Введение
Как мы знаем, каждая дисциплина, которую мы изучаем, имеет свои источники. Каждый источник любой дисциплины, которая касается права, начинается с Конституции Российской Федерации, после же с Федерального Конституционного закона, Федерального Закона, указов и распоряжений Президента, постановлений и распоряжений Правительства, ведомственных актов федеральных органов исполнительной власти, конституции (уставы) субъектов РФ, законов субъектов РФ, актов органов исполнительной власти субъектов РФ, актов органов местного самоуправления; также к источникам права относятся международные договоры и соглашения. Вот так, в общем, выглядит правовая система России. Что же такое источник права в юриспруденции?
Под источником права в юридическом смысле понимается особая форма выражения правил поведения, делающая их общеобязательными. То или иное правило поведения, чтобы стать юридически обязательным, должно быть облечено в определенную правовую форму. Оно должно быть выражено в виде закона, указа, постановления, решения, приказа, инструкции или в иной установленной форме. [1]
Источниками экологического права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения. К источникам экологического права относятся Конституция РФ, федеральные конституционные и федеральные законы, указы, постановления и распоряжения, нормативные акты министров и ведомств, законы и нормативно-правовые акты субъектов федерации.
Источники экологического права обладают всеми характерными признаками, свойственными источникам права. Но они имеют свои характерные особенности: к экологическому праву прикреплены много законов, что дает значительный вес нормативных актов по сравнению с другими формами права, а также они отличны содержанием, в них присутствует те акты, которые регулируют соответствующие отношения, отражают сопутствующие им требования охраны окружающей среды. Наконец, в числе источников экологического права определенное место занимают международно-правовые акты, регулирующие внутренние экологические отношения на основе примата международного права.
Конечно, за основу экологического права принято брать Конституцию РФ. В конституционной основе отражены основные положения экологической развитии государства и главные направления укрепления экологического правопорядка. Центральное место среди экологических норм Конституции РФ занимает статья 9, ч.1, где указывается, что земля и другие природные ресурсы в Российской Федерации используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В продолжение этого положения в Конституции есть две нормы. Первая из них (ст.42) закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью и имуществу. Вторая провозглашает право граждан и юридических лиц на частную собственность на землю и другие природные ресурсы (ст.9, ч.2). Первая касается биологических начал человека, вторая — его материальных основ существования.
Конституция также предписывает организационно-правовые взаимоотношения Федерации и субъектов Федерации. Согласно со статьей 72 Конституции РФ, пользование, владение и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности являются совместной компетенцией Федерации и субъектов Федерации. Разграничение дается в двух направлениях — деятельность Федерации и субъектов Федерации. По своей деятельности Российская Федерация принимает федеральные законы, которые являются обязательными на территории всей страны. Вне этих пределов субъекты России имеют право на собственное регулирование экологических отношений, включая принятие законов и иных нормативных актов. Конституция РФ закрепляет общее правило: законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия действует закон или иной нормативно-правовой акт федерации.
В основу системы источников экологического права России лежат три основополагающих нормативных акта: Декларация Первого съезда народных депутатов РСФСР о государственном суверенитете Российской Федеративной Социалистической Республики, принятая 12 июня 1990 года, Декларация Прав и Свобод Человека и Гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года, и Конституция Российской Федерации, принятая в результате всенародного голосования 12 декабря 1993 года.
Система экологического законодательства состоит из двух подсистем: природоохранительного и природноресурсного законодательства. В систему экологического права входит Закон РФ “Об охране окружающей среды”, который относится в природоохранительную подсистему. А в подсистему природноресурсного законодательства входит целый ряд нормативных актов: Земельный кодекс РФ, Закон РФ о недрах, Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Федеральный закон «О животном мире», а также другие нормативные акты, касающиеся регулирования использования природных ресурсов. Все выше перечисленные законы и акты основывается на Конституции Российской Федерации.
Закон «Об охране окружающей среды» является основным нормативным актом в экологическом праве прямого регулирования. Отталкиваясь от характера прямого регулирования данного закона было привлечено множество физических и юридических лиц. Так, например, Арбитражный суд Свердловской области рассмотрел дело по заявлению ООО «ТПК МАСЛОДЕЛ» к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности.Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области выявлено нарушение требований в области охраны окружающей среды, а именно: в 2013, 2014 годах при осуществлении деятельности по производству и реализации спредов, а также фасовке и реализации сливочного масла оказывалось негативное воздействие на окружающую среду, осуществлялись выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными источниками. При этом плата за негативное воздействие на окружающую среду обществом в установленные сроки не производилась. По данному делу вынесено несколько решений. Арбитражный суд решил, что постановление Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «ТПК МАСЛОДЕЛ» к административной ответственности по ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 50000 руб. 00 коп. признать законным и отказать в удовлетворении заявленных требований. В данном деле, безусловно, суд при вынесении решения руководствовался КоАП РФ, а также ФЗ «Об охране окружающей среды». (Арбитражный суд Свердловской области N 12-09-06/205 от 18.12.14)
Закон находится на вершине экологического законодательства. Это значит, что в вопросах охраны окружающей среды нормы других законов не должны противоречить данному законодательному акту. Предметом данного закона является отношения, связанные с охраной природы. Поэтому, основными задачами закон предусматривает: сохранение природы, улучшение качества окружающей среды, предупреждение и устранение, путем санкций, вредных деятельности хозяйственных обществ и физических лиц на природную среду.
Вышеперечисленный законодательный акт имеет свои особенности:
- как я уже написал, возглавляет систему экологического законодательства, а также основным законом прямого регулирования в экологическом праве;
- закон обеспечивает сочетание экологических и экономических интересов под приоритетом охраны здоровья человека и естественных прав человека на здоровую, чистую окружающую среду. Научная обоснованность сочетания экологии и экономики определяется мерой этого сочетания. В качестве таковой выступают предельно допустимые нормы воздействия хозяйственной деятельности на природную среду. Превышение этих норм создает опасность причинения вреда природной среде, здоровью человека и является экологическим правонарушением.
- ФЗ «Об охране окружающей среде» отличается от соответствующих отраслевых законов — Основ земельного законодательства, лесного, водного, о недрах, где правила охраны обращены прежде всего к природным объектам, тем что, указывает экологические требования к предприятиям, учреждениям, организациям, оказывающим вредное воздействие на природную среду.
Главной силой данного закона служат природоохранительные нормы. Именно они обеспечивают выполнение задачи охраны природной среды. Но такие нормы действуют не в одиночку, а в совокупности с нормами других отраслей права — административного, гражданского, уголовного, международного и т.д.
Таким образом, система управления охраны за природой и государственного экологического контроля (ст.5-10, 69, 70), административной ответственности (ст.84) выражает административно-правовые отношения, регулируемые нормами административного права. Возмещение вреда природной среде, причиненного экологическим правонарушением, здоровью человека, причиненного нарушением экологического законодательства, является по своему содержанию гражданско-правовым отношением, регулируемым нормами гражданского права. Нормы возмещения вреда, помещенные в законе (ст.86-91), представляют собой конкретизацию общих норм гражданского права.
В ведении я причислил международные договоры и соглашения к источникам права. Также международыен договоры и соглашения, касающиеся вопросов экологии, являются источниками экологического права.
Центральное место среди источников международной, вместе с тем правовой охраны окружающей природной среды занимают резолюции Генеральной Ассамблеи ООН и Всемирная хартия охраны природы. Они имеют весомое значение в реализации принципов и положений международно-правового экологического сотрудничества.
18 декабря 1962 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает резолюцию “Экономическое развитие и охрана природы”, в которой одобряются инициатива и рекомендации, предложенные ЮНЕСКО. Принятая резолюция выделяет три важнейших момента:
- целостное рассмотрение совокупности окружающей среды, природных ресурсов, флоры и фауны;
- интеграция термина охраны природы в более широкий термин “охрана окружающей среды”;
- концепция органического сочетания интересов охраны природы и экономического развития.
3 декабря 1968 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает резолюцию, в которой отмечается важнейшая роль благоприятной окружающей среды для соблюдения основных прав человека и надлежащего экономического и социального развития. С этой целью Генеральная Ассамблея ООН принимает решение о созыве Конференции ООН по окружающей среде в г. Стокгольме в 1972 г.
В сентябре 1980 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает резолюцию “Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для нынешнего и будущих поколений”. Резолюция призывает все государства предпринять действия, направленные на сокращение вооружений и разработку мероприятий по охране окружающей среды. Кстати до этой резолюции принимались ряд договоров по сокращению или ограничению оружий массового поражения: Договор о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (1963 г.), Договор о нераспространении ядерного оружия (1968 г.), Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов оружия массового уничтожения (1971 г.) и другие.
В 1982 г. Генеральная Ассамблея ООН утверждает Всемирную хартию охраны природы. Всемирная хартия охраны природы одобрена и утверждена 28 октября 1982 г. Хартия призывает включить экологическое образование в состав общего образования. Признается необходимым всемерно расширять наши знания о природе путем проведения исследований и распространения этих знаний информационными системами любого типа.
По своей юридической силе хартия является международным актом рекомендательного значения. Это значит, что ее нормы и принципы юридически необязательны для государств и международных организаций.
Разновидностью международных договоров являются конвенции. Примерами их служат Лондонская конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (1972 г.), Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979 г.), Конвенция о запрещении военного или иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (1977 г.), Конвенция об охране озонового слоя (1985 г.), Конвенция о биологическом разнообразии (1992 г.). Все эти конвенции образуют самостоятельную группу международно-правовых актов, как и соглашения, и договоры об охране Мирового океана от загрязнения и истощения. А другую значительную группу договоров как источников международно-правовой охраны окружающей среды составляют международные договоры экологического содержания. Среди них одну подгруппу образуют договоры эколого-комплексного, другую — эколого-ресурсового направления.
Заключение
В заключение хочу отметить, что на данный момент охрана окружающей среды реализеутся как нравственная задача, но пока в сознании людей не произошла та революция, которая помогла бы сберечь природу. Перед экологическим правом стоят две важные задачи: воспитание в человеке экологического правосознания и регулирование природопользования. Решение первой задачи можно осуществить путем введения общего и профессионального обучения в школах, вузах. Сейчас на этапе развития экологических отношений, когда люди бесконтрольно относится к потреблению природных ресурсов, ничего не остается, кроме правового регулирования и предъявления санкций к нарушителям экологического законодательства.
Список литературы
1 Веденин Н.Н. Экологическое право: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Право и закон, 2000. С. 18.
2 Ерофеев Б. В. Экологическое право (учебник для вузов). – М.: Юриспруденция, 1999.
3 Официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области [Электронный ресурс] URL: https://mprso.midural.ru/article/show/id/1145
4 Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосование 12 декабря 1993 года. :– Режим доступа: [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|
