Группа «Де Стиль» была образована в 1917 году. В состав группы входили архитекторы: Т. ван Дусбург, Я.Й.П. Ауд, М. Стам, Г.Т. Ритвелд, К. ван Эестерен, Я. Вилс, живописцы П. Мондриан, В. Хуцар, Барт ван дер Лек, скульптор Ж. Вантангерло и др.
Ознакомившись с деятельностью группы «Де Стиль», можно сказать, что это показательный пример творческого разнообразия и неоднородности процесса становления интернационального стиля европейской архитектуры на рубеже 1920-х – 1930-х годов.
В Голландской архитектуре в это время сложилась достаточно пестрая картина по стилям и направлениям, где помимо функционализма существовали и другие творческие группировки, ведущая роль среди них принадлежала группе «Де Стиль».
Группа «Де Стиль» издавала свой журнал с одноименным названием, который доносил до широкой общественности теоретические установки и манифесты объединения.
В основе художественной программы группы лежали теоретические положения Пита Мондриана и Тео ван Дусбурга. Объединение выступало за очищение искусства и дизайна от наносных и вторичных элементов, призывало отказаться от природных форм и сюжетов в пользу геометрических абстракций и допускало использование в творчестве только основных цветов: синего, красного, желтого, черного и белого. Все это нашло отражение в первом манифесте группы, опубликованном в журнале «Де Стиль» в 1918 г. Пит Мондриан для характеристики этого направления, ввел термин «неопластицизм» (новое пластическое искусство). Это определение отражало цели, которые ставила перед собой группа «Де Стиль», а именно: создание нового эстетического языка, простого, логичного стиля, способного подчеркнуть особенности конструкции и функций предметов, применимого к любой сфере жизни.
Если в станковой живописи лидером группы был Пит Мондриан, то в области архитектуры ведущая роль принадлежала Тео ван Дусбургу. Согласно теоретическим положениям Т. ван Дусбурга в основе архитектурного проектирования должен лежать метод первичной разработки формально-эстетических позиций.
На мой взгляд, здесь прекрасно прослеживается отличие теоретической платформы «Де Стиль» от программных положений функционализма, так как функциональное назначение зданий и их конструктивная составляющая была в проектировании «Де Стиль» вторичной по сравнению с формальной эстетикой творческого поиска.
Соловьев Н.К., профессор МГХПУ им. С.Г.Строганова отмечал, что в основе творческих установок Тео ван Дусбурга в частности, и группы «Де Стиль» вообще, лежали: «Отрицание симметрии и композиционное равновесие неравных частей; разрушение объема и разложение его на отдельные плоскости, пересекающиеся под прямым углом; взаимопроникновение внутреннего и внешнего пространства; выявление четвертого измерения пространства – времени; создание логически обоснованной максимальной пластической выразительности».
Необходимо отметить, что стремлением выявить временной фактор в архитектуре, группа «Де Стиль» во многом была обязана влиянию и изучению итальянского футуризма. Здесь идет речь о деятельности и творчестве молодого архитектора Антонио Сант-Элия. Для его зданий были характерны грубые необработанные поверхности, яркие цвета и динамика форм. Антонио Сант-Элия в 1916 г. издал «Манифест архитектуры футуризма», с которым члены группы «Де Стиль» ознакомились годом позже. Также значительное влияние на теоретические установки «Де Стиль» оказали идеи и положения советского конструктивизма. Конструктивизм отличался вниманием к простым линейным формам, динамичностью композиций, использованием в проектировании подвижных элементов и стремлением к минимизации пространства.
В 1922 г. Эль Лисицкий организовал выставку советского искусства в Берлине. На ней были представлены работы Казимира Малевича, Владимира Татлина, Александра Родченко, выполненные до 1920 г. Эти произведения раннего советского конструктивизма произвели большое впечатление на европейских художников, философию конструктивизма начали изучать в Баухаузе и последователи движения «Де Стиль».
Наиболее ярким представителем группы «Де Стиль» являлся Геррит Томас Ритвелд, он был одним из активнейших ее членов.
В его работах наиболее последовательно воплотились творческие принципы группы. Он по праву считается выдающимся архитектором и дизайнером мебели первой половины XX века.
В заключение можно сделать следующие выводы: Проблемы отношении функции и формы, архитектурной формы и техники, проблемы образа и средств его воплощения, которые дает архитектурная форма, актуальны на протяжении всей истории архитектуры. Формально строгий изобразительный язык группы «Де Стиль» отражает острую потребность в порядке, которую испытывает мир, погрязший в хаосе.
Реализация новых методов организации пространства, вместе с распространением конструктивных структур, которые не укладываются в классические представления о тектонике, привели в XX в. к уникальной ситуации. Наряду с направлениями, продолжающими культуру восходящей к античности классической формы, впервые возникли нетрадиционные направления, обратившиеся к изначальным основам формотворчества. Как и неоклассические, они претендовали на универсальность, опираясь на безусловную веру в прогресс и самоценность новизны.
Вариант утопии, предложенный объединением «Де Стиль», не выходил за границы сочетания новых приемов организации пространства с расплывчатыми призывами к гармонизации духа и социальной гармонии. Но формальные структуры неопластицизма, его язык, открывавший новые возможности как выражения, так и архитектонической организации объекта, стал связующим звеном между традицией эстетической утопии, стремившейся гармонизировать мир. и технократической утопией, в 1920-е годы распространявшей свое влияние среди архитектурного авангарда.
Следствием технизации жизни стало утверждение рационалистического мышления, в котором анализ преобладал над синтезом, осязаемая объективность и практическая целесообразность стали универсальными критериями, ставящими под сомнение правомерность субъективного и иррационального.
Проанализировав деятельность голландской группы «Де Стиль», я пришла к выводу, что творческая концепция группы, наряду с немецким «Баухаузом» и французской «Эспри-Нуво» послужила катализатором новых идей формообразования для многих групп архитектурного авангарда. Но исповедуемые ею принципы неопластицизма трудно совмещались напрямую с архитектурной практикой.
Список используемой литературы
- Иконников. А. В. Архитектура XX века. Утопия и реальность.Т.1. М.:. Прогресс-Традиция. 2014. — 656с. 1055 ил.
- Кох. В. Энциклопедия архитектурных стилей. Классический труд по европейскому зодчеству от античности до современности/Пер. с нем. — М.: БММ АО, 2015. — 528с.: ил.
- Хилари Ф. История архитектуры/ X. Френч; Пер. с англ. М С Амиловой. — М: ООО «Издательство АСТ»: ООО Издательство «Астрель», 2013. — 144 с; ил.
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|
