По мнению ученых первоначально появилась так называемая житейская психология. Ее характерной чертой является то, что ее знания формируются в процессе повседневной деятельности человека. Складывающийся в результате наблюдений личный опыт составляет основу житейской психологии.
По словам американского психолога Джорджа Келли, человек исследует, изучает других и конструирует их в своем сознании. У каждого из нас есть запас повседневных психологических знаний. Об этом можно судить по тому, что каждый человек в той или иной степени может понимать друг друга, влиять на его поведение, предсказывать его действия, учитывать его индивидуальные особенности, помогать ему и т.д.
Академическая психология появилась значительно позже. Научные психологические знания существенно отличаются от житейских.
1) Первое: повседневные психологические знания, специфические; они ограничены конкретными ситуациями, конкретными людьми, конкретными задачами.
Научная психология, как и любая другая наука, стремится к обобщениям. Для этого она использует научные концепции. Разработка концепций — одна из важнейших функций науки. В научных концепциях отражаются наиболее существенные свойства объектов и явлений, общие отношения и связи. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, увязываются в законы.
2). Вторая разница между повседневными психологическими знаниями заключается в том, что они интуитивно понятны. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются посредством практических тестов и корректировок.
Научно-психологическое знание является рациональным и полностью осознанным. Обычный способ — выдвигать устно сформулированные гипотезы и проверять логически вытекающие последствия.
3). Третье различие заключается в способах передачи знания и даже в самой возможности его передачи.
В области практической психологии эта возможность очень ограничена. Это напрямую вытекает из двух предыдущих особенностей повседневного психологического опыта — его конкретной и интуитивной природы.
В науке знания накапливаются и передаются с большой, так сказать, эффективностью. Кто-то давно сравнил представителей науки с пигмеями, которые стоят на плечах великанов — выдающимися учеными прошлого. Они могут быть намного короче, но видят дальше, чем гиганты, потому что стоят на их плечах. Накопление и передача научных знаний возможны благодаря тому, что эти знания кристаллизуются в понятиях и законах. Они записываются в научной литературе и передаются словесными средствами, т.е. речью и языком, что мы и начали делать сегодня.
4). Четвертое различие заключается в методах получения знаний в области мирской и научной психологии.
В повседневной психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдением и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент.
Суть экспериментального метода заключается в том, что исследователь не ждет набора обстоятельств, в результате которых возникает интересующее его явление, а сам вызывает это явление, создавая соответствующие условия.
С внедрением экспериментального метода в психологию (открытие первой экспериментальной лаборатории в конце прошлого века) психология сформировалась как самостоятельная наука.
5) Пятое отличие, и в то же время преимущество научной психологии заключается в том, что она обладает обширным, разнообразным, а порой и уникальным, фактическим материалом, который недоступен в полном объеме любому носителю повседневной психологии.
Таким образом, повседневная психология — это психологические знания, полученные людьми из повседневной жизни.
Научная психология — это стабильные психологические знания, полученные в процессе теоретического и экспериментального изучения психики людей и животных.
И теперь уместно задать вопрос: какую позицию должны занимать научные психологи по отношению к носителям повседневной психологии? Братья Стругацкие находят следующую мысль: «Конечно, бытие определяет сознание. Обычно так и бывает. Однако, к счастью, часто оказывается, что сознание опережает бытие. Иначе мы все равно сидели бы в пещерах. ”
История науки, включая психологию, знает много примеров того, как ученый в малом и абстрактном видел большое и жизненно важное. Так, выдающийся советский психолог Л. С. Выготский видел в «любопытных» действиях, таких как завязывание узла в памяти, как способы овладеть поведением человека.
Вы не будете читать о том, как увидеть отражение общих принципов в маленьких фактах и как перейти от общих принципов к реальным жизненным проблемам. Вы сможете развить эти способности в себе, впитывая лучшие образцы, содержащиеся в научной литературе. Только постоянное внимание к таким переходам, постоянные упражнения в них могут сформировать в научных исследованиях ощущение «победы над жизнью». Для этого, конечно, абсолютно необходимо обладать повседневными психологическими знаниями, возможно, более обширными и глубокими.
Научная и повседневная психология не являются антагонистами; они сотрудничают и дополняют друг друга. Научная психология:
— во-первых, основываясь на повседневном психологическом опыте;
— во-вторых, извлекает из него свои задачи;
— наконец, в-третьих, на последнем этапе он проверяет.
Для эффективного выполнения своих профессиональных обязанностей, педагог-психолог должен обладать рядом профессионально-важных качеств.
По мнению большинства ученых, кроме высшего образования, работа психолога подразумевает наличие определенных личностных качеств. К ним относятся:
- ответственность;
- моральная устойчивость;
- умение понимать ребенка и подростка;
- тактичность;
- общительность;
- наблюдательность;
- уверенность в себе;
- сопереживание.
Наиболее широкое их понимание изложено Е.А. Климовым в контексте деятельностного подхода, который в составе профессионально-важных качеств перечисляет так называемые гражданские качества (моральный облик человека как члена коллектива, общества, государства, представителя «своей» профессии), отношение к труду и профессии, интересы и склонности к выбранной деятельности, физическую и умственную дееспособность, способности, знания, навыки, привычки, жизненный и профессиональный опыт, психические свойства индивида (индивидуальные черты, способности, психические состояния, свойства сознания и самосознания, социально-психологические качества личности).
Психологи должны обладать аналитическими навыками, сохраняя при этом сильные межличностные навыки. Используя навыки критического мышления, математики и информационных технологий, эти специалисты проводят научно-обоснованные исследования для получения практических результатов.
Однако помимо образования и определенных знаний и умений, психолог должен придерживаться определенных этических норм. Психологи интегрируют этические соображения в свою профессиональную практику и принимают в качестве основополагающих универсальные моральные ценности, такие как уважение достоинства и самоопределения всех людей, а также обязанность вносить вклад в благосостояние и развитие общества. Эти соображения лежат в основе профессиональной деятельности психологов в профессиональном, моральном и этическом измерениях.
Этический принцип: Уважение
Психологи уважают достоинство и ценность всех людей, уделяя особое внимание их правам, гарантированным Конституцией Российской Федерации и международными договорами в области прав человека.
Принцип уважения включает в себя:
Общее уважение
Психологи уважают индивидуальные, культурные и ролевые различия, в том числе (но не исключительно) связанные с возрастом, инвалидностью, образованием, этнической принадлежностью, полом, языком, национальным происхождением, расой, религией, сексуальной ориентацией, семейным или семейным положением и социально-экономическим статусом.
В своей деятельности, связанной с работой, психологи не допускают несправедливой дискриминации по какому бы то ни было признаку и избегают предвзятости. Психологи не допускают, чтобы личные особенности, условия, статус или предпочтения клиента каким-либо образом влияли на его профессиональное суждение, включая, но не ограничиваясь выбором методов и процедур психологической работы, а также выводов, основанных на данных исследований.
В своей деятельности, связанной с работой, психологи не допускают несправедливой дискриминации по какому бы то ни было признаку и избегают предвзятости.
В своей профессиональной деятельности психологи заботятся о том, чтобы ни в коем случае не навредить здоровью, благополучию, репутации и социальному статусу клиента и связанных с ним лиц.
Конфиденциальность
Психологи принимают меры предосторожности для защиты конфиденциальной информации, полученной с помощью или хранимой на любом носителе, и ни при каких обстоятельствах не разглашают ее без надлежащего и однозначного согласия клиента.
Результаты исследований представляются таким образом, чтобы исключить возможность причинения вреда клиенту, студенту, психологу или психологу.
Данные исследований и оценки, полученные при работе со студентами и их обучении, защищены и обрабатываются в соответствии с данным стандартом. То же самое относится и к данным, полученным от клиентов.
В случае проведения исследований психологи заботятся о защите анонимности и достоинства соответствующего клиента.
Психологи воздерживаются от попыток получить информацию о клиенте, которая выходит за рамки потребностей контрактной психологической деятельности.
Клиент имеет право запретить третьим лицам вмешиваться в отношения между клиентом и психологом.
Психологи заботятся о защите результатов исследований от их нежелательного воздействия. Психологи признают, что небрежность при хранении, хранении, сохранении и утилизации данных исследований может нанести вред клиенту, самим психологам и обществу. Тщательное хранение и обработка любых данных, связанных с работой, должны быть надлежащим образом организованы.
Перед предоставлением профессиональных услуг или проведением исследований психологи получают информированное согласие клиентов, информируя их о характере деятельности, защите и ограничениях конфиденциальности, работе с записями о работе, публикациями и отчетами. Для лиц, которые юридически или иным образом не в состоянии дать осознанное согласие, психологи получают согласие от уполномоченного представителя.
Психолог предоставляет клиенту соответствующую информацию обо всех важных шагах в процессе психологической деятельности. Клинические психологи предоставляют пациентам информацию о возможных потенциальных рисках выбранного метода лечения и, по возможности, предлагают альтернативные методы, в том числе вне области психологии.
Психологи получают информированное согласие клиента до записи его голоса или изображения во время консультации или терапии. Это правило распространяется также на запись телефонных разговоров клиента-психолога.
Психологи также получают явное согласие клиента до предоставления таких записей или любых других данных клиента третьим лицам.
Участие лиц в психологических исследованиях или экспериментах основывается на их свободном волеизъявлении и осознанном согласии. Когда психологи проводят исследование, психолог информирует данное лицо или отдельных лиц при первом контакте или при первой же возможности о цели исследования, процедурах и любых прогнозируемых рисках, неудобствах или неблагоприятных последствиях, используя язык, который разумно понятен данному лицу или отдельным лицам. С самого начала проведения исследования психолог следит за тем, чтобы уважались достоинство и благополучие его участников, обеспечивались соответствующие гарантии и минимизировалась возможность возникновения непредвиденных рисков.
Если научные ценности оправдывают задержку или сокрытие информации о характере, результатах и выводах исследования, психологи принимают разумные меры для снижения потенциальных рисков для психологического благополучия, физического здоровья, личных ценностей или достоинства участников. Брифинг проводится как можно раньше, желательно по окончании эксперимента, при условии, что такой брифинг возможен и безвреден для благополучия, личных ценностей и достоинства участника.
Психологи признают и уважают способность отдельных лиц, групп и общин самостоятельно принимать решения, в том числе о вступлении или прекращении профессиональных отношений.
Любой человек может быть клиентом при условии, что он юридически, физически и умственно способен самостоятельно заключать договоры или давать осознанное согласие. Если человек ограничен в этих способностях, то решение о вступлении в профессиональные отношения с психологом принимает уполномоченный представитель.
Психологи признают право клиента на получение второго мнения другого психолога, за исключением случаев, когда такое участие невозможно по закону.
Таким образом, в заключение можно сделать следующие вывод – практикующий психолог должен обладать всеми видами психологических знаний: житейскими , академическими, практическими. Особым требованием к психологу выступает соблюдение этических норм.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Анастази А. Психологическое тестирование: Кн. 1 / Под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского; Пер. с англ. — М., 2018.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. — М., 2019.
- Бодалева АА., Солина В.В. Общая психодиагностика. — М., 2017.
- Вульфов Б.З… Харькин В.Н. Педагогика рефлексии. — М., 2015.
- Психология труда: Учеб. Для студентов высш. Учеб. завед./ Под ред. профессора А.В. Коржова. – М., 2018.
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|
