Заявка на расчет
Меню Услуги

Особенности эмоциональной сферы детей 5-7 лет в зависимости от личностных установок матерей. Часть 2.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3


1.3 Исследования личностных установок матерей

Детско-родительские отношения являются наиболее важным условием для психического развития ребенка. Научно доказано, что недостаточное общение младенца с матерью ведет к задержкам психического развития и различного рода отклонениям.

Таким образом, особенности материнского поведения способны оказывать влияние на развитие ребенка. Проблема психологической готовности к материнству является важнейшей в плане развивающей, профилактической и коррекционной работы в области психологии материнства и отношений матери и ребенка в первые годы его жизни.

По мнению Д. Боулби, врожденными средствами стимуляции материнской заботы являются такие проявления поведения ребенка как: плач, улыбка, сосание, хватание, лепет и т.д. По мнению Д. Боулби плач ребенка действует на мать на уровне физиологических реакций. В свою очередь, улыбка и лепет ребенка, побуждают мать к разного рода действиям, демонстрирующим их одобрение.

Доказано, что для формирования общения большое значение имеет установление контакта взглядов взрослого и ребенка. При этом социальная улыбка и контакт глаз являются своеобразным поощрением, наградой за материнскую заботу. «Можем ли мы сомневаться, — пишет Д. Боулби, — что чем больше и лучше младенец улыбается, тем больше его любят и тем больше о нем заботятся. С пользой для выживания младенцы так устроены, что они используют и порабощают матерей»[3;28].

Кроме того, помимо способности привлекать и удерживать внимание ребенок наделен и механизмом избегания. Яркими сигналами прерывания взаимодействия являются плач, крик, икание, зевота, энергичные движения ручками и ножками.

Таким образом, при общении с матерью ребенок не пассивный объект воздействия, он способен регулировать материнское поведение посредством доступных средств общения.

Филиппова Г.Г. занималась изучением проблемы готовности к материнству женщин, ожидающих ребенка.

В своих трудах автором сформулировано несколько этапов в формировании готовности к материнству:

  1. Личностная готовность: общая личностная зрелость адекватная возрастно-половая идентификация; способность к принятию решений и ответственности; прочная привязанность; личностные качества, необходимые для эффективного материнства.
  2. Адекватная модель родительства: адекватность моделей материнской и отцовской ролей, сформированных в своей семье, по отношению к модели личности, семьи и родительства своей культуры; оптимальные для рождения и воспитания ребенка родительские установки, позиция, воспитательные стратегии, материнское отношение.
  3. Мотивационная готовность: зрелость мотивации рождения ребенка, при которой ребенок не становится: средством полоролевой, возрастной и личностной самореализации женщины; средством удержания партнера или укрепления семьи; средством компенсации своих детско-родительских отношений; средством достижения определенного социального статуса и т.п.
  4. Сформированность материнской компетентности: отношение к ребенку как субъекту физических и психических потребностей и субъективных переживаний; сензитивность к стимуляции от ребенка; способность к адекватному реагированию на проявления ребенка; способность ориентироваться для понимания состояний ребенка на особенности его поведения и свое состояние; гибкое отношение к режиму и установка на ориентацию на индивидуальный ритм жизнедеятельности ребенка в ранний период его развития; необходимые знания о физическом и психическом развитии ребенка, особенно возрастных особенностях его взаимодействия с миром; способность к совместной деятельности с ребенком; навыки воспитания и обучения, адекватные возрастным особенностям ребенка.
  5. Сформированность материнской сферы.

Материнство как часть личностной сферы женщины включает три блока содержание которых последовательно формируется в онтогенезе женщины.

В эмоционально-потребностном: реакция на все компоненты гештальта младенчества (физические, поведенческие и продуктивно-деятельностные особенности ребенка); объединение компонентов гештальта младенчества на ребенке как объекте материнской сферы; потребность во взаимодействии с ребенком, в заботе и уходе за ним; потребность в материнстве (в переживании соответствующих выполнению материнских функций состояний). В операциональном: операции вербального и невербального общения с ребенком; адекватный стиль эмоционального сопровождения взаимодействия с ребенком; операции ухода за ребенком с необходимыми стилевыми характеристиками (уверенность, бережность, ласковость движений). В ценностно-смысловом: адекватная ценность ребенка (ребенок как самостоятельная ценность) и материнства; оптимальный баланс ценностей материнской и других потребностно-мотивационных сфер женщины.

В работах С.Ю. Мещеряковой выделено понятие «материнской компетентности». По мнению автора, материнская компетентность определяется не только умением матери осуществлять физиологический уход за ребенком, но также знанием ею основных психологических особенностей ребенка и способностью их удовлетворения. Уровень материнской компетентности уже в первые месяцы жизни ребенка определяется тем, как она обеспечивает условия для развития эмоционального общения и формирования привязанности у младенца.

Именно эмоциональное общение на этом этапе является основным условием полноценного психического развития ребенка. Общение представляет собой такое взаимодействие матери и ребенка, когда партнеры поочередно адресуются друг к другу как к субъекту, личности, выражая свое отношение и учитывая воздействие партнера, причем инициативны оба партера[14;72].

С.Ю. Мещерякова выделяет следующие причины дефицита общения матери и ребенка:

— количество общения сокращается за счет отказа ребенка от укачивания ребенка перед сном, отказа от разговора с ребенком, игнорирования плача ребенка;

— не удовлетворение потребности во внимании младенцу, о которых сигнализирует детский плач, за счет которого родители лишаются возможности своевременно выразить ребенку свою любовь и нежность, и тем затрудняют формирование у него уверенности в родительской любви, защищенности, в своей «нужности» окружающим;

— взаимодействие с ребенком только по собственной инициативе, действуя исходя не из интересов и потребностей ребенка, взрослые лишают малыша возможности развивать собственную инициативу, так как не дают ему почувствовать себя причиной происходящего.

Е.О. Смирнова также выделяет общение как важное условие развития ребенка в детстве. Общение для ребенка, по мнению автора, является главным источником переживаний ребенка и становится для него основным условием формирования личности. В общении происходит становление таких психических качеств ребенка как: самооценка, мышление, воображение, речь, чувства, эмоции и др.

Е.О. Смирнова считает, что личность ребенка, его интересы, понимание себя, его сознание и самосознание могут возникнуть только в отношениях со взрослыми. Без любви, внимания и понимания близких взрослых ребенок не может стать полноценным человеком[1;63].

М. И. Лисина рассматривала общение ребенка со взрослым как своеобразную деятельность, предметом которой является другой человек. Психологическая сущность потребности в общении, по мнению М.И. Лисиной, состоит в стремлении к познанию самого себя и других людей.

В соответствии с исследованиями М.И. Лисиной, на протяжении детства у ребенка появляются и развиваются четыре формы общения, которые характеризуют его психическое развитие.

При нормальном развитии ребенка каждая форма складывается в определенном возрасте. Так, ситуативно-личностная форма общения возникает на втором месяце жизни и остается единственной до шести — семи месяцев. Во втором полугодии жизни формируется ситуативно-деловое общение со взрослым, в котором главное для ребенка — совместная игра с предметами. Это общение остается ведущим до 4 лет. В возрасте четырех — пяти лет, когда ребенок уже хорошо владеет речью и может разговаривать со взрослым на отвлеченные темы, становится возможным внеситуативно-познавательное общение.

В работах С.В. Корницкой изучено влияние общения матери с младенцем и формирование чувства привязанности ребенка к матери. В исследованиях автора описан эксперимент, когда детям первого и второго полугодий жизни предлагались различные формы общения. Младенцев первого полугодия одинаково радовали все три варианта общения. Их потребность в доброжелательном внимании удовлетворялась ласковым, спокойным голосом взрослого и индивидуальной обращенностью к нему.

К концу первого года дети предпочитали ситуативно-деловое общение со взрослым. Что свидетельствует о привязанности к взрослому как предмету удовлетворения потребности в общении. Появление и развитие ситуативно-делового общения отражается на отношении к взрослому и на чувствительности к его воздействиям. В первом полугодии младенцы одинаково реагируют на положительные и отрицательные воздействия взрослого, в обоих случаях проявляя положительные эмоции. Во втором полугодии картина поведения ребенка меняется.

В работах Л.И. Божович мать рассматривается как источник удовлетворения потребности ребенка во впечатлениях. В раннем возрасте именно поведение матери обеспечивает возникновение на основе потребности во впечатлениях потребности в общении (в форме эмоционального взаимодействия) [1;16].

По мнению Н.Н. Авдеевой, привязанность ребенка к матери является важнейшим приобретением младенческого возраста. При этом признаки привязанности проявляются в том, что объект привязанности может лучше других успокоить, утешить малыша; младенец чаще, чем к другим, обращается к нему за утешением; в присутствии объекта привязанности младенец реже испытывает страх.

М. Эйнсворт связывает привязанность младенца к матери и качество ухода за ним. По мнению М. Эйнсворт, младенец тем больше привязан к матери, чем матери проявляют к ребенку наибольшую чувствительность и отзывчивость.

Таким образом, оценить себя как личность, сравнить себя с другими людьми, сформировать самооценку и оценить других ребенок способен в общении с другими людьми. Кроме того, переживая определенную связь с другим человеком (любовь, дружбу, уважение), ребенок познает мир путем приобщенности к сообществу людей. В таком соединении не приобретаются новые знания (мы не узнаем ничего нового), но вместе с тем именно в отношениях с другим ребенок находит, осознает себя, открывает и понимает других во всей их (и своей) целостности и уникальности и в этом смысле познает себя и других.

1.4 Особенности эмоциональной сферы детей 5-7 лет

К дошкольному возрасту эмоциональный мир ребенка становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и. сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Изменяется и внешнее проявление эмоциональных реакций. В этом возрасте усваивается язык чувств — принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т. д.

Формирование чувства личной и культурной идентичности, происходящие между двумя и шестью годами, сопровождается разнообразными сильными эмоциями и переживаниями, которые ребенок должен научиться интегрировать в структуру собственной личности (Данилина Т.А., 2004).

На протяжении детства особенности эмоций (их сила, длительность, устойчивость) изменяются в связи с изменением общего характера деятельности ребенка и его мотивов, а также с усложнением отношений ребенка с окружающим миром. Наряду с переживаниями удовольствия или неудовольствия, связанными с удовлетворением или неудовлетворением непосредственных желаний, у ребенка возникают более сложные чувства, вызванные тем, насколько хорошо выполнил он свои обязанности, какое значение имеют совершаемые им действия для других людей и в какой мере соблюдаются им самим и окружающими определенные нормы и правила поведения [9;28].

Для дошкольного детства становится характерным более адекватное проявление эмоций, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Этот новый относительно стабильный эмоциональный фон определяет растущая способность детей управлять своими эмоциями. Регулирование эмоций — одна из сторон детского психосоциального развития, особенно, в первые семь лет жизни. В раннем детстве течение эмоциональной жизни ребенка обуславливали особенности той конкретной ситуации, в которую он был включен, например: обладает он привлекательным предметом или не может его получить. К концу дошкольного возраста эмоциональные процессы становятся более уравновешенными, что дает возможность ребенку отвлечься от непосредственной ситуации, и сиюминутных затруднений: они могут восприниматься не так остро, теряя свою прежнюю значимость. Но из этого совсем не следует снижение насыщенности, интенсивности эмоциональной жизни ребенка. День дошкольника настолько наполнен эмоциями, что к вечеру он может, утомившись, дойти до полного изнеможения.

В возрасте 3-7 лет желания ребенка соединяются с его представлениями, и благодаря этому побуждения перестраиваются. Так, эмоции, связанные с представлением, позволяют предвосхищать результаты действий ребенка, удовлетворение его желаний. Механизм эмоционального предвосхищения подробно рассмотрен и описан А. В. Запорожцем и А.Д. Неверович (1986). Его суть в том, что еще до того, как дошкольник начнет действовать, у него появляется эмоциональный образ, отражающий и будущий результат, и оценку со стороны взрослых. Эмоционально предвосхищая последствия своего поведения, ребенок уже заранее знает, хорошо или дурно он собирается поступить. Предвосхищение полезного результата действий и вызванной им высокой оценки со стороны близких взрослых связано с положительными эмоциями, дополнительно стимулирующими поведение. Поэтому пожелания, ориентированные на эмоциональное воображение детей, а не на их сознательность, оказываются значительно более эффективными. Механизм эмоционального предвосхищения последствий деятельности лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребенка.

Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных процессов. В раннем детстве в их состав были включены вегетативные и моторные реакции: переживая обиду, ребенок плакал, бросался на диван, закрывая лицо руками и т. д. Эти реакции сохраняются и у дошкольников, однако внешне выражение эмоций становится у большинства детей более сдержанным. В структуру эмоциональных процессов, помимо вегетативных и моторных компонентов, входят теперь и сложные формы восприятия, образного мышления, воображения. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и в связи с тем, что еще предстоит сделать. Переживания становятся сложнее и глубже.

Изменяется содержание аффектов — расширяется круг эмоций, присущих ребенку. Особенно важно появление у дошкольников таких эмоций, как сочувствие другому, сопереживание — без них невозможна совместная деятельность и сложные формы общения детей [9;26].

Развитие эмоциональной сферы связано с формированием плана представлений. Образные представления ребенка приобретают эмоциональный характер, и вся его деятельность становится эмоционально насыщенной. Все, во что включается дошкольник — игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе и т. д., — должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не строится или быстро разрушается. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что не вызывает у него интереса.

В формировании эмоциональности в дошкольном возрасте важную роль играют несколько факторов: наследственность и индивидуальный опыт общения с близкими взрослыми, а также факторы обучаемости и развития эмоциональной сферы (навыки выражения эмоций и связанные с эмоциями формы поведения). Эмоциональные черты ребенка в значительной степени обусловлены особенностями его социального опыта, особенно опыта, приобретенного в младенчестве и раннем детстве. От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит, и успешность его социального развития [9;27].

Наиболее сильные эмоциональные переживания вызывают у ребенка его взаимоотношения с другими людьми — взрослыми и детьми.

Невнимательное отношение взрослого к ребенку значительно снижает его социальную активность: ребенок замыкается в себе, становится скованным, неуверенным, готовым расплакаться либо выплеснуть свою агрессию на сверстников. Негативное отношение взрослого вызывает у ребенка типичную реакцию: он или стремится установить контакт со взрослыми, или сам замыкается и старается избежать общения. Во взаимоотношениях с ребенком взрослый должен тонко подбирать эмоциональные формы воздействия. Постепенно должна сформироваться своеобразная техника общения, где основной фон составляют положительные эмоции, а отчуждение используется как форма порицания ребенка за серьезный поступок (Данилина Т.А., 2004).

Эмоции и чувства формируются также в процессе общения со сверстниками. Ребенок раннего возраста, общаясь с другими детьми, всегда исходит из собственных желаний, не учитывая стремления другого. Эмоциональный механизм сопереживания появляется позже, в дошкольном детстве. эмоция психологический адаптация дошкольный Потребность в общении со сверстниками развивается на основе совместной деятельности детей — в играх, при выполнении трудовых поручений и т. д.

Следовательно: Первая и наиболее важная черта общения состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. При общении со сверстником ребенок совершает множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Он спорит со сверстниками, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и прочее. Именно в подобном общении появляются такие формы поведения, как притворство, стремление выразить обиду, нарочито не отвечать партнеру, кокетство, фантазирование и т. п.

Второе отличие общения со сверстниками от общения со взрослыми заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. В среднем в общении сверстников, по данным В.В. Ветровой, наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые разные эмоциональные состояния — от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки (Данилина Т.А., 2004). Исходя их исследований психологов, целесообразность в развитии эмоциональной сферы ребенка переоценить сложно.

Таким образом, в дошкольном возрасте, как и в раннем, сохраняется эмоциональная зависимость детей от матери. Поведение взрослого постоянно обусловливает активность поведения и деятельности ребенка. Установлено, что если мать расположена к ребенку, радуется вместе с ним его успеху и сопереживает неудачу, то ребенок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия даже в случае неуспеха. Ласковое отношение к ребенку, признание его прав, проявление внимания являются основой эмоционального благополучия и вызывают у него чувство уверенности, защищенности, что способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Установив позитивные взаимоотношения с матерью, ребенок доверительно относится к нему, легко вступает в контакт с окружающими. Общительность и доброжелательность взрослого выступает как условие развития положительных социальных качеств у ребенка.

Влияние личностных установок матерей на эмоциональную сферу детей 5-7 лет

По мнению Л.С. Выготского, недостаточная сформированность привязанности будущей матери к близким взрослым способна привести к непрочным привязанностям с собственным ребенком в будущем. Кроме того, качество связи матери и дочери и их влияние на материнскую сферу дочери определяется не только привязанностью, но также и стилем эмоционального общения и участием матери в эмоциональной жизни дочери[14;82].

Представители психоаналитического подхода придерживаются мнения, что отношение матери к ребенку закладывается еще до его рождения. При этом еще нерожденный ребенок получает эмоциональный опыт общения с матерью уже на данном этапе своего развития. В последующем данный эмоциональный опыт оказывает влияние на формирование и содержание материнской сферы девочки.

Таким образом, положительный опыт общения с матерью, является благоприятным условием формирования субъектного отношения к другим людям и собственным детям.

Не менее важным этапом развития материнской сферы является этап включения содержания материнства в игровую деятельность. В процессе игры девочка впервые примеряет на себя роль матери, при этом в зависимости от сюжета игры ребенок переживает различные роли в отношениях и взаимодействии матери и ребенка. Подобная реализация ребенком роли матери в игровых ситуациях и моделирование реального поведения в процессе игры дает возможность проигрывания женских вариантов поло-ролевого поведения женщины, а также закрепления материнских мотивов и действий и приобретение эмоционального опыта, связанного с материнством.

На этапе нянчинья ребенок получает реальный опыт общения с младенцами, а также навыки обращения с маленьким ребенком.

Наиболее сензитивным для формирования материнской сферы на этапе нянчинья является возраст ребенка от 6 до 10 лет. В этот период у ребенка существует четкое представление об особенностях взаимодействия взрослого и младенца. А основным содержанием данного этапа является перенос освоенных в игре особенностей взаимодействия с куклой на реальные взаимодействия с младенцем. В подростковом возрасте у девушек на этапе нянчинья закрепляется эмоциональное и положительное отношение к младенцу.

Полное отсутствие этапа нянчинья в онтогенезе способно сформировать отрицательные эмоциональные реакции на детей.

Следующим этапом формирования материнской сферы является этап дифференциации половой и материнской сферы. Половой компонент включается в структуру женской роли в подростковом возрасте. При этом дисгармония между половым и сексуальным поведением является основной причиной неполноценного становления материнства. В дальнейшем это приводит к искаженному материнскому функционированию [14;84].

Еще одной важной основой дисгармоничности развития половой и материнской сферы является психический и социальный инфантилизм будущей матери, проявляющийся при демонстрации собственной сексуальности и в половом поведении в целом.

Доказано, что наиболее существенным этапом в становлении материнской сферы является этап взаимодействия с собственным ребенком. Так как основное наполнение и структурирование материнской сферы происходит во время вынашивания, ухода и воспитания ребенка. Данный этап включает: беременность, роды, послеродовой период, период младенческого возраста ребенка.

Личные отношения между матерью и ребенком устанавливаются в процессе взаимодействия и взаимовлияния друг на друга. В.А. Петровский, настаивает, что «совместная деятельность и деятельное общение взрослых и детей, их сотрудничество и содружество в реальных, живых контактах друг с другом — вот та среда, в которой возникает и развивается личность ребенка и личность взрослого как воспитателя».

В процессе многократно повторяющихся взаимодействий с матерью и другими близкими у ребенка формируются «рабочие модели себя и других людей», которые помогают ему ориентироваться в социуме. Позитивная модель общения способна формироваться под влиянием доверительного, внимательного и заботливого общения с матерью. Дисгармоничные отношения, убеждают ребенка в негативизме и опасности окружающей действительности.

Также в процессе взаимодействия с матерью у ребенка формируется «модель себя». При позитивном общении это инициативность, самостоятельность, уверенность и уважение к себе, а при негативной — пассивность, зависимость от других, неадекватный образ Я.

Кроме того, первичную привязанность, сформированную в детстве ребенок переносит на общение со сверстниками. Так дети с безопасной привязанностью социально компетентны во взаимодействиях со сверстниками.

Вследствие позитивной установки матери в отношении ребенка, чувствительности к его потребностям, у младенца формируется чувство защищенности и поддержки, которое он переносит на дальнейшее общение с другими людьми, а также безопасная привязанность к матери.

У матерей непоследовательных в проявлении заботы о младенце, проявляющих то энтузиазм, то равнодушие в зависимости от настроения, дети демонстрируют ненадежную привязанность.

Исследуя родительскую позицию как реальную направленность воспитательной деятельности родителей, возникающую под влиянием мотивов воспитания, ее адекватность, гибкость, прогностичность, А. С. Спиваковская привлекает такую ее особенность, как способность родителя видеть, понимать индивидуальность своего ребенка, замечать происходящие в его душе изменения. «Постоянное тактичное всматривание, вчувствование в эмоциональное состояние, внутренний мир ребенка, в происходящие в нем изменения, в особенности его душевного строя — все это создает основу для глубокого взаимопонимания между детьми и родителями в любом возрасте» [3].Подобная чувствительность к ребенку определяется общим эмоционально-ценностным к нему отношением, которое является основой взаимодействия родителя с ребенком, и неслучайно используется для характеристики родительских установок, стилей воспитания, типов семейного воспитания [14;90].

В исследованиях С.Ю. Мещеряковой доказано, что быстро откликаясь на плач и положительные или отрицательные эмоции ребенка, мать проявляет высокую чувствительность к малышу, создавая тем самым, благоприятные условия для его развития.

Такая мать авансом наделяет ребенка личностными качествами; любые проявления малыша она интерпретирует как обращения к ней. В этом случае непроизвольно организуется атмосфера эмоционального общения, которая пробуждает в ребенке потребность в общении.

Чувствительность матери к проявлениям ребенка, эмоциональная насыщенность ее обращений к нему обеспечивает эмоциональное общение ребенка и матери. В процессе совместного общения с матерью у ребенка происходит формирование таких качеств личности как: привязанность к матери, положительное самоощущение, чувство защищенности.

В исследовании Е. Попцовой обсуждаются причины более или менее эмоционально-теплого отношения матери к ребенку. По мнению автора, оно связано с социально-экономическим статусом, культурным уровнем, возрастом матери, опытом ее собственного воспитания в родительской семье.

А.Я. Варга  определяет родительское отношение как целостную систему разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей воспитания и понимания характера ребенка, его поступков. Родительское отношение является многомерным образованием, включающим в себя интегральное принятие или отвержение ребенка, межличностную дистанцию, т. е. степень близости родителя к ребенку, форму и направленность контроля за его поведением. Обсуждая аспекты родительского отношения (эмоциональный, когнитивный, поведенческий), автор считает, что эмоциональная образующая занимает ведущее положение.

А.И. Сорокина изучая развитие эмоционального отношения к взрослому на первом году жизни, исследовала детей с разным опытом общения: младенцы из семьи и из домов ребенка. Результаты исследования показали, что младенцы из дома ребенка, испытывающие дефицит общения, проявляют положительные эмоции при негативных воздействиях взрослого, в то время как семейные дети уже в конце первого полугодия начинают реагировать на них отрицательно.

Опыт общения сказывается также в интенсивности и разнообразии эмоциональных проявлений младенцев. В первом полугодии у семейных детей наблюдается больше ярких улыбок, радостных вокализаций, бурных проявлений двигательного оживления, чем у детей из дома ребенка. Во втором полугодии у них же разнообразнее выражены отрицательные эмоции: семейные дети обижаются, сердятся, жалобно хнычут, обнаруживают множество оттенков недовольства, смущения, «кокетства»; сироты же преимущественно проявляют скованность, испуг и слабое недовольство [14;93].

По мнению Мухамедрахимова Р.Ж., нарушения социального и эмоционального взаимодействия ребенка и матери, способствуют проявлению одиночества ребенка в более старшем возрасте. При этом автор утверждает, что пребывание матери в стрессовой ситуации, ведет к отрицательным последствиям и негативно отражается на психике ребенка.

Эмоциональная депривация, имевшая место в отношениях матери и ребенка в раннем возрасте, способна негативно влиять на отношения матери и ребенка, а также на возможности ребенка в умении устанавливать контакт со сверстниками, что в свою очередь, способно отрицательно влиять на эмоциональное и социальное неблагополучие ребенка.

В своих исследованиях Мухамедрахимов Р.Ж настаивает, что наиболее гармоничные и благоприятные с эмоциональной точки зрения отношения между матерью и ребёнком устанавливаются тогда, когда ребёнок и мама живут в семье, в условиях эмоциональной, экономической, социальной, физической стабильности, предсказуемости, безопасности. Когда мама с самого рождения ребёнка ориентирована на то, чтобы понимать его, чувствительна и отзывчива к его сигналам и импульсам, чутко улавливает и своевременно удовлетворяет потребности рёбенка.

Д. Стерном установлено, что поведение матери в общении с младенцем отличается от общения с более взрослыми детьми и выражается в следующих особенностях: «детскости» речи матери, обращенной к младенцу; повышенной высоте голоса и его певучести. По мнению психолога, подобная форма поведения имеет большой смысл для психического развития ребенка. Во время паузы между обращениями младенец, способный к подражанию, способен ответить на инициативу матери вокальной имитацией, что в свою очередь, побуждает ее продолжать начавшееся взаимодействие и менять поведение, подстраиваясь под ребенка. А младенец, получая позитивный опыт общения, в дальнейшем будет отвечать на эти инициативы, которые в последующем приведут к диалогу матери и ребенка.

Также Д. Стерн отмечает замедленное формирование и долгое удерживание особенно эмоционального выражения лица и повторяемость действий, необычных по темпу и ритму движений приближения и удаления от младенца. Репертуар экспрессивных выражений лица ограничен и не меняется: выражение удивления — для проявления готовности или приглашения к взаимодействию; улыбка или выражение интереса — для поддержания контакта. Мать хмурится или отводит взгляд, если хочет закончить взаимодействие, а при его избегании сохраняет нейтральное выражение лица [14;95].

Таким образом, стереотипное поведение матери при взаимодействии с ребенком, состоящее в постоянных по содержанию и стереотипных проявлений поведения создает у ребенка ощущение стабильности и предсказуемости окружающего мира, чувство безопасности.

Эмоции детей возраста 5-7 лет в первую очередь проявляются при взаимосвязи с интересными, яркими объектами окружающей действительности. Соприкасающиеся с сферой психического развития ребёнка являются эмоциональные процессы, которая регулирует и заряжает все его остальные функции. эмоциональный контроль и эмоциональные образы являются продуктом воспитания у ребёнка дошкольного возраста Возможность владеть и управлять поведением является одним из моментов, готовности к школе. Выше перечисленные процессы проходят под воздействием эмоциональной регуляции. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, современные дети меньше общаются не только со своими друзьями, но и порой забывают родителей, а главную роль для развития чувственной сфере играет общение.

Негативно это отражается на отзывчивость, чувства других, Если педагог недооценит индивидуальное проявление в сфере эмоций и чувств это может привести к серьезным просчетам в воспитании, в этом случае нужно будет проводить своевременно работу по коррекции нарушения сфере эмоций. Эмоции в жизни детей занимают, чуть ли важное место: помогают реагировать воспринимать действительность. Перейдем к определению эмоции, здесь мы соприкоснулись с разными разночтениями, путаницей и неточностью их употреблений распространенная в литературе неточность включат в себе такие понятия «эмоция» и «чувство», «эмоция» и «аффект» как взаимозаменяемых, это говорит о том, что нет разграничений на подклассы происходит динамика в сфере эмоций.

Если отсутствуют определения, и нет хорошего содержания, то можно сказать что это в дальнейшем отрицательно повлияет на развитие детской психологии. Но, несмотря на это понятие эмоции с латинского слова переводиться, как волную, потрясаю. Если посмотреть психологическую культуру тот здесь мы видим эмоции это психические процессы, которые помогают переживать определенную жизненную ситуацию в жизни ребенка. Эмоции являются индикатор для окружающей среды. Если слово «значимость» понимания важности, необходимости, нужды. Самое весомое на наш взгляд определение К. Ланге: «эмоции — это душевные движения». Такое понимание эмоции распространено в психологической литературе. Вот что сказал про эмоции С.Л. Рубинштейн «Эмоция — особая субъективная форма существования и по слова С.Л. Рубинштейн мы можем для себя уяснить, что за эмоциями стоят потребности. Рассмотрим точку зрения В.К. Вилюнаса, в основе эмоции лежит переживания, которые придают характерность и побуждают субъекта к действиям, либо к деятельности, а отсюда вытекает еще определение как мотивация, автор в своем определение имел обозначать эмоции, термином мотивация. Иными словами, эмоции показывают: либо мы стремимся к чему то, либо бежим от цели.

Младшие дошкольники дают оценку своему поступку, с точки зрения его непосредственного значения для окружающих людей («Маленьких нельзя обижать, а то они могут упасть»), то старшие — обобщенную («Маленьких нельзя обижать, потому что они слабее. Им надо помогать, мы же старше»). Всегда нужно полагать какая будет ситуации, и искать пути решения, признание собственных достоинств и достижений увеличивает силу экспрессий до самого высокого уровня.

Наиболее яркие положительные эмоции ребенок испытывает в ситуации сравнения себя с положительным литературным героем, активно ему сопереживая. Такое сравнение дошкольник проводит лишь мысленно и с уверенностью, что в подобной ситуации поступил бы так же. Поэтому негативные эмоции в адрес персонажа отсутствуют

Если ребенок совершает хороший достойный поступок он испытывает радость, может даже и гордость, а если ребенок повел себя недостойно, он показывает обиду, злость, ребенок в любом случае всегда будет переживать за то что он совершил [14;101].

Итогом нашего рассуждения будет следующие: особенностью эмоционального развития детей 5-7 лет, выражаются в следующем: 1)появляются социальные формы; мотивов

2)виды деятельности;

3)формируются — нравственные, интеллектуальные и эстетические чувств;

4)появляется оценка результатов своей деятельности;

5)ребенок становиться субъектом эмоционального отношения. Очень важным этапом в развитии личности — является дошкольный возраст. Здесь рассматриваются такие — общечеловеческие ценностные приоритеты, как культура, мир природы, физическая, психическая развития. Все это проявляется в деятельности дошкольника. Ребенок в течение жизни получает огромное количество эмоциональных впечатлений, среди которых есть немало негативных, пугающих.

Таким образом,  социальная среда строит и развивает эмоциональную сферу ребенка. Благодаря дошкольному образовательному учреждению, которое является начальным звеном системы народного образования, поспособствует специфике воспитания и условиям жизнедеятельности, определяемыми не только возрастными возможностями, но и условиями жизнедеятельности в них детей.

Учитывая все вышеизложенное, нам представляется важным исследовать специфику и структуру материнских установок женщин, воспитывающих детей младшего дошкольного возраста, особенности влияния материнских установок на различные стороны психического развития детей именно младшего дошкольного возраста. Также необходимо выявить те стороны психического развития 3-4-летних детей, которые в большей степени взаимосвязаны с родительскими установками их матерей, определить особенности развития этих психических структур в связи с соответствующими материнскими установками.

 


Страницы:   1   2   3


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф