I Рассмотренная сфера (тема)
государственные закупки
II Ключевые слова
государственные закупки, государственный контракт, государственный заказ, государственные нужды.
III Определения ключевых слов
Государственные закупки — это закупки, осуществляемые государством на республиканский бюджет для приобретения товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения работы государственных учреждений, а так же выполнения государственных функций[1].
Государственный контракт – это гражданско-правовой договор на поставку товаров, предоставление услуг или выполнение работ для обеспечения нужд государственных и муниципальных организаций[2].
Государственный заказ — это заказ на изготовление услуг, товаров, за счёт государственных средств федерального бюджета, местных, или за счёт внебюджетного капитала[3].
Государственные нужды — обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков, для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ[4].
IV Ведущие ученые, их ключевые работы и их основные тезисы
Медведева Наталья Георгиевна — канд. экон. наук, доцент Тюменского государственного архитектурно-строительного университета.
— Медведева Н.Г. Проблемы правового обеспечения сферы управления государственными и муниципальными закупками / Н.Г. Медведева // Инновационная наука: журнал. — 2015. — № 5. — С.115 — 119.
— Медведева Н.Г. К вопросу о теории и практике государственного контроля за государственными закупками / Н.Г. Медведева // Символ науки: журнал. — 2015. — № 7. — С.95 — 99.
Считает нынешнюю систему контроля в сфере госзакупок неэффективной, с весьма и весьма низким уровнем результативности, так как из года в год в сфере госзакупок совершаются нарушения, которые, в свою очередь, влекут за собой нарушение конкурентных основ развития экономики, потери бюджетных средств, невыполнение возложенных на государство экономических, социальных и иных полномочий.
Сорокина Надежда Павловна — канд. экон. наук, доцент Новосибирского государственного технического университета.
Сорокина Н.П. Становление и развитие системы государственных закупок в России // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/07/9388 (дата обращения: 07.02.2019).
Сорокина Н.П. Закупочные процедуры: виды, особенности, дизайн // Политика, государство и право. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2015/07/3240 (дата обращения: 10.02.2019).
Мониторинг закупок, контроль исполнения заказа и аудит результатов исполнения – эти три элемента повышают эффективность и избавляют систему государственных закупок от самой большой ее проблемы – коррупции.
Любая информация, касающаяся условий самого контракта, характеристик его предмета, заказчика или поставщика должна быть немедленно и в полной мере отображена в единой системе государственных закупок на официальном сайте – это является одним из главных условий обеспечения эффективности государственного рынка.
Шевень Людмила Николаевна — старший преподаватель кафедры менеджмента Смоленский государственный университет.
Шевень Л.Н., Борнин А.И. Совершенствование системы логистики государственных закупок // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/12/10233 (дата обращения: 07.02.2019).
Шевень Л.Н., Борнин А.И. Логистика государственных закупок как фактор инновационного развития России // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/59002 (дата обращения: 25.03.2019).
Выполнение госзаказа требует создания и поддержания эффективной организации системы логистики государственных закупок, выражающейся в тесном взаимодействии закупочной, поставочной и складской деятельности, а также всех участников этого процесса в рамках, определенных законодательными актами.
V Ключевые гипотезы (теории) в сфере
— Современный государственный заказ является не только функциональным инструментарием управления бюджетом разных уровней власти, но и стимулом инновационного развития разнообразных отраслей отечественной экономики.
— На данный момент система государственных закупок имеет немало проблем. Несмотря на то, что не так давно вышел новый закон о государственных закупках, Закон №44-ФЗ, он не смог кардинально изменить ситуацию в государственной контрактной системе. Да конечно новая система привнесла определенные нововведения, некоторые из них дали положительные результаты, но так же с новой системой появились и новые проблемы. На данный момент нельзя однозначно сказать, что с новым законом контрактная система стала принципиально другой, напротив, во многом новый 44-ФЗ схож с предыдущим 94-ФЗ, но с некоторыми доработками.
VI Лучшие мировые практики
В США и Великобритании, например, функционируют национальные контрактные системы, с помощью которых государственные нужды обеспечиваются посредством отработанных технологий управления единым циклом планирования, размещения и исполнения государственных контрактов[5].
В странах Европейского союза детально регламентированы процедуры размещения государственного заказа, которые носят обязательных характер не только странами-членами ЕС, но и государств, претендующих на право вступления в ЕС[6].
Возможность судебного оспаривания итогов размещения государственного заказа в Германии является отличительной особенностью системы осуществления закупок для обеспечения государственных нужд. Тем самым, обеспечивается прозрачность данной системы. При этом, установление ускоренного порядка рассмотрения жалоб на действия заказчика способствует тому, что результатом отмены решения о размещении государственного заказа не становится задержка расходования бюджетных средств[7].
VII Применимые международные рейтинги
Обзор сфокусирован на двух направлениях: повышении прозрачности; обеспечении целостности системы государственных закупок[8].
Повышение прозрачности. На сегодняшний день в большинстве стран «Большой двадцатки» прозрачность закупок обеспечивается за счет их перевода в электронную форму. Использование информационно-телекоммуникационных технологий при осуществлении государственных закупок позволяет снизить финансовые, административные и временные издержки. Применение электронных форм закупок дает возможность сэкономить до 20% совокупного годового объема закупок. К примеру, по данным Министерства планирования, бюджета и управления Бразилии, в 2012 г. экономия бюджетных средств за счет использования электронных форм закупок составила 19% совокупной стоимости контрактов (около 2,4 млрд евро).
Обеспечение целостности системы госзакупок. Помимо мероприятий по повышению прозрачности системы государственных закупок ( в т. ч. за счет более широкого применения информационно-телекоммуникационных технологий) в мировой практике имеются примеры, когда для повышения эффективности закупок внимание органов государственной власти сосредотачивается на обеспечении единства и целостности закупочной системы.
VIII Ведущие страны
Анализ лучших, по мнению Организации экономического сотрудничества и развития, практики в сфере госзакупок в странах «Большой двадцатки» выделяет следующих лидеров[9]:
— США. Федеральная система государственных закупок «Следующее поколение» (Federal Procurement Data System «Next Generation», FPDS-NG). FPDS-NG обеспечивает информационное сопровождение закупок 65 органов федерального правительства США и содержит информацию о закупках стоимостью 450 млрд долл. США (в годовом выражении), а также о 160 тыс. поставщиках. Федеральная система FPDS-NG является основной для базы данных о правительственных расходах www.usaspending.gov, которая в т. ч. содержит информацию о государственных контрактах, грантах, ссудах и соглашениях о сотрудничестве. Также с помощью FPDS-NG можно в т. ч. получить информацию о тенденциях закупок правительственных учреждений, о влиянии государственных закупок на достижение социально-экономических целей, развитие отдельных регионов и рынков. С 2010 г. на www.usaspending.gov реализована функция поиска информации о субконтрактах (субдоговорах, субгрантах).
— Южная Корея. В 2002 г. Служба по государственным закупкам, центральное ведомство по закупкам Кореи, презентовала полностью интегрированную, сквозную систему электронных закупок KONEPS (www.pps.go.kr). Она охватывает весь цикл электронных закупок (начиная с регистрации и заканчивая контролем и оплатой контракта) и обеспечивает электронный обмен документами, связанными с закупками. В 2011 г. Служба по государственным закупкам Южной Кореи запустила новый сервис, позволяющий осуществлять закупки с использованием смартфонов с помощью мобильного приложения.
— Мексика. В Мексике с 2009 г. установлена обязанность осуществления общественного контроля для закупок стоимостью свыше 336 млн мексиканских песо (около 25 млн долл. США). В случае если для осуществления закупки требуется участие общественного контролера, соответствующий специалист отбирается из указанного реестра общественных контролеров, утвержденного Министерством государственного управления Мексики. На сегодняшний день реестр общественных контролеров включает 5 общественных организаций и 34 специалиста в данной области.
IX Возможность применения в России
Проведенный анализ мировых практик в сфере государственных закупок позволяет сделать вывод, что формируемая в настоящее время в Российской Федерации контрактная система в сфере закупок соответствует мировым практикам. Более того, в определенных направлениях российская система закупок не только опередила мировые тренды, но и выступает «законодателем мод» для многих, в т. ч. развитых стран мира. Речь идет прежде всего о создании официального сайта Российской Федерации www.zakupki.gov.ru. В ходе международных конференций часто отмечается, что не во всех развитых странах организован единый портал, на котором размещается вся информация о закупках.
С другой стороны, можно отметить практики, которые должны приниматься во внимание архитекторами российской контрактной системы. Вне всякого сомнения должны быть продолжены мероприятия по развитию информационного обеспечения государственных закупок. Так, при создании единой информационной системы в сфере закупок должна учитываться реализованная в Мексике возможность электронной подачи жалобы на действия заказчиков. При этом должен приниматься во внимание передовой опыт США и Южной Кореи (аналитические инструменты, демонстрирующие влияние государственных закупок отдельных регионов, осуществление закупок с помощью мобильных устройств и устройств биометрии). Представляется, что формирование кодекса этического поведения государственного закупщика будет способствовать большей профессионализации данной деятельности и снижению коррупционных проявлений в этой сфере. За основу такого кодекса может быть взят Канадский кодекс. Реализация указанных практик в сфере государственных закупок может быть осуществлена не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов Российской Федерации.
X Ключевые международные и отечественные НПА по теме
— Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ (последняя редакция)
— Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
— Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
— Закон о госзакупках (GPL) Китая 2002 г.
— The Federal Acquisition Regulation (FAR) Федеральное Положение о закупках (FAR) США
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|
