Меню Услуги

Формирование эстетического отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности


Страницы:   1   2

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основы формирования у старших дошкольников эстетического отношения к природе.
  • 1.1 Сущность и психологические основы эстетического воспитания
  • 1.2 Роль природы в эстетическом воспитании старших дошкольников
  • Вывод по 1 главе
  • Глава 2. Формирование эстетического отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности
  • 2.1 Содержание, формы и методы работы с детьми по изобразительной деятельности во взаимосвязи с ознакомлением с природой
  • 2.2 Формирование эстетического отношения к природе на занятиях по изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
  • Вывод по 2 главе
  • Заключение
  • Литература

 

Введение

Экологическое воспитание на современном этапе определяется необходимостью воспитания личности, способной воспринимать и преобразовывать действительность «по законам красоты». Это можно осуществлять различными путями, в том числе путём формирования духовного мира ребёнка, и, в частности, через его эстетическое воспитание, без которого невозможно говорить о гармоничном развитии личности.

В последнее время усилился интерес учёных и исследователей к вопросам эстетического воспитания подрастающего поколения (Ю.Б.Алиев, Л.Г.Арчажникова, Н.С.Боголюбов, Б.Т.Лихачёв, С.П.Ломов, Л.Н.Михеева, Н.Я.Михайленко, О.С.Ушакова, Р.М.Чумичева и другие).

Проблема эстетического воспитания вызывает интерес у специалистов различных отраслей: психологов, педагогов воспитателей. Ведь глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве — важное условие духовной жизни человека.

Эстетическое восприятие предполагает восприятие произведений искусства. Поэтому оно направлено на творческую деятельность. Эстетическое восприятие – это целостный процесс переживания человеком эстетического объекта, его качеств и свойств. В основе такого восприятия лежит непосредственная эмоциональная реакция, в результате которой происходит формирование эстетического чувства.

Особенностями эстетического восприятия детьми прекрасного, в частности природы, занимались специалисты по дошкольному воспитанию (Л. Шлегер, В.Шмидт, Д. Лазуткина, Е. Тихеева, Р. Орлова, А. Суровцева) и деятели общей психологии, педагогики, физиологии (С. Шацкий, П.  Блонский, Е. Архин, К. Корнилов и др.). В настоящее время высокая социальная значимость темы заставляет по-иному взглянуть на вопросы воспитания и обучения в детском саду, на актуальность и необходимость составления развивающих занятий по эстетическому воспитанию.

Психологи  говорят, что первые семь лет в жизни ребенка — это период его интенсивного развития и бурного роста, около 70 % отношения ко всему окружающему на психологическом уровне формируется в дошкольном детстве, а в течении жизни оставшееся только  30 %. На этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Природа во все времена служила содержанием изобразительного, и не только изобразительного творчества (литературного, музыкального и др.) Известный русский педагог Н. Е. Румянцев писал, что природа “вечно живая, обновляющаяся, великая в своём разнообразии всегда является живым родником поэтического творчества”. То же самое могли бы сказать о природе, вдохновившей их на творчество, художники и музыканты. Большое место занимает природа и в детском творчестве. Поэтому связь этих разделов работы является естественной и органичной.

Взаимосвязь изобразительной деятельности и ознакомление детей с природой обогащает познания детей о природе, и их изобразительное творчество. Стремление передать образы природы в рисунке (аппликации, лепке) приводит к углублению, уточнению знаний и представлений о природе, её объектах и явлениях. Так — же обогащается содержание детского творчества образами природы. Новые темы появляются в детских рисунках. И в процессе познания природы, и в процессе её изображения у детей развиваются психические процессы, лежащие в основе познания природы и отражение её в художественном творчестве: восприятие, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение), воображение, положительное эмоциональное отношение к природе, и к изобразительной деятельности.

В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

Н.А.Ветлугина, В.А.Езикеева, А.И.Сорокина говорят о возможности высказывания элементарных эстетических суждений в виде простейших предложений, а Э.В.Никитина обосновала педагогические условия, которые обеспечивают эффективность развития эстетических суждений у детей дошкольного возраста в процессе эстетического восприятия природы.

Однако сформировать эстетическое отношение к природе возможно только при условии целенаправленной организации учебно-воспитательного процесса, направленного на подготовку к эстетическому общению с природой. Решать эту проблему необходимо с дошкольного возраста, о сензитивности которого по отношению к воспитанию эстетического отношения к природе свидетельствуют исследования учёных. Ряд работ посвящен изучению вопросов формирования эстетического отношения к действительности различными средствами, начиная от природы и заканчивая различными видами творческой деятельности.

Одним из видов творчества формирования эстетического отношения к природе является изобразительная деятельность. Природа во все времена служила содержанием изобразительного творчества, в том числе и детского. Создаваемые детьми рисунки способствуют закреплению и уточнению их знаний об объектах природы, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней. В связи с этим целенаправленные наблюдение с детьми объектов природы должны осуществляться как единый процесс естественно научного и эстетического познания. Осуществлять этот процесс необходимо так, чтобы вызвать у детей положительное отношение к природе, яркие эмоциональные переживания. Всё это повышает интерес к природе и вызывает желание отражать её явления в своём творчестве. Изображая природу, дети вновь испытывают эстетические чувства к ней, что делает их жизнь интереснее и содержательнее.

С детства, научившись понимать природу, ценить её, ребёнок, будучи взрослым, сможет испытать на себе её благотворное влияние. Искусство и изобразительная деятельность самих детей, поможет им закрепить и углубить пока элементарные, но нужные знания о родной природе, о месте и роли человека, живущего с ней в единстве. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключён в изобразительной деятельности дошкольников.

Цель: определить наиболее эффективные пути и методы эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами природы.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Задачи:

1) Изучить психолого-педагогические основы эстетического воспитания старших дошкольников.

2) Раскрыть значение природы в эстетическом воспитании дошкольников.

3) Выявить основные пути и методы эстетического отношения к природе  детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности.

Объект — формирование эстетического отношения к природе у старших дошкольников.

Предмет – изобразительная деятельность как средство формирования эстетического отношения к природе у детей старшего  дошкольного возраста.

Практическая значимость: изученный материал по формированию эстетического отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста в данной работе, а так же составленный комплекс занятий по рисованию пейзажной живописи, может оказать воспитателям методическую и практическую помощь в работе с детьми по восприятию красоты окружающего мира.

 

Глава 1. Теоретические основы формирования у старших дошкольников  эстетического отношения к природе

1.1. Сущность эстетического воспитания

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении — везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, делает приятными встречи с людьми.

Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись, начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин «эстетика» происходит от греческого «aisteticos» (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Д.Дидро и Н.Г.Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.

В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Б.Кабалевский, Н.И.Киященко, Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, М.Д.Таборидзе, В.Н.Шацкая и другие.

В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как «система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности правильно понимать, воспринимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве». В обоих определениях речь идет о том, что эстетическое воспитание должно вырабатывать и совершенствовать в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его. В первом определении, к сожалению, упущена деятельная или созидательная сторона эстетического воспитания, а во втором определении подчеркивается, что эстетическое воспитание не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.

Д. Б. Лихачев в своей книге «Теория эстетического воспитания школьников» опирается на определение данное К. Марксом: «Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты». Автор подчеркивает ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребенка. Например, развитие у ребенка эстетического отношения к действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно как неуправляемый, стихийный и спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, к тому же без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах. Б.Т Лихачев, также как и многие другие педагоги и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности.

