Меню Услуги

Эмпирическое исследование индивидуально-психологических особенностей и самоактуализации личности студентов. Часть 3.

Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Глава 2. Эмпирическое исследование индивидуально-психологических особенностей И самоактуализации личности студентов

2.1. Организация и методы исследования

 

Исследование проводилось на базе Тольяттинского государственного университета среди студентов-выпускников, будущих психологов разного пола в количестве 30 человек. Экспериментальная часть исследования была реализована в несколько этапов. На подготовительном этапе был проведен анализ научной литературы по выявленной проблеме, подбирались соответствующие психодиагностические методы и методики. На втором этапе был проведен эмпирический сбор диагностической информации от сформированной выборки исследования. Последний этап включал в себя анализ полученных диагностических результатов, применение математических методов обработки показателей и их интерпретацию, формулирование выводов и оформление текста выпускной квалификационной работы. Для решения поставленных задач и эмпирической проверки выдвинутой в работе гипотезы нами были использованы следующие психодиагностические методики:

  1. Опросник личностной ориентации Шострома (краткая форма, разработанная Джоунс и Крэндалл, на основе POI). Джоунс и Крэндалл разработали краткий индекс самоактуализации, состоящий из 15 вопросов. Испытуемому для ответа на представленные утверждения предлагается четырехзначная шкала: не согласен; не согласен отчасти; согласен отчасти; согласен. Интерпретация результатов проводится с использованием следующей шкалы: 15-25 баллов — низкая степень самоактуализации; 26-45 баллов — средняя степень самоактуализации; 46-60 баллов — высокая степень самоактуализации.
  2. Диагностика уровня эмпатических способностей В.В. Бойко. В данной методике анализу подвергаются показатели отдельных шкал и общая суммарная оценка уровня эмпатии. Оценки по каждой шкале могут варьироваться от 0 до 6 баллов и указывают на значимость конкретного параметра в структуре эмпатии: рациональный, эмоциональный, интуитивный каналы эмпатии. Интерпретация осуществляется по предложенной автором шкале: 30 баллов и выше — очень высокий уровень эмпатии; 29-22 — средний; 21-15 — заниженный; менее 14 баллов — очень низкий.
  3. Методика «Шкала экстравертированности-интровертированности» А.Н. Лутошкина. Методика представляет собой карту-схему, состоящую из 16 пар полярных утверждений, характеризующих личность как экстраверта или интроверта. Респонденту предлагается отметить в баллах от +2 до -2 качества, характеризующие именно его индивидуальные особенности личности. Уровень экстра-интровертированности рассчитывается по формуле.
  4. Методика Т. Элерса «Мотивация к успеху», адаптированная Т. Ивановой. Опросник предназначен для диагностики мотивационной направленности личности на достижение успеха. Шкала состоит из 22 суждений, по поводу которых возможен один из двух варианта ответов – «да» или «нет». Ответы, совпадающие с ключом, суммируются (по 1 баллу за каждый ответ). Данная шкала имеет децильные (стеновые) нормы, поэтому конкретный результат можно оценить с помощью таблицы, где: от 1-3 – низкий уровень, от 4-7 – средний, от 8-10 – высокий.
  5. Для обработки полученных количественных характеристик исследования использовались методы статистической обработки (U-критерий Манна-Уитни, r-критерий Спирмена) и интерпретационный метод.

 

2.2. Результаты исследования

 

Диагностическая часть исследования осуществлялась в несколько этапов. На первом этапе изучался уровень экстра-интровертированности при помощи методики «Шкала экстравертированности-интровертированности» А.Н. Лутошкина.

Психодиагностика проводилась в групповой форме, в первую половину дня. Всем участникам исследования было предложено заполнить бланки методики. Затем все полученные данные были обработаны и занесены в таблицу индивидуальных результатов, где напротив порядкового номера студента располагался коэффициент уровня экстра-интравертированности в баллах и соответствующий уровень экстра-интравертированности.

На основании количественного анализа полученных данных, была составлена сводная таблица общих результатов (таблица 1), данные в ней представлены в количественном и процентном соотношении.

Таблица 1.Общие данные уровня экстра-интровертированности

Экстравертированность Интровертированность
14 чел./47% 16 чел./53%

 

Структурный состав в процентном соотношении обследованной группы представлен на Рисунке 1 «Уровень экстра-интровертированности студентов-психологов».

Рис. 1. Уровень экстра-интровертированности студентов-психологов

 

Анализируя полученные результаты можно отметить, что:

  • У 14 студентов (47%) превалирует экстравертированность. Им свойственны такие индивидуально-личностные качества как развитая общительность и обращенность активности вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Экстраверты обычно действуют под влиянием момента, импульсивны, вспыльчивы, беззаботны, оптимистичны, добродушны и веселы. Они предпочитают движение и действие, имеют тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции строго не контролируются, вследствие чего такие индивиды склонны к рискованным поступкам. Не всегда держат данное слово.
  • У 16 студентов (53%) преобладает интровертированность. Их можно охарактеризовать как спокойных, застенчивых, интроективных людей, склонных к самоанализу. Они держатся сдержанно и отдаленно от всех, кроме близких друзей, заранее планируют и обдумывают свои действия, не доверяют внезапным побуждениям и серьезно относятся к принятию решений, предпочитают соблюдать во всем порядок. Интроверты контролируют свои чувства, их нелегко вывести из состояния равновесия, им свойственна некоторая пессимистичность и высокая оценка нравственных норм.

Можно сказать, что интровертов в обследованной группе несколько больше, чем экстравертов.

На втором этапе эмпирической части исследования изучался уровень мотивации к успеху у студентов-психологов при помощи методики Т. Элерса «Мотивация к успеху», адаптированной Т. Ивановой. Полученные результаты были обработаны и сведены к средним показателям (таблица 2).

Таблица 2. Общие данные уровня мотивации к успеху

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
4 чел./13% 15 чел. /50% 11 чел./37%

 

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Процентное соотношение респондентов, продемонстрировавших преобладание различного уровня мотивации к успеху в деятельности, наглядно выглядит следующим образом (Рисунок 2 «Уровень мотивации к успеху студентов-психологов»).

Рис. 2. Уровень мотивации к успеху студентов-психологов

 

Анализируя полученные результаты можно говорить о том, что в экспериментальной выборке присутствуют студенты с разными уровнями мотивации достижения успеха. Причем, оценки, набранные студентами со средним уровнем мотивации, приближаются к границе интервала высокого уровня. На основе качественного анализа можно отметить, что:

  • 11 студентов (37%) показали высокий уровень мотивации к достижению успеха. Как правило, такие люди стремятся достичь высоких результатов и мастерства практически в любой деятельности, которой занимаются. Это проявляется в выборе заданий умеренной сложности и стремлении их выполнить. У них превалирует стремление достигать высоких результатов (успехов), осуществлять любую деятельность на максимальном уровне эффективности, совершенствовать свое мастерство и деятельностные навыки. Они настойчивы в достижении целей, не останавливаются на достигнутом уровне, пытаются сократить временные и энергозатраты, решить задачу еще лучше. Главное стремление в жизни таких людей — это переживание радости от достигнутого успеха и высоких результатов. Они склонны ставить перед собой отдаленные цели, не удовлетворяются решением легких задач, им свойственно увлекаться работой, достигая все новых и новых целей (ощущая радость успеха).
  • 15 студентов (50%) имеют средний уровень мотивации достижения успеха. Как правило, такие люди достаточно честолюбивы, но уровень их мотивации к успеху зависит от степени уверенности в том, что с помощью определенной деятельности его можно достичь. Среди условий, которые влияют на ожидание успеха, т.е. субъективную вероятность его достижения, важное место занимают такие факторы, как представление о своих способностях, их субъективная оценка, формируемая на основании успехов и неудач в прошлом; субъективная сложность задания и степень убежденности в зависимости успеха от затраченных усилий. Вера в собственный успех у таких респондентов зависит от успешности и эффективности предыдущих попыток, от соответствующего настроя на успех. Если человек часто достигал успехов в прошлом, то это положительно влияет на формирование надежды на успех (он верит в себя и в свою состоятельность достичь успеха). А поражения, неудачи в прошлом негативно влияют на веру в успех. После серии неудач такие люди, как правило, теряют уверенность в себе, ожидая поражения и в следующих попытках.
  • 4 студента (13%) продемонстрировали низкий уровень мотивации достижения к успеху. Такие люди, как правило, безразличны к успеху как результату достижения цели деятельности, их не интересуют высокие показатели, и они ничего не делают для их достижения. Исходя из теории мотивации, можно предположить, что данные респонденты имеют устойчивый негативный опыт в попытках достижения успеха в разных видах деятельности.

Таким образом, результаты психодиагностики свидетельствуют о преобладании в эмпирической выборке респондентов со средним уровнем мотивации достижения успеха.

На третьем этапе исследования при помощи теста «Уровень эмпатических способностей» В.В. Бойко была определялся уровень эмпатии студентов-психологов. После обработки результатов данные были сведены в сравнительную таблицу (таблица 3).

Таблица 3. Общие данные уровня эмпатии

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
10 чел./33% 15 чел./50% 5 чел./17%

 

Процентное соотношение студентов с различными уровнями эмпатии представлено на Рисунке 3 «Уровень эмпатии студентов-психологов».

Рис. 3. Уровень эмпатии студентов-психологов

 

Анализируя полученные результаты, можно говорить о том, что:

  • У 10 студентов (33%) выявлен высокий уровень эмпатии, что свидетельствует о желании и способности сосредоточится на другом человеке, стремлении понять своего партнера по общению, способности к проявлению сопереживания и сочувствия.
  • У 15 студентов (50%) средний уровень выраженности эмпатии, что интерпретируется как среднестатистическая норма. Причем бальные оценки респондентов среднего уровня приближаются к границе высокого уровня.
  • У 5 (17%) человек выявлен низкий уровень эмпатии. Автор методики считает, что люди с такими показателями не умеют полноценно общаться, поскольку не имеют навыка сопереживания и сочувствия, не понимают своего партнера по общению.

Таким образом, по уровню эмпатии опрошенных студентов можно разделить на три неравномерные группы. Больше всего среди опрошенных, студентов-психологов со средним уровнем эмпатии – 50%.

Четвертый этап эмпирической части исследования был посвящен изучению уровня самоактуализации студентов-психологов при помощи опросника личностной ориентации Шострома (краткая форма, разработанная Джоунс и Крэндалл, на основе POI). Полученные респондентами показатели были сведены к средним значениям и занесены в сводную таблицу (таблица 4).

Таблица 4. Общие данные уровня самоактуализации

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
10 чел./33% 17 чел./57% 3 чел./10%

 

Для иллюстрации структурного состава выборки в процентном соотношении по уровню самоактуализации студентов была составлена диаграмма (Рисунок 4 «Уровень самоактуализации студентов-психологов»).

Рис. 4. Уровень самоактуализации студентов-психологов

 

Качественный анализ результатов позволил сделать следующие выводы:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!
  • У 10 студентов (33%) отмечен высокий уровень самоактуализации, что означает, что данные респонденты вполне эффективно реализуют существующие у них потребности в самоактуализации. Как правило, эти люди уверены в себе, у них ясное осознание целей собственной жизни, выражена потребность в саморазвитии и реализации собственных потенций, присутствует осознание собственного предназначения и настойчивое стремление к реализации внутреннего призвания.
  • У 17 (57%) студентов выявлен средний уровень выраженности самоактуализации, что интерпретируется как статистическая норма, распространенная для большинства обследованных. Люди с таким уровнем самоактуализации достаточно уверены в себе, имеют вполне ясные жизненные цели, у них развита потребность в саморазвитии и самореализации.
  • У 3 человек (10%) зафиксирован низкий уровень самоактуализации, что свидетельствует о недостаточной реализации потребности в самоактуализации. По мнению авторов методики, у людей с таким уровнем самоактуализации отсутствует уверенность в себе и нет ясного осознания целей собственной жизни. У них не выражена потребность в саморазвитии и реализации собственных потенций, отмечается слабое осознание собственного призвания.

Таким образом, больше всего среди студентов, испытуемых со средним уровнем проявленности самоактуализации (57%), причем все показатели тяготеют к высокому уровню и находятся в пределах от 41 до 45 баллов.

 

2.3. Анализ интерпретация результатов исследования

 

Заключительный этап эмпирической части исследования был посвящен сравнительному анализу полученных результатов по всем изучаемым параметрам. Поскольку явления экстра-интровертированности являются биологически детерминированными, нами было произведено деление на подгруппы именно по этому основанию. Далее все средние результаты были сведены в общую таблицу в количественном и процентном выражении (таблица 5).

Таблица 5. Сводная сравнительная таблица общих результатов по всем методикам

 

Уровень экстра-интровертированности

 

Уровень самоактуализации

 

Уровень эмпатии

 

Мотивация к успеху

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Экстраверт 14 чел.

/47%

2 чел./

7%

7

чел./

24%

5

чел./

17%

3 чел./

10%

 

6

чел./

20%

5

чел./

17%

3 чел./ 10% 6

чел./ 20%

5

чел./ 17%

Интроверт 16 чел.

/53%

 

1 чел./

3%

10 чел.

/

33%

5

чел./

17%

2 чел./

7%

 

9

чел./

30%

5

чел./

17%

1 чел./ 3% 9

чел./ 30%

6

чел./ 20%

 

Для иллюстрации структурного состава выборки в процентном соотношении среди интровертов и экстравертов были составлены две диаграммы (Рисунки 5 и 6).

Рис. 5. Структурный состав экстравертов согласно результатам всех методик

 

Рис. 6. Структурный состав интровертов согласно результатам всех методик

 

Показатели, представленные в таблице и диаграммах, позволяют констатировать, что наибольшее количество респондентов обладают средним уровнем выраженности самоактуализации, процент продемонстрировавших высокий уровень в группах интровертов и экстравертов одинаков, а вот студентов с низким уровнем самоактуализации больше среди экстравертов.

Анализируя сводные данные по студентам с доминирующей экстраверсией можно отметить превалирование контингента со средним уровнем проявленности самоактуализации, эмпатии и мотивации достижения успеха. Можно говорить, что данным респондентам свойственны такие личностные особенности как общительность, обращение активности вовне, широкий круг социальных контактов и потребность в них. Их реакция часто обусловлена действием момента, они беззаботны, оптимистичны, добродушны и преимущественно веселы. Наряду с потребностью в контактах отмечается и стремление к действиям, к двигательной активности, возможны агрессивные тенденции. Поскольку сфера чувств и эмоций не находится под строгим контролем, данные студенты имеют тенденцию к необдуманным, рискованным поступкам, частым сменам обещаний. У большинства участников этой группы выявлен средний уровень самоактуализации (24%), рассматриваемый большинством исследователей как статистическая норма. Лица с такими показателями самоактуализации обладают достаточной уверенностью в себе, имеют осознанные жизненные цели, их активность инициируется потребностью в самоактуализации и самореализации. Преобладание студентов со средним уровнем эмпатии (20%) позволяет охарактеризовать их как людей, обладающих вполне развитой способностью понимать чувства и переживания другого человека, проявлять по отношению к нему сочувствие. Доминирование студентов со средним уровнем мотивации достижения успеха (20%) свидетельствует о наличии у них честолюбия и обусловленности проявленности мотивации достижения уверенностью в высокой вероятности наступления успеха. Данная вероятность достижения успеха зависит от таких факторов как: субъективная оценка своих способностей, связанная с количеством успехов и неудач в прошлом опыте; субъективная сложность задания и степень убежденности в зависимости наступления успеха от затраченных усилий. Настрой на достижение успеха в какой-либо деятельности у них неразрывно связан со сформировавшейся в прошлых попытках верой в себя, в свои собственные силы и состоятельность.

17% студентов-психологов с экстравертированной направленностью продемонстрировали высокий уровень проявленности самоактуализации в сочетании с высоким уровнем эмпатии и мотивацией к успеху, что свидетельствует о достаточной реализации в жизни и деятельности потребности в самоактуализации. Уверенность в себе у данных лиц редко изменяется под влиянием внешних обстоятельств, они четко ставят перед собой жизненные цели, настойчиво стремятся к реализации внутреннего потенциала, руководимые внутренней устойчивой потребностью в саморазвитии, осознании и реализации собственного предназначения. Высоко развитая и проявленная эмпатия позволяет им полностью сосредоточиться на партнере по взаимодействию, проникнуть в его внутренний мир, продемонстрировать подлинное сочувствие и сопереживание. Течение собственной жизни они рассматривают в контексте реализации намеченных планов, окружающая действительность предстает как интересная и насыщенная потенциальными возможностями. Высокая степень осмысленности существования позволяет им получать удовлетворение от выполнения повседневных дел. Высокая мотивация достижения успеха ориентирует этих студентов на повышение своей деятельностной компетентности и мастерства, а также на выбор достаточно сложных задач и поддержание в себе стремления их решить. Также можно отметить их настойчивость в осуществлении задуманного, постоянный поиск новых областей для приложения сил и реализации своих возможностей, тенденцию постановки отдаленных жизненных планов. Достижение поставленных целей наполняет их существование особым смыслом, приносит радость и подкрепляет уверенность в себе, что, в свою очередь, повышает самоактуализацию.

7% респондентов из подгруппы с доминированием экстраверсии по результатам психодиагностики продемонстрировали низкий уровень выраженности самоактуализации, а также минимальные показатели эмпатии и мотивации достижения успеха. Можно говорить о том, что потребность в самоактуализации не является ведущей в их личной иерархии потребностей. Они недостаточно хорошо осознают цель собственной жизни, испытывают недостаток уверенности в себе и ощущения собственной ценности. Слабое осознание предназначения сказывается на неразвитости стремления к саморазвитию и реализации потенциальных возможностей, вызывает неудовлетворенность собственной жизнью. Низкий уровень эмпатии выступает в качестве барьера для установления и поддержания межличностных контактов, вызывая неудовлетворенность и процессом общения тоже. Отсутствие жизненных перспектив приводит к появлению безразличия относительно каких-либо достижений и успехов, им скорее свойственна мотивация избегания неудач.

Анализируя особенности подгруппы с доминированием интровертированной направленности (Рис. 6) также можно отметить, что наибольшее количество респондентов имеют средний уровень выраженности самоактуализации (33%), сочетающийся со средним уровнем эмпатии (30%) и мотивации достижения (30%). Данных респондентов можно охарактеризовать как эмоционально спокойных, склонных к самоанализу и рефлексии. Они застенчивы, предпочитают «камерное» общение с несколькими близкими людьми. Педантичность и ответственность приводят к тому, что любые решения долго «взвешиваются», анализируются возможные близкие и далекие их последствия. Сфера чувств находится под контролем, внезапные эмоциональные порывы не характерны, поведение чаще всего соответствует нормам морали и нравственности. Средний уровень проявленности самоактуализации интерпретируется как хорошая диагностическая норма с развитой потребностью в осознании и деятельностном воплощении потенциальных возможностей и способностей. Они ясно представляют чего хотят добиться в жизни, ставят вполне достижимые цели и испытывают определенное удовлетворение и от процесса их достижения и от результата. Круг их общения достаточно узкий, но при этом они демонстрируют способности глубокого сопереживания другому человеку, стремление максимально полно прочувствовать чужие переживания и оказать эмоциональную поддержку. Мотивация достижения успеха опирается на реалистичную оценку своих возможностей и вероятность достижения желаемого результата. Присутствие некоторой пессимистичности ужесточает представления о вероятностном успехе предпринятых усилий, вследствие чего, они практически всегда добиваются цели, если решаются на активные действия.

В подгруппе интровертов высокий уровень самоактуализации, а также эмпатии и мотивации достижения успеха был отмечен также у 17% студентов. Их отличает хорошо осознанное и проявленное стремление к реализации устойчивой жизнеобразующей потребности в самоактуализации. Ясное стремление к саморазвитию, к деятельностному воплощению внутреннего потенциала связано с представлением о собственном предназначении и профессиональном призвании. Свои достижения данные студенты рассматривают как достаточные к данному возрастному периоду и уже имеют детальные планы на ближайшее будущее. Им свойственна критичность в оценке своих навыков и умений, что реализуется в тенденции наращивать мастерство в избранной области, превосходить себя, добиваться лучших результатов. Также у данных респондентов можно отметить наличие удовлетворенности не только результатами деятельности, но и самим процессом ее выполнения, что относится к бытийным ценностям самоактуализированных личностей.

Среди представителей этой подгруппы значительно меньше тех, кто продемонстрировал низкий уровень развитости рассматриваемых индивидуально-психологических свойств. 3% обследованных студентов с интровертированной направленностью показали низкий уровень самоактуализации в сочетании с низким уровнем эмпатии и мотивации к успеху. Их потребность во внешней реализации внутреннего потенциала практически не выражена, также как и мотивация достижения оцениваемого другими людьми успеха в деятельности. Они испытывают существенные трудности в организации межличностных контактов, вследствие отсутствия стремления и навыков понимания эмоционального состояния партнера по общению. Такие особенности данных респондентов являются, скорее всего, следствием их высокой интровертированности, погруженности в свой внутренний мир, наличия собственной системы оценки достигнутого, не нуждающейся во внешнем одобрении.

Таким образом, можно констатировать, что и среди экстравертов и среди интровертов большинство обследованных продемонстрировало средний уровень выраженности самоактуализации. Среди интровертов данный результат встречается чуть чаще, также у них меньше тех, у кого отмечен низкий уровень самоактуализации. Процент студентов с высокими самоактуализационными показателями одинаков в обеих подгруппах.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Статистический анализ с применением U-критерия Манна-Уитни не выявил различий в самоактуализации в подгруппах студентов с экстра/ интровертированностью. Корреляционный анализ с применением r-критерия Спирмена обнаружил статистически незначительную связь между данными параметрами (r = 0,14, при р<0,05), из чего можно сделать вывод о том, что доминирование экстра или интровертированности не влияет на выраженность самоактуализации.

В отношении же эмпатийности и мотивации достижения можно отметить тенденции прямо пропорциональной взаимосвязи: чем выше уровень эмпатийности и мотивации к успеху, тем выше показатели самоактуализации. В целях статистической проверки данного тезиса нами был проведен корреляционный анализ с использованием рангового r-критерия Спирмена, позволяющий определить силу и направление связи между двумя признаками. Полученные результаты подтвердили наше предположение и между эмпатийностью и самоактуализацией была обнаружена достаточно сильная статистически достоверная взаимосвязь (r = 0,462, при р<0,05). Между мотивацией достижения успеха и самоактуализацией также обнаружена корреляционная связь, достигающая порога достоверности (r = 0,366, при р<0,05). Таким образом, можно говорить, что такие индивидуально-психологические свойства личности как уровень эмпатии и мотивация достижения успеха взаимосвязаны с уровнем выраженности самоактуализации личности.

 

Выводы по второй главе

 

В результате проведенного психодиагностического исследования респонденты были разделены на подгруппы в соответствии с доминированием экстравертированности или интровертированности т.к. этот параметр биологически детерминирован и относительно стабилен в течение всей жизни индивида. Выявленные уровни самоактуализации в этих выборках статистически не различаются, а степень корреляции данных особенностей с самоактуализацией личности незначительна, поэтому был сделан вывод об отсутствии связи между ними. Анализ взаимосвязи между уровнем эмпатии, а также мотивации к достижению успеха с самоактуализацией, напротив, обнаружил достоверные связи, позволяющие утверждать, что эти особенности влияют на выраженность самоактуализации студентов-психологов. Можно отметить, что чем выше показатели респондентов по методикам, измеряющим эмпатию и мотивацию достижения, тем выше уровень их самоактуализации.

 

Заключение

 

Вопросы, касающиеся самоактуализации и самореализации личности, ставились еще во времена античности и с тех пор не утратили своей актуальности. Наиболее разработаны эти феномены в рамках гуманистического направления психологии. По мнению представителей этой научной школы, таких как А. Маслоу, К. Роджерс и др. врожденной потребностью каждого человека является стремление к самоактуализации как осознанию, раскрытию и деятельностной реализации своего потенциала в соответствии с настоящим социокультурным контекстом. Подобные взгляды на воплощение личностного потенциала высказывали и представители других направлений в психологии. В отечественной психологии вопросы самоактуализации также рассматривались изначально в контексте решения иных вопросов, а позднее и как самостоятельные. Разные авторы дают свою трактовку явлению самоактуализации, вследствие чего она предстает то, как саморазвитие (Д.И. Фельдштейн), то как самовыражение (Н.Б. Крылова, Е.В. Селезнева), то как свойство (Б.Г. Ананьев), то как процесс (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, Д.А. Леонтьев, И.Д. Егорычева). Нам кажется более продуктивной позиция, раскрывающая самоактуализацию как сложное системное образование личности (Э.В. Галажинский, Л.А. Коростылева, С.И. Кудинов, Е.А. Никитина и др.).

В отношении понимания индивидуально-психологических особенностей личности среди исследователей наблюдается большее согласие. Утверждается, что их совокупность оказывает значительное влияние на развитие личности, на особенности ее взаимоотношений с окружающими, на специфику ее поведенческих стратегий, что в целом обуславливает эффективность жизнедеятельности личности в контексте настоящей социальной реальности.

Индивидуально-психологическими особенностями, определяющими поведение личности в сходных ситуациях, являются факторы, образующие континуум экстраверсия-интраверсия. Обращенность индивида вовне или внутрь себя рассматривается как биологически обусловленная и потому наименее изменчивая под влиянием социальных рамок.

Эмпатия выступает одним из профессионально-важных качеств психолога и описывается как понимание эмоционального состояния другого человека, проникновение в его внутренний мир посредством проявления сочувствия и сопереживания. Развитая эмпатия способствует успешности организации личностью социального взаимодействия.

Особенности мотивационной сферы во многом определяют психологический облик личности. Между представлениями исследователей, интересующихся этими вопросами, тоже отсутствует единообразие, поэтому мотивация с одной стороны рассматривается как явление, сопровождающее поведение, а с другой – как совокупность мотивов, инициирующих это поведение.

Наше эмпирическое исследование было организовано для проверки гипотезы о том, что самоактуализация обусловлена такими индивидуально-психологическими особенностями как интровертированность / экстравертированность, эмпатия и мотивация достижения успеха. Собранные психодиагностические данные последовательно подвергались количественной и качественной интерпретации. Анализ полученных результатов позволяет утверждать, что между доминированием у личности экстраверсии или интроверсии и выраженности ее самоактуализации не существует взаимосвязи, т.е. этот фактор не оказывает влияния на эффективность самоактуализации. Обнаруженная статистически достоверная связь как уровня эмпатии, так и уровня мотивации достижения успеха с проявленностью самоактуализации (r=0,462, r=0,366 при р<0,005) позволяет говорить о том, что эти особенности оказывают влияние на успешность самоактуализации студентов-психологов. Обнаруженная связь носит прямо пропорциональный характер, выражающийся в том, что чем выше уровень эмпатийности и мотивации достижения успеха, тем эффективнее самоактуализация. Следовательно, можно говорить о том, что гипотеза, выдвинутая в исследовании, об обусловленности самоактуализации личности студентов, будущих психологов, рядом индивидуально-психологических особенностей, таких как экстравертированность — интравертированность, эмпатия и мотивация достижения успеха, большей частью подтвердилась.

Совокупность индивидуально-психологических особенностей личности достаточно обширна, что открывает перспективы для дальнейших исследований в этой области.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. — М.: Наука, 1980. — 334с.
  2. Аверин, В. А. Психология личности. Учебное пособие [Текст] / В.А. Аверин. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. — 89 с.
  3. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии [Текст] /А. Адлер. – М.: Наука, 2015. – 291 с.
  4. Айзенк, Г. Структура личности [Текст] / Г. Айзенк. — СПб.: Ювента; М.: КСП+, 1999. — 464 с.
  5. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания [Текст] / Б.Г. Ананьев. — СПб.: Питер, 2001. – 272 с.
  6. Андриенко, Е. В. Подготовка учителя к самоактуализации в педагогической деятельности [Текст] / Е.В. Андриенко // Дисс….канд. педаг. наук. — М., 1994. – 209с.
  7. Антропова, Л. Учитель адаптивной школы: проблемы подготовки [Текст] / Л. Антропова // Высшее образование в России. — 2005. — № 11. — С. 70-73.
  8. Анцыферова, Л. И. Системный подход в психологии личности [Текст] / И. Анцыферова. – М.: Институт психологии РАН, 2010. – 278 с.
  9. Асмолов, А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа [Текст] / А. Г. Асмолов. — М.: Смысл, 2001. — 416 с.
  10. Банщиков, В. М. Эмоции и воображения [Текст]: Клинич.-психол. исследования: (Материалы, представл. на симпозиум В. М. Банщиковым и Ц. П. Короленко, по проблеме «Эмоции и воображения» в г. Новосибирске в июле 1975 г.) / Всерос. науч. о-во невропатологов и психиатров. Кафедра психиатрии Новосиб. мед. ин-та. — Москва: [б. и.], 1975. — 222 с.
  11. Басова, А. Г. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии [Текст] / А.Г. Басова // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 254-256.
  12. Брылева, Л. Г. Онтология самореализации личности как предмет прикладной культурологи [Текст] / Л.Г. Брылева // Дис… д-ра культоролог. наук. – СПб, 1998. — 464с.
  13. Бурлачук, А. Ф. Словарь-справочник по психологической диагностике. 2-е изд. [Текст] / А.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. — СПб.: Питер, 2005. — 528 с.
  14. Болотова, А. К. Прикладная психология [Текст] / А.К. Болотова, И.В. Макарова. — М.: Аспект Пресс, 2002. — 383 с.
  15. Большой психологический словарь [Текст] / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 672 с.
  16. Вахромов, Е. Е. Психологические концепции развития человека. Теория самоактуализации: учеб. пособие [Текст] / Е.Е. Вахромов. — М.: Междунар. пед. акад., 2001.
  17. Вахромов, Е. Е. О динамике концептуальных подходов к феномену самоактуализации [Текст] / Е. Е. Вахромов // Мир психологии. — 2005. — № 3. — с. 40-52.
  18. Вилюнас, В. К. Психологические механизмы мотивации человека [Текст] / В.К. Вилюнас. — М.: Изд-во МГУ, 1990. — 288 с.
  19. Витин, И. А. Теория самоактуализации [Текст] / И.А. Витин // Психологический институт РАО: материалы симпозиума. — 2002. — № 1.
  20. Выготский, Л. С. Психология развития как феномен культуры [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: изд-во «Инст-т практ. психологии». – Воронеж: НПО «МОДЭК». – 1996. – 512 с.
  21. Гаврилова, Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии [Текст] / Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. — 1975. — № 2. — С. 147 158.
  22. Галажинский, Э. В. Системная детерминация самореализации личности [Текст] /Э.В. Галажинский // Дисс. … доктора психол. наук. – Томск, 2012. – 320 с.
  23. Гиппенрейтер, Ю. Б. Феномен конгруэнтной эмпатии [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер, Т.Д. Карягина, Е.Н. Козлова // Вопросы психологии. — 1993. — №3. — С. 61-68.
  24. Горбачева, В. В. Самоопределение личности тренера в структуре профессиональной деятельности [Текст] /В.В. Горбачева // Автореф. дисс. канд. псих. наук. — М., 1993. – 23 с.
  25. Гордеева, Т. О. Психология мотивации достижения [Текст] / Т.О. Гордеева. — М.: Смысл, 2006. – 336 с.
  26. Дружинин, В. Н. Психология [Текст] / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2009. — 656 с.
  27. Егорычева, И. Д. Самореализация как деятельность (к постановке проблемы) [Текст] / И.Д.Егорычева // Мир психологии. – 2005. — №3. – С. 11-33.
  28. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2002. — 230 с.
  29. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений [Текст] / Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с.
  30. Карелин, А. А. Большая энциклопедия психологических тестов [Текст] / А.А. Карелин. – М.: Эксмо, 2007. – 413с.
  31. Карягина, Т. Д. Откуда в психотерапии эмпатия: К. Роджерс и его психоаналитические предшественники и последователи [Текст] // Консультативная психология и психотерапия. — 2012. — № 1. — С. 8-31.
  32. Карягина, Т. Д. Эволюция понятия «эмпатия» в психологии [Текст] / Т.Д. Карягина // Дис. … канд. психол. наук. — М., 2013. — 175 с.
  33. Ковалев, В. И. Мотивы поведения и деятельности [Текст] / В.И. Ковалев. — М.: Наука, 1988. — 192 с.
  34. Коган, Л. Н. Цель и смысл жизни человека [Текст] / Л.Н. Коган. — М.: Мысль, 1984. — 149 с.
  35. Коростылева, Л. А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере [Текст] / Л. А. Коростылева. – СПб.: Речь, 2005. – 220 с.
  36. Кудинов, С. И. Полисистемный подход исследования самореализации личности [Текст] / С.И. Кудинов // Сибирский педагогический журнал. — 2007.- № 11. — С. 337-346.
  37. Кулик, Н. Л. Философский аспект самореализации личности человека [Текст] / Н.Л. Кулик // Психологический институт РАО: материалы симпозиума. — М., 2002. — № 1.
  38. Леонтьев, А. Н. Эволюция психики [Текст] / А.Н. Леонтьев. — М.: Моск. Психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. — 416 с.
  39. Леонтьев, В. Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования [Текст] / В. Г. Леонтьев. — Новосибирск: Наука-И, 2002. — 202 с.
  40. Леонтьев, Д. А. Самореализация и сущностные силы человека [Текст] / Д.А. Леонтьев // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии/ Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. — М., 1997. — С. 156-177.
  41. Ломов, Б. Ф. Проблема общения в психологии [Текст] / Отв. ред. Б.Ф. Ломов. — М.: Наука, 2000. – 235 с.
  42. Магомед-Эминов, М. Ш. Позитивная психология человека. От психологии субъекта к психологии бытия [Текст] / М.Ш. Магомед-Эминов. — М.: Психоаналит. ассоциация Рос. Федерации, 2007. — Т. 1. — 560 с.
  43. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы [Текст] / А. Маслоу. — М.: Смысл: Альпина нон-фикшн, 2011. — 496 с.
  44. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. – СПб.: Евразия, 1999. — 478 с.
  45. Мерлин, В. С. Личность как предмет психологического исследования [Текст] / В.С. Мерлин. — М.: Наука, 1998. — 201 с.
  46. Митина, Л. М. Формирование профессионального самосознания учителя [Текст] / Л.М. Митина. — М.: Академия, 2004. – 320 с.
  47. Михайлов, Н. Н. О потребности личности в самореализации [Текст] / Н.Н. Михайлов // Философские науки. – 2004. — № 4. – С. 24-32.
  48. Муляр, В. И. Самореализация личности как социальный прогресс. (Методолого-социологический аспект) [Текст] / В. И. Муляр // Автореф. дис. …канд. фи-лос. наук. — Киев, 1990. — 16 с.
  49. Мухаметджанов, К. Ч. Теория самоактуализации [Текст] / К.Ч. Мухаметджанов // Психологический институт РАО: материалы симпозиума. — 2002. — № 1. — С. 201-205.
  50. Мэй, Р. Открытие Бытия [Текст] / Р. Мэй. – М.: Институт общегуманитарных исследований. – 2004. – 224 с.
  51. Немов, Р. С. Психология. Кн.1 Общие основы психологии [Текст] / Р.С. Немов. — М.: ВЛАДОС, 2006. — 573 с.
  52. Никитина, Е. А. Самореализация школьника в учении: (теория и практика) [Текст] / Е.А. Никитина // Дис… канд. пед. наук. – Саратов, 2002. – 235 с.
  53. Олпорт, Г. Становление личности: Избр. труды [Текст] / Г. Олпорт; Под общ. ред. Д.А. Леонтьева; Пер. с англ. Л.В. Трубицыной, Д.А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2002. — 461 с.
  54. Орлов, А. Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики: учеб. пособие для вузов [Текст] / А.Б. Орлов. — М.: Академия, 2002. — 271 с.
  55. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.
  56. Первин, Л., Джон, О. Психология личности: Теория и исследования [Текст] / Л. Первин, О. Джон // Пер. с англ. М. С. Жамкочьян под ред. В. С. Магуна. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 607 с.
  57. Перлз, Ф., Хефферлин, Р., Гудмэн, П. Опыты психологии самопознания /практикум по гештальттерапии/ [Текст] / Ф. Перлз, Р. Хефферлин, П. Гудмэн Пер. М. Папуше Гиль-Эсте. – Москва, 1993. — 240 с.
  58. Педагогика [Текст] / П.И. Пидкасистый, В.А. Мижериков, Т.А. Юзефавичус; под ред. П.И. Пидкасистого. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 624 с.
  59. Психологический словарь [Текст] / Сост. С.Ю. Головин. — Минск: Харвест, 2003. – 113 с.
  60. Психологическая диагностика [Текст] / Под ред. М. К. Акимовой, К. М. Гуревича. – СПб.: Питер, 2003. — 652 с.
  61. Психология личности: Учеб. пособие для вузов. Т.1: Хрестоматия [Текст] / Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. — 3-е изд., доп.; Гриф УМО. — Самара: Изд. Дом БАХРАХ-М, 2004. — 512 с.
  62. Психология личности в трудах отечественных психологов [Текст] / Сост. Л. В. Куликов. — СПб.: Питер, 2000. — 480 с.
  63. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие [Текст] / Д.Я. Райгородский. — Самара: Изд. Дом БАХРАХ-М, 2003. — 672 с.
  64. Ратанова, Т. А. Психодиагностические методы изучения личности: учеб. пособие [Текст] / Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2000. — 264 с.
  65. Реан, А. А. Психология изучения личности: Учебное пособие [Текст] / А. А. Реан. — СПб., 1999. — 288 с.
  66. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека [Текст] / К. Роджерс. — М.: Прогресс, 1994. – 479 с.
  67. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 1999. — 712 с.
  68. Русалов, В. М. Темперамент в структуре индивидуальности человека: дифференциально-психофизиологические и психологические исследования [Текст] / В.М. Русалов. — М.: ИП РАН, 2012. — 528 с.
  69. Столяренко, Л. Д. Основы психологии [Текст] / Л.Д. Столяренко. — Ростов н/д.: Феникс, 2005. – 736 с.
  70. Современная психология. Справочное руководство [Текст] / Под ред. В.Н. Дружинина. — М.: Инфра-М, 1999. — 678 с.
  71. Слободчиков, В. И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учеб. пособие для вузов [Текст] / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев; под общ. ред. В.Г. Щур. — М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2013. — 540 с.
  72. Соболь, П. П. Жизнь как способ самореализации личности [Текст] / П.П. Соболь // Жизнь как творчество. — Киев: Наукова думка, 1985. — С. 31.
  73. Социальная психология: учебное пособие [Текст] / Отв. ред. А.Л. Журавлев. — М.: ПЕР СЭ, 2002. — 351с.
  74. Теплов, Б. М. Проблемы индивидуальных различий [Текст] / Б.М. Теплов. — М.: Наука, 1961. – 312 с.
  75. Фейербах, Л. История философии. Собр. произв. в трех томах [Текст] / Л. Фейербах; пер. с нем. / общ. ред. М.М. Григорьян. Т. 1. – М.: Мысль, 1967. – 544с.
  76. Фельдштейн, Д. И. Психология развивающейся личности [Текст] / Д.И. Фельдштейн. — М.: Изд-во «Институт практ. психологии»; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. — 512 с.
  77. Фетискин, Н. П., Козлов, В. В., Мануйлов, Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст] / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 544 с.
  78. Франкл, В. Человек в поисках смысла: введение в логотерапию [Текст] / В. Франкл. — М.: Прогресс, 2000. — 366 с.
  79. Фрейд, З. Психология бессознательного [Текст] / З. Фрейд. — М.: Просвещение, 1989. — 448 с.
  80. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности [Текст] / Э. Фромм. – М.: Республика, 1994. – 447 с.
  81. Фрэнкин, Р. Мотивация поведения [Текст] / Р. Фрэнкин.- СПб.: Питер, 2003. — 651 с.
  82. Холл, К. С., Линдсей, Г. Теории личности [Текст] / К.С. Холл, Г. Линдсей. — М.: «КСП+, 1997. — 720 с.
  83. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность[Текст] / X. Хекхаузен. — СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. — 860 с.
  84. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности [Текст] / Л. Хьел, Д. Зиглер. — СПб.: Питер, 2002. — 608 с.
  85. Цукерман, Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов [Текст] /Г.А. Цукерман. – Рига: ПЦ “Эксперимент”, 1997. – 273 с.
  86. Шугуров, М. В. Социальный конфликт как пространство самоосуществления личности [Текст] / М.В. Шугуров // Дис. …канд. философ, наук. — Саратов, 1993. — 200 с.
  87. Эльконин, Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 4-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.
  88. Юнг, К. Психологические типы [Текст] / К. Юнг. — М.: ЭКСМО Пресс, 2001. – 480 с.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Страницы:   1   2   3