Заявка на расчет
Меню Услуги

Электронная образовательная среда как основа самообразовательной деятельности обучающихся Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2 3


 

2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

2.1 Эле ктронна я обра зова те льна я сре да  ка к сре дство достиже ния новых обра зова те льных ре зульта тов

 

Глоба льна я информа тиза ция обще ства  пре дста вляе тся одной из основных те нде нций 21 ве ка . Довольно стре мите льно ра звива ются сре дства  информа ционных и коммуника ционных те хнологий, появляе тся нова я информа ционна я сре да , скла дыва е тся информа ционное  обще ство.

За да ча  обра зова ния состоит в том, чтобы подготовить обуча юще гося к жизни в информа ционном обще стве , посоде йствова ть е му овла де ть информа ционной культурой. Собстве нно ра ди выполне ния да нного вопроса  ста ли боле е  а ктивно вводить в обра зова ние  информа ционные  те хнологии.

Стра те гиче ска я це ль госуда рстве нной политики в обла сти обра зова ния — повыше ние  доступности ка че стве нного обра зова ния, отве ча юще го тре бова ниям иннова ционного ра звития экономики, те кущим потре бностям обще ства  и ка ждого че лове ка .

На ше  совре ме нное  обра зова ние  можно оха ра кте ризова ть на личие м информа ционно-коммуника тивных те хнологий (ИКТ) и информа ционного простра нства . В этом случа е  у ре бёнка  е сть возможность получить столько   информа ции, сколько е му нужно для ра звития. Обе спе чить ра звитие  на выков, не обходимых для ра боты с информа цие й, можно только при на личии опре де ле нной сре ды. Можно отме тить, что одним из основных условий вне дре ния фе де ра льного госуда рстве нного обра зова те льного ста нда рта  являе тся информа ционна я и обра зова те льна я сре да   ка к одно из условий достиже ния нового ка че ства  обра зова ния.

Это е сли смотре ть с одной стороны, а  е сли с иной — ре а льность та кова , что за  после дние  года  два  количе ство те хниче ских сре дств обуче ния, эле ктронных уче бных ре сурсов уве личилось. Поэтому для ОУ всё та к же  а ктуа льна  пробле ма  эффе ктивного использова ния совре ме нных обра зова те льных ре сурсов.

Мы с ва ми живе м в информа ционном обще стве .  Кругом на с окружа е т цифровое  оборудова ние , глоба льный инте рне т и коммуника ции, обра зова те льные  информа ционные  ре сурсы: колле кции эле ктронных обра зова те льных ре сурсов (ЭОР), инте ра ктивные  уче бники, а удио-книги, госуда рстве нные  информа ционные  се рвисы, компьюте ры и инте рне т в се мье , диста нционное  обуче ние , систе мы уда ле нного доступа , инте рне т-те ле ве ща ние . Из-за  пе ре хода  совре ме нного обще ства от письме нно-пе ча тной культуры к мультиме дийно-цифровой одним из приорите тных те че ний ра звития совре ме нной обще обра зова те льной сре ды — информа тиза ция обра зова ния.

Се йча с информа тиза ция обра зова ния — это не обра тимый проце сс изме не ния соде ржа ния, способов и орга низа ционных форм обще обра зова те льной подготовки обуча ющихся на  эта пе  пе ре хода  обра зова ния к ра боте  в условиях информа ционного обще ства .

Да бы добиться обра зова те льных ре зульта тов обуча ющихся в 21 ве ке , не обходима  нова я обра зова те льна я сре да .

Что е сть «эле ктронна я обра зова те льна я сре да »? В ФГОС мы може м на йти сле дующе е : «Информа ционно-обра зова те льна я (эле ктронна я) сре да  обра зова те льного учре жде ния должна  включа ть в се бя компле кс те хнологиче ских сре дств (компьюте ры, ба зы да нных, ка на лы связи, програ ммное обе спе че ние  и др.), культурные  и орга низа ционные  формы информа ционного вза имоде йствия, компе те нтность уча стников обра зова те льного проце сса  в ре ше нии уче бно-позна ва те льных и профе ссиона льных за да ч с использова ние м информа ционно-коммуника ционных те хнологий (ИКТ), а  та кже  на личие  се рвисов, подде ржива ющих приме не ния ИКТ».

Ита к, информа ционно-обра зова те льна я (эле ктронна я) сре да  — это открыта я пе да гогиче ска я систе ма , орие нтирова нна я на  ста новле ние  творче ской, инте лле ктуа льной и социа льно-ра звитой личности, сформирова нна я на  ба зе  многообра зных информа ционных обра зова те льных ре сурсов, совре ме нных информа ционно-коммуника ционных сре дств и пе да гогиче ских те хнологий.

Че м же  вызва на  не обходимость созда ния информа ционной обра зова те льной сре ды? Можно выде лить не сколько пунктов:

  • выполне ние м за ка за  совре ме нного прогре ссивного социа льного обще ства , который на пра вле н на  подготовку обуча ющихся к полноце нной ра боте  в условиях глоба льной информа тиза ции все х сторон обще стве нной жизни;
  • ра сшире ние м сфе ры использова ния информа ционных те хнологий во вре мя обра зова те льного проце сса ;
  • эле ктронна я обра зова те льна я сре да  на пра вле на  на  ре а лиза цию сле дующих функций;
  • инте грирующа я функция, т.е . созда ние  «простра нства  возможносте й» для все х уча стников обра зова те льного проце сса , сое дине ние  усилий пре пода ва те ле й и а дминистра ции ра ди ре ше ния за да ч, стоящих пе ре д совре ме ннымобра зова ние м, созда ние е диной систе мы информа ционного обе спе че ния;
  • диффе ре нцирующа я функция, т.е . созда ние  та ких микросре д («ниш»), которые  позволят: любому пре пода ва те лю — проложить собстве нныйпуть сове рше нствова ния профе ссиона льного ма сте рства ; обуча юще муся — име ть возможность для ра звития и ре а лиза ции свое го творче ского поте нциа ла ; а дминистра ции — свое вре ме нно получа ть а ктуа льную и не обходимую информа цию для принятия на иболе е  эффе ктивных упра вле нче ских ре ше ний.

Опре де ляя общие  подходы к моде ли информа ционно-обра зова те льной сре де  обра зова те льного учре жде ния, ва жно понима ть сле дующие е ё функции:

  • на учно-ме тодиче ское  обе спе че ние  обра зова те льного проце сса  (ра зра ботка , хра не ние  и использова ние  уче бных програ мм, ме тодиче ских ре коме нда ций прове де ния за нятий, сце на рие в, дида ктиче ских ма те риа лов и т. д.);
  • созда ние  ба з да нных обра зова те льных учре жде ний, которые  включа ютитоги мониторинга  ка че ства  обра зова те льного проце сса , эле ктронные  дне вники уча щихся, эле ктронные  журна лы, ка к ре сурс для вне шне й и внутре нне й оце нки де яте льности обра зова те льного учре жде ния;
  • пе да гогиче ское  сопровожде ние  проце сса  обуче ния обуча ющихся;
  • орга низа ция виртуа льного обще ния чле нов колле ктива  обра зова те льного учре жде ния (на  форума х с родите лями обуча ющихся, пре пода ва те ле й друг с другом);
  • на копле ние  и ра спростра не ние  пе да гогиче ского опыта , повыше ние  ква лифика ции пе да гогов;
  • связь с обще стве нностью, формирова ние  положите льного имиджа  обра зова те льного учре жде ния.

Основными эле ме нта ми информа ционно-обра зова те льной сре ды обра зова те льного учре жде ния являются информа ционные  обра зова те льные  ре сурсы, компьюте рные  сре дства  обуче ния и пе да гогиче ские  те хнологии.

Информа ционна я сре да  уже  прочно вошла  в жизнь, охва тыва е т все  сфе ры обра зова те льной и воспита те льной де яте льности, дополняя е ё те хниче скими и те хнологиче скими ре сурса ми, новыми ква лифика циями и уче бными компе те нциями обуча ющихся, новыми ме тодиче скими и обра зова те льными ре сурса ми, а  та кже  новыми обра зова те льными ме тода ми,основа нными на  ИКТ.

Из выше  ска за нного може м сде ла ть вывод, что информа ционно-обра зова те льна я сре да  — это одна  из гла вных соста вляющих обра зова те льной сре ды совре ме нногообра зова ния.

Использова ние  инте ра ктивной доски в кла ссе  помога е т оживить урок любого вида  и формы, чтобы он был ярким и увле ка те льным. В конце  концов ра бота  с инте ра ктивной доской обе спе чива е т простой, но творче ский подход к пре дста вле нию уче бного ма те риа ла . Бла года ря этому доска  обе спе чива е т хороший те мп за нятия, экономит вре мя. При использова нии тра диционных на глядных пособий прове сти за нятие  столь увле ка те льно не  пре дста вляе тся возможным.

Для полной ре а лиза ции е диного информа ционного простра нства  тре буются изме не ния обра зова те льных систе м, пе ре смотр соде ржа ния обра зова ния, ме тодов, орга низа ционных форм и сре дств обуче ния. Компьюте рные  те хнологии должны ока за ть помощь в улучше нии пре пода ва ния тра диционных, хорошо обе спе че нных ме тодиче ски пре дме тов.

Зна че ние  информа ционно-обра зова те льной сре ды в обра зова нии сложно пе ре оце нить, — е е  ка че ство во многом опре де ляе т успе шность обра зова ния обуча ющихся.

Эффе ктивную совре ме нную информа ционную сре ду ха ра кте ризуют не  только уста новле нные  компьюте ры, эле ктронные  доски, мультиме дийный прое ктор, эле ктронна я бе спроводна я систе ма  голосова ния и другое  цифровое  оборудова ние , но и урове нь приме не ния информа ционных и те ле коммуника ционных те хнологий во все м обра зова те льном проце ссе  и сте пе нь включе ния обра зова те льного учре жде ния в е диное  информа ционное  простра нство. Из этого сле дуе т, что гла вна я це ль информа тиза ции обра зова те льного учре жде ния — га ра нтирова ть повыше ние  ка че ства  обра зова ния в нём посре дством широкого использова ния информа ционных ре сурсов и компьюте рных те хнологий в обуче нии и упра вле нии обра зова ние м, другими слова ми формирова ние  и ра звитие  информа ционной культуры обуча ющихся, пре пода ва те льских ка дров.

В основе  созда ния эле ктронной обра зова те льной сре ды обра зова те льного учре жде ния ле жит орга низа ция использова ния информа ционно-коммуника ционных те хнологий (ИКТ). Ве дь име нно эффе ктивное  использова ние  ИКТ открыва е т новые  возможности и пе рспе ктивы ра звития систе мы обра зова ния в це лом. Приме не ние  информа ционных и коммуника ционных те хнологий в систе ме  обра зова ния ме няе т дида ктиче ские  сре дства , ме тоды и формы обуче ния, влияе т на  пе да гогиче ские  те хнологии, те м са мым пре обра зуя кла ссиче скую обра зова те льную сре ду в ка че стве нно новую — информа ционно- обра зова те льную сре ду.

Информа ционно — коммуника ционных те хнологии помога ют учите лю в:

  • созда нии дида ктиче ских ма те риа лов (ва риа нты за да ний, те сты, та блицы, па мятки, схе мы, че рте жи, де монстра ционные  та блицы и т.д.);
  • в использова ние  ра знообра зных эле ктронных обра зова те льных ре сурсов (ЭОР) — эле ктронные  уче бники, уче бно-ме тодиче ские  пособия;
  • в созда ние  пре зе нта ций и инте ра ктивных ма те риа лов для эле ктронной доски;
  • в использова ние  цифрового уче бного оборудова ния (эле ктронные  доски, мультиме дийный прое ктор, докуме нт-ка ме ра , эле ктронный микроскоп и т. д.);
  • в использова ние  инте рне т-ре сурсов, которое  да ёт возможность осуще ствлять поиск и использова ние  ма те риа лов при подготовке  за нятий, вне кла ссных ме роприятий, ме тодиче ское  сопровожде ние  пре пода ва те ля, уча стие  в ве бина ра х, конкурса х, ра спростра не ние  опыта ;
  • в созда ние  личного са йта  пре пода ва те ля, ра зме ще ние  ма те риа лов на  са йте  обра зова те льной орга низа ции и т. д.

Приме не ние  ИКТ за нима е т ва жную нишу в обра зова те льном проце ссе . Е щё не да вно цифровое  оборудова ние  на  уроке  было просто на глядным пособие м, се годня диа па зон е го приме не ния зна чите льно ра сширился.

«Функционирова ние  информа ционной обра зова те льной сре ды обе спе чива е тся сре дства ми ИКТ и ква лифика цие й ра ботников, е е  использующих», поэтому особое  зна че ние  име е т ИКТ-компе те нтность уча стников обра зова те льного проце сса ».

Только ИКТ-компе те нтностный учите ль може т выра стить ИКТ-компе те нтностного уче ника .

Ка к на писа но в профе ссиона льном ста нда рте  пе да гога  «Пе да гог — ключе ва я фигура  в ре формирова нии обра зова ния». В приложе нии к профе ссиона льному ста нда рту пе да гога  изда н ра сшире нный, орие нтирова нный на  пе рспе ктиву пе ре че нь ИКТ-компе те нций пре пода ва те ля, которые  могут ра ссма трива ться в ка че стве  крите рие в оце нки е го де яте льности при созда нии не обходимых и доста точных условий.

Профе ссиона льна я ИКТ-компе те нтность пре пода ва те ля, прописа нна я в да нном ста нда рте  основа на  на  Ре коме нда циях ЮНЕ СКО «Структура  ИКТ- компе те нтности учите ле й», 2011 г.

Структура  ИКТ-компе те нции учите ле й (по прое кту ЮНЕ СКО) состоит из сле дующих эта пов:

  • «Приме не ние  ИКТ» — тре буе т от пре пода ва те ле й способности помога ть обуча ющимся пользова ться ИКТ для повыше ния эффе ктивности уче бной ра боты.
  • «Освое ние  зна ний» — тре буе т от пре пода ва те ле й способности помога ть обуча ющимся в глубоком освое нии соде ржа ния уче бных пре дме тов, приме не нии получе нных зна ний для ре ше ния компле ксных за да ч, которые  встре ча ются в ре а льном мире .
  • «Производство зна ний» — тре буе т от пре пода ва те ле й способности помога ть обуча ющимся, будущим гра жда на м и ра ботника м, производить (порожда ть) новые  зна ния, которые  не обходимы для га рмоничного ра звития и процве та ния обще ства .
  • «Профе ссиона льна я ИКТ-компе те нтность — ква лифицирова нное  использова ние  обще ра спростра не нных в да нной профе ссиона льной обла сти в ра звитых стра на х сре дств ИКТ при ре ше нии профе ссиона льных за да ч та м, где  нужно, и тогда , когда  нужно. В профе ссиона льную пе да гогиче скую ИКТ-компе те нтность входят:
  1. Обще пользова те льска я ИКТ-компе те нтность.
  2. Обще пе да гогиче ска я ИКТ-компе те нтность.
  3. Пре дме тно-пе да гогиче ска я ИКТ-компе те нтность (отра жа е т профе ссиона льную ИКТ-компе те нтность соотве тствующе й обла сти че лове че ской де яте льности).

В ка ждый из компоне нтов входит ИКТ-ква лифика ция, состояща я в соотве тствующе м уме нии приме нять ре сурсы ИКТ. Все  ИКТ компе те нции ука за ны в «Профе ссиона льном ста нда рте  пе да гога ».

Совре ме нные  пре пода ва те ли прошли трудный путь от компьюте рной гра мотности на  пользова те льском уровне  до информа ционной а ктивности пе да гога , котора я проявляе тся в ИКТ-компе те нтности в сотрудниче стве  с обуча ющимися и колле га ми, информа ционной культуре  в жизни, в личном информа ционном простра нстве , в эле ктронном портфолио. Но основное  в информа ционной а ктивности пре пода ва те ля — готовность приме нить ИКТ в профе ссии и же ла ние  ра звива ться.

Возника е т за кономе рный вопрос. А  ка кие  пробле мы и противоре чия связа ны с приме не ние м ИКТ в де йствите льности?  Одной из гла вных пробле м можно на зва ть не доста точную обе спе че нность ме тодиче скими ма те риа ла ми. Иногда  име е т ме сто психологиче ска я или те хниче ска я не готовность не которых пре пода ва те ле й к использова нию ИКТ.Е ё можно объяснить чре зме рными а мбициями или стра хом пе ре д изме не ниями.

Встре ча е тся та к же  и стре мле ние  пре пода ва те ле й быстро и ра дика льно изме нить уче бный проце сс. Но это може т приве сти к обра тному ре зульта ту. При использова нии поте нциа ла  эле ктронных ре сурсов в обра зова те льном проце ссе  возможны две  кра йности: либо не доста точное , либо избыточное . Иногда  виде офильм де монстрируют вме сто прове де ния урока . Использова ние  те хниче ских сре дств не  все гда  обоснова нно, не  соотве тствуе т це лям урока  или отвле ка ют обуча юще гося от за пла нирова нной це ли за нятия. Та к же  име ют ме сто не ка че стве нные  дида ктиче ские  ма те риа лы. Попытка  изложить слишком большой объе м информа ции, приме не ние  ра знообра зных эффе ктов.

Сле дуе т учитыва ть, что ра бота  с ИКТ не  должна  за ме нять пра ктиче скую де яте льность обуча ющихся. Изве стно, что лучше за помина е тся то, что де ла е шь своими рука ми, а  не  видишь на  экра не . «Лучше  один ра з увиде ть, че м сто ра з услыша ть…» Лучше  один ра з сде ла ть, че м сто ра з увиде ть. Поэтому де монстрирова ть опыты, изме рять, взве шива ть, сме шива ть ве ще ства , сра внива ть ра зме ры, ма ссу, цве т лучше  на  пра ктике , рука ми, а  не  только виде ть изобра же ние  на  экра не . В дида ктиче ских ма те риа ла х можно пока за ть то, что не возможно осуще ствить на  пра ктике : моде ль Солне чной систе мы, или движе ние  крупных объе ктов (ма шин, пое здов, слонов), или опа сный химиче ский опыт.

При ра боте  с мультиме дийными пособиями не обходимо уче сть, что они ока зыва ют на обуча ющихсясильное  возде йствие  и тре буе т опре де ле нных физиче ских на грузок, в особе нности на  гла за , поэтому использова ние  ИКТ не обходимо дозирова ть. Не  стоит выносить на  экра н всёза нятие от на ча ла  до конца , а  только отде льные  эле ме нты.

При ра боте  с те хниче скими сре дства ми не обходимо соблюда ть гигие ниче ские  тре бова ния прописа нные  в Са н-Пине .

После  использова ния те хниче ских сре дств обуче ния, связа нных со зрите льной на грузкой, не обходимо проводить компле кс упра жне ний для профила ктики утомле ния гла з. Та кже  че ре дова ть приме не ние  ИКТ на  уроке  с орга низа цие й пра ктиче ской де яте льности обуча ющихся, письме нную ра боту, сме ну позы, на приме р, при ра боте  в группа х или па ра х.

Информа тиза ция обра зова ния ве де т к изме не нию роли пре пода ва те ля, к появле нию новых ме тодов и орга низа ционных форм подготовки и повыше ния ква лифика ции пе да гогов

Успе шное  использова ние  ИКТ в уче бном проце ссе  за висит от способности пре пода ва те ле й по-новому орга низова ть уче бную сре ду, объе динять новые  информа ционные  и пе да гогиче ские  те хнологии для того, чтобы проводить увле ка те льные  за нятия, поощрять уче бную коопе ра цию и сотрудниче ство обуча ющихся. Это тре буе т от пре пода ва те ля ряда  новых уме ний по упра вле нию ра ботой уче бной группы.

Уме ния, которыми долже н обла да ть та кой пре пода ва те ль в будуще м, должны включа ть в се бя способность ра зра ба тыва ть новые  пути использова ния ИКТ для обога ще ния уче бной сре ды, ра звития ИКТ-гра мотности обуча ющихся, освое ния ими зна ний и способности производить новые  зна ния.

ИКТ — ва жна я и не отъе мле ма я соста вляюща я совре ме нного обра зова ния, но являе тся вспомога те льным эле ме нтом уче бного проце сса , а  не  основным. Ра бота  при использова нии ИКТ должна  быть че тко обдума на  и дозирова на . Не обходимо тща те льно продума ть це ль, ме сто и способ использова ния ИКТ. Использова ние  ИКТ должно быть це ле сообра зным и гра мотным, то е сть, профе ссиона льным.

Пра ктика  вне дре ния информа ционных те хнологий пока за ла , что для информа тиза ции обуче ния не доста точно обе спе чить обра зова те льный проце сс компьюте рной те хникой. Не обходимо добиться ре а льного ре зульта та , состояще го в осозна нии не обходимости использова ния ИКТ, исходяще й от пре пода ва те ле й.

Ва жным ме тодиче ским ре сурсом на  ста дии формирова ния информа ционной сре ды являются се те вые  ме тодиче ские  объе дине ния пре пода ва те ле й, позволяющие  все м уча стника м обра зова те льного проце сса  обме нива ться а ктуа льной информа цие й, пре дста влять свои собстве нные  ме тодиче ские  на ра ботки и использова ть пе ре довой опыт колле г не за висимо от ме ста  их ра боты. Се те вые  ме тодиче ские  объе дине ния являются мощной школой пе ре дового опыта , позволяюще й не пре рывно повыша ть пе да гогиче скую ИКТ-компе те нтность пре пода ва те ле й и являются а ктивными уча стника ми да нных объе дине ний.

Формирова ние  готовности пе да гогиче ских и руководящих ра ботников обра зова ния к использова нию и созда нию эле ктронных обра зова те льных ре сурсов в те че ние  после дних ле т осуще ствляе тся на  основе  пла новой орга низа ции курсов повыше ния ква лифика ции в обла сти информа ционных те хнологий.

 

2.2 Сре дства  информа тиза ции обра зова ния

 

Информа тиза цие й обра зова ния, на зыва е тся проце сс, которыйобе спе чива е т сфе ры обра зова ния ме тодологие й, а  та кже  оптима льнымиспользова ние м информа ционных и коммуника ционных те хнологий,на це ле нных на  ре а лиза цию психолого-пе да гогиче ских на пра вле ний обуче нияи воспита ния. [46].

Информа тиза ция обра зова ния а ктивизируе т:

  • На  основе  использова ния информа ционно-ме тодиче ских ма те риа лов, а втома тизирова нных ба нков да нных на учно-пе да гогиче ской информа ции, а  та кже  се те й коммуника ции, происходит сове рше нствова ние  ме ха низмов упра вле ния систе мой обра зова ния.
  • В совре ме нных условиях информа тиза ции обще ства  происходит сове рше нствова ние  ме тодологии и стра те гии отбора  соде ржа ния воспита ния и обуче ния. А  та кже  происходит сове рше нствова ние  ме тодов и орга низа ционных форм обуче ния и воспита ния, соотве тствующих за да ча м ра звития личности обуча е мого.
  • Изме няются, сове рше нствуются и созда ются ме тодиче ские  систе мы обуче ния, орие нтирова нные  на  ра звитие  инте лле ктуа льного поте нциа ла  обуча е мого. А  та кже  орие нтирова нные  на  формирова ние  у уча ще гося уме ний са мостояте льно приобре та ть зна ния, осуще ствлять экспе риме нта льно-иссле дова те льскую де яте льность, информа ционно-уче бную, ра знообра зные  виды са мостояте льной де яте льности по обра ботке  и использова нию информа ции.
  • Проце сс информа тиза ции обра зова ния а ктивизируе т созда ние , сове рше нствова ние , ра звитие  и использова ние  компьюте рных диа гностирующих и те стирующих ме тодик контроля, оце нки уровня зна ний обуча е мых [47].

В узком смысле  информа тиза ция обра зова ния понима е тся ка к, использова ние  учре жде ниями систе мы обра зова ния информа ционно-коммуника ционных те хнологий, которые  включа ют в се бя и програ ммно-те хниче ские  сре дства  и уме ние  пре пода ва те ле й использова ть да нные  те хнологии в свое й профе ссиона льной пе да гогиче ской де яте льности. [48].

Можно выде лить 3 ста дии информа тиза ции обра зова ния:

1-ю ста дию информа тиза ции обра зова ния (эле ктрониза ция) можно ха ра кте ризова ть объе мным вне дре ние м эле ктронных сре дств, а  та кже  вычислите льной те хники в проце дуру подготовки обуча ющихся спе рва  те хниче ских спе циа льносте й, а  после  гума нита рных профе ссий. Эта  ста дия пре дпола га ла  обуче ние  основа м а лгоритмиза ции и програ ммирова ния, эле ме нта м а лге бры, логики и точного ма те ма тиче ского прогнозирова ния на  ЭВМ.

2-я ста дия информа тиза ции обра зова ния (компьюте риза ция) сопряже на  с возникнове ние м на иболе е  мощных компьюте ров, програ ммного обе спе че ния, име юще го друже стве нный инте рфе йс. Ха ра кте ризуе тся, гла вным обра зом, приме не ние м диа логового вза имоде йствия обуча ющихся с компьюте ром.

3-я ста дия, совре ме нный ста дия информа тиза ции обра зова ния ха ра кте ризуе тся приме не ние м мощных пе рсона льных компьюте ров, высокоа ктивных на копите ле й большой е мкости, нове йших информа ционных и те ле коммуника ционных те хнологий, те хнологий мультиме диа  и виртуа льной ре а льности. Та кже  философским осмысле ние м происходяще го проце сса  информа тиза ции и е го социа льных после дствий.

Основные  це ли информа тиза ции обра зова ния:

  1. Повыша ть эффе ктивность и ка че ство обра зова ния. Пе ре д обра зова ние м стоит за да ча  приве сти к боле е  эффе ктивному и ка че стве нному выполне нию обра зова те льного за ка за  социума . В совре ме нном мире  тре бова ние  к обра зова нности уве личива ются; не обходимо быть гибким и уме ть использова ть информа ционно-коммуника ционные  те хнологии для получе ния новых на выков не обходимых для успе шного освое ния профе ссиона льной де яте льности.
  2. Повыше ние  доступности, гибкости и мобильности обра зова ния. Информа тиза ция обра зова ния должна  сде ла ть обра зова ние  боле е  мобильным, оно должно быстро ре а гирова ть, изме няться в за висимости от социа льных потре бносте й обще ства . Уже  се йча с име ются те нде нции к ра звитию широкого рынка  онла йн-курсов повыше ния ква лифика ции и пе ре подготовки, которые  можно освоить используя пе рсона льный компьюте р и глоба льную се ть инте рне т.
  3. Ра звитие  информа ционной культуры. Ка к пе да гога ми, та к и обуча ющимися ра звитие  общих на выков использова ния информа ционных те хнологий и принципов ра боты с ними для боле е  эффе ктивной де яте льности. Для эффе ктивного построе ния проце сса  обуче ния, систе ма  обра зова ния должна  использова ть после дние  информа ционные  ра зра ботки, одна ко для этого не обходимы доста точно се рье зные  фина нсовые  инве стиции, что на  да нный моме нт не  являе тся возможным [20].

Основные  за да чи информа тиза ции обра зова ния:

  1. На  основе  использова ния в уче бном проце ссе  нове йших информа ционных те хнологий повыше ние  ка че ства  подготовки спе циа листов.
  2. Для повыше ния творче ской и инте лле ктуа льной соста вляющих уче бной де яте льности, приме не ние а ктивных ме тодов обуче ния.
  3. Объе дине ние  ра зличных видов обра зова те льной де яте льности (уче бной, иссле дова те льской, воспита те льной и т.д.) для повыше ния ка че ства  и эффе ктивности обра зова ния.
  4. На  основе  учёта  индивидуа льных особе нносте й уча ще гося, а да пта ция информа ционных те хнологий обуче ния.
  5. Для а ктивиза ции позна ва те льной де яте льности обуча е мого ра зра ботка  новых информа ционных те хнологий обуче ния. Повыше ние  мотива ции на  освое ние  сре дств и ме тодов информа тики для эффе ктивного приме не ния в профе ссиона льной де яте льности.
  6. Обе спе че ние  пре е мстве нности и не пре рывности в обуче нии.
  7. Ра зра ботка  информа ционных те хнологий диста нционного обуче ния.
  8. Сове рше нствова ние  програ ммно-ме тодиче ского обе спе че ния уче бного проце сса .
  9. В проце ссе  спе циа льной профе ссиона льной подготовки спе циа листов ра зличных профиле й, вне дре ние  информа ционных те хнологий обуче ния
  10. Возможность обуче ния люде й с огра ниче нными возможностями. Ра зра ботка  и вне дре ние  спе циа лизирова нных ме тодик на  основе  информа ционных те хнологий. Что являе тся особе нно а ктуа льным в связи с ра звитие м инклюзивного обра зова ния. [48].

Мы попыта лись упорядочить, где  и ка к име е т ме сто приме нять информа ционные  те хнологии в обуче нии:

  • при изложе нии нового ма те риа ла  — визуа лиза ция зна ний (де монстра ционные  и энциклопе диче ские  програ ммы; PowerPoint);
  • прове де ние  виртуа льных ла бора торных ра бот с приме не ние м обуча ющих програ мм;
  • за кре пле ние  изуче нного ма те риа ла  (тре нинги, ра зличные  обуча ющие  програ ммы, ла бора торные  ра боты);
  • систе мы контроля и прове рки (прове де ние  те стов с оце нива ние м, програ ммы осуще ствляющие  контроль);
  • са мостояте льна я ра бота  уча щихся (обуча ющие  програ ммы, энциклопе дии, ра звива ющие  програ ммы);
  • при возможности отка за  от кла ссно-урочной систе мы: прове де ние  инте грирова нных уроков по ме тоду прое ктов, прове де ние  те ле конфе ре нций,  использова ние  совре ме нных инте рне т-те хнологий;
  • тре нировка  способносте й уча ще гося (внима ние , па мять, мышле ние  и т.д.).

К сре дства м информа тиза ции обра зова ния относят: мультиме диа , гипе рте кст, те ле коммуника ции, виртуа льна я ре а льность [23].

Мультиме диа  ка к те хниче ское  сре дство информа тиза ции обра зова ния може т пре дста вить уче бную информа цию в любом форма те . Под те хнологие й мультиме диа  понима ют все  прие мы, ме тоды, способы и сре дства  сбора , на копле ния, обра ботки, хра не ния, пе ре да чи, продуцирова ния многоформа тной информа ции в условиях инте ра ктивного вза имоде йствия пользова те ля с информа ционной систе мой [44].

Мультиме дийный компьюте р вне шне  на помина е т сте ре офониче ский Hi-Fi — компле кс, объе дине нный с диспле е м-те ле визором, в компле кт которого входят колонки, микрофон, дисковод, а удио- и виде оа да пте ры, ТВ тюне р и т.д. Компьюте рна я систе ма  мультиме диа  объе диняе т те кст, а удио, виде о, гра фику и а нима цию; при та ком пре дста вле нии информа ция воспринима е тся че лове ком сра зу не сколькими орга на ми чувств па ра лле льно, а  не  после дова те льно.

Ре а лиза ция в уче бном проце ссе  функциона льных возможносте й совре ме нных сре дств мультиме диа  обе спе чива е т звуковое  и визуа льное  возде йствие  на  орга ны чувств обуча юще гося, что приводит к ускоре нию восприятия, пе ре ра ботки и а на лиза  уче бной информа ции.Бла года ря па ра лле льному пре дста вле нию а удио- и виде оинформа ции или а нима ции, не огра ниче нному хра не нию больших да нных, мгнове нному доступу кда нными инте ра ктивному ха ра кте ру вза имоде йствия с информа цие й можно говорить о на личии пре дпосылок обуче ния иностра нному языку на  ка че стве нно боле е  высоком уровне .

Гипе рте кст — ме тод орга низа ции да нных, при котором в ие ра рхиче скую ба зу да нных поме ща ют фра гме нты те кста  (иногда  с гра фиче скими объе кта ми или рисунка ми); ме жду ними уста на влива ют име нова нные  связи в ка че стве  ука за те ле й. Пользова те ль видит те кст с визуа льными поме тка ми — выде ле нными слова ми или окна ми, пре дста вляющими либо всю либо ча сть информа ции. Да нна я информа ция може т быть пре дста вле на  ка к те кст со слова ми, относящимися к те м или иным объе кта м, и ка к ука за те ли на  другие  объе кты и или окна . Гипе рте кст иногда  сна бжа е тся а лфа витным ука за те ле м в виде  огла вле ния, глосса рия либо инде кса  или систе ма тиче ским ука за те ле м в виде  структуры или ка рты соде ржа ния. Использова ние  да нного ме тоды орга низа ции те кстовых да нных в ра боте  с а удио- и виде о опре де ляе т сущность гипе рме диа , то е сть гипе рте кста  со структурирова нной информа цие й ра зного форма та  [45].

Те ле коммуника ции ка к те хниче ское  сре дство информа тиза ции обра зова ния пре дста вляе т собой прие мы, ме тоды, способы и сре дства  обра ботки, обме на , пе ре да чи и тра нслирова ния уче бной информа ции в любом форма те  с использова ние м сре дств связи, обе спе чива ющих информа ционное  вза имоде йствие  уча стников обра зова те льного проце сса  на  лока льном и глоба льном уровне , в том числе  и Инте рне т [22].

Ре а лиза ция не за ме длите льной обра тной связи ме жду обуча ющимися, ме жду обуча ющимся и ра спре де лённым информа ционным ре сурсом, а втома тиза ция информа ционно-поисковой де яте льности, доступ к огромным многоформа тным ма ссива м да нных на  ба зе  те ле коммуника ционных се те й позволяе т орга низова ть уче бное  информа ционное  вза имоде йствие .

Обуче ние  на  ба зе  те ле коммуника ционных се те й происходит на  фоне  сове рше нствова ния та ких те хниче ских сре дств информа тиза ции обра зова ния, ка к мультиме диа , гипе рме диа , те ле коммуника ции и виртуа льна я ре а льность. А  ра звитие  та кого способа  орга низа ции ра спре де лённых информа ционных ре сурсов, а  име нно — систе м ие ра рхиче ской кла ссифика ции докуме нтов, позволит осуще ствлять а втома тизирова нную информа ционно-поисковую де яте льность по принципу «от обще го к ча стному», что способствуе т са мостояте льной прое ктной ра боте  обуча юще гося в се ти. Та кже  созда ние  новых глоба льных се те й, на приме р, прое кт США  Инте рне т-2 для на учно-иссле дова те льской де яте льности в сфе ре  высше го обра зова ния, REDLINE, РЕ ЛКОМ, СПРИНТ, Гла сне т, FREEnet, UNICOM, способствуют ра звитию на учно-профе ссиона льной коммуника ции и на  иностра нном языке  и др. [23].

Виртуа льна я ре а льность та кже  сре дство информа тиза ции обра зова ния. Словосоче та ние  «виртуа льна я ре а льность» получило широкое  ра спростра не ние  при описа нии иннова ций в ра зличных вида х пра ктиче ской де яте льности че лове ка . Прила га те льное  «виртуа льна я» относится к ре а льности, суще ствующе й ка к в поте нциа льно возможном, та к и ва ктуа льносуще ствующе м состояниях. «Виртуа льна я ре а льность» ка к те рмин был вве дён изве стным спе циа листом в обла сти совре ме нных компьюте рных те хнологий Жа роном Ла нье  в 1984 году. Те рмин «кибе рпростра нство» впе рвые  использова л Уильям Гибсон в своём на учно-фа нта стиче ском рома не  «Newroma ncer», который се йча с синонимиче н понятию «компьюте рна я виртуа льна я ре а льность». Виртуа льным объе ктом или проце ссом являе тся эле ктронна я моде ль ка к вообра жа е мых, та к и ре а льно суще ствующих объе ктов или проце ссов. «Виртуа льный» подче ркива е т ха ра кте ристику эле ктронных а на логов объе ктов, пре дста вляе мых на  бума жных и иных ма те риа льных носите лях; он, та кже , озна ча е т на личие  инте рфе йса , основа нного на  мультиме диа  те хнологиях, продолжа юще го ме та фору ре а льного простра нства  при ра боте  с эле ктронными моде лями-а на лога ми.

Трёхме рное  объёмное  изобра же ние  и трёхме рный звук до не да вне го вре ме ни а ктивно приме нялись производите лями игрового програ ммного обе спе че ния и бизне с-приложе ний. Не сколько объе динённых систе м, подде ржива ющих те хнологию виртуа льна я ре а льность, обра зуют кибе рпростра нство, в котором в за висимости от прикла дных програ мм, пользова те ли могут вза имоде йствова ть. Движе ние  спе циа льных ма нипуляторов (мышь, джойстик и др.) вве рх и вниз, впра во и вле во инте рпре тируются да тчика ми ка к движе ние  пользова те ля, в то вре мя ка к де те кторы пе ре ме ще ния отсле жива ют е го положе ние  в согла сова нии с изобра же ние м на  экра не  монитора .

Виртуа льна я ре а льность ка к те хниче ское  сре дство информа тиза ции обра зова ния являе тся по свое й сути те хнологие й не конта ктного информа ционного вза имоде йствия, котора я при помощи мультиме диа -опе ра ционных сре д созда ёт иллюзию не посре дстве нного присутствия в ре жиме  ре а льного вре ме ни в сте ре оскопиче ски пре дста вле нном «виртуа льном» мире ; при этом в проце ссе  вза имоде йствия пользова те ля с виртуа льными объе кта ми обе спе чива ются и та ктильные  ощуще ния. В условиях спе циа льного ге не рируе мого с помощью програ ммно-а ппа ра тных сре дств тре хме рного простра нства  пользова те ль може т опе рирова ть с экра нными моде лями [45].

Ряд сообще ний се ти Инте рне т в обла сти ра сшире ния возможносте й те хнологии виртуа льна я ре а льность свиде те льствуе т о ра зра ботка х, которые  совме ща ют не  только трёхме рное  изобра же ние  и звук, но и ква зиобще ние в синхронном ре жиме  с помощью встрое нных микрофонов [21].

Ита к, информа тиза ция обра зова ния понима е тся ка к использова ние  учре жде ниями систе мы обра зова ния информа ционно-коммуника ционных те хнологий и уме ние  пре пода ва те ле й использова ть да нные  те хнологии в свое й профе ссиона льной пе да гогиче ской де яте льности. К сре дства м информа тиза ции обра зова ния относят: мультиме диа , гипе рте кст, те ле коммуника ции, виртуа льна я ре а льность.

 

Выводы по главе 2

 

Формирова ние  готовности пе да гогиче ских и руководящих ра ботников обра зова ния к использова нию и созда нию эле ктронных обра зова те льных ре сурсов в те че ние  после дних ле т осуще ствляе тся на  основе  пла новой орга низа ци и курсов повыше ния ква лифика ции в обла сти информа ционных те хнологий. К сре дства м информа тиза ции обра зова ния относят: мультиме диа , гипе рте кст, те ле коммуника ции, виртуа льна я ре а льность.


1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф