1 2
Глава 2. Изучение опыта электронной каталогизации Заводоуковского библиотечного центра
2.1 Характеристика деятельности Заводоуковского библиотечного центра в сфере электронной каталогизации
Кратко опишем историю Заводоуковского библиотечного центра, уделив затем больше внимания электронной каталогизации.
Открыт Заводоуковский библиотечный центр в 1942 году (тогда он был только избой-читальней при Глазуновском сельском совете).
К 1960 году увеличился и штат библиотеки, в него уже входило шесть сотрудников. Заводоуковская библиотека была базой передового опыта для библиотек Тюменской области. Одной из первых была образована Централизованная библиотечная система Заводоуковского района.
В 2008 году Заводоуковские библиотеки вошли в Автономное учреждение культуры муниципального образования Заводоуковский городской округ «Заводоуковский библиотечный центр».
В настоящее время в структуре центра 26 библиотек:
- Центральная библиотека;
- Детская библиотека;
- Библиотека микрорайона ДСУ;
- Пригородная библиотека;
- Библиотека микрорайона Машиностроителей;
- 20 сельских библиотек;
- Библиотека-клуб пос. Урожайный.
Также на территории округа созданы и работают 70 внестационарных пунктов обслуживания пользователей.
Электронный каталог АУК МО ЗГО «Заводоуковский библиотечный центр» ведётся с 2008 года. Каталог содержит описания на книги, брошюры, компакт – диски и аналитическое описание статей из газет и журналов, включая краеведческие издания. Доступ к электронному каталогу осуществляется на основе программного обеспечения Web-ИРБИС. Сначала была приобретена демоверсия ИРБИС32, на данный момент установлена и функционирует ИРБИС64. Электронный каталог в программе ИРБИС-64 пополняется записями централизованно через отдел комплектования. Обращение к электронному каталогу позволяет быстро ответить на запрос читателей, отыскать нужную книгу в фондах Заводоуковского библиотечного центра. ИРБИС64 — для Windows 2000/XP и выше в архитектуре клиент-сервер – для средних и крупных библиотек – интегрированная система автоматизации в составе TCP/IP сервера баз данных и семи АРМов: «Комплектатор», «Каталогизатор», «Читатель», «Книговыдача», «Администратор», «Книгообеспеченность», «Корректор». Кроме того, в библиотеке ведутся алфавитный и систематические каталоги, систематическая картотека статей и картотека сценариев. Все они пополняются и редактируются по мере поступления новой литературы и периодики.
Электронная база данных используется в полном объёме и, на текущий момент времени включает в себя большое количество записей, в том числе:
— каталог книг с общим охватом отраженного в каталоге книжного фонда 100 %;
— картотека статей более 73 тысяч записей;
— картотека мультимедийных документов 4 тысячи записей;
— краеведческая картотека чуть более 3,5 тысяч записей.
Услуги в электронном виде оказываются учреждением через официальный сайт (для удаленных пользователей) и на автоматизированных рабочих местах в помещении библиотеки: поиск литературы отдалённым пользователем по ЭК. В отделе комплектования библиотекарь-каталогизатор своевременно вносит в базу данных, информацию о библиографических записях, новых поступивших книг, журналов и газет. База Данных Электронного каталога составляет 273466 экземпляров документов. На данное время в Электронном каталоге содержится 35967 библиографических описаний из периодики [26].
Электронный каталог представлен на сайте учреждения – http://z-bibl.ru/ во вкладке «Электронный каталог» http://z-bibl.ru/index.php/bibl/elektronnyj-katalog (рис.2.1).
Рисунок 2.1 – Оформление ЭК Заводоуковского библиотечного центра
Также в ЭК на сайт библиотеки представлены следующие базы данных:
- Заводоуковский библиотечный центр;
- Периодические издания;
- Картотека статей.
Электронный каталог доступен пользователям всех 25 библиотек, но ведется только в Центральной библиотеке им. З. К. Тоболкина и Детской библиотеке, в которых есть локальная компьютерная сеть, поэтому пользователи имеют возможность оперативного получения актуальной информации.
Обращение к электронному каталогу позволяет быстро ответить на запрос читателей. Электронный каталог представляет собой общую базу данных, включающую сведения обо всех документах, находящихся в фондах библиотек АУК МО ЗГО «Заводоуковский библиотечный центр».
Формулировать запрос можно по-разному: по фамилии, имени, отчеству автора, названию литературы или ключевым словам произведения.
В Заводоуковском библиотечном центре сотрудники специализированных отделов осуществляют различную работу в ЭК
Отдел информационно – аналитической работы ведет в базе периодических изданий регистрацию новых поступлений журналов в сфере библиотечного дела;
Библиографы Центральной и Детской библиотеки занимаются аналитической росписью статей из периодических изданий;
Регистрация поступившей партии книг осуществляется в отделе комплектования с последующей передачей записей в базу данных электронного каталога (АРМ «Каталогизатор») для уточнения и более полного описания издания, но возможен вариант ввода поступившей партии книг непосредственно в базе данных электронного каталога.
Все пользователи Детской и Центральной библиотеки имени З. К. Тоболкина зарегистрированы в базе АРМ «Читатель» работниками абониментов.
Также в Заводоуковском библиотечном центре предусмотрена безбумажная технология формирования заказа на выдачу литературы. Читатель может получить информацию о выданных ему изданиях, сроках сдачи и задолженности.
Примечательным фактом является следующий. В структурном подразделении библиотечного центра – в Центральной библиотеке им. З.К. Тоболкина с начала 2019 года запущен процесс нанесения на все книги в фонде штрих кодов и приобретен аппарат для считывания этих штрих кодов.
Рисунок 2.2 – Маркировка книг штрих-кодом в Центральной библиотеке им. З.К. Тоболкина
Непосредственно штрих код находится в конце книги (пример показан на рис.2.2). В ЭК он прописывается в поле с экземплярностью.
Логично, что приобретение самого современного оборудования и предоставление технологий, отвечающих запросам времени, не будут эффективными без сотрудников, способных их использовать. Поэтому с мая 2017 года проходит аттестация сотрудников АУК МО ЗГО «ЗБЦ» (её не проходят только те, кто прошел курсы повышения квалификации или получил диплом по библиотечной специальности (они будут проходить аттестацию через год, после получения сертификатов или диплома), те, кто работает меньше года, директор, бухгалтерия и обслуживающий персонал. Вопросы аттестации составляются директором, но в комиссию она не входит. Из 15 вопросов 1 посвящен работе с ЭК, т.е. от сотрудника требуется: либо сказать какого года есть определенная книга в определенной библиотеке, в каком количестве либо найти и сказать сколько книг автора есть у в фонде и пр. Что позволяет оценить уровень знаний каждого конкретного сотрудника в целом.
2.2 Исследование деятельности библиотеки по электронной каталогизации
Описание характеристик, уточнение актуальности применения, отчеты о внедрении и многое другое – это взгляд с одной стороны, причем явно однобокий. Для того, чтобы анализ современных средств автоматизации библиотечной деятельности был полнообъемным важно узнать мнение пользователей, тех, для кого непосредственно реализуется данная услуга (электронная каталогизация как признанная государственная услуга). Наиболее удобным методом представляется анкетирование трех групп пользователей: читателей, сотрудников сельских библиотек, сотрудников Центральной и Детской библиотеки ЗБЦ.
Цель анкетирования – оценить деятельность Заводоуковского библиотечного в рамках эффективного ведения и использования электронной каталогизации. Для этого все пользователи ЭК были разделены на 3 группы – сначала те, кто обращается к ЭК для личного пользования, потом те, кому это необходимо в рамках профессиональной деятельности.
Для читателей.
В данном опросе, длившемся 2 месяца, приняло участие 290 человек из категории юношество и взрослые. Читателям предлагалось ответить на ряд вопросов: На вопрос «Как часто Вы обращаетесь к ЭК?» 52% респондентов ответили: 1–2 раза в месяц, 6% – 1–2 раза в неделю, 4% опрошенных работают с данными ЭК ежедневно. Не обращаются к ЭК 38% респондентов. Следовательно, 62% опрошенных используют этот информационный ресурс, что свидетельствует о важной роли ЭК в процессе обслуживания читателей (рис.2.3).
Рисунок 2.3 – Частота обращения читателей к ЭК
Необходимо учитывать тот факт, что библиотеки, которые предоставляют услуги обращения к ЭК постоянно информирует читателей о предоставляемых информационных ресурсах и услугах. Продвижению информационных ресурсов способствуют организация выставок, подготовка информационных листков, рекомендательных списков, регулярное размещение информации на web-сайте библиотек.
Для того, чтобы узнать насколько эта работа эффективна читателям предложили ответить на вопрос: «Из каких источников вы получили информацию об ЭК?».
Были получены следующие ответы:
- консультации в библиотеке (62%),
- общение с друзьями, знакомыми (14%),
- сайт библиотеки (8%),
- сети Интернет (социальные сети, сообщества библиотек) (14%),
- не знали о существовании ЭК 2% респондентов (рисунок 2.4).
Рисунок 2.4 – Источники получения информации об ЭК библиотеки
Следовательно, наиболее эффективная форма продвижения информационных ресурсов – это индивидуальное консультирование читателей непосредственно в библиотеке. При этом важно, насколько читателей устраивают предлагаемые услуги.
Поэтому был задан вопрос: «Удовлетворяет ли Вашим запросам услуга пользования ЭК?». Были получены следующие ответы:
- 6% респондентов считают, что информация, представленная в ЭК, удовлетворяет их потребности,
- 12% – удовлетворяет частично,
- 5% – не удовлетворяет,
- 15% — затрудняются с ответом.
Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что ЭК как информационный ресурс сформирован хрошо, но с небольшими недочётами (данные наглядно иллюстрирует рис.2.5).
Рисунок 2.5 – Насколько услуга ЭК удовлетворяет запросам читателей
Тот факт, что почти 15% читателей не ответили на вопрос, говорит либо об их безразличии к услуге, либо о недостаточной информированности о её свойствах. Чтобы выявить проблемы, возникающие при работе с ЭК, в анкету был включен вопрос: «Какие затруднения вы испытываете при работе с ЭК?». Выяснилось, что 51% респондентов свободно работают с этим информационным ресурсом.
Причины затруднений – сложности в подборе ключевых слов для поиска (21%), неумение читателей пользоваться программой и проводить поиск (6%) (рис.2.6).
Рисунок 2.6 – Затруднения при работе с ЭК
В случае отсутствия необходимой информации в ЭК читатели обращаются к другим информационным ресурсам и/или сервисам:
- Запрос библиотекарю (71%),
- книжному фонду библиотеки (самостоятельный поиск) (58%),
- ресурсам интернета (9%),
- Все варианты – 18% респондентов (рис.2.7).
На вопрос можно было дать несколько вариантов ответов.
Рисунок 2.7 – Запросы информации при её отсутствии в базе ЭК
Следующий вопрос анкеты – «С какими видами документов, отраженных в ЭК Вы работаете чаще всего?».
Респондентам предоставили перечень видов документов, включенных в состав ЭК.
Таким образом, было выявлено, что 53% читателей наиболее часто обращаются к художественной литературе, к научно-популярным изданиям обращаются 20% опрошенных, 18% — к справочной литературе. При этом на вопрос можно было дать несколько вариантов ответов (рис.2.8).
Рисунок 2.8 – Степень востребованности различных видов литературы
Анкетирование читателей позволило сформулировать рекомендации по совершенствованию деятельности библиотеки в рамках эффективного использования ЭК:
- Увеличение точек доступа к ЭК в крупных библиотеках «ЗБЦ» для самостоятельного использования читателями
- Подготовка и проведение библиотечного квеста, одним заданием которого поиск необходимых сведений о книге в электронном каталоге.
- Создание на сайте Заводоуковского библиотечного центра видеопрактикума по работе с ЭК
По итогам анкетирования можно заключить – проведение систематических исследований информационной удовлетворенности читателей и оценка использования ЭК – необходимые компоненты эффективно действующей и постоянно улучшающейся информационной системы, влияющей на качество процесса обслуживания читателей. Создание и развитие ЭК направлено на совершенствование информационно-библиотечного обслуживания, смену приоритетов в области информационной деятельности, введение новых форм и методов комплектования фондов библиотек.
Для сотрудников сельских библиотек.
