Об обучении написано и сказано много: оно и «протекает», и «осуществляется», и «реализуется». Это и «передача» человеку определенных знаний, умений, навыков; и «целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся», в ходе которого решаются задачи образования учеников; «целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов, и убеждений».
Это и «процесс деятельности преподавания и учения», и «познание, или вид познавательной деятельности», и «совокупность последовательных и взаимосвязанных действий учителя и учащихся, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, умений и навыков, формирование умения применять их в жизни, на развитие самостоятельности мышления, наблюдательности» и др.
Доказательством тому может служить хотя бы попытка охарактеризовать обучение как «передачу человеку, ребенку определенных знаний, умений и навыков».
На первый взгляд это утверждение может показаться верным: до обучения у ребенка знаний не было, после обучения они появились. Откуда взялись знания? От учителя. Он их «дал» обучающимся.
Но знания, умения, навыки – не физические предметы, их нельзя просто передать: они могут возникнуть в голове человека только в результате его собственной активности. Их нельзя просто получить, они должны «получаться» (приобретаться) в результате психической активности обучающегося, и прежде всего сто мышления.
Значит, отношение «учитель – ученик» не может быть сведено к отношению «передатчик – приемник». Вряд ли можно полностью согласиться и с другим определением, согласно которому «процесс обучения – это целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования учеников». Смысловая нагрузка в этих определениях падает на «целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся», однако легко заметить, что данное взаимодействие описывается весьма неопределенно, аморфно, так как не указывается механизм его реализации, а, следовательно, обходится вниманием сама сущность обучения как целостного педагогического явления.
Разумеется, каждое из перечисленных определений имеет право на существование, так как выступает в качестве отдельных попыток, ступеней к раскрытию сущности обучения. Но, взятые в отдельности, эти и другие аналогичные определения не раскрывают его сущность.
К основным категориям дидактики относятся обучение, преподавание и учение. Обучение представляет собой способ организации образовательного процесса. Процесс обучения строится на основе взаимосвязи преподавания и учения. В качестве синонима понятию «процесс обучения» часто употребляется понятие «учебный процесс». Учебный процесс представляется как совместная деятельность педагога и обучаемых, в ходе которой педагог нацеливает, информирует, организует и стимулирует деятельность обучающихся, корректирует и проверяет ее, а обучаемый овладевает содержанием, видами деятельности, в первую очередь предусмотренными в программах знаниями, умениями и навыками.
Процесс обучения всегда является двусторонним, всегда содержит в своей структуре два элемента: деятельность учителя, преподавателя (преподавание) и деятельность учащегося, студента (учение). Кроме того, все виды учебной деятельности предметны, направлены на освоение определенной действительности, значит, нетрудно выделить и третий элемент: факты, явления, понятия, величины, законы, теории.
Обучение – это целенаправленный процесс, направленный на формирование личности посредством передачи научных знаний и усвоение культурного опыта общества. Уже в древности люди ощутили потребность в обучении подрастающего поколения для создания ему условий полноценного существования и осуществления деятельности в существующем обществе, а также с целью познания окружающего мира, его свойств и особенностей.
Основная цель обучения в широком смысле – прогрессивное развитие общества. В задачи обучения входит передача социально-культурного опыта, систематизированное преподнесение научных знаний и умений, создание базовой платформы для продолжения обучения на более высоких уровнях.
Процесс обучения может быть представлен следующими основными функциями: образовательная, воспитательная и развивающая.
В сочинениях древних и средневековых мыслителей под понятиями «обучение», «процесс обучения» понимается главным образом преподавание, цель которого — ученик. В начале нашего века в понятие обучения стали включать уже два составляющих этот процесс компонента — преподавание и учение. Преподавание рассматривается как деятельность учителей, стимулирующих усвоение учебного материала, а учение — как деятельность учеников по усвоению предлагаемых им знаний. Несколько позже в понятии обучения нашли отражение и управляющая деятельность учителя по формированию у учеников способов познавательной деятельности, и совместная деятельность учителя и учеников.
Сущность процесса обучения как совместной деятельности учителя и ученика составляет единство преподавания и учения.
Преподавание – это деятельность учителя (преподавателя) по передаче обучаемым информации, организации их учебно-познавательной деятельности, стимулированию познавательного интереса, самостоятельности, творчества и оценки учебных достижений.
Учение – это деятельность по освоению, закреплению и применению полученных знаний, умений и навыков; осознанию личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта.
Обучение – целенаправленный, социально и индивидуально обусловленный и педагогически организованный процесс развития личности обучаемых, происходящий на основе овладения систематизированными научными знаниями и способами деятельности, всем богатством духовной и материальной культуры человечества.
Преподавание и учение неразрывно связаны. Очевидно, что тот, кто интересуется преподаванием, должен представлять себе, как происходит процесс учения. Считается, что учение начинается еще до рождения и не прекращается до самой смерти. Учение предполагает определенные изменения в поведении или способность реализовать эти изменения в будущем.
Содержанием обучения как процесса является какая-то деятельность, которой в той или другой степени владеет обучающийся и не владеет полностью или частично обучаемый.
Например, ученик овладевает каким-то ремеслом: столярным, плотницким, слесарным и т.п. Работа столяра, плотника или слесаря для него становится целью и содержанием учения. То же можно сказать об овладении ребенком техникой написания букв, счетом, таблицей умножения и т.д.
Сама по себе эта деятельность – какой-то конкретный вид труда. Работа столяра, делающего табуретку, скамейку, стол, ящик, или методиста, составляющего дидактические материалы по русскому языку, математике, не является обучением, но этот труд может стать целью и содержанием обучения, если столяр берет ученика и обучает его столярному делу или ученый-методист становится за учительский стол и обучает ребенка технике написания букв, счету, таблице умножения, составлению обучающих программ для ЭВМ.
Тогда непосредственно к тому практическому делу, которым занимались и занимаются столяр и ученый-методист, присоединяется еще одна забота – обучение человека. Обучение – это то, чего непосредственно в столярном деле или деле методиста (ученого или практика) не было, и оно, на что справедливо указывает В. К. Дьяченко, отличается от столярного дела, от дела методиста только тем, что включает еще общение их с учеником и учениками между собой.
Учитель, наставник, как справедливо их следовало бы теперь назвать, показывают, объясняют, ставят вопросы, дают задания своим ученикам, проверяют их, отмечают недостатки и ошибки, корректируют движения, действия, снова показывают, как нужно работать тем или другим инструментом, карандашом или ручкой, показывают образцы программ и т.д. Аналогично происходит и обучение учащихся, студентов при коллективном выполнении заданий учителя, преподавателя.
Таким образом, обучение, проявляющееся в ходе общения, можно охарактеризовать как процесс активного целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучаемыми, в результате которого у обучающегося формируются определенные знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, а также личностные качества.
Определяющим фактором обучения является эффективное взаимодействие преподавателя и ученика. Отсутствие налаженного контакта процесс обучения протекает с затруднениями. В связи с этим в процессе обучения важным является реализация единства педагога и ученика, обеспечено личное влияние преподавателя.
Организация процесса обучения требует от педагога учитывать личностные характеристики ученика, его особенности как активного деятельного субъекта учения. Необходимо не усвоение «передаваемых знаний», а совместное открытие этих знаний, происходящее в ситуации, где присутствуют и эмоциональное сопереживание, сочувствие, встреча личностных смыслов педагога и ученика. Целесообразно представлять (прогнозировать и проектировать) не только результат процесса познания — готовые научные теории, но и сам процесс их открытия.
Сущность и структура дистанционного обучения предполагают, что процесс обучения может протекать и без преподавателя. Однако процесс изучения невозможен без активного процесса учения со стороны ученика.
Процесс обучения является целостным, что проявляется в общности целей преподавания и учения. Процесс обучения задействует процессы познания и активного взаимодействия с педагогом. Общение обеспечивает высокий уровень мотивации, определяет отношение к учебному процессу.
Такие факторы как четкость и хорошая организация работы, увлеченность педагога своей работой, тактичность в отношениях с учениками, оказание помощи в освоении материала и адекватность в оценке знаний способствует развитию интереса учащихся к предмету.
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|
