Организационная культура — это междисциплинарное направление исследований, которое находится на стыке нескольких областей знания, таких как менеджмент, организационное поведение, социология, психология, культурология. Именно многодисциплинарность данной концепции, её уникальная интегративная сущность, с одной стороны, создают при её рассмотрении определённые сложности познавательного плана, а с другой — дают возможность грамотно и эффективно управлять предприятием.
Многие западные и российские предприниматели пришли к выводу, что процветает та фирма, в которой создан сплоченный коллектив, где сломлены иерархические перегородки, где каждый кровно заинтересован в общем успехе, ибо от этого зависит его материальное благополучие. Быстрее всех поднимается и развивается та организация, коллектив которой имеет хорошо развитую организационную культуру.
Однако в России процесс формирования, развития и поддержания организационной культуры носит специфический и самобытный характер в силу национальных особенностей, особого исторического пути развития и сложившегося в результате этого особого стиля управления.
Приобретенное в рамках национальной культуры ею и поддерживается, и развивается, а при перенесении на другую «почву» может потерять эту поддержку и в конечном итоге не состояться. Национальная культура в данном контексте определяет то, как люди выполняют различные роли в жизни данного общества.
Данная тема остаётся новой и пока не получила полного систематического отражения в литературе. Большинство работ, публикуемых в периодических изданиях, лишь поверхностно рассматривают аспекты становления и развития организационной культуры в России и представляют собой в основном переработанное изложение иностранных источников.
В современной литературе существует довольно много определений понятия организационная культура. Как и многие другие понятия организационно-управленческих дисциплин, концепция организационной культуры не имеет универсального определения. Возможны лишь разнообразные функциональные описания культурной области, которые всякий раз формулируются в зависимости от конкретных целей исследования, но целостного — сущностного — определения культуры, получившего общепризнанное распространение, нет.
Так, влияние национальной культуры и субкультур на состояние культуры в организации определяется различными параметрами.
Отношение к природе. В разных странах по-разному относятся к природной среде. Это либо регуляция ее состояния (удобрения, дамбы, регулирование выбросов), либо приспособление к ней. Активную позицию занимают чаще всего западные страны, но в последнее время из-за сильного влияния человека на состояние среды активные изменения должны проходить тщательную проверку и соответствовать экологическим нормативам, учрежденным законодательством.
Отношение к времени. В разных странах время воспринимается по-разному. Западная традиция рассматривает его как ограниченный ресурс, восточная – как неограниченный. Различия концепций на практике выливаются в отношение персонала и руководства к опозданиям и срывам сроков заказов. Если на востоке, например, в Кувейте, опоздание в 15 минут не считается существенным, то в западных странах из-за такого может сорваться сделка.
Коллективизм или индивидуализм. Культуры стран подразделяются на коллективистские и индивидуалистские в зависимости от господствующих в стране ценностей (чему отдается приоритет: индивидуальности граждан или общественной солидарности). Чем сильнее индивидуализм, тем ярче поведение работников будет тяготеть к самостоятельности.
Отношение к формальным процедурам. Некоторые национальные культуры предписывают строгое соблюдение формальностей (Корея, Латинская Америка, Россия). Другие культуры больше придают значение личным договоренностям (США). Организационные культуры будут отличаться по уровню формализации процессов и характеру отношений с партнерами.
Деловые встречи. Переговоры в разных странах проводятся по-разному. На востоке обычно к сути дела переходят не сразу и долго обсуждают посторонние темы. Также возможно проведение особых ритуалов и соблюдение прочих формальностей. На западе предпочитают сразу переходить к делу без долгих предисловий.
Язык. Знание национальных языков в ряде стран, где есть антиамериканские настроения, могут помочь в проведении переговоров и повысят уровень доверия к организации.
Религиозные нормы. При формировании культуры организации некоторые особенности религии могут стать доминирующими. Религия может оказывать влияние на рабочий график (рабочая неделя в Израиле начинается в воскресенье, в других странах – в понедельник; для мусульманских стран актуальны перерывы для молитв и т.д.). Религия может влиять на одежду (платки у женщин в мусульманских странах), на поведение работников (соблюдение норм аскетизма или умеренности).
Отношение к нормам законодательства. В некоторых странах любое отступление от законодательных норм строго карается, в других – мелкие нарушения считаются неизбежными.
Лучше разобраться в своеобразии национальных культур может помочь система переменных, которые влияют на формирование национальной культуры в целом.
В этой системе выделяют:
— отношение к семье, пути создания семьи, обучения детей в рамках семьи;
— образование;
— экономика;
— политика;
— специфика религии;
— социализация (принципы создания социальных групп); здравоохранение;
— система отдыха.
Эти составляющие влияют на общее состояние национальной культуры, а через нее – на состояние культуры организации. В зависимости от специфики положения культуры в стране будет меняться поведение работников и руководителей.
К примеру, американский ученый Г. Льюис провел исследование национальных культур в разных странах. Это исследование может служить хорошей иллюстрацией различия культур по национальным признакам. Льюис разделил культуры приблизительно на три группы:
- Ориентированные на задачу, моноактивные, четко планируют процессы.
- Ориентируются на людей, полиактивные, общительные.
- Ориентированные на уважение, интровертные, реактивные.
Моноактивные культуры подразумевают, что жители всегда делают только одно дело сразу, концентрируют на нем свое внимание, заранее составляют график выполнения. Системность и структурность подхода подразумевают, что эффективность работы будет выше, чем при других подходах. Ярким примером служат немцы.
Полиактивные культуры подразумевают, что люди не слишком концентрируются на графиках, схемах, расписаниях, пунктуальности. Люди в таких странах ориентируются на реальное положение вещей, а не на теоретические графики и расписания. Ярким примером служат бразильцы, аргентинцы.
Реактивные культуры подразумевают, что люди в них реже сами провоцируют какие-то действия, больше слушают, чем говорят сами. Они тщательно анализируют ситуацию, не прерывают рассказчиков во время презентаций или речей. Они не торопятся давать ответ, а во время ответа не сразу высказывают четкое мнение. Они тщательно проясняют все детали. Основная коммуникация в таких культурах базируется не только на словесном выражении, но на невербальном общении. Ярким примером могут служить японцы или финны.
Итак, национальные особенности в культуре проявляются как приверженность ценностям, установкам, убеждениям, нормам, которые соблюдает большинство жителей страны. При доминировании одного, официального типа культуры в организации возможно существование разных субкультур со своей спецификой (например, если коллектив этнически разнообразный). Оба типа культур (национальная и субкультуры) влияют на поведение работников, а через него – на общее состояние культуры в организации.
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|
