Заявка на расчет
Меню Услуги

Евразийский экономический союз и перспективы его развития. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы: 1 2 3


2.     Анализ функционирования Евразийского экономического союза как интеграционного объединения

2.1. Социально-экономический потенциал деятельности ЕАЭС

 

В современных условиях развитие любого государства напрямую связано с его внешнеторговым оборотом. Развитие различных интеграционных объединений способствует не только поддержанию экономического благосостояния членов объединения, но и позволяет им обеспечивать конкурентоспособность национальных экономик. При этом развитие любого государства невозможно без интеграционных процессов. В этой связи актуальным становится любое объединение стран для создания общих границ, рынка, с целью поступательного развития экономик входящих в него стран. Особого внимание заслуживает Евразийский экономический союз (ЕАЭС), который представляет собой международную организацию региональной экономической интеграции, которая обладает международной правосубъектностью и была создана 29.05.2014 после подписания «Договора о Евразийском экономическом союзе».

Стоит отметить, что в настоящее время в состав ЕАЭС входят пять стран: республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация (см. рис. 1). Главной целью создания ЕАЭС является повышение конкурентоспособности экономик стран-участниц Союза за счет международной кооперации. ЕАЭС создавался для международной кооперации и повышения конкурентоспособности экономик, входящих в состав союза стран. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой экономической политики в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик в интересах повышения жизненного уровня государств-членов.

 

Рисунок 4 — Карта государств-членов ЕАЭС

На сегодняшний день, сможет менять глобальную мировую архитектуру торговли, а также оказывать влияние на мировые политические и экономические процессы по мере углубления интеграции и своего развития, именно Евразийский экономический союз.

Перечислим основания, на которых базируются предположения: 1. В данное время формируется новый полюс экономической активности именно в Евразии. Такой полюс в дальнейшем станет источником и двигателем мирового развития. Получение странами-участницами экономических выгод и преимуществ от взаимного сотрудничества является главной целью формирования любого интеграционного объединения. 2. Уникальное трансконтинентальное географическое положение занимают страны, которые находятся в составе ЕАЭС. 3. Географическое положение позволяет создавать транспортно-логистические маршруты и усиливает мировую конкурентоспособность. Следовательно, между Азией и Европой будут аккумулированы масштабные торговые потоки. Усилить значение и роль ЕАЭС в обеспечении мировых хозяйственных связей позволяет именно развитие сухопутных перевозок и реализация ряда крупных международных проектов в области транспортной коммуникации. 4. Человеческими ресурсами и колоссальными природными ресурсами обладают страны ЕАЭС. Странами ЕАЭС занято 16,4% земной суши, а проживает населения мира 4,4%. 25% разведенных базовых видов полезных ископаемых сконцентрировано на территории Евразийского региона. Мировые запасы природного газа составляют 40%, запасы пресной воды составляют 11%, пахотных земель составляют 13%, лес – 25%, нефть – 20%, каменный уголь – 25%.

Рассмотрим систему показателей, которая достаточно полно описывает

экономическую ситуацию в этих странах. Такие данные комплексно иллюстрируют экономическое положение и рост экономики, положение внешней торговли страны, ситуацию на рынке инвестиций и человеческих ресурсов, и объем потребления гражданами, что связано с их уровнем жизни.

Общее представление об экономическом потенциале Евразийского экономического союза дает несколько показателей:

  1. Население. Численность населения государств – членов ЕАЭС на 2019 год составляет 184 000 880 чел. – это около 3 % от мировой численности населения. По оценкам, население ЕАЭС в основном урбанизировано, при этом более 70% населения России и Белоруссии проживает в городах.
  2. Рынок труда. Количество безработных, состоящих на учете в службах занятости населения, в государствах-членах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) на конец февраля 2018 года составила 1 149,1 тыс. чел., или 1,3% экономически активного населения.

В Армении за год численность зарегистрированных безработных увеличилась на 21,2%, в Белоруссии — на 54,9%, в Казахстане — на 8%, в России — на 2,1%. Так, по данным Евразийской экономической комиссии, численность безработных, состоящих на учете в службах занятости населения странах-участницах ЕАЭС на конец февраля 2019 года составила: в Армении 69,7 тысяч человек (в феврале 2014 г. — 57,5), в Белоруссии 35,9 (23,2), в Казахстане 52,9 (49), в России 990,6 (953,4).

Рисунок 5 — Численность безработных, состоящих на учете в службах занятости

Уровень безработицы, в соответствии с методологией Международной организации труда (МОТ) уровень безработицы в целом по ЕАЭС в феврале 2015 года по оценке составлял 5,9% экономически активного населения, в том числе в Казахстане — 5%, России — 5,8%.

В Белоруссии по данным переписи населения уровень безработицы в соответствии с критериями МОТ составил 6,1%. Таким образом, Армения демонстрирует наиболее высокий уровень зарегистрированной безработицы в ЕАЭС, и в 2018 году, по данным МВФ, занимала 8-е место в мире по этому показателю. Среди причин таких значений показателя — сильнейшая деиндустриализация после распада СССР (в особенности машиностроительной отрасли и легкой промышленности), высокая доля кадров низкой квалификации, а также высокое значение натурального хозяйства. В Беларуси наблюдается, напротив, один из самых низких уровней зарегистрированной безработицы в мире (1,0% в 2018 году). Это во многом связано с особенностями законодательства (в частности, с административным преследованием за социальное иждивенчество), крайне низким пособием по безработице и обязательными общественными работами.

Заработная плата. Номинальная заработная плата, начисленная в среднем за январь – декабрь 2019 года, превысила ее уровень в соответствующем периоде предыдущего года в Армении на 7,7%, Беларуси – на 10,0%, Казахстане – на 4,1%, Кыргызстане–на 9,0%, России – на 4,6%.

Валовой внутренний продукт (ВВП). В целом в период 2000–2019 гг. ВВП всех стран ЕАЭС вырос, однако темпы роста экономик стран сильно отличаются. В 2019 году ВВП Казахстана вырос на 194,% относительно уровня 2000 года, чему способствовали рыночные реформы 1990-х годов. Быстрый рост экономики Казахстана в 2000–2016 годах во многом был обеспечен увеличением объемов производства добывающих отраслей и экспорта ресурсов. За тот же период ВВП Армении вырос на 191,6%.

Стоит отметить, что к числу стран с самыми высокими темпами экономического роста в мире относилась Армения в 2000-2010гг. ежегодный прирост ВВП  в то время составлял 12%. Это обусловлено тем, что были стабильно высокие объемы частных переводов из проводимой денежно-кредитной политики и из-за рубежа. К сокращению экономики на 14,2% ввиду обвала цен на важный экспортный товар в связи с сокращением внешних инвестиций в ведущий сектор экономики — строительство, привел мировой финансовый и экономический кризис 2008-2009годов.

На 116,1% вырос ВВП Беларуси в период 2000-2019гг. в 2000-2008гг. произошел основной рост экономики страны. В 1990-х годах, на фоне высоких цен на энергоносители и  благодаря сохраненным производственным мощностям обрабатывающей промышленности, в результате грамотно проведенной приватизации происходил бум экономики. Существенно замедлились темпы роста экономики страны после «великой рецессии». При этом темпы роста были отрицательными в 201502016годах, и составили 3,8% и 2,5%. В 2018 году ВВП Кыргызстана вырос на 105,5% относительно уровня 2000 года. При этом только в 2011 году ВВП страны превысил показатели 1990 года в связи с политическими и социально-экономическими кризисами в стране. С 2014 года темпы прироста ВВП Кыргызстана колеблются в коридоре 3,8–4,6% в год. Динамика ВВП стран — членов ЕАЭС в 2000–2019 годах показана на рисунке 6.

Промышленность. Объем промышленного производства государств – членов ЕАЭС на 2019 год составил 907,1 млрд долл. в США. Удельный вес добычи полезных ископаемых (добывающей промышленности) составил 24,5%.

Рисунок 6 – Динамика ВВП ЕАЭС с 2000-2019 гг.

Индекс человеческого развития (далее — ИЧР), разрабатываемый ООН, представляет собой комбинацию нескольких показателей: уровня ВВП на душу населения, уровня образования и продолжительности жизни. До 2013 года – это был «Индекс развития человеческого потенциала» (ИРЧП).

В 2000-е годы все страны постсоветского пространства демонстрировали значительное улучшение показателей доходов и при этом сохраняли высокие значения (при мировых сравнениях) показателей образования и других социальных параметров. В 2000 году показатели ИЧР стран ЕАЭС находились в пределах 0,593–0,720, а к 2017 году поднялись до 0,672–0,816.

Значение ИЧР выросло в 2019 году у всех стран ЕАЭС: максимальное увеличение было у Беларуси (на 0,127), а минимальное — у России. По многим социально-экономическим показателям Кыргызстан уступает остальным странам ЕАЭС. Так, например, в 2019 году продолжительность жизни при рождении в стране была наиболее низкой и составила 71 год, в то время как максимальное значение показателя было у Армении (74,6 года).

Доля населения, зачисленного в учебные заведения третичного образования, также минимальна у Киргизии среди всех стран Союза (45,9% в 2017 году), в то время как максимальное значение показателя у Беларуси (87,0%) и России (81,8%).

Потребительские расходы в 2019 году в Беларуси, Казахстане и России составили около 50% ВВП стран, а в Армении и Кыргызстане — 74,4% и 79,4% соответственно. При этом на товары длительного пользования в структуре потребления в Беларуси и России в 2019 году пришлось 12,0%, а в Казахстане только 5,9%. По структуре потребления Россия схожа с Беларусью и Казахстаном. В то же время за счет высокого неравенства доходов у России одна из самых высоких долей расходов на товары длительного пользования (ТДП), куда входят автомобили, стройматериалы, мебель, бытовая техника, электроника. По доле населения, использующего Интернет, в 2019 году лидировал Казахстан (76,4%) и Россия (76,0%). В Кыргызстане Интернетом пользуется только треть населения. Наиболее высокое значение ИЧР наблюдается у России – 0,816 и у Беларуси – 0,808, наименьшее значение у Кыргызстана – 0,672. Основные показатели приведены на рисунке 7.

Рисунок 7 – Основные социально-экономические показатели стран ЕАЭС на 2019 год

В мире конкурентные преимущества имеют страны-члены ЕАЭС. Такие страны занимают первое место по производству ряда различных продуктов (18% сахарной свеклы, 25% подсолнечника, 34,3% калийных удобрений), а также по добыче нефти (14,6%).

По протяженности железных дорог (7,9%), по добыче газа (17,3%) ЕАЭС занимают второе место в мире. По производству картофеля (11%), пшеницы (9,6%), чугуна (4,6%) они занимают третье место в мире. С точки зрения экспертов, показатели на 2019г. экономического сотрудничества между странами значительно сократились, даже, несмотря на достаточно высокие экономические и социальные показатели. Следовательно, с нашей точки зрения макроэкономический эффект от ЕАЭС видится в том, что:  происходит увеличение благосостояния народ стран ЕАЭС, благодаря увеличению занятости населения и снижению цен; благодаря увеличенному объему рынка повышение окупаемости товаров и технологий; благодаря вхождению новых игроков на рынок из общего пространства, стимулирование здоровой конкуренции на общем рынке ЕАЭС; благодаря повышению производительности труда и уменьшению издержек перевозки, увеличение средней заработной платы; выравнивание уровня экономического развития стран-участниц и др.

Отмечается снижение: промышленного производства – в Беларуси (на 6,6%), Казахстане (на 1,6%), Кыргызстане (на 4,4%) и России (на 3,4 %), сельскохозяйственного производства – в Беларуси (на 2,8%); объема выполненных строительных работ – в Армении (на 13,5%), Беларуси (на 12%), Кыргызстане (на 0,3%) и России (на 7%), грузооборота – в Армении, Беларуси, Казахстане (на 11,5%, 4,1%, 7,5% соответственно), пассажирооборота – в Армении, Беларуси и России (на 16,1%, 4,3% и 5,4% соответственно), оборота розничной торговли – в Армении, Казахстане и России (на 9,9%, 0,4% и 10% соответственно).

Таким образом, текущая социально – экономическая ситуация в государствах – членах ЕАЭС, сложилась в результате влияния неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и неустойчивости положения на мировых сырьевых рынках, а также при накоплении в экономиках государств – членов дисбалансов, характеризующиеся существенным ухудшением основных макроэкономических показателей и замедлением экономической активности. В период существования Союза страны-члены существенно улучшили качество своих институтов. Институциональные реформы вывели отдельные страны (в частности, Россию и Армению) по качеству институтов на довольно высокий уровень, который, однако, все еще заметно отстает от развитых стран. Уровень стран ЕАЭС в рейтинге Doing Business-2018 продемонстрирован на рисунке 8.

Рисунок 8 — Страны ЕАЭС в рейтинге Doing Business-2018 и его подрейтингах (место из 190), 2007, 2015, 2018

Наиболее уязвимые места институциональных преобразований связаны с частной собственностью, что объясняется незавершенными процессами приватизации в регионе. Кроме того, по данным исследования Евразийского банка развития, существенные проблемы развития институтов присутствуют, например, в энергетическом секторе Беларуси.

Итак, ЕАЭС находится на втором месте в мире по добыче газа – 17,3%, по протяженности железных дорог – 7,9%. На ЕАЭС приходится 4,6% производства чугуна, 9,6% производства пшеницы, 11% картофеля, что ставит его на третье место в соответствующих международных рейтингах. Несмотря на достаточно высокие социально – экономические показатели деятельности союза, по мнению большинства экспертов по итогам 2019 года, показатели экономического сотрудничества между странами вопреки ожиданиям значительно сократились.

2.2. Динамика и особенности развития интеграционных процессов в рамках ЕАЭС

Евразийский экономический союз — молодое интеграционное объединение. В режиме таможенного союза он действует с 2010 года, а в режиме экономического союза — с 2015-го. Помимо решения геополитических задач, цель создания ЕАЭС — помочь его странам-членам реализовать потенциал экономических связей внутри региона, провести модернизацию национальных экономик, создать условия для повышения глобальной конкурентоспособности. Евразийская экономическая интеграция демонстрирует серьезные успехи. Действуют таможенный союз и единый таможенный тариф; формируется общий рынок труда; один за другим на смену старым ГОСТам принимаются новые технические регламенты; функционирует дополнительная «инфраструктура евразийской интеграции» — Суд ЕАЭС, Евразийский банк развития, Евразийский фонд стабилизации и развития.

Интеграционные процессы на пути к ЕАЭС пришлись на очень сложный период. Глубокий мировой кризис 2012-2015гг., сопровождавшийся падением экономической активности во всех странах мира, в т.ч. и странах — участницах ЕАЭС,  падение мировых цен на сырьевые товары, составляющие основу экспорта России и других стран Союза, в ряде стран обвал курса их валют, а также санкционный режим со стороны западных стран в отношении России оказал существенное влияние на интеграционные процессы в рамках ЕАЭС.

В последние годы со стороны государств — экономических лидеров, усиливается желание манипулировать финансовыми потоками и оказывать политическое давление на партнеров из развивающихся стран. Для России и других членов ЕАЭС снижение зависимости от доллара – это вопрос выживания.

С 2015 года 25 секторов начали работать в режиме свободы обмена, но даже здесь имеются исключения. Страны пока не договорились о снятии барьеров с чувствительных для национальных лоббистов рынков строительных и транспортных услуг. Аграрная политика, режим поддержки с/х производителей также является сугубо национальным.

Сложными вопросами являются вопрос, связанные с топливно-энергетическим комплексом, финансовым сектором, рынком электроэнергии, сферы услуг. Стороны должны выйти на единый рынок по нефти, газу и финансам только к 2025 году, по электроэнергии – к 2020 году. Рынок труда также остается в руках национальных регуляторов. Каждая страна самостоятельно проводит свою макроэкономическую, валютную и финансовую политику. О единой валюте речь вообще не идет.

Вопросы торговой политики — центральный элемент деятельности ЕЭК. На операционном уровне он фактически уже воспринимается как рутинная работа. Положительным моментом является то, что администрирование Комиссией Единого таможенного тарифа уже воспринимается как факт и не вызывает особых эмоций у государственных органов и бизнеса. Ниже рассмотрим некоторые решения ЕЭК в 2016 году, которые хорошо иллюстрируют направленность данной работы.

11 января 2016 г. вступил в силу Протокол о реализации обязательств Казахстана по участию в ВТО. Документ регулирует ввоз и перемещение в ЕАЭС товаров, которые ввозятся в Казахстан по сниженным ставкам таможенных пошлин согласно обязательствам Республики по вступлению в ВТО. По Протоколу товары, ввезенные в Казахстан по сниженным пошлинам, будут выпускаться в оборот только на казахстанский рынок; на рынок ЕАЭС товар можно будет поставлять только в случае уплаты ввозных пошлин по ставкам ЕТТ.

Республика Казахстан взяла обязательство не допускать вывоза в другие страны ЕАЭС товаров из перечня изъятий, которые были ввезены по пониженным ставкам пошлин. Для этого была создана специальная система учета на базе электронных счетов-фактур (ЭСФ), и налажен обмен сведениями о таких товарах между уполномоченными органами стран ЕАЭС в режиме реального времени. Система ЭСФ заработала в 2016 году.

В ЕЭК продолжается работа над порядком выплаты компенсаций в случае нарушения обязательств в области государственной поддержки сельского хозяйства. Порядок выплаты разработан в соответствии с Приложением к Договору о ЕАЭС, в котором предусмотрена ответственность в сфере государственной поддержки сельского хозяйства.

ЕЭК в течение 2016 года подготовила так называемую «Белую книгу» (она была опубликована уже в 2017 году). «Белая книга» — программный документ со сводом существующих в ЕАЭС препятствий, которые создают преграды для свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Документ не только содержит перечень различных преград, мешающих населению и бизнесу стран Союза, но также имеет следующие разделы: результаты работы по устранению препятствий в 2016 году, предложения по дальнейшей работе Комиссии совместно с национальными правительствами в части выявления и устранения препятствий.

В октябре 2016 года начал работу информационный ресурс «Функционирование внутренних рынков Евразийского экономического союза». Его основная задача — выявить барьеры и ограничения во взаимной торговле. Новый сайт содержит большой объем информационно-справочных материалов, ответы на наиболее распространенные вопросы по устранению препятствий на внутренних рынках стран Союза. Он позволяет отслеживать последующие действия Комиссии в отношении барьеров, знакомиться с предстоящими мероприятиями и текущей работой по их устранению.

30 ноября 2016 года на заседании Совета ЕЭК на уровне вице-премьеров стран ЕАЭС был одобрен проект распоряжения Высшего Евразийского экономического совета «О разработке Концепции формирования общего финансового рынка Евразийского экономического союза».

9 августа 2016 года Совет ЕЭК одобрил проект Соглашения о подходах к регулированию валютных правоотношений и принятии мер либерализации в странах ЕАЭС. Соглашение направлено на обеспечение свободы движения капитала и денежных средств, формирование общего финансового рынка в государствах-участниках. В документе определен перечень валютных операций резидентов государств ЕАЭС, к которым страны Союза не будут применять валютные ограничения.

В частности, это касается расчетов между резидентами ЕАЭС за поставку товаров и услуг и приобретение недвижимости; биржевых операций с ценными бумагами; предоставления и возврата банковских кредитов и займов; денежных переводов физических лиц внутри таможенной территории Союза и др.

Соглашение предоставит возможность физическим и юридическим лицам открывать на недискриминационной основе счета во всех банковских учреждениях государств. На практике же набор требований к резидентам и нерезидентам в государствах ЕАЭС сегодня различен. Сохраняются ограничения при открытии и ведении банковских счетов резидентов одной страны в кредитных учреждениях других стран ЕАЭС. Реализация Соглашения позволит обеспечить равный подход для всех граждан и хозяйствующих субъектов Союза.

Помимо этого, важным фактором формирования общего финансового рынка является создание единого биржевого пространства. В качестве меры по его развитию Комиссия разработала Соглашение о допуске брокеров и дилеров одного государства Союза на биржи других государств-членов. Документ предусматривает допуск без дополнительной регистрации (лицензирования) брокеров и дилеров на национальные биржи государств ЕАЭС. В декабре 2015 года проект Соглашения был одобрен Коллегией ЕЭК и направлен сторонам на внутригосударственное согласование.

В соответствии с Договором о ЕАЭС стороны взяли на себя обязательство к 2025 году сформировать общий финансовый рынок в банковской и страховой сферах, а также на рынке ценных бумаг. Основные параметры общего финансового рынка прописаны в Договоре о ЕАЭС, однако конкретная пошаговая последовательность действий в этой сфере там не оговорена. Именно поэтому необходимо разработать и согласовать «дорожную карту», в которой будет прописано, какие наднациональные нормативные акты будут разрабатываться, какие акты необходимо будет гармонизировать на национальном уровне и какие шаги по созданию общей или единой финансовой инфраструктуры следует предпринять.

В конце 2016 года главы государств Евразийского союза на встрече в Санкт-Петербурге попытались принять, наконец, новый вариант Таможенного кодекса, разработка и согласование которого заняли около трех лет. Кодекс существенно изменил жизнь таможенников и предприятий, занятых во внешнеэкономической деятельности. Действовать он начал с 1 января 2018 г.

Прежний кодекс был принят в 2009 г., когда формирование Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России находилось в начальной стадии. И потому многие реалии, обозначившиеся после вступления с 2015 г. в силу договора о создании ЕАЭС, учтены в нем не были. Значительная часть полномочий таможенных органов передавалась прежним кодексом на национальный уровень, что привело к возникновению различий в механизмах осуществления таможенных процедур и взимания платежей. Помимо самого кодекса в рамках ЕАЭС продолжали действовать порядка 20 международных соглашений, которые содержали в себе ряд противоречий. Решить эти проблемы можно было только путем разработки нового кодекса.

Правовая основа для его введения заложена в самом договоре о создании ЕАЭС, подписанном 29 мая 2014 г. в Астане. Согласно 32-й статье, посвященной таможенным вопросам, «в Союзе осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Союза, а также в соответствии с положениями Договора. Отмечается, что до вступления в силу нового кодекса, таможенное регулирование осуществляется в соответствии с принятым 27 ноября 2009 г. договором о Таможенном кодексе Таможенного союза, а также другими международными соглашениями, регулирующими сотрудничество союзных государств в этой области.

Проект Таможенного кодекса ЕАЭС был готов еще в конце 2014 г. Его разработчиком стали Евразийская экономическая комиссия, а также национальные правительства, представители бизнеса и экспертного сообщества. Однако согласование оказалось делом гораздо более длительным, чем разработка. В процессе согласования ЕЭК получила около 1,5 тыс. замечаний со стороны участников «интеграционной тройки» – России, Белоруссии и Казахстана. Позднее к обсуждению документа присоединились Армения и Киргизия, ставшие участниками ЕАЭС в 2015 г. В итоге проект кодекса претерпел заметные изменения. Так, было решено отказаться от отмены «принципа резидентства», предполагавшего возможность выпуска товара в любом государстве союза, независимо от национальной принадлежности компании. Против этого выступил Казахстан, опасавшийся перетока своего бизнеса в Россию.

В отличие от кодекса Таможенного союза он не делится на общую и специальную части. В плане дальнейшего развития ЕАЭС кодекс играет «централизаторскую» роль, передавая значительную часть полномочий по таможенному регулированию с национального на союзный уровень. Количество вопросов, которые в сфере таможенного регулирования будет решать Евразийская экономическая комиссия, по сравнению с прежним кодексом увеличивается с 30 до 60. Подчеркивая возросшую роль ЕЭК, Н. Назарбаев по итогам заседания Высшего экономического совета 26 декабря 2016 г. заявил, что «Комиссия должна оставаться не только административным ядром евразийской интеграции, но и стать серьезным мозговым центром. Для этого у наднационального органа есть все возможности и ресурсы».

Главное нововведение кодекса – это существенное упрощение таможенных процедур и перевод их в электронный вид с тем, чтобы исключить воздействие человеческого фактора и сводятся к трем основным пунктам: приоритет электронных технологий, отказ от предоставления подтверждающих документов и автоматический выпуск товара. В новом кодексе электронные технологии охватывают весь процесс – от поступления товара до его выпуска на рынок для продажи. В настоящее время основные таможенные процедуры оформляются на бумаге, а электронные процессы дублируют традиционный бумажный документооборот.

Инновационный характер Таможенного кодекса ЕАЭС позволяет надеяться, что его введение приведет к росту объемов торговли и станет инструментом развития союзных экономик. Дальнейшему углублению и качественному развитию евразийской интеграции будет способствовать на союзный уровень именно передача большей части таможенных полномочий.

Однако, 2019 год не остановил негативную динамику взаимной торговли и взаимных инвестиций. Основные показатели социально-экономического развития ЕАЭС в 2019 году показаны в таблице 3.

Таблица 3 — Основные показатели социально-экономического развития