что составляет 1 человек, обладают низким уровнем знаний о своих обязанностях, то есть дети должны учиться соблюдать права друг друга, жить в группе по своим справедливым «законам», которые «установят» сами.

Методика № 2. Наблюдение.

Цель: выявить отношение детей к ребенку другой национальности экспериментальной группы в течение дня.

Условия проведения: скрытое наблюдение за детьми в течение дня, фиксация информации в протоколах наблюдения.

Качественный анализ проведенной диагностической методики показал, что в большинстве случаев дети принимают ребенка в группе, но в игре не выбирают его, некоторые дети избегают общения с ним.

Анализ проведения диагностических методик позволил отнести дошкольников экспериментальной группы к следующим уровням:

На высокий уровень не отнесен не один ребенок.

К среднему уровню отнесены 6 детей (Ульяна Т., Дима И., Тимофей Г., Андрей Л., Тоня Ж., Алина П.). У данных дошкольников относительно полные представления о Родине, но недостаточна эмоциональность рассказов о Родине. Недостаточное проявление заботы о природе, памятниках культуры.

Наблюдается недостаточно четкая дифференциация понятий «права» и «обязанности». Недостаточно выражена сопричастность к поручениям в школе и семье. Недостаточная эмоциональность объяснений, какие права имеют люди. Относительное выполнение своих прав и обязанностей.

Недостаточная полнота представлений о людях разных национальностей. Относятся положительно, но дружить не хотят.

К низкому уровню отнесены 4 ребенка (Алена П., Дима Ш., Тимофей Б.,  Настя  Ш.), так как они затрудняются с ответом на вопрос, что такое Родина, гражданин. Эмоциональная бедность рассказов о Родине. Отсутствие заботы о природе, памятниках культуры, не способны оценить поступки других людей.

Не имеют представлений о правах и обязанностях. Не испытывают позитивных эмоций при выполнении своих обязанностей. Не способны оценить поступки других людей.

Не знают, что есть люди других национальностей. Эмоциональная бедность рассказов о людях разных национальностей. Плохо относятся к людям других национальностей.

Методика № 3 . Анкетирование

Цель: изучение отношения родителей к необходимости патриотического воспитания дошкольников.

Анкетирование проводилось с родителями старших групп. Родителям было предложено ответить на следующие вопросы:

1.Возможно ли патриотическое воспитание  в детском саду?

 

2.Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?

 

3.Ведёте ли вы беседы с ребёнком на нравственно – патриотические

темы? (В том числе темы интернационализма).

 

4.Есть ли в вашей семье ветераны Великой Отечественной войны,

военнослужащие, участники боевых действий в горячих точках?

 

5. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?

 

6.Есть ли у Вашего ребёнка любимое место в городе?

 

7. Посещаете ли вы вместе с детьми музеи и выставки? Если нет, то почему?

 

8. Считаете ли Вы, что взаимодействие с педагогами необходимо при воспитании основ гражданственности?

 

В анкетировании приняло участие 74% родителей.

№п/п Вопрос/варианты ответа %от числа опрошенных
1 Возможно ли патриотическое воспитание  в детском саду?
Да 94
нет 6
2 Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?
Да 89
нет 11
3 Ведёте ли вы беседы с ребёнком на нравственно – патриотические  темы?

 

да 81
нет 19
4 Есть ли в вашей семье ветераны Великой Отечественной войны,

военнослужащие, участники боевых действий в горячих точках?

 

да 53
нет 47
5 Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?

 

да 77
нет 23
6 Есть ли у Вашего ребёнка любимое место в поселке?

 

да 82
нет 18
7 Посещаете ли вы вместе с детьми музеи и выставки? Если нет, то почему?

 

да 62
Нет 31
Иногда 7
8 Считаете ли Вы, что взаимодействие с социальными партнерами необходимо при воспитании основ гражданственности?
да 93
нет 7

В целом, по результатам анализа анкет можно сделать следующий вывод:

патриотическое воспитание актуально во все времена, поэтому ДОУ необходимо  будет продолжать работу в этом направлении.

Результаты данных исследований убеждают  нас в том, что на формирование у детей патриотического сознания оказывают влияние самые разнообразные воздействия. Максимальный результат воспитательно-образовательной  работы достигается только при условии, что эти воздействия осуществляются в системе, где каждое из них выполняет свою особую воспитательную функцию, являясь необходимым звеном единого воспитательно-образовательного процесса. Наличие такой системы позволило создать условия для организации комплексных воздействий, которые взаимодополняют друг друга и дают наилучший воспитательный эффект.

2.2 Программа работы по формированию гражданственности у старших дошкольников

 

Результаты констатирующего этапа показали необходимость проведения работы по формированию гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.

Цель: подобрать социально-педагогические условия для проведения работы по формированию гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Отобрать социально-педагогические принципы опытно-экспериментальной работы.
  2. Выделить социально-педагогические условия формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
  3. Отобрать и опытно-экспериментальным путем апробировать формы и методы социально-педагогической работы направленные на формирование гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.

Для решения этих задач использовались социально-педагогические принципы:

Принцип взаимодействия, заключающийся в целенаправленном постоянном сотрудничестве педагога с другими работниками учреждения по разрешению различных проблем, конфликтных ситуаций; создании педагогической среды в учреждении; налаживании связей и координации деятельности со всеми социальными институтами, занимающимися вопросами социализации детей.

Принцип личностно-ориентированного подхода, основывающийся на гуманном отношении к личности; уважении прав и свобод как ребенка, так и педагога; оказании содействия в саморазвитии и социализации личности; поощрении её творческой самореализации.

Принцип позитивного восприятия и принятия личности, означающий принятие ребёнка и взрослого таким, каковы они есть; поиск в каждой личности положительных качеств, опираясь на которые можно сформировать другие, более значимые свойства личности; оптимизм и веру в возможности и способности личности; формирование подготовленности детей и подростков к неприятию негативных проявлений действительности.

Принцип конфиденциальности, предусматривающий установление отношений открытости; уверенности в надёжности получаемой информации; сохранение профессиональной тайны в отношениях между педагогом и детьми.

Наиболее эффективно формирование гражданственности у детей старшего дошкольного возраста будет происходить при следующих педагогических условиях:

  1. Четкого и целенаправленного планирования социально-педагогической деятельности направленной на формирование гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Содержательности опытно-экспериментальной работы с учетом особенностей и интересов детей.
  3. Использования сочетания разнообразных методов и форм социально-педагогической деятельности.
  4. Учет определенных дидактических принципов.
  5. Использования разнообразных форм социально-педагогической деятельности как средства формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.

Технология основ формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста представлял собой ряд последовательных шагов:

1 шаг — подготовительный. Его цель — воспитать у детей интерес к своей родной земле, гражданским правам, обязанностям, людям разных национальностей.

Шаг 2 — репродуктивно-поисковый — уточнение, систематизация, обобщение и углубление идей, полученных на первом этапе, и реализация комплекса педагогических условий, способствующих эффективному обучению основам гражданственности у дошкольников.

3 шаг — репродуктивный и креативный. Его цель — закрепить идеи, полученные в повседневной деятельности, применить их в самостоятельной деятельности, в умении оценивать действия и поступки других людей.

Нами реализован комплекс педагогических условий, способствующих эффективности процесса обучения основам гражданственности у детей дошкольного возраста: разработка программы исследования гражданственности « С чего начинается Родина?»; создание среды развития, способствующей воспитанию гражданских качеств дошкольника, в том числе литературного банка произведений художественного и гражданского содержания, актуализации в гражданских играх; ознакомление детей с наследием родного края с помощью экскурсионных и краеведческих мероприятий.

Первым педагогическим условием является разработка программы « С чего начинается Родина?» для воспитания гражданственности детей дошкольного возраста. Задачи, поставленные в интегративной программе, направлены на структурное, содержательное и методическое обеспечение образовательного процесса и включают в себя следующие основные направления:

1) работа с воспитателями;

2) работа с родителями;

3) работа с детьми.

  1. Разработка мер, отражающих специфику деятельности воспитателя по воспитанию гражданственности у дошкольников.

В целях обеспечения программной и методической поддержки процесса обучения основам гражданственности у детей дошкольного возраста был проведен конкурс на лучшую программу, а также конкурс на разработку мероприятий и праздников. Одним из приемов формирования гражданства среди воспитателей была организация выставок педагогической литературы.

Работа с преподавательским составом по проблеме воспитания гражданственности детей дошкольного возраста в учреждениях дошкольного образования проводилась в рамках серии консультаций, круглого стола, мастер-класса, педагогических консультаций и дискуссий.

Еще одной формой методической работы было проведение мастер-класса с воспитателями, где они познакомились с играми гражданского назначения. Вниманию участников предлагались игры: «Что хорошо, а что плохо», «Незаконченные предложения»,  подвижные игры разных народов. В игры, которые мы представили, можно играть как в группе, так и в свободное время, а также во время прогулок, что напрямую способствует укреплению определенных представлений о гражданственности среди дошкольников.

Чтобы сформировать у педагогов представления об основах гражданственности, подготовить их к работе по воспитанию этого качества личности, были предложены творческие задания:

— изготовление дидактических игр;

— создание атрибутов для игрового уголка.

Все это способствует формированию более полного и четкого понимания гражданственности среди воспитателей, что является необходимым условием обеспечения эффективности работы по воспитанию основ гражданственности у дошкольников.

  1. Разработка мер по работе с родителями.

Эта область работы состояла из проведения консультативных мероприятий для родителей, вовлечения их в работу семейного клуба. Литературная выставка «Проблемы воспитания гражданственности в семье» была близка к жизни и проблемам современной семьи. Цель выставки — популяризация публикаций, демонстрирующих педагогический потенциал семьи в процессе воспитания гражданственности.

Работа с родителями предполагает:

1) ознакомление с документами, обеспечивающими соблюдение прав детей;

2) выпуск семейных альбомов с детьми «Мои обязанности», «Как должен вести себя настоящий гражданин»;

3) создание дома библиотеки, в которую войдут произведения разных народов;

4) инструкция для родителей по воспитанию основ гражданственности у детей дошкольного возраста.

Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние на воспитание у ребенка основам гражданственности. Основы гражданского воспитания закладываются в семье в раннем детстве. Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а гражданская информация для обсуждения должна быть лично значимой.

  1. Развитие систематической работы с дошкольниками по воспитанию гражданственности.

Процесс обучения основам гражданственности у детей дошкольного возраста осуществлялся, когда они знакомились со своим учреждением, улицей, родным городом, его достопримечательностями, природой, а затем со страной, ее столицей и символами, правами и обязанностями. Задача воспитателя- выбрать из всего многообразия впечатлений, полученных дошкольниками, наиболее доступные ему: мир живой природы, труд людей, народные и местные традиции, общественные мероприятия, права и обязанности детей и взрослых — граждан России. Пример взрослых, особенно близких людей, имеет большое значение. На основании конкретных фактов из жизни старших членов семьи формируются такие важные понятия, как «любовь к Отечеству», «долг перед Родиной», «трудовой подвиг» и т. д.

Необходимо поддерживать и направлять интерес дошкольников к людям разных национальностей, где территориально проживает тот или иной народ, об уникальности природно-климатических условий, на которых складываются его самобытность, быт, особенности труда.

В настоящее время люди интересуются своей генеалогией, изучением национальных, профессиональных корней в разных поколениях [13, c. 127]. Поэтому изучение их родословной поможет детям начать понимать очень важные и глубокие постулаты: каждый из них имеет свои корни в истории и традициях семьи, своего народа, прошлого страны.

Важной частью работы по изучению основ гражданственности является формирование у детей идеи людей, прославивших нашу Родину (скульпторов, художников, поэтов, писателей, композиторов, врачей, спортсменов). На конкретных примерах дети знакомятся с характером русского народа (творчество, песня, мастерство, гостеприимство, отзывчивость, сочувствие, умение защищать свою родину).

Второе педагогическое условие — создание предметно-развивающей среды, способствующей воспитанию гражданских качеств дошкольника, в том числе литературного банка произведений художественного и гражданского содержания, актуализации в гражданско-ориентированных играх. Создание литературного банка произведений художественного и гражданского содержания и работа с ним включает обновление в гражданских играх — это разыгрывание различных моральных ситуаций и ситуаций выбора, предлагаемых различными литературными произведениями, сказочным материалом и фольклором. В свою очередь, создание банка произведений художественного и гражданского содержания и актуализация в гражданско-ориентированных играх предполагает участие в создании предметно-развивающей среды, способствующей формированию гражданских качеств дошкольника.

Рассмотрим этот вопрос на примере четырех основных блоков: «Права гражданина», «Наши обязанности», «Молодые патриоты», «Люди разных национальностей», каждый из которых включает в себя сказки, поэтические произведения, художественную литературу и энциклопедический материал.

Дети дошкольного возраста лучше усваивают материал уроков, в которых воспитатель обращается к героям знаменитых сказок. Читая литературные произведения, воспитатель всегда обращает внимание на добрые дела и поступки главных героев. Например, вы можете познакомить детей с правом на жилище и его неприкосновенностью, ссылаясь на сказки «Волк и семеро козлят», «Маша и три медведя», «Три поросенка» (под редакцией С. Михалкова), поэтические произведения Б. Заходера «Лис и крот», С. Маршака «А что у тебя?» и «Кошкин дом».

Второй содержательный блок «Наши обязанности» помогает сформулировать не только детям, но и учителям разумное отношение к закону и праву, понимание необходимости соблюдать верховенство закона и выполнять свои обязанности. Знакомство со сказками «Аленький цветочек» С. Т. Аксакова, «Кукушка» (ненецкая народная сказка), «Доктор Айболит» К. И. Чуковского и др. способствует пониманию того, что родители должны заботиться о своих детях, а те в свою очередь они должны уважать старших, проявлять о них заботу и добросовестно выполнять свои обязанности каждый день. Поэтические произведения С. Я. Маршака «Если вы вежливы», В. В. Маяковского «Что такое хорошо, а что  такое плохо» поможет освоить правила поведения, необходимые для первичной социализации ребенка.

Следующий существенный блок — «Молодые патриоты».

Произведения фольклора не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Обратимся к сказочному материалу:

— чтение «Рассказов о старом Урале» П. П. Бажова помогает воспитывать любовь к своей маленькой родине;

— знакомство с эпопеями (героическая эпопея народа) имеет большое значение в воспитании любви к родной истории: «Илья Муромец и Соловей разбойник», «Илья Муромец побеждает Идолище», «Как Илья Муромец стал героем» и т.д.

— рассказ А. М. Р. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» о том, что нужно любить свою землю и нести ответственность за все, что на ней происходит.

Богатый фонд поэтических произведений для детей, направленных на воспитание любви к Родине, гордости за свою страну: З. Александрова «Родина»; В. Степанов «Моя Родина — Россия», «Флаг России», «Герб России», «Москва»; И. З. Сурикова «Вот моя деревня …».

Четвертый предметный блок — «Люди разных национальностей».

Литературный банк произведений для детей дошкольного возраста включает в себя сказки разных народов: «Храбрый мальчик» (Дагестанская сказка), «Два брата» (Латвийская сказка), «Заработанный рубль» (Грузинская сказка) и многие другие, которые дают понять, насколько многогранна наша страна, в которой комфортно каждому народу.

В современных условиях трудно переоценить образовательную ценность традиционной высокохудожественной детской книги [21, c. 762]. Опора в образовательной деятельности на лучшие образцы русской и зарубежной детской литературы, передающая все богатство и разнообразие мира, позволяющая в полной мере мыслить и чувствовать, сегодня признана насущной необходимостью.

Игры, наряду с детской литературой, могут и должны стать средством воспитания гражданственности детей дошкольного возраста. Этому способствует создание банка гражданских игр в соответствии с четырьмя блоками выше.

Начнем с того, что в игровой форме дети знакомятся с «Всеобщей декларацией прав человека для детей и взрослых» А. Усачевой. На каждой последующей встрече дети знакомятся с одним или несколькими правами. Банк гражданских игр в первом содержательном блоке включает в себя игры, которые по-разному используются для ознакомления детей дошкольного возраста с правами, например: право на жизнь (ролевые игры «Огонь», «Полиция», «Скорая помощь», «Я есть», «Один дома», «Спасатели»); право на имя («С любовью зови друга», «Угадай по голосу», «Имена великих людей»); право на жилье («Кто имеет право жить в этом доме?», игра с мячом «Скажи мне свой адрес»); право на образование («Собери портфель в школу») и т. д.          Чтобы сформировать у детей дошкольного возраста идею о том, что обязанности должны быть выполнены и что если они не выполняются, это может привести к катастрофическим последствиям, используется игра-упражнение «Кинематограф». Дети делятся на три группы: фотографы и художники, сценаристы и режиссеры. Фотографы и художники «фотографируют» и рисуют картины, изображающие обязанности дома, в детском саду, на прогулке и так далее. Сценаристы пишут историю для каждой картины. И режиссеры сами монтируют пленку, склеивая картины, чтобы сделать пленку. Следует отметить, что дети с энтузиазмом выполняют эту задачу, стараясь сделать фильм максимально интересным.

Для того чтобы закрепить с детьми то, что в обязанности каждого человека входит помощь всем кто в ней нуждается, проводилась игра «Поводырь слепого». Правилом этой игры является выражение: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Дошкольники делились на пары. Один в паре – «слепой», и ему завязывают глаза. Другой – его «поводырь», и он водит «слепого» по группе в течение нескольких минут. Впоследствии игра усложнялась, предлагались препятствия, которые мешают движению. Ведущий в паре должен предоставить как можно больше возможностей «слепому» партнеру. Затем дети менялись ролями. В конце игры педагог интересовался у детей: Что ты чувствовал в роли «слепого»? Что ты чувствовал в роли «поводыря»?

Таким образом, дети приходили к выводу о том, что людям, которые нуждаются в помощи, в заботе, необходимо помогать.

Игра «Тайный друг». Педагог писал на листочках имена всех, кто находится в группе. Затем эти листочки перемешивались. Каждый ребенок вытягивал листок с чьим-то именем и фамилией. Этот человек и был тайным другом в течение недели. Каждый день этот тайный друг осуществлял какие-либо поступки, свидетельствующие о его дружбе (помощь в каком-либо задании, помощь при уборке рабочего места и так далее). На стене в группе вывешивался специальный календарь, где каждый рисовал цветок или другое изображение напротив фамилии ребенка, который в этот день проявил к вам какие-либо знаки внимания и дружбы. В конце недели каждый старается определить, кто был его тайным другом и кто оказался лучшим по числу нарисованных цветков.

Педагогическая практика подтверждает целесообразность использования народных игр в качестве одного из основных средств воспитания культуры межэтнического общения. Дети дошкольного возраста с интересом и удовольствием знакомятся с различными национальными играми, принимают в них активное участие; в то же время они знакомятся с отдельными элементами народных костюмов и используют их в игре, например, используя национальный головной убор в дагестанской народной игре «Надень шляпу», используя головной платок с характерным узором «Подними платок», и использую лук и стрелы в бурятской национальной игре «Сурхарбан».

При изучении национальной игры целесообразно знакомить дошкольников с характерными особенностями внешности тех или иных людей с помощью иллюстративного материала. Чтобы добиться большего эффекта в работе по воспитанию межэтнической толерантности, помимо игр, происходит знакомство со сказками разных народов с использованием технических средств.

Для закрепления полученных знаний в практической деятельности использовалась проблемная ситуация: «Угости конфетой»: перед ребенком раскладывали картинки с изображением мальчиков и девочек разных национальностей. Педагог говорил: «Это украинские ребята Галинка и Грицко, вот азербайджанские  — Гюнай и Яшар, здесь якутские – Равиль и Занияр, а это русские – Танечка и Ванечка. Видишь, какие разные у них костюмы. После рассмотрения детьми картинок, обращался к одному из них, «Посмотри, как много вкусных конфет в вазочке, они твои, ты можешь съесть их сам (конфет кладется столько же, сколько картинок и одна ребенку). Только вот сладости любят все дети, и те, с которыми ты познакомился сегодня, тоже. Может, угостишь кого-нибудь? Кого ты хочешь угостить? А почему именно его?»

После проведения целенаправленной формирующей работы дошкольникам давали задание нарисовать рисунки на тему «Наши маленькие друзья», а затем по ним составить небольшие рассказы.

Заключительным моментом данного этапа стал совместный с ДК  «Заря» праздник – 1 мая «День солидарности трудящихся». В качестве эмблемы этого праздника предлагался подсолнух, который символизировал большую дружную семью, где живут разные народы в мире и согласии. Цель: систематизировать знания детей о людях разных национальностей. Стремиться к тому, чтобы дети испытывали позитивные эмоции к разным народам.

В развернутом виде игра представляет собой коллективную деятельность. Результатом игры является более глубокое понимание детьми жизни и деятельности взрослых, их обязанностей, чувств, мыслей и отношений. Самый важный результат игры — глубокое эмоциональное удовлетворение детей самим процессом [15, c. 161].

Третье педагогическое условие — ознакомление детей с наследием родного края посредством экскурсионных и краеведческих мероприятий. Важным принципом при отборе информации об окружающем мире для дошкольников является краеведческий принцип, который предполагает использование в работе с дошкольниками, прежде всего, близкого, доступного материала.

Ознакомление дошкольников с экскурсией и краеведением является еще одним условием успешного освоения основ гражданского воспитания.

Большое внимание уделяется устным источникам, сохранению народных традиций и обычаев, знакомству с конкретной судьбой «близких» людей — земляков и членов семьи по сравнению с общероссийской историей. Экскурсионно-краеведческая деятельность приближает историю страны к истории региона, города, семьи, знакомит ребенка не с абстрактными событиями, а с конкретными действиями, в которых принимали участие его предки. Это позволяет лучше понять события, происходящие в стране, понять их истинное значение, воспитать чувство гордости как за всю страну, так и за ее конкретную часть, способствует развитию творческих, поисковых и исследовательских способностей.

Для создания у ребенка целостного представления об окружающем мире,  освоения им общечеловеческих ценностей, формирования базиса личностной культуры мы установили тесные связи с поселковой  библиотекой. Данное учреждение в своем пространстве совмещает различные временные связи, нравственные, художественные и эстетические ценности. Работники библиотеки приглашали наших дошкольников на просмотр концертной программы приготовленной сотрудниками библиотеки, в свою очередь дети демонстрировали свои актерские способности, пригласив работников к себе в детский сад. Тесное взаимодействие работников библиотеки и воспитателей дошкольного учреждения позволяет добиться эффективного педагогического воздействия. В результате приобщения дошкольников к фольклору на практике убедились, что устное народное творчество является богатейшим источником познавательного и духовно-нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины.

Знакомство детей с наследием родного края происходит через осознание (эмоциональная составляющая):

— роль человека как гражданина основана на сравнении истории региона с историей страны;

— значимость для себя, для общества определенных фактов, событий, происходящих в регионе;

— неразрывность общения, единства и общности родины, региона, семейного очага;

— особенности культуры своего отечества, малой родины.

Экскурсионные маршруты являются одним из способов совершенствования воспитательной работы, усиления ее патриотической направленности с учетом возможностей развития ребенка (прежде всего, сближения образовательной деятельности с реальной жизнью ребенка, создания запоминающегося образа родины). Это, например, экскурсия в воинскую часть, автобусная экскурсия «Улицы нашего поселка», пешеходная экскурсия « Наши достопримечательности» и др.

Итогом всей работы по формированию основ гражданственности стала подготовка и проведение праздника «День гражданина в стране Малая Россия», приуроченного к празднику 12 июня – «День независимости». Проведение праздника дало возможность детям обобщить все полученные ими знания за весь год.

Цель: систематизировать полученные детьми знания о гражданственности, правах, обязанностях и людях разных национальностей.

Первая половина дня посвящена тому, что дети, путешествуя по различным республикам, слушали песни и рассказывали сказки того народа, который представляет. Вторая половина дня посвящалась тому, что дети, соблюдая свои права и, выполняя обязанности, заботились о младших детях, ухаживали за природой прилегающего участка, оказывали помощь педагогам. В конце дня проводился конкурс на лучший рассказ о своем городе.

Актуализация проблемы духовно-нравственного воспитания детей выдвигает на первый план задачи патриотического воспитания детей дошкольного возраста  в условиях социального партнерства семьи, ДОУ, школы и других общественных организаций.

Группы общественности, с которыми работает наше образовательное учреждение, представляют собой:

внутреннюю общественность – дети, посещающие ДОУ; педагоги, узкие специалисты, сотрудники, руководитель ДОУ;

внутренне – внешнюю общественность — родители детей, посещающих ДОУ; учредители;

внешнюю общественность — семьи, имеющие детей дошкольного возраста, не пользующие услугами ДОУ; органы управления образованием, другие ДОУ, социальные институты (школа, библиотека и др.), органы муниципальной власти.

В целях дальнейшего развития форм социального партнерства и  повышения эффективности взаимодействия между образовательным учреждением с различными организациями и учреждениями  мною как руководителем  были разработаны следующие приоритеты:

— Обобщить имеющийся опыт взаимодействия  образовательных учреждений Павловского района в области воспитания детей — дошкольников. Особое внимание уделить развитию эффективных мотивационных механизмов привлечения социальных партнеров;

— Разработать Положение о социальном партнерстве в системе  дошкольного  образования;

— Разработать методические рекомендации по развитию социального партнерства образовательных учреждений с учреждениями и общественными организациями, а также иными заинтересованными субъектами образовательного и воспитательного процессов;

— Разработать и утвердить примерные формы договоров сотрудничества ДОУ с учреждениями и общественными организациями в области патриотического и гражданского воспитания;

— Просить все заинтересованные организации дать предложения о НОВЫХ мероприятиях акциях и программ для расширения сотрудничества и взаимосвязи, акцентируя внимание на программных, а не разовых проектах.

Детская школа искусств «Берегиня» (ДШИ «Берегиня») на протяжении пяти  лет является нашими бессменными социальными партнёрами и помощником в решении задачи воспитания детей посредством их приобщения к русской народной культуре.

В содружестве с  ДШИ «Берегиня» разработана программа взаимодействия   «Формирование нравственно-этических представлений у дошкольников через приобщение к народной художественной культуре» Данная программа —  результат многолетней совместной работы по  приобщению детей к народной художественной культуре на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными установками и ценностями, традициями, особенностями его культуры. Программа построена в соответствии с народным календарем, куда входят все циклы жизнедеятельности человека на земле, праздники и ремесла. Осенью — уборка урожая, заготовка продуктов на зиму, ярмарки, Осенины, посиделки, Покров день. Зимой святки, Рождество, колядки, Новый год, зимние праздники и обряды. Весной — Масленица, Вербное воскресенье, подготовка к севу, к посадкам. Летом — Троица, хороводы и песни вокруг зеленой березки, день Ивана Купала. Программа предполагает, прежде всего, формирование у детей нравственных качеств, эмоциональной отзывчивости. Ее результаты должны иметь практический характер и использоваться в повседневной жизни.

С целью приобщения детей к мировой и национальной культуре с февраля 2017 года заключен договор о сотрудничестве с  Муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования “Детская музыкальная школа” (МОУ ДОД “Детская музыкальная школа”).

Мероприятия проводятся по курсу “Приобщение детей к мировой и национальной музыкальной культуре” по тематическому плану, согласованному обеими сторонами.

МОУ ДОД “Детская музыкальная школа”  проводит мероприятия на территории МБДОУ, используя потенциал учащихся и преподавателей“Детская музыкальная школа”  , музыкальные инструменты :

Сотрудничество с « Детской музыкальной школой» позволяет детям, их родителям, сотрудникам приобщиться к миру музыки, слушать, слышать и понимать “живую” музыку, знакомиться с музыкальными инструментами, с особенностями игры на них.

Таким образом  развитие у детей дошкольного возраста представлений о патриотизме, правах, обязанностях, людях разных национальностей, формирование положительных эмоций и чувств к Родине, для человека другой национальности, стремление сделать что-то приятное для любимого человека, оказание помощи и т. д. осуществлялось с использованием системы методов и приемов, используемых нами в процессе организации коллективной и индивидуальной деятельности детей, с участием родителей и социальных партнеров.

По окончании формирующего эксперимента было проведено контрольное обследование детей экспериментальной группы, методики которого полностью совпадали с методиками констатирующего этапа. Результаты формирующего эксперимента анализировались с привлечением данных констатирующего этапа работы.

Цель контрольного этапа исследования: выявить динамику сформированности гражданственности у старших дошкольников.

При контрольном проведении методики № 1 «Беседа» для сравнения исходного и итогового изучения сформированности гражданственности в экспериментальной группе детей дошкольного возраста были получены следующие результаты:

ФИО ребенка Выявляемые критерии
Полнота представлений о гражданственности Сформированность эмоциональных проявлений гражданственности
Ульяна Т. Ответил на 18 вопросов, правильные ответы получены только на 15 вопросов. Ответы полные, но не совсем точные. При проведении беседы эмоциональный фон разговора носил положительный характер по отношению в рассматриваемой теме.
Дима Ш. Ответил на 18 вопросов. Правильные ответы получены на 15 вопросов. Дошкольник стал различать понятия город и Родина, знает, что такое права и какие народы живут в нашей стране. При проведении беседы эмоциональный фон разговора носил положительный характер по отношению в рассматриваемой теме.
Тимофей Б. Ответил на 15 вопросов. Правильно назвал столицу нашей родины. Мальчик имеет представления о гражданственности и может  сориентироваться в основных элементарных понятиях право, гражданин, обязанности и т.т. При проведении беседы эмоциональный фон разговора носил нейтрально-безразличный характер по отношению в рассматриваемой теме.
Андрей Л. Ответил на 18 вопросов, правильные ответы получены только на 15 вопросов. Ответы не полные, односложные и чаще всего не точные. Это говорит об отсутствии представлений о гражданственности. При проведении беседы эмоциональный фон разговора носил нейтрально-безразличный характер по отношению в рассматриваемой теме.
Тоня Ж. Ответила на 18 вопросов.  Анализируя ответы можно сказать, что представления о гражданственности сформированы не достаточно так, как высказывания девочки носили отрывочный и неточный характер. При проведении беседы эмоциональный фон разговора носил положительный характер по отношению в рассматриваемой теме.
Настя Ш. Ответила на 13 вопросов. Правильно назвала столицу нашей родины. Девочка не имеет представления о гражданственности и не может  сориентироваться в основных элементарных понятиях право, гражданин, обязанности и т.т. При проведении беседы эмоциональный фон разговора носил отрицательный характер по отношению в рассматриваемой теме.
Алина П. Ответил на 18 вопросов.  Анализируя ответы можно сказать, что представления о гражданственности сформированы не достаточно так, как высказывания девочки носили отрывочный и неточный характер. При проведении беседы эмоциональный фон разговора носил положительный характер по отношению в рассматриваемой теме.
Дима И. Ответил на 18 вопросов. Правильные ответы получены на 15 вопросов. Дошкольник стал различать понятия город и Родина, знает, что такое права и какие народы живут в нашей стране. При проведении беседы эмоциональный фон разговора носил положительный характер по отношению в рассматриваемой теме.
Алена П. Ответил на 18 вопросов.  Анализируя ответы можно сказать, что представления о гражданственности сформированы не достаточно так, как высказывания девочки носили отрывочный и неточный характер. При проведении беседы эмоциональный фон разговора носил положительный характер по отношению в рассматриваемой теме.
Тимофей Г. Ответил на 18 вопросов. Правильные ответы получены на 15 вопросов. Дошкольник стал различать понятия город и Родина, знает, что такое права и какие народы живут в нашей стране. При проведении беседы эмоциональный фон разговора носил положительный характер по отношению в рассматриваемой теме.

 

Качественный анализ: Анализ проведения диагностической методики показал, что дошкольники экспериментальной группы имеют представления о гражданственности и в основном  могут определить и дать характеристику многим понятиям. Дети затрудняются в определении своих прав и обязанностей, но не путаются в понятиях «Родина», «город», «гражданин». Эмоциональные проявления гражданственности можно характеризовать как положительные.

При контрольном проведении методики № 2 «Анкетирование» для сравнения исходного и итогового изучения сформированности гражданственности в экспериментальной группе детей дошкольного возраста были получены следующие результаты, которые представлены в диаграмме № 2

 

80% детей, что составляет 8 человек, обладают высоким уровнем знаний о родном крае, то есть данные дети приобщены к истокам национальной культуры, у них сформировано духовно-нравственное отношение к природе родного края и чувства сопричастности к ней, уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей. 20% детей обладают средним уровнем знаний о родном крае; детей с низким уровнем знаний о родном крае нет .

50% детей, что составляет 5% обладают высоким уровнем знаний о толерантности. Они эмоционально  отзывчивы, открыты, доверчивы. Доброжелательны  по отношению к людям не зависимо от их расовой и национальной принадлежности. 50% , т.е. 5 человек обладают средним уровнем знаний о толерантности, которая является той культурной направленностью, отношением личности, которая проживает в мире и согласии, и предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как ответственность, доброжелательность, сдержанность, терпимость;

70% детей обладают высоким уровнем знаний о своих правах; 20% детей обладают средним  уровнем знаний о своих правах. 10% детей, что составляет 1 человек  обладает низким уровнем знаний о своих

60% детей, что составляет 6 человек, обладают высоким уровнем знаний о своих обязанностях; 30% детей, что составляет 3 человека, обладают средним  уровнем знаний о своих обязанностях,10% . т.е. 1 человек обладает  низким уровнем знаний о своих правах.

При контрольном проведении методики № 3 «Наблюдение» были получены следующие результаты:

Качественный анализ проведенной диагностической методики показал, что в большинстве случаев дети принимают ребенка в группе, у ребенка появились друзья, дети стали чаще с ним играть.

Анализ проведения диагностических методик позволил отнести дошкольников экспериментальной группы к следующим уровням:

К высокому уровню отнесено  два ребенка  Тоня Ж. и Ульяна Т.

К среднему уровню отнесены 6 детей (Андрей Л., Алина П., Тимофей Б., Дима И., Алена П., Настя Ш.)  У данных дошкольников относительно полные представления о Родине, но недостаточна эмоциональность рассказов о Родине. Недостаточное проявление заботы о природе, памятниках культуры.

Наблюдается недостаточно четкая дифференциация понятий «права» и «обязанности Недостаточная полнота представлений о людях разных национальностей. Относятся положительно, но дружить не хотят.

К низкому уровню отнесен 1ребенок (Дима Ш.) так как он затрудняется с ответом на вопрос: что такое Родина, гражданин? Эмоциональная бедность рассказов о Родине. Отсутствие заботы о природе, памятниках культуры, не способен оценить поступки других людей. Плохо относится к людям других национальностей.

Согласно повторному анализу мы выявили, что результат проведенной нами работы был успешен. После проведенной нами работы знания детей увеличились. Заинтересованность детей в знаниях о своем крае, о своей Родине возросла.

Результат констатирующего этапа подтвердил нашу гипотезу: гражданственность как нравственное качество личности детей старшего дошкольного возраста будет воспитываться успешно, если:

— процесс воспитания реализуется с учетом содержания понятия «гражданственность детей дошкольного возраста» ;

— определены критерии и уровни сформированности гражданственности у старших дошкольников;

— теоретически разработан и экспериментально апробирован комплекс занятий, учитывающий поэтапное ознакомление детей с Родиной, гражданскими правами, обязанностями, людьми разных национальностей.

—  Расширение   образовательного   пространства   дошкольных образовательных   организаций в условиях социального партнерства.

Безусловно, к концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну; наш народ; язык; обычаи и традиции, а также свои права и обязанности.

Наличие гражданского общества — важнейший признак и условие существования демократического государства, строительство которого является главной задачей современной жизни. Основной и наиболее активной производительной силой такого строительства должны выступать молодые поколения наших сограждан (А.В. Беляев).[14].


1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф