Аннотация: В данной статье раскрыто понятие и история появления такого явления, как «Ржавый пояс». Рассмотрены примеры промышленных индустриальных городов в США, пришедших в упадок. Показан пример Американского города Питтсбурга, который благодаря преобразованию смог продолжить свое дальнейшее существование как город инноваций. Также приведены примеры преобразования промзон в городах Европы.
Рассмотрены проекты по редевелопменту заброшенных промышленных зон в г. Москва, таких, как «ЗИЛАРТ», Кластер «Арма», «Серп и Молот».
Ключевые слова: Ландшафтная архитектура, «Ржавый пояс», Детройт, Питтсбург, реновация, застройка, ревитализация, джентрификация, Венские газометры, «Остров машин», комплексное развитие территорий, промзона, «ЗИЛАРТ», Кластер «Арма», «Серп и Молот».
Annotation: This article reveals the concept and history of the appearance of such a phenomenon as the»Rust belt». Examples of industrial industrial cities in the United States that have fallen into decline are considered. The example of the American city of Pittsburgh, which thanks to the transformation was able to continue its further existence as a city of innovation, is shown. Examples of transformation of industrial zones in European cities are also given.
Projects on redevelopment of abandoned industrial zones in Moscow, such as «ZILART», «ARMA» cluster, «hammer and Sickle» Are considered.
Keyword: Landscape architecture, «Rust belt», Detroit, Pittsburgh, renovation, development, revitalization, gentrification, Vienna gas meters, «Island of machines», integrated development of territories, industrial zone, «ZILART», cluster «ARMA», «hammer and Sickle».
Прежде чем приступить к рассмотрению, непосредственно, ландшафтной архитектуры «Ржавого пояса», присущей современной Москве, рассмотрим само понятие и причины возникновение такого явления, как Ржавый пояс».
Понятие «Ржавый пояс» (англ. Rust Belt) возникло в 70-х годах 20в. в США, которое также известно под названиями «Индустриальный пояс» или «Фабричный пояс», обозначает территорию части Среднего Запада и восточного побережья США, в котором с начала промышленной революции и до 1970-х гг. были сосредоточены производственные мощности американской тяжелой промышленности[4].
Своим появлением «Ржавый пояс» (тогда еще называвшийся «Стальной пояс», так как на его территории находились сталелитейные и сопутствующие производства) обязан промышленной революции в США в 19в., когда вместе с индустриальным развитием формировались крупные городские агломерации, к примеру, Детройт, Питтсбург, и др. Однако со временем начался упадок региона, менялась ментальность жителей США и начался процесс субурбанизации.
Кроме этого, роль в упадке «Стального Пояса», и превращения его в «Ржавый» сыграла и научно-техническая революция, которая привела к внедрению нового автоматизированного промышленного оборудования, а также к тому, что число рабочих на предприятиях сокращалось. Еще одним фактором стал кризис 1970-х годов, когда многие люди потеряли работу. В итоге начался массовый отток населения, запустение и упадок этих промышленных городов[4].
Попытки оживления этих failed cities (городов-неудачников, городов-банкротов) стали предприниматься лишь десятилетия спустя, уже в XXI веке. В некоторых случаях это удавалось. Например, столицу стальной империи Карнеги Питтсбург удалось частично реанимировать под лозунгом «Новым идеям — старые здания». Здесь появились центры разработок Google и Uber, находятся штаб-квартиры сразу нескольких компаний, занимающихся работотехникой.
Аналогичная ситуация сложилась в Акроне. Бывшая шинная столица мира превратилась в крупнейший в стране центр разработки и производства полимеров. В Баффало, штат Нью-Йорк, на месте металлургического комбината компании Republic Steel открылась вторая гигафабрика Tesla, производящая фотоэлектрические элементы и панели. В Бетлехеме, штат Пенсильвания, флагманское предприятие корпорации Bethlehem Steel превратили в развлекательно-игорный центр Sands[4].
Есть и другие примеры более-менее успешной ревитализации и джентрификации депрессивных районов «Ржавого пояса», но в общей массе ситуация по-прежнему остается печальной, как например в Детройте. Если в период расцвета в городе и его пригородах расположились заводы «Форд», «Дженерал Моторс», «Додж», «Крайслер», «Паккард» то в 2013 году дело дошло до банкротства, и в настоящее время город находится в упадке[4].
Стоит отметить, такое явление, как заброшенные промзоны характерно не только для США. На сегодняшний день существует множество аналогов «Ржавого пояса» по всему миру.
Возвращение промзон в полноценное городское использование немыслимо без развития общественной и культурной функции. Это так же значимо, как вывод самого производства и застройка новой недвижимостью. Сохраняемая индустриальная архитектура, вновь создаваемые парки и арт-кластеры позволяют бывшим пром территориям обрести качество городского центра, куда горожане устремляются за культурными событиями, разнообразной, интересной городской средой.
Здесь в качестве примера можно привести историю Венских газометров, где четыре огромных газгольдера диаметром 60 метров и высотой в 70 метров были приспособлены для накопления сжиженного газа. Долгое время Венские газометры служили для бытовых нужд горожан и уличного освещения, однако во второй половине XX века Вена перешла на использование природного газа и газометры стали больше не нужны[5].
В 1995 году власти Вены решили подарить Венским газометрам вторую жизнь, переоборудовав их под современные нужды города. Конкурс на перестройку газометров выиграли архитектурное бюро Coop Himmelb au. Архитекторы сохранили исторический облик зданий, накрыв их стеклянными куполами, а внутренние помещения разделили на несколько зон: жилую, офисную и развлекательную. Сейчас Венские газометры можно смело назвать городом в городе. Четыре «крепости» соединены воздушными мостами и переходами. Внутри комплекса расположилось студенческое общежитие, жилые квартиры, отделения банка, магазины, кинотеатр и даже свой собственный концертный зал, рассчитанный на 2-3 тысячи человек[5].
То же самое можно сказать и про «Остров машин», появившийся во французском городе-порте Нант в XXI веке, который изначально был одним из крупнейших портов во всей Франции. Однако в 2004 году городские власти решили преобразить заброшенную с 1987 г. верфь общей площадью 337 гектаров. Реконструкцией «острова» занялась компания La Machine. По замыслу разработчиков проекта, верфь, расположенная на берегу реки Луара, должна была стать центром притяжения не только жителей Нанта, но и туристов. Реализация проекта еще продолжается, однако уже сегодня можно сказать, что мечты проектировщиков стали реальностью[5].
Вдохновением для создания «Острова машин» послужили сочинения писателя Жюля Верна, известного жителя Нанта, а также промышленная история самого города. Благодаря работе Деларозьера и Орефиса заброшенная верфь превратилась в удивительный мир механических животных и растений. На острове обитает «Великий слон», карусель «Морские миры», желающие могут посетить музей механических машин, где рассказывается история создания экспонатов «Острова машин». В зимнее время здесь проводятся рождественские ярмарки. Кроме того, круглогодично рядом с парком машин работают кафе, рестораны, выставочные павильоны и ночные клубы.
Сейчас специалисты продолжают работу над главным проектом парка — «Деревом цапель». Предполагается, что посетители смогут ходить по ветвям 50-метрового дерева и сидеть в тени крыльев птиц[5].
Не отстает от США и Европы столица России – г. Москва, почти пятую часть старых границ которой занимают промышленные зоны. С одной стороны, для города это большая проблема, но с другой — огромный ресурс развития. Власти пришли к выводу, что часть этих зон подлежит редевелопменту и застройке кварталами со смешанными функциями. На реорганизацию таких территорий выигрывают тендеры лишь лучшие специалисты по ландшафтной архитектуре[3].
Ландшафтная архитектура работает над всеми типами сооружений и внешнего пространства — большого или малого, городского, пригородного и сельского. Они используют в своей работе как «твердые» (построенные), так и «мягкие» (засаженные) материалы. Особое внимание при этом уделяет экологической устойчивости.
Ландшафтная архитектура занимается различными видами деятельности[6]:
–Планирование регионов;
–Городское планирование;
– Усовершенствование или развитие районов;
–Парки и зоны отдыха (садово-парковая архитектура);
–Экологическое планирование окружающей среды, и др.
В ряде промзон г. Москвы будут развиваться деловой и промышленный сегменты в виде промышленных парков, индустриальных парков, конгрессно-выставочных комплексов, научных, производственных и творческих и производственных кластеров. Проект комплексного развития территорий будет представлен на Петербургском международном экономическом форуме.
При грамотной реализации проекта, бывшие промышленные зоны станут новыми центрами притяжения, а на месте «Ржавого пояса» столицы разместиться современный город-сад[7].
Далее рассмотрим наиболее интересные примеры ревитализации промзон Москвы в культурные ландшафты.
В качестве одного из примеров успешного редевелопмента можно привести уникальный парк, общей площадью около 10 га, включающей строительство жилого микрорайона «ЗИЛАРТ», на территории бывшего автозавода ЗИЛ (проект голл. арх. Дж. Ван Эйка). Архитектурным центром парка является пергола (навес) длиной 1,3 км, который является одновременно смотровой площадкой, беседкой, а также прогулочной зоной[2].
Торгово-развлекательная инфраструктура на территории парка размещена в 12 павильонах внутри данного арт-объекта. Также на территории парка располагается пруд, общей площадью более 3000 м2 с пятиступенчатой системой очистки воды. Зимой на месте пруда оборудуется ледовый каток.
В качестве следующего примера можно привести преобразование территории бывшего газового завода «Арма (проект арх. бюро «Сергей Киселев и партнеры»). Кластер «Арма» на данный момент является благоустроенной обширной территорией в центре г. Москвы, которая располагается поблизости с набережной Яузы и Садовым кольцом. Теперь на территории бывшего завода можно увидеть пешеходную зону, вело- и авто- парковки, прилегающая территория также благоустроена[7].
В качестве еще одного примера (пока еще проекта) редевелопмента промышленных зон в г. Москве можно привести преобразование промышленной зоны «Серп и Молот», общей площадью около 58 га, где планируется жилой городской район с социальной инфраструктурой, так как предполагается строительство школы, детских садов, поликлиники, паркингов, офисов и прочих коммерческих объектов.
Также планируется медиацентр (172 тыс. м2), Дом культуры и музыки, который станет местом притяжения не только жителей нового района, но возможно, всего города Москвы.
Итак, как можно увидеть, реорганизация заброшенных промышленных зон, которые долгое время являлись большой проблемой не только для муниципалитета, но также и для жителей города, сегодня набирает обороты, и позволяет создавать новые островки комфортной, благоустроенной, современно-ориентированной жизни.
Список литературы
- Руководство по выполнению Конвенции об охране всемирного наследия. ЮНЕСКО, 1992 [Электронный ресурс]. URL: http://whc.unesco.org/archive/opguide-rus.pdf (дата обращения: 12.12.2019);
- Культурный ландшафт. [Электронный ресурс]. URL: https://obrazovaka.ru/geografiya/kulturnie-landshafty-s-primerami.html (дата обращения: 12.12.2019).;
- Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы. [Электронный ресурс]. URL:https://stroi.mos.ru/ (дата обращения:12.12.2019).
- https://fishki.net/2525449-rzhavyj-pojas-zabvenija-kak-v-ssha-pogibla-tjazhelaja-promyshlennosty-a-vmeste-s-nej—desjatki-gorodov
- https://archsovet.msk.ru/article/aktualno/promzony-evropy-kul-turnaya-reinkarnaciya
- https://arhi1.ru/landshaft/arhitektura-landshafta
- https://www.irn.ru/articles/40636.html
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|