Вопросы к данным пользователям ЭК были с профессиональной направленностью. Всего было опрошено 24 работника сельской библиотеки На вопрос «Прошли ли Вы обучение по пользованию ЭК?» был получен утвердительный ответ в 100% случаев.
Рисунок 2.9 – Затруднения библиотекарей сельских библиотек при работе с ЭК
При этом на следующий вопрос: «Сталкиваетесь ли Вы с затруднениями при работе с ЭК?» ответы были получены разные (рис.2.9).
Те респонденты, которые считают, что проблем в пользовании ЭК у них нет, отмечали такую особенность: они могут пользоваться ЭК примерно на уровне читателей, с небольшими дополнительными функциями; вносить изменения в сформированный АУК МО ЗГО «Заводоуковский библиотечный центр» каталог – не могут. Ситуация неоднозначная – после итогов аттестации можно заключить, что данное ограничение не является острой проблемой, требующей разрешения.
Посредством анкетирования также выяснялось, трудности какого характера возникли в сельских библиотеках в процессе внедрения ЭК. Были получены следующие ответы: 1) управленческого – так ответили 9%, 2) организационного – 31%, 3) профессионального – 31%, 4) психологического – 27%. Среди «других проблем» — 2% — обозначены следующие: недостаток информации и знаний, боязнь работы на ПК из-за отсутствия навыков работы хотя бы на уровне пользователя (рис.2.10).
Рисунок 2.10 – Характер проблем, проявившихся у сельских библиотекарей при пользовании ЭК
По мнению 66 % респондентов методическое обеспечение модернизации сельских библиотек при содействии специалистов АУК МО ЗГО «Заводоуковский библиотечный центр» было своевременным, 22% обходятся без помощи специалистов, затруднились ответить 3 %.
К тому же, важно было выяснить, какие направления обеспечены поддержкой и какие требуют усиленной поддержки. Ответившие респонденты ранжировали направления, по которым оказывалась существенная методическая и практическая помощь, следующим образом: ИРБИС – 25%, методическая деятельность – 17 %, автоматизация – 12 %, информационная деятельность – 4 %, информационно-библиографическая деятельность – 4 %, организация обучающих семинаров – 3 %, комплектование фондов – 3 %, работа с читателями – 3 %, повышение квалификации – 2 %, массовая работа – 2 %. Десяти процентам опрошенных сотрудников сельских библиотек требуется усиленная поддержка по такому направлению, как проектная деятельность, пяти процентам по направлению – внедрение «ИРБИС», четырём – освоение новейших библиотечных технологий, трём – внедрение обучающих программ и нового программного обеспечения, краеведческая деятельность, одному – библиотечное обслуживание юношества.
Исходя из анализа диагностики и анкеты можно предложить следующий ряд действий для оказания помощи сельским библиотекарям по устранению пробелов в знании работы с ЭК:
- Организация отдельного мероприятия Центра практической помощи для библиотекарей-новичков по работе с фондом
- Освещение тем, касающихся работы с ЭК на ежеквартальном совещании с последующим тестированием по пройденной теме
- Организация курсов повышения квалификации на базе Заводоуковского библиотечного центра с приглашенными специалистами из крупных библиотек России
Для специалистов Заводоуковского библиотечного центра .
В АУК МО ЗГО «ЗБЦ» работой с ЭК занимаются – начальник отдела комплектования и библиотекарь-каталогизатор; отдел ОИАР; сотрудники Центральной библиотеки им. З. К. Тоболкина и Детской библиотеки – те люди, у которых есть максимальный пользовательский доступ и больше полномочий по сравнению с библиотекарями сельских библиотек
Вопросы к специалистам были практически те же самые, что и к сельским библиотекарям. Данный опрос показал, что в настоящее время проблем с работой с ЭК сотрудники не испытывают, кроме единичных случаев медленного соединения с сервером при работе с базой периодических изданий
Отличным от анкетирования других групп был вопрос: «Каких профессиональных целей позволяет достичь внедрение ЭК?». Ответы отражены на рис.2.11.
Рисунок 2.11 – Профессиональные цели, достижимые посредством ЭК
Наиболее важным аспектом явилось то, что снизился уровень дублирования некоторых функций сотрудников. В частности, библиотекарь-каталогизатор при внесении новых книг и журналов в ЭК и при заказе новых просматривает при помощи ЭК то, что уже есть, в какой из библиотек. Что позволяет сформировать заказ в должном объеме.
Существенно облегчается работа и для библиотекарей в принципе, так как при помощи ЭК специалисты вносят журналы и статьи по профессиональной тематике, что помогает в поиске материалов для непосредственной работы.
Несмотря на то, что существенных проблем с работой с ЭК в результате данного опроса не было выявлено, нельзя исключать трудностей в дальнейшей деятельности в сфере электронной каталогизации. В связи с этим можно рекомендовать организацию посещения специализированных семинаров о нововведениях с целью уточнения практических аспектов работы с ЭК.
Выводы к главе 2.
Исследование практической деятельности Заводоуковского библиотечного центра по электронной каталогизации показало наличие большой организованной работы в данной области. Несмотря на наличие некоторых проблем в работе с ЭК, можно сделать вывод о том, что все они решаемы благодаря следующим рекомендациям по работе:
Для удобства читателей в рамках эффективного использования ЭК необходимо: 1. Увеличить точки доступа к ЭК в крупных библиотеках «ЗБЦ» для самостоятельного использования читателями 2. Подготовить и провести библиотечный квест, одним заданием которого будет поиск необходимых сведений о книге в электронном каталоге. 3. Создать на сайте Заводоуковского библиотечного центра видеопрактикум по работе с ЭК.
Для библиотекарей требуется: 1) Организация отдельного мероприятия Центра практической помощи для библиотекарей-новичков по работе с ЭК 2) Освещение тем, касающихся работы с ЭК на ежеквартальном совещании с тестированием по пройденной теме 3) Организация курсов повышения квалификации на базе Заводоуковского библиотечного центра с приглашенными специалистами из крупных библиотек России
Для специалистов было рекомендовано организовать посещение специализированных семинаров о нововведениях в сфере электронной каталогизации с целью уточнения практических аспектов работы с ЭК.
Заключение
Данная выпускная аттестационная работа успешно выполнила цель по рассмотрению электронной каталогизации в структуре библиотечно-информационной деятельности. Основные задачи (рассмотреть понятие, виды и технологии электронных каталогов; выявить и проанализировать нормативную базу создания электронных каталогов; рассмотреть взаимосвязь электронной каталогизации и библиотечно-информационных процессов; дать характеристику деятельности АУК МО ЗГО «Заводоуковский библиотечный центр» и электронного каталога; исследовать опыт электронной каталогизации Заводоуковского библиотечного центра были успешно решены.
Подводя итоги двух глав можно сделать следующие выводы:
- Благодаря выполнению основных действий с помощью ЭК сотрудники освобождаются от рутинной работы, могут оперативно выдавать читателям издания из различных фондов.
- Усложнение работы библиотек, связанное с изменениями во внешней среде, появлением электронных средств и способов осуществления отдельных видов деятельности, делает ЭК необходимым атрибутом практики работы библиотек.
- Электронный каталог совмещает в себе несколько традиционных каталогов. В нем можно производить поиск одновременно по значительному количеству параметров, что облегчает поиск информации.
- Нормативная база создания ЭК обширная и регламентирует: процессы создания БЗ и БО, индексирования, систематизации и предметизации; форматы для обмена данными в ЭК.
- ЭК взаимосвязан с различными библиотечно-информационными процессами. В настоящее время электронная каталогизация реализуется в библиотеках всех видов и типов. Она будет способствовать созданию новых библиотечно-информационных продуктов и услуг, организации фонда, отдельных направлений и деятельности библиотеки в целом.
В ходе работы были определены основные требования, выявлены проблемы, составлен комплекс мероприятий, направленных на дальнейшее развитие ЭК в библиотечной деятельности Заводоуковского библиотечного центра. Для каждой группы пользователей ЭК были обозначены рекомендации по совершенствованию библиотечно-информационной деятельности.
Для удобства читателей в рамках эффективного использования ЭК: 1. Увеличение точек доступа к ЭК в крупных библиотеках «ЗБЦ» для самостоятельного использования читателями 2. Подготовка и проведение библиотечного квеста, одним заданием которого поиск необходимых сведений о книге в электронном каталоге. 3. Создание на сайте Заводоуковского библиотечного центра видеопрактикума по работе с ЭК.
Для сельских библиотекарей требуется: 1) Организация отдельного мероприятия Центра практической помощи для библиотекарей-новичков по работе с ЭК 2) Освещение тем, касающихся работы с ЭК на ежеквартальном совещании с тестированием по пройденной теме 3) Организация курсов повышения квалификации на базе Заводоуковского библиотечного центра с приглашенными специалистами из крупных библиотек России
Для специалистов было рекомендовано организовать посещение специализированных семинаров о нововведениях в сфере электронной каталогизации с целью уточнения практических аспектов работы с ЭК.
Библиографический список
- ГОСТ 7.11-2004 (ИСО 832-1994) Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на иностранных европейских языках
- ГОСТ 7.14-98 (ИСО 2709-96) Формат для обмена информацией. Структура записи
- ГОСТ 7.19-2001 Формат для обмена данными. Содержание записи
- ГОСТ 7.24-2007 Тезаурус информационно-поисковый многоязычный. Состав, структура и основные требования к построению
- В ГОСТ 7.25-2001 Тезаурус информационно-поисковый одноязычный. Правила разработки, структура, состав и форма представления
- ГОСТ 7.59-2003 СИБИД. Индексирование документов. Общие требования к систематизации и предметизации
- В ГОСТ 7.74-96 Информационно-поисковые языки. Термины и определения
- ГОСТ 7.76-96 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Комплектование фонда документов. Библиографирование
- ГОСТ 7.80-2000 Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления
- ГОСТ Р 7.0.12-2011 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке. Общие требования и правила
- ГОСТ Р 7.0.47-2008 Формат для представления на машиночитаемых носителях словарей информационных языков и терминологических данных. Содержание записи
- ГОСТ Р 7.0.52-2010 СИБИД. Формат для обмена библиографическими данными. Поисковый образ документа
- ГОСТ Р 7.0.66-2010 СИБИД. Индексирование документов. Общие требования к координатному индексированию
- ГОСТ Р 7.0.91-2015 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Тезаурусы для информационного поиска
- ГОСТ Р 7.0.100-2018 Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления
- Авторитетный файл предметных рубрик Российской национальной библиотеки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nlr.ru/cat/predmet/afpr.htm (дата обращения: 10.05.2019).
- Агаркова, И.А. Лингвистическое обеспечение процессов каталогизации научной библиотеки [Текст] / И.А. Агаркова, Г.С. Щербинина // Библиотеки вузов Урала. – 2011. – № 10. – С.89-110.
- Антопольский, А.Б. Лингвистическое обеспечение электронных библиотек : учеб.пособие [Текст] / А.Б. Антопольский. – М.: Информрегистр, 2003. – 302 с.
- Архипов Д.А. Еще раз про автоматизацию библиотечных процессов [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. — [Б. м., б. г.]. – Режим доступа: http://www.e-culture.ru/Articles/2007/Arhipov.pdf. — Загл. с экрана.
- Библиотеки [Электронный ресурс]/Министерство культуры РФ. – Режим доступа: http://mkrf.ru/upload/stats-web/index.html#, свободный. – Загл. с экрана.
- Вершинин, М.И. Электронный каталог: проблемы и решения [Текст]: учеб-практ-пособие / М.И. Вершинин. – СПб.: Профессия, 2007. – 232 с. – (Серия «Библиотека»).
- Виды электронных каталогов [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.cdcatalog.ru/page1.shtml. – Загл. с экрана(дата обращения: 09.03.2019).
- Гололобова, А.В. Программное обеспечение автоматизированных библиотечных систем в России [Текст]/А.В.Гололобова// Культурная жизнь Юга России. – 2011. – № 3. – С.84-86.
- Городнова, А.А. Электронные библиотеки, электронные каталоги и базы данных: учебное пособие [Текст] / А.А.Городнова. – Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии госслужбы, 2009. – 176 с.
- Горшкова, Г. А. Организация электронного каталога библиотеки: теория и практика [Электронный ресурс] / Г.А. Горшкова. – Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fwww.gpntb.ru%2Fwin%2Finterevents%2Fcrimea2004%2F2.pdf&name=2.pdf&lang=ru&c=56ccda51ba9d&page=2- Загл. с экрана (дата обращения: 09.03.2016).
- Заводоуковский библиотечный центр [Электронный ресурс]. – Электрон. дан и прогр. – [Заводоуковск : Заводоуковский библиотечный центр], [2014]. – Режим доступа : http://z-bibl.ru/ (дата обращения: 01.06.19). – Загл. с экрана.
- Карауш А. С. Опыт создания и представления электронного каталога МИБС Томска [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. – [Б. м., б. г.]. – Режим доступа: http://www.karaush.ru/files/karaush-exp.pdf. — Загл. с экрана.
- Лавренова, О. А. Электронный каталог [Текст] / О.А.Лавренова // Библиотечная энциклопедия/Рос. Гос. Б-ка. – М.: Пашков дом, 2007. – С.1190-1192.
- Мосягин, В. В. Базы данных, электронный каталог и банк данных библиотеки [Электронный ресурс] / В. В. Мосягин. – Электрон. дан. — [Б. м., б. г.]. – Режим доступа: http://www.gpntb.ru/win/ntb/ntb97/5/f5_01.html-Загл. с экрана (дата обращения: 09.03.2016).
- Никольцева Н.П. Анализ построения и применения предметных рубрик, сформированных сотрудниками библиотек-участниц Сводного каталога библиотек России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nlr.ru/cat/predmet/method/ckbr/svodn_catalog.pdf (дата обращения: 10.05.2019).
- Растрыгина, О.О. Развитие электронного каталога в НБ ВГУИТ [Текст] / О.О. Растрыгина // Современные проблемы гуманитарных и общественных наук. – 2015. – №1. – С.114-117.
- Российские правила каталогизации : в 2 ч. [Текст]/ авт. коллектив: Н. Н. Каспарова (рук.) и др.] ; Рос.библ. ассоц., Межрегион. ком. по каталогизации]. – М.: [б. и.], 2007– Ч. 1 : Основные положения и правила. – 2007. – 242 с.
- Российские правила каталогизации : [в 2 ч. [Текст] / авт. коллектив: Н. Н. Каспарова (рук.) и др.] ; Рос.библ. ассоц., Межрегион. ком. по каталогизации. – М.: [б. и.], 2007. – Ч. 2 : Специальные правила каталогизации отдельных видов документов. – 2007. – 240 с.
- Руководство по методике предметизации. Опыт
национальной библиотеки [Текст] / Рос.нац. б-ка, Нац. информ.-библ. центр «ЛИБНЕТ». – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005. – 407 с. - Сводный каталог периодики библиотек России [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [Б. м., б. г.]. – Режим доступа: http://ucpr.arbicon.ru/ — Загл. с экрана.
- Селиванова, Ю. Г. Электронный каталог: формирование и поиск [Текст] / Ю. Г. Селиванова, Т.Л. Масхулия // Библ. дело. – 2004. – №8. – С. 20-21.
- Смагина, Н.Н. Лингвистическое обеспечение электронного каталога [Текст] / Н.Н. Смагина // Вуз.б-ки Алтайского края : сборник. – Вып. 3. – Барнаул, 2003. – С.31-39.
- Справочник библиотекаря [Текст] / Науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. – 4-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Профессия, 2010. – 656 с.
- Справочно-поисковый аппарат библиотеки: учебник [Текст] / под ред. И. Пилко. – СПб.: Профессия, 2015. – 288 с.
- Сукиасян, Э. Р. Машиночитаемый, или электронный каталог [Электронный ресурс] / Э. Р. Сукиасян. – Электрон. дан. – [Б. м., б. г.]. – Режим доступа: http://www.gpntb.ru/win/ntb/ntb2000/6/f06_14.html. – Загл. с экрана (дата обращения: 09.03.2016).
- Сукиасян, Э. Р. Электронные каталоги [Текст] / Э. Р. Сукиасян // Библиотека. – 2003. – № 2. – С.38-41.
- Цветкова, И. Б. Машиночитаемая каталогизация в России: проблемы и перспективы развития [Текст] / И. Б. Цветкова // Предметный поиск в традиционных и нетрадиционных ИПС. – СПб., 2000. – С. 53-56.
1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф