Меню Услуги

Программа профилактики эмоционального выгорания медицинских работников


Страницы:   1   2   3


СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДРАБОТНИКА
  • 1.1. Понятие синдрома эмоционального выгорания в работах отечественных и зарубежных исследователей
  • 1.2. Факторы, оказывающие влияние на возникновение синдрома эмоционального выгорания
  • 1.3. Профессиональная деятельность медицинских работников как источник формирования синдрома эмоционального выгорания
  • ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
  • ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
  • 2.1. Организация и методики исследования
  • 2.2. Анализ результатов исследования
  • 2.3. Организация психологической работы по преодолению синдрома эмоционального выгорания
  • ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема эмоционального выгорания на сегодняшний день достаточно актуальна, она с давних пор привлекала внимание психологов, т.к. жертвой синдрома эмоционального выгорания может стать любой человек. Особенно подвержены ему люди, работающие в сфере социальных и коммуникативных профессий (педагоги, социальные работники, психологи, юристы, полицейские и др.). Человек начинает испытывать чувство внутренней опустошённости, в связи с необходимостью постоянных контактов с другими людьми, испытывающими негативные эмоциональные состояния.

К этой категории сотрудников относятся и медсестры, т.к. в условия их работы входит общение и взаимодействие с самыми разнообразными людьми, нет возможности выбора пациентов, большое количество контактов в течение рабочего дня, необходимость сопереживания негативных состояний своих пациентов, оказываясь непроизвольно вовлеченными в них, они  испытывают повышенное эмоциональное напряжение. Эти факторы создают предпосылки для возникновения синдрома эмоционального выгорания, т.к. медицина является той сферой деятельности человека, где в основном,  преобладают негативные эмоциональные состояния.

Можно отметить, что феномен эмоционального выгорания представляет собой процесс постепенной утраты физической, эмоциональной и когнитивной энергии, проявляющейся в симптомах физического утомления,  эмоционального, умственного истощения, личной отстраненности и снижения удовлетворения от работы. Эмоциональное выгорание довольно заразно и может быстро распространиться среди сотрудников. Они становятся пессимистичными, распространяется цинизм, негативизм.

Последствия эмоционального выгорания могут привести к значительному ухудшению психического и психологического здоровья (ярчайшим проявлением синдрома профессионального выгорания являются частые и длительно текущие разнообразные заболевания, обусловленные психосоматикой) [18]. Также, последствия эмоционального выгорания способствуют возникновению различного рода расстройств и заболеваний психики, ведут к возникновению сильнейшего стресса и пр. [7, 4]. На сегодняшний день насчитывается немного работ, посвященных изучению эмоционального выгорания, именно в профессиональной деятельности медицинских работников, ограничено количество исследований по проблеме оказания психологической помощи и профилактике данного синдрома у работников медицинской сферы, что также делает актуальным наше исследование.

Цель работы — Изучение эмоционального выгорания и разработка программы профилактики эмоционального выгорания.

Объект – синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности медицинских сестер.

Предмет – программа профилактики синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер.

Задачи исследования:

— изучить проблему эмоционального выгорания в теоретических источниках;

— определить наличие синдрома эмоционального выгорания у медсестер.

Гипотеза исследования: при систематическом проведении занятий по профилактике эмоционального выгорания показатели эмоционального выгорания снижаются.

Для достижения указанной цели нами были поставлены следующие исследовательские задачи:

  1. Провести анализ теоретических исследований по проблеме деформации личности и эмоционального выгорания.
  2. Выявить внешние и внутренние факторы, определяющие предрасположенность работников медицинской сферы к эмоциональному выгоранию, а также особенности его развития и протекания.
  3. Определить профилактические меры и основные направления оказания психологической помощи медицинским работникам, у которых выражен синдром эмоционального выгорания.

Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, психодиагностические методики, методы математико-статистической обработки данных.

Базой нашего исследования являлся медицинский центр ООО «Медполимерсервис» г. Екатеринбурга. В исследовании участвовали 40 человек, стаж профессиональной деятельности которых от 5 до 30 лет, возрастные границы — 28-65 лет. Из них 6 мужчин и 34 женщины.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней представлены основные подходы к определению сущности феномена эмоционального выгорания, систематический анализ и обобщение материалов по этой проблеме в профессиональной деятельности медицинских работников. Рассмотрены основные механизмы и последствия эмоционального выгорания и факторы его формирования; динамика развития и психологическая симптоматика синдрома, профессиональная деформация, как следствие эмоционального выгорания.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Практическая ценность работы заключается в том, что в работе рассмотрены способы оказания психологической помощи тем медицинским работникам, у которых выражен синдром эмоционального выгорания. Данные способы могут быть рекомендованы как психологам, работающим с коллективом медицинских сестер, так и самим профессионалам для психологической самопомощи.

 

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДРАБОТНИКА

1.1. Понятие синдрома эмоционального выгорания в работах отечественных и зарубежных исследователей

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) давно привлекает внимание ученых различных стран. Интерес к его изучению возник в зарубежной психологии в 1970ых годах XX века. Термин «burnout» («эмоциональное выгорание»), «синдром сгорания сотрудников» был введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 году для харктеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в эмоционально насыщенной атмосфере в общении с клиентами и пациентами, при выполнении профессионального долга. «Выгорание» было описано им как истощение, вследствие резко завышенных требований к собственным ресурсам и силам [12], как ухудшение психического и физического самочувствия в результате истощения энергии в процессе перегрузки проблемами других людей.

К 1982 году в англоязычной литературе было опубликовано довольно много статей по проблеме эмоционального выгорания. Американские психологи Кристина Маслач и Сьюзан Джексон, проводившие изучение данного процесса, характеризовали его как эмоциональное опустошение[18]. К. Маслач, являясь одним из ведущих исследователей эмоционального выгорания, писала, что деятельность специалистов, которые относятся к системе «человек-человек» различна, но общее между ними то, что все они находятся в близком контакте с людьми, который очень трудно поддерживать продолжительное время [13]. Она определила «выгорание» как потерю интереса и осторожности в работе[14].

В 1984 году К. Маслач и С.Джексон к этим симптомам добавили эмоциональную истощенность, деперсонализацию и снижение общей работоспособности[15]. В 1986г. К.Маслач вместе с коллегами разработала тестовую методику Maslach Burnout Inventory(MBI). Шкала измерений данной тестовой методики стала популярным инструментом измерения степени выгорания в эмпирических исследованиях. Процесс характеризуется тремя понятиями: эмоциональное истощение, деперсонализация и снижение профессиональной эффективности (редукция профессиональных качеств). Шкала предназначена для измерения степени выгорания в профессиях типа «человек-человек». Опросник состоит из 22 утверждений, имеет № шкалы «эмоциональное истощение (9 утверждений), «деперсонализация» (5 утверждений) и «редукция личных достижений» (8 утверждений). Чем больше сумма баллов по первой и второй шкале в отдельности, тем больше у обследуемого выражены различные стороны «выгорания». Чем меньше сумма баллов по третьей шкале, тем меньше «профессиональное выгорание» [19].

На данный момент в Америке, Европе проведено огромное число исследований, издано большое количество литературы по изучению феномена профессионального выгорания у педагогов, медсестер, врачей, менеджеров, спортсменов, руководителей крупных компаний, а также у специалистов творческих профессий или профессий, непосредственно связанных с обслуживанием клиентов.

В отечественной психологии синдром эмоционального выгорания как психологический феномен стал активно изучаться в последние десятилетия (В.В. Бойко, О.С. Лаврова, Г.А. Макарова, Т.Н. Мартынова, В.Е. Орел, Т.И Ронгинская и др.). Однако многое  осталось  недостаточно изученным и не получило однозначного понимания.

Не существует единой точки зрения на сущность эмоционального выгорания: некоторые авторы рассматривают его как разновидность стресса, другие – как результат влияния стрессогенных факторов, так как действительно затяжной стресс может стать одним из факторов развития эмоционального выгорания.

Бойко Виктор Васильевич — доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии и медицинской деонтологии СПб Института стоматологии[19], одним из первых в России исследовал проблему «выгорания». По его мнению, эмоциональное выгорание представляют собой приобретенный функциональный стереотип эмоционального поведения, позволяющий человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы[10]. В.В. Бойко в 1996 году разработал методику «Диагностики уровня эмоционального выгорания», которая представляет собой опросник, предназначенный для диагностики синдрома профессионального выгорания и позволяет диагностировать ведущие симптомы «эмоционального выгорания». В.В. Бойко предлагает классифицировать синдром эмоционального выгорания по стадиям; для каждой стадии характерны те или иные симптомы (это отличает опросник Бойко, например, от опросника Маслач) [20], что позволяет определить, к какой фазе развития стресса они относятся: «напряжения», «резистенции», «истощения». Для каждой из указанных фаз определены ведущие симптомы «выгорания», разработана методика количественного определения степени их выраженности. Приводится перечень выявляемых симптомов на разных стадиях развития «эмоционального выгорания».

«Напряжение» — Переживание психотравмирующих обстоятельств; Неудовлетворенность собой; «Загнанность в клетку»; Тревога и депрессия.

«Резистенция» — Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование; Эмоционально-нравственная дезориентация; Расширение сферы экономии эмоций; Редукция профессиональных обязанностей.

«Истощение» — Эмоциональный дефицит; Эмоциональная отстраненность; Личностная отстраненность (деперсонализация); Психосоматические и психовегетативные нарушения.

На основании смыслового содержания и количественных показателей, подсчитанных для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности, оценить адекватность эмоционального реагирования в конфликтной ситуации, наметить индивидуальные меры[19].

Процесс «выгорания» часто рассматривается как «болезнь общения». Например, Л.А. Китаев — Смык находят, что «выгорание» возникает вследствие душевного переутомления. Он описывает проявление «выгорания», как приглушение эмоций, исчезновение остроты чувств и переживаний, возникновение конфликтов с партнерами по общению в результате переноса раздражения на окружающих; потеря человеком представлений о ценности жизни, безразличие [11]. Процесс выгорания может также возникать на отдельных этапах профессионального развития. Это исчезновение энергии, желания и «огонька» в отношении к делу, которое раньше вызывал интерес и энтузиазм. То есть дело еще делается, но уже без души, душа не включается. Раньше «горел» делом, а теперь только исполняет. Это состояние похоже на перетренированность, но если перетренироваться (и отдохнуть) можно за несколько дней, то эмоциональное выгорание описывает более длительные процессы. Надоесть какое-то дело может за 15 минут, выгорание случается через месяцы и годы работы.

Эмоциональное выгорание наступает не в момент перегрузок, а в тот момент, когда перегрузки приобретают форму хронического стресса, когда появляется разрыв между требованиями на работе или в семье и собственными ресурсами человека. Или же в ситуации хронического конфликта, который истощает ресурсы человека[22]. Основная причина эмоционального выгорания — это физическая и душевная усталость, которая накапливается в течение длительного срока. [21].

Несмотря на многочисленные исследования отечественных и зарубежных исследований, до сих пор нет четкого определения данного феномена. Сегодня существует много определений синдрома эмоционального выгорания. Первоначально этот термин определялся как состояние изнеможения, истощения. Некоторые авторы [2;3] и сейчас  выделяют лишь один его структурный компонент – эмоциональное истощение.

В.В. Бойко – определяет эмоциональное выгорание, как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения  эмоций, в ответ на психотравмирующие действия[17] .К.Маслач считает, что СЭВ – это синдром эмоционального истощения, который вызывает деформацию самооценки, отрицательно сказывается на отношении к работе, снижает понимание и сочувствие к клиентам. М. Захарова, под феноменом «психологического выгорания», понимает острое кризисное состояние, обусловленное внешними (эргономические, социально-психологические) и внутренними (личностные, профессиональные стереотипы, установки, конфликты) факторами, и сопровождающиеся специфическими изменениями в эмоциональной (усталость), мотивационной (падение интереса к работе) и других сферах личности, проявляющимися в поведении и делающими невозможной продолжение выполнения профессиональной деятельности [4].

Внимание ученых привлекает симптоматика СЭВ. Ими предлагаются различные классификации симптомов выгорания. Это относительно устойчивое состояние, симптомами которого являются снижение мотивации к работе, отсутствие интереса, повышенная конфликтность, возрастающее недовольство от выполняемой работы, скука, постоянная усталость, эмоциональное истощение, раздражительность и нервозность, отчаяние, чувство беспомощности, избегание тем о работе, постоянны разговоры о бессмысленности жизни, разочаровании. Появляется зависимость от никотина, алкоголя, кофеина; хроническая усталость, боли в позвоночнике, повышение давления, головные боли, тахикардия, отрицательная жизненная установка, сексуальные расстройства, бессонница, избегание неформальных контактов, неспособность к релаксации, снижение иммунитета, отказ от хобби, безразличие или зависть, конфликты с коллегами, ригидность мышления, агрессия, отсутствие воображения, отсутствие собственной инициативы и т.д. Симптомы синдрома выгорания строго индивидуальны и не проявляются все одновременно. Развитие синдрома зависит от комбинации профессиональных, организационных и личностных факторов стресса. Важной отличительной чертой людей, устойчивых к профессиональному выгоранию, является их способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности, как в отношении самих себя, так и других людей, и жизни вообще [20].

К. Маслач описывает такие условные группы симптомов СЭВ: физические, поведенческие и психологические.                                                                            К физическим относятся:

— усталость; чувство истощения; восприимчивость к изменениям показателей внешней среды; астенизация; частые головные боли, расстройства желудочно-кишечного тракта; избыток или недостаток веса; одышка; бессонница. [34]

К поведенческим и психологическим:

— работа становится все тяжелее, а способность выполнять ее все меньше; профессионал рано приходит на работу и остается надолго; поздно появляется на работе и рано уходит; берет работу на дом; чувство  беспокойства; чувство скуки; снижение уровня энтузиазма; чувство обиды; чувство разочарования; неуверенность; чувство вины; чувство невостребованности; легко возникающее чувство гнева; раздражительность; человек обращает внимание на детали; подозрительность; чувство всемогущества (власть над судьбой пациента); ригидность; неспособность принимать решения; дистанционирование от пациентов и стремление к дистанционированию от коллег; повышенное чувство ответственности за пациентов; растущее избегание; общая негативная установка на жизненные перспективы; злоупотребление алкоголем и (или) наркотиками.

В.В. Бойко выделяет такие симптомы: эмоциональный дефицит, деперсонализация или личностная отстраненность, психосоматические и психовегетативные нарушения [1].

О.С. Лаврова считает возможным выделение следующих групп симптомов СЭВ: эмоциональные, психосоматические, нарушение познавательных процессов деятельности, неприятие профессиональной деятельности, нарушение социальных связей [3].

Г.А. Макарова, кандидат психологических наук, директор Института консультирования ППЛ (Профессиональная Психотерапевтическая Лига), выделяет пять ключевых групп симптомов, характерных для синдрома выгорания:

  1. Физические симптомы: — усталость, физическое утомление, истощение; уменьшенный или увеличенный вес; недостаточный сон, бессонница; плохое общее состояние здоровья (в том числе по ощущениям); затрудненное дыхание, одышка; тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожание; гипертензия (повышенное давление);язвы, нарывы; сердечные болезни.
  2. Эмоциональные симптомы: — недостаток эмоций, безэмоциональность; пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни; безразличие и усталость; ощущения фрустрации и беспомощности, безнадежность; раздражительность, агрессивность; тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться; депрессия, чувство вины; нервные рыдания; истерики; душевные страдания; потеря идеалов или надежд, профессиональных перспектив; увеличение деперсонализации (люди становятся безликими, как манекены); преобладает чувство одиночества.
  3. Поведенческие симптомы. — трудоголизм; во время рабочего дня появляется усталость и желание прерваться, отдохнуть; безразличие к еде; стол скудный, без изысков; малая физическая нагрузка; оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств; несчастные случаи (например, травмы, падения, аварии и т.д.); импульсивное эмоциональное поведение.
  4. Интеллектуальное состояние: — уменьшение интереса к новым теориям и идеям в работе; уменьшение интереса к альтернативным подходам в решении проблем (например, в работе); увеличение скуки, тоски, апатии или недостаток куража, вкуса и интереса к жизни; увеличение предпочтения стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу; цинизм или безразличие к новшествам, нововведениям; малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах (тренингах, образовании); формальное выполнение работы.
  5. Социальные симптомы. — нет времени или энергии для социальной активности; уменьшение активности и интереса к досугу, хобби; социальные контакты ограничиваются работой; скудные взаимоотношения с другими, как дома, так и на работе; ощущение изоляции, непонимания других и другими; ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег[41].

Изучение выделенных симптомов «выгорания» показало, что они могут наблюдаться во всех сферах развития личности, оказывая на нее разрушительное воздействие.

Формирование СЭВ — это динамический, развивающийся во времени, процесс. Как отмечает Т.И. Ронгинская, «развитие синдрома носит стадиальный характер» [6]. М. Буриш выделяет несколько основных фаз в развитии синдрома эмоционального выгорания, также описывает и симптомы «выгорания», соответствующие каждой фазе:

  1. Предупреждающая фаза – чрезмерная активность, чрезмерное участие, отказ от всех потребностей, не связанных с работой и как следствие истощение, чувство усталости, бессонница и т.д.
  2. Снижение уровня собственного участия – потеря положительного восприятия коллег, переход от помощи к надзору и контролю. Приписывание вины за собственные неудачи другим людям. По отношению к профессиональной деятельности наблюдается искусственное продление перерывов в работе, опоздание, уход с работы раньше времени и т.д.
  3. Эмоциональные реакции – депрессия, постоянное чувство вины, снижение самооценки. Агрессия, защитные установки, обвинение других в собственных неудачах, отсутствие толерантности и способности к компромиссам, подозрительность, конфликтность и т.д.
  4. Фазы деструктивного поведения – в сфере интеллекта наблюдается снижение концентрации внимания, снижается способность выполнения сложных заданий, наблюдается ригидность мышления. В мотивационной сфере наблюдается отсутствие собственной инициативы, снижение эффективности деятельности. В эмоционально личностной сфере начинает проявляться безразличие, избегание неформальных контактов, стремление избежать участия в жизни других людей, отказ от хобби, скука.
  5. Психосоматические реакции – снижение иммунитета, неспособность к релаксации в свободное время, бессонница, сексуальные расстройства, повышенное давление, головные боли, расстройства пищеварения и т.д.
  6. Разочарование – отрицательная жизненная установка, чувство беспомощности и бессмысленности жизни, экзистенциальное отчаяние.[19].

Т.И. Ронгинская подчеркивает, что генезис СЭВ носит индивидуальный характер, определяемый различиями в эмоционально-мотивационной сфере и разными условиями реализации профессиональной деятельности. [6].

1.2. Факторы, оказывающие влияние на возникновение синдрома эмоционального выгорания

Как зарубежные, так и отечественные психологи ведут работу по выявлению факторов, вызывающих синдром эмоционального выгорания. Традиционно выделяются две большие группы факторов, вызывающих СЭВ. К первой относятся индивидуальные характеристики самих профессионалов — «индивидуальные (субъективные) факторы»; а ко второй — особенности профессиональной деятельности — «организационные (объективные) факторы». [17]

Индивидуальные факторы делятся на две подгруппы: 1) социально-демографические; 2) личностные особенности.

К социально-демографическим характеристикам относятся возраст, пол, стаж работы, семейное положение, образование. К личностным особенностям относятся личностная выносливость, индивидуальные стратегии сопротивления,  предрасположенность к стрессу, самооценка, невротизм.

Группа организационных факторов включает три составляющих: условия работы, содержание труда, социально-психологические факторы.

Под социально-психологическими факторами подразумевается наличие поддержки от администрации, наличие вознаграждения, ролевой конфликт, отсутствие значимой информации.

Несколько иная классификации факторов СЭВ была предложена В.В. Бойко. Он выделил ряд внешних и внутренних факторов.

К внешним факторам относятся: хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность; дестабилизирующая организация деятельности; повышенная ответственность за исполнением функции и операции; неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности; психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал в сфере общения.[4].

  1. Хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность – эта деятельность связана с интенсивным общением, точнее, с целенаправленным восприятием партнеров и воздействием на них. Профессионалу, работающему с людьми, приходиться постоянно подкреплять эмоциями разные аспекты общения: активно ставить и решать проблемы, внимательно воспринимать, усиленно запоминать и быстро интерпретировать визуальную, звуковую и письменную информацию, быстро взвешивать альтернативы и принимать решения. (Т.В. Решетова, 2002).
  2. Повышенная ответственность за исполняемые функции и операции — представители массовых профессий обычно работают в режиме внешнего и внутреннего контроля( медики, педагоги, воспитатели и т.д.). Их деятельность заключается в том, что постоянно надо входить и находиться в состоянии субъекта, с которым осуществляется совместная деятельность. На всех, кто работает с людьми и честно относится к своим обязанностям, лежит нравственная и юридическая ответственность за благополучие вверенных деловых партнеров – пациентов, учащихся, клиентов и т.д. Следствием этого является нервное перенапряжение.
  3. Неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности — таковая определяется двумя основными обстоятельствами : конфликтностью по вертикали( в системе «руководитель – подчиненный») и по горизонтали( в системе «коллега–коллега»). Нервозная обстановка побуждает одних растрачивать эмоции, а других – искать способы экономии психических ресурсов. Рано или поздно человек будет склоняться к тактике эмоционального выгорания – беречь нервы, держаться от всего и всех подальше, не принимать все близко к сердцу. В процессе профессиональной деятельности часто попадается клиент или пациент, который «портит  нервы» или «доводит до белого каления». Специалист начинает упреждать подобные случаи и прибегать к экономии эмоциональных ресурсов, В качестве  психологической защиты  используется эмоциональная отстраненность, что, в конце концов, мешает выполнению своих профессиональных обязанностей.[4].

К внутренним факторам, обуславливающим эмоциональное выгорание, относятся следующие: склонность к эмоциональной ригидности; интенсивное восприятие и переживание обстоятельств профессиональной деятельности; слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности; нравственные дефекты и дезорганизация личности.[4].

1. Склонность к эмоциональной ригидности:

— эмоциональное выгорание как средство психологической защиты, возникает быстрее у тех, кто менее восприимчив и более эмоционально сдержан. Например, формирование симптомов «выгорания» будет проходить медленнее у людей импульсивных, обладающих подвижными нервными процессами. Повышенная впечатлительность и чувствительность могут полностью блокировать рассматриваемый механизм психологической защиты.  Нередко случается так, что, человек, проработав в контактной профессии длительное время, тем не менее, не утратил отзывчивость, эмоциональную вовлеченность, способность к соучастию и сопереживанию. [34]

2. Интенсивная интериоризация — (восприятие и переживание обстоятельств профессиональной деятельности):

— данное психологическое явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело, исполняемую роль. Специалист, работающий с людьми, воспринимает все слишком эмоционально, отдается делу без остатка. Каждый стрессовый случай из практики оставляет глубокий след в его душе. Судьба, здоровье, благополучие субъекта деятельности вызывает интенсивное соучастие и сопереживание, мучительные раздумья и бессонницу. Профессор Т.В. Решетова называет это безграмотным сочувствием – полным растворением в другом, слабыми границами «Я». Постепенно эмоционально-энергетические ресурсы истощаются и возникает необходимость восстанавливать их или беречь, прибегая к тем или иным приемам психологической защиты. Так, некоторые специалисты через какое-то время меняют профиль работы и даже профессию. Часть молодых специалистов покидает профессию в первые 5 лет трудового стажа. Но типичный вариант экономии ресурсов – эмоциональное выгорание. Нередко бывает, что в работе профессионала чередуются периоды интенсивной интериоризации и психологической защиты. Временами восприятие неблагоприятных сторон деятельности обостряется, и тогда человек очень  остро переживает стрессовые ситуации, конфликты, допущенные ошибки. Эмоциональное выгорание, в данном случае, ведет к безразличию и апатии.

3. Слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности имеет два аспекта:

— во-первых, профессионал в сфере общения не считает для себя необходимым или  не заинтересован проявлять соучастие и сопереживание субъекту своей деятельности. Соответствующее умонастроение стимулирует не только эмоциональное выгорание, но и его крайние формы – безразличие, равнодушие, душевную черствость;

— во-вторых, человек не привык, не умеет поощрять себя за сопереживание и соучастие, проявляемые по отношению к субъектам профессиональной деятельности. Систему самооценок он поддерживает иными средствами – материальными или позиционными достижениями.

4. Нравственные дефекты и дезориентация личности:

— возможно, профессионал имел нравственный изъян еще до того, как стал работать с людьми, или приобрел в процессе деятельности. Нравственный дефект обусловлен неспособностью включать во взаимодействие с деловыми партнерами такие моральные категории, как совесть, добродетель, добропорядочность, честность, уважение прав и достоинств другой личности. Нравственная дезориентация вызывается  неумением отличать доброе от плохого, благо от вреда, наносимого другой личности. Однако, как в случае нравственного дефекта, так и при наличии нравственной дезориентации, формирование эмоционального выгорания облегчается. Увеличивается вероятность безразличия к субъекту деятельности и апатии к исполняемым обязанностям. К этому перечню можно добавить факторы, выделенные Т.В. Решетовой — неэмоциональность или неумение общаться;

5. Алекситимия во всех проявлениях (невозможность высказать словами свои ощущения) всегда связана с тревогой – трудоголизм (происходит камуфлирование какой-либо проблемы работой — трудоголик чаще всего прикрывает темпом свою профессиональную несостоятельность);

6. Люди без ресурсов — (социальные связи, родственные связи, любовь, профессиональная состоятельность, экономическая стабильность, цель, здоровье и т.д.).[4].

Итак, мы видим, что обычно «синдром сгорания» представляют, как негативные изменения в состоянии  личности профессионала — то, что наносит вред человеку и его работе.

Проведенные исследования  пока не дали ответа на вопрос о том, что же является главным в возникновении факторов выгорания: индивидуальные характеристики профессионала или особенности профессиональной деятельности.


Страницы:   1   2   3