Вид работы: Проект
Тема: Эволюция жанра репортаж в условиях технологического развития средств массовой коммуникации
Эволюция жанра репортаж в условиях технологического развития средств массовой коммуникации
Репортаж – жанр, основной задачей которого является создание динамично развивающейся картины события [6]. Жанр репортажа, -отмечает В. В. Ученова, — требует достаточно строгой фокусировки точки зрения наблюдателя, искусного отбора и взаимоподчинения деталей наблюдения с одновременной передачей “сиюминутных” ощущений и ассоциаций наблюдателя-автора. [7, C. 77]. А. А. Тертычный подчеркивает, что журналист в репортаже создает «эффект присутствия», т.е. дает«аудитории возможность увидеть описываемое событие глазами очевидца(репортера)».
Л. В. Шибаева наблюдала трансформацию жанра репортажа и отмечала появление новых разновидностей и «гибридов» репортажа. Если в 90е популярностью пользовался классический познавательно-тематический репортаж, то в последнее время верховенство взял аналитический репортаж, который счет своих аналитических компонентов трансформировался в «корреспонденцию -расследование» и в «расследование — статью». Можно сказать, что эта трансформация происходит под влиянием ускоряющегося темпа нашей жизни. Объяснить видоизменения жанра можно так: «Время резко ускорило свой ход, события понеслись стремительно, не оставляя возможности глубоко обдумывать их. Открылись предметы, которые раньше не полагалось замечать, и репортеры кинулись в темные углы бытия — устраивать для читателя экскурсии по притонам наркоманов, салонам хиромантов, рынкам живого товара, подвалам моргов… Да и самому читателю, уставшему от проблем, интереснее стало смотреть со стороны, нежели участвовать в охоте за мыслью» [Шибаева, 2000].
Если изначально репортаж абсолютно оправдывал свое латинское обозначение(от лат. «reportare» — «передавать», «сообщать») и представлял собой публикации, в которых рассказывалось о ходе парламентских заседаний, различных собраний, судебных процессов, а по своей форме был больше похож на сегодняшние отчеты, в них преимущественно отражались основные моменты собрания и их итоги [Козлова, 2000]. То сегодня это жанр, в котором тесно переплетаются как аналитические, так и публицистические элементы.
В разновидности современного информационного репортажа, главной целью является констатация факта. Для этого вида репортажа важны такие параметры, как эффект присутствия, событийность, выраженное «Я» автора. Обязательно должны быть обозначены пространственные и временные рамки. Для разновидности аналитического репортажа основной задачей стоит анализ факта, при сохранении основных жанровых черт информационного репортажа.
Для нее характерна особая техника: целью выступает не изображение какого-либо события или факта, а рассуждения и комментарии по поводу события. В аналитической разновидности репортажа используются самые разные элементы рассуждения: различные способы аргументации, композиционное решение репортажа часто усложняется, соединяя событие и строгое логическое рассуждение.
Как показывает анализ материалов современной российской прессы, жанр репортажа может изменяться в зависимости от типа издания.
Характеризуя трансформацию репортажа в целом, отметим, что изменению подвергается признак «эффект присутствия», который усложняется различными композиционными приемами, выполняющими функцию аргументации.
В жанровой структуре современной периодической печати происходят изменения. Репортаж, являясь отражением сугубо субъективного авторского видения, видоизменяется. В отдельных типах изданий репортаж даже вытесняется из жанровой структуры более объективными жанрами. Конечно, нельзя сказать, что печатный репортаж полностью вытесняется другими информационными жанрами. Напротив, в журналистских печатных текстах, таблоидной и качественной прессы, преобладает информационная разновидность репортажа [Уракчеева, Медиаспрут].
И один из самых важных жанрообразующих признаков репортажа — последовательное изложение события сохраняется. Однако в связи с усилением влияния других информационных жанров (хроники и новости) происходит трансформация признаков «эффект присутствия» и «Я» репортера.
Анализ научной литературы показал, что для российской журналистики неизменной остается проблема жанровой структуры. Это одно из актуальнейших направлений теории журналистики как науки. Извечными вопросами для теории жанров по-прежнему являются: что такое жанр? в чем его функции? насколько он устойчив? Не обошла эта проблема и репортаж. И сегодня у учёных и журналистов нету единого мнения насчёт данного жанра. Во многом это объясняется его многогранностью. Точно можно сказать только то, что репортаж претерпевает изменения и подстраивается под современный медиарынок.
Часто репортаж смешивается с микроблогом. С формальной точки зрения, Twitter-репортаж – это журналистский текст, состоящий из ряда сообщений для микроблога (длиной не более 14 0символов), представляющий собой прямую трансляцию с места событий.
Материал может сопровождаться фотографиями, однако, как показал анализ текстов, большинство Twitter-репортажей обходятся без них. Специфической особенностью жанра является и то, что текст может публиковаться одновременно в двух источниках: на сайте сетевого СМИ и в Twitter-аккаунте автора или издания. Развивается он в реальном времени, между событием и появлением сообщения о нем проходит несколько минут. Twitter-репортаж может принадлежать одному автору или коллективу. Так, например, ряд текстов в «Газете.ру» написан сразу несколькимижурналистами, что позволяет дать в одном материале сразу несколько точекзрения на событие. Характерно, что иногда авторство текстов вообще неуказывается (см. Twitter-репортажи в журнале Forbes), – в таком случае материал становится безличным, хотя это и противоречит природеклассического репортажа, и свойственно скорее заметке.Однако, в целом, автору отводится роль фиксатора событий.
Рамки жанра не дают ему возможности интерпретировать или детально описывать происходящее. Жанр Twitter-репортажа стал актуален в конце 2011 года в связи с многочисленными акциями протеста в Москве и в других городах страны. Эти события стали плодотворной почвой для развития новой формы журналистского материала. На наш взгляд, причина кроется в специфике участников митингов. Среди них было много молодежи, для которой коммуникация в глобальной сети естественна и привычна, и форма Twitter- репортажа оказалась очень органичной для подобной аудитории. Сами участники сообщали в своих аккаунтах о том, как разворачивались события, и журналисты стали использовать стихийно складывающуюся форму и заговорили со своими читателями на их языке. Все проанализированные нами тексты относились к сфере политики или общественной жизни. Они были посвящены московским митингам декабря 2011 года, съезду партии «Единая Россия», волнениям после выборов в Южной Осетии и другим событиям. Во всех случаях мы можем определить целевую установку текстов как стремление показать развитие событие, отразить его динамику. Так, например, репортажи с митингов начинаются с описания того, как люди собираются, и завершаются вместе с последними словами выступающих.Ведущим методом отображения действительности оказывается фактографический метод. Авторы фиксируют то, что происходит вокруг них.
Forbes пишет: «Первым выступает Акунин. Предлагает назвать движение»Честная Россия». Аплодисменты редкие, но крики одобрительные».Аналогичный текст появляется в «Газете.ру»: «Около ТИК у девушки, снимавшей группирующихся крепких ребят, отобрали фотокамеру. Там же замечен зам мэра по безопасности Виктор Мещеряков», в «Коммерсанте»:«Людей примерно 2 тысячи».Поскольку авторы Twitter-репортажей фиксируют свои сиюминутные впечатления, то в поле их зрения могут попадать и малозначительные детали, на которые они обращают внимание читателей или по поводу которых они высказывают свое мнение. Это, кстати, характерно для записи в микроблоге вообще. Forbes: «Находящийся на проспекте Subway пользуется спросом у полицейских. У кого-то сегодня будет хорошая выручка». «Газета.ру»:«Едкая попса на участке сменилась на симфоническую музыку. К чему быэто?». «Коммерсант»: «Машина рядом с посольством заведена. Неужели,готовились бежать?». То, что происходит с журналистом, тоже может попасть в текст репортажа: «Получил прикладом!» («Коммерсант»).Малозначительные детали и ключевые элементы событий уравниваются вт ексте. Большим разнообразием языковых средств Twitter-репортаж не отличается. Используется телеграфный стиль. Если цитируются чьи-то слова, то приводится не дословная цитата, а скорее конспект речи: «Джиоева: я хочу, чтобы люди разошлись, но они боятся ночных арестов»(«Коммерсант»). Авторы обходятся простыми предложениями, глаголами настоящего времени, практически не употребляют эпитетов. До предела это доведено в одном из репортажей корреспондента «Коммерсанта» Заура Фарниева, он активно пользуется назывными предложениями: «Крики.Свист». Подобная лаконичность объясняется тем, что на первом месте вTwitter-репортаже оказывается скорость. Twitter-репортаж фрагментарен. Особенно фрагментарность заметна в материалах, написанных несколькими авторами. Так, три автора «Газеты.ру»пишут: «Опять в ТИКе — по сравнению с парламентскими движемся очень быстро (А. Артемьев). Закончили пересчет президентских: Путин 492, Прохоров 341, Зюганов 236, Жириновский 70, Миронов 60 (П. Гущенкова).Учу комиссию заверять копии протоколов (Т. Сысоева)». Мы можем лишь условно говорить о полноценном тексте, в действительности он распадается на отдельные сообщения. Эта ситуация усиливается, если мы рассмотрим репортаж не в структуре сайта сетевого СМИ, а в структуре Twitter-аккаунта издания. Здесь каждая запись может быть прокомментирована пользователем или скопирована в его собственный аккаунт, таким образом потенциально каждый элемент репортажа может быть помещен в новый контекст. Кроме того, будет реализована возможность так называемого «ленивого авторства».Таким образом, мы можем констатировать появление новой жанровой формы, родившейся на стыке журналистики и социальных медиа. Как и традиционный, Twitter-репортаж представляет динамику развития события и создает «эффект присутствия». Как в микроблоге, здесь на равных сосуществуют малозначительное и важное, каждое сообщение может изменить контекст, а материал, в конечном итоге, распадается на фрагменты.
Мы полагаем, что новый жанр может быть продуктивен, когда необходимо освещать быстро развивающиеся события. Подобный текст может быть основой для другого, более развернутого, материала или для мультимедийного репортажа (пример последнего мы видим на сайте радио«Свобода»).Twitter-репортаж развивается под непосредственным влиянием социальных медиа и отражает ту тенденцию, о которой мы говорили в начале доклада, когда журналисты осваивают новые пространства в поисках новой аудитории.
Прикрепленные файлы:
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|


