Психологи-педагоги работают в основном работают в одной из двух широких областей: научной психологии или прикладной психологии. Научные психологи исследуют физические, эмоциональные, социальные, когнитивные и биологические основы человеческой мысли и поведения. Они часто проводят эксперименты и могут работать в колледже или университете, школе и других образовательных организациях.
Становление профессионализма педагога-психолога специалисты рассматривают как непрерывный, целенаправленный процесс самоорганизации его личностно и деятельностно-обусловленных компонентов до уровня, позволяющего принимать ответственные решения об условиях, способах и средствах достижения индивидуально выраженного, гармоничного для каждого ребенка уровня психического развития.
Профессиональное развитие, также упоминаемое как профессиональное обучение педагогов-психологов, уже занимающихся профессиональной практикой, представляет собой процесс формирования необходимой базы знаний и навыков, необходимых психологам для эффективного выполнения своей роли. Это предполагает не только ознакомление с новыми теоретическими идеями и предложениями в области оказания психологической помощи учащимся, но и их опробование и обучение тому, как сделать их более эффективными в рамках своей деятельности.
Постоянное осмысление, оценка и анализ психологами своей собственной практики являются необходимыми элементами их профессионального развития, поскольку они могут помочь им в повышении эффективности своей работы (подход, основанный на обучении на практике, предложенный Уитфордом, 1994 г.). Действительно, критический подход, анализ педагогического опыта и мотивация к внесению изменений и усовершенствований имеют важнейшее значение для профессионального развития педагогов-психологов.
Профессиональное развитие и обучение не являются синонимами. Подготовка педагогов-психологов направлена на то, чтобы помочь им овладеть необходимыми психологическими и педагогическими знаниями и навыками. Например, как использовать тот или иной цифровой инструмент и интегрировать его в конкретный урок, как проводить занятия со смешанными способностями, как переворачивать класс и т.д.
Профессиональное развитие включает в себя обучение, но при этом особое внимание уделяется тому, чтобы педагоги-психологи лучше понимали, в каких условиях они осуществляют свою деятельность и как применять такие практические навыки в этих условиях. Это объясняется тем, что работа педагога-психолога — это сложная работа, требующая большей гибкости и творческого подхода, чтобы успешно справляться с неожиданными ситуациями и удовлетворять потребности различных учащихся в каждом классе. Таким образом, цель профессионального развития заключается в том, чтобы помочь педагогам научиться корректировать свою деятельность в соответствии с личностными потребностями своих учеников, понимая «почему» или рационально объяснять любое педагогическое решение или выбор, связанные с их учебным контекстом.
Поэтому эффективное профессиональное развитие должно побуждать педагогов-психологов экспериментировать с новыми идеями или инструментами в условиях их деятельности, размышлять над тем, как это сказывается на развитии их учеников, принимать дальнейшие решения для достижения поставленных целей и обмениваться опытом. Его элементы должны включать проведение рефлексивных дискуссий на основе предыдущего и нынешнего опыта работы в классе, совместное обучение, ведение рефлексивных дневников/журналов или портфолио, а также деятельность под руководством педагоги-психологи, которая открывает многочисленные возможности для выбора педагоги-психологи, его автономии и активного обучения.
На современном этапе школы, колледжи и университеты предоставляют педагоги-психологим возможности обучения без отрыва от работы в рамках запланированных программ, направленных на удовлетворение их потребностей (формальное профессиональное развитие). Но профессиональное развитие также может быть инициировано самим собой (неформальное). Существует множество ресурсов, к которым педагоги-психологи могут обратиться, если они хотят профессионально развиваться. К ним можно отнести, например, самонаблюдение посредством самонаблюдения (видеозапись), чтение книг, статей в журналах, связанных с преподаванием, посещение онлайновых курсов, участие в конференциях по повышению квалификации, проведение практических исследований и т.д.
Развитие личности или саморазвитие означает обладание личными сильными сторонами и характеристиками, которые помогают педагогам-психологам определить и осмыслить свою практику и самих себя как личностей. Это достигается путем развития необходимых жизненных навыков, которые могут помочь им расти как в своей профессии, так и за ее пределами.
Существует целый ряд жизненных навыков, которые помогают педагогам-психологам справляться с проблемами повседневной жизни. Организованность, решение проблем, вовлечение учеников и забота о них являются одними из ключевых жизненных навыков, которые необходимы педагогам-психологам в этой профессии.
В процессе осуществления своей профессиональной деятельности педагоги-психологи нередко сталкиваются с проблемой профессионального выгорания.
Профессиональное выгорание – это истощение психологических и физиологических ресурсов человека, которое связано с негативными переживаниями при выполнении рабочей деятельности.
В современном обществе взгляд на эту проблему кардинально изменился. В 70-е годы ХХ века, когда профессиональное выгорание как проблему только начали изучать, считалось, что в первую очередь ему подвержены представители профессий, чья работа требует постоянного контакта с людьми. К таким профессиям относили педагогов, медицинских и социальных работников. Считалось, что люди этих профессий истощают себя, отдавая свое внимание и силы другим, сочувствуя им, принимая близко к сердцу их проблемы. Но исследования последних лет указывают на то, что риску профессионального выгорания подвержены абсолютно все. Сегодня говорят о профессиональном выгорании трейдеров, сотрудников корпораций, СМИ, продавцов. Также это состояние может встретиться у людей, чья деятельность не связана с жестким рабочим графиком или в тех случаях, когда человек формально не работает (студенты, волонтеры, домохозяйки и т.д.). Это объясняют изменениями в стиле работы современного человека. Профессия отнимает все больше времени, к сотрудникам предъявляются все новые и новые требования, но в то же время взамен им обычно не предоставляется достаточная поддержка или стимул для достижения более высоких целей. В результате для многих работа превращается в утомительную рутину – комплекс действий, которые человек обязан повторять изо дня в день, не получая от этого никакого удовольствия. В наше время также стало понятно, что выгорание поражает людей, независимо от их возраста или трудового стажа.
Если раньше считалось, что такое расстройство случается у людей, проработавших более 10 лет, то есть в возрасте после 30-40 лет, то в наши дни известны случаи профессионального выгорания даже у 20-летних сотрудников. И все больше исследователей говорят о том, что в современном обществе профессиональное выгорание чаще случается у молодых людей, нежели у предпенсионного возраста. При достижении определенного уровня психоэмоциональной дестабилизации работники неосознанно пытаются обезопасить, защитить себя. Часто у молодых специалистов это происходит быстрее, чем у работников старшего возраста. Данное явление происходит потому, что на молодых специалистов приходится большая нагрузка и высокие требования, также высоки личностные ожидания.
Профессиональное выгорание – это защита нашей психики от различных неблагоприятных факторов, которые воздействуют на человека в процессе выполняемой рабочей деятельности. Часто это вызывает хронический стресс и синдром хронической усталости. Эти два состояния усугубляют друг друга. По мнению специалистов, это главное условие, вызывающее профессиональное выгорание.
Профессиональное выгорание каждый переживает по-своему, однако есть ряд общих признаков. Все начинается с ощущения перегрузки и разочарования результатами своей работы. Чтобы человек ни делал, ему кажется, что этого недостаточно. В результате со временем разочарование усиливается, появляется гнев, чувство истощения и беспомощности. Если это состояние вовремя не остановить, эмоциональные расстройства могут перерасти во вполне реальные болезни. На профессиональное выгорание также могут указывать симптомы, которые поначалу бывает даже трудно связать с работой. Тем не менее при таком нарушении у многих появляются проблемы со сном, головная боль, несварение, хроническая усталость, апатия, повышается артериальное давление, снижается иммунитет. Похожие симптомы могут появляться и на фоне обычного переутомления. Но если это так, то сотруднику хватит недельного отпуска, чтобы вернуться в норму. А в некоторых случаях бывает достаточно просто хорошенько отоспаться и отдохнуть на выходных. Но если отпуск заканчивается, а раздражение, депрессия, нежелание возвращаться на работу и трудности с концентрацией не проходят – это самое настоящее профессиональное выгорание.
Специалисты уверены, что профессиональное выгорание – это сложный процесс, который не возникает внезапно, а может развиваться месяцами и даже годами. Поэтому, чтобы не допустить его развития, необходимо заниматься профилактикой профессионального выгорания.
В первую очередь необходимо провести коррекцию своего режима дня. Стоит найти баланс: работа – семья, работа — дом, работа – отдых. Каждый день выделять время на физические нагрузки, даже банальную прогулку, или медитации. Особое внимание необходимо уделить полноценному сну. Как утверждают, специалисты — если человек не выспался, он работает на 40-50% от своих возможностей.
Многолетние исследования проблемы профессионального выгорания позволяют сделать вывод, что те люди, которые постоянно повышают свой уровень квалификации, узнают что-то новое и применяют это в своей деятельности, реже подвержены данному синдрому. Это в полной мере касается педагогов-психологов. Успешные люди – это те, которые могут меняться в стрессовых ситуациях. В современном мире знания быстро устаревают. Если сотрудник не владеет современными технологиями, программами, методами автоматизации, то и работает он менее продуктивно, а значит – успевает меньше и больше устает. Некоторые сотрудники для преодоления выгорания на работе пытаются полностью отстраниться от происходящего, сводят к минимуму общения с коллегами и клиентами, работают строго по инструкциям и не желают делать что-то больше или лучше. Другие наоборот развивают неконтролируемую одержимость работой, даже при всех приобретенных недугах и проблемах со здоровьем, стремятся доказать всем и самому себе, что под контролем.
Оба эти варианта усугубляют положение и могут привести к появлению новых проблем, в том числе со здоровьем. Полная отстраненность от работы может привести к потере клиентов и самой работы, упадку в бизнесе. Стремление преодолеть себя, нагрузив еще большим объемом работы, приведет с ускоренному сгоранию и переходу к следующим стадиям синдрома.
Если проблема профессионального выгорания стоит очень остро и решить ее простыми методами не удается, то есть повод задуматься о смене работы или даже смене профессии. Главное – разобраться в себе и найти причины выгорания, тогда справиться с проблемой получится намного быстрее и проще.
Список использованной литературы
- Анастази А. Психологическое тестирование: Кн. 1 / Под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского; Пер. с англ. — М., 2012.
- Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе. — Ярославль, 2018.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. — М., 2019.
- Бодалева АА., Солина В.В. Общая психодиагностика. — М., 2017.
- Вульфов Б.З… Харькин В.Н. Педагогика рефлексии. — М., 2015.
- Рабочая книга педагога — психолога: Пособие для специалистов, которые работают с персоналом / Под ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача, Л.Г. Лаптева. – М.: Изд-во ИП, 2016.
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|
