Заявка на расчет
Меню Услуги

Электронная каталогизация в структуре библиотечно-информационной деятельности Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2


 

Глава 2. Изучение опыта электронной каталогизации Заводоуковского библиотечного центра

 

2.1.Характеристика деятельности АУК МО ЗГО «Заводоуковский библиотечный центр» и электронного каталога

 

Открыт Заводоуковский библиотечный центр в 1942 году (тогда он был только избой-читальней при Глазуновском сельском совете).

К 1960 году увеличился и штат библиотеки, в него уже входило шесть сотрудников. Заводоуковская библиотека была базой передового опыта для библиотек Тюменской области. Одной из первых была образована Централизованная библиотечная система Заводоуковского района.

В 2008 году Заводоуковские библиотеки вошли в Автономное учреждение культуры муниципального образования Заводоуковский городской округ «Заводоуковский библиотечный центр».

В настоящее время в структуре центра 26 библиотек:

  • Центральная библиотека
  • Детская библиотека
  • Библиотека микрорайона ДСУ
  • Пригородная библиотека
  • Библиотека микрорайона Машиностроителей
  • 20 сельских библиотек
  • Библиотека-клуб пос. Урожайный.

Также на территории округа созданы и работают 70 внестационарных пунктов обслуживания пользователей.

Задачи деятельности библиотек центра:

  • обеспечение прав граждан на пользование библиотеками, на свободный доступ к информации;
  • пропаганда книги и чтения, как одного из важнейших источников распространения знаний и информации, являющихся необходимым условием общественного развития, модернизации и процветания России;
  • укрепление статуса библиотек Заводоуковского библиотечного центра, как информационно-образовательных и культурно-досуговых центров, отвечающих современным потребностям общества;
  • содействие становлению гражданского общества, укреплению духовно-нравственных ценностей в общественном сознании;
  • повышение качества услуг, предоставляемых библиотеками Заводоуковского библиотечного центра, повышение комфортности библиотечного обслуживания.
  • обеспечение сохранности библиотечных фондов, как основы сохранения, развития и распространения культурного достояния, духовных традиций и национальных культур Российской Федерации.

Работа библиотек ведется  по следующим основным направлениям:

  • накопление информационных ресурсов, создание справочно-информационной базы, ведение электронного каталога и электронной картотеки статей, справочно-библиографическое обслуживание;
  • формирование и повышение информационной грамотности и информационной культуры населения Заводоуковского городского округа;
  • развитие духовного потенциала, формирование нравственных ценностей;
  • повышение правовой грамотности населения, в том числе и избирательной культуры, помощь в становлении гражданской позиции молодежи;
  • приобщение к чтению широких слоев населения, развитие системы внестационарного обслуживания;
  • стимулирование у детей и подростков любви к чтению и интереса к книге, как источнику интеллектуального и творческого развития, создание условий для раскрытия их творческого потенциала;
  • информационное обеспечение социальных проблем молодежи, ее образовательной деятельности и профессиональной ориентации;
  • пропаганда здорового образа жизни;
  • организация содержательного досуга населения.

В библиотеках АУК МО ЗГО «Заводоуковский библиотечный центр» создание и обработка информационных ресурсов ведется в программе ИРБИС 64, электронный каталог пополняется записями централизованно через отдел комплектования.

В отделе комплектования библиотекарь-каталогизатор своевременно вносит в базу данных, информацию о библиографических записях, новых поступивших книг, журналов и газет. База Данных Электронного каталога составляет 273466 экземпляров документов. На данное время в Электронном каталоге содержится 35967 библиографических описаний из периодики [ссылка].

Электронный каталог представлен на сайте учреждения – http://z-bibl.ru/ во вкладке «Электронный каталог» http://z-bibl.ru/index.php/bibl/elektronnyj-katalog.

Виды поиска в ЭК библиотеки:

  • Стандартный
  • Расширенный
  • Профессиональный
  • Распределенный
  • По словарю
  • ГРНТИ-навигатор
  • УДК-навигатор
  • ББК-навигатор
  • Тематический навигатор

Также в ЭК на сайт библиотеки представлены следующие базы данных:

  • Заводоуковский библиотечный центр
  • Периодические издания
  • Картотека статей

Электронный каталог доступен пользователям всех 25 библиотек, но ведется только в Центральной библиотеке им. З. К. Тоболкина и Детской библиотеке, в которых есть локальная компьютерная сеть, поэтому пользователи имеют возможность оперативного получения актуальной информации.

Обращение к электронному каталогу позволяет быстро ответить на запрос читателей. Электронный каталог представляет собой общую базу данных, включающую сведения обо всех документах, находящихся в фондах библиотек АУК МО ЗГО «Заводоуковский библиотечный центр».

Формулировать запрос можно по-разному: по фамилии, имени, отчеству автора, названию литературы или ключевым словам произведения.

АБИС ИРБИС в АУК МО ЗГО «Заводоуковский библиотечный центр» представлена следующими автоматизированными рабочими местами (АРМ):

  • АРМ «Комплектатор»
  • АРМ «Каталогизатор»
  • АРМ «Читатель»
  • АРМ «Книговыдача»
  • АРМ «Администратор»
  • АРМ Web-ИРБИС

Рассмотрим, в чем состоит функция АРМ «Комплектатора». АРМ «Комплектатора» – это автоматизированное рабочее место библиотечного работника, который на основе ведения специальной базы данных выполняет функции по комплектованию и учету фондов библиотеки. А именно:

— Ввод кратких библиографических данных и данных об издающих и распространяющих организациях для оформления заказов на издания, отслеживание выполнения заказов;

— Контроль невыполненных или недовыполненных заказов, контроль поступления литературы в библиотеку;

— Ввод данных для книги суммарного учета о поступившей партии;

— Формирование документов для бухгалтерии, выбытие книг и периодических изданий из фонда с учетом передачи в другие подразделения и докомплектования;

— Ведение книги суммарного учета выбытия, формирование документов для бухгалтерии;

— Первичный ввод кратких библиографических данных периодических изданий и данных об адресатах подписки, оформление подписки;

— Использование базы данных каталога периодики и базы данных издательского каталога книг;

— Передача записей в электронный каталог после получения первого номера выписанного издания, автоматическое докомплектование записей в электронном каталоге новыми экземплярами.

Заказ, поступление, выбытие и подписка – это основные функции комплектатора в работе.

В соответствии с этим в интерфейсе предусмотрены закладки, переключающие режим работы. В модуле «Комплектатор» выполняются процессы, связанные с поиском, отбором, просмотром записей из баз данных (БД), выполняются специальные пакетные обработки групп записей, формируются выходные формы. Ввод и корректировка записей в БД выполняются в модуле «Каталогизатор», в который можно перейти из данного модуля.

Основной базой данных в работе комплектатора является специальная база данных комплектования (CMPL), которая сразу устанавливается при старте модуля «Комплектатор». Кроме базы данных комплектования доступны все базы данных электронного каталога и специальных издательских каталогов. База данных комплектования содержит записи разных видов и назначений, например, записи библиографических описаний, записи книги суммарного учета, записи адресатов подписки.

Второе автоматизированное рабочее место в данной программе – это АРМ «Каталогизатор», позволяющий производить обработку любых видов изданий, включая добавление содержания документа. С его помощью можно формировать банк полнотекстовых материалов с привязкой к электронному каталогу.

Например, в Заводоуковском библиотечном центре сотрудники ведут в этой базе регистрацию новых поступлений журналов, а библиографы занимаются аналитической росписью статей из периодических изданий.

Основные функции каталогизатора по созданию и ведению базы данных электронного каталога – ввод новых документов с библиографическим описанием изданий (книг и журналов или статей из них) и регистрация новых поступлений номеров (выпусков) журналов. Для однотомного издания составляется монографическое описание, для тома многотомного (или продолжающегося, или серийного) издания по выбору каталогизатора может быть введено либо монографическое, либо сводное описание. Объектом составления сводного описания является журнал или другое сериальное издание, все номера которого не требуют описания на монографическом уровне. После ввода нового или корректировки введенного ранее документа у каталогизатора есть возможность вывести на печать комплект каталожных карточек.

Аналитическая роспись периодических изданий является одним из наиболее трудоемких процессов в обработке библиографических описаний периодических изданий. В АРМ «Катологилизатор» два библиографа Заводоуковского библиотечного центра регулярно ведут аналитическое описание статей из журналов и газет.

Регистрация поступившей партии книг осуществляется в отделе комплектования с последующей передачей записей в базу данных электронного каталога (АРМ «Каталогизатор») для уточнения и более полного описания издания, но возможен вариант ввода поступившей партии книг непосредственно в базе данных электронного каталога. В любом случае работа с поступившей партией книг должна начинаться с ее регистрации: в базе данных комплектования (АРМ «Комплектатор») вводится новая запись Книги суммарного учета, в которую заносятся данные из сопроводительного документа.

