Меню Услуги

Экстремизм: современное состояние и меры противодействия


Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Понятие, признаки и особенности уголовно-правового противодействия экстремизму
  • 1.1.   Понятие и признаки экстремизма
  • 1.2. Концептуальные особенности уголовно-правового противодействия экстремизму
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Современное состояние и направления предупреждения преступлений экстремистской направленности
  • 2.1. Современное состояние и динамика преступлений экстремистской направленности в России
  • 2.2. Направления и особенности предупреждения преступлений экстремистской направленности
  • Выводы по второй главе
  • Заключение
  • Список использованных источников и литературы

 

Введение

Актуальность проблемы исследования.  Экстремизм в настоящее время является одной из основных внутренних угроз национальной безопасности Российского государства. Возрастающие проявления экстремистских настроений носят самый разнообразный характер – от возбуждения межэтнической неприязни среди россиян до формирования разнообразных террористических группировок. Подобные негативные явления отражаются на всех слоях населения, но особенно сильно их влияние сказывается на представителях молодого поколения.

Анализ статистики Министерства внутренних дел РФ показывает динамику роста количества преступлений экстремистской направленности. Так, в 2008 г. в России было зарегистрировано 460 преступлений экстремистской направленности, в 2009 г. таких преступлений было совершено 548,  в 2010 г. было зарегистрировано 656 преступлений экстремистской направленности, в 2011 г. произошло незначительное снижение количества экстремистских проявлений и составило 622 преступления, в 2012 г. – 611, в 2013 г. – 896,  2014 г. – 1024, за период  январь-октябрь 2015 г. – зарегистрировано 1125 преступлений экстремистской направленности[1]. Данная тенденция вызывает серьезную тревогу и озабоченность гражданского общества и требует реализации соответствующего комплекса мер со стороны государственных органов для решения данной проблемы.

Исследование экстремизма в уголовно-правовом аспекте обусловлено растущей необходимостью раскрытия сущности данного явления и во многом связано с возможностями профилактики распространения экстремизма, особенно в молодежной среде.

Степень изученности проблемы исследования. Проблемы определения понятия, сущности, видов экстремизма,  вопросы юридической ответственности за совершение преступлений экстремистской направленности нашли отражение в трудах Т.А. Аристарховой, Б.Л. Белякова, Д.С. Глухарева, П.А. Данилова, Е.Л. Забарчук, А.А. Затолокина, П.А. Кабанова, А.А. Кондрашева, Ю.В. Марковой, В.Э. Мозгового, А.В. Павлинова, А.В. Петрянина, С.Е. Пролетенковой, В.В. Ревиной, А.С. Скудина, Р.С. Тамаева, В.И. Чупрова, В.Е. Шинкевич, С.А. Юдичевой и др.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере противодействия преступлениям экстремистской направленности и обеспечения безопасности государства, наступления уголовной ответственности за организацию экстремистского сообщества и участие в нем.

Предметом исследования определены нормы права, направленные на противодействие экстремизму; нормы уголовного, административного и других отраслей российского законодательства, регламентирующих вопросы юридической ответственности за наиболее опасные проявления экстремизма.

Целью исследования является комплексный анализ теоретических основ и практических аспектов уголовно-правового противодействия преступлениям экстремистской направленности в современной России и разработка направлений предупреждения экстремизма.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

  • определить понятие и признаки экстремизма;
  • рассмотреть виды экстремизма и их характеристику;
  • выявить концептуальные особенности уголовно-правового противодействия экстремизму;
  • проанализировать современное состояние и динамику преступлений экстремистской направленности в России;
  • выявить особенности и определить направления предупреждения преступлений экстремистской направленности.

Методологическую основу исследования составили общенаучные диалектические методы познания, включающие принципы объективности, индукции, дедукции, анализа, синтеза; а также частнонаучные методы: описательный, правовой, сравнительно-правовой, формально-логический, системно-правовой.

Нормативную базу исследования составили Конституция РФ, положения действующего отечественного законодательства, регулирующего общественные отношения в сфере уголовно-правового противодействия преступлениям экстремистской направленности.

Теоретическая основа исследования – научные труды, публикации в юридической периодической печати по проблеме исследования.

Информационная основа – статистические материалы, интернет-ресурсы по теме исследования.

Эмпирическая основа – материалы судебной (правоприменительной) практики привлечения к уголовной ответственности за преступления экстремистской направленности.

Новизна и теоретическая значимость выпускной квалификационной работы определяется ее актуальностью, а также тем, что в работе проведено комплексное исследование теоретических и прикладных аспектов уголовно-правового противодействия преступлениям экстремистской направленности.

Практическая значимость: результаты проведенного исследования можно будет применять на практике в юридической деятельности и возможно использовать при организации курсов, семинаров и других учебных занятий по теме исследования.

Структура работы выстроена в соответствии с поставленными целью и задачами, работа состоит из введения, основной части, представленной двумя главами, разделенными на параграфы, заключения, списка используемых источников и литературы.

 

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Глава 1. Понятие, признаки и особенности уголовно-правового противодействия экстремизму

1.1. Понятие и признаки экстремизма

Для того чтобы бороться с экстремизмом, оказывать противодействие этому негативному социально-политическому явлению, государству, правоохранительным органам, должностным лицам необходимо точно знать законодательную дефиницию «экстремизм», четко разграничивать правомерную общественно-политическую деятельность и неправомерную экстремистскую деятельность.

Для научного осмысления данного понятия необходимо, в первую очередь, рассмотреть его в контексте существующей нормативно-правовой базы. В Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом 2001 г. определяется, что «экстремизм – какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон».

Данное определение имеет принципиально важное значение, поскольку характеризует экстремизм как деяние, раскрывает суть экстремизма и определяет основной метод экстремизма – насилие.

Резолюция 1344 (2003) Парламентской ассамблеи Совета Европы определяет экстремизм как: «… форму политической деятельности, явно или исподволь отрицающую принципы парламентской демократии и основанную на идеологии и практике нетерпимости, отчуждения, ксенофобии, антисемитизма и ультранационализма». Данное определение характеризует экстремизм как форму политической деятельности, основанную на определенной (радикальной) идеологии. Включение идеологического компонента как основы данной деятельности более чем оправдано, поскольку политические, национальные, религиозные общественные отношения складываются на идеологической основе.

Таким образом, универсального определения экстремизма международное сообщество до сих пор не выработало.  И в российском праве, и в российской юридической науке также не выработан единый подход к определению экстремизма.

Законодательство РФ не раскрывает понятие «экстремизм», но устанавливает ответственность за экстремистскую деятельность.

В частности, статья 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее по тексту – Закон об экстремистской деятельности, объединяя понятия «экстремизм» и «экстремистская деятельность», перечисляет и раскрывает именно виды экстремистской деятельности, не определяя, что такое экстремизм и каковы его признаки.

Статья 282.1 Уголовного кодекса РФ «Организация экстремистского сообщества» также не раскрывает понятие «экстремизм» и его признаки, но в примечании определяет «преступления экстремистской направленности»: «Под преступлениями экстремистской направленности… понимаются преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы…».

В постановлении Пленума Верховного суда РФ от 28.06.2011 № 11 не содержится определение экстремизма, но характеризуются такие понятия, как публичные призывы и действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а равно на унижение достоинства человека или группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии либо принадлежности к какой-либо социальной группе и т.д.

Таким образом, в российской юридической науке до сих пор нет общепризнанного определения экстремизма, но многочисленные попытки сформулировать это определение предприняты. При этом, как правило, речь идет о неправомерных деяниях, хотя, как справедливо отмечает А.С. Скудин, «проявления экстремизма как некоторой крайности в ценностях, установках и поведении могут носить как противоправный характер, так и правомерный, но обязательно антисоциальный или аморальный».

Ученый определяет экстремизм следующим образом: «экстремизм как правовая категория представляет собой перечень противоправных деяний вышеуказанной направленности, за совершение которых предусмотрен специфический комплекс мер государственного принуждения».

П.А. Данилов раскрывает различные аспекты экстремизма: «экстремизм – это противоправная деятельность физических лиц, должностных лиц зарегистрированных и незарегистрированных юридических лиц, основанная на приверженности к крайним взглядам и сопровождающаяся публичными насильственными действиями, которые направлены на умаление и отрицание конституционных принципов прав, свобод и законных интересов человека, личности,  общества и государства».

М.И. Егоров определяет экстремизм как систему противоправных действий, направленных на подрыв и разрушение: государственно-политических, нормативно-правовых, социально-культурных, морально-нравственных основ, конституционного строя страны. Экстремизм нарушает основные права и свободы граждан, а соответственно, и принципы, на которых функционирует большинство современных государств и обществ. В широком смысле, жертвой экстремизма становится человек и общество в самых разных аспектах своей жизнедеятельности – социальной, расовой, национальной, религиозной и языковой принадлежности.

Таким образом, при определении экстремизма представители юридической науки, прежде всего, характеризуют противоправный (т.е. запрещенный законом) характер деяния (как правило, действия или публично выраженные взгляды, намерения), насильственный характер действий, но далее унификация затруднена в связи с многообразием признаков объективного (объект, объективная сторона) и субъективного (субъект, субъективная сторона) характера.

Стоит отметить, что представители юридической науки также предприняли попытки создать универсальное, общее определение экстремизма в «широком» смысле.

Например, С.Н. Фридинский предложил так определять экстремизм: «Под экстремизмом следует понимать социальное системное явление, в рамках которого объединенные на основе общих политических, идеологических, национальных, религиозных, расовых, социальных, экологических, экономических взглядов и убеждений представители последних совершают, движимые экстремистскими побуждениями, противоправные действия, направленные на насильственное распространение таких взглядов и искоренение взглядов, отличных ототстаиваемых ими».

В данном определении экстремизм признается системным социальным явлением, имеющим идеологическую (в широком смысле слова) основу, определена цель экстремистских противоправных деяний, выделены различные виды экстремизма.

По мнению Е.П. Олифиренко, «…экстремизм с позиций политической науки определен как обобщенная характеристика антисистемной противоправной деятельности индивидов и их объединений, нацеленной на уничтожение демократической политической системы, насильственное принуждение всего общества к диктатуре на идеократической основе».

В данном определении указывается на антисистемный характер экстремизма, определяется основной метод экстремизма – насильственное принуждение, определяется конечный результат – диктатура,  следовательно, по мнению Е.П. Олифиренко, насильственная деятельность против антидемократического политического режима экстремизмом не является.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Н.Б. Бааль применительно к молодежному экстремизму трактует экстремизм как приверженность крайним политическим взглядам и действиям, направленным на изменение конституционного строя, провоцируемая специфическими социально-экономическими и политическими условиями. Как видим, в данное определение включаются социально-экономические и политические факторы как условия, порождающие экстремизм, указана цель экстремистских политических действий.

Р.Н. Гетц широко определяет понятие экстремизма: «Под экстремизмом как социально-политической категорией понимается стремление политического актора занять крайнюю позицию по отношению к своему оппоненту независимо от ее целесообразности, противостоять оппозиции и ликвидировать ее». В данном определении отсутствует перечисление субъектов политической деятельности, независимость от целесообразности занимаемой позиции, признание возможным результатом не только противостояние, но и ликвидацию оппонента.

Таким образом, экстремизм – это порождаемое специфическими объективными условиями сложное социальное явление, представляющее собой основанную на радикальной идеологии деятельность политических субъектов, целью которой является дестабилизация и насильственное изменение существующих социально-политических и экономических отношений.