Своеобразное понимание сущности эстетического воспитания обуславливает и различные подходы к его целям. Поэтому проблема целей и задач эстетического воспитания требует особого внимания. Часто среди педагогов бытует ошибочное мнение о тождестве эстетического и художественного воспитания. Однако эти понятия необходимо четко разграничивать. Так, например, В.Н. Шацкая ставит перед эстетическим воспитанием следующую цель: «Эстетическое воспитание служит формированию способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, в творчестве по законам красоты». Из определения видно, что автор важное место в эстетическом воспитании отводит искусству. Искусство — это часть эстетической культуры, как художественное воспитание часть эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности. «Художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве». Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством. Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности.

С точки зрения Л.П. Печко и Н.И. Киященко цель эстетического воспитания это «Успех деятельности личности в той или иной области определяется  широтой и глубиной развития способностей. Вот почему всестороннее развитие всех дарований и способностей личности есть конечная цель и одна из основных задач эстетического воспитания». Главное — воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности.

Формирование эстетического отношения детей к природе и искусству, эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности. Рукавицын М.М. считает что: «Конечная цель эстетического воспитания — гармоничная личность, всесторонне развитый человек — образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства». Эта цель также отражает и особенность эстетического воспитания, как части всего педагогического процесса.

Эстетические свойства личности не являются врожденными, но начинают развиваться с самого раннего возраста в условиях социального окружения и активного педагогического руководства. В процессе эстетического развития происходит постепенное освоение детьми эстетической культуры нашего общества, формирование эстетического восприятия, а также представлений, понятий суждений, интересов, потребностей, чувств, художественной деятельности и творческих способностей.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

При анализе эстетической жизни ребенка мы должны иметь в виду то же, что лежит в основе характеристики моральной сферы у ребенка, именно, что эстетическая сфера есть форма жизни, определяемая особой обстановкой. Она захватывает и чувства, и интеллект, и активность, и это значит, что мы имеем здесь дело с целостной сферой, с особым типом миропонимания. Как и взрослые, так и дети эстетически живут — «прежде всего в своем эстетическом опыте, в восприятии прекрасного, в живом энтузиазме, который загорается от этих встреч с прекрасным, в слиянии с ним». Но эстетические переживания вызывают затем сложную психическую работу, сохраняющую эту определенность эстетическим опытом. Они вызывают, с одной стороны, эстетическое мышление, с другой стороны, эстетическое творчество. У детей слабо развито эстетическое мышление и это кладет яркую печать на своеобразие детской эстетической жизни; не без связи с этим стоит чрезвычайная широта эстетического опыта у детей. Все в мире — и большое, и малое, и мертвое, и живое, и небо, и звезды — «все восхищает дитя, влечет его к себе, все наполняет его радостным волнением, все нравится ему без всякой мысли о возможном его использовании». Можно поэтому утверждать,  что отношение ребенка к миру носит по преимуществу эстетический характер: эстетическая установка доминирует в детской душе Эстетическая жизнь ребенка замечательна своим универсализмом — и этим наиболее отлична она от эстетической жизни взрослого; все прекрасное, в какой бы ни было форме, привлекает и увлекает ребенка. Дошкольник любит и музыку, и сказку, и рисование, и лепку, и танцы, и сценическое представление. Другая, в высшей степени характерная черта детской эстетической жизни заключается в творческом ее характере: ребенок никогда не может ограничиться эстетическим восприятием.

Развитие эстетических чувств, связано со становлением собственной художественно-творческой деятельности детей и художественного восприятия.

В среднем дошкольном возрасте происходит существенное развитие детского восприятия, его точности и дифференцированности. Вместе с тем эстетическое восприятие продолжает характеризоваться фрагментарностью; оно тесно связано с личным опытом ребенка, его интересами.

Дети способны к элементарной эстетической оценке художественного образа, к осознанию некоторых эстетических средств, постепенному проникновению во внутреннюю сущность изображаемого, например, в построение произведения искусства. Дошкольники замечают связь между содержанием произведения и его выразительно-изобразительными средствами.

К концу старшего дошкольного возраста ребенок может более сосредоточенно слушать музыкальные и литературные произведения, рассматривать произведения изобразительного искусства, а также, более глубоко их воспринимать, сопереживать, сочувствовать положительному, доброму и осуждать зло. Активно развиваются художественно-творческие способности, дети сами придумывают загадки, сказки, песни, сочиняют стихи, создают аппликацию, рисуют. У них проявляется оценочное отношение к творческим проявлениям как своих сверстников, так и своим собственным.

Постепенно, благодаря обучению у детей формируется эмоциональная отзывчивость на различные выразительные средства в их сочетании, на простейшие художественные образы. Дети начинают не только видеть, но и осознавать первоначальные эстетические качества в произведениях искусства. У них формируется интерес к красивому в окружающей жизни и искусстве, к различным видам художественной и игровой деятельности. У детей наблюдается яркое выражение эмоциональной восприимчивости к поведению литературного героя, хотя скрытые мотивы его поведения детьми еще не осознаются.

Таким образом, в основе эстетического воспитания должно лежать приобщение ребенка к великому духовному эмоциональному опыту, через полноценное творчество и сотворчество детей, восприятие и созидание художественных образов. Следствием этого станет развитие  художественных способностей детей, художественно – образного творческого мышления, воображения, эстетического чувства, ценностных критериев, духовная наполненность.

Без умения воспринимать и создавать прекрасное человек не может воспринимать и создавать гармонию и в человеческих отношениях, и в обществе. Но человек не полноценен и не способен к созиданию, к творчеству и тогда, когда не развит его ум, интеллект, он не стремится к познаниям.

1.2. Роль природы в эстетическом воспитании старших дошкольников

Многие специалисты по эстетическому воспитанию считают, что эстетика природы является основой для формирования соответствующего отношения к ней и выражает диалектическое единство мира. Воздействуя на эмоции ребенка своими качествами – совершенством формы, разнообразным и изменчивым колоритом, в зависимости от времени дня, года, освещения, природа вызывает эстетические чувства. Это способствует появлению и проявлению эмоционального отношения к объектам и явлениям природы.

Красота природы не оставляет безучастным даже самых маленьких детей. Дети шестого года жизни уже имеют правильные представления о предметах и явлениях природы. Например, они знают название сезона, могут выделять отдельные характеризующие его признаки: «Осень – потому что тучи на небе»; «солнышко не греет»; «листики падают». Конечно, прежде всего, дети выделяют яркие, хотя и не всегда существенные, признаки предмета или явления, часто они связывают их со своей жизнью и интересами: «Осень – потому что мы листиками красивыми играем».

Пытаются дети объяснить причины и некоторых наблюдаемых ими явлений: «Некоторые птицы улетают в теплые края, потому что им холодно в наших краях, только воробьи остаются, потому что выдерживают холод ». Часто в этом возрасте малыши объясняют явления неправильно, путают причину и следствие: «Холодно сейчас, потому что снег скоро выпадет». И всё же им доступно не только понимание некоторых причин изменений, происходящих в природе, зависимости их от других явлений: «Холодно – вода замёрзла, тепло – лёд растаял», но и понимание последовательности развития отдельных предметов и явлений природы. В возрасте 5-6 лет дети начинают подмечать сходство и различия предметов, и хотя часто наблюдается непоследовательное использование сравнения, оно, тем не менее, является показателем развивающегося логического мышления. Дети подходят к пониманию перехода одного времени года в другое, могут назвать существенные признаки наступающего времени года, рассказать о периоде развёртывающегося сезона, выделяя его начало, разгар (середину) и конец: «В начале осени ещё тепло, это золотая осень»; «В середине зимы, в январе, самые большие морозы». Такие высказывания детей можно расценивать как результат осмысленного обобщённого восприятия.

Восприятие — целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.

Восприятие имеет основные для обучения детей виды: Зрительное — ребенок получает информацию посредством зрительных образов. Информация обрабатывается визуально, через зрительную анализаторную систему. Слуховое — информация поступает благодаря фонематической системе звуков, через ритм и мелодику. Тактильное — здесь задействованы кожные и двигательные ощущения.

80% всего познавательного материала, ребенок старшего дошкольного возраста получает и воспринимает через зрительные анализаторы. В основном это информация об окружающем мире. В конце старшего дошкольного возраста малыш уже не ошибается в различении цветов, даже различает их оттенки.
При восприятии пространства старшие дошкольники ищут возможности исследовать различные формы, пытаются сравнивать предметы. Дети в 5-7 лет неплохо могут ориентироваться в пространстве и времени. Они знают, когда наступает утро, когда приходит вечер. Особо хочется отметить особенности в художественном восприятии у детей. Дети старшего дошкольного возраста, внимательно слушая истории, пробуют воздействовать на литературных персонажей. Расширение знаний и представлений о действительности способствует формированию художественного восприятия.

Живая и неживая природа живёт и развивается по своим сложным законам. Природа широко отражена в искусстве – краской, словом, мелодией. Она как бы сама открывает перед нами свою красоту. Художники и писатели, изображая природу, учат видеть не только что – то броское, яркое, громадное, величественное, мощное. Они обращают внимание на то, что не очень приметно, буднично, что сопровождает повседневно жизнь и труд человека в природе. Поэтому искусство занимает особое место в эстетическом отношении человека к природе. Искусство учит вглядываться в природу, оно создаёт её образы, но эти уроки ребёнок не всегда может извлечь сам без помощи взрослых. Нужно помочь ему увидеть и понять красоту и выразительность природы, отражённой в искусстве. В каждом человеке с детских лет должно быть воспитано очеловеченное отношение к природе. Если у ребёнка не пробуждена способность чувствовать, переживать красоту и неповторимость каждого явления природы, стремление сохранить её, то он может стать не другом, не защитником природы, а её разрушителем.
К старшему дошкольному возрасту у ребенка все больше развивается уровень аналитико-синтетического мышления, что имеет важное значение для процесса изображения. Все большую роль в деятельности начинает приобретать фантазия. Но образы воображения у младшего дошкольника еще неустойчивы, фрагментарны, что сказывается и на его рисунках. С возрастом воображение становится богаче, дети могут собственными силами продумывать содержание своей работы, вводить новые образы.

Большую роль играют эмоции, которые способствуют проявлению интереса к изобразительной деятельности, концентрации внимания и чувств ребенка на создаваемом образе, усиливают работу воображения.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Характерным для старших дошкольников является то, что они распределяют предметы по всей плоскости листа, соблюдая, однако, чувство равновесия и композиционной заполненности. На горизонтальной плоскости в развернутом виде изображается , например, вся лесная поляна : на первом плане трава , цветы, мелкие кустарники; на втором – деревья , лес, по бокам – дома  и постройки. Горизонтальную плоскость ребенок мыслит в ее реальной протяженности. Стремление к правдоподобию, точности и полноте изображения заставляет ребенка избегать передачи пространственных отношений, при которых один предмет закрывает часть другого.

Исследования педагога детского творчества Н. Курочкиной показывают, что у детей 5 -6 лет наблюдается уже сознательное использование цвета, формы, построение рисунка, выразительных средств, для отображения отдельного образа или сюжетной композиции. Поэтому дети старших возрастов по сравнению с детьми младшего дошкольного возраста шире и свободнее используют найденные выразительные приемы, распространяя их на большое количество изображаемых предметов и явлений. Иными словами, старшие дошкольники прочнее усваивают эти приемы, закрепляя их в своем сознании.

В системе по эстетическому воспитанию дошкольников большое место должно быть отведено природе. Она лучше, чем что-либо обогащает психику ребенка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус. Воспитание любви к природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет огромное значение не только для эстетического развития детей, но и для нравственного воспитания, в частности, для пробуждения у дошкольников патриотических чувств, чуткости к окружающему, способствует физической закалке, а так же расширению умственного кругозора.

Умение видеть природу — первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания через природу. Оно достигается лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать себя частью целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует постоянного общения с природой.

В.А.Сухомлинский говорил: «Добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитывать».

Учить ребенка видеть мир – вот одна из задач воспитателя. А это значит формировать в детях наблюдательное умение понимать увиденное, т. е. вырабатывать в детях способность мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы. Также воспитатель должен хорошо знать особенности этого возраста детей. У детей старшего возраста наблюдается большое стремление к самостоятельности, независимости. Они все хотят увидеть, все открыть сами.

Этот интерес побуждает детей к активной деятельности. Но ее направление по отношению к природе может быть различным: одни из них могут разорять гнезда, стрелять из рогаток в птиц, ломать деревья, а другие — разводить рыб, ухаживать за голубями. Чтобы не было такой агрессивности к окружающей среде, нужно учить детей «видеть» деревья, цветы, кустарники: замечать особенности и оттенки лепестков, листьев, наблюдать, как набухают и распускаются почки или начинают желтеть листья, как зацветают цветы и созревают семена. Нужно, чтобы ребенок выбрал в ближайшем окружении дерево, которое ему кажется самым привлекательным, и наблюдал за его увяданием и зимним сном. Пусть он относится к любимому дереву как к дружественному существу — навещает его, замечает новые побеги, помогает ему.

Показать ребенку особенности поведения воробьев, галок, голубей, научить описывать их оперение, глаза, форму тела и лапок, рассказать ребенку об их жизни, заботах, о строгих правилах стаи и т.п.  Устроить кормушку на окне, и пусть ребенок подкармливает птиц зимой. Прекрасно, если он сможет узнать двух-трех птиц. Ведь животное становится ближе, когда мы видим своеобразие его поведения, его гнев, страх или радость, его отношение к другим птицам, к нам самим. Само собой разумеется, что ребенок должен научиться «видеть» окружающих домашних животных. Не следует переоценивать «заразности» животных.

Старшие дошкольники, как правило, не могут верно оценивать картину виденного в целом. У них еще отсутствует способность объединять, синтезировать отдельные восприятия в общие впечатления.

Способность заметить, выделить красивое развивается постепенно. Но если развитие происходит стихийно, без целенаправленного влияния детского сада и семьи, то оно может задержаться. Поэтому воспитатель должен направлять эстетическое воспитание своих воспитанников, чтобы они на всю жизнь не остались глухи и слепы к красоте природы, направить их интерес в правильное русло, убедить ребят, что, истребляя природные богатства, они наносят урон не только красоте родного края, но и себе (моральный, эстетический). «Охотиться» можно и с фотоаппаратом, и с кинокамерой. Такой вид «охоты» обогатит эстетический, эмоциональный мир ребенка, разовьет в нем наблюдательность, любознательность, любовь к прекрасному.

В работе по эстетическому воспитанию важно знать и учитывать не только направленность интересов, но и особенности этого восприятия (эстетического): воспринимая явление окружающей действительности, человек руководствуется не только познавательными и моральными критериями, но и эстетическими принципами.

Мы отвечаем за живое — и за животное, и за растение — перед природой, перед обществом, перед собственной совестью.

Вывод по 1 главе

В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач в педагогике. Без умения воспринимать и создавать прекрасное человек не может воспринимать и создавать гармонию и в человеческих отношениях, и в обществе. Но человек не полноценен и не способен к созиданию, к творчеству и тогда, когда у человека не развит его ум, интеллект, он не стремится к познаниям.

В системе по эстетическому воспитанию дошкольников большое место должно быть отведено природе. Она лучше, чем что-либо обогащает психику ребенка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус. Воспитание любви к природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет огромное значение не только для эстетического развития детей, но и для нравственного воспитания, в частности, для пробуждения у дошкольников патриотических чувств, чуткости к окружающему, способствует физической закалке, а так же расширению умственного кругозора.

Мы отвечаем за живое — и за животное, и за растение — перед природой, перед обществом, перед собственной совестью.


Страницы:   1   2