Для удобства пользователей с различными уровнями подготовки создано рабочее место «Читатель», где каждому пользователю предоставляется возможность работы с несколькими базами данных, составляющими электронный каталог. В ней есть большой спектр поисковых средств, обеспечивающих быстрый поиск по любым элементам описания и их сочетаниям.

Все пользователи Детской и Центральной библиотеки имени З. К. Тоболкина зарегистрированы в базе АРМ «Читатель».

Также предусмотрена безбумажная технология формирования заказа на выдачу литературы. Читатель может получить информацию о выданных ему изданиях, сроках сдачи и задолженности.

Работая с базой данных статей из периодических изданий, пользователь может увидеть глубину архива хранящихся комплектов журналов, перейти к конкретному номеру и просмотреть его оглавление, а также перейти на сайт нужного журнала.

Еще одно рабочее место библиотечного работника – «Книговыдача», она выполняет функции по выдаче и возврату литературы.

К основным характеристикам АРМа «Книговыдача» можно отнести работу с очередью заказов на выдачу литературы, формируемых в АРМах «Читатель», в режиме реального времени с фиксированием их исполнения, возможность выдачи без предварительно заказа, выполнение выдачи изданий, не описанных в электронном каталоге, технология бронирования, наличие оперативной, обновляющейся в режиме реального времени – информации о экземплярах заказанной литературы и информации о выданной литературе и читателях, имеющих ее на руках, также ведется учет всех сведений о выдаче и возврате литературы в индивидуальных карточках (документах) читателей.

Ее плюсом считается простая технология фиксирования факта возврата литературы и освобождения соответствующего экземпляра, возможность получения статистических сведений о функционировании книговыдачи – в частности, о посещаемости, должниках, задолженной литературе и количестве выдач (статистика спроса), специальная ускоренная технология выдачи и возврата, основанная на штрихкодах и радиометках на читательских билетах и экземплярах изданий.

Первичная запись читателей, т.е. ведение базы данных читателей (RDR), осуществляется в АРМе «Каталогизатор».

АРМ «Администратор» – это рабочее место специалиста, выполняющего системные операции над базами данных в целом, направленные на поддержание их актуальности, целостности и сохранности.

Оно содержит режимы работы, связанные с существенными преобразованиями баз данных, вплоть до их полного опустошения и удаления, поэтому к работе с данным АРМом допущен системный администратор центральной библиотеки Центра.

Пользовательский интерфейс этого АРМа состоит из главного меню, служащего для запуска тех или иных режимов работы (которые носят исключительно пакетный характер), и информационного окна, в котором представляются основные параметры текущей базы данных.

Все режимы АРМа «Администратор» распределены по шести пунктам главного меню. Это режимы: БАЗА ДАННЫХ, включает режимы, связанные с выбором и установкой, текущей базы данных и некоторыми операциями над базой данных в целом, АКТУАЛИЗАЦИЯ, обеспечивает актуализацию и реорганизацию основных файлов базы данных, СЕРВИС, помогает в архивации и восстановлении баз данных, диагностики и выполнения пакетных заданий, ОПЦИИ, включает вспомогательные режимы, ИНСТРУМЕНТЫ, с ее помощью ведется запуск инструментальных средств системы, ПОМОЩЬ, включает вызов системы помощи.

Многие режимы АРМа «Администратор» требуют монопольных прав на текущую базу данных. Это означает, что для выполнения данных режимов требуется, чтобы никто больше не производил никаких изменений текущей базы данных, т.е. не допускается, чтобы одновременно какой-то другой пользователь производил действия по вводу и корректировке или актуализации баз данных.

Следующий модуль Web-ИРБИС, он предназначен для обеспечения доступа пользователей интернет к электронным каталогам и другим библиографическим базам данных ИРБИС. Web-ИРБИС используется в качестве одной из основных компонент библиотечных интернет-серверов и интернет-комплексов.

С его помощью производится поиск в произвольной базе данных, имеющей структуру ИРБИС, по неограниченному числу полей, по любым элементам описания. Возможно применение любых форматов, определяемых пользователем в ИРБИС, выгрузка найденных записей в стандартных форматах RUSMARC, UNIMARC, MARC21, удаленное авторизированное внесение изменений в базу данных, включая редактирование существующих записей, добавление новых, удаление.

