Современная российская экономика находится в стадии развития рыночных отношений. Одной из главных задач, стоящих перед экономикой является развитие потребительского спроса. От решения этой задачи зависит ускорение роста экономики России. Значимость потребительского спроса обусловлена тем, что его вклад в ВВП страны составляет более 50%. Однако сегодня, на фоне падения доходов населения, потребительский рынок России вошел в состояние рецессии, превратившись из локомотива в тормоз экономики. Пока экономисты спорят о том, как поддержать спрос, не рискуя разогнать инфляцию, бизнес приспосабливается к работе в новых условиях. В рамках настоящего эссе рассмотрим факторы, которые оказывают влияние на спрос.
Рыночный спрос представляет собой то количество товаров и услуг, которое потребители могут и готовы приобрести при заданном уровне цен. В маркетинге под спросом принято понимать потребность, которую потребитель предъявляет рынку. Спрос на товары и услуги конкретной фирмы формируется под воздействием множества факторов, определяющими из них выступают: наличие и характер неудовлетворенных потребностей целевой группы потребителей; уровень отпускных цен на продукцию; финансовые возможности покупателей (уровень их дохода); потребительские вкусы, предпочтения и ожидания относительно будущего и пр. Все эти факторы не только лежат в основе формирования рыночного спроса на продукцию фирмы, но и определяют модель потребительского поведения.
Говоря о факторах, влияющих на спрос, прежде всего необходимо указать, что спрос и цена обратно зависимы друг от друга, что выражается в законе спроса. То есть, рост цен приводит к уменьшению потребительского спроса, и наоборот. Кроме того, кривая спроса показывает изменения объема потребления под влиянием различных факторов.
На спрос могут воздействовать следующие факторы: психологические ожидания потребителя; цены на товары, способные заменить требуемый; уровень доходов населения; тенденция моды, предпочтения и вкусы покупателей; демографическая ситуация.
В период перехода от командно-административной к рыночной экономике, поведение потребителей в России имело свои особенности. В конце 1980-х гг. потребление было весьма ограниченно. Его главной проблемой выступала сама возможность достать (приобрести) интересующий покупателя товар. Выбор был весьма ограничен, основополагающая роль отводилась внутреннему производству. В таких условиях особо высокий спрос предъявлялся на импортную продукцию, за которой стояли небезызвестные всем «очереди».
Одновременно с проведением рыночных реформ произошли и существенные изменения в потреблении. Количество продавцов на рынке, а вместе с ними и ассортимент предлагаемой продукции, увеличивались. Однако в этот период препятствием увеличения спроса стали крайне низкие доходы населения. Подавляющее большинство российских граждан месяцами не получали заработную плату, фактически перешли на натуральный обмен и бартер. Таким образом, можно выделить две основных тенденции в истории развития платежеспособного спроса в России 1980-2000-х гг.: в дореформенный период потребительский спрос характеризовался растущими потребностями общества, но ограничивался рыночным дефицитом; в период становления рыночной экономики (1990-2000е гг.) потребительский спрос был ограничен в первую очередь платежными возможностями населения на фоне расширения рыночного предложения.
С 2000 по 2014 год ситуация на рынке кардинально изменилась. В этот период развивается рыночная конкуренция, наблюдается большое количество продавцов, предлагающих обществу различные виды экономических благ. Активно развиваются экспортно-импортные отношения. Проблема дефицита товаров и услуг была полностью ликвидирована. Рынок был насыщен отечественной и импортной продукцией различного качества и ценового диапазона. В результате величина потребительского спроса значительно выросла, круг потребительских запросов расширился, а их требования к качеству продукции – выросли.
Однако в 2014 году российская экономика подверглась санкциям западных государств. В этих достаточно сложных условиях существенную роль в развитии потребительского спроса стал играть Интернет – многие покупки, в том числе крупные, сегодня совершаются в режиме онлайн. Более того, товары сразу могут быть приобретены у зарубежных продавцов, которые обеспечивают доставку товара на территорию страны.
В то же время, в последние годы наблюдается изменение вектора потребительских предпочтений. Некоторые отрасли характеризуются спадом (например, продовольственная отрасль). Данные корпоративной финансовой отчетности крупнейших ретейлеров указывают на ухудшение ситуации с выручкой. Средние чеки снижаются. Таким образом, реальная активность потребителей, а вместе с ней и потребительский спрос угасают. В условиях снижения качества продукции и санкций со стороны стран Запада расходы населения на приобретения потребительских товаров снижаются, а страна начинает переживать «кризис потребления».
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|