Можно сделать вывод об отсутствии единого концептуального определения экстремизма. Исследователи, как правило, определяют его достаточно широко, как приверженность к крайним взглядам, мерам, методам, либо формулируют исходя из своей научной сферы деятельности. Общими признаками в рассмотренных определениях является цель экстремизма – дестабилизация и разрушение существующих социально-политических отношений; основной метод и способ – нелегитимное насилие вплоть до уничтожения оппонента; объект – политические и иные общественные отношения.

Как отмечает профессор А.А. Кондрашев, выработка единого понятия экстремизма попросту невозможна, так как оно изначально полисемантично, носит предельно оценочный характер и, самое главное, не имеет внятных и четких, международно-признанных стандартов правоприменения. Ученый приводит  несколько аргументов как с позиции конституционного права, так и с учетом уголовно-правовой специфики его использования в России.

  • Перечень так называемых деяний, составляющих понятие экстремистской деятельности, насыщен либо отсылками к конкретным статьям УК РФ (многие из которых и ранее были в УК), либо содержит указание на определенные действия, запрещенные законом, но не криминализированные.

Фактически большинство норм УК РФ, относимые к экстремистским, содержат указание на соответствующий мотив: политическая, идеологическая, расовая, национальная или религиозная ненависть или вражда либо мотив ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. Например, ст. 105 (убийство), ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), ст. 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью), ст. 116 (побои), ст. 117 (истязание), 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) и некоторые другие. В  главе 29 УК РФ являются только 6 статей: ст. 280 «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности», ст. 280.1. «Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации», ст. 282. «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства», ст. 282.1 «Организация экстремистского сообщества», ст. 282.2 «Организация деятельности экстремистской организации» и ст. 282.3 «Финансирование экстремистской деятельности». При этом фактически экстремизм (с точки зрения содержания соответствующих действий) – это преступление с выделенным специальным мотивом, где есть ненависть и вражда по признаку расы, идеологии, национальности, религии или принадлежности к социальной группе. Однако это было в УК РФ и до 2002 г. Если же говорить об этих 6 статьях УК РФ, в названии которых есть экстремизм – 280, 280.1, 282, 282.1, 282.2 и 282.3, то юридико-технически эти нормы надлежащим образом не встроены в УК РФ и применять их на практике крайне затруднительно и вряд ли целесообразно, так как многие элементы уже есть в ст. 35 и 210 УК РФ, определяющих понятие преступной организации (сообщества).

Если рассматривать все эти статьи, то возникает очень много вопросов о возможности их применения к политическим оппонентам действующей власти или к религиозным организациям, не относящимся к традиционным для России конфессиям. В большинстве стран мира таких составов в уголовных законах просто не существует. Нельзя сказать, что в зарубежных уголовных законодательствах не устанавливается ответственность за преступные проявления экстремизма. Но в большинстве из них слово «экстремизм» отсутствует.

Так, в США преступления, совершенные на почве расовых, этнических, религиозных, любых иных (например, принадлежности к людям нетрадиционной сексуальной ориентации) предубеждений, называются преступлениями ненависти (англ. hate crime). Преступления ненависти, или, как их еще можно назвать, преступления предубежденности (предвзятости), являются актами насилия, направленными против определенного человека или группы людей просто потому, что целью этих акций являются личностные характеристики человека в зависимости от его расовой, этнической, религиозной принадлежности, а также в зависимости от его гендерных особенностей. При этом в США ответственность за такие преступления возможна только за действия, а слова и тексты, содержащие признаки вражды и ненависти, не подлежат уголовно-правовой оценке, так как это может привести к нарушению конституционной свободы слова.

  • Еще одним весьма спорным моментом указанного Закона является отнесение к числу противоправной деятельности, признающейся экстремизмом, публичного оправдания терроризма и иной террористической деятельности. Так, в УК РФ (в ст. 205, 205.1, 205.2) не указан в качестве возможного мотив политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. Более того, терроризм предполагает совершенно определенную цель совершения преступного деяния – воздействие на принятие решения органами власти или между­народными организациями (ч. 1 ст. 205 УК РФ). Кроме того, среди преступных посягательств, содействие совершению либо финансирование которых является преступлением, также не указаны преступления экстремистской направленности. И, наконец, в ст. 3 Федерального закона от 6 марта 2006 г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму» при описании содержания понятий «терроризм», «террористическая деятельность» и «террористический акт» также отсутствует какое-либо указание на экстремизм либо мотив ненависти по расовому, национальному, политическому, идеологическому либо социальному признаку, не говоря уже о том, как понимать «оправдание» терроризма, которое также не имеет внятного юридического стандарта использования.
  • Некоторые составы преступлений отнесены к экстремизму вообще без каких-либо четких оснований. Например, ст. 1 Федерального закона №114-ФЗ называет в числе деяний «Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий» (ст. 141 УК РФ). Здесь непонятно, где здесь имеется мотив ненависти или вражды. По какой причине это преступление против конституционных прав отнесено к экстремистским, из анализа норм закона не ясно.
  • Некоторые запрещенные действия, перечисленные в законе, не имеют привязки к составам соответствующих преступлений или административных проступков. В Уголовном кодексе РФ не криминализировано деяние, запрещенное подп. 7 п. 1 ст. 1 Федерального закона №114-ФЗ, а именно: «воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения». Более того, и в КоАП РФ нет аналогичного административного правонарушения. В нем, правда, имеется ст. 19.4.1. «Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля», но опять же в ней отсутствуют все признаки экстремистского деяния согласно требованиям Федерального закона №114-ФЗ. В некоторых статьях УК РФ «воспрепятствование законной деятельности» является признаком субъективной стороны (цель) ряда деяний, также не имеющих отношения к экстремистскому деянию в смысле п. 1. ст. 1 Федерального закона №114-ФЗ (например, ст. 295 УК РФ, ст. 317 УК РФ).
  • Отдельные деяния не имеют криминализации в УК РФ или не признаны административными правонарушениями по КоАП РФ, но при этом определены как экстремистские. Так, согласно подп. 11 п. 1 ст. 1 Федерального закона №114-ФЗ экстремистским деянием является «публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением». Другими словами, экстремистом будет назван человек, который в ходе критики деятельности политика (чиновника) выйдет за рамки и предположит, что чиновник причастен к совершению тех или иных преступлений.

Это обычная диффамация, которая может иметь место в отношении публичных лиц, и ответственность за нее, если и установлена в цивилизованных странах, то только гражданско-правовая. Такой подход российского законодателя грубо противоречит установившейся практике ЕСПЧ, согласно которой официальные лица, действующие государственные чиновники должны выдерживать больше критики в свой адрес, чем обычные люди (Lingens v. Austria, 8 июля 1986 г., жалоба №9815/82, п. 42. 29 марта 2001 г., жалоба №38432/97, п. 47). Это также не соответствует и принципу равенства всех перед законом и судом, так как получается, что закон защищает только чиновника, а не обычного человека, что вообще недопустимо в демократическом обществе.

Таким образом, необходимо в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ разъяснить эти вопросы.

Идеология экстремизма, как и идеология терроризма, при этом выступают теоретическим обоснованием применения насилия в различных формах на нелигитимной основе для достижения преимущественно социально-политических целей.

На почве мотива ненависти или вражды к другим людям, которые отличаются по признаку пола, расы, национальности, веры, убеждений и др., во всех странах мира происходят многочисленные преступления. И эти преступления непосредственно доступны нашему чувственному наблю­дению. Иногда экстремисты, объединившись в группы, нередко в большие группы, как например, в событиях декабря 2010 года в Москве на Манежной площади, выдвигают власти различные требования (навести порядок в миграционных процессах, изменить национальную политику, требование-лозунг «хватит кормить Кавказ»…). Нередко такие выступления сопровождаются различными событиями (преступлениями, массовыми беспорядками, задержанием участников), однако их сущность – политическая борьба или недовольство проводимой политикой в той или иной сфере. Опираясь на факторы, повлиявшие на формирование экстремистского мотива, мы можем выявить и более общую и глубокую сущность различных форм экстремизма – экономическую, политическую, расовую, национальную, религиозную, экологическую и т.д.

Например, экстремистский лозунг «Москва для москвичей» есть требование изменить миграционную политику, установить ценз, ограничить пребывание и проживание в Москве иногородних, иноверцев, пред­ставителей других национальностей и др. Но реализовать эти требования возможно только посредством изменения действующего законодательства, в том числе и Конституции России. А это компетенция федеральных органов власти. Соответственно, адресатом этих требований является что, в конечном счете, любой экстремизм сводится к индивидуальному или коллективному выражению неприятия существующего в государстве или ее регионе политического порядка. Внутренняя, скрытая сторона (сущность) всегда обнаруживается через внешнюю, доступную наблюдению (явление) сторону. Внешние проявления экстремизма (религиозная, расовая, национальная ненависть или вражда) всегда обусловливаются внутренней сущностной стороной (политикой), имеют ее своей причиной.

Таким образом, можно назвать  некоторые отличительные признаки экстремизма:

— как общественно опасному явлению – экстремизму всегда сопутствует идеология оправдывающая применение насилия (как физическая, так и психическая) по отношению к оппонентам или отдельным социальным группам;

— оправдание идеологии насилия, сопряженной политической, социальной, националистической, религиозной, расовой мотивацией, непосредственно выражается в активных действиях виновных лиц в форме подготовки или распространения материалов, эту идеологию оправдывающих или же открытая пропаганда или призыв к применению насилия в этих же целях.

Экстремизм следует рассматривать как действия, направленные на возбуждение у людей политической, расовой, национальной, религиозной, социальной розни либо вражды путем подготовки или распространения материалов, содержащих идеологию, оправдывающую насилие как форму воздействия на отдельных оппонентов либо социальных групп, или же непосредственный призыв к применению насилия в отношении указанных социальных групп по указанным мотивам.

В целях противодействия экстремистской деятельности необходимо знать не только понятие и сущность экстремизма, но и его виды. На сегодня единого подхода в определении видов экстремизма нет. Современная наука выделяет значительное количество разновидностей экстремизма, однако ни одна из них четкого закрепления на нормативном уровне не нашла.

По мнению Р.С. Тамаева, в науке выделяют три основные формы исследуемого явления: политический, национальный и религиозный.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Е.П. Сергун выделяет правый и левый экстремизм.

Имеет место классификация, в основу которой положены цель и методы совершения преступлений экстремисткой направленности, выделяя три вида экстремизма: политический, религиозный и религиозно-политический.

А.В. Павлинов выделяет криминальный (насильственный) антигосударственный экстремизм – это  разновидность запрещенной вооруженной деятельности, направленной на изменение конституционного строя России либо нарушение ее территориальной целостности путем применения насилия или угрозы его применения.

П.А. Кабанов и Р.Р. Газимзянов обосновывают существование криминально-политического экстремизма, под которым понимается совокупность насильственно-политических деяний, направленных на достижение политических целей и обеспечение осуществляемой деятельности.

И.Н. Сенин выделяет экономический, политический, националистический, религиозный,  экологический, духовный экстремизм.

С.А. Юдичева предлагает следующую классификацию видов экстремизма: политический, националистический и религиозный.

Далее дадим характеристику некоторым видам экстремизма. Рассмотрим политический экстремизм.

Е.В. Васкэ предлагает под политическим экстремизмом  понимать действия, направленные на разрушение политической системы, сложившейся в обществе, покушение на основы конституционного строя с целью замены ее режимом иного толка и прихода к власти насильственным, незаконным, путем.

Особенностью политического экстремизма является выбор непосредственного объекта посягательства, в качестве которого выступает область политики. При этом обосновывается применение насилия как инструмента борьбы за власть.

Р.С. Тамаева  отмечает, что экстремизм оказывает деструктивное воздействие в области политики, где использование крайних мер, соответствующих им методов осуществляется исключительно в целях борьбы за власть. Отличительной особенностью экстремизма в этой сфере общественных отношений является его способность синтезировать экстремистские проявления, происходящие в других областях жизни общества, и придавать им политическую направленность.

Ежегодный рост конфликтов, основанных на религиозной неприязни, свидетельствует о религиозном экстремизме. Распространение религиозного экстремизма стало одной из острейших проблем в мире. В сравнении с прошлым веком, ныне он стал одним из самых обсуждаемых тем на саммитах, встречах, конференциях на уровне глав государств, политических деятелей и религиозных лидеров. Религиозный экстремизм — это разжигание религиозной вражды, в том числе связанной с насилием или призывом к насилию, а также применение любой религиозной практики, вызывающей угрозу безопасности, жизни и здоровью человека. Сегодня участие в религиозных организациях становится модным явлением, но при этом у молодежи отсутствуют знания о религии. Многие молодые люди становятся жертвами различных деструктивных течений, потому что не обладают необходимой информацией о религиях. И при отсутствии этой религиозной грамотности у молодежи религия превращается в удобную маскировку неблаговидных целей.

Информационный экстремизм, представляя собой деструктивное явление современного российского общества, становится одной из наиболее острых проблем. Растущая эффективность информационных и телекоммуникационных средств воздействия на аудиторию создают социально опасную ситуацию, заключающуюся в создании условий для отрицательного воздействия на сознание и поведение людей с использованием современных аудио-визуальных средств и технологий. Нынешний этап развития информационных отношений характеризуется возможностью информационного воздействия на индивидуальное и общественное сознание, вплоть до угрозы информационных войн, в результате чего неизбежным противовесом свободы информации становится проблема информационной безопасности.

Молодежь как особая социально-демографическая группа общества находится в числе наиболее уязвимых для распространения экстремизма. Основным критерием, позволяющим отграничивать молодежный экстремизм от экстремизма вообще, является возраст его приверженцев – 14-30 лет. Отличительной чертой современного экстремизма является эксплуатация патриотических настроений общества для решения политических, экономических и иных задач. Патриотизм превращается в легитимную форму выражения агрессии в отношении оппонентов, идейных врагов. За этими лозунгами не трудно разглядеть подлинные интересы. Поэтому агрессивную энергию молодёжи успешно используют различные политические партии, движения и организации.

Рассматривая экстремизм как социально-политическое явление, надо отметить, что характерной чертой молодёжного экстремизма сегодня является его интернационализм, особенно в ультраправом и в религиозно-радикальном вариантах. Экстремизм в целом и в молодёжной среде в частности можно представить в виде следующей структуры:

Уровень I – организационный – это формальное и неформальное членство в экстремистских организациях и движениях (например, запрещенные: «Национал-большевистская партия», «Славянский союз» или участие в движении футбольных фанатов);

Уровень II – ментальный – характеризуется экстремистской политической культурой, а также дискурсивными характеристиками средств массовой информации (экстремистские идеи, семантическое поле СМИ, ценностные ориентации и т.п.).

Уровень III – поведенческий – проявляется в конкретных поступках и действиях экстремистского характера. Экстремистские молодёжные организации условно можно разделить на: правые – мотивированные защитой расово-этнических ценностей (например, запрещенные судом «Русское национальное единство», «Славянский союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Народная Национальная партия» и др.);  левые – выступающие за неприятие капиталистического мира и отвержение его через идеалы социального равенства, свободы, социальной справедливости, полного и конечного устранения государства (например: запрещенные «Национал-большевистская партия», «Авангард красной молодёжи», «Союз коммунистической молодёжи Российской Федерации»); религиозные – проявляющие нетерпимость к представителям других конфессий или противоборствующие в рамках одной конфессии (запрещенные («Свидетели Иеговы», «Хизб Ут-Тахрир Аль-Ислами и др.).


Страницы:   1   2   3