В настоящее время в Российской Федерации по данным МВД России, действует более 150 экстремистских группировок, включающих в себя более 10 тысяч человек, что указывает на массовое увлечение молодежными неформальными организациями. Их основная масса сосредоточена в Москве, Санкт-Петербурге, Ростовской, Воронежской, Самарской, Мурманской и Нижегородской областях.
Среди множества проявлений молодежного экстремизма свое место занимает и протест против господства общего, наиболее остро выраженный именно у молодежи, тем более что современная массовая культура преподносит многие элементы экстремизма как естественные атрибуты современной жизни.
В.И. Чупров и Ю.А. Зубок указывают, что молодежный экстремизм представляет собой социально обусловленную форму отклонения от развития экстремального типа сознания молодежи и нарушения меры при выборе адекватных моделей поведения, что выражается в приверженности к крайним взглядам и действиям в процессе самореализации. Ученые отмечают, что представители молодежного экстремизма плохо организованы и не имеют достаточного опыта для проведения соответствующих акций. Их акции неэффективны и безрезультатны. В основной своей массе молодые экстремисты группируются вокруг уже существующей экстремистской организации или объединения. На основе целей, декларируемых участниками самоорганизаций, ученые выделяют семь направлений молодежных экстремистских движений: экологические, национально-патриотические, оппозиционные, националистические, протестные, прокремлевские, правозащитные.
Многие причины, порождающие молодежный экстремизм, имеют внутреннюю природу: кризисное состояние экономики, нецивилизованные формы перераспределения собственности, резкое падение жизненного уровня подавляющего большинства населения, увеличение социальной дифференциации и противостояния в обществе, рост правовой и социально-экономической незащищенности граждан.
В свою очередь усугубляют ситуацию такие характеристики состояния общества как рост алкоголизма, употребление наркотиков, кризис института семьи, разрыв между уровнем жизни бедных и богатых, клановость и кумовство, коммерциализация СМИ и вестернизация культуры. Как следствие — эти обстоятельства приводят молодых людей к групповой консолидации, опасному объединению под знаменами скинхедов, неофашистов, религиозных и футбольных фанатов. Приходится констатировать, что жертвами протестной активности молодежи, ее неоправданной агрессии и жестокости становятся и обладатели неславянской внешности, и поклонники неугодных эстетических предпочтений, и представители музыкальных стилей, молодежных субкультур (рэперы, панки) и т.д. А угрозы вандализма, национал-шовинизма и терроризма со стороны молодых экстремистов все возрастают. Хронические социальные проблемы характерные для центральных регионов страны, на Юге, осложняются особенностями национальных суверенитетов, радикальных псевдорелигиозных течений исламистского толка, насаждающих вахабизм; активностью бандформирований, значительным количеством оружия у населения. И здесь в зоне риска — в основном молодежь.
Некоторые факторы по мере их усиления превращаются в самостоятельные причины и условия активизации экстремизма: обострение политической борьбы между многочисленными политическими партиями и общественными движениями; острое противостояние между сторонниками существующего в стране политического режима и оппозицией; множащиеся межнациональные конфликты; этнический и религиозный сепаратизм; забастовочное движение и т.д.
Российскую специфику экстремистских образований в молодежной среде определяют три основных фактора:
а) низкая социальная защищенность молодежи в условиях социальной и экономической неустойчивости российского общества;
б) специфика социальной мобильности в российском обществе (неработающий «социальный лифт»), усиливающая социокультурное расслоение, ограничивающая доступ к социальным ресурсам молодых людей из разных сред;
в) аномия в обществе, проявляющаяся в утере нормативно-ценностных оснований поддержания социальной солидарности и обеспечения социальной идентичности, в сложности молодым людям достичь высокого статуса и получить престижные материальные блага.
Можно говорить о латентном присутствии в молодежной среде откровенно ксенофобских, националистических, шовинистских представлений, антиобщественных субкультур. Для последних зачастую характерно терпимое и даже поощряемое положительное отношение к наркотическим и другим психоактивным веществам. Сопряженным фактором роста молодежного экстремизма, который с большей или меньшей степенью можно отнести к России в целом, выступает активность мусульманских экстремистов, провоцирующая негативную реакцию населения.
Основной круг проблем, с которыми приходится иметь дело молодежи в России, лежит в сфере конфликтных отношений, прежде всего, в обществе с основными институтами социализации. Важную роль играют также личностные факторы, такие как деформация системы ценностей, «нездоровая» среда общения, преобладание досуговых ориентаций над социально значимыми, неадекватное восприятие педагогических воздействий, отсутствие жизненных планов.
