Судебные экономические экспертизы представляют собой процессуальное действие, проводимое в установленном законом порядке путем специализированного исследования экономической деятельности организации на основании финансово-хозяйственной документации, осуществляемого с использованием специальных знаний в области экономической науки с целью выявления фактических данных о совершении хозяйственных операций.[1]
Правовое регулирование обычно определяют как осуществляемое всей системой юридических средств, способов и методов воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения.[2]
Способы правового регулирования – это те приемы, которыми осуществляется правовое регулирование. Их содержание зависит от особенностей правовых норм, которыми осуществляется такое регулирование.
Юридические средства — это своеобразные юридические инструменты, с помощью которых осуществляется упорядочение общественных отношений и удовлетворение интересов субъектов права.[3]
К юридическим средствам относятся:
- Норма права – это общеобязательное правило поведения, исходящее от государства, закрепленное в определенной форме, регулирующее общественные отношения и обеспеченное к выполнению мерами государственного принуждения;
- Институт права – это система норм права, регулирующих общественные отношения определённого вида;
- Отрасль права – это совокупность связанных между собой норм, регулирующих общественные отношения в определенной сфере жизни общества;
- Правоприменительный акт – это официальный правовой документ, принятый уполномоченным органом (должностным лицом) в ходе решения конкретного юридического дела и содержащий индивидуально-конкретное властное предписание.
При проведении экспертизы эксперт (или эксперты) обязан руководствоваться существующими методиками, введенными в действие нормативно-правовыми актами, подтвержденными методической или учебной литературой либо разработанными самим экспертом. Но в любом из случаев при производстве экспертизы каждый эксперт (государственный либо состоящий в штате негосударственной экспертной организации) обязан выполнять положения следующих нормативно-законодательных актов, регулирующих производство судебной экспертизы:
- Федеральный закон № 73-ФЗ от 31.05.2001 г. «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»;
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации № 138-ФЗ от 14.11.2002 г.;
- Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации № 95-ФЗ от 24.07.2002 г.;
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации № 174-ФЗ от 18.12.2001 г.;
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях № 195-ФЗ от 30.12.2001 г..
Все перечисленные документы содержат:
- Описание порядка вызова эксперта в суд, к следователю, дознавателю для ознакомления с делом и консультации по вопросу назначения экспертизы;
- Описание случаев самоотвода (отвода) эксперта;
- Разъяснения прав и обязанностей эксперта, в том числе судебного;
- Разъяснения прав и обязанностей руководителя судебно-экспертного учреждения;
- Разъяснения прав и обязанностей специалиста;
- Основание и порядок назначения экспертизы;
- Процессуальные действия лица, назначившего экспертизу;
- Перечень ходатайств судебного эксперта;
- Условия назначения комиссионной экспертизы;
- Условия назначения комплексной экспертизы;
- Порядок допроса эксперта для уточнения, разъяснения и дополнительной экспертизы;
- Условия назначения дополнительной экспертизы;
- Условия назначения повторной экспертизы;
- Требования к структуре и составу заключения эксперта;
- Описание порядка оценки заключения судебного эксперта как доказательства.[4]
К специальным нормам, направленным на регламентацию судебно-экономической экспертизы, можно отнести:
- Федеральный закон № 127-ФЗ от 26.10.2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» –дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом. При подготовке дела о банкротстве к судебному разбирательству, а также при рассмотрении дела о банкротстве для решения вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд вправе назначить экспертизу, в том числе по своей инициативе;[5]
- Федеральный закон № 307-ФЗ от 30.12.2008 г. «Об аудиторской деятельности» – срок проведения плановой и внеплановой проверки качества работы аудиторской организации, проводящей обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, может быть продлен уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору не более чем на 20 рабочих дней. Основанием продления срока является необходимость проведения сложных и (или) длительных исследований, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц, уполномоченных на проведение плановой или внеплановой внешней проверки качества работы аудиторской организации;[6]
- Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 г. «О бухгалтерском учете» – для проведения экспертизы проектов федеральных и отраслевых стандартов при уполномоченном федеральном органе создается совет по стандартам бухгалтерского учета, который проводит экспертизупроектов федеральных и отраслевых стандартов на предмет:
- соответствия законодательству Российской Федерации о бухгалтерском учете;
- соответствия потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета;
- обеспечения единства системы требований к бухгалтерскому учету;
- обеспечения условий для единообразного применения федеральных и отраслевых стандартов.[7]
Использованная литература
- Правовые основы производства судебной экспертизы по оценке / А.Н. Корягин, И.А. Вишневская // Вопросы оценки. – 2012. – № 3. – 64 с;
- Судебно-экспертная деятельность: правовое, теоретическое и организационное обеспечение : учебник для аспирантуры по специальности 12.00.12 «Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность» / под ред. Е. Р. Россинской, Е. И. Галяшиной. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2019. – 400 с.;
- Теория государства и права : учебник / В.Л. Кулапов, А.В. Малько. – М. : Норма : ИНФРА-М, 2017, – 384 с.;
- Теория государства и права: Учебник для вузов. — 3-е изд. / Рассказов Л.П. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2010. — 464 с.;
- Федеральный закон № 127-ФЗ от 26.10.2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» / [Электронный ресурс] / СПС КонсультантПлюс;
- Федеральный закон № 307-ФЗ от 30.12.2008 г. «Об аудиторской деятельности» / [Электронный ресурс] / СПС КонсультантПлюс;
- Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 г. «О бухгалтерском учете» / [Электронный ресурс] / СПС КонсультантПлюс.
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|
