1 2
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Анализ состояния проблемы профессионального эмоционального выгорания в современной психологической науке 5
1.1 Синдром «эмоционального выгорания» как проявление профессиональной деформации 12
1.2 Динамика и психологическая симптоматика синдрома «эмоционального выгорания» 19
Глава 2. Методология психологического исследования 36
2.1 База исследования 36
2.2 Постановка цели, задач, разработка гипотезы исследования 36
2.3 Методика исследования и ход работы 37
Глава 3. Результаты психологического исследования и разработка мер профилактики эмоционального выгорания у медицинских работников 42
3.1 Проверка гипотез исследования 42
3.2 Проблемы профессиональных деформаций и связанным с ними эмоциональным выгоранием 42
3.3 Меры профилактики эмоционального выгорания в практике врачей и среднего медицинского персонала 44
Заключение 48
Список использованных источников 50
Приложение 1 54
Приложение 2 58
Приложение 3 61
Введение
Синдром эмоционального выгорания сотрудников медицинской сферы с каждым годом приобретает все большую актуальность. Это связано с большими не только с регистрацией большого количества работников, подверженных синдрому эмоционального выгорания, но и с качеством выполняемой работы.
В течение последних десятилетий проблема эмоционального выгорания стала особенно значимой. Профессиональная деятельность влияет на состояние и эмоции работника, вызывает изменение в оценке ситуации и в действиях работника в соответствии с требованиями данной сферы и его возможностями. Развивающееся в этих условиях эмоциональное выгорание становится основным фактором профессиональной деформации личности [39].
Несмотря на колоссальное внимание к данной теме, большое количество наработок в этой сфере, особенно в зарубежной литературе, где уже больше 40 лет ученые занимаются исследованием этой проблемы, нет единой дефиниции, единого взгляда на механизм возникновения и, следовательно, путей решения данного вопроса.
Неизменным остается то, что данная проблема обязательно возникает в социальной системе, где происходит взаимоотношение «человек-человек».
Данная тема представляет значительный интерес и для конкретного профессионала, и для организации в целом, так как последствия эмоционального выгорания негативно сказываются на самом работнике, организации, в которой он работает и пациенте, которому оказывают помощь.
Говоря об изученности проблемы, стоит выделить труды американских ученых, среди которых Х. Фрейденбургер, 1974 г., К. Чернисс, 1980 г., К. Маслач, С. Джексон, 1986 г).
Среди наших соотечественников одним из первых начал работать над данной проблемой академик международной Балтийской педагогической академии, член-корр. Петровской академии наук и искусств, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии и медицинской деонтологии СПб Института стоматологии. В.В. Бойко, который рассматривал данный синдром как механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия [14] Х. Фрейденбургер использовал данный термин для описания расстройств личности, вызванных интенсивным и эмоционально нагруженным общением в процессе профессиональной деятельности с пациентами.
К. Чернисс в 1980 г. определил данный синдром как потерю мотивации в работе в ответ на чрезмерные обязательства, неудовлетворенность, проявляющуюся в эмоциональном и психологическом истощении.
К. Маслач определила данный термин как потерю интереса и осторожности в работе. А затем, по мере дальнейшего исследования проблемы, определила как «синдром физического и эмоционального истощения с развитием отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе и утрате эмпатии к пациенту».
Изучение психического здоровья медицинских работников представляет собой актуальную и значимую проблему, так как интенсивная нагрузка предрасполагает развитию стрессовой ситуации, а затем и развитие синдрома эмоционального выгорания.
Актуальность и значимость данной работы обусловлены сложным характером синдрома эмоционально выгорания, а также большим количеством мнений на причины возникновения, проявления, факторы, проявления данного синдрома. Медицинский персонал является той социальной группой, работа которой протекает в сфере «человек-человек», а нагрузка на отдельно взятого работника чаще бывает значительной/ большой/ колоссальной.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между возрастом медицинского работника и развитием синдрома эмоционального выгорания.
Цель исследования изучение теоретических и практических вопросов, связанных с синдромом эмоционального выгорания у медицинских работников и меры его профилактики.
Объект исследования: профессиональная деятельность медицинских работников.
Предмет исследования: медицинские работники
Задачи:
1. Проанализировать литературные источники по данной теме, выявить сущность синдрома эмоционального выгорания, развитие учения, факторы, влияющие на его возникновение;
2. Проанализировать состояние данной проблемы в современное время;
3. Провести диагностику эмоционального выгорания у медицинских работников с помощью специальных методик исследования;
4. Разработать методы профилактики эмоционального выгорания медицинских работников.
Методы исследования:
1. Научно-теоретический (обзор и анализ литературы);
2. Социологический (анкетирование).
Данная работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы, приложения.
Глава 1. Анализ состояния проблемы профессионального эмоционального выгорания в современной психологической науке
Проблема изучения синдрома эмоционального выгорания интересует ученых с 80 гг., когда американские ученые столкнулись с проявлением данного синдрома в результате увеличения и распространенности работы социальных служб.
Понятие «эмоционального сгорания» было сформулировано американским психиатром и исследователем Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 г. Под данным термином он понимал психологическое состояние здорового человека, который находится в тесном и интенсивном общении с людьми эмоционально тяжелой нагруженной атмосфере и оказывающий им профессиональную помощь [14].
Данный термин «burnout» обозначал состояние истощения, которое было связано с ощущением собственной бесполезности и беспомощности.
Этот термин применяется для описания переживаемого человеком состояния психического, эмоционального, физического истощения, которое вызывается длительной включенностью в ситуации, которые содержат достаточно высокие эмоциональные требования, которые часто являются следствие сочетания непомерно высоких эмоциональных затрат человека с хроническими ситуационными стрессами [14] И в настоящее время, по мнению многих авторитетных авторов, данная проблема неразрывна связана со стрессом, стрессовыми ситуациями в коммуникативных сферах работы.
Жизнь и деятельность человека в социально-экономических и производственных условиях современного общества неразрывно связана с воздействием на него неблагоприятных экологических, социальных, профессиональных и других факторов, которое сопровождается возникновением, развитием негативных эмоций, сильных переживаний, а также перенапряжением физических и психических функций. Наиболее характерным психическим состоянием, развивающимся под влиянием экстремальных условий жизнедеятельности, является стресс. Проблема стресса является научной проблемой, на решении которой в последние годы были сосредоточены усилия учёных разных специальностей и направлений [3].
Эмоционально напряженная работа связана с непомерной тратой психической энергии и приводит к психосоматической усталости, которая выражается в изнурении организма и психики человека, и эмоциональному истощению, которая проявляется в виде истощения эмоций, как следствие, появляется тревога, беспокойство, пониженная самооценка на фоне учащенного сердцебиения, раздражение, гнев, желудочно-кишечные расстройства, пониженное давление, нарушение сна, головные боли и семейные проблемы [39] Первые исследования носили эпизодический и описательный характер, тогда К. Маслач выделила некоторые положения, характеризующие данный синдром: чувство эмоционального изнеможения и истощения; симптомы деперсонализации и дегуманизации; негативное восприятие самого себя; утрата профессионального мастерства. Важными признаками были описаны следующие:
наличие отрицательных чувств по отношению к пациентам;
ощущение полного или частичного эмоционального истощения.
С этой точкой зрения и описания синдрома согласны большинство исследователей.
Следующим шагом в исследовании стало изучение факторов, способствующих как развитию синдрома эмоционального выгорания, так и его торможению.
Так исследователь П. Торнтон принимал во внимание такие показатели как пол, стаж, возраст, семейное положение, образовательный уровень, социальное происхождение и стаж на данной работе.
А. Пайнс выявлял связь «мотивация-сгорание», среди мотивов упоминались следующие: чувство собственной значимости на работе, удовлетворенность зарплатой, самостоятельность, профессиональное продвижение, уровень контроля со стороны руководства.
В результате данных исследований не было выявлено связи с предложенными факторами, уровнем зарплаты и др. Но была установлена связь с установкой на поддержку и неудовлетворенностью профессиональным ростом, а также была выявлена большая подверженность этому синдрому социальных работников.
Социальная работа, медицина, психотерапия, психологическое консультирование относятся к профессиям, которые требуют ответственности, большой эмоциональной нагрузки и имеют весьма расплывчатые критерии успеха. Представители этих профессий в первую очередь подвержены риску развития этого состояния [38].
Синдром эмоционального выгорания выражается в депрессивном состоянии, нехватки энергии и энтузиазма, отрицательной установке в отношении работы и жизни, чувстве усталости и опустошенности, утрате способности видеть положительные результаты своего труда.
По мнению авторитетных авторов, развитие синдрома эмоционального выгорания зависит от способности и готовности человека брать на себя или отдавать внешним обстоятельствам ответственность за все происходящее в жизни.
С точки зрения психологии это носит название уровня интернальности – экстернальности.
Интернальность, которая представляет собой готовность находить выход, казалось бы, в безвыходных ситуациях, считается основным фактором, который помогает человеку выжить. Интернальность характерна для личностно зрелых людей.
Е. Хартман и Б. Пелман обобщили определения «выгорания» и выделили три его главных компонента: физическое и эмоциональное истощение, сниженная рабочая продуктивность, деперсонализация.
Эмоциональное истощение находит проявление в чувстве опустошенности и в ощущениях эмоционального перенапряжения, а также исчерпанности эмоциональных ресурсов.
Деперсонализация связана с возникновением негативного и равнодушного отношения к людям (пациентам). Контакты с ними становятся формальными и обезличенными.
Изначально негативные установки могут проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, в дальнейшем оно может выходить наружу и приводить к конфликтам.
Деперсонализация представляет собой изменение самосознания человека, при котором присутствует ощущение потери своего Я и переживание отсутствия эмоциональной вовлеченности в отношение к работе.
Деперсонализация возникает при психических заболеваниях и пограничных состояниях, а также наблюдается у здоровых людей в случае эмоциональных перегрузок [39].
Сниженная рабочая продуктивность, которая является редуцированием личностных достижений, проявляется в снижении оценки своей собственной компетентности, уменьшении ценности своей деятельности, недовольстве собой, негативном отношении к самому себе как к личности, в дальнейшем проявляется безразличие человека к выполняемой работе.
Феномен выгорания является острым кризисным состоянием. Он свойственен людям, которые постоянно сталкиваются с негативными переживаниями других людей и оказываются в какой-либо степени вовлеченными в них. Феномен выгорания характеризуется душевной и физической усталостью, утратой веры в свои силы. Причинами его возникновения являются внутриличностный конфликт, острый психологический стресс, острая или хроническая фрустрация.
Для него характерны:
психическая и физическая усталость;
ощущение беспомощности и несостоятельности;
нежелание идти на работу
раздражительность и агрессивность во время беседы, стремление быстрей завершить ее;
ощущение малой значимости решаемых проблем;
перенос отрицательных эмоций на окружающих;
стремление уйти и реализовать себя в другой области.
Симптомы профессионального выгорания указывают на характерные черты длительного стресса и психической нагрузки, которые приводят или могут привести к полной дезинтеграции различных психологических сфер, и прежде всего, эмоциональной [39].
Стадии профессионального выгорания:
Первая стадия:
1)начинается приглушение эмоций, сглаживание остроты чувств и свежести, специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но… скучно;
2)исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
Вторая стадия:
1)возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; при возвращении
домой все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!».
2)возникают недоразумения с получателями услуг, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
3)неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии получателей – вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала – это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.
Третья стадия:
1)притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни — такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.
Эмоциональное выгорание начинает проявляться в нарушении сферы отношений: постепенном развитии негативных установок в отношении себя, работы, пациентов. Контакты с ними становятся более бездушными, обезличенными, формальными.
Постепенно нарастает недовольство собой, уменьшается чувство личной успешности, развиваются безразличие и апатия, уменьшается ощущение ценности своей деятельности.
Психолог Фрейденберг описывает «сгорающих» как сочувствующих, гуманных, мягких, увлекающихся, идеалистов, ориентированных на людей, и одновременно неустойчивых, интровертированных, одержимых навязчивыми 12 идеями (фанатичные), «пламенных» и легко солидаризирующихся.
Маскер пополняет этот список «авторитаризмом» (Авторитарным стилем руководства) и низким уровнем эмпатии.
В. Бойко указывает следующие личностные факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания: склонность к эмоциональной холодности, склонность к интенсивному переживанию негативных обстоятельств профессиональной деятельности, слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности [39] Установлена связь между ролевой конфликтностью, ролевой неопределенностью и эмоциональным выгоранием. Работа в ситуации распределенной ответственности ограничивает развитие синдрома эмоционального сгорания, а при нечеткой или неравномерно распределенной ответственности за свои профессиональные действия этот фактор резко возрастает даже при существенно низкой рабочей нагрузке. Способствуют развитию эмоционального выгорания те профессиональные ситуации, при которых совместные усилия не согласованы, нет интеграции действий, имеется конкуренция, в то время как успешный результат зависит от слаженных действий.
Обнаружена тесная связь между психическим выгоранием и «локусом контроля». Практически в большинстве работ этой тематики отмечается положительная корреляция между внешним «локусом контроля» и составляющими выгорания, особенно с эмоциональным истощением и деперсонализацией [39].
В ряде исследований обнаружена отрицательная корреляция между компонентами выгорания и самооценкой. Однако, низкая самооценка хотя и предрасполагает к выгоранию, но сама может быть отражением факторов окружающей среды или даже отражением воздействия выгорания. Близким к исследованию этих взаимосвязей является выявление взаимосвязи между выгоранием и такими особенностями личности, как тревожность, эмоциональная чувствительность и некоторыми другими.
Показано наличие положительной связи между выгоранием и агрессивностью, тревожностью и отрицательной — с чувством групповой сплоченности.
1.1 Синдром «эмоционального выгорания» как проявление профессиональной деформации
Психическое выгорание, как профессиональная деформация личности, выступает как результат негативного воздействия на личность профессиональной деятельности, социальных отношений, проблем, зависимостей в служебной иерархии, которые преломляются в субъективно-объектных характеристиках среды, ситуации, поведенческих актов подчиненных и руководителей, а также выступает как результат нормативно-объектной и субъектной детерминации личности в конкретный момент жизнедеятельности. Профессиональная деформация приобретается в процессе жизнедеятельности человека и является выработанным личностью механизмом патологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.
Как следствие, профессиональная деформация предстает как многоуровневая система адаптации личности к условиям социума и как способ активного преобразования собственной жизнедеятельности в конкретной управленческой ситуации в соответствии с психологическим опытом личности.
Существует представление о том, что синдром профессионального выгорания – это профессиональный феномен, возникающий вследствие «интоксикации» профессиональной коммуникацией и включающий три основных симптомокомплекса: психоэмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений (Лукьянов В.В., Водопьянова Н.Е., Орёл В.Е. и др., 2008).
Термин «профессиональная деформация» ввел в научный оборот П. А. Сорокин в 1921 г.
Нельзя однозначно определить знак влияния деформации на личность. С одной стороны, деформация личности является необходимым условием усвоения системы ценностей и освоения операционно-технической стороны профессиональной деятельности, вхождения и развития в профессии. С другой стороны, чрезмерное, гипертрофированное деформирование может привести к нарушению профессионального здоровья. И в этом случае можно говорить о профессиональных деструкциях [Сочнев].
В исследованиях зарубежных авторов термин «профессиональная деформация» не используется.
В настоящее время существует несколько моделей выгорания, описывающих данный феномен {Сочнев].
Однофакторная модель (1988, Pines, Aronson). Выгорание – это состояние физического, эмоционального, когнитивного истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях.
Двухфакторная модель (Дирендонк Д, Шауфели Б., Сиксм Х. – голландские ученые, проводившие исследование среди медсестер). Двухмерная конструкция, состоящая из эмоционального истощения и деперсонализации.
Трехфазная модель (К. Маслач, С. Джексон). Синдром выгорания представляет собой трехмерный конструкт, включающий в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личностных достижений.
Четырехфакторная модель (Firth, Mims, 1985). В данной модели один и факторов (эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личностных достижений) подразделяется на два отдельных компонента.
В основе динамической фазовой модели выгорания, предложенной Р.Т. Голембиевским и Р.Ф. Мунзенридером, лежит представление о сложной динамике развития данного синдрома.
Авторы выделяют три степени и восемь фаз выгорания, которые отличаются взаимоотношением показателей по всем трем факторам, диагностируемым с помощью опросника MBI. Предложенная модель позволяет выделить низкую (1-3 фазы), среднюю (4-5 фазы), высокую степень выгорания (6-8 фазы). Последняя степень выгорания является переходом к энергетическому истощению, характеризующемуся появлением высоких показателей эмоционального истощения.
Дж Гринберг предлагает рассматривать выгорание как пятиступенчатый прогрессирующий процесс, развивающийся во времени, характеризующийся нарастающей степенью выраженности его проявлений.
1 стадия (медовый месяц) – работник доволен работой и задания выполняет с энтузиазмом, в дальнейшем становится менее энергичным.
2 стадия (недостаток топлива) – появляется усталость, и работник может употреблять психоактивные вещества.
3 стадия (хронические симптомы) – на этой стадии чрезмерная работа приводит к таким физическим явлениям как измождение и подверженность заболеваниям, и таким психологическим проявлениям, как злоба или чувство подавленности.
4 стадия (кризис) – на этой стадии может развиться настоящее заболевание, в результате человек теряет работоспособность, из-за возникающего пессимизма, сомнений в себе или озабоченности проблемами могут испортиться отношения в семье.
5 стадия (пробивание стены) – физические и психологические проблемы переходят в острую форму и могут спровоцировать развитие болезни, грозящей инвалидностью или смертью.
Динамическая модель Б. Перлман и Е.А. Хартман описывают развитие процесса выгорания как проявление трех основных классов реакции на организационные стрессы.
1. Физиологические реакции, проявляющиеся в физических симптомах (физическое истощение);
2. Аффективно-когнитивные реакции в виде асоциальных или иррациональных установок, неконструктивных переживаний и чувств (эмоциональное и мотивационное истощение, деморализация, деперсонализация);
3. Поведенческие реакции, выражающиеся в симптоматических типах преодолевающего поведения (дезадаптации, дистанциирование от профессиональных обязанностей, сниженная рабочая мотивация и продуктивность).
Симптомы профессиональной деформации указывают на характерные черты длительного стресса и психической нагрузки, которые приводят или могут приводить к полной дезинтеграции различных психических сфер, и прежде всего – эмоциональной.
С точки зрения В.В. Бойко, эмоциональное выгорание – динамический процесс и возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса.
При эмоциональном выгорании налицо все три фазы стресса:
1) нервное (тревожное) напряжение – его создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента;
2) резистенция, то есть сопротивление – человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений;
3) истощение – оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным.
Группа организационных факторов, куда включаются условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности, является наиболее представительной в области исследований выгорания.
Не случайно в некоторых работах подчеркивается доминирующая роль этих факторов в возникновении выгорания. Основной упор в изучении этих факторов был сделан преимущественно на временные параметры деятельности и объема работы. Практически все исследования дают сходную картину, свидетельствующую о том, что повышенные нагрузки в деятельности, сверхурочная работа стимулируют развитие выгорания.
Аналогичные результаты получены и между продолжительностью рабочего дня и выгоранием, поскольку эти две переменные тесно связаны друга другом. Перерывы в работе оказывают положительный эффект и снижают уровень выгорания, но этот эффект носит временный характер: уровень выгорания частично повышается через три дня после возвращения к работе и полностью восстанавливается через три недели [3]. Наличие связей между этой группой факторов и выгоранием в какой-то степени объясняется не только действительным их влиянием на данный феномен, но и их объективным содержанием, возможностью количественного измерения и однозначного понимания.
Развитие синдрома эмоционального выгорания связано с наличием напряженной психоэмоциональной деятельности: интенсивное общение, подкрепление его эмоциями, интенсивное восприятие, переработка и интерпретация получаемой информации, и принятие решений.
Другой фактор развития эмоционального выгорания – дестабилизирующая организация деятельности и неблагополучная психологическая атмосфера. Это нечеткая организация и планирование труда, недостаточность необходимых средств, наличие бюрократических моментов, многочасовая работа, имеющая трудноизмеримое содержание, наличие конфликтов как в системе «руководитель — подчиненный», так и между коллегами [15].
Выделяют еще один фактор, обусловливающий синдром эмоционального выгорания — наличие психологически трудного контингента, с которым приходиться иметь дело профессионалу в сфере общения (тяжелые пациенты, конфликтные пациенты или родственники т.д.)
Наиболее тесные корреляции обнаружены между выгоранием и удовлетворенностью трудом. Данный параметр имеет положительные корреляции со всеми тремя компонентами выгорания: эмоциональным истощением, деперсонализацией и редукцией профессиональных достижений. Многочисленные исследования факторов, влияющих на выгорание, не дали ответа на вопрос о том, что же является главным в возникновении этого явления. Какова основная его причина — личностные черты или характеристики деятельности, особенности взаимодействия с клиентами или факторы рабочей среды? Решение данных проблем особо важно, прежде всего, для разработки мер по предупреждению выгорания.
Определенной попыткой ответа на этот вопрос стало появление нескольких новых подходов к понятию выгорания, среди которых следует остановиться на подходе К. Mаслач и М. Лейтер [16, с.96]. Он основан на идее рассмотрения взаимодействия личностных и ситуационных факторов в возникновении выгорания.
Основная идея подхода, предложенного К. Mаслач и М. Лейтер, заключается в том, что выгорание — результат несоответствия между личностью и работой. Увеличение этого несоответствия повышает вероятность возникновения выгорания. Авторы рассматривают выгорание как проявление эрозии человеческой души в целом, независимо от типа профессиональной деятельности.
Ими выделено шесть сфер такого несоответствия [3]:
1. Несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его ресурсами. Основным является предъявление повышенных требований к личности и ее возможностям. Выгорание может привести к ухудшению качества работы и разрыву взаимоотношений с коллегами.
2. Несоответствие между стремлением работников иметь большую степень самостоятельности в своей работе, определять способы достижения тех результатов, за которые они несут ответственность, и жесткой и нерациональной политикой администрации в организации рабочей активности и контролем за ней. Результат этой активности — возникновение чувства бесполезности своей деятельности и отсутствие ответственности за нее.
3. Несоответствие работы и личности ввиду отсутствия вознаграждения, что переживается работником как непризнание его труда.
4. Несоответствие личности и работы ввиду потери чувства положительного взаимодействия с другими людьми в рабочей среде. Люди процветают в сообществе и лучше функционируют, когда они получают одобрение, утешение, поддержку, радость, хорошее настроение от тех людей, которых они любят и уважают. К сожалению, в некоторых видах деятельности работники изолированы друг от друга или имеют формальные социальные контакты. Однако наиболее деструктивным элементом в обществе являются постоянные и нерешаемые конфликты между людьми. Они продуцируют постоянное чувство фрустрации и враждебности и уменьшают вероятность социальной поддержки.
5. Несоответствие между личностью и работой может возникнуть при отсутствии представления о справедливости на работе. Справедливость обеспечивает признание и закрепление самоценности работника.
6. Несоответствие между этическими принципами и принципами личности и требованиями работы. Например, человека обязывают вводить кого-то в заблуждение, говорить что-то, не соответствующее действительности и т.п. [8].
Данный подход представляется перспективным, поскольку позволяет найти совокупное влияние различных факторов в каждом конкретном случае выгорания, обеспечить адекватные превентивные меры и перейти от рассмотрения выгорания к его устранению. Таким образом, развитие синдрома эмоционального выгорания связано как с внешними факторами окружающей среды и организацией деятельности, так и с особенностями личности человека, подверженного воздействию внешних факторов
1.2 Динамика и психологическая симптоматика синдрома «эмоционального выгорания»
Исследователь В.В. Бойко выделяет следующие симптомы «эмоционального выгорания».
1. Симптом «эмоционального дефицита», при котором профессионал ощущает, что эмоционально он уже не в силах помогать субъектам своей деятельности.
Проявляется в том, что он не может войти в их положение, сопереживать и соучаствовать, отзываться на ситуации, которые должны побуждать, трогать, усиливать волевую, интеллектуальную и нравственную отдачу.
Постепенно данный симптом усиливается и приобретает осложненную форму, при которой положительные эмоции проявляются все реже и отрицательные – все чаще.
2. Симптом «эмоциональной отстраненности», при котором личность почти всецело исключает эмоции из сферы своей профессиональной деятельности. Человека почти ничто не волнует, не вызывает эмоционального отклика. Это своего рода эмоциональная защита, которая проявляется только в профессиональной сфере и формируется в течение нескольких лет, а в других сферах человек испытывает эмоции. Реагирование без чувств и эмоций является наиболее ярким симптомом выгорания, который свидетельствует о профессиональной деформации личности человека. Это наносит ущерб субъекту общения, который переживает безразличие в свою сторону и глубоко травмируется.
3. Симптом «личностной отстраненности», или деперсонализация, который проявляется в полной или частичной потере интереса к субъекту профессионального действия, который воспринимается как неодушевленный предмет или объект для манипуляций. При этом возникает деперсонализированный антигуманистический эмоционально-волевой защитный настрой, при котором человек утверждает, что работа с людьми не доставляет удовлетворения, не интересна, не представляет социальной ценности.
4. Симптом «психовегетативных и психосоматических» нарушений, который проявляется на уровне психического и физического самочувствия и образуется по условно-рефлекторной связи негативного свойства.
Мысль о субъектах профессиональной деятельности или контакт с ними провоцируют отклонения в психических или соматических состояниях, которые проявляются в плохом настроении, чувстве страха, обострении хронических заболеваний.
К. Маслач подразделила симптомы СЭВ на поведенческие, физические и психологические.
Физические симптомы: чувство истощения, усталость, астенизация, восприимчивость к изменениям показателей внешней и окружающей среды, избыток или недостаток веса, бессонница, одышка.
Психологические и поведенческие симптомы: работа становится все более тяжелой, а способность ее выполнять все меньше; специалист поздно появляется на работе и рано уходит; берет работу на дом; профессионал рано приходит на работу и долго там остается; чувство неосознанного беспокойства; снижение уровня энтузиазма; чувство скуки, чувство разочарования; чувство обиды; неуверенность; чувство не востребованности; легко возникающее чувство гнева; чувство вины; человек обращает внимание на детали; раздражительность; чувство всемогущества; подозрительность, ригидность; дистанциирование от объектов деятельности; стремление к дистанциированию от коллег; неспособность принимать решение; общая негативная жизненная установка на жизненные перспективы; злоупотребление алкоголем и наркотиками.
При этом СЭВ может быстро распространяться среди сотрудников. Те, кто подвержен выгоранию, взаимодействуя на работе с людьми, могут превратить целую группу в собрание «выгорающих».
По мнению К. Чернисс, большая ответственность за развитие СЭВ лежит на руководителе.
Ю.А. Юдчиц к главным симптомам СЭВ относит: утомление, усталость, истощение, которое наступает после активной и продолжительной профессиональной деятельности; бессонница; психосоматические проблемы, которые проявляются в колебаниях артериального давления, заболеваниях пищеварительного тракта, сердечно-сосудистой системы, головных болях, неврологических расстройствах; негативном отношении к субъектам деятельности; отрицательной настроенности к выполняемой деятельности; стандартизация общения, ригидность мыслительной операции; агрессивные тенденции, среди которых раздражение и гнев по отношению к коллегам и пациентам; тревожное состояние; негативное отношение к себе; чувство вины; депрессия, пессимистическая настроенность.
В.В. Бойко выделяет следующие личностные факторы, которые способствуют развитию СЭВ:
Слабая мотивация эмоциональной отдачи в сфере профессиональной деятельности;
Склонность к сильному переживанию негативных обстоятельств;
Склонность к эмоциональной холодности в профессиональной деятельности.
Симптомы профессионального выгорания можно поделить на следующие группы:
1. Психофизические симптомы:
чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
ощущение эмоционального и физического истощения;
снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней
среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно- кишечного тракта;
резкая потеря или резкое увеличение веса;
полная или частичная бессонница;
постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной наргузке;
заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности (ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений);
2. Социально-психологические симптомы:
безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; частые
нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения,
постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение,
что что-то не так, как надо);
чувство гиперответственности и постоянное ощущение страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;
общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы
(по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).
3. Поведенческие симптомы:
ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее все
труднее и труднее;
заметное изменение рабочего режима (сотрудник сам увеличивает или
сокращает время работы, постоянно, без необходимости, берет работу домой,
но дома ее не делает);
трудности с принятием решений (у руководителей);
чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по
отношению к работе, безразличие к результатам;
невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких
деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части
рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
дистанцирование от сотрудников и получателей услуг, повышение неадекватной критичности;
злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет,
применение наркотических средств.
1.3 Особенности эмоционального выгорания работников медицинской сферы
Эмоциональному выгоранию может быть подвержен любой человек, занятый той или иной профессиональной деятельностью, поскольку разнообразные стрессоры присутствуют или могут появиться на работе в каждой из организаций.
Ведущую роль в СЭВ играют эмоционально затрудненные или напряженные отношения в системе «человек-человек».
Медицинские работники относятся к коммуникативной сфере, где на них воздействует комплекс неблагоприятных производственных факторов различной природы, нервно-эмоционального напряжения, высокой ответственности. Среди производственных стрессовых факторов нужно выделить физические, физиологические и социально-психологические.
Важно отметить связь между СЭВ и мотивационной составляющей профессиональной деятельности.
Профессиональное выгорание приводит к снижению профессиональной мотивации: напряженная работа постепенно превращается в бесполезное занятие, возникает апатия и даже негативное отношение к своим обязанностям, сводящимся к минимуму. При этом в большей степени синдрому подвержены сотрудники, которые изначально работали с большой самоотдачей, ответственностью, установкой на постоянный рабочий процесс. Способствуют СЭВ молодой возраст, отсутствие жизненного и практического опыта, а провоцировать его появление могут болезни, различные психологические травмы.
СЭВ, согласно Международной классификации болезней 10-го пересмотра, не входит в этот перечень заболеваний, но его проявления зафиксированы в разделе с литером Z «Факторы, влияющие на состояние здоровья населения и обращения в учреждения здравоохранения» под кодом «Z73.0» – Проблемы, связанные с трудностью управления своей жизнью.
Основными проявлениями СЭВ будут:
1) Снижение умственных возможностей и психологической активности;
2) Холодность в общении с близкими и родными людьми;
3) Цинизм в общении со всеми участниками профессиональной деятельности;
4) Повышение уровня безразличия к своим профессиональным обязанностям и профессии в целом;
5) Снижение уровней деловой активности и личных мотиваций;
6) Неудовлетворенность результатами работы и ощущение собственной профессиональной непригодности;
7) Деструктивная критика результатов своей профессиональной деятельности и снижение ответственности за нее;
8) Агрессия без явных на то причин, ярко выраженное недовольство окружающими и собой;
9) Ухудшение состояния психовегетативного здоровья [Чернышкова] В дальнейшем, при прогрессировании данных симптомов, развиваются нервно-психические и психосоматические расстройства, что является преморбидным состоянием.
СЭВ рассматривается как одна из форм деформации личности (Водопьянова, 2009; Орел 2001).
Диагностика СЭВ необходима для предупреждения полного эмоционального истощения.
Профессия медицинского работника относится к сложным видам труда, требующего от субъекта разносторонней образованности, непрерывности процесса профессионализации, а также обладания личностными и профессиональными качествами [24].
Медицинский персонал должен обладать чувством долга, ответственностью, эмпатийностью, неистовым терпением, наблюдательностью, интуицией, решительностью, оптимизмом и т.д.
В пространстве профессиональной деятельности человек проявляет лишь свои сугубо субъективные качества — специальные способности и знания. Личностные же свойства он волен проявлять только в «околодеятельной» области.
Труд медицинских работников ответственен, требует выносливости, предполагает высокую и постоянную психо-эмоциональную нагрузку, а также необходимость принятия решений в экстремальных ситуациях. Сама профессиональная деятельность медицинских работников предполагает эмоциональную насыщенность и высокий процент факторов, вызывающих стресс.
Эмоции, как правило, амбивалентны: удовлетворение по поводу успешно проведенной операции или лечения, чувство собственной значимости, сопричастности другим людям, одобрение и уважение коллег; но и сожаление, угнетение из-за неправильного диагноза или ошибки в лечении, зависть к преуспевающим коллегам, разочарование в профессии и т.п.
Существует классификация профессий по «критерию трудности и вредности» деятельности (по А.С. Шафрановой):
1. Профессии высшего типа — по признаку необходимости постоянной внеурочной работы над предметом и собой (просвещение, искусство, медицина).
2. Профессии среднего (ремесленного) типа — подразумевают работу только над предметом.
3. Профессии низшего типа — после обучения не требуют работы ни над собой, ни над предметом.
Естественным будет отнести профессию врача к профессиям высшего типа именно по необходимости постоянной рефлексии на содержание предмета своей деятельности.
Но, кроме этого, нам хотелось бы выделить совершенно особую специфику врачебного труда. Труд большинства медицинских работников осуществляется в таких условиях, что на них воздействует комплекс неблагоприятных производственных факторов различной природы, нервно-эмоционального перенапряжения, высокой ответственности.
К числу психологических стресс-факторов, эффект которых сказывается па медицинском персонале, относятся:
большое количество контактов с больными людьми и их родственниками, постоянное соприкосновение с чужими проблемами и чужой болью, с негативными эмоциями, которые несут отрицательную энергию;
повышенные требования к профессиональной компетентности врача и к служению другим, самоотдаче;
ответственность за жизнь и здоровье других людей;
производственная среда с новыми факторами социального риска, такими как преступность, наркомания, бездомность и др.
Профессиональная деятельность работников сферы здоровья несет в себе потенциальную угрозу развития СЭВ. Личностные черты эмоциональной неустойчивости, робости, подозрительности, склонности к чувству вины, консерватизма, импульсивности, напряженности, интраверсии имеют определенное значение в формировании СЭВ [3].
Врач на уровне эмоционального переживания постоянно имеет дело со смертью. Она может выступать для него в трех формах:
1) реальная (бесполезность реанимационных мероприятий, смерть на столе хирурга);
2) потенциальная (от результатов деятельности врача, от его профессионализма зависит здоровье, а, возможно, и жизнь человека);
3) фантомная (в виде ее могут выступать жалобы на состояние здоровья мнительного человека, страх и тревога хронического больного, взаимоотношения с родственниками тяжелобольных и даже представление о смерти в общественном сознании).
В каждом из этих случаев для врача существует проблема невключения своих чувств в ситуацию. Это далеко не всегда удается, потому что со всеми этими образованиями (реальной, потенциальной и фантомной смертью) ему просто необходимо строить отношения.
Естественно, что только эмоционально зрелая, целостная личность в состоянии решать эти задачи и справляться с подобными трудностями. 19 В картине синдрома у врачей преобладают симптомы фазы «резистенции». Это проявляется неадекватным эмоциональным реагированием на пациентов, отсутствием эмоциональной вовлеченности и контакта с клиентами, утратой способности к сопереживанию пациентам, усталостью, ведущей к редукции профессиональных обязанностей и негативному влиянию работы на личную жизнь.
Также достаточно выражено переживание психотравмирующих обстоятельств (фаза «напряжение»), что проявляется ощущением физических и психологических перегрузок, напряжения на работе, наличием конфликтов с руководством, коллегами, пациентами. Одно из первых мест по риску возникновения СЭВ занимает профессия медицинской сестры.
Ее рабочий день – это теснейшее общение с людьми, в основном с больными, требующими неусыпной заботы и внимания.
Сталкиваясь с негативными эмоциями, медицинский работник невольно и непроизвольно вовлекается в них, в силу чего начинает и сам испытывать повышенное эмоциональное напряжение.
Более всего риску возникновения СЭВ подвержены лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе. Настоящий медик в их представлении – это образец профессиональной неуязвимости и совершенства. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и частной жизнью.
У медсестер, нетрудоспособность почти в половине случаев связана со стрессом. По данным английских исследователей данной проблемы [28], среди обследованных в этой стране врачей общей практики и среднего медицинского персонала высокий уровень тревоги был выявлен в 41% случаев, клинически выраженная депрессия — в 26% случаев.
Треть врачей принимала медикаментозные средства для коррекции эмоционального напряжения, количество употребляемого алкоголя превышало средний уровень [23].
При изучении синдрома эмоционального выгорания английскими исследователями также отмечено, что у среднего медицинского персонала в первую очередь синдрому выгорания подвержена профессиональная эффективность (36%), во вторую очередь наблюдается эмоциональное истощение (22 %,) деперсонализация отмечается у 7% медиков.
Установлено, что одним из факторов синдрома «выгорания», у среднего медицинского персонала является продолжительность стрессовой ситуации, ее хронический характер.
На развитие хронического стресса у представителей данной профессии влияют:
ограничение свободы действий и использования имеющегося потенциала;
монотонность работы;
высокая степень неопределенности в оценке выполняемой работы;
неудовлетворенность социальным статусом.
Существует тесная взаимосвязь между профессиональным «выгоранием» у медсестер и мотивацией деятельности. Выгорание может приводить к снижению профессиональной мотивации: напряженная работа постепенно превращается в бессодержательное занятие, появляется апатия и даже негативизм по отношению к рабочим обязанностям, которые сводятся к необходимому минимуму.
Нередко «трудоголизм» и активная увлеченность своей профессиональной деятельностью у медсестер также способствуют развитию симптомов выгорания.
Зачастую у сотрудников, подверженных длительному профессиональному стрессу, наблюдается внутренний когнитивный диссонанс: чем напряженней работает человек, тем активнее он избегает мыслей и чувств, связанных с внутренним «выгоранием» [24].
Развитию этого состояния способствуют определенные личностные особенности у медицинских работников — высокий уровень эмоциональной лабильности (нейротизма), высокий самоконтроль, особенно при выражении отрицательных эмоций со стремлением их подавить, рационализация мотивов своего поведения, склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям, связанным с недостижимостью «внутреннего стандарта» и блокированием в себе негативных переживаний, ригидная личностная структура.
Парадокс состоит в том, что способность медицинских работников отрицать свои негативные эмоции может свидетельствует о силе, но нередко это становится их слабостью. Поэтому полезно помнить о том, что мы сами всегда либо часть наших проблем, либо часть их решений [24].
Выделяют три типа медицинских сестер, которым угрожает СЭВ:
1-й — «педантичный», характеризующийся добросовестностью, возведенной в абсолют, чрезмерной, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка (даже в ущерб себе);
2-й — «демонстративный», стремящийся первенствовать во всем, всегда быть на виду. Этому типу свойственна высокая степень истощаемости при выполнении даже незаметной рутинной работы;
3-й — «эмотивный», состоящий из впечатлительных, и чувствительный людей.
Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением.
При обследовании медицинских сестер установлено, что СЭВ проявляется у них неадекватным реагированием на пациентов и своих коллег, отсутствием эмоциональной вовлеченности, утратой способности к сопереживанию пациентам, усталостью, ведущей к редукции профессиональных обязанностей и негативному влиянию работы на личную жизнь.
Деятельность врача является публичной, подразумевает необходимость работы с большим количеством людей и предполагает оказание услуг клиентам. Причем последние отличаются от лиц основной массы населения психической неуравновешенностью и девиантным поведением в той или иной форме.
Среди медицинских работников подвержены СЭВ люди с низким уровнем профессиональной защищенности (отсутствие опыта практической работы, невозможность систематического повышения квалификации и пр.).
Провоцировать СЭВ могут болезни, переживание тяжелого стресса, психологические травмы (развод, смерть близкого или пациента).
Подвержены формированию СЭВ и другие категории медицинских работников, прежде всего те, кто осуществляет уход за тяжелыми больными с онкологическими заболеваниями, ВИЧ/СПИДом, в ожоговых и реанимационных отделениях.
Сотрудники «тяжелых» отделений постоянно испытывают состояние хронического стресса в связи с негативными психическими переживаниями, интенсивными межличностными взаимодействиями, напряженностью и сложностью труда и пр. А в результате постепенно формирующегося СЭВ возникают психическая и физическая усталость, безразличие к работе, снижается качество оказания медицинской помощи, порождается негативное и даже циничное отношение к пациентам [23, с. 53].
Таким образом, специфика профессиональной деятельности медицинских работников является предпосылкой к развитию СЭВ.
Выводы по первой главе:
1. Успешность профессиональной подготовки и последующей деятельности человека зависит от индивидуальных особенностей. К необходимым личностным качествам медицинского работника относятся внимательность и наблюдательность, пунктуальность и аккуратность, умение постоянно контролировать свои действия и поступки.
2. Эмоциональное выгорание — выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия;
3. У людей, пораженных СЭВ, как правило, выявляется сочетание психопатологических, психосоматических, соматических симптомов и признаков социальной дисфункции.
4. К факторам, вызывающим эмоциональное выгорание относятся особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики самих профессионалов, и содержательные аспекты деятельности.
5. Труд медицинских работников ответственен, требует выносливости, предполагает высокую и постоянную психо — эмоциональную нагрузку, а также необходимость принятия решений в экстремальных ситуациях. Сама профессиональная деятельность медицинских работников предполагает эмоциональную насыщенность и высокий процент факторов, вызывающих стресс. В связи с этим профессиональная деятельность работников сферы здоровья несет в себе потенциальную угрозу развития СЭВ.
6. Развитию СЭВ у медицинских работников способствуют определенные личностные особенности — высокий уровень эмоциональной лабильности (нейротизма), высокий самоконтроль, особенно при выражении отрицательных эмоций со стремлением их подавить, рационализация мотивов своего поведения, склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям, связанным с недостижимостью «внутреннего стандарта» и блокированием в себе негативных переживаний, ригидная личностная структура.
Развитие синдрома эмоционального выгорания неразрывно связан со стрессовыми ситуациями на рабочем месте медицинского служащего.
Оказание поддержки медицинским работникам и лицам, обеспечивающим уход:
• необходимо принять все возможные меры для защиты персонала от физического и психологического стресса, что позволит персоналу в полной мере выполнять свои обязанности в контексте высокой нагрузки, а также в случае негативных реакций в отношении персонала учреждения долгосрочного ухода со стороны членов семей или местного населения, в частности стигматизации или страха;
• следует регулярно следить за благополучием всех членов персонала, оказывать им поддержку и создавать условия для своевременной коммуникации между администрацией и персоналом, а также оказания услуг на основе точной и обновленной информации;
• следует рассмотреть возможность предоставления персоналу отпуска для отдыха и восстановления сил и принятия других аналогичных мер в случае необходимости;
• обучение по вопросам охраны психического здоровья и психосоциальной поддержки и тренинг по оказанию первой психологической помощи могут быть полезными для всех сотрудников в их работе с постояльцами учреждения долговременного ухода;
• персонал должен обеспечить принятие всех необходимых мер для предупреждения возникновения излишнего беспокойства
Классификация методов нейтрализации стресса:
1. Психологические: аутотренинг, медитация, рациональная терапия.
2. Физиологические: массаж; акупунктура; физические упражнения.
3.Биохимические: фармакотерапия, алкоголь, фитотерапия.
4.Физические: баня, закаливание, водные процедуры, световое воздействие.
Однако все же есть некоторые методы борьбы со стрессом, которые можно применять без помощи специалиста:
— относиться проще к происходящим событиям и не принимать их близко к сердцу;
— учиться мыслить позитивно, находя положительные черты в каждом происшествии;
— переключаться на приятные мысли. Если вас одолевает какой-либо негатив, заставьте себя думать о чем-то другом;
— больше смеяться. Как известно смех не только продлевает жизнь, но и помогает избавиться от нервного напряжения;
— заниматься физической культурой, т.к. спорт хорошо помогает избавиться от негатива и справиться со стрессом
Выводы по данной главе: устойчивое поведение медицинских сестер в условиях стресса («стрессоустойчивость») является одним из важных психологических факторов обеспечения надежности, эффективности и успеха деятельности. Исследование природы стрессоустойчивости, путей и средств формирования, поддержания, зависимости ее от особенностей профессиональной деятельности имеет важное значение для целого ряда специальностей, деятельность которых протекает в экстремальных условиях.
Так же к профилактическим мероприятиям стресса можно отнести благоприятные условия для развития, свободу в выборе жизненных установок и позиций, устойчивость социальных отношений, распределение экономических благ и услуг в обществе, межличностное взаимодействие во властных структурах. Одно из направлений рассматривало стресс как поведенческую реакцию на социально-психологические стимулы. Представители другого направления рассматривали стресс как состояние организма, который опирается на адаптивные и не адаптивные реакции. Факторами стресса понимаются социальные факторы: экономические или семейные неудачи, которые выступают как объективные события, которые нарушают (разрушают) или угрожают подорвать обычную жизнь индивида. Они не обязательно негативные и не всегда ведут к объективному кризису.
1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф