Образование — один из важнейших социальных институтов современной цивилизации. Качество образования оказывает решающее влияние как на темпы технического, экономического и политического прогресса, так и на состояние культуры и духовности в обществе и, наконец, на благосостояние личности.
Объявленная сегодня в стране новая культурно-образовательная стратегия признает образование приоритетным направлением государственной политики и рассматривает его как один из решающих факторов экономического и социального прогресса, мощное средство сохранения, развития и передачи из поколения в поколение духовных богатств, накопленных человечеством [4, 2].
В то же время основные направления, рассматриваемые русской философской и культурной мыслью, должны стать основой для выработки стратегического направления и деятельности современного общества. К наиболее существенным признакам, характеризующим новый этап развития системы образования в нашей стране, следует отнести, прежде всего, принципиально новый подход к оценке роли и места человека в мире, во всех сферах жизни общества.
Она заключается в переходе от деклараций и лозунгов, провозглашавших всестороннее и гармоничное развитие личности как самоцель, к осознанию того, что человеческая жизнь является высшей ценностью в мире, а система образования должна быть адаптирована не только к потребностям государства, но и к растущим образовательным, социокультурным и духовным потребностям личности, каждого человека. Именно отсутствие внимания к конкретной человеческой личности породило множество спекулятивных схем социальной реконструкции, в том числе реформ в сфере образования, которые вместо ожидаемого положительного эффекта привели к застою, идеологическому догматизму и, как следствие, к краху многочисленных образовательных парадигм, разрушающихся при соприкосновении с реальной жизнью. Почти неограниченная тенденция к национализации и механическому объединению школ всех типов привела к господству авторитарной педагогики, а значит, к формализму, отчуждению учащихся от учителей, снижению интереса к овладению знаниями и их качеству [1, 4].
Система образования, как и экономика, не избежала «валового» подхода. Он выдал соответствующий «продукт». Между тем, недостаточно научить людей продуктивно работать, но нужно научить их продуктивно мыслить.
Однако основной линией развития содержания образования сегодня является его фундаментализация. Она ориентирует организацию самого знания таким образом, чтобы выделить его фундаментальную составляющую. Это предполагает синтез элементов знаний конкретных наук как основы мировоззрения человека. Поэтому актуальность эволюционно-синергетической концепции для общеобразовательных учреждений очевидна: она способна подготовить учащихся к восприятию единой картины мира, решению проблемы смысла жизни.
Потребность в новом образовательном мышлении продиктована отчасти нынешним потребительским порядком.
В то же время хорошо известно, что качество и уровень продукции совпадают с культурой производителей, а последняя, заметим, во многом формируется системой образования. Отсюда социальная потребность в гуманитаризации и гуманизации сферы образования, направленной на воспитание индивидуальности в самом прямом и точном смысле этого слова. Как писал французский социолог Пьер Бурдье, «учебные заведения в своей совокупности, от организации строго индивидуальной работы, которую они предполагают, до классификационных схем, которые они развертывают, всегда отдают приоритет оригинальному в ущерб распространенному и стремятся через содержание преподаваемого материала и через манеру его изложения усилить тенденцию к индивидуализму…». Система образования, не умеющая этого делать, обрекает своих учеников в лучшем случае на ограниченный круг четко определенных обязанностей, но не на способность нестандартно мыслить и тем более принимать нестандартные решения. Если раньше первостепенной заботой социализации была адаптация подрастающего поколения к существующему порядку вещей, то теперь на первый план вышла задача подготовки молодежи к созданию нового общества, вписывающего усилия всего мирового сообщества в постиндустриальную цивилизацию [4].
В то же время, как отмечает академик Н. Моисеев, «какими бы сильными ни были тенденции к экономической интеграции, мир в ближайшие десятилетия останется разделенным и полным различных противоречий непредсказуемой остроты. Но это будет мир «нового индивидуализма», общество, которое будет стремиться к тому, чтобы индивид мог максимизировать свои творческие способности. Конечно, этот мир «нового индивидуализма» не означает возврата к пониманию индивидуализма как «каждый сам за себя». Напротив, это означает повышение личности до уровня личной ответственности за все, что происходит с ней и вокруг нее. Такой человек является основным элементом всех социальных изменений, которые происходят сегодня.
Следует подчеркнуть, что в условиях изменения социальной системы направление дальнейшего развития будет определяться ценностями общества [4].
Итак, формирование свободной и ответственной личности должно быть поставлено в центр всей системы образования. И если в условиях авторитарно-репрессивной культуры молодому поколению отводилась роль реципиента тех норм и установок, которые он задавал старшему поколению, то в современных условиях молодежь не признает такого автоматизма и неизменных ролей, зависящих от ситуации и дискредитирующих различные формы традиционной авторитарной культуры. [2, 3].
Список литературы
- Гагаев П. А. Культурно-исторический аспект развития отечественных философско-педагогических учений 18—20 веков : дис. … д-ра пед. наук / П. А. Гагаев. — Волгоград, 2015.
- Гагаев А. А. Русские философско-педагогические учения 18—20 веков / А. А. Гагаев, П. А. Гагаев. — М., 2012.
- Зеньковский В. В. История русской философии / В. В. Зеньковский.— Л., 2016. — Т. 1—2.
- Митина И. Д. Социокультурные парадигмы образовательной деятельности в общественно-политической мысли России конца 19 — начала 20 веков: философско-педагогический аспект : дис. … д-ра пед. наук / И. Д. Митина. — Ульяновск, 2014.
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|