Среди тенденций, определяющих специфику развития молодёжного экстремизма, одной из главных является усиление влияния религиозного и этнонационального фактора в развязывании и развитии конфликтов, возникающих в молодёжной среде. Особую роль в распространении деструктивной идеологии среди молодёжи играет Интернет, который служит для лидеров радикальных структур инструментом вербовки новых членов, средством коммуникации и организации экстремистских и террористических акций. Зачастую наблюдается феномен «самовербовки», когда идеологические воззрения пользователей глобальной сети резко радикализируются под влиянием распространяемой пропаганды, тем самым приводит интернет-пользователей в ряды экстремистских и террористических группировок. Таким образом, характерными чертами современного молодёжного экстремизма в России являются:
— возрастающая сплочённость и организованность группировок;
— наличие в экстремистских структурных образованиях идеологических, аналитических и боевых подразделений;
— усиление мер конспирации;
— использование новейших информационных и коммуникационных технологий для координации действий и ведения идеологической пропаганды;
— укрепление межрегиональных и международных связей радикальных групп им организаций, использующих в своей деятельности экстремистские методы.
Таким образом, различные виды экстремизма, обусловленные мотивами преступного поведения, не охватывают в полном объеме проявление экстремизма, что дает основание предположить возможным появление его новых разновидностей.
1.2. Концептуальные особенности уголовно-правового противодействия экстремизму
Современное состояние законности и правопорядка в сфере противодействия экстремистской деятельности определяется совокупностью различных факторов, обусловленных вхождением Крыма и г. Севастополя в состав Российской Федерации и последовавшими в связи с этим экономическими санкциями со стороны отдельных государств, напряженной ситуацией на границах России с Украиной, созданием международной террористической организации «Исламское государство» и влиянием ее на международные и внутригосударственные процессы в ряде стран, в том числе в Российской Федерации, популяризацией экстремистской и террористической идеологии через сеть «Интернет» и другими негативными факторами.
В этих условиях основные усилия общегосударственной системы противодействия экстремизму направлены на повышение уровня координации деятельности правоохранительных органов, организацию профилактической работы и совершенствование нормативно-правового регулирования в этой сфере.
Ключевым документом, устанавливающим основы противодействия экстремизму, является Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. Данный документ, обладающий высшей юридической силой на территории России, содержит в себе ряд концептуальных норм, устанавливающих меры по борьбе с рассматриваемым явлением.
Особая роль в предупреждении преступности принадлежит существующей и развивающейся государственной политике, направленной, в том числе, и на противодействие общественно опасным деяниям. Важнейшим событиями в законодательной сфере стало принятие Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года. Так, Стратегия противодействия экстремизму в РФ до 2025 года предполагает создание общегосударственной системы мониторинга, профилактики и пресечений экстремистских проявлений, разработку программ по профилактике экстремизма и сепаратизма. Новая стратегия призвана ответить на стоящие перед Россией вызовы и угрозы в сфере противодействия экстремизму, определить цели, приоритеты и инструментов государственной политики по объединению усилий всех институтов власти и гражданского общества для укрепления единства российского народа, достижения межнационального и межконфессионального согласия, формирования в обществе обстановки нетерпимости к пропаганде и распространению идей экстремизма, пресечения экстремистской деятельности.
15.04.2015 г. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановил рекомендовать:
Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
1) обеспечить разработку и утверждение плана по реализации Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года;
2) ускорить внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О полиции» (в части расширения полномочий полиции по обеспечению безопасности на договорной основе руководителей государственных корпораций, стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ);
3) поручить уполномоченным федеральным органам исполнительной власти подготовить предложение о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на обеспечение межведомственного взаимодействия по выявлению и пресечению распространения, производства или хранения в целях распространения видео-, аудиопродукии и печатной продукции, содержащих материалы экстремистской направленности;
4) поручить Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по итогам 2015 года проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и правоохранительные органы о результатах мониторинга в информационно-телекоммуникационных сетях на предмет выявления распространения в средствах массовой информации материалов экстремистской направленности, а также сведений, содержащих инструкции по самодельному изготовлению взрывчатых веществ и взрывных устройств;
5) проработать вопрос о создании единой государственной системы мониторинга в области противодействия экстремизму.
Министерству внутренних дел Российской Федерации:
1) подготовить предложения по внесению изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, предоставляющих следователям органов внутренних дел Российской Федерации право расследовать уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. 282 УК РФ;
2) осуществить комплекс мер, направленных на совместные с другими федеральными органами исполнительной власти действия по поиску, разоружению и нейтрализации незаконных вооруженных формирований;
3) принять дополнительные меры по минимизации потерь сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации при выполнении оперативно-служебных и служебно-боевых задач;
4) активизировать работу по межведомственному обмену информацией в рамках государственной информационной системы «Правоохранительный портал Российской Федерации».
Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
1) обеспечить реализацию Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 2446-р;
2) привести нормативные правовые акты в соответствие со Стратегией противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года.
Уголовный закон включает комплекс правовых запретов и мер государственного принуждения (наказаний и иных мер уголовно-правового характера), а также уголовно-правовых дозволений и поощрений. В совокупности они образуют превентивные и охранительные («карательные») уголовно-правовые средства защиты безопасности общества и государства от посягательств экстремистского характера.
Превентивные уголовно-правовые средства включают в себя уголовно-правовые меры общей превенции в виде уголовно-правовых запретов совершения действий экстремистского характера – ст. 277–282.3 УК РФ. Кроме этого предупредительные средства включают меры частной превенции, которые направлены на предупреждение повторных террористических и экстремистских посягательств со стороны лиц, подвергнутых уголовному наказанию. Частнопревентивные меры определяются карательным содержанием назначенного наказания и правовыми ограничениями, связанными с судимостью (постпенитенциарными правоограничениями).
Особую группу предупредительных уголовно-правовых средств антиэкстремистской защищенности общества и государства составляют уголовно-правовые дозволения и поощрения. Первые представляют собой средства безопасности, предоставляющие право причинять вред в целях защиты от террористических и экстремистских посягательств. В блок уголовно-правовых дозволений входят меры необходимой обороны (ст. 37 УК РФ), крайней необходимости (ст. 39 УК РФ), и другие, исключающие преступность причинения вреда при защите общественной и государственной безопасности.
Вторые (уголовно-правовые средства) выражаются в освобождении от ограничений, налагаемых или наложенных на лицо в связи с совершением террористического или экстремистского посягательства. Такая мера защиты направлена на предотвращение осуществления экстремистских действий путем установления оснований освобождения от уголовной ответственности.
В соответствии с примечанием 1 к ст. 228.1 УК РФ лицо, добровольно прекратившее участие в деятельности экстремистского сообщества освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.
Уголовно-правовое поощрение здесь используется в качестве своеобразного стимула к предотвращению виновным общественно опасных последствий своих преступных действий. Он «срабатывает», когда между преступным посягательством на безопасность общества и возможными тяжкими последствиями имеется некий промежуток времени, в течение которого виновное лицо своими добровольными активными действиями предотвратит наступление преступных последствий.
В тех случаях, когда экстремистское посягательство осуществлено, то есть когда нарушена предупредительная зона (общепревентивные меры не выполнили стоящие перед ними задачи) виновное лицо попадает в санкционную зону, в которой функционирует «карательный» уголовно-правовой режим (реализуются «карательные» уголовно-правовые средства). Он является вторым уголовно-правовым рубежом антиэкстремистской защищенности общества и государства и заключается в применении уголовной санкции (назначении уголовного наказания или иных мер уголовно-правового характера).
В данной зоне реализуется предусмотренный уголовным законом карательный потенциал уголовно-правового режима. Виновное лицо подвергается уголовной репрессии – лишается своих прав и свобод или существенно ограничивается в них в объеме, предусмотренном УК РФ. Посредством этого осуществляется уголовно-правовая «реанимация» нарушенных общественных отношений и элементов правовой оболочки антиэкстремистской защищенности общества и государства, а также уголовно-правовая трансформация негативного поведения виновного лица в позитивное.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года предусматривает административную ответственность за совершение некоторых правонарушений, косвенно свидетельствующих об экстремистски мотивированном поведении.
Федеральный конституционный закон от 13 февраля 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» также содержит в себе нормы, регламентирующие противодействие экстремизму.
Таким образом, существующая система российского законодательства, отражающая правовую стратегию противодействия экстремизму, в целом обладает достаточно полным набором правовых мер, позволяющих эффективно осуществлять борьбу с данным явлением и его профилактику.
Выводы по первой главе
На сегодняшний день в российской юридической науке до сих пор нет общепризнанного определения экстремизма. При определении экстремизма представители юридической науки, прежде всего, характеризуют противоправный характер деяния (как правило, действия или публично выраженные взгляды, намерения), насильственный характер действий, но далее унификация затруднена в связи с многообразием признаков объективного (объект, объективная сторона) и субъективного (субъект, субъективная сторона) характера.
Общими признаками в рассмотренных определениях является цель экстремизма – дестабилизация и разрушение существующих социально-политических отношений; основной метод и способ – нелегитимное насилие вплоть до уничтожения оппонента; объект – политические и иные общественные отношения.
Глава 2. Современное состояние и направления предупреждения преступлений экстремистской направленности
2.1. Современное состояние и динамика преступлений экстремистской направленности в России
Для принятия профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности, а также выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц – необходимо опираться на объективные данные.
Отметим, что в период с 2005 по 2014 год общее количество преступлений в России за этот период характеризуется плавным снижением.
Характеризуя состояние преступности экстремистской направленности, следует отметить, что за последние десять лет в Российской Федерации произошел значительный рост числа экстремистских преступлений (табл. 1, рис. 1). Большинство из них зарегистрировано в 2014 году в Центральном (241), Приволжском (199) и Северо-Западном (127) федеральных округах. Если рассматривать соотношение экстремисткой преступности в каждом федеральном округе и России в целом, то можно увидеть, что в 2014 году наибольшая доля преступлений экстремистского характера пришлась на Центральный федеральный округ (24 %), затем Приволжский федеральный округ – 20 %, наименьшее проявление экстремистской активности отмечено в Южном и Дальневосточном федеральных округах – по 6 % (Рис. 2).
Таблица 1. Состояние преступности экстремистской направленности за период 2005-2014 гг.
Январь/декабрь | Всего зарегистрировано преступлений | Зарегистрировано преступлений экстремистской направленности | Рост/ снижение по сравнению с АППГ, % | Раскрыто преступлений экстремистской направленности |
2005 | 3554738 | 152 | +16,9 | 133 |
2006 | 3855373 | 263 | +73,0 | 169 |
2007 | 3582541 | 356 | +35,4 | 217 |
2008 | 3209862 | 460 | + 29, 2 | 430 |
2009 | 2994820 | 548 | + 19,1 | 484 |
2010 | 2628799 | 656 | + 19,7 | 632 |
2011 | 2404807 | 622 | — 5,2 | 503 |
2012 | 2302168 | 696 | + 11,9 | 611 |
2013 | 2206249 | 896 | + 28,7 | 743 |
2014 | 2190578 | 1034 | + 14,3 | 879 |
Подобная ситуация обусловлена двумя основными факторами: изменениями, внесенными в уголовное законодательство, предусмотревшее дополнение ряда составов преступлений соответствующими квалифицирующими признаками, а также совершенствованием практики правоохранительных органов по их выявлению и пресечению, которая приобрела наступательный характер и стала приносить более ощутимые результаты.
В целом экстремистская преступность выделяется полно только по тем преступлениям, уголовные дела о которых расследованы, рассмотрены судом. Иначе нельзя судить о мотивах деяний, выделять преступления экстремистской направленности.
Сравнительно невысокие показатели преступлений экстремистской направленности в начале формирования статистической отчетности исследуемой группы деяний обусловлены внесенными в Уголовный кодекс РФ Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» новеллами. Криминализация новых, ранее не известных правоприменителю деяний, закрепленных в статьях 282.1, 282.2 и 282.3 УК РФ указывают на то, что судебно-следственная практика по делам рассматриваемой категории преступлений в указанный период лишь только начинала формироваться.
В 2014 году продолжилась тенденция роста числа выявленных преступлений, предусмотренных статьей 280 УК РФ (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности) (на 25,9 % или до 180) и статьей 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства) (на 19,5 % или до 588).
Необходимо отметить, что данные посягательства составляют три четверти (75 %) в структуре преступлений экстремистской направленности. При этом на первый план стали выходить деяния, предусмотренные данными статьями, совершенные с использованием сети «Интернет» (в 2014 году по таким фактам возбуждено 549 уголовных дел).
В 2014 году зарегистрировано 43 преступления по фактам деятельности организаций, признанных судами экстремистскими (статья 2822 УК РФ) и 30 – террористическими (статья 2055 УК РФ), всего – 73 (61, +19,7 %). Среди них международные объединения «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», «Исламская Партия Туркестана», «Имарат Кавказ», «Таблиги Джамаат», «Нурджулар», «Духовно-родовая Держава Русь». Судами в 2014 году по делам о преступлениях, связанных с экстремистской деятельностью, постановлены обвинительные приговоры в отношении 508 лиц (в 2013 году – 449), из них – 44 совершили преступления в возрасте до 18 лет (в 2013 году – 41). В результате совместной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, контролирующих и правоохранительных ведомств массовых беспорядков на национальной и религиозной почве в 2014 году не допущено.
В 2014 году прокурорами на основании материалов правоохранительных органов подготовлены заявления в суды, решениями которых запрещена деятельность в России 8 экстремистских организаций. Всего в перечень общественных и религиозных объединений, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности, включено 42 организации. Верховным Судом Российской Федерации по заявлению Генеральной прокуратуры Российской Федерации принято решение о признании украинских организаций «Правый сектор», «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА-УНСО), «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Тризуб им. Степана Бандеры» и «Братство» экстремистскими и запрете их деятельности на территории Российской Федерации.
Прокурорами всех уровней в суд вносятся заявления в защиту интересов государства, общества и неопределенного круга лиц о признании Интернет-сайтов, посредством которого осуществляется вовлечение российских граждан в экстремистскую деятельность.
Так, Генеральный прокурор Российской Федерации обратился в Московский городской суд с заявлением о признании Всероссийского общественного движения «Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского» террористической организацией и о запрете её деятельности. Судом установлено, что в отношении ряда членов НОМП, в том числе и в отношении её руководителей, в настоящее время постановлены обвинительные приговоры, которыми подтверждается осуществление данными лицами террористической и экстремисткой деятельности. Заявление Генерального прокурора удовлетворено.
Тюменским областным судом ликвидирована мусульманская религиозная организация пос. Боровский, в которой в течение года дважды выявлялась экстремистская литература.
Анализ судебно-следственной практики позволяет сделать вывод о продолжении деятельности националистических группировок. Так, в 2014 году прокуратурой г. Москвы пресечена деятельность на стадии подготовки противоправных акций экстремистского движения «Атака» (на основании собранных материалов следственными органами расследуется уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 282.1 (организация экстремистского сообщества) УК РФ)).
Наряду с национализмом расширяется влияние радикальных течений ислама. В 2014 году выявлено 10 преступлений по фактам деятельности преступных сообществ, разделявших исламистскую идеологию, направленную на построение «халифата» насильственным путем (республики Дагестан и Татарстан, Челябинская область). Прокурорскими проверками установлены факты пропаганды экстремистской идеологии и литературы в местах отбывания наказания, следственных изоляторах. Приверженцы радикальных воззрений, отбывая наказание, стремятся к объединению в законспирированные экстремистские ячейки, привлекая в свои ряды новых сторонников. В деятельности религиозных организаций прокурорами выявлялись случаи распространения изданий, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов.
Так, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре руководителю местной мусульманской религиозной организации «Махалля» г. Белоярского вынесено предупреждение о недопустимости осуществления экстремисткой деятельности по факту обнаружения в городской мечети запрещенной религиозной литературы.
Члены деструктивных организаций активно используют информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» для распространения экстремистских материалов, привлечения в свои ряды новых членов и координации противоправной деятельности. В целях оперативного ограничения доступа к нелегальным контентам Генеральной прокуратуре Российской Федерации в феврале 2014 года законодательно было предоставлено право направления требований в Роскомнадзор о внесудебном блокировании информационных ресурсов экстремистского характера.
За год действия нового закона более чем с 3 тыс. интернет-страниц удалена информация, содержащая призывы к осуществлению экстремистской деятельности и участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка.
Сложившаяся в субъектах Российской Федерации ситуация в сфере противодействия экстремизму, межнациональных и конфессиональных отношений в целом оценивается как стабильная. Вместе с тем, деятельность всех субъектов противодействия экстремистским проявлениям по-прежнему нуждается в дальнейшем совершенствовании.
В ходе правоприменительной практики выявлялись проблемы, связанные с несовершенством механизма удаления из коммуникационной сети незаконной информации (например, отсутствие процедуры внесудебной блокировки сайтов, пропагандирующих и публично оправдывающих экстремизм и терроризм), а также необходимостью организации дополнительных специальных исследований экстремистских материалов, о чем Генеральной прокуратурой РФ были направлены информационные письма в Правительство Российской Федерации и Администрацию Президента Российской Федерации
Анализ экстремистской преступности показывает, что наиболее дерзкие и циничные преступления по мотивам национальной, расовой и религиозной ненависти или вражды совершают молодые люди в возрасте 16-25 лет – учащиеся общеобразовательных школ, средних профессиональных и высших учебных заведений. Среди них есть молодые люди не только из маргинальных слоёв населения, но и проживающие в полных благополучных семьях, с высоким материальным достатком.
А.В. Петрянин указывает на высокий уровень латентности преступлений экстремистской направленности. По этой причине фактические темпы роста исследуемой группы преступлений значительно превышают динамику их выявления.
Изложенное свидетельствует о том, что в современных условиях необходимо повышение эффективности уголовно-правовой охраны безопасности общества и государства от экстремистских посягательств путем совершенствования как системы уголовно-правовых средств защиты безопасности, так и практики их применения.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф