Заявка на расчет
Меню Услуги

Эмоциональный профиль студентов в процессе обучения в вузе

Вид работы:
Тема:

Вид работы: Проект

Тема: Эмоциональный профиль студентов в процессе обучения в вузе

ВВЕДЕНИЕ

Эмоции (аффекты, душевные волнения) – это состояния страха, гнева, тоски, радости, любви, надежды, грусти, отвращения, гордости и т.п. Эмоции находят проявление в конкретных психических переживаниях, которые каждом известны по собственному опыту, а также в явлениях телесного характера. Подобно ощущениям, эмоции обладают положительным или отрицательным чувственным тоном, который имеет связь с чувством неудовольствия или удовольствия. В случае усиления чувство удовольствия совершает переход в аффект радости [2]. Неудовольствие и удовольствие находят проявление в изменениях пульса и определенной мимике лица. В случае возникновения эмоций явления телесного характера выражены намного реже. Так, веселье и радость находят проявление в двигательном возбуждении: оживленная жестикуляция (например, дети могут прыгать от радости), громкая речь, смех, пение, румянец на лице (расширяются мелкие сосуды), блеск глаз, ускорение процессов умственного характера, чувство бодрости, склонность к остротам, наплыв мыслей. В случае печали, тоски, наоборот, возникает психомоторная задержка. Движения являются замедленными и скудными, человек «подавленный». В осанке выражается мышечная слабость. Неотрывно мысли прикованы к одному. Кожа отличается бледностью, черты лица становятся осунувшимися, уменьшается выделение секрета желез, во рту возникает горький вкус. Если печаль сильная слезы отсутствуют, однако они способны возникнуть вследствие ослабления остроты переживаний. На основе переживаний телесного характера Кант раделял эмоции на стенические (гнев, воодушевление, радость) — повышающие силу, мышечный тонус, возбуждающие, и астенические (печаль, тоска, страх) – то есть те, которые ослабляют. Определенные аффекты сложно отнести к одной или другой рубрике, даже один аффект в случае, если возникает в разной интенсивностью, способен проявлять то астенические, то стенические черты. По продолжительности течения эмоции способны являться длительными и краткосрочными (испуг, гнев). Длительные эмоции получили название настроений. Существуют всегда веселые люди, для которых характерно повышенное настроение, прочие имеют склонность к тоске, к угнетенному состоянию, либо они могут быть всегда раздраженными. Настроение является сложным комплексом, частично связанным с внешними переживаниями, частично основанным на общем расположении организма к конкретным эмоциональным состояниям, частично зависящим от ощущений, которые исходят из органов тела.

В течение последних лет в психологии большое внимание уделяли исследованию определенных ярко выраженных состояний психики: стресса, беспокойства или тревоги, ригидности и фрустрации [1]. При этом иностранные исследователи относительно данных явлений зачастую не используют термин «состояние», однако по факту подразумеваются именно состояния, при конкретных условиях на определенное время откладывающие отпечаток на всю психическую жизнь или, с точки зрения биологии, являющиеся целостными реакциями организма при его активном приспособлении к среде.

Объект исследования: эмоциональные состояния у студентов

Предмет исследования: студенты, обучающиеся в

Гипотеза исследования: эмоциональные состояния меняются по причине изменений в ситуациях учебной деятельности.

Цель исследования: выявить уровень выраженности эмоциональных состояний у студентов-психологов четвертого курса.

Задачи исследования:

  1. провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме психических состояний
  2. рассмотреть специфику проявлений эмоциональных состояний у студентов

Анализ  проблемы  психических  состояний  в  научной  литературе

Впервые психические состояния начали систематически изучаться в Индии во 2-3 тысячелетие до нашей эры, в качестве предмета исследования выступало такое состояние как нирвана. Древнегреческими философами также затрагивалась такая проблема как психические состояния. Такая категория философии как «состояние» развивалась в трудах Гегеля и Канта. Пожалуй, систематически психические состояния в психологии начали изучаться У.Джемсом, трактовавшим психологию в качестве науки, которая занимается тем, что описывает и истолковывает состояния сознания. В качестве состояний сознания в данном случае подразумеваются явления ощущения, желаний, эмоций, познавательных процессов, суждений, решений, хотений и т.д. Последующее развитие такой категории как психические состояния в основном имеет связь с развитием отечественной психологии. Первая отечественная работа, которая связана с психическими состояниями, это статья, автор которой О.А. Черникова (1937г.) [3]. Статья выполнена в рамках психологии спорта и посвящается предстартовому состоянию спортсмена. Помимо нее, в дальнейшем в рамках психологии спорта психические состояния исследовались Пуни А.Ц., Егоровым А.С., Васильевым В.В., Лехтманом Я.Б., Смирновым К.М., Спиридоновым В.Ф., Крестовниковым А.Н. и другими. Как утверждает В.А. Ганзен, лишь после того, как в 1964 г. вышла книга Н.Д. Левитова «О психических состояниях человека», такой термин как «психическое состояние» стал широко распространенным. Н.Д. Левитов стал автором первой монографии по психическим состояниям. После его трудов психологии стали давать определение, как науке о психических процессах, состояниях и свойствах человека. Психические состояния определялись Н.Д. Левитовым в качестве целостной характеристики психической деятельности и человеческого поведения за конкретный временной период, показывающей своеобразие психических процессов в зависимости от отражаемых явлений и предметов действительности, предшествующих свойств и состояний личности.

Позже вопрос о психических состояниях затрагивали А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев, Ю.Е. Сосновикова, В.С. Мерлин, К.К. Платонов и прочие. Иначе говоря, как обращают внимание Ф.Е. Василюк, Б.Г. Ананьев, А.О. Прохоров и др., разные формы деятельности и поведения человека протекают при определенной совокупности психических состояний, способны оказывать и отрицательное, и положительное воздействие на успешность и адекватность поведения и всей деятельности.  Как ключевые звенья появления всякого психического состояния А.О. Прохоровым были выделены три [5]. Прежде всего, это ситуация, в которой выражается степень   уравновешенности или   сбалансированности    психических    свойств индивида, а также внешнесредовых условий, при которых они проявляются в жизнедеятельности индивида. Изменение ситуации, изменение среды, влечет за собой изменении психического состояния, его исчезновение, преобразование в новое состояние. В качестве примера можно привести проблемную ситуацию в мыслительной деятельности, ведущую к росту психической напряженности и способную повлечь за собой возникновение состояния познавательной фрустрации. Кроме того, это непосредственно субъект, выражающий особенности личности индивида в качестве совокупности внутренних условий (прошлый опыт, знания, навыки и т.п.), опосредующих восприятие влияния условий внешней среды. Всякое изменение во «внутренних условиях» ведет к изменениям в психическом состоянии. По мнению И.И. Чесноковой, психологическое состояние предстает в качестве развернутого во времени проявления свойств и психологического бытия личности.

Помимо психологии, психические состояния затрагивали и смежные дисциплины. По поводу этого И.П. Павлов обращал внимание на то, что данные состояния для нас являются первостепенной действительностью, они направляют нашу ежедневную жизнь, ими обусловливается прогресс человеческого общежития. Последующая разработка психических состояний в рамках физиологии имеет связь с именем Купалова П.С., который показал, что временные состояния формируют внешние воздействия по механизму условного рефлекса. Психические состояния рассматривались Мясищевым в качестве одного из элементов личностной структуры, в одном ряду с отношениями, свойствами и процессами. Б.Ф. Ломов утверждал, что психические процессы, свойства и состояния существуют не за пределами живого организма человека, не в качестве экстрацеребральных функций. Они представляют собой функцию мозга, который сформировался и развился в ходе исторического развития и биологической эволюции человека. По этой причине для выявления законов психики требуется исследование работы нервной системы и мозга, а кроме того, организма человека в целом. Согласно принципу единства биологического и психического, а также требованиям объективной оценки состояний психики, последующее изучение психических состояний осуществлялось по двум направлениям: исследовались функциональное состояние и эмоциональное состояние, то есть проводились исследования состояний, в которых интенсивностный показатель является ярко выраженным и поддается объективной диагностике (прежде всего, диагностике физиологических параметров) [6]. Психические состояния представляют собой категорию психических явлений, которая до сегодняшнего дня во многом является недостаточно изученной как относительно основ теории, так и с прикладной, практической точки зрения.

В классификацию видов психических состояний по различным основаниям их характеристик включаются интеллектуальные или умственные состояния, эмоциональные, учебные и трудовые, волевой пассивности и активности, состояния растерянности, подъема, стресса, ожидания, пресыщенности, мобилизационной готовности, публичного одиночества и т.п.

А.О. Прохоров градуирует психические состояния, по аналогии с осью времени, по энергетической шкале. Основой данной градации Прохоров сделал континуум активации Д. Линдсли и шкалу уровней психической активности В.Н. Юрченко, В.А. Ганзена. Этот подход дал возможность выделения трех уровней психической активности, с состояниями психической активности, которые соответствуют им [4]:

1) состояние повышенной психической активности (тревога, экстаз, восторг, счастье, страх и т.д.);

2) состояния оптимальной или средней психической активности (готовность, симпатия, спокойствие, заинтересованность и т.д.);

3) состояния пониженной психической активности (рассеянность, утомление, грусть, грезы, кризисное состояние и т.д.). Прохоров предлагает понимать первый и третий уровни в качестве неравновесных, а средний – в качестве условно равновесного, в то же время значимая особенность неравновесных состояний состоит в том, что они представляют собой звено, которое предшествует появлению новообразований в личностной структуре, обусловливают появление последних. В дальнейшем происходит закрепление новообразований в виде черт, свойств и т.д.

Состояния обладают характеристиками с различной степенью обобщённости: индивидуальные, видовые, общие. К характеристикам состояния отнесена и степень осознанности субъектом определенного состояния. Объективные и субъективные характеристики человеческих психических состояний представляют собой характеристики одного объекта, довольно полное исследование которого, исходя из единства внешнего и внутреннего, не представляется возможным без привлечения тех и других. Центральная же, системообразующая характеристика всего компонентного состава психического состояния (в соответствии с терминологией П.К. Анохина) – это отношение человека. В структуре состояния она представляет уровень человеческого самосознания и сознания. Отношение в качестве характеристики сознания является отношением к окружающей действительности; в качестве характеристики самосознания оно представляет собой саморегуляцию, самоконтроль, самооценку, то есть установление равновесия между формами поведения человека, внутренним состоянием и внешними влияниями. Относительно характеристик состояния Брушлинский обращает внимание на то, что для состояний свойственны характеристики, которые присущи психике в целом. Этим подчёркивается качество непрерывности состояний, которое имеет связь с такими сторонами состояний, как устойчивость и интенсивность. Кроме характеристик, состояния обладают временными, эмоциональными, активационными, тоническими, тензионными (напряжённость воли) параметрами.

Помимо характеристик и параметров, выделяются также функции состояний. Главные среди них это:

а) функция регулирования (в адаптационных процессах);

б) функция интеграции определенных психических состояний и образования функциональных единиц (процесс-состояние-свойство). Эти функции обеспечивают в текущем времени определенные акты психической активности, организацию психологического строя личности, который необходим для её эффективного функционирования в разных областях жизнедеятельности.

Интересная концепция предложена В.И. Чирковым. В диагностических целях им выделяются пять факторов в психологических состояниях: оценка вероятности успеха, настроение, мотивация (ее уровень), тонический компонент или уровень бодрствования, а также отношение к деятельности или работе [2]. Пять этих факторов им объединены в 3 группы:

  • активационно-энергетическая (уровень бодрствования),
  • эмоционально-оценочная (отношение к работе и оценка вероятности успеха),
  • мотивационно-побудительная (мотивация и настроение).

Особняком стоят классификации состояний на основании системного подхода, которые разделяют психические состояния по определенному признаку. Некоторыми психологами психические состояния разделяются на волевые (разрешение-напряжение), которые делятся в свою очередь на мотивационные и практические, на аффективные (удовольствие-неудовольствие), которые подразделяются на эмоциональные и гуманитарные, на состояния сознания (активация-сон). Помимо этого, предлагается разделять состояния на состояния субъекта деятельности, состояния индивида, состояния индивидуальности и состояния личности. По нашему мнению, классификации дают возможность для хорошего понимания конкретного психического состояния, описания психических состояний, однако классификации несут слабую нагрузку относительно прогностической функции. При этом нельзя не согласиться с требованиями системного подхода, рассматривать психологические состояния на различных уровнях, в различных аспектах.

Психические состояния по собственному динамическому характеру находятся в промежуточном положении между свойствами и процессами. Как известно, что психические процессы (к примеру, эмоции, внимание и др.) в некоторых условиях рассматриваться могут в качестве состояний, а состояния, которые часто повторяются, помогают развивать соответствующие личностные свойств. Взаимосвязь между свойствами и психическими состояниями, не в последнюю очередь благодаря тому, что свойства гораздо больше поддаются непосредственно распознаванию, чем процессы, а в основном по причине того, что, по нашему мнению, неврожденные человеческие свойства представляют собой статистическую меру проявления определенных параметров  психических состояний, либо их конструктов или совокупностей.

На необходимость привлекать категории психических состояний для того, чтобы понимать свойства, делают указание Левитов Н.Д., А.О. Прохоров, которые утверждают, что для понимания черты характера, сначала требуется точно описать ее, провести анализ и объяснить в качестве временного состояния. Лишь после данного исследования может быть поставлен вопрос об условиях закрепления этого состояния, его стабильности в структуре характера. Кроме того, указание делает Пуни А.Ц., утверждающий, что состояние может быть представлено в качестве уравновешенной, относительно устойчивой системы характеристик личности спортсменов, на фоне которых разворачивается динамика психических процессов. У А.Г. Ковалева имеется указание на то, что психические свойства являются только статистической мерой проявления психических состояний, он утверждает, что нередко психические состояния превращаются в типичные для этой личности, характерные для этого человека [2]. В состояниях, которые типичны для этого человека, выражаются психические свойства личности. Влияние типичных состояний на личностные качества может быть найдено у А.О. Прохорова. По мнению Перова А.К., что если психическое состояние и процесс обладают для человека существенным значением, то они в итоге становятся устойчивыми его признаками. О том, что фазовые состояния способны демаскировать и маскировать тип нервной системы, упоминал Распопов П.П. В.Н. Мясищев на примере неврозов сообщил о воздействии отрицательных эмоциональных состояний на образование отрицательных черт характера. Также есть экспериментальные данные о связях между психическими состояниями и свойствами.

Характеристика  типичных  психических  состояний  в  ситуации  учебной деятельности

Психические состояния зачастую находят проявление в качестве реакции на деятельность или ситуацию и обладают приспособительный, адаптивный характер к изменчивой окружающей действительности, согласуют человеческие возможности и конкретные объективные условия и организуют его взаимодействие со средой. Физиологическая основа психических состояний – это динамические функциональные системы (нейронные комплексы), которые объединены в соответствии с принципом доминанты. В сравнении с физиологическими реакциями, в которых отражается энергетическая сторона процессов адаптации организма, психические состояния преимущественно определяются информационным фактором и несут ответственность за обеспечение на психическом уровне поведения приспособительной направленности. Психические состояния представляют собой исключительно индивидуализированные явления, поскольку находятся в зависимости от специфики и ценностных ориентаций определенной личности. Соответствие психических состояний условиям, которые вызвали их, может нарушаться. В подобных случаях их приспособительная роль ослабляется, снижается эффективность деятельности и поведения вплоть до полной дезорганизации.

На почве этого способны появиться трудные состояния. Однако перед началом анализа трудных состояний требуется охарактеризовать  состояния, которые сопутствуют нормальной реализации жизненных потребностей. Состояния подобного рода при профессиональной, повседневной деятельности определяются в качестве состояний функционального комфорта, то есть это предполагает, что условия и средства труда определенного человека характеризуются полным соответствием его функциональным возможностям, а саму деятельность сопровождает положительное эмоциональное отношение к ней [3].

Для такого состояния характерна довольно значительная активность, которая сопровождается оптимальной по силе психических и нервных функций человека. Но идеальные условия для любой деятельности практически никогда не бывает. Зачастую бывают меньшие или большие, внутренние или внешние помехи, которые нормальное могут существенно поменять активное состояние, превратить его в трудное. В то же время имеет значение и тип помехи, и фаза деятельности, в которой действует данная помеха.

В научную практику термин «трудное состояние» впервые ввел Ф.Д. Горбов, больше четверти века назад, он исследовал самочувствие и поведение летчиков в напряженных ситуациях. Им было обнаружено то, что выполнение определенных профессиональных задач сопровождают кратковременные нервные срывы, быстро переходящие нарушения вегетативной сферы, пространственной ориентировки, оперативной памяти.

Одно из условий овладения культурой саморегуляции – это знание о трудных состояниях и обстоятельствах, при которых возникают такие состояния. Относительно ситуаций повседневной жизни трудные состояния могут подразделяться на такие группы как [6]:

  • Психические состояния, которые обусловлены чрезмерной психофизиологической мобилизацией организма при естественных фазах деятельности. Сюда могут быть отнесены неблагоприятные формы рабочих и предрабочих состояний, доминантные состояния (навязчивость действий и мыслей и т.п.)
  • Психические состояния, формирование которых происходит под воздействием непривычных или неблагоприятных факторов внешней среды социального, психологического и биологического характера (реактивные состояния). В эту группу включаются такие очень разнородные состояния, как фрустрация, аффект, депрессия, тревога, дремотные состояния (монотония), утомление, а кроме того, состояния, которые вызываются влиянием изоляции или одиночества, ночного периода суток («ночная психика»).
  • Предневротические фиксации неблагоприятных реакций, которые появляются вследствие закрепления в памяти отрицательной реакции («застойный очаг возбуждения») и дальнейшего ее воспроизведения в условиях, которые аналогичны первичному случаю. Находят проявление как навязчивые страхи (фобии). На основании фобий может происходить развитие навязчивых мыслей и навязчивых  действий.
  • Нарушения в области личностной мотивации, куда отнесены, к примеру, «кризис мотивации» и его виды.

Стресс представляет собой психическую реакцию, особое человеческое состояние во время «перехода», адаптации к новым условиям существования. Растущая индустриализация, урбанизация, повышение темпов жизни и прочие факторы повлекли за собой множество явлений, стрессоров, влияние которых на человека находит проявление в специфических реакциях организма. Общим свойством последних является избыточная активация физиологического аппарата, который отвечает за эмоциональное возбуждение в случае появления угрожающих или неприятных явлений. По разновидностям влияния на человека стрессы могут подразделяться так.

Системные стрессы, в которых отражается напряжение в основном биологических систем. Они вызваны ушибами, воспалением тканей, отравлениями и т.п.

Психические стрессы, которые возникают при любых разновидностях воздействий, которые вовлекают эмоциональную сферу в реакцию.

Состояние стресса является одним из нормальных человеческих состояний. Стресс (от англ. stress – давление, нажим) представляет собой всякое напряжение организма, которое более или менее выражено и имеет связь с его жизнедеятельностью. И в данном качестве стресс является неотъемлемым проявлением жизни. Стресс может быть определен в качестве неспецифической реакции организма на ситуацию, требующую большей или меньшей функциональной перестройки организма, которая соответствовала бы приспособлению к этой ситуации. Важно учитывать то, что всякая новая ситуация в жизни влечет за собой стресс, однако не каждая может быть критической. Критические ситуации вызываются дистрессом, переживаемым как истощение сил, несчастье, горе и сопровождаемым нарушением контроля, адаптации, препятствующим личностной самоактуализации. Г. Селье писал, что всякая нормальная деятельность — страстное объятие и игра в шахматы – может повлечь за собой значительный стресс и не причинить какого либо вреда. Таким образом, дело не в наличии, а в количестве (в выраженности) явления, которое перерастает в качество. По этой причине существенно важно различать основные характеристики стресса. Стресс не привязан к строго определенной группе трудных состояний, однако в качестве непременного атрибута жизнедеятельности он способен начать любое из них. Вредоносный или как минимум неприятный стресс стоит называть дистрессом (то англ. distress- расстройство, бедствие, горе). Зачастую в литературе и в разговорной речи термин «стресс» обозначает вредоносное напряжение организма.

Установлено, что стресс-реакция является предшествующей развитию и адаптации, и нарушений функционального характера. Она появилась и закрепилась в эволюции в качестве биологически полезной. Усиленная активность функционального характера жизненно важных систем обеспечивает подготовку организма к действию – или бороться, или бежать от угрозы. В случае довольно сильного и продолжительного действия стресс-фактора стресс-реакция способна превратиться в болезнетворную основу разных нарушений функционального характера. В зависимости от причин различаются психологический и физиологический стрессы. Физиологический стресс может быть вызван механическими, физическими и т. п. воздействиями — сильными звуком, повышенной температурой воздуха, вибрацией. Психологический стресс способен появиться при дефиците информации или времени в случае высокой личной значимости достижения успеха в деятельности, в ситуациях опасности, угрозы. В то же время защитные силы организма мобилизуются в целях поиска выхода из ситуации экстремального характера. Если эмоциональное напряжение, которое возникает в случае стресса, не выше приспособительных возможностей, которыми обладает человеческий организм, стресс способен оказать мобилизующее, положительное воздействие на его активность. В ином случае стресс влечет за собой дистресс — исчерпывание энергетических ресурсов организма, развитие ряда психических и физических заболеваний.

Доминантные состояния являются разновидностью стрессовых состояний, в которых напряженность безотчетно или сознательно может смещаться в сферу внимания. Данные состояния по своему содержанию, длительности и характеру способны являться самыми разными.

В литературе научной тематики упоминается ряд подобных состояний. Одно из самых важных – это доминантные познавательные состояния, которые характерны для множества видов деятельности человека. Оно находит проявление в трех базовых вариантах, к которым может быть отнесено исследование предметного мира, научная и учебная доминанты.

Специфика доминантных психических состояний определяется в наибольшей мере господствующей мотивацией, которая реализуется в деятельности и отражается в человеческих эмоциях [4].

Фрустрация. Термин  frustration  предполагает переживание  крушения надежд, уничтожения замыслов, расстройства   планов, переживание провала, неудачи, напрасные ожидания. Это является указанием на определенную травмирующую ситуацию, при которой терпится неудача. Но, по мнению Н.Д. Левитова, фрустрацию требуется рассматривать в контексте более обширной проблемы — выносливости относительно жизненных трудностей и реакции на данные трудности. В то же время изучать требуется трудности, которые действительно представляют собой непреодолимые препятствия или преграды, барьеры, оказывающиеся на пути к удовлетворению потребности, решению задачи, достижению цели. Кроме того, также имеются неясности и в том, к чему должен относиться термин фрустрации: к внешней причине (ситуации) или к реакции, которые вызываются ею (отдельные реакции или психические состояния). В литературных источниках есть возможность встретить оба употребления этого термина. Современными исследователями проводятся различия между фрустратором (внешней причиной) и фрустрацией (ее влиянием на личность). Во фрустрирующей ситуации различают фрустратора, фрустрационную реакцию и фрустрационную ситуацию. Стоит рассмотреть базовые подходы к пониманию психического состояния фрустрации в качестве психического состояния, которое возникает в случае наличия помехи в направлении достижения цели. Все иностранные исследования относят к двум крупным группам: первая – это труды фрейдистской ориентации, вторая — исследования бихевиористской ориентации. Считают, что истоки трудов по фрустрации идут к 3. Фрейду, которым этот термин был введен в целях характеристики особого состояния или внутреннего психического конфликта, когда личности приходится столкнуться с определенным (зачастую — субъективно непреодолимым) препятствием в направлении достижения ее неосознаваемых или осознаваемых целей. Основой позиций фрейдизма и неофрейдизма является борьба «ид» (бессознательных, однако властных влечений) и «суперэго» (поведенческих принципов, общественных ценностей и норм). Данная борьба наполнена фрустрациями, которые понимаются в качестве подавления со стороны «цензуры», которая является функцией «суперэго», влечений, которыми человек с детства одержим, и которые в полной (по З. Фрейду) или в значительной (по неофрейдистски) мере обладают сексуальным характером. Фрустрация в каждом случае выступает в качестве «вынужденного отказа» от чего-либо. К обычным последствиям фрустрации фрейдистами отнесены: фрустрационная регрессия или переход личности на более низкий уровень функционирования, бегство в мир фантазий и рационализация (к примеру, обоснование непреодолимости определенного препятствия с точки зрения логики). Кроме того, неофрейдисты рассматривают агрессию в качестве обязательного следствия фрустрации.

Фрустрацию в отечественной психологии рассматривают в качестве одного из видов психических состояний, которые выражаются в характерных особенностях переживаний трудностей жизни (К.Д. Шафранская), и состояния неудовлетворённости (Н.Д. Левитов). Как обращает внимание Н.Д. Левитов, фрустрация наступает в случае, если возникают трудности на пути к достижению цели или к удовлетворению потребностей. Трудности можно представить как непреодолимые (или субъективно оцениваемые в качестве непреодолимых) препятствия, а также как внешние или внутренние конфликты, включая — обвинения, угрозы, конфликтное требование. Б.Г.Ананьев обращал внимание на то, что в большей части случаев фрустраторы, которые дезорганизуют индивидуальное человеческое сознание и поведение, обладают социальной природой и имеют связь с нарушением и распадом социальных связей личности, с изменениями в социальном статусе и социальных ролях, с разными социальными и нравственными утратами. Василюк  Ф.Е.  отнес фрустрацию  к  жизненным ситуациям экстремального характера, также как стресс, конфликт и кризис. Он обращает внимание на то, что если у существа данного мира, которое обладает единственной потребностью (отдельным жизненным отношением, деятельностью, мотивом), появляется фрустрация, то есть отсутствие возможности удовлетворения этой потребности, то вся его жизнь оказывается под угрозой, и, следовательно, такая ситуация является равносильной кризису. При анализе состояния фрустрации Ф.Е. Василюком выделяются 3 типа переживаний фрустрации: творческое, ценностное и реалистическое. Некоторыми исследователями (Л.Г. Дикая, А.А. Баранов, А.А. Реан, А.В. Махнач) фрустрация рассматривается в качестве одной из форм психологического стресса. По мнению Н.В. Тарабриной, фрустрация является негативным понятием, в котором отражается состояние человека, которое сопровождается различными формами отрицательных эмоций. Согласно Р.С. Немову, фрустрация является тяжелым переживанием человеком его неудачи, которое сопровождается чувством безысходности, крушением надежд на достижение конкретной цели». Как считает В.С. Мерлин, основные формы проявления эмоциональных реакций на фрустрацию – это подавленность, тревожность, досада, агрессия, обесценивание задачи или цели.

Фрустрация является психическим состоянием острого переживания потребности, которая не была удовлетворена. Ситуации, в которых возникает данное состояние, и причины, которые их порождают, называются «фрустрационными ситуациями», «фрустрационными воздействиями». Фрустрационные ситуации вызывает конфликт между актуально значимой потребностью и отсутствием возможности реализовать ее, срывом мотивированного поведения.

Фрустрационные ситуации в повседневной жизни способны иметь связь с обширным диапазоном потребностей, которые условно могут быть распределены на группы:

  1. Группа биологических потребностей, в которую включаются физиологические (сон, жажда, голод), сексуальные или половые, ориентировочные (потребность в ориентации в окружающей действительности, времени, месте) и т.п.
  2. Группа социальных потребностей – эстетические, межличностные, познавательные, трудовые, нравственные.

Для фрустраций характерными являются такие признаки отрицательных переживаний, как отчаяние, тревога, раздражение, разочарование, «чувство лишения».

С особенным трудом человек переносит переживания, когда его отвергает общество, он лишается привычных связей социального характера. Зачастую развитие фрустрации происходит вследствие неудовлетворенности своим трудом, его результатами и содержанием. Суммационный эффект, отражающийся в состоянии человека, который оказался в совокупности ситуаций фрустрирующего характера, называется фрустрационной напряженностью. Данный термин обозначает интенсивность проявлений психофизиологических механизмов приспособления организма к фрустрирующим условиям. Непомерно высокий уровень фрусирационной напряженности при нарушениях адаптационного характера влечет за собой то, что чрезмерно усиливаются функции гормональных и нервной систем организма и, таким образом, это благоприятствует тому, что его резервные возможности истощаются.

Итак, в качестве фрустрации понимают специфическое эмоциональное состояние, возникающее в случаях, когда человек в направлении достижения цели сталкивается с сопротивлениями и препятствиями, являющимися или реально непреодолимыми, или воспринимаемыми в качестве таковых. Обычно такое состояние как фрустрация является достаточно неприятным и напряженным, чтобы не стремиться к избавлению от него. Человек, планирующий его поведение на пути к достижению целей, которые были поставлены, в то же время осуществляет мобилизацию блока обеспечения цели конкретными действиями. В этом случае подразумевают энергетическое обеспечение целенаправленного поведения. Однако можно представить себе, что перед механизмом, который запущен в ход, внезапно появляется препятствие, то есть психическое событие тормозится, прерывается. В месте задержки или прерывания психического события (то есть в нас) резко повышается психическая энергия. Запруда влечет за собой резкую концентрацию энергии, повышение уровня активации подкорковых образований, например, ретикулярной формации. Данный переизбыток энергии, которая не реализуется, приводит у чувству напряжения и дискомфорта, которое требуется снять, так как данное состояние является достаточно неприятным.

Тревожность представляет собой склонность индивида к тому, чтобы переживать тревогу. Тревожность характеризуется низким порогом появления реакции тревоги: один из главных параметров индивидуальных отличий. Конкретный уровень тревожности является естественной и обязательной особенностью активной деятельности личности. Любой человек обладает своим оптимальным или желательным уровнем тревожности, так называемой полезной тревожностью. В данном отношении оценка человеком его состояния для него представляет собой существенный компонент самовоспитания и самоконтроля. Но высокий уровень тревожности представляет собой субъективное проявление личностного неблагополучия. В разных ситуациях проявления тревожности являются неодинаковыми. В определенных ситуациях люди имеют склонность к тому, чтобы всегда и везде вести себя тревожно, в иных — свою тревожность они обнаруживают только иногда, в соответствии со складывающимися обстоятельствами. Ситуативно стабильные проявления тревожности называются личностными и связываются с наличием соответствующей черты личности у человека («личностная тревожность»). Это стабильная индивидуальная характеристика, в которой отражается предрасположенность субъекта к тревоге и предполагается наличие у него тенденции к восприятию довольно широкого круга ситуаций в качестве угрожающего, ответ определенной реакцией на каждую из них. В качестве предрасположенности личностная тревожность активизируется в случае восприятия конкретных стимулов, которые расцениваются человеком в качестве опасных, связанных со специфическими ситуациями угрозы его самоуважению, самооценке, престижу. Ситуативно изменчивые проявления тревожности называются ситуативными, а особенность личности, которая проявляет тревожность такого рода, обозначается в качестве «ситуационной тревожности». Данное состояние может быть охарактеризовано эмоциями, которые переживаются субъективно: озабоченностью, беспокойством, напряжением, нервозностью. Это состояние появляется в качестве эмоциональной реакции на стрессовую ситуацию и способно являться динамичным во времени и различным по интенсивности. Личности, которые относятся к категории высокотревожных, имеют склонность к тому, чтобы воспринимать угрозу собственной самооценке и жизнедеятельности в широком диапазоне ситуаций и очень напряженно реагировать, с выраженным состоянием тревожности. У повышенно тревожных людей поведение в деятельности, которая направлена на то, чтобы достичь успеха, обладает следующими особенностями: высокотревожные люди хуже, нежели низкотревожные, осуществляют деятельность в ситуациях стресса или при дефиците времени, которое отводится для решения задачи. Боязнь неудачи представляет собой характерную черту высокотревожных людей. Такая боязнь у них преобладает над стремлением достичь успеха. У низкотревожных людей преобладающей является мотивация достижения успехов. Как правило, она выше опасения возможной неудачи. Низкотревожные люди больше стимулируются сообщением о неудаче. Личностная тревожность предрасполагает индивида к тому, чтобы он воспринимал и оценивал многие, объективно безопасные ситуации в качестве несущих в себе угрозу. Человеческая деятельность в определенной ситуации находится в зависимости не от одной лишь ситуации, от отсутствия или наличия личностной тревожности у индивида, но и от ситуационной тревожности, которая у этого человека возникает в этой ситуации под воздействием складывающихся обстоятельств. Воздействием сложившейся ситуации, собственными чувствами, мыслями и потребностями человека, особенностями его тревожности как личностной тревожности определяется когнитивная оценка им возникшей ситуации. Данной оценкой, в свою очередь, вызываются конкретные эмоции (активизируется работа автономной нервной системы и усиливается состояние ситуационной тревожности вместе с ожиданиями вероятной неудачи). Информация обо это посредством нервных механизмов обратной связи направляется в кору человеческого головного мозга, оказывает воздействие на его чувства, потребности и мысли. Той же когнитивной оценкой ситуации с то же время и автоматически вызывается реакцию организма на стимулы угрожающего характера, что влечет за собой появление контрмер и соответствующих ответных реакций, которые направлены на снижение появившейся ситуационной тревожности. Итог этого всего непосредственным образом отражается на деятельности, которая выполняется. Данная деятельность имеет непосредственную зависимость от состояния тревожности, которое не получилось преодолеть посредством ответных реакций и контрмер, которые были предприняты, а кроме того, адекватной когнитивной оценки ситуации. Итак, человеческая деятельность в ситуации, которая порождает тревожность, находится в непосредственной зависимости от силы ситуационной тревожности, действенности контрмер, которые были предприняты для того, чтобы снизить ее, точности когнитивной оценки ситуации.

Агрессия (от лат. aggredi — нападать) является индивидуальным или коллективным поведением, действием, направленным на то, чтобы нанести физический или психологический вред, ущерб, или уничтожить иного человека или группу людей. В существенной доле случаев агрессия появляется в качестве реакции субъекта на фрустрацию, и ее сопровождают эмоциональные состояния враждебности, гнева, ненависти и т.д.

Агрессия представляет собой мотивационное поведение, акт, часто способный вредить объектам атаки-нападения или же причинять физический ущерб иным индивидуумам, вызывающий у них состояние подавленности, боязнь, страх, напряженность, не уютность, психодискомфорт, депрессию, аномальные психопереживания. Физическая агрессия (нападение, атака) представляет собой агрессию, при которой против иного объекта или субъекта применяется физическая сила. Речевая агрессия является агрессией, при которой отрицательные эмоции, чувства находят выражение через коммуникативную форму (крик, ссора, конфликт, вербальная перепалка), а так же посредством предикатов – содержание вербально–эмотивных реакций (мат, вербальная ругань, остракизмы, инвективы, угроза, формы проклятья). Косвенная агрессия представляет собой действия, которые на напрямую интенционированны на иного индивидуума (шутки, насмешки, инсинуации, ирония). Инструментальная агрессия эксплицируется в качестве средства (методов, приемов), которое спроецировано на достижении определенной важной цели, результировании определенной задачи утилитарного характера. Враждебная агрессия находит проявление в акциях, цель которых заключается в непосредственном причинении вреда объекту непосредственно агрессии, эскалации.

Аутоагрессия находит выражение в аутоуничтожении, аутообвинении, самопринижении (собственных достоинств, личностных качеств), способна даже детерминировать акции самоубийства, причинение телесных травм, повреждений самому себе. Агрессивные акты поведения представляют собой одну из матриц реагирования на дифференциальные неблагоприятные, отрицательные в физическом и психическом параметре жизненные обстоятельства, ситуации, которые вызывают в психике социоиндивида аберрационные психосостояния, фрустрации, стресс, депрессию. Агрессивные акты поведения зачастую представляют собой один из функциональных способов решения проблем, которые имплицированы с сохранением чувства собственной значимости, ценности, индивидуальности, это является механизмом и психоиммунности в конкретных социоситуациях, усиливающим контроль субъекта в отношении обстоятельств, окружающих его индивидов. Итак, агрессивные акты предстают в придатке способа самореализуемости, самоутверждаемости, самореализации, способа, который помогает оказать воздействие психологического плана на иного индивидуума для того, чтобы подавить его волевые стимулы, деструктировать – метаболизировать устойчивые поведенческие реакции в психике, которые присущи иному индивиду.

В формировании самоконтроля в отношении агрессивности и сдерживании агрессивных актов большая роль отводится развитию психологических процессов, децентрации, идентификации, эмпатии, которые являются основой способности субъекта понимать иного человека и сопереживать ему, способствуют тому, чтобы формировалось представление об ином человеке как об уникальной ценности. Основоположник данной теории – это Зигмунд Фрейд. По его мнению, что по природе своей агрессивное поведение является инстинктивным и неизбежным. В человеке есть два самых мощных инстинкта: либидо или сексуальный инстинкт и танатос или инстинкт влечения к смерти. Энергия первого типа нацелена на то, чтобы упрочить, сохранить и воспроизвести жизнь. Энергия же второго типа нацелена на то, чтобы разрушить и прекратить жизнь. По его мнению, все поведение человека представляет собой результат сложного взаимодействия между указанными инстинктами, и между ними постоянно имеется напряжение. По причине того, что имеется острый конфликт между эросом или сохранением жизни и ее разрушением или танатосом, то прочие механизмы (смещение) направлены на цель, заключающуюся в направлении энергии танатоса вовне, от «Я».

А если энергия танатоса вовне не будет обращаться, то в скором времени это повлечет за собой разрушение самого индивидуума. Итак, танатос косвенным образом помогает тому, что агрессия выводится во вне и нацеливается на прочих. Уменьшения вероятности возникновения опасных действий можно достичь с помощью внешнего проявления эмоций, которые сопровождают агрессию. Данная теория, которую предложил Д.Доллард, противопоставлена двум описанным выше. В данном случае агрессивное поведение рассматривается в качестве ситуативного, а не эволюционного процесса. Базовые положения данной теории звучат таким образом: агрессия в каждом случае представляет собой результат фрустрации, степень ожидаемого субъектом удовлетворения от достижения цели в будущем, то есть чем в большей мере субъектом предвкушается удовольствие, чем препятствие сильнее и чем большее число реакций блокируется, тем более сильным будет толчок для агрессивного поведения.

А если фрустрации идут одна за другой, то их сила способна являться совокупной и это может повлечь за собой агрессивную реакцию с большей силой. Когда было установлено то, что индивидуумы не в каждом случае агрессией реагируют на фрустрацию, Доллардом и соавторами был сделан вывод о том, что такое поведение не находит проявления в тот же момент фрустрации, в первую очередь, по причине угрозы наказания. В данном случае осуществляется «смещение», вследствие которого агрессивные действия направляются на иного человека, нападение на которого ассоциируется с наименьшим наказанием. Итак, человек, которого от агрессивности против фрустратора удерживает сильный страх наказания, прибегает к смещению своих наладок, направляет на иные мишени — на тех лиц. Благодаря каким факторам ослабляется агрессивная мотивация? Ответ на данный вопрос требуется искать в процессе катарсиса, то есть такие акты агрессии, которые ущерба не приносят, понижают уровень побуждения к агрессии (агрессивные фантазии, оскорбление, удар кулаком по столу являются актами агрессии, снижающими уровень побуждения к дальнейшей более сильной агрессии).

Депрессия является состоянием, в соответствии с профессиональной терминологией, которое характеризуется печалью, подавленностью или мрачным настроением, что может являться (но не в каждом случае) выражением плохого здоровья. С медицинской точки зрения термин можно отнести к болезненному психическому состоянию, при нем доминирующим является пониженное настроение, и его зачастую сопровождает ряд ассоциативных симптомов, например тревога, ажитация, ощущение своей неполноценности, суицидальные мысли, гипобулия, психомоторная ретардация, различные соматические симптомы, физиологическая дисфункция (к примеру, бессонница) и жалобы. Депрессия в качестве симптома или синдрома представляет собой основную или значимую особенность в ряде категорий заболеваний. Термин широко и в некоторых случаях неточно используют для того, чтобы обозначать симптом, синдром и болезненное состояние.

В соответствии с наблюдениями Макдональда и Райта, бихевиористы, обращавшиеся к такой проблеме как депрессия, уделяли больше внимания процедурам терапевтического характера, чем построению теоретической модели депрессии. Но в качестве импульса для развития бихевиористского подхода в исследовании депрессии выступила экспериментальная работа Селигмана и его коллег, которой были заложены основы для понимания депрессии в качестве усвоенной беспомощности. Селигманом и его коллегами было показано то, что в случаях, когда собаку много раз подвергают воздействию разряда электротока, и у нее нет возможности его предотвратить, она в конечном итоге смиряется с его неизбежностью и начинает воспринимать его пассивно. Как считает Селигман, собакой усваивается то, что адаптивный ответ на разряд электротока отсутствует, что у нее нет возможности сделать что-либо, чтобы его избежать, и так она научается беспомощности и пассивности При использовании контрольной группы собак, получавших удар той же силы, но способных предотвращать или контролировать его, экспериментаторы смогли показать, что пассивное поведение собак из экспериментальной группы определяется не силой удара и не физической травмой.

Позже Мэйер продемонстрировал, что собаки, которые обучены оставаться без движения, чтобы избежать удара, не обнаруживали пассивности в иной ситуации, когда у них была возможность избежать удара, перепрыгнув через барьер. Видимо, такое состояние как беспомощность у животного возникает в том случае, когда оно усваивает, что реакция его не способна поменять воздействие среды. В этих случаях у животного происходит снижение мотивации к взаимодействию со средой, к тому, чтобы установить контроль над ситуацией. Поведенческая апатия, которая возникает вследствие данной реакции, становится патологической в том случае, когда она генерализуется и становится препятствием для любого процесса научения, который направлен на изменение окружающей среды и ее контроль.

Селигманом и его коллегами феномен «усвоенной беспомощности», который наблюдается у животных вследствие многократных повторений неотвратимых разрядов электротока, рассматривается в качестве аналога реактивной депрессии у человека. По их мнению, все ситуации, которые вызывают депрессию, обладают одной общей чертой — индивид воспринимает их в качестве ситуаций, над которыми им не может быть установлен его контроль, в особенности над теми аспектами, которые являются самыми значимыми для него. Селигман, распространивший на человека результаты экспериментов, проведенных им, безусловно, был под воздействием взглядов Бека и Келли. В теории, которая была разработана Келли, личность рассматривается в качестве функции персональных конструктов, в то же время подчеркнуто, что человек испытывает потребность в контроле и предсказании своего окружения.

Как считает Селигман, его теория депрессии является сопоставимой с теорией противоположных эмоциональных процессов. Вредоносное событие (это разряд электротока у Селигмана) у индивида порождает страх, который находит выражение в дезадаптивных, панических реакциях. В случае многократного повторения ситуации организм усваивает, что реакции, мотивированные страхом, являются дезадаптивными. При накоплении негативного опыта у индивида появляются депрессивные переживания и чувство беспомощности. В конечном итоге депрессией ограничивается страх, она удерживает его в пределах индивидуальной толерантности (то есть депрессия и страх действуют в качестве противоположных процессов). После того, как прекратится вредоносное воздействие, индивида может снова захлестнуть страх, но при этом депрессия сохранится. Как уже было отмечено, в теории дифференциальных эмоций и определенных теориях психоаналитики утверждается, что неотъемлемая характеристика эмоционального профиля депрессии – это интеракции между разными эмоциями, например, интеракция «печаль—страх». В теории депрессии Селигмана страх предстает скорее в качестве побочного эффекта, чем каузального явления; однако экспериментальная парадигма Селигмана начинается со страха, который вызван разрядом электротока, и вопрос о том, какие иные состояния аффективного плана понижают толерантность индивида и благоприятствуют развитию депрессии и состояния усвоенной беспомощности и, остается невыясненным.

Результаты экспериментальных исследований Селигмана и его коллег и теоретическая модель депрессии, которая была разработана на их основе, вызвали существенный интерес у специалистов, занимающихся лечением и изучением депрессии. Пожалуй, самый серьезный недостаток этой теории заключается в ограниченной сфере ее применения. Селигман и сам признает, что теоретическая модель, которая была разработана им, применима лишь в случае рассмотрения реактивной депрессии, да и то всех ее разновидностей не объясняет. Однако, если учитывать то, что неблагоприятное воздействие у индивида вызывает лишь дезадаптивные реакции и страх, то модель Селигмана действительно может быть полезна для концептуализации аффективно-когнитивно-поведенческой цепочки явлений того типа, которая влечет за собой формирование таких бесспорных, как считает ряд теоретиков, симптомов депрессии, как чувство беспомощности и безнадежности.

Клерманом в его глубокой работе были поставлены вопросы перед бихевиористскими моделями депрессии. Он считает, что неправомерно рассматривать депрессию лишь в качестве совокупности условных дезадаптивных реакций. У младенцев и у животных депрессия, как он считает, выполняет определенные адаптивные функции:

1) социальная коммуникация;

2) психологическое возбуждение;

3) субъективные ответы;

4) психодинамические механизмы защиты. По его мнению, посредством депрессии младенец сигнализирует взрослым, окружающим его, о его страдании, неблагополучии, таким образом взывает к их помощи. Клерманом не конкретизируется то, в чем заключается адаптивное значение депрессии у взрослых, однако он делает заключение, что депрессия всегда представляет собой адаптивный процесс, вне зависимости от возраста человека. Как доказательство он приводит то, что реактивная депрессия обладает естественной, вполне ограниченной продолжительностью (фактор, который, как считает Клерман, является свидетельством «доброкачественности» депрессии).

Форстер, рассматривающий депрессию на уровне поведения, полагает, что депрессия может быть охарактеризована потерей определенных навыков адаптивного поведения и замещением их реакциями избегания, например, жалобами, просьбами, плачем и раздражительностью. Депрессивный человек стремится к устранению неблагоприятной ситуации посредством просьб и жалоб. Однако еще более значимой характеристикой депрессии Форстер считает понижение частоты поведенческих реакций, которые изначально получали положительное подкрепление. Основой этой редукции адаптивного поведения являются три фактора. Прежде всего, это ограниченность репертуара доступных реакций в определенной ситуации. Так, к примеру, в депрессии один из этих ограничителей — это эмоция гнева. Так как гнев, как правило, нацелен на иного человека, то вероятность того, что объект гнева обеспечит положительное подкрепление выражающему гнев субъекту, крайне мала. Помимо этого, проявление гнева наказуемо, и, для того чтобы избежать наказания, человек может подавлять свой гнев. В то же время вместе с гневными реакциями могут подавляться и потенциально адаптивные реакции, что влечет за собой ограничение репертуара действий, которые могли бы вызвать положительное подкрепление. Вторая причина редукции адаптивного поведения – это непоследовательность наказания и поощрения. Индивид утрачивает способность понимать закономерности подкрепления. Если родителями или воспитателями методы поощрения и наказания применяются непоследовательно, у ребенка может появиться чувство замешательства, растерянности и в итоге — чувство беспомощности и безнадежности, которое, в соответствии со многими теориями, представляет собой компонент депрессивного синдрома. Третий фактор, который рассматривается Форстером, имеет связь с изменениями в окружающей среде. Если окружающая среда, в особенности социальное окружение человека, меняется так, что реакции, получавшие прежде положительное подкрепление, больше не подкрепляются, данные реакции постепенно исчезают из поведенческого репертуара индивида. Следуя клинической традиции, Фостер называет основным примером, иллюстрирующим этот случай, утрату близкого или любимого человека, который воспринимался индивидом в качестве источника позитивного подкрепления.

Прикрепленные файлы:

_studentov

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Прикрепленные файлы:

Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость
Скачать файлы:

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф