Содержание
Введение
Нормы экологического права
Заключение
Список литературы
Введение
Как известно, экологическое право является самостоятельной отраслью права, которое регулирует отношения социума и государства с окружающей средой. Основными нормативно-правовыми актами в данной области считаются конституция РФ и ФЗ №7 от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды».
Окружающая среда, в рамках данной области научного знания, понимается как часть природной среды, которая подвергается воздействию со стороны человека. Понятие природная среда в юридической литературе понимается объективная реальность, которая существует как независимый от человека результат развития эволюции.
Природа и окружающая среда существуют в рамках природной среды в рамках которой существует человек.
Но что такое норма экологического права, ответ на этот вопрос рассмотрим более подробнее.
Нормы экологического права
Норма права – это юридически зафиксированные правила о дозволенных рамках взаимодействия субъектов права.
Под нормами экологического права понимают правила поведения, которые регулируют дозволенные рамки действия по охране и использованию окружающей природной среды.
Как известно, нормы экологического права делятся на три группы:
— отраслевые (охрана и использование отдельных природных объектов — земли, недр, вод, лесов и т.д.);
— комплексные (охрана и использование природных комплексов, природной среды в целом);
— экологизированные (нормы других отраслей права — административного, уголовного и др.).
По характеру обязательности нормы подразделяются на:
— императивные — носящие категорический характер, требование которых не может быть изменено;
— диспозитивные — предоставляющие участникам отношений право самим путем соглашения определять круг и объем прав и обязанностей.
С точки зрения содержания выделяются технико-юридические нормы, нормы технического содержания. По форме это юридические нормы, по содержанию — технические правила (СанПиНы, СНиПы и т.п.).
Экологические императивы по своему содержанию подразделяются на следующие виды: предупредительные, запретительные; восстановительные (компенсационные); карательные; поощрительные; управомочивающие; разрешительные; обязывающие.
Правоотношение — это возникающее в соответствии с требованиями норм права общественное отношение, участники которого имеют субъективные права и юридические обязанности, гарантируемые государством.
Экологическим правоотношением считаются общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы и урегулированные нормами экологического права. Основаниями возникновения правоотношений являются юридические факты.
Содержание правоотношений составляют субъективные юридические права и обязанности, которые в конечном итоге зависят от состава участников правоотношения и объекта этого отношения.
Субъектами экологических правоотношений можно считать государство, юридические лица, физические лица, хозяйствующие субъекты. Объектами — природные объекты и комплексы.
Источники экологического права. Нормативные правовые акты являются одним из источников права в науке юриспруденции наряду с другими источниками (правовые обычаи, судебные прецеденты). Нормативные акты подразделяются на две основные группы: законы и подзаконные акты.
Источниками права являются: международные документы, Конституция РФ; конституционные законы; федеральные законы; акты Президента РФ (указы, распоряжения); акты Правительства РФ (постановления, распоряжения); нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств. Законодательство субъектов РФ: конституции, уставы субъектов РФ; законы субъектов РФ; акты глав субъектов РФ; акты органов исполнительной власти субъектов РФ; акты местного самоуправления.
Так, при рассмотрении дел, связанных с соблюдением требований ст. 8.2 КоАП РФ, надзорные органы должны представить все доказательства того, что нарушение имело место[2]. Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями свидетелей, заключениями экспертов, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Кроме внешних признаков нарушений требований при обращении с отходами, должны быть доказательства наличия самих отходов и/или операций по обращению с отходами.
Но не всегда контролирующие органы утруждают себя поиском доказательств правонарушений. А порой и выдумываются несуществующие правонарушения. Приведем красноречивый пример на эту тему. В данном примере также примечательно наказание, назначенное после изменения законодательства.
В отношении Общества в ноябре 2014 г. Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства, по результатам которой выявлены следующие правонарушения:
1) в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — ПНООЛР) и в документе об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — документ об утверждении НООЛР) не учтены два вида отходов: «всплывшие нефтепродукты из нефтеловушек и аналогичных сооружений» и «отходы (шлам) при очистке сетей, колодцев дождевой (ливневой) канализации»;
2) не представлены паспорта опасных отходов для двух вышеуказанных видов отходов;
3) не представлен Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами (далее — ППК), согласованный с органами исполнительной власти [3].
Государственный инспектор, проводивший проверку, в марте 2015 г. тремя постановлениями (за каждое выявленное нарушение) привлек Общество к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, назначил штраф по 150 000 руб. за каждое из правонарушений.
Решением Преображенского районного суда г. Москвы от 30.09.2015 постановления должностного лица были изменены: назначено одно административное наказание в виде штрафа в размере 150 000 руб., но в остальной части жалоба Общества не была удовлетворена.
В октябре 2016 г. Общество подало повторную жалобу, дело было возвращено на новое рассмотрение, во время которого Общество обратило внимание на следующие важные обстоятельства.
Прежде всего, материалы дела не содержат доказательств фактического выявления в процессе деятельности Общества указанных видов отходов. Как заявил в суде представитель Общества, эти отходы в хозяйственной деятельности Общества не образуются, что подтверждает документ об утверждении НООЛР, утвержденный Департаментом Росприроднадзора по ЦФО.
Суд отметил, что согласно акту проверки и протоколу об административном правонарушении перечень образующихся видов отходов определен государственным инспектором «в ходе изучения документов и процесса хозяйственной деятельности Общества». В своем решении суд указал, что, исходя из презумпции невиновности (ст. 1.5 КоАП РФ), орган, проводящий проверку, обязан установить факт образования конкретных отходов и представить доказательства фактического образования отходов, полученные в соответствии с процессуальными нормами.
Доказательствами могут быть в том числе протоколы осмотра помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, протоколы взятия проб и образцов, экспертиза взятых проб.
Подобные доказательства наличия выявленных видов отходов в материалах представлены не были. Соответственно, Общество было обязано составлять паспорта только для тех отходов, которые образуются в процессе его деятельности. Таким образом, факты первых двух правонарушений судом подтверждены не были.
Что касается третьего правонарушения, выводы государственного инспектора об отсутствии ППК не соответствуют действительности, т.к. на момент проведения проверки у Общества имелся ППК (хотя и не согласованный с органами исполнительной власти). Но самое главное — постановление по этому правонарушению было вынесено в период, когда норма об обязанности представления ППК утратила силу [2], т.е. Общество было привлечено к ответственности за нарушение обязанности, которая на момент рассмотрения дела не была законодательно установлена.
Согласно ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение или иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, т.е. распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Решение суда: постановления должностного лица были признаны незаконными и отменены [7].
Заключение
В завершение своей работы хотелось бы отметить, что все-таки, несмотря на все попытки государства и правительства оздоровить окружающую среду, экологические отношения продолжают развиваться в неблагоприятном для природы и общества направлении.
Промышленные предприятия в погоне за сверхприбылью пытаются всячески обойти нормы экологического права. К сожалению, контролирующие органы не могут или не хотят применять к нарушителям должные меры взыскания. Безнаказанность и безответственность чиновников всех уровней пагубно скажется на экологической ситуации в стране и соответственно на здоровье настоящего и будущего поколений людей.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосование 12 декабря 1993 года. :– Режим доступа: [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
- Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ (последняя редакция)
- Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ (последняя редакция)
- Дубовик О.Л., Жалинский А.Э. «Причины экологических преступлений», М., 2017г
- Ерофеев Б.В. «Экологическое право России»; учебник; М., «Юристъ», 2016 г.
- Лекции по экологическому праву. СПК, 2016 г, преподаватель Коровина Т.В.
- Окружающая среда: Энциклопедический словарь-справочник, М., 2013 г.
- Решение Преображенского районного суда г. Москвы от 19.12.2016 по делу № 12-2182/2016
- Сборник нормативных актов по экологическому праву РФ, М., 2015 г.
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|
