Россия, как и США, является президентской республикой. Однако, согласно Конституции, прав у главы нашего государства больше, чем у американского.
Можно выделить следующие основные различия в полномочиях президента РФ и президента США:
1. Американский президент возглавляет систему исполнительных государственных органов, российский же не представляет ни одну из ветвей власти — он, скорее, находится над ними, обеспечивая их координацию и взаимодействие.
2. В США президента выбирает не народ, а специальная коллегия, а уже ее члены определяются всеобщим голосованием. В России действует более демократическое, прямое избирательное право: того, кто станет первым лицом страны, определяют сами граждане из перечня зарегистрированных кандидатов, участвующих в президентской гонке. Голосование является тайным, равным и всеобщим.
Срок полномочий американского президента — 4 года, причем занимать высший государственный пост один и тот же человек может только 2 раза. В России же не так давно период президентских полномочий был увеличен с 4 до 6 лет. И, как написано в Конституции и уже было применено на практике, нельзя только более 2 сроков подряд одному лицу быть президентом, а если с перерывом, то — не возбраняется.
3. В России есть правительство как высший орган исполнительной власти, а в Америке — только кабинет министров с совещательной функцией, полностью подконтрольный главе государства. Однако полномочия российского правительства ограничены президентом, который назначает, с согласия Госдумы, его главу, имеет право председательствовать на заседаниях правительства, а также может отправить высший исполнительный орган в отставку.
4. Полномочия президентов России и США различаются и по отношению к федеральному законодательному органу. Если американский глава государства имеет право только созывать одну или обе палаты Конгресса, то российский президент может в случаях, предусмотренных Конституцией, даже распустить Думу, также именно он инициирует выборы нового Парламента.
Мы выделили базовые, на наш взгляд, различия полномочий президента РФ и президента США. Они показывают роль главы государства в политической системе двух держав.
Можно сделать вывод, что в России он более значимая фигура, чем в Америке. Однако статус и полномочия президента США тоже очень высокий и позволяют человеку, находящемуся на этом посту, вносить существенные изменения во все сферы жизни своей страны [3].
Далее рассмотрим, в чем же сходство президенства США и России:
— Два президента оба следят за соблюдением конституции (Ст. 80 КРФ и Статья II КСША).
— Они представляют страну в международно-правовых отношениях (Ст. 86 КРФ и Ст. II. Раздел 2 КСША).
— Каждый из президентов является главой Вооруженных сил (Ст. 87 КРФ и Статья II КСША).
— Оба вводят в должности послов, других официальных представителей и консулов, судей Верховного суда и т.д. (Ст. 83 КРФ и Ст. II. Раздел 2 КСША).
— Имеют право помилования (Ст. 89 КРФ и Ст. II. Раздел 2 КСША).
Таким образом, на основании сравнительного анализа конституционно-правового статуса Президента РФ и Президента США, можно сделать следующие выводы:
1) Президент РФ наделен большим объёмом полномочиями, чем Президент США, но этот факт мешает нашей стране развиваться и продвигаться дальше, Россия находится на стадии развития демократической формы правления, страна перестает нуждаться в сильной, укоренившейся президентской власти. Поэтому нужно постепенно уходить от этого и грамотно распределять полномочия между всеми ветвями власти.
2) Кризис механизмов власти, присущий Российской Федерации, является главным источником нарастания конфликтов между органами государства и гражданами страны.
3) Для решения сложившегося проблем необходимо внесение поправок в Конституцию РФ в статьи, касающиеся данного вопроса, пересмотр объёма полномочий Президента РФ и срока исполнения его полномочий.
Французский социолог, политический деятель Алексис де Ток- виль, говорил: «Если, когда-нибудь президентская республика, подобная США, появится в стране, где абсолютная власть уже установила, узаконила и сделала привычной административную централизацию, в такой республике деспотизм будет гораздо невыносимее, чем в любой абсолютной монархии» [4].
Итак, для дальнейшего развития конституционных основ государственной власти Российской Федерации по прежнему остаётся актуальным четкое определение роли и места Президента в системе институтов власти.
Список литературы
- Конституция РФ
- Конституция США
- Конституционное право зарубежных стран / ред. М.В. Баглай. — М.: Норма, — 819 c.
- Чиркин, В. Е. Конституционное право зарубежных стран / В.Е. Чиркин. — М.: ЮРИСТЪ, 2017. — 672 c.
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|
