Современный человек живя в достаточно тревожное время обладает присущим из всех живых существ только ему даром осознавать себя. Парадоксом человеческого общества является то, что в процессе эволюции произошли обратные процессы – сместились многие моральные и нравственные ценности и нормы, люди не могут получить четкого представления, «какие же мы есть и какими должны быть», как отмечает Мэтью Арнольд, и человек отброшен назад в поисках самого себя.
Главная дилемма человеческого общества – фундаментальная способность воспринимать себя и как активного субъекта, и как пассивного объекта. В пространстве между этими двумя полюсами колеблется наше сознание, выбирая способ нашего существования. Идентичность, чувство «Я» – исходная точка жизни человека. Все, что делает человек, направлено на сохранение этого внутреннего центра. Становление личности — это развитие чувства «Я», ощущения себя активным субъектом, который влияет на события. Этот процесс сопряжен с саморазвитием человека, которое неразрывно связано с самопознанием.
По мнению ученых, процессы самопознания и саморазвития взаимно обусловливают друг друга. Познавая себя, человек создает условия к самоизменению. Более широким понятием является саморазвитие, которое также не может быть полноценно осуществлено без знания человеком самого себя. В силу сказанного самопознание выступает в качестве условия для саморазвития.
В этой связи интересна теория одного из ведущих экзистенциальных психологов в США Ролло Мэя, которую он изложил в книге «Человек в поиске себя».
Согласно его точки зрения, человек несет значительную долю ответственности за то, какой он есть. Процесс самопознания Р.Мэй ставил во главу угла, таким образом, он по-своему продолжал традицию платоновской философии.
Осуществляя процесс самопознания, человек проходит несколько этапов. Первоначально человек раскрывает у себя какую-либо личностную черту или поведенческую характеристику. Данный этап очень важен, потому что без раскрытия, без обнаружения все дальнейшее самопознание не имеет смысла и попросту невозможно. Достаточно часто именно первый этап является наиболее сложным, так как человек в повседневной жизни не фиксирует своего внимания, и соответственно не анализирует свои личностные черты.
Следующий шаг самопознания – закрепление, фиксация в сознании обнаруженных черт.
Третьим этапом является анализ той или иной обнаруженной и зафиксированной черты личности, поведенческой характеристики, умения, способности и т.п. Анализируя, человек выстраивает структуру качества, взаимосвязь его с другими свойствами, а главное, на данном этапе устанавливаются причинно-следственные связи.
На следующем этапе человек производит оценку обнаруженного качества, при этом сравнивает его с некоторой идеальной шкалой, которую он для себя создает, либо с общепринятыми и усвоенными образцами. Так, например. обнаружив себе неуверенность, человек начинает себя сравнивать с другими людьми. Результатом оценки может стать характеристика неуверенности — умеренная и проявляющаяся только в определенных ситуациях, а может неуверенность проявляется только в критических неожиданных ситуациях и выступает скорее не как неуверенность в чистом виде, а как растерянность и т.д.
Завершающим этапом самопознания выступает акт принятия или непринятия данного качества. Так, например, в процессе самопознания человеком была обнаружена такая личностная черта как неуверенность. Если человек принимает данное качество, то он включает свою неуверенность в структуру «Я-концепции». В этом случае человек спокойно будет относиться к ее существованию, искать положительные стороны в этой черте, а может нацелиться на ограничение проявления неуверенности и попытаться развить в себе уверенности в будущем.
В случае неприятия данного качества, человек начинает отторгать его в область бессознательного, а окружающим внушает, что он уверенный в себе.
В целом, опираясь на исследование психолога Ролло Мэя можно резюмировать: люди могут изменить судьбу, если преодолеют свой страх и решатся на самопознание.
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|
