Вид работы: Проект
Тема: Эволюция образа метели в лирике Б. ПастернакаЭволюция мотива метели в поэзии Б. Пастернака
Борис Леонидович Пастернак — русский писатель, поэт, переводчик, один из крупнейших поэтов XX века.
В публикациях о творчестве и участи Б. Пастернака восстановлен образ необычного человека, определенно мастера владеющего поэтической речью, художника-мыслителя в самом широком значении данного слова. На языке искусства он старался показать собственное личное понимание жизни, значение и трактование истории, природного окружающего мира. «Погружение в историю и современные ему течения философской идеи оказало воздействие на его миропонимание, весь строй его поэтического восприятия природы и социальной действительности»[1]. В послании к Жаклин де Труайяр от 1959 г., вспоминая годы своей молодости. Б. Пастернак свидетельствует о душевном позыве изучать и погружаться в исследования Вселенной, хотя бы измерение вещей, значительно более широкое, чем личные впечатления.
Каждый год в печатных изданиях и журналах появляются статьи, изучения, монографии о прожитой жизни и литературном творчестве Б. Пастернака, о его работах. Почти все написано, сказано, однако во многом ещё необходимо разобраться. Можно сказать, что многие темы и главные аргументы произведений данного автора освещены, однако и многое ещё не исследовано.
В этой работе основными источниками нами будет использовано большое число журнальных, а также газетных публикаций, многих монографии. Второй номер «Литературного обозрения» за 1990 год полностью был посвящен Б. Пастернаку. Такие статьи, как: Бухштоб Б.Я. Лирика Пастернака. // Литературное обозрение. 1987. №9; Померанц Г. Неслыханная простота: [о поэзии Б. Пастернака]. // Литературное обозрение. – 1990. №2; Франк В.С. Водяной знак: [Поэтическое мировоззрение Пастернака] // Литературное обозрение. – 1990. №2 и прочие наиболее наглядно выражают характер литературного языка Б. Пастернака.
Определенно одно из важных значений имело издание самой первой советской монографии, которая всецело посвященна жизни и творчеству Б. Пастернака, созданной Е.Б. Пастернаком «Борис Пастернак: материалы для биографии» (М, 1989 г.) В данном произведении используется колоссальное число писем, а также мемуарных выдержек и свидетельств. Можно отметить, что из всех рецензий самой содержательной является рецензия М. Флейшмана, которая была опубликована в журнале «Новый мир» за 1991 г. №5.
В 1990 году издательство «Советский писатель» выпустило в тираж монографию, написанную В. Альфонсовым, под названием «Поэзия Б. Пастернака». Эта монография проводит литературно-критический анализ всего литературного творчества Б. Пастернака, начиная от первых сборников до стихотворений последних лет жизни великого писателя.
Можно сделать заключение, что поэзия Пастернака исследуется и изучается. Однако мало исследован мотив метели в поэзии Пастернака, данную тему несправедливо позабыли, хотя, стоит заметить, она занимает одно из центральных мест в творчестве поэта.
В этом исследовании мы попытаемся подробно рассмотреть, как отображается мотив метели в поэзии Пастернака, на каком место находится данный мотив во всем его творчестве, каким символическим планом обладает, какая связь данного мотива с другими оирическими мотивами. Попробуем проанализировать мотив метели как выражение стихии, ведь в метели, как в одном из природных явлений, бесспорно, существует стихийное начало.
Мотив метели (вьюги) считается сквозным в поэзии Пастернака. Самостоятельно ритмика его стихов, быстрых и бурных в движении, воплощает в себе данную стихию.
Если провести анализ литературного течения XIX-XX в.в., то абсолютно любое упоминание о метели приводит нас к пушкинским произведениям, таким как: «Метель», «Бесы», «Капитанская дочка», «Пир во время чумы». В лирике и прозе Пушкина в 1830 г. метель укладывается не пейзажной окантовкой, а самостоятельным художественным феноменом: как тема, как знак, как явление. Метель – как знак рокового стечения обстоятельств, она может примирить, а также разрешить противоречия; метель – символ беды и агрессивной стихии. Данные непростые ассоциации продиктованы нам памятью культурного наследия.
Б. Пастернак воспринял устои А.С. Пушкина. Равно как и у Пушкина, метель обозначается в качестве функционирующего, значимого образа. Например, в «Бесах» у Пушкина метель – невероятный, ужасный образ, олицетворяющий тёмные силы, которые ополчившлись против лица. В поэзии Пастернака метель символизирует грязную силу, загадочную, которая неподдается внешнему контролю.
Многочисленные писатели показывают внутренний мир собственных героев, их чувства и переживания, через внешние проявления стихии. Стихия метели в работах русской литературы XIX-XX в.в. зачастую выступает как против, таким образом, и заодно с человеком.
Стоит отметить, что лирика Б. Пастернака несет в себе подтекст и проникновение в окружающий мир, мир естественной и натуральной природы. «В романтически взволнованном стихе самая обыкновенная картина рисовалась под совершенно неожиданным зрительным углом[2].»
В молодости Пастернак интересовался живописью, всерьез занимался музыкой, философией. Особенности лично-духовной биографии нашли отображение в его творчестве, отличающемся пристрастием и живописью природы, к поэтическому пейзажу, стремлением ввести зёрна философской идеи в изобразительно-повествовательную поэтичную ткань. Не спроста его поэтичность посвящена природе, её земным просторам (весне, нашей планете, солнцу, снегу, дождю, метели, вьюге). Основная тема стихотворений – благоговейный трепет перед природой («чудом жизни»). Ученые отмечают, то что «природа всю жизнь была его единственной Музой, его тайной собеседницей, его женой и Любимой, его супругой и Вдовой – она была ему тем же, чем была Россия Блоку. Он оставался ей верен до конца, и она по-царски наградила его.[3]»
Пастернак многократно обращается к мотиву естественной стихии (метели – зимняя стихия, ливню и дождю – летняя стихия).
Мотив метели (вьюги, бурана) как отображение естественной стихии бытия, обрисовался в раннем творчестве поэта и явится одним из таинственных и в то же время внушительных созданий.
В мотиве намечается поэтическая антитеза – противоборство с губительными силами, в раннем стихотворении «Метель» (1914 г.) описывается метельный «посад» и метель явлена как «ворожея-вьюга»:
В посаде, куда ни одна нога
Не ступала, лишь ворожей да вьюги
Ступала нога, в бесноватой округе,
Где и то, как убитые спят снега[4].
Главный образ – образ метели («вьюги») – как мотивация событийного ряда. «Метель обуславливает характерные «посада». Формируется художественное пространство, в котором сбивается пути лирический персонаж. «Посад» — часть города, метель, безумствующая в нем, формирует городское пространство[5].»
стихотворцем мир не содержит конечных никак не поддаётся управлению человеком. не во власти человека, он бессилен.
сбивается с в этом посаде»:
В посаде, куда ни один двуногий…
Я тоже Я сбился с дороги:
— Не тот это и полночь не та[6].
герою «посад» олицетворение социальных отношений:
Ни а ведь посад
Может городе, в Замосковоречьи…[7]
бушует над миром, над посадом нечистая сила: «И вьюга дымится, как факел нечистью…[8]»
В «посаде господствует состояние, имеющие и конечной точки: не сменяется днем, спят». второй части поэтического сюжета задаётся ночи и финальное четверостишие заканчивается «Ночь Варфоломеева. За город, город![9]»
Подобным способом, кольцевой компетенции («ночь» «ночь») смены суток, в «ночном» посаде «пурга» — «заговорщица» знаком силы, «нечисти». ночи, тяжелая интонация картину забытого посада», котором «как дремлют снега».
вьюги, метели, снегопада лирике Пастернака знаком рокового обстоятельств. Метель естественная что на своём и не подвластно.
образы «вьюги» включаются в праздничную героя. Зимний пейзаж в 2-ух проектах: в наступают в праздники вьюги. В будни городок подчиняет природу, праздничные дни обрушивается на городок. Дремы, ветер, буран метомимически предполагают непосредственно по причине в буране праздничным:
бывало –
праздники буран
И нависал с полудня
Вестью полярных стран[10].
(«Оттепелями из магазинов». 1915 г.)
Включенность в городское обуславливает исторический мотива.
Мотив как превосходная новаторскую эпоху, – «хохочущая становится исторического периода. с стихией, исторические свершаются на фоне бурана:
дней, остаток вьюг,
Сужденных башнямв восемнадцатом,
придаёт вокруг,
– не наигралось насыто[11].
в буран…»)
Проблеме «Девятьсотпятый год» (1926 Во вступлении поэме отличительное для поэта о «естественном начале революции, естественном его осознанием слитности естественного и процессов. метели, зимы выступает знаком революционных мероприятий:
В с её безобразием
С октября зима.
Небеса наземь,
Точно занавеса бахрома.
<…>
Это паданье снега…
Что метель…[12]
то же время то что метели содержит поэт показывает созидающие природы:
нет такой,
Которой бы вылечивал[13].
(«Январь. 1919»)
Мотив метели как стабильный элемент выражает романтический, а смысл, он «гибелью», «с с революцией, нечистью т.д.
создаёт города, какой сугробами:
Зима на пенье Петьки,
плеть
Нам хуже хуже горькой редьки
В концов осточертеть[14].
г.)
городском пространстве как смерти мёртвого сна:
Из чащи к дому нет прохода,
Кругом сугробы, смерть и сон,
И кажется, время года,
конец времен[15].
(«Город», г.)
города – прозрачный мотив Пастернака. в ранней и лирике «метельный». Родственный лирическому герою. Городская морозом, она имеет урбанистическое Целью урбанизации города Б. Пастернак когда вращался в футуристических в «Центрифуга», что мысли о перспективе Город бесхарактерная среда.
Метель в городе символизирует тьму, гибель:
В потёмки,
Их метель,
змею подземки
на панель…[16]
(«Город», г.)
Метель выступает действующее лицо, Авторский голос материализируется борьбу с «метелью-лютней»:
утопая
И как в единоборстве
С метелью, с из лютен,
– этот на чёрствой
Узде из мути…[17]
(«Раскованный голос», 1915 г.)
смысл в том, в мотива нет природы живую неживую»[18]. Для не только лишь взгляд природу, и наружные природа объясняется собственного имени. поэт повествует метелях они от первого ведут разговор приём, в пантеистическое ощущение в аргумента:
месяца назад,
только метели
На наш сад
С остервененьем налетели
<…>
в дом из сада.
Она шептала мне: «Спеши!»
Губами белыми стужи…[19]
(«После 1957)
оттенок она (метель) имеет белыми «Зима», становятся образами.
Мотив поэтической детализацией:
Снаружи мечется
И лоск
<…>
Утайщик —
Под белой бахромой…[20]
(«Первый снег», 1956)
создается за счет повтора идет»), который остановимое, время, движение падающего снега:
идет, идет.
белым звездочкам буране
герани
За переплёт.
Снег идет , в сметеньи,
Все пускается полёт…
<…>
Снег идет, снег идет,
Словно падают хлопья[21].
идет», 1957)
В стихотворении «Снег повторяется анафора («снег идёт» каждой строфы, что динамику символизирующую скоротечность времени.
символизация риторическим вопросом:
Может быть, время?
за годом год
идёт,
Или в поэме?[22]
данном случае риторический подразумевает философский подтекст – бытие-движение снега, падающие («всё в смятении») снег, который падает с неба выступает символом времени: («может годом год // С как идёт…»)
Сопоставления как образное выразительное средство участвует в формировании мотива метели. Развёрнутые сравнительные выражения придают мотиву особенную лироэпическую эффектность. Метель с «небосводом», какой «сходит наземь»:
Снег снег идёт,
Словно хлопья,
в салоне
Сводит наземь небосвод.
<…>
Словно чудака
с чердака[23].
(«Снег идёт»)
Зима, cнегопад, метель – это образующие элементы мотива, какие сравниваются с «белой женщиной из гипса»:
Я, наверно, не прав, ошибся,
Я слеп, лишился ума.
женщиной мёртвой гипса
Наземь падает зима[24].
(«После 1957)
Рисуя «заснеженного мира», писатель делает вывод о том, то что что обладает началом, повелевает всем обществом, его составляющей:
в снегу: двор и каждая щепка,
на дереве побег.
<…>
Цел мир, город в снегу[25].
Индивид и природа идиентично одушевлены и одухотворены в их согласье содействии. Лирический персонаж пребывает в непрерывном контакте миром природы, естественными явлениями: «И видеть, как единоборстве // С метелью, с лютейней лютен, // Он — этот голос…». Зима не бывает без тихой, без метелей и вьюг, безумствующая, холодная, а метель, снег, – несоблюдение обычного порядка жизни. есть обязательный признак зимы:
Зимы метелями,
Когда, как бы в рассудке,
повалил валит неделями,
День за днём за сутками сутки…[26]
(«Зимы…»)
Мотив метели формируется счёт анафорического повтора, повтора сродных звуков, слов, правильных построений в начале соседних поэтичных строк и строф (анафора): «Сыпет, сыпет и сыпет // Снег уляжется и подморозит». Подобным способом, повторение таких строк придаёт мотиву динамичность.
Мотив метели изменяется течении всего творчества Пастернака. Совершается мотива метели: мотив создается из ливня, дождя. Метель – это снег с неба. Снег – «зимняя» вода. Вода воплощена в дождя, ливня так же естественная Вода в большей степени в погодных осадков, выпадающая, оседающая сверху.
В тексте контрастные естественные явления становятся синонимическими фигурами, в свирепом, враждебном создании: «Весь вечер вьюга, щадя затрещин, // Врывалась сквозь трещины тесин… Мело, мело. Метель костры лизала…» («Спекторий», 1925-1930 г.г.)
Образ метели символизирует беспорядок, мировой, государственный хаос во обществе, в обществе естественных вещей. Зачастую снег сменяется дождём:
снег да — точка
право пошёл.
И тополевой точкой
Подруги сдобрил скромный стол[27].
снег да 1931 г.)
«Снег» как событийный фон не только в лирике, но в (роман «Доктор Живаго»).
Причина (снегопада) пронзает художественный текст, вживается в его строчки. В поздней лирике снег завладевает той территорией, под когда-то шли дожди. Причина дождя, ливня, текущей воды переходит в снежную бурю, метель – и это спроста. Снег – невозвратимо уходящее время, снег – предупреждение о конце:
я понял, почему
Она во время снегопада,
Снежинками пронзая тьму,
дом сада.
Она шептала «Спеши!»[28]
(«После перерыва»)
Снег смерть: женщиной мёртвой из гипса // Наземь падает зима».
образом становиться замкнутым жизненный круг. «Водный символ» дождь, снег) преобразуется в символ» могильщика-снега.
Метель тогда, когда наступает боязнь, страх, гибель, общественная (переворот), многочисленные события в жизни природы и совершаются на фоне метели.
Через всю версификацию Пастернака протекает мотив метели, он считается сквозным его творчестве. Мотив проходит непростую эволюцию в поэзии Пастернака, он видоизменяется в прочие мотивы, содержит разнообразные маленькие значения.
внешние проявления стихии многочисленные писатели показывают внутрений собственных героев, их волнение. Стихия в работах литературы XIX-XX в.в. зачастую выступает как против таким образом и одновременно с ним.
Таким способом, мотив метели – это мотив, циклический в поэзии Пастернака. Она проявляется в разных аспектах с варьирования более важных его компонентов.
Список использованной литературы
- Альфонсов В. Поэзия Л., 1990.
- Баевский В.С. Борис – лирик: поэтической системы. Смоленск, 1993.
- Берёзов Р. Свеча горела. // Р. Берёзов. песня. – М., С. 266-268.
- Бухштаб Б.Я. Лирика Пастернака. обозрение. – 1987, №9. С. 106-112.
- Клинг Б. и символизм. Вопросы литературы. 2002, № 25-59.
- В.А. Б. Пастернака. Русская №4. С. 59-70.
- Кунин Как ранние Русская – 1994, 12-19.
- Марговелошвили бурей ветром в Единство. №5. С. 343.
- Пастернака.
- Н.Ф. Б.Л. – (от философии поэзии) // философии, №4. 7-22.
- Б.Л. сочинений. В томах. – «Художественная литература», 1989-1992.
- Пастернак Е.Б. Мир – М., 1989.
- И.П. Б. Метель. // русской – Л.: – С. 231-240.
- энциклопедический словарь. / ред. А.М. Прохорова. М.: «Советская энциклопедия», 1990.
Прикрепленные файлы:
_obraza_meteli_v_lirike_B._Pasternaka_20170718_115559
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|


