Экономический анализ – это наука прикладная. Она обеспечивает практическую полезность, повышает экономическую эффективность практической деятельности человека и влияет на экономическое развитие анализируемого объекта.[1]
К основным принципам диалектики, на которых базируется экономический анализ, можно отнести следующие:
— все познается в движении;
— в определенных связях, взаимосвязях, взаимозависимости и взаимообусловленности;
— в причинно — следственной соподчиненности; в координационной и субкоординационной определенности;
— в проявлении необходимости и случайности;
— в единстве и борьбе противоположностей;
— в переходе количества в качество и качества в новое количество;
— в отрицание отрицания.[2]
Методом экономического анализа является метод материалистической диалектики с её принципами:
— каждое отдельно взятое явление следует изучать во взаимосвязи и единстве с другими, участвующими в едином процессе (это одна из методологических черт анализа);
— все явления должны рассматриваться в движении (развитии) (из этого вытекает другая черта экономического анализа – необходимость постоянных сравнений);
— количественный анализ должен сочетаться с качественным, что обусловлено их диалектическим единством (это является третьей чертой практики применения экономического анализа);
— каждый процесс, каждое явление (в том числе и экономические) надо рассматривать как систему, как совокупность многих элементов, связанных между собой, Из этого вытекает необходимость системного подхода к изучению объектов анализа;
— учет действия закона перехода количества к качество;
— учет действия закона единства и борьбы противоположностей;
— учет действия закона «отрицания и отрицания» (новое отрицает старое и так без конца).
Итак, метод экономического анализа, как общий подход к изучению хозяйственных процессов, базируется на материалистической диалектике с её принципами из которых вытекает ряд особенностей метода экономического анализа:
а) использование системы показателей и факторов для исследования экономических явлений. Показатели производственно-хозяйственной характеризуются как содержанием (выражающим экономическую сущность изучаемого явления), так и числовым выражением (формой отражения явления).Поскольку экономические явления и процессы взаимосвязаны, то и показатели используются в экономическом анализе в системе, во взаимной связи и обусловленности;
б) выбор измерителей для оценки анализируемых явлений и процессов в зависимости от их содержания (денежные (стоимостные) измерители – главные в рыночной экономике; физические измерители (натуральные, условно-натуральные, трудовые единицы));
в) выявление и измерение факторов, их взаимосвязи и влияния на анализируемый (результирующий) показатель.[3]
Термин “квалиметрия” (от латинского “квали” — качество и древнегреческого “метро” — измерять) обозначает научную дисциплину, изучающую методологию и проблематику количественной оценки качества.[4]
Под количественной оценкой в квалиметрии понимается некоторая функция отношения (выраженная чаще всего в процентах) показателя качества рассматриваемой продукции к показателю качества продукции.
Какими же оценками оперирует квалиметрия? Особенно серьезную роль играют комплексные оценки, т. е. оценки показателей качества продукции, относящиеся к совокупности ее свойств. Вероятно, важность комплексных оценок и то внимание, которое уделяют им исследователи, привели к распространению мнения, что квалиметрия оперирует только комплексными безразмерными оценками, полученными в результате вычисления тем или иным способом. Это, безусловно, сужает границы квалиметрии, так как исключает из сферы квалиметрии дифференциальные методы оценки качества (т. е. оценки отдельных, единичных показателей свойств качества). Между тем, само название квалиметрия показывает, что ее аппаратом являются все виды оценок любой размерности, полученные различными способами.
Дифференциальные оценки не только являются инструментом квалиметрии, но без них невозможно получить комплексную оценку. В самом деле, оценки отдельных показателей, на которых базируются комплексные оценки, есть не что иное как дифференциальные оценки.
Следовательно, задача квалиметрии — разработка и развитие всех методов оценки качества (как комплексных, так и дифференциальных).[5] Тем более, что комплексная оценка качества и не всегда необходима. В некоторых случаях достаточно иметь только дифференциальную оценку одного из свойств качества (например, в ситуации когда при сравнении двух образцов с целью выбора лучшего из них все остальные свойства одного образца оказываются равными соответствующим свойствам другого)
Квалиметрическая оценка качеств есть только основа и начальная стадия сложного процесса управления качеством объектов. Без знания об уровне свойств и качеств рассматриваемых объектов нет возможности для научно обоснованного принятия необходимого управляющего решения и последующего осуществления соответствующего превентивного или корректирующего воздействия на объект с целью изменения качества.
По итогам квалиметрических оценок производят:
1) оптимизацию показателей свойств и качества в целом;
2) прогнозирование качества продукции;
3) определение уровня и запаса конкурентоспособности как совокупной оценки уровней качества и цены продукции или услуги и многое другое.[6]
Квалиметрия как относительно новая и фундаментальная наука является, во-первых, актуальной и базисной для других сопряженных наук, направленных на решение проблем управления качеством. Во-вторых, квалиметрия все еще нуждается в развитии и использовании при принятии управленческих решений в отношении качества чего-либо.
Список используемое литературы
- Азгальдов Г.Г. О взаимосвязи качества и потребительской стоимости , «Стандарты и качество», Москва, 2014 г.
- Альперин Л.Н. Об инженерно — психологической оценке качества технических устройств, «Стандарты и качество», Москва, 2015г.
- Баканов М. И., Мельник М. В., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. Учебник. / Под ред. М. И. Баканова. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2015. – 536 с.
- Гальчина О.Н. Практикум по теории экономического анализа. / Гальчина О.Н., Давнис В.В., Пожидаева Т.А. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2016. – 50 с.
- Гличев А.В. «Прикладные вопросы квалиметрии», «Стандарт», Москва, 2013г.
- Райхман «О квалиметрии», «Стандарты и качество», Москва, 2013г.
- Теория экономического анализа: учебно-методический комплекс / Г.В. Шадрина. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2014. – 219 с.
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|
