Олигополий на Российском рынке значительное количество в «технологическом секторе» газодобыча, почта, трубопроводный транспорт, железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс. То есть практически все отрасли, на которые опирается современная российская экономика. По объему реализации олигополистические фирмы в России занимают лидирующее положение – порядка 60%.
В большинстве своем олигополисты, являются основной движущей силой экономического роста России, не смотря на многие проблемы данной структуры: высокий уровень коррумпированности чиновников, криминализацию общества, «нерыночную» конкуренцию. Взяв в рассмотрение западные компании, мы увидим, что в хорошо развитых странах так же развита олигополистическая рыночная структура – там не существует крайних состояний рынка. Так же можно сделать вывод о том, что доля малого и среднего бизнеса преобладает, а следовательно развита конкуренция, что говорит о присутствии «больших слонов» даже на узкоспециализированных рынках.
Переплетение монополий и конкуренции характерно для мирового рынка, особенно в отраслях рынка новых наукоемких товаров, когда число производителей-поставщиков ограничено.
Существовавшая ранее экономическая обособленность России от других государств, нерыночный способ ведения хозяйства, большой перевес в сторону производства средств производства и военно-производственного комплекса над производством средств потребления, массовая концентрация с целью упрощения управления субъектами хозяйствования привели в настоящее время к высокой доле отдельных фирм в различных отраслях народного хозяйства. Если взять производство основных видов промышленной продукции, то на долю олигополистических отраслей приходится 40%, а по некоторым данным все 60%.
Российская олигополия как рыночная система находится на стадии становления, приобретая постепенно транснациональные черты, аналогичные характеристикам иностранных олигополистических корпораций: космополитизацией, приобретением активов за рубежом, появлением иностранных собственников, формированием транснациональных структур.
Для российского рынка характерны тенденции усиления концентрации капитала, слияние корпоративных структур с целью получения большей выгоды от увеличения масштабов производства (черная металлургия, автопром) с одновременным размытием рынка вследствие появления новых игроков, прежде всего, зарубежных компаний, получивших доступ к российской экономики вследствие либерализации законодательства и вступления России в ВТО.
Важным моментом, является тот факт, что в России нередко государство является крупнейшим акционером крупных корпораций на рынке олигополии. С одной стороны, можно рассматривать эту тенденцию как показатель большей устойчивости корпоративных структур с государственным участием, однако, с другой стороны, это еще больше усиливает тенденции монополизации рынков, создавая прогосударственным структурам необоснованные конкурентные преимущества за счет использования бюджетных ресурсов материального и нематериального характера, что является дополнительным барьером для входа в отрасль, повышающим трансакционные издержки компаний-конкурентов.
Определим особенности трансакционных издержек крупных корпораций, функционирующих на олигополистическом рынке в Российской Федерации.
1. Для российских корпораций характерно укрупнение структуры путем интеграции или диверсификации, что приводит к тому, что в организационной структуре фирмы существует ярко выраженный трансакционный блок, функции которого – осуществлять рыночные трансакции и управлять трансакционными издержками.
Укрупнение структуры путем интеграции или диверсификации бизнес-процессов, включения в структуру полного технологического цикла посредством приобретения транспортных, энергетических, заготовительных производств (характерен для российских бизнес-структур), обусловлено тактикой сокращения расходов на поиск информации о поставщиках и потребителях, расходов на ведение переговоров и заключение договоров, а также издержек оппортунистического поведения контрагентов. Однако с увеличением размеров интегрированной структуры происходит ухудшение управляемости, повышение степени бюрократизации, «распыление» средств.
В случае чрезмерно громоздкой бизнес-структуры положительный эффект от снижения трансакционных издержек будет нивелироваться указанными выше отрицательными аспектами интеграции. В западной экономике в последнее время большее развитие получает бизнес-модель аутсорсинга как форма нивелирования вспомогательных, обслуживающих и других непрофильных функций и сосредоточение только на основном производстве (что характерно для сферы информационных технологий, производства высокотехнологического оборудования, машиностроения в экономике западных стран, Японии), однако в России, к сожалению, эта модель пока используется мало. Тогда как если трактовать трансакционные издержки как издержки на обслуживание рыночного механизма, то модель аутсорсинга может значительно упрощать этот механизм, снижая внутренние трасакционные издержки, связанные с перемещением продукта внутри предприятия.
2. Интеграция корпоративной структуры обусловливает рост внутренних трансакционных издержек корпорации на координацию подразделений и трансформацию внутрикорпоративных институциональных форм. Использование ведущими российскими корпорациями не вполне эффективных структур управления (унитарной, холдинговой) становится причиной значительного увеличения трансакционных издержек и снижения эффективности, что особенно актуально для интегрированных корпораций. Асимметрия информации между корпоративными управленческими структурами и исполнителями по поводу вовлеченности в процесс создания коллективного продукта, вызывает необходимость осуществления контроля над деятельностью сотрудников и также приводит к росту величины внутренних трансакционных затрат. Помимо этого, в ведущих отраслях промышленного сектора России доминируют специфические активы, которые аналогично влекут за собой рост трансакционных издержек взаимодействия обособленных контрагентов.
3. Крупные корпорации несут повышенные трансакционные издержки, связанные с защитой прав собственности на выпускаемую продукцию. Расходы по защите прав собственности корпораций включают затраты на регистрацию товарного знака, затраты, связанные с информированием покупателей об отличительных признаках, которые имеет марочный, оригинальный товар, затраты на участие в проектах некоммерческих организаций, деятельность которых связана с защитой брендированных товаров от пиратской продукции, расходы на обслуживание и обновление сайта компании, финансирование создания более усовершенствованных систем отслеживания за движением партий товара, начиная с этапа его производства и заканчивая покупкой товара потребителем и т.д.
Формирование резервных систем хранения информации, поддержка интерактивного общения с клиентами корпорации одновременно с активным использованием инструментов и механизмов передачи информации влечет за собой увеличение трансакционных затрат на приобретение и обслуживание информационной техники, оплату услуг IТ-консультантов, защиту информации.
4. Глобализация мировой экономики увеличивает затраты ресурсов на адаптацию корпораций к изменившимся условиям хозяйствования, а также улучшения качества продукции и приведения ее к международным стандартов качества (ISO 9000). Кроме того, в условиях усиления международной конкуренции в последние годы, когда крупные корпорации сталкиваются с потерями вследствие сокращения доли рынка из-за увеличения объемов импорта продукции, они несут повышенные издержки на создание и поддержку торговых марок, предоставление гарантийного обслуживания и консультационных и информационных услуг при продаже и эксплуатации.
5. Рост трансакционных издержек российских корпорации под воздействием издержек оппортунистического характера со стороны менеджмента, вызванных, например, увеличением затрат на сокрытие теневых доходов корпорации от государства и акционеров. Говоря о влиянии оппортунизма на увеличение трансакционных издержек корпорации, также следует отметить затратность контроля поведения агентов в крупных корпорациях и высокие издержки защиты прав агентами в суде.
6. Рост трансакционных издержек, возникающих в результате взаимодействия с акционерами, инвесторами, кредиторами, в процессе привлечения дополнительного капитала для развития крупных корпораций. Привлечение заемного банковского капитала требует безупречной деловой репутации заемщика, соблюдения финансовой дисциплины, что обусловливает необходимость финансирования PR-акций, поддержки информационной открытости, поддержания высоких кредитных рейтингов.
Привлечение капитала путем размещения ценных бумаг на фондовом рынке, по сравнению с банковскими кредитами связано с еще большими трансакционными издержками (от 3% до 15% величины объема выпуска и размещения), включающими расходы на оплату услуг аудиторов, юридических и финансовых консультантов, агентов, которые осуществляют размещение ценных бумаг, клирингового центра и депозитария; расходы на создание и обновление сайта компании.
В работе обозначен далеко не полный перечень особенностей трансакционных издержек российской корпорации, функционирующей на рынке олигополии, однако, он является достаточным для понимания сущности данного вида издержек в условиях трансформируемой российской экономики.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что в России продолжаются тенденции интеграции бизнеса, что меняет отраслевую структуру экономики на олигопольную. Ужесточение олигополии, с одной стороны, способствует увеличению размеров компаний, что повышает их устойчивость и конкурентоспособность, с другой – ведет к росту трансакционных издержек. Крупные корпорации не стремятся использовать понижение цен для привлечения новых покупателей, так как в условиях неустойчивого институционального окружения генерируются высокие издержки оппортунистического поведения, которые элиминируют эффект от снижения трансакционных издержек.
Очевидно, что в сложившихся условиях фактической стагнации экономики это недопустимо, необходимо вмешательство государства в процесс олигополистического ценообразования с целью воздействия на конкурентную среду в данных отраслях, регулятивные меры должны усиливать конкурентное поведение, воздействуя в том числе и на трансакционные издержки корпораций.
Список литературы
- Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – 7-е изд., испр., дополн. и перераб. – Киров: «АСА», – 2018.
- Микроэкономика: учебник / под ред. Е. Б. Яковлева. – 11-е изд. – М.; СПб.: Поиск, 2017.
- Молибог Т.А. Экономика для менеджеров: Учебное пособие / Т.А. Молибог, Ю.И. Молибог. – 2015.
- Чеканский А.Н. Микроэкономика. Промежуточный уровень: учебник / А.Н. Чеканский, Н.Л. Фролова. — М.: ИНФРА-М, – 2016.
- Якунин С.В. Регулирование деятельности банков в условиях олигополии // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2016. № 4. С. 139-141
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|