 

2.2.Исследование деятельности библиотеки по электронной каталогизации

 

Э. Р. Сукиасян в своих публикациях отмечает, что при обращении читателя к электронному каталогу, он оказывается без помощи со стороны консультирующего работника библиотеки, один на один с компьютером. У него отсутствуют необходимые знания не только по использованию электронного каталога, но и по работе с персональным компьютером. Сам поиск в электронном каталоге иной, чем в карточном каталоге. В электронном каталоге нет рубрик, как в карточном, логический поиск там невозможен. Поэтому, когда читатель обращается к поиску в электронном каталоге с помощью «ключевого слова», он либо получает слишком много, либо не получает ничего [Сукиасян, с.39].

С целью определения навыков пользования электронным каталогом, среди читателей центральной библиотеки было проведено анкетирование. Всего было опрошено 100 читателей.  Анкеты выдавались непосредственно в момент прихода читателей в библиотеку на территории читального зала, оборудованного компьютерными рабочими местами. Анкета приведена в приложении 1.

Анкета содержит вопросы об электронном каталоге библиотеки. Самый большой рейтинг у услуги «Доступ к сети Интернет». Большинство (48%) отметили услугу как «очень важную» и «важную». Информационные ресурсы используются для самостоятельной научной и учебной работы (см. рис. 1).

 

Рисунок 1 – Ответы на вопрос «Какие электронные ресурсы библиотеки вам необходимы?»

 

На втором месте – «Электронная книговыдача» — 30%, на третьем «Доступ к электронному каталогу на сайте библиотеки» (12%) и на четвертом — ЭДД (МБА) – 10%. Включение вопроса по электронной книговыдаче и ЭДД в анкету было оправдано, так как ответы показали, что пользователи оценивают эти услуги не менее важными и хотя они еще не внедрены, они выражают готовность пользоваться. Третье место в рейтинге занимает «Доступ к электронному каталогу». Причина здесь кроется в том, что во-первых не все пользователи готовы к работе с электронным каталогом, не хватает знаний.  В анкете указывают на помощь в обучении. Во-вторых, по-прежнему с электронным каталогом используется и карточный.

Из числа опрошенных 52% пользователей не удовлетворены поисковыми возможностями электронного каталога библиотеки (см. рис.2). Основные причины: много лишних документов в результатах выдачи (34%), не понимают как формулировать запрос (28%), не разбираются в интерфейсе (17%) (см. рис.3).

Рисунок 2 – Удовлетворенность поисковыми возможностями электронного каталога

Рисунок 3 – Причины неудовлетворенности поисковыми возможностями электронного каталога

Скорость выполнения запроса в ЭК устраивает 82 процентов респондентов (рис. 4). В то же время, 73 процента пользователей не устаивает точность  соответствия запросу результатов выдачи (рис.5).

Рисунок 4 – Удовлетворенность скоростью выполнения запроса в ЭК

Выражены следующие пожелания по работе с ЭК: составить инструкцию по работе с ЭК, изложенную доступным языком, регулярно обучать пользователей навыкам поиска информации в ЭК.

Рисунок 5 – Удовлетворенность точностью выполнения запроса в ЭК

Результаты анкетирования позволяют говорить о существовании неиспользованных резервов в организации обучения в библиотеке пользователей работе с ЭК.

Рекомендуется проводить для читателей занятия, консультации, обеспечить пользователей простыми и понятными инструкциями по поиску ресурсов в ЭК и работе с компьютерными библиотечными программами; целенаправленно формировать информационную грамотность пользователей.

Можно организовать на базе библиотеки Центр практической помощи по работе с ЭК. В рамках встреч специалисты будут обучать навыкам самостоятельной работы с электронным каталогом и информировать о возможностях его поисковой системы.

Вывод к главе 2

В настоящее время в библиотеках города Заводоуковска ведется большая работа в предоставление доступа к электронному каталогу для всех групп пользователей, независимо от места их проживания и места нахождения информации.

Электронный каталог АУК МО ЗГО «Заводоуковский библиотечный центр» – это универсальный гид по фондам библиотек.

Библиотека направляет все усилия для формирования и обеспечения доступа к информационным ресурсам.

Заключение

 

Электронным каталогом является библиотечный каталог в машиночитаемой форме, работающий в реальном режиме времени, предоставляемый локальным и удаленным пользователям библиотеки. ЭК является подсистемой автоматизированной библиотечно-информационной системы и справочно-библиографического аппарата.

Электронный каталог дает возможность совместить в нем одном целый ряд традиционных каталогов, позволяет производить поиск одновременно по значительному количеству параметров, тем самым существенно облегчая и убыстряя работу сотрудников библиотеки и обслуживание ее читателей.

Нормативная база создания ЭК обширная: регламентируются вопросы создания БЗ и БО, индексирования. систематизации и предметизации; форматы для обмена данными в ЭК (структура и содержание записи), поисковый образ документа, ИПЯ; состав, структура и основные требования к построению тезаурусов информационно-поисковых. На их базе осуществляются основные технологические процессы при работе в ЭК.

Кроме того, на основании ГОСТов и конкретных условий работы с ЭК в библиотеках составляются инструкции и правила создания библиографических записей в ЭК, руководства по предметизации.

Ведение электронного каталога взаимосвязано с такими процессами, как комплектование и учет, обслуживание пользователей (запись, поиск изданий, книговыдача), библиографическая работа.

Рассмотренный опыт свидетельствует о том, что, в настоящее время электронный каталог ведется в центральной и детской библиотеках Заводоуковского библиотечного центра в системе автоматизации библиотек ИРБИС. Состав программных модулей АБИС ИРБИС позволяет практически полностью автоматизировать деятельность сотрудников.

ЭК используется пользователями, обеспечивая процесс автоматизации традиционных библиотечных технологий, расширяя возможности деятельности библиотеки и обслуживания пользователей.

Анкетирование на базе библиотеки показало, что многие пользователи затрудняются работать в ЭК из-за недостатка навыков поиска.

Было рекомендовано проводить для читателей занятия, консультации, обеспечить пользователей простыми и понятными инструкциями по поиску ресурсов в ЭК и работе с компьютерными библиотечными программами; целенаправленно формировать информационную грамотность пользователей.

 

 

Библиографический список

 

  1.   Авторитетный файл предметных рубрик Российской национальной библиотеки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nlr.ru/cat/predmet/afpr.htm (дата обращения: 10.05.2019).
  2. Агаркова, И.А.Лингвистическое обеспечение процессов каталогизации научной библиотеки [Текст] / И.А. Агаркова, Г.С. Щербинина // Библиотеки вузов Урала. –   2011. –  № 10 . — С.89-110.
  3. Антопольский, А.Б. Лингвистическое обеспечение электронных библиотек : учеб.пособие [Текст] / А.Б. Антопольский. – Москва :Информрегистр, 2003. – 302 с.
  4. Архипов Д.А. Еще раз про автоматизацию библиотечных процессов [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — [Б. м., б. г.]. — Режим доступа: http://www.e-culture.ru/Articles/2007/Arhipov.pdf. — Загл. с экрана.
  5. Библиотеки [Электронный ресурс]/Министерство культуры РФ.- Режим доступа: http://mkrf.ru/upload/stats-web/index.html# ,  свободный. – Загл. с экрана.
  6. Вершинин, М.И. Электронный каталог: проблемы и решения [Текст]: учеб-практ-пособие / М.И. Вершинин. – Санкт-Петербург: Профессия, 2007. – 232с. – (Серия «Библиотека»).
  7. Виды электронных каталогов [Электронный ресурс] — Электрон.дан. — Режим доступа: http://www.cdcatalog.ru/page1.shtml-Загл. с экрана(дата обращения: 09.03.2019).
  8. Гололобова, А.В. Программное обеспечение автоматизированных библиотечных систем в России [Текст]/А.В.Гололобова// Культурная жизнь Юга России. —  2011. —  № 3. — С.84-86.
  9. Городнова, А.А. Электронные библиотеки, электронные каталоги и базы данных: учебное пособие [Текст] / А.А.Городнова. – Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии госслужбы, 2009. – 176 с.
  10. Горшкова, Г. А. Организация электронного каталога библиотеки: теория и практика [Электронный ресурс] / Г.А. Горшкова. – Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fwww.gpntb.ru%2Fwin%2Finterevents%2Fcrimea2004%2F2.pdf&name=2.pdf&lang=ru&c=56ccda51ba9d&page=2- Загл. с экрана(дата обращения: 09.03.2016).
  11. Заводоуковский библиотечный центр [Электронный ресурс]. – Электрон. дан и прогр. – [Заводоуковск : Заводоуковский библиотечный центр], [2014]. – Режим доступа : http://z-bibl.ru/ (дата обращения: 01.06.19). – Загл. с экрана.
  12. Карауш А. С, Опыт создания и представления электронного каталога МИБС Томска [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — [Б. м., б. г.]. — Режим доступа: http://www.karaush.ru/files/karaush-exp.pdf. — Загл. с экрана.
  13. Лавренова, О.А. Электронный каталог [Текст] / О.А.Лавренова // Библиотечная энциклопедия/Рос. Гос. Б-ка. – Москва:Пашков дом, 2007. — с.1190-1192.
  14. Мосягин, В. В. Базы данных, электронный каталог и банк данных библиотеки [Электронный ресурс] / В. В. Мосягин. — Электрон.дан. — [Б. м., б. г.]. — Режим доступа: http://www.gpntb.ru/win/ntb/ntb97/5/f5_01.html-Загл. с экрана(дата обращения: 09.03.2016).
  15. Никольцева Н.П. Анализ построения и применения предметных рубрик, сформированных сотрудниками библиотек-участниц Сводного каталога библиотек России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://nlr.ru/cat/predmet/method/ckbr/svodn_catalog.pdf (дата обращения: 10.05.2019).
  16. Растрыгина, О.О. Развитие электронного каталога в НБ ВГУИТ [Текст] / О.О. Растрыгина // Современные проблемы гуманитарных и общественных наук. – 2015. — №1. – С.114-117.
  17. Российские правила каталогизации : в 2 ч. [Текст]/ авт. коллектив: Н. Н. Каспарова (рук.) и др.] ; Рос.библ. ассоц., Межрегион. ком. по каталогизации]. – Москва : [б. и.], 2007– Ч. 1 : Основные положения и правила. – 2007. – 242 с.
  18. Российские правила каталогизации : [в 2 ч. [Текст] / авт. коллектив: Н. Н. Каспарова (рук.) и др.] ; Рос.библ. ассоц., Межрегион. ком. по каталогизации. – Москва : [б. и.], 2007– Ч. 2 : Специальные правила каталогизации отдельных видов документов. – 2007. – 240 с.
  19. Руководство по методике предметизации. Опыт
    национальной библиотеки [Текст] / Рос.нац. б-ка, Нац. информ.-библ. центр «ЛИБНЕТ». – Москва : ФАИР-ПРЕСС : Центр «ЛИБНЕТ», 2005. – 407 с. – (Серия «Специальный издательский проект для библиотек»).
  20. Сводный каталог периодики библиотек России [Электронный ресурс] . — Электрон.дан. — [Б. м., б. г.]. — Режим доступа: http://ucpr.arbicon.ru/ — Загл. с экрана.
  21. Селиванова, Ю. Г. Электронный каталог: формирование и поиск [Текст] / Ю. Г. Селиванова, Т.Л. Масхулия // Библ. дело. — 2004. — №8. — С. 20-21.
  22. Смагина, Н.Н. Лингвистическое обеспечение электронного каталога [Текст] / Н.Н. Смагина // Вуз.б-ки Алтайского края : сборник. – Вып. 3. — Барнаул, 2003. – С.31-39.
  23. Справочник библиотекаря [Текст] / Науч. ред. А. Н. Ванеев., В. А. Минкина. — 4-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Профессия, 2010. — 656 с. — (Серия «Библиотека»).
  24. Справочно-поисковый аппарат библиотеки: учебник [Текст] / под ред. И. Пилко. — .СПб.: Профессия, 2015. — 288 с.
  25. Сукиасян, Э. Р. Машиночитаемый, или электронный каталог [Электронный ресурс] / Э. Р. Сукиасян. — Электрон.дан. — [Б. м., б. г.]. — Режим доступа: http://www.gpntb.ru/win/ntb/ntb2000/6/f06_14.html -Загл. с экрана(дата обращения: 09.03.2016).
  26. Сукиасян, Э. Р. Электронные каталоги [Текст] / Э. Р. Сукиасян // Библиотека. — 2003. — № 2. — С. 38-41.
  27. Цветкова, И. Б. Машиночитаемая каталогизация в России: проблемы и перспективы развития [Текст] / И. Б. Цветкова // Предметный поиск в традиционных и нетрадиционных ИПС. — СПб., 2000. — С. 53-56.
  28. Что такое сводный электронный каталог? [Электронный ресурс] / В. В. Мосягин. — Электрон.дан. — [Б. м., б. г.]. — Режим доступа: http://unicat.natlib.uz:8088/ru-RU/InfoPage/ReadMore/%D0%BE-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B5 — Загл. с экрана.

1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф