Скоро защита?
Меню Услуги

Эссе на тему «Характеристика жанра житийной литературы, содержание и особенности в рамках уроков ОПК в начальной школе»

Вид работы:
Тема:

Жанр жития относится агиографической литературе, которая появилась еще  в Древнем Риме в период зарождения христианства. Основной предмет агиографической литературы — это описание жизни и чудес которые совершались святыми подвижниками.  При этом феномен бытия жития не является уникальным для христианской культуры и религии. Произведение подобного жанра существовали буддизме, в исламе и некоторых других религия. Как правило, подобные сочинения рассказывают о чудесах и свершениях, которые совершались почитаемыми в данной религии людьми [5].

Среди классической агиографической литературы принято выделять два основных жанра — биографическое (биос) и мученическое (мартириос). Биос дает полное описание жизни христианского подвижника от рождения до смерти, мартириос рассказывает только о мученической смерти святого. Жанровая форма мартириоса является самой древней, так как ее появление связано с гонениями на первых христиан. В основе этого типа житий лежат «протоколы» допросов христиан, поэтому они как бы документированы. Полная биография не берется, рассказывается только о мучениях святого

В Древней Руси жанр жития появился с приходом православия и созданием славянской письменности. Житийная литература  являлось одной из самых распространённых произведений. Среди византийских переводных житий наибольшее популярными были  житие Алексия, человека Божьего, Андрея Юродивого, Варвары, Георгия Победоносца, Дмитрия Солунского, Екатерины, Иоанна Златоуста, Николая Мирликийского, Параскевы Пятницы и др [6].

Произведения житийной литература создавались по определённому канону. Однако это не означает, что древнерусские жития были неоригинальными или подражательными. Несмотря на то, что первыми на Руси появились переводные византийские жития, первые древнерусские жизнеописание святых представляет собой довольно оригинальный феномен.

Первые известные древнерусские жития появились еще в XI веке, это жития святых князей Бориса и Глеба, это было  называемое «Анонимное сказание о Борисе и Глебе» и «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба», написанное Нестором, немного позже стали появляться и сказания о других древнерусских святых – житие святой равноапостальной княгине Ольги, «Повесть о Петре и Февронии» и т.д.

Необходимо отметить, что все жития создавались по определенному канону, которые и отличает жанр житийной литературы. Во-первых, в каждом житие обязательно присутствовала вводная часть, которая чаще всего состояла из многочисленных цитат из Священного Писания. Далее следовало жизнеописание святого в хронологическом порядке, начиная с рождения и раннего детства, а иногда и с описания жизни родителей будущего святого. При этом обязательно подчеркивалась богоизбранность героя жития, описывались различные знаки, которые указывали на будущую святость. Основную часть жития занимало непосредственное описание пути к вере святого, снисхождение благодати Святого Духа, совершаемые чудеса, а также часто описывались мученичества, которые святой притерпевал за веру [8].

Обязательной частью была заключительная часть, которая обычно включала похвалу святому, молитва, обращенная к нему, просьба заступничества перед богом за ныне живущих.

Таким образом, основное назначение жития – это прославление святого, рассказ о чудесах, вере, герой жития должен был служить нравственным примером и авторитетом для тех, кто его читал или слушал. Поэтому для житийной литературы характерен отбор определенных художественных средств, сюжетов, мотивов. Во всех житиях обязательно подчеркивался аскетизм, твердость духа и веры святого, что делало многие характеры довольно схематичными, лишенными индивидуальности, а сюжет предсказуемым.

Однако, в древнерусских житиях часто встречаются отступления от византийских образцов, и благодаря этому появляются живые характеры, из жития можно почерпнуть определенные исторические сведения, также проявляется новаторство сюжета. Например, уже упомянутое житие Бориса и Глеба содержит упоминание о реальных древнерусских князьях, а также реальных исторических событиях, привязанных к конкретному времени. Сюжет «Повести о Петре и Февронии» рассказывает не столько о религиозных подвигах, сколько о повседневной жизни Петра и Февронии, более того, святые князь и княгиня имеют вполне живой характер, прибегают к хитрости, даже нарушают данное слово и т.д. Можно предположить, что содержание и каноничность древнерусского жития определялось степенью таланта его автора – чем более литературно одаренным он был, тем менее каноничным и оригинальным становился текст жития, и его определяет его художественную ценность как памятника литературы.

В древнерусских житиях также, наряду с большим количеством библейских цитат и аллюзий, нередко вводятся эмоциональные диалоги и монологи. Если в византийских агиографиях основной фокус был смещен на описание праведной жизни и подвига ради веры, то в древнерусских житиях появляются и идеи не только религиозного содержания, но и социально-политического, например, в житие Бориса и Глеба это осуждение княжеских усобиц, утверждение ценности централизованной власти сильного государства [5].

Появляется жанровые разновидности жития – это и жития-биографии (житие Леонтия Ростовского, XII век), в которых, наряду с жизнеописанием святого большое внимание уделено описанию исторического и бытового материала; военно-патриотические повести (Житие Александра Невского, Довмонта Псковского, XII–XIV века; поэтическое сказание (житие Петра и Февронии).

В конце XIV – начало XV века происходит заметное влияние южнославянской (болгарской) агиографической литературы, это обусловило жанровые трансформации древнерусского жития. Происходит формирование и развитие особого риторического стиля – «плетения словес», который проникает в жития, за счет этого еще больше усиливается психологизм и эмоциональность повествования.

Если большинство авторов древнерусских агиографий не известны (за исключением монаха Нестора), то в этот период имена большинства авторов уже известны. Это митрополит Киприан, который перерабатывает Житие митрополита Петра, Епифаний Премудрый (Жития Сергия Радонежского, Стефана Пермского), серб Пахомий Логофет (Житие Кирилла Белозерского и др.), агиографии этих талантливых авторов отличаются изысканностью стиля и богатством языка.

Расцвет жанра жития приходится на XVI век, эпоху Ивана Грозного. Этому способствовали такие факторы как централизация и укрепление государственной власти, Московская Русь перестала подчиняться Византийской церкви и был создан национальный патриархат, кроме того, первый русский царь стремился укрепить молодую русскою церковь, поэтому в годы правления Ивана Грозного было канонизировано много русских святых, и существовала потребность в их жизнеописании [7].

Митрополит Макарий руководит составлением новых житий, которые были объединены позже в памятник средневековой литературы «Четьи-Минеи», 12 томов по числу месяцев в году объединили практически все оригинальные и переводные жития, которые также были переработаны под требования нового стиля.

В XV–XVII веках также было создано много новых агиографических произведений, в том числе, посвященных святым Русского Севера. Эти произведения посвящены не столько жизнеописаниям религиозных подвигов, сколько истории религиозной колонизации новых земель, строительству монастырей, поэтому жития еще больше сближаются в жанровом отношении с бытовой повестью.

Во второй половине XVII – начале XVIII века появляется новый тип жития, появление которого обусловлено социально-политическими сдвигами и религиозной реформой патриарха Никона. Это так называемые «раскольничьи» жития, самым известным примером является «Житие протопопа Аввакума». Герои этих житий – борцы за «старую» веру и неизменность канонов.

Несмотря на то, что эти жития смещают фокус внимания на описание подвига и мученичества за веру, что сближает их с ранними византийскими агиографиями, одновременно эти жития отличаются и тяготением к изображению народного быта, демократичности, их изык заметно упрощается и распространенными лексическими элементами становятся просторечия.

Группируя жития по характеру героев, отметим:

– Жития подвижников во славу Церкви и создателей монастырей (Александр Свирский, Варлаам Хутынский, Авраамий Ростовский, Сергий Радонежский, Стефан Пермский и др.);

– Жития иерархов Русской Церкви – митрополитов (Алексия, Ионы, Киприана, Петра, Филиппа);

– Жития юродивых (Василия Блаженного, Иоанна Устюжского, Михаила Клопского и др.) [6].

Таким образом, жития святых представляют собой одновременно литературно-исторические памятники древнерусской и средневековой литературы, которые содержат много фактических сведений, а также это поучительный жанр, который всегда направлен на назидание, формирование нравственного идеала. В этом заключается основная воспитательная ценность житийной литературы.

Жанр жития не является распространенным для школьного изучения, это связано с тем, что, во-первых, это все-таки религиозная литература, во-вторых, чтение и восприятие жития является сложным для неподготовленного человека, в особенности, школьника. Однако, традиционно, в программу начальной школы (например, УМК «Школа России), включены адаптированные варианты «Жития Сергия Радонежского», «Повесть о Петре и Февронии», в программу для 5-9 класса под редакцией Коровиной В. Я., Журавлёва В. П., Коровина В. И. Полухиной В. П., Збарского И. С. включены также «Житие Александра Невского», фрагменты «Жития протопопа Аввакума».

Предмет «Основы православной культуры» введен в программу 4 класса начальной школы и знакомит учащихся с православной религией и культурой, поэтому изучение жанра жития в рамках предмета можно считать уместным.

В программе курса «Основы православной культуры» /Авт. архимандрит Георгий (Шестун), игумен Киприан (Ященко), М.М. Арбекова, Е.П. Бельчикова, М.В. Захарченко, Т.М. Сливкина предусмотрено знакомство с фрагментами житийной литературы:

— житие прп. Тита, пресвитера Печерского (урок №24 «Мир в семье»;

— «Четьи-Минеи» – сокровищница духовного опыта святых: знакомство с книгой, житие святых (по выбору учителя) (урок №2 «Церковное новолетие»);

— житие святых Веры, Надежды, Любови и их матери Софии (фрагменты) (урок №4 «Исповедники веры православной»);

— житие св. Андрея Боголюбского (фрагмент) (Урок №6 «Икона Покрова Пресвятой Богородицы»)

— житие св. вмч. целителя Пантелеимона (урок №8 «Постоянство и изменчивость Божьего мира и природы человека»);

— Житие св. Илии Муромца (фрагменты) (урок №17 «Православные и государственные праздники»);

— житие свв. Сорока мучеников Севастийских (Урок №22. «Воинские знаки отличия и награды Отечества»);

— преподобный Максим Грек (Урок № 2. Начало Священной истории);

— пророк Иоанн Предтече (Урок № 3. Начало Новозаветной истории);

— преподобный Антоний Великий и преподобный Пахомий Великий (Начало монашеского служения);

— Апостол Филипп (Филипповский пост как путь духовного исцеления) [2];

Таким образом, жития и фрагменты используют практически на каждом уроке в качестве художественной иллюстрации темы. Житие читается на уроке учителем, а потом обсуждается с учащими в ходе беседы по вопросам.

В программе для 4-5 классов «Основы религиозных культур и светской этики» (автор Данилюк А. Я.) предусмотрено изучение только таких произведений как «Житие Николая Чудотворца» и фрагменты житий  особо значимых для русского православия исторических лицах (князь Владимир, Кирилл и Мефодий, Сергий Радонежский, Серафим Саровский и др.).

При изучении житийной литературы и ее фрагментов необходимо учитывать то, что такая литература сложна для восприятия младших школьников и необходимо использовать адаптированные варианты, а также подробно разбирать все неясные моменты.

Список литературы

  1. Духовно-нравственная культура России. Книга для ученика 3 класса по курсу «Основы православной культуры». / Авт.-сост: архимандрит Георгий (Шестун) Е.П. Бельчикова, Т.М.Сливкина. 2-е издание. – Самара: ООО «Медиа-Книга», 2015.
  2. Духовно-нравственная культура России. Книга для ученика 4 класса по курсу «Основы православной культуры». / Сост. Архимандрит Георгий (Шестун) Е.П. Бельчикова, Т.М.Сливкина. 2-е издание. – Самара: ООО «Медиа-Книга», 2015.
  3. Духовно-нравственная культура России. Книга для ученика 5 класса по курсу «Основы православной культуры». / Авт.-сост: архимандрит Вениамин (Лабутин), архимандрит Георгий (Шестун) Е.П. Бельчикова, В.А. Бархоткин, В.П. Ярцева. – Самара: ООО «МедиаКнига», 2015. 157
  4. Духовно-нравственная культура России. Книга для ученика 6 класса по курсу «Основы православной культуры». / Авт.-сост: архимандрит Вениамин (Лабутин), архимандрит Георгий (Шестун) Е.П. Бельчикова, В.А. Бархоткин, А.И. Зимина, Е.А. Лафинчук, В.П. Ярцева. – Самара: ООО «Медиа-Книга», 2015.
  5. Духовно-нравственная культура России. Книга для учителя по курсу «Основы православной культуры». / Авт.: архимандрит Вениамин (Лабутин), Е.П. Бельчикова, Т.М. Сливкина – Самара: ООО «Медиа-Книга», 2015.
  6. Духовно-нравственная культура России. Учебное пособие для 2 класса по курсу «Основы православной культуры». / Авт.-сост: архимандрит Георгий (Шестун) Е.П. Бельчикова, Т.М.Сливкина. 2-е издание. – Самара: ООО «Медиа-Книга», 2015.
  7. Жития святых. / Сост.архиепископ Пермский и Соликамский Афанасий. СПб.: Изд-во «САТИСЪ», 2003.
  8. История русской литературы X – XVII веков: Учеб.пособие для студентов /Л.А. Дмитриев, Д.С.Лихачёв, Я.С.Лурье и др.; Под ред. Д.С.Лихачёва. — М.: Просвещение, 2009.
  9. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. / А.В. Кураев . – 2-е изд.-М.: Просвещение, 2013.
  10. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. Материалы для общеобразовательных учреждений / В.А. Тишков, Т.Д. Шапошникова, О.Е. Казьмина и др.; под ред. В.А. Тишкова, Т.Д. Шапошниковой. – М.: Просвещение, 2012.
  11. Учебная программа курса «Основы православной культуры» (начальная и основная школы) /Авт. архимандрит Георгий (Шестун), игумен Киприан (Ященко), М.М. Арбекова, Е.П. Бельчикова, М.В. Захарченко, Т.М. Сливкина,– Самара: СИПКРО, 4-е переработанное издание, 2015. – с.
  12. Чертов В. Ф. Древнерусская литература в школьном изучении: сравнительно-исторический аспект // Наука и школа. 2015. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/drevnerusskaya-literatura-v-shkolnom-izuchenii-sravnitelno-istoricheskiy-aspekt (дата обращения: 13.04.2021).

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Прикрепленные файлы:

Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость
Скачать файлы:

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф