2. Анализ функционирования Евразийского экономического союза как интеграционного объединения
2.1. Социально-экономический потенциал деятельности ЕАЭС
В современных условиях развитие любого государства напрямую связано с его внешнеторговым оборотом. Развитие различных интеграционных объединений способствует не только поддержанию экономического благосостояния членов объединения, но и позволяет им обеспечивать конкурентоспособность национальных экономик. При этом развитие любого государства невозможно без интеграционных процессов. В этой связи актуальным становится любое объединение стран для создания общих границ, рынка, с целью поступательного развития экономик входящих в него стран. Особого внимание заслуживает Евразийский экономический союз (ЕАЭС), который представляет собой международную организацию региональной экономической интеграции, которая обладает международной правосубъектностью и была создана 29.05.2014 после подписания «Договора о Евразийском экономическом союзе».
Стоит отметить, что в настоящее время в состав ЕАЭС входят пять стран: республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация (см. рис. 1). Главной целью создания ЕАЭС является повышение конкурентоспособности экономик стран-участниц Союза за счет международной кооперации. ЕАЭС создавался для международной кооперации и повышения конкурентоспособности экономик, входящих в состав союза стран. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой экономической политики в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик в интересах повышения жизненного уровня государств-членов.
Рисунок 4 — Карта государств-членов ЕАЭС
На сегодняшний день, сможет менять глобальную мировую архитектуру торговли, а также оказывать влияние на мировые политические и экономические процессы по мере углубления интеграции и своего развития, именно Евразийский экономический союз.
Перечислим основания, на которых базируются предположения: 1. В данное время формируется новый полюс экономической активности именно в Евразии. Такой полюс в дальнейшем станет источником и двигателем мирового развития. Получение странами-участницами экономических выгод и преимуществ от взаимного сотрудничества является главной целью формирования любого интеграционного объединения. 2. Уникальное трансконтинентальное географическое положение занимают страны, которые находятся в составе ЕАЭС. 3. Географическое положение позволяет создавать транспортно-логистические маршруты и усиливает мировую конкурентоспособность. Следовательно, между Азией и Европой будут аккумулированы масштабные торговые потоки. Усилить значение и роль ЕАЭС в обеспечении мировых хозяйственных связей позволяет именно развитие сухопутных перевозок и реализация ряда крупных международных проектов в области транспортной коммуникации. 4. Человеческими ресурсами и колоссальными природными ресурсами обладают страны ЕАЭС. Странами ЕАЭС занято 16,4% земной суши, а проживает населения мира 4,4%. 25% разведенных базовых видов полезных ископаемых сконцентрировано на территории Евразийского региона. Мировые запасы природного газа составляют 40%, запасы пресной воды составляют 11%, пахотных земель составляют 13%, лес – 25%, нефть – 20%, каменный уголь – 25%.
Рассмотрим систему показателей, которая достаточно полно описывает
экономическую ситуацию в этих странах. Такие данные комплексно иллюстрируют экономическое положение и рост экономики, положение внешней торговли страны, ситуацию на рынке инвестиций и человеческих ресурсов, и объем потребления гражданами, что связано с их уровнем жизни.
Общее представление об экономическом потенциале Евразийского экономического союза дает несколько показателей:
- Население. Численность населения государств – членов ЕАЭС на 2019 год составляет 184 000 880 чел. – это около 3 % от мировой численности населения. По оценкам, население ЕАЭС в основном урбанизировано, при этом более 70% населения России и Белоруссии проживает в городах.
- Рынок труда. Количество безработных, состоящих на учете в службах занятости населения, в государствах-членах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) на конец февраля 2018 года составила 1 149,1 тыс. чел., или 1,3% экономически активного населения.
В Армении за год численность зарегистрированных безработных увеличилась на 21,2%, в Белоруссии — на 54,9%, в Казахстане — на 8%, в России — на 2,1%. Так, по данным Евразийской экономической комиссии, численность безработных, состоящих на учете в службах занятости населения странах-участницах ЕАЭС на конец февраля 2019 года составила: в Армении 69,7 тысяч человек (в феврале 2014 г. — 57,5), в Белоруссии 35,9 (23,2), в Казахстане 52,9 (49), в России 990,6 (953,4).
Рисунок 5 — Численность безработных, состоящих на учете в службах занятости
Уровень безработицы, в соответствии с методологией Международной организации труда (МОТ) уровень безработицы в целом по ЕАЭС в феврале 2015 года по оценке составлял 5,9% экономически активного населения, в том числе в Казахстане — 5%, России — 5,8%.
В Белоруссии по данным переписи населения уровень безработицы в соответствии с критериями МОТ составил 6,1%. Таким образом, Армения демонстрирует наиболее высокий уровень зарегистрированной безработицы в ЕАЭС, и в 2018 году, по данным МВФ, занимала 8-е место в мире по этому показателю. Среди причин таких значений показателя — сильнейшая деиндустриализация после распада СССР (в особенности машиностроительной отрасли и легкой промышленности), высокая доля кадров низкой квалификации, а также высокое значение натурального хозяйства. В Беларуси наблюдается, напротив, один из самых низких уровней зарегистрированной безработицы в мире (1,0% в 2018 году). Это во многом связано с особенностями законодательства (в частности, с административным преследованием за социальное иждивенчество), крайне низким пособием по безработице и обязательными общественными работами.
Заработная плата. Номинальная заработная плата, начисленная в среднем за январь – декабрь 2019 года, превысила ее уровень в соответствующем периоде предыдущего года в Армении на 7,7%, Беларуси – на 10,0%, Казахстане – на 4,1%, Кыргызстане–на 9,0%, России – на 4,6%.
Валовой внутренний продукт (ВВП). В целом в период 2000–2019 гг. ВВП всех стран ЕАЭС вырос, однако темпы роста экономик стран сильно отличаются. В 2019 году ВВП Казахстана вырос на 194,% относительно уровня 2000 года, чему способствовали рыночные реформы 1990-х годов. Быстрый рост экономики Казахстана в 2000–2016 годах во многом был обеспечен увеличением объемов производства добывающих отраслей и экспорта ресурсов. За тот же период ВВП Армении вырос на 191,6%.
Стоит отметить, что к числу стран с самыми высокими темпами экономического роста в мире относилась Армения в 2000-2010гг. ежегодный прирост ВВП в то время составлял 12%. Это обусловлено тем, что были стабильно высокие объемы частных переводов из проводимой денежно-кредитной политики и из-за рубежа. К сокращению экономики на 14,2% ввиду обвала цен на важный экспортный товар в связи с сокращением внешних инвестиций в ведущий сектор экономики — строительство, привел мировой финансовый и экономический кризис 2008-2009годов.
На 116,1% вырос ВВП Беларуси в период 2000-2019гг. в 2000-2008гг. произошел основной рост экономики страны. В 1990-х годах, на фоне высоких цен на энергоносители и благодаря сохраненным производственным мощностям обрабатывающей промышленности, в результате грамотно проведенной приватизации происходил бум экономики. Существенно замедлились темпы роста экономики страны после «великой рецессии». При этом темпы роста были отрицательными в 201502016годах, и составили 3,8% и 2,5%. В 2018 году ВВП Кыргызстана вырос на 105,5% относительно уровня 2000 года. При этом только в 2011 году ВВП страны превысил показатели 1990 года в связи с политическими и социально-экономическими кризисами в стране. С 2014 года темпы прироста ВВП Кыргызстана колеблются в коридоре 3,8–4,6% в год. Динамика ВВП стран — членов ЕАЭС в 2000–2019 годах показана на рисунке 6.
Промышленность. Объем промышленного производства государств – членов ЕАЭС на 2019 год составил 907,1 млрд долл. в США. Удельный вес добычи полезных ископаемых (добывающей промышленности) составил 24,5%.
Рисунок 6 – Динамика ВВП ЕАЭС с 2000-2019 гг.
Индекс человеческого развития (далее — ИЧР), разрабатываемый ООН, представляет собой комбинацию нескольких показателей: уровня ВВП на душу населения, уровня образования и продолжительности жизни. До 2013 года – это был «Индекс развития человеческого потенциала» (ИРЧП).
В 2000-е годы все страны постсоветского пространства демонстрировали значительное улучшение показателей доходов и при этом сохраняли высокие значения (при мировых сравнениях) показателей образования и других социальных параметров. В 2000 году показатели ИЧР стран ЕАЭС находились в пределах 0,593–0,720, а к 2017 году поднялись до 0,672–0,816.
Значение ИЧР выросло в 2019 году у всех стран ЕАЭС: максимальное увеличение было у Беларуси (на 0,127), а минимальное — у России. По многим социально-экономическим показателям Кыргызстан уступает остальным странам ЕАЭС. Так, например, в 2019 году продолжительность жизни при рождении в стране была наиболее низкой и составила 71 год, в то время как максимальное значение показателя было у Армении (74,6 года).
Доля населения, зачисленного в учебные заведения третичного образования, также минимальна у Киргизии среди всех стран Союза (45,9% в 2017 году), в то время как максимальное значение показателя у Беларуси (87,0%) и России (81,8%).
Потребительские расходы в 2019 году в Беларуси, Казахстане и России составили около 50% ВВП стран, а в Армении и Кыргызстане — 74,4% и 79,4% соответственно. При этом на товары длительного пользования в структуре потребления в Беларуси и России в 2019 году пришлось 12,0%, а в Казахстане только 5,9%. По структуре потребления Россия схожа с Беларусью и Казахстаном. В то же время за счет высокого неравенства доходов у России одна из самых высоких долей расходов на товары длительного пользования (ТДП), куда входят автомобили, стройматериалы, мебель, бытовая техника, электроника. По доле населения, использующего Интернет, в 2019 году лидировал Казахстан (76,4%) и Россия (76,0%). В Кыргызстане Интернетом пользуется только треть населения. Наиболее высокое значение ИЧР наблюдается у России – 0,816 и у Беларуси – 0,808, наименьшее значение у Кыргызстана – 0,672. Основные показатели приведены на рисунке 7.
Рисунок 7 – Основные социально-экономические показатели стран ЕАЭС на 2019 год
В мире конкурентные преимущества имеют страны-члены ЕАЭС. Такие страны занимают первое место по производству ряда различных продуктов (18% сахарной свеклы, 25% подсолнечника, 34,3% калийных удобрений), а также по добыче нефти (14,6%).
По протяженности железных дорог (7,9%), по добыче газа (17,3%) ЕАЭС занимают второе место в мире. По производству картофеля (11%), пшеницы (9,6%), чугуна (4,6%) они занимают третье место в мире. С точки зрения экспертов, показатели на 2019г. экономического сотрудничества между странами значительно сократились, даже, несмотря на достаточно высокие экономические и социальные показатели. Следовательно, с нашей точки зрения макроэкономический эффект от ЕАЭС видится в том, что: происходит увеличение благосостояния народ стран ЕАЭС, благодаря увеличению занятости населения и снижению цен; благодаря увеличенному объему рынка повышение окупаемости товаров и технологий; благодаря вхождению новых игроков на рынок из общего пространства, стимулирование здоровой конкуренции на общем рынке ЕАЭС; благодаря повышению производительности труда и уменьшению издержек перевозки, увеличение средней заработной платы; выравнивание уровня экономического развития стран-участниц и др.
Отмечается снижение: промышленного производства – в Беларуси (на 6,6%), Казахстане (на 1,6%), Кыргызстане (на 4,4%) и России (на 3,4 %), сельскохозяйственного производства – в Беларуси (на 2,8%); объема выполненных строительных работ – в Армении (на 13,5%), Беларуси (на 12%), Кыргызстане (на 0,3%) и России (на 7%), грузооборота – в Армении, Беларуси, Казахстане (на 11,5%, 4,1%, 7,5% соответственно), пассажирооборота – в Армении, Беларуси и России (на 16,1%, 4,3% и 5,4% соответственно), оборота розничной торговли – в Армении, Казахстане и России (на 9,9%, 0,4% и 10% соответственно).
Таким образом, текущая социально – экономическая ситуация в государствах – членах ЕАЭС, сложилась в результате влияния неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и неустойчивости положения на мировых сырьевых рынках, а также при накоплении в экономиках государств – членов дисбалансов, характеризующиеся существенным ухудшением основных макроэкономических показателей и замедлением экономической активности. В период существования Союза страны-члены существенно улучшили качество своих институтов. Институциональные реформы вывели отдельные страны (в частности, Россию и Армению) по качеству институтов на довольно высокий уровень, который, однако, все еще заметно отстает от развитых стран. Уровень стран ЕАЭС в рейтинге Doing Business-2018 продемонстрирован на рисунке 8.
Рисунок 8 — Страны ЕАЭС в рейтинге Doing Business-2018 и его подрейтингах (место из 190), 2007, 2015, 2018
Наиболее уязвимые места институциональных преобразований связаны с частной собственностью, что объясняется незавершенными процессами приватизации в регионе. Кроме того, по данным исследования Евразийского банка развития, существенные проблемы развития институтов присутствуют, например, в энергетическом секторе Беларуси.
Итак, ЕАЭС находится на втором месте в мире по добыче газа – 17,3%, по протяженности железных дорог – 7,9%. На ЕАЭС приходится 4,6% производства чугуна, 9,6% производства пшеницы, 11% картофеля, что ставит его на третье место в соответствующих международных рейтингах. Несмотря на достаточно высокие социально – экономические показатели деятельности союза, по мнению большинства экспертов по итогам 2019 года, показатели экономического сотрудничества между странами вопреки ожиданиям значительно сократились.
2.2. Динамика и особенности развития интеграционных процессов в рамках ЕАЭС
Евразийский экономический союз — молодое интеграционное объединение. В режиме таможенного союза он действует с 2010 года, а в режиме экономического союза — с 2015-го. Помимо решения геополитических задач, цель создания ЕАЭС — помочь его странам-членам реализовать потенциал экономических связей внутри региона, провести модернизацию национальных экономик, создать условия для повышения глобальной конкурентоспособности. Евразийская экономическая интеграция демонстрирует серьезные успехи. Действуют таможенный союз и единый таможенный тариф; формируется общий рынок труда; один за другим на смену старым ГОСТам принимаются новые технические регламенты; функционирует дополнительная «инфраструктура евразийской интеграции» — Суд ЕАЭС, Евразийский банк развития, Евразийский фонд стабилизации и развития.
Интеграционные процессы на пути к ЕАЭС пришлись на очень сложный период. Глубокий мировой кризис 2012-2015гг., сопровождавшийся падением экономической активности во всех странах мира, в т.ч. и странах — участницах ЕАЭС, падение мировых цен на сырьевые товары, составляющие основу экспорта России и других стран Союза, в ряде стран обвал курса их валют, а также санкционный режим со стороны западных стран в отношении России оказал существенное влияние на интеграционные процессы в рамках ЕАЭС.
В последние годы со стороны государств — экономических лидеров, усиливается желание манипулировать финансовыми потоками и оказывать политическое давление на партнеров из развивающихся стран. Для России и других членов ЕАЭС снижение зависимости от доллара – это вопрос выживания.
С 2015 года 25 секторов начали работать в режиме свободы обмена, но даже здесь имеются исключения. Страны пока не договорились о снятии барьеров с чувствительных для национальных лоббистов рынков строительных и транспортных услуг. Аграрная политика, режим поддержки с/х производителей также является сугубо национальным.
Сложными вопросами являются вопрос, связанные с топливно-энергетическим комплексом, финансовым сектором, рынком электроэнергии, сферы услуг. Стороны должны выйти на единый рынок по нефти, газу и финансам только к 2025 году, по электроэнергии – к 2020 году. Рынок труда также остается в руках национальных регуляторов. Каждая страна самостоятельно проводит свою макроэкономическую, валютную и финансовую политику. О единой валюте речь вообще не идет.
Вопросы торговой политики — центральный элемент деятельности ЕЭК. На операционном уровне он фактически уже воспринимается как рутинная работа. Положительным моментом является то, что администрирование Комиссией Единого таможенного тарифа уже воспринимается как факт и не вызывает особых эмоций у государственных органов и бизнеса. Ниже рассмотрим некоторые решения ЕЭК в 2016 году, которые хорошо иллюстрируют направленность данной работы.
11 января 2016 г. вступил в силу Протокол о реализации обязательств Казахстана по участию в ВТО. Документ регулирует ввоз и перемещение в ЕАЭС товаров, которые ввозятся в Казахстан по сниженным ставкам таможенных пошлин согласно обязательствам Республики по вступлению в ВТО. По Протоколу товары, ввезенные в Казахстан по сниженным пошлинам, будут выпускаться в оборот только на казахстанский рынок; на рынок ЕАЭС товар можно будет поставлять только в случае уплаты ввозных пошлин по ставкам ЕТТ.
Республика Казахстан взяла обязательство не допускать вывоза в другие страны ЕАЭС товаров из перечня изъятий, которые были ввезены по пониженным ставкам пошлин. Для этого была создана специальная система учета на базе электронных счетов-фактур (ЭСФ), и налажен обмен сведениями о таких товарах между уполномоченными органами стран ЕАЭС в режиме реального времени. Система ЭСФ заработала в 2016 году.
В ЕЭК продолжается работа над порядком выплаты компенсаций в случае нарушения обязательств в области государственной поддержки сельского хозяйства. Порядок выплаты разработан в соответствии с Приложением к Договору о ЕАЭС, в котором предусмотрена ответственность в сфере государственной поддержки сельского хозяйства.
ЕЭК в течение 2016 года подготовила так называемую «Белую книгу» (она была опубликована уже в 2017 году). «Белая книга» — программный документ со сводом существующих в ЕАЭС препятствий, которые создают преграды для свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Документ не только содержит перечень различных преград, мешающих населению и бизнесу стран Союза, но также имеет следующие разделы: результаты работы по устранению препятствий в 2016 году, предложения по дальнейшей работе Комиссии совместно с национальными правительствами в части выявления и устранения препятствий.
В октябре 2016 года начал работу информационный ресурс «Функционирование внутренних рынков Евразийского экономического союза». Его основная задача — выявить барьеры и ограничения во взаимной торговле. Новый сайт содержит большой объем информационно-справочных материалов, ответы на наиболее распространенные вопросы по устранению препятствий на внутренних рынках стран Союза. Он позволяет отслеживать последующие действия Комиссии в отношении барьеров, знакомиться с предстоящими мероприятиями и текущей работой по их устранению.
30 ноября 2016 года на заседании Совета ЕЭК на уровне вице-премьеров стран ЕАЭС был одобрен проект распоряжения Высшего Евразийского экономического совета «О разработке Концепции формирования общего финансового рынка Евразийского экономического союза».
9 августа 2016 года Совет ЕЭК одобрил проект Соглашения о подходах к регулированию валютных правоотношений и принятии мер либерализации в странах ЕАЭС. Соглашение направлено на обеспечение свободы движения капитала и денежных средств, формирование общего финансового рынка в государствах-участниках. В документе определен перечень валютных операций резидентов государств ЕАЭС, к которым страны Союза не будут применять валютные ограничения.
В частности, это касается расчетов между резидентами ЕАЭС за поставку товаров и услуг и приобретение недвижимости; биржевых операций с ценными бумагами; предоставления и возврата банковских кредитов и займов; денежных переводов физических лиц внутри таможенной территории Союза и др.
Соглашение предоставит возможность физическим и юридическим лицам открывать на недискриминационной основе счета во всех банковских учреждениях государств. На практике же набор требований к резидентам и нерезидентам в государствах ЕАЭС сегодня различен. Сохраняются ограничения при открытии и ведении банковских счетов резидентов одной страны в кредитных учреждениях других стран ЕАЭС. Реализация Соглашения позволит обеспечить равный подход для всех граждан и хозяйствующих субъектов Союза.
Помимо этого, важным фактором формирования общего финансового рынка является создание единого биржевого пространства. В качестве меры по его развитию Комиссия разработала Соглашение о допуске брокеров и дилеров одного государства Союза на биржи других государств-членов. Документ предусматривает допуск без дополнительной регистрации (лицензирования) брокеров и дилеров на национальные биржи государств ЕАЭС. В декабре 2015 года проект Соглашения был одобрен Коллегией ЕЭК и направлен сторонам на внутригосударственное согласование.
В соответствии с Договором о ЕАЭС стороны взяли на себя обязательство к 2025 году сформировать общий финансовый рынок в банковской и страховой сферах, а также на рынке ценных бумаг. Основные параметры общего финансового рынка прописаны в Договоре о ЕАЭС, однако конкретная пошаговая последовательность действий в этой сфере там не оговорена. Именно поэтому необходимо разработать и согласовать «дорожную карту», в которой будет прописано, какие наднациональные нормативные акты будут разрабатываться, какие акты необходимо будет гармонизировать на национальном уровне и какие шаги по созданию общей или единой финансовой инфраструктуры следует предпринять.
В конце 2016 года главы государств Евразийского союза на встрече в Санкт-Петербурге попытались принять, наконец, новый вариант Таможенного кодекса, разработка и согласование которого заняли около трех лет. Кодекс существенно изменил жизнь таможенников и предприятий, занятых во внешнеэкономической деятельности. Действовать он начал с 1 января 2018 г.
Прежний кодекс был принят в 2009 г., когда формирование Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России находилось в начальной стадии. И потому многие реалии, обозначившиеся после вступления с 2015 г. в силу договора о создании ЕАЭС, учтены в нем не были. Значительная часть полномочий таможенных органов передавалась прежним кодексом на национальный уровень, что привело к возникновению различий в механизмах осуществления таможенных процедур и взимания платежей. Помимо самого кодекса в рамках ЕАЭС продолжали действовать порядка 20 международных соглашений, которые содержали в себе ряд противоречий. Решить эти проблемы можно было только путем разработки нового кодекса.
Правовая основа для его введения заложена в самом договоре о создании ЕАЭС, подписанном 29 мая 2014 г. в Астане. Согласно 32-й статье, посвященной таможенным вопросам, «в Союзе осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Союза, а также в соответствии с положениями Договора. Отмечается, что до вступления в силу нового кодекса, таможенное регулирование осуществляется в соответствии с принятым 27 ноября 2009 г. договором о Таможенном кодексе Таможенного союза, а также другими международными соглашениями, регулирующими сотрудничество союзных государств в этой области.
Проект Таможенного кодекса ЕАЭС был готов еще в конце 2014 г. Его разработчиком стали Евразийская экономическая комиссия, а также национальные правительства, представители бизнеса и экспертного сообщества. Однако согласование оказалось делом гораздо более длительным, чем разработка. В процессе согласования ЕЭК получила около 1,5 тыс. замечаний со стороны участников «интеграционной тройки» – России, Белоруссии и Казахстана. Позднее к обсуждению документа присоединились Армения и Киргизия, ставшие участниками ЕАЭС в 2015 г. В итоге проект кодекса претерпел заметные изменения. Так, было решено отказаться от отмены «принципа резидентства», предполагавшего возможность выпуска товара в любом государстве союза, независимо от национальной принадлежности компании. Против этого выступил Казахстан, опасавшийся перетока своего бизнеса в Россию.
В отличие от кодекса Таможенного союза он не делится на общую и специальную части. В плане дальнейшего развития ЕАЭС кодекс играет «централизаторскую» роль, передавая значительную часть полномочий по таможенному регулированию с национального на союзный уровень. Количество вопросов, которые в сфере таможенного регулирования будет решать Евразийская экономическая комиссия, по сравнению с прежним кодексом увеличивается с 30 до 60. Подчеркивая возросшую роль ЕЭК, Н. Назарбаев по итогам заседания Высшего экономического совета 26 декабря 2016 г. заявил, что «Комиссия должна оставаться не только административным ядром евразийской интеграции, но и стать серьезным мозговым центром. Для этого у наднационального органа есть все возможности и ресурсы».
Главное нововведение кодекса – это существенное упрощение таможенных процедур и перевод их в электронный вид с тем, чтобы исключить воздействие человеческого фактора и сводятся к трем основным пунктам: приоритет электронных технологий, отказ от предоставления подтверждающих документов и автоматический выпуск товара. В новом кодексе электронные технологии охватывают весь процесс – от поступления товара до его выпуска на рынок для продажи. В настоящее время основные таможенные процедуры оформляются на бумаге, а электронные процессы дублируют традиционный бумажный документооборот.
Инновационный характер Таможенного кодекса ЕАЭС позволяет надеяться, что его введение приведет к росту объемов торговли и станет инструментом развития союзных экономик. Дальнейшему углублению и качественному развитию евразийской интеграции будет способствовать на союзный уровень именно передача большей части таможенных полномочий.
Однако, 2019 год не остановил негативную динамику взаимной торговли и взаимных инвестиций. Основные показатели социально-экономического развития ЕАЭС в 2019 году показаны в таблице 3.
Таблица 3 — Основные показатели социально-экономического развития ЕАЭС в 2019 году
Показатели | Армения | Беларусь | Казахстан | Кыргызстан | Россия | ЕАЭС |
ВВП | ||||||
Темп роста в сопоставимых ценах год к году,% | +0,2 | -2,6 | +1,0 | +3,8 | -0,2 | -0,1 |
В текущих ценах. млрд долл. США | 10,8 | 48,1 | 128,1 | 5,8 | 1267,8 | 1460,5 |
По ППС, млрд долл. США | 26,6 | 165,4 | 460,7 | 21,0 | 3745,1 | 4418,7 |
По ППС на душу населения, долл. США | 8881,0 | 17496,5 | 25669,2 | 3467,3 | 26109,1 | 21288,3 |
Численность населения млн чел. | 3,0 | 9,5 | 17,9 | 6,1 | 146,8 | 183,3 |
На снижение общего объема взаимной торговли по сравнению с 2018 годом повлияло уменьшение поставок промежуточных товаров (на 4,8%), из которых определяющим стало сокращение торговли энергетическими товарами (на 16,3%). Инвестиционные товары также показали отрицательную динамику стоимостного объема (на 0,3%). Прирост взаимного экспорта потребительских товаров составил 4,8%.
Вместе с тем темпы падения данных показателей для стран ЕАЭС были значительно ниже, чем вне ЕАЭС. Считается, что ЕАЭС в определенной степени играет роль «амортизатора» негативного влияния внешних шоков.
Рисунок 9 — Темпы роста фактического и потенциального ВВП ЕАЭС год к году, %
Темпы роста мировой экономики в 2019 году составили 3.1% (по оценке МВФ). В США, ЕС и Китае в 2019 году темпы роста реального ВВП составили 1,6%, 1,7% и 6,7%. Уровень макроэкономической неопределенности, тем не менее, оставался высоким. Цены на нефть, опустившись ниже 30 долл. в начале года, перешли в фазу роста, а в конце 2019 года получили дополнительный импульс от заключенного соглашения стран-экспортеров о снижении добычи.
Существенная доля энергоресурсов в структуре торговли государств — членов ЕАЭС (22,8% во взаимной торговле и 58,9% при экспорте в третьи страны) обусловила ключевое влияние динамики мировой цены на нефть на снижение стоимостных показателей в 2019 году.
Начиная с 2013 года, взаимная торговля между государствами — членами ЕАЭС демонстрирует отрицательную динамику. Наиболее сложная ситуация отмечена по итогам 2015 года. Объем взаимной торговли в стоимостном выражении по сравнению с 2014 годом сократился на 25,5%. В 2019 году падение объемов взаимных поставок существенно замедлилось и по итогам 2019 года сокращение составило 6,7%. Объемы взаимной торговли увеличивались на протяжении всего 2019 года и, начиная с сентября, превышали значения соответствующих месяцев предыдущего года.
Следует отметить, что происходящие во взаимной торговле изменения обусловлены рядом внешних и внутренних факторов. Динамика стоимостных объемов взаимной торговли имеет прямую связь с изменением мировых нефтяных котировок. При этом ценовой фактор оказывал более сильное влияние на снижение внешнеторгового оборота ЕАЭС ввиду преобладающего в нем сегмента энергетических товаров.
Вместе с тем наблюдается снижение доли энергоресурсов, как во взаимной, так и во внешней торговле ЕАЭС. Сокращение во взаимной торговле составило 7,1%. В экспорте в третьи страны доля энергоресурсов сократилась на 5,7%. Однако это не может являться свидетельством оздоровления товарной структуры экспорта, так как основой причиной сокращения доли энергетического сырья является ценовой фактор.
В 2019 году наметилась тенденция улучшения ценовых условий осуществления внешнеторговой деятельности, как с третьими странами, так и между государствами — членами ЕАЭС.
Сохранение режима санкций в отношении ключевого с точки зрения объемов экспорта и импорта участника ЕАЭС — России, а также продление режима российских контрмер оказывают сдерживающее воздействие на внешнеторговый оборот ЕАЭС.
Вместе с тем данный фактор имеет положительное влияние на динамику взаимной торговли продукцией, вошедшей в перечень ответных ограничений. Снижение курсов национальных валют к доллару США также внесло существенный вклад в сокращение объема взаимной торговли.
Таким образом, можно констатировать, что ЕАЭС смягчает отрицательное воздействие рыночных факторов.
В 2016 году Комиссией в рамках общей интегрированной информационной системы Союза в электронном виде создан Реестр препятствий — единая база препятствий на внутреннем рынке Союза в электронном виде, в которой систематизируются все имеющиеся нетарифные барьеры. В согласованном перечне находится 60 препятствий. Из них изъятий — 17, ограничений — 34, барьеров (препятствий для свободного движения товаров, услуг, капиталов, не соответствующих праву Союза) — 9. Однако необходимо понимать, что это далеко не все существующие ограничения. Несколько сотен НТБ сохраняют свое действие на рынках Союза, около 80% из них относятся к категории допустимых Договором о ЕАЭС. Остальные же барьеры фактически не соответствуют нормам и правовому полю Союза.
Динамика накопленных взаимных прямых иностранных инвестиций (ПИИ) негативна, но значительно лучше, чем в целом по региону СНГ. С 2012 до 2015 годы объем накопленных взаимных ПИИ стран ЕАЭС снизился на 14,3%, в то время как объем накопленных ПИИ стран СНГ за аналогичный период снизился на 25,8%. Вклад взаимных ПИИ стран ЕАЭС в общем объеме взаимных прямых инвестиций стран СНГ и Грузии вырос с 47% в 2008 году до 56% в 2015 году.
На начало 2016г., в ЕАЭС 23,6 млрд. долл. составил объем накопленных взаимных ПИИ (сократился на 6,6% по сравнению с 2015г). Основной причиной снижения является обесценение созданных активов. В странах ЕАЭС российские инвесторы реализовали 81,5% ПИИ и находятся на первом месте рейтинга. Казахстан реализовал 17,4% экспортированных ПИИ и находится на втором месте. Наиболее крупным экономикам ЕАЭС уступают Кыргызстан, Армения и Беларусь .
С нашей точки зрения, именно на объемах накопленных российских инвестиций в силу эффекта переоценки негативно сказалась девальвация национальных валют стран ЕАЭС. По итогам 2018г. на 19% снизился объем в Казахстане. Сокращение на 2,4% российских ПИИ составило в Беларуси, а небольшой рост был замечен в Кыргызстане и Армении.
Цветная металлургия и топливный комплекс являются ведущими секторами взаимных ПИИ в ЕАЭС. При этом ПИИ заметно в газотранспортных сетях, финансовом секторе, в секторе ИТ и связи, агропродовольственных и транспортном комплексах. Двумя крупнейшими проектами обеспечено лидерство топливного сектора. К таким проектам относятся: добыча углеводородного сырья «ЛУКОЙЛ» в Казахстане; газотранспортное дочернее предприятие «Газпром» в Беларуси.
Рисунок 10 — Отраслевая структура накопленных в странах ЕАЭС взаимных ПИИ на начало 2018 года, %
В рамках взаимных ПИИ стран ЕАЭС единственным нетто-экспортером является наша страна. Это связано с тем, что более 85% ВВП ЕАЭС приходится на масштаб российской экономики. Также масштабную зарубежную экспансию первыми начали российские ТНК.
Высокие показатели по России обеспечивает ограниченный круг компаний. Самые крупные проекты в ЕАЭС осуществили ведущие российские ТНК («Газпром», «ЛУКОЙЛ», «Транснефть», «Славнефть», «МТС», «Полиметалл», «РЖД», «Вымпелком», «РУСАЛ»). На ПИИ 25 крупнейших российских компаний, инвестирующих в страны Союза, приходится 72% всех накопленных взаимных ПИИ в ЕАЭС. А на 25 крупнейших проектов российских компаний приходится около 65% всех накопленных взаимных ПИИ в ЕАЭС (по данным мониторинга взаимных инвестиций ЦИИ ЕАБР, всего в базе 1200 проектов).
Россия привлекла из других стран ЕАЭС 3.6 млрд долл., что может объясняться, среди прочего, ограниченными возможностями компаний из стран-партнеров к осуществлению капиталовложений. В основном это такие сферы хозяйствования, как транспортный, туристический, агропродовольственный и топливный комплексы, а также финансовый сектор и строительство.
Накопленные ПИИ Казахстана в странах ЕАЭС составили на начало 2018 года 4,1 млрд долл. В отличие от российских прямых капиталовложений объемы казахстанских ПИИ в ЕАЭС почти не сократились. Основной объем прямых инвестиций Казахстана в рамках ЕАЭС сосредоточен в России и Кыргызстане. Отраслевая структура накопленных казахстанских ПИИ в странах ЕАЭС заметно отличается от структуры российских ПИИ в регионе.
Первое место по привлечению казахстанских инвестиций занимает агропродовольственный комплекс (доля данного сектора составляет 32,9%). На втором месте — транспортный комплекс (21,5%), третью строчку занимает туристический комплекс (17,2%). Выделяются также цветная металлургия, финансовый сектор и строительство.
Беларусь — лидер по привлеченным из стран ЕАЭС ПИИ (8,4 млрд долл.). Лидерство объясняется, главным образом, несколькими крупными сделками российских ТНК: покупка «Газпромом» компании «Белтрансгаз» (ныне — ОАО «Газпром трансгаз Беларусь»), инвестиции телекоммуникационной компании «МТС» в дочернюю структуру, приобретение «Транснефтью» магистральных трубопроводов, приобретение «Славнефтью» доли Мозырского НПЗ.
Беларусь инвестировала лишь 238 млн долл. В инвестиционном сотрудничестве Беларуси со странами СНГ ярко выражен «эффект соседства». Основными направлением приложения белорусского капитала уже долгое время остается Россия, куда было направлено 86% белорусских ПИИ.
Значительный потенциал взаимных инвестиций есть и в тех отраслях, где сейчас трансграничная инвестиционная активность невелика: агропродовольственный комплекс, розничная торговля (продовольственные и промышленные товары), строительство коммерческой и жилой недвижимости, туристический комплекс, информационные технологии.
2.3. Особенности взаимодействия Евразийского экономического союза с третьими странами
Порядок осуществления Союзом международного сотрудничества устанавливается решением Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС). Вопросы заключения международных договоров Союза с третьей стороной определяются международным договором в рамках Союза. Проведение переговоров по проектам международных договоров Союза с третьей стороной, а также их подписание осуществляются на основании решения ВЕЭС после выполнения государствами-членами соответствующих внутригосударственных процедур. Решение о выражении согласия Союза на обязательность для него международного договора с третьей стороной, прекращении, приостановлении или о выходе из международного договора принимается ВЕЭС после выполнения всеми государствами-членами необходимых внутригосударственных процедур.
В 2020 году основные усилия Союза в области международной деятельности будут сосредоточены на развитии уже созданных механизмов сотрудничества с третьими странами.
Любое государство вправе обратиться к председателю ВЕЭС с просьбой о предоставлении ему статуса государства-наблюдателя при ЕАЭС. И далее Высший совет с учётом интересов развития интеграции и достижения целей Договора о ЕАЭС принимает решение о предоставлении такого статуса либо об отказе в его предоставлении. Статус наблюдателя даёт возможность уполномоченным представителям государства-наблюдателя присутствовать по приглашению на заседаниях органов Союза, получать принимаемые органами Союза документы, не являющиеся документами конфиденциального характера. При этом данный статус не даёт права участвовать в принятии решений в органах Союза. Одновременно государство-наблюдатель обязано воздерживаться от любых действий, способных нанести ущерб интересам Союза и государств-членов, объекту и целям Договора о ЕАЭС.
Выявление и устранение барьеров в торговле, а также создание площадки для всестороннего развития экономического и торгового сотрудничества является целью Меморандума о взаимопонимании и сотрудничестве. С привлечением экспертов, которые могут активно использовать государства-партнеры и государства-члены ЕАЭС, проводятся двусторонние консультации в рамках Меморандума. В 2015г. в Монголии был подписан первый Меморандум. Концепция сотрудничества на данном этапе реализована с Камбоджей, Сингапуром, Перу, Чили. В планах сотрудничество с Бангладеш, Тайландом, Иорданией, Морокой, Бразилией, Восточно-африканским сообществом, АТЭС, Кубой и Мексикой.
Соглашение о зоне свободной торговли (ЗСТ) с Вьетнамом вступило в силу в октябре 2016 года. На данный момент рано говорить о результатах подобного взаимодействия, но через год планируется наблюдать положительные тенденции. Совместные исследовательские группы (между ЕАЭС и соответствующей страной), изучающие целесообразность приступить к ведению переговоров о ЗСТ работают с Южной Кореей и Египтом. Переговоры о создании ЗСТ ведутся с Сингапуром, Индией и Сербией.
Другая форма торгового соглашения (торгово-экономическое сотрудничество) в виде «соглашения о не преференциальной торговле» прорабатывается с Китаем. В соответствии с Соглашением о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и его государствами-членами, с одной стороны, и КНР, с другой стороны, от 17 мая 2018 года, и Соглашением об обмене информацией о товарах и транспортных средствах международной перевозки, перемещаемых через таможенные границы Евразийского экономического союза и Китайской Народной Республики, от 6 июня 2019 года.
Государства-члены будут оказывать поддержку, проводимым, в рамках заключенных меморандумов форумам, конференциям, круглым столам и т. п. посредством информационного сопровождения и содействия в формировании делегаций представителей бизнес-сообществ и органов исполнительной власти государств-членов.
В 2020 году будет продолжено взаимодействие с представителями третьих стран по вопросам применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в отношении этих стран, включая встречи и консультации, в том числе на территориях третьих стран, а также с представителями третьих стран, региональных интеграционных объединений и международных организаций по тематике применения мер защиты внутреннего рынка.
В 2020 году основные усилия Союза в области международной деятельности будут сосредоточены на развитии уже созданных механизмов сотрудничества с третьими странами в межведомственном формате. Будет продолжена работа по формированию институциональной основы для развития взаимодействия с третьими странами.
При выборе формы взаимодействия с партнерами, Союз учитывает их включенность в транспортные коридоры и международные кооперационные сети. Сотрудничество с региональными интеграционными объединениями и международными организациями будет направлено на обеспечение широкого международного признания Союза, комплексное решение задач по встраиванию Союза в мировую архитектуру экономических отношений, расширение географии и объема экспорта, а также привлечение иностранных инвестиций и технологий.
Путем нескольких мероприятий (круглые столы, презентации, форумы, конференции и т.д.), которые посвящены тематике евразийской экономической интеграции, продолжается целенаправленная работа по разъяснению и популяризации идеи за рубежом евразийской экономической интеграции.
Диалог с бизнес-сообществами государств-членов и с деловым советом Евразийского экономического союза ЕЭК продолжит тесную работу. При этом в ходе переговорного процесса с зарубежными партнерами, наличие консолидированной позиции будет иметь большое значение. В целях формирования соответствующих бизнес-делегаций для участия в указанных мероприятиях, положительно зарекомендовавшая себя практика информирования представителей бизнес-сообществ государств-членов и Делового совета ЕАЭС о международных мероприятиях будет способствовать эффективному решению задач Союза на международной арене.
С экспертным сообществом и международным деловым сообществом, в том числе с ключевыми международными дискуссионными площадками, региональными банками развития, советами делового сотрудничества, торгово-промышленными палатами развивает взаимодействие именно Евразийская экономическая комиссия.
В целях повышения регулярности и информативности отчетов о результатах командировок представителей Евразийской экономической комиссии в третьи страны, направляемые в министерства иностранных дел государств-членов, Евразийская экономическая комиссия принимает меры. В тесном взаимодействии с торговыми и дипломатическими представительствами членов-государств, внешнеэкономическими и внешнеполитическими ведомствами будет осуществляться реализация задач и целей международной повестки Союза.
С каждым партнером прорабатывается индивидуальная модель соглашения, отвечающая интересам всех договаривающихся сторон. Такой подход к внешнеэкономическим отношениям ЕАЭС активно проводит в жизнь. Подобная активность ЕАЭС будет способствовать повышению его авторитета и роли в мировой экономики и международной торговли.
В товарной структуре импорта внешней торговли ЕАЭС с третьими странами преобладает продукция высокотехнологичных отраслей: 44,5% — машины, оборудование и транспортные средства; 18,3 — продукция химической промышленности. В то же время экспортируются в большей степени сырьевые товары: 67,2% — минеральные продукты; 9,6% — металлы и изделия из них. В структуре взаимной торговли между странами ЕАЭС продукты высокотехнологичных отраслей, товары с высокой добавленной стоимостью имеют более значимую долю: 19% — машины, оборудование и транспортные средства; 11,6% — продукция химической промышленности и другие.
Можно сделать вывод, что во взаимной торговле между странами ЕАЭС товары с высокой добавленной стоимостью имеют гораздо больший вес, нежели в экспорте в третьи страны. Это говорит о целесообразности создания данного экономического объединения – снимая торговые барьеры во взаимной торговле, страны ЕАЭС кооперируют возможности сбыта собственной высокотехнологичной продукции и продукции с высокой добавленной стоимостью друг другу. Однако страны ЕАЭС не могут ограничиваться в торговле высокотехнологичными товарами лишь на территории союза, в рамках увеличения экономии от масштаба, увеличения прибыли, производители ищут новые рынки сбыта.
Рассмотрим более подробно тенденции взаимной торговли государств-членов ЕАЭС. В таблице 1 представлена динамика суммарного объема взаимной торговли товарами между государствами-членами ЕАЭС.
Таблица 4 — Динамика суммарного объема взаимной торговли товарами между государствами-членами ЕАЭС
Период | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 |
Объем взаимной торговли, млрд долл. | 62,3 | 68,6 | 54,1 | 57,4 | 45,4 | 43 | 54,7 | 60,3 | 61 |
Темпы роста, % | — | 110,11 | 78,86 | 106,1 | 79,09 | 94,714 | 127,21 | 110,24 | 101,16 |
Составлено авторами на основании данных статистики
На основании данных, представленных в таблице 1 видим, что за последние 3 года наметилась тенденция к ежегодному увеличению взаимной торговли товарами между государствами-членами ЕАЭС. При этом объем взаимной торговли товарами между государствами-членами ЕАЭС, исчисленный как сумма стоимостных объемов экспортных операций государств-членов ЕАЭС во взаимной торговле в 2019 году увеличился на 1,16 %, что в абсолютном выражении составило 0,7 млрд долл. Однако следует отметить, что увеличение стоимостного объема взаимной торговли товарами между государствами-членами ЕАЭС идет с замедлением темпов роста. Увеличение стоимостного объема взаимной торговли товарами между государствами-членами ЕАЭС на 1,3 % обусловлено увеличением физического объема взаимных поставок на 1,7 %. Стоит отметить снижение на 0,4 % на товары единого рынка ЕАЭС. Существующий рост объема взаимной торговли в сопоставимых ценах на 1,7 % характеризующийся индексом физического объема, сопровождался снижением товарной массы экспорта во внешней торговле с третьими странами (95,6 %) и более значимым ростом физического объема импорта товаров (105,3 %) из стран вне ЕАЭС.
В современных условиях развития торгово-экономических отношений между странами, увеличиваются и товаропотоки. При этом, от скорости и качества доставки товаров, зачастую зависит их дальнейшая продажа на рынке. Однако, иногда возникают обстоятельства непреодолимой силы, которые вносят коррективы в устоявшиеся торгово-экономические отношения и заставляют страны и города подстраиваться и искать новые возможности для осуществления взаимовыгодной торговли. К таким обстоятельствам можно отнести новую коронавирусную инфекцию (COVID19) – респираторный вирус (возбудитель ОРВИ), который начал распространяться на территории стран-участниц ЕАЭС в начале 2020 года. Его распространение внесло корректировки во многие процессы, привело к закрытию государственных границ, стало причиной изменений не только внутри стран, но и за их пределами. Глобальный экономический кризис, разразившийся из-за пандемии коронавируса, пожалуй, самый серьезный за последние десятилетия. Окончательные его масштабы еще только предстоит оценить. Международные агентства прогнозируют падение мировой торговли в двузначных цифрах. Основные негативные тенденции будут видны уже через несколько месяцев. Наиболее сложно восстанавливаться будут те отрасли промышленности, которые связаны со сложными производственными цепочками, где в изготовление продукта вовлечены компании из разных стран.
Рассмотрим, как же изменилась взаимная торговля товарами между государствами-членами ЕАЭС под действием новой коронавирусной инфекции (COVID19). В период распространения вируса, руководителями государств-членов ЕАЭС были приняты различные меры, направленные на преодоление негативных последствий распространения коронавирусной инфекции (COVID-2019), что с одной стороны способствовало снижению числа заболевших граждан, а с другой стороны стало барьером для осуществления взаимной торговли. Это привело к тому, что объем взаимной торговли товарами между государствами – членами ЕАЭС за январь – апрель 2020 года составил – 15,8 млрд долл., что на 16,3 % меньше уровня января – апреля 2019 года. Отрицательную динамику взаимной торговли ЕАЭС по сравнению с январем – апрелем 2019 года сформировало сокращение торговли энергетическими (на 45,8 %) и инвестиционными (на 19,9 %) товарами.
По Российской Федерации отмечено наибольшее падение (на 21 %) поставок товаров на рынок ЕАЭС. К уровню января–апреля 2019 года экспорт минеральных продуктов сократился на 445,8 % (а это 25,3 % от общего объема экспорта РФ во взаимной торговле), машин, оборудования и транспортных средств – на 17,7 % (18,2 % от общего объема экспорта РФ во взаимной торговле), металлов и изделий из них – на 11,7 % (14,2 % от общего объема экспорта РФ во взаимной торговле), продукции химической промышленности – на 5,6 % (14,2 % от общего объема экспорта РФ во взаимной торговле). Стоимостные объемы продаж продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья возросли на 9,9 % (12,7 %).
Объем взаимной торговли Евразийского экономического союза за апрель 2020 года составил 3 182,7 млн долл. К апрелю 2019 года его величина сократилась на 40,4 % или 2 154,1 млн долл., к предыдущему месяцу – на 25 % или 1 062,8 млн долл.
В таблице 5 рассмотрим динамику изменения взаимной торговли стран ЕАЭС. Для сравнения возьмем апрель за разные года и сравним происходящие изменения.
Таблица 5 — Динамика суммарного объема взаимной торговли товарами между государствами-членами ЕАЭС за апрель 2018–2020 гг.
Апрель 2018, млн долл. | Апрель 2019, млн долл. | Апрель 2020, млн долл. | В % к апрелю 2018 | В % к апрелю 2019 | |
ЕАЭС | 5004,9 | 5336,8 | 3182,7 | 63,59 | 59,64 |
В том числе: | |||||
Армения | 48,3 | 59,4 | 37,7 | 78,054 | 63,5 |
Беларусь | 1131,3 | 1227,9 | 900,4 | 79,59 | 73,3 |
Казахстан | 529,5 | 539,4 | 378,9 | 71,558 | 70,2 |
Кыргызстан | 56,1 | 55,8 | 22,8 | 40,642 | 40,9 |
Россия | 3239,8 | 3454,4 | 1842,9 | 56,883 | 53,3 |
Составлено авторами на основании данных статистики
Представленные в таблице 5 данные свидетельствуют о том, что за рассматриваемый период произошло значительное снижение объемов взаимной торговли, особенно снижение в процентном соотношении наблюдается в Кыргызстане (практически 60 %) и в России (более 45 %). Таким образом, можно судить о том, что российская экономика пострадала сильнее всех остальных экономик стран-участниц ЕАЭС, поскольку в суммарной взаимной торговле имеет наибольший удельный вес.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф