Современное медиапространство стоит на пороге глобальных изменений. Цифровая среда и стремительное развитие информационных технологий оказывает всё возрастающее влияние на медиа, затрагивая как производителей медиаконтента, так и его потребителей.
Одним из самых перспективных направлений этого развития можно назвать технологии больших данных, ставшие ключевым трендом в современной цифровой отрасли. Технологический взрыв, основанный на использовании Big Data, стал возможен благодаря появлению самообучающихся алгоритмов и искусственного интеллекта, позволяющих обрабатывать огромные массивы разноформатной неструктурированной информации.
На сегодняшний день технологии Big Data находят широкое применения в самых разных областях человеческой деятельности, и медиапространство не является исключением. Для медиа самым очевидным преимуществом работы с большими данными можно назвать использование возможностей персонализации контента для точечной доставки информационных материалов конечному заинтересованному потребителю.
Появление новых технологий неизбежно влечёт за собой изменения в индустрии, а также ведёт к возникновению новых платформ и новых способов дистрибуции контента, порождая новые ситуации его потребления. Одной из таких платформ стал сервис персональных рекомендаций Яндекс.Дзен, ключевой особенностью которого можно назвать то, что благодаря использованию искусственного интеллекта и технологии «больших данных» сервис самостоятельно находит заинтересованную аудиторию для любого материала, опубликованного на платформе. Указанная особенность позволяет как независимым авторам, так и изданиям гарантированно получить своего читателя.
Интерес к сервису Yandex.Дзен обусловлен также относительной молодостью данной платформы. Её бурное развитие мы можем наблюдать буквально «в режиме реального времени», отслеживая самые последние тенденции и извлекая уроки, которые могли бы в будущем помочь авторам и издателям органично вписаться в цифровую медиасреду.
Однако, несмотря на то, что персонификация медиаконтента и предложение пользователю материалов только тех предметных областей, в которых он заинтересован, положительно сказываются на охватах публикаций, борьба за читательское время и внимание не исчезает полностью. Поскольку в ленте Яндекс.Дзен материалы представлены карточками, состоящими из изображения и заглавия, основная конкурентная борьба разворачивается между заголовочными комплексами.
Несмотря на появление новых технологий и новых способов дистрибуции медиаконтента, основным инструментом привлечения внимания читателя по-прежнему остаётся заголовочный комплекс материала. Так, к примеру, это обстоятельство можно увидеть на платформе персональных рекомендаций Яндекс.Дзен, от заглавий на которой еще в большей степени зависит, будет ли совершён переход на страницу материала.
Если анализировать заглавия из ленты Яндекс.Дзен можно увидеть, что приёмы, к которым прибегают авторы материалов при составлении заголовков, также можно назвать традиционными. По аналогии с заголовочными комплексами в печатных изданиях авторы используют сходные средства вербальной и визуальной выразительности, обращаются к методам, применяемым в заголовках рекламных сообщений, а в некоторых случаях даже прибегают к речевой провокации. При этом такой прием нельзя назвать тенденцией, так как большое количество авторов на платформе не являются профессиональными журналистами и предпочитают использовать интуитивно понятные информативные заглавия.
Особенно следует подчеркнуть значимость грамотного подхода к созданию и редактированию заглавия. Но в ленте персональных рекомендаций Яндекс.Дзен можно встретить полностью неинформативные, слепые заголовки, по которым совершенно невозможно понять, о чём пойдёт речь в публикации.
Заголовок «Вот это поворот!» выражает крайнюю степень удивления в форме восклицания, однако остаётся совершенно не ясным, о чём он. В дополнение к этому автор использует фотоиллюстрацию в виде изгиба шоссе, что вводит в ещё большее замешательство, так как материал оказывается анонсом вебинара по смене профессии.
Заголовок «ЯЖМАТЬ?» — пример экспрессивного вопроса, однако из него не представляется возможным даже установить, кто вопрошает и в чей адрес направлен вопрос. Использование исключительно прописных букв в наборе заголовка делает его ещё более заметным, но, как и в предыдущем примере, он не передаёт абсолютно никакую информацию и никоим образом не характеризует материал.
В целом для Яндекс.Дзен экспрессивные заголовки являются нормой, обусловленной спецификой формата платформы. Однако следует отметить, что при составлении заголовков авторам следует внимательнее относиться к выбору средств экспрессии ввиду того, что грань между экспрессивным заголовком и провокативным заголовком, нарушающим требования этики, зачастую очень тонка.
Попытки манипуляции пользователем на платформе Яндекс.Дзен можно встретить как в информативных заголовках, так и в экспрессивных.
Заголовок ««Крымский мост закрывают»: на Украине взялись за штамповку новых мифов» провокативный из-за использования слова «штамповка», имеющего явно негативную окраску и подготавливающего читателя к восприятию текста под необходимым автору углом зрения.
Итак, авторы, публикующие материалы на платформе персональных рекомендаций Яндекс.Дзен, при создании заголовков зачастую прибегают к различного рода манипуляциям. Поскольку одной из функций заглавия является привлечение внимания читателя, то есть заголовок носит рекламный характер, нельзя упрекать авторов в стремлении использовать доступные им средства выразительности. При этом некоторым авторам при создании экспрессивных заголовков удаётся остаться в рамках здравого смысла и журналистской этики, а некоторые пренебрегают ими в угоду своим коммуникативным стратегиям убеждения.
Проведённое нами изучение результатов актуальных исследований, касающихся развития медиасреды, и анализ достаточно объёмного практического материала позволили показать, как традиционные методы управления вниманием находят отражение в современных реалиях. Более того, они не только сохраняют свою актуальность и органически встраиваются в новейшее цифровое медиапространство, отвечая на вызовы времени, но и позволяют эффективно использовать возможности развития, открываемые перед журналистами современной цифровой медиасредой, и с их помощью налаживать взаимодействие с новыми, ранее не охваченными аудиториями.
Список литературы
- Вартанова Е.Л. Прорывные медиатехнологии в контексте общественного запроса // МедиаАльманах. 2017. № 4(81). С. 8−13.
- Лазарева Э.А. Заголовочный комплекс текста — средство организации и оптимизации восприятия // Известия УрГУ. 2016. №40. — С. 158−166.
- Шилина М. Big data: данные и модели коммуникации нового формата в инфопространстве цифровой экономики России // МедиаАльманах. 2018. № 1(84). С. 14−27.
- Яндекс Дзен — персональная лента публикаций на основе ваших интересов: статьи и новости из интернет-изданий, популярные видео и фото URL: https://zen.yandex.ru/about (Дата обращения: 03.12.2019)
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|
