Представьте себе, что у вас есть гость, который ест правой рукой во время еды и в то же время сморкается левой. Вряд ли нашлись бы хозяева, которые терпели бы такое поведение за столом, а ведь всего пятьсот лет назад такое поведение было признаком прекрасного воспитания человека.
В Средние века в Европе уже существовали правила поведения за столом, которые должен был выполнять каждый из присутствующих на пиру. Например, в своде норм поведения говорится, что гости не должны есть пищу руками или разговаривать с набитым ртом. Кроме того, было запрещено просить соседа об одолжении чаши, если его собственная не была опустошена. Кроме того, приглашенные на обед должны были быть скромными и довольствоваться блюдами, которые предлагал им хозяин.
Обычно на званые обеды приглашались почетные гости — духовенство. И для них заранее было приготовлено специальное меню.
На развитие этикета в Западной Европе большое влияние оказали национальные обычаи и традиции разных стран, этические нормы различных слоев общества, религиозные обряды, суеверия и предрассудки. История этикета, его развитие и трансформация с течением времени прослеживаются через памятники литературы и культуры. Знание истории этикета также важно для нашего времени, поскольку многие современные правила поведения берут свое начало в далеком прошлом и зачастую изначально имели совершенно иной смысл. Некоторые из норм этикета прошлого изменились почти до неузнаваемости, другие просто исчезли вместе с условиями, которые их породили, но так или иначе все принятые ритуалы поведения оставили свой след в развитии западноевропейской культуры.
В те времена поведение за столом регулировалось правилами этикета, во всех подробностях освещенными в средневековых изданиях для подрастающего поколения. Большинство правил касалось чистоты человека, его поведения во время совместной трапезы. (Это относится к ситуации, когда часть была разделена и предназначалась для более чем одного человека.) Нельзя было брать пищу с грязными руками и нечистыми ногтями. Запрещалось ковырять в зубах ножом, шумно поглощать пищу, грызть кости и т. д. было запрещено чесать голову за столом, крошить хлеб в общую тарелку, то есть любым образом проявить неуважение к остальным за столом. в любом случае.
Многие из этих правил сохранились до наших дней, другие давно забыты, но общие принципы общения между людьми за одним столом сохранились и в наше время — разговор должен быть более или менее общим и не вызывать недовольства ни у кого из приглашенных.
Вежливости и аккуратности уделялось большое внимание: они считались основой хороших манер. Надо сказать, что этикет в Средние века имел такое серьезное значение — такое, что многие знатные люди тщательно переписывали правила благородного поведения от руки, чтобы впоследствии передать их потомкам.
Брак в средневековой Западной Европе был сведен в своем смысле к экономической и демографической ячейке общества, он не имел духовного значения, а любовь в своем духовном и душевном смысле не была связана с браком на теоретическом уровне. Парадоксально, но единственным смыслом любви, имевшим отношение к браку, была чистая телесная сексуальность, которая признавалась абсолютным грехом и допускалась только ради продолжения рода.
Практика безбрачия для всех священнослужителей Западной Церкви очень важна в этом смысле. В то же время такое строгое отношение к браку в церковной идеологии Запада вполне мирно сочеталось с языческими народными обычаями и традициями, которые как в повседневной жизни, так и тем более на праздничных карнавалах допускали большую свободу нравов.
Итак, Средневековье-это удивительная страница в истории Западной Европы. Это мир рыцарских турниров и гербов, Крестовых походов, утопающих в роскоши феодальных замков, умирающих от голода и болезней деревень и городов. Это мир Ричарда Львиное Сердце и Жанны д’Арк, Робин Гуда и короля Артура, Карла Великого и Мухаммеда
Великодушие и жестокость, роскошь и бедность, благородство и предательство были настолько яркими и контрастными в этом мире, а герои этой эпохи настолько легендарны, что этот мир часто кажется нам сказкой. Но это реальная историческая эпоха в жизни человечества, которая длилась более 1000 лет — с середины V до конца XV века. Многие ученые считали, что средневековье длилось с 395 года (окончательное разделение Римской Империи на Восточную и Западную) до 1453 года (падение Константинополя).
Какой была эта эпоха на самом деле? Какой была Европа в этот период? Чтобы ответить на эти вопросы, мы должны обратиться к рассказам современников средневековья. Но эти истории не будут похожи одна на другую: представитель каждого из четырех сословий, которые население Европы делило в Средние века по своим правам и обязанностям — священник, рыцарь, крестьянин и горожанин — каждый расскажет о «своей» средневековой Европе, совершенно отличной от других. И это неудивительно: не только права и обязанности, не только имущественное положение и быт, но даже мировоззрение, культура поведения и образ мышления каждого сословия имели свои существенные и неповторимые черты.
Выберите гида-представителя одного из сословий, и он поведет вас в удивительное путешествие по своему миру средневековой Европы.
Список литературы
- Безансон А. Запретный образ. М., 1999, с. 51-181.
- Богословие в культуре Средневековья / Под. ред. доктора богословия отца Л. Лутковского. – Киев: Христианское братство «Путь к истине», 1992. – 384 с.
- Гуревич А.Я. Индивид и социум на средневековом Запада / А.Я. Гуревич. – СПб.: «Александрия», 2009. – 492 с.
- Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры / А.Я. Гуревич. – Москва: Издательство «Искусство», 1972. – 319 с.
- Добиаш-Рождественская О.А. Культура западноевропейского Средневековья. М.,1987.
- Ле Гофф Ж. Другое средневековье / Ж. Ле Гофф; пер. с фр. С.В. Чистяковой и Н.В. Шевченко. – Екатеринбург: Из-во Урал. ун-та, 2002. – 328 с.
- Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в Средние века / Ж. Ле Гофф; пер. с фр. А.М. Руткевича. – СПб.: Из-во С-Петерб. ун-та, 2003. – 160 с.
- Шишков А.М. Средневековая Интеллектуальная Культура. – М.: Издатель Савин С.А., 2003. – 592 с.
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|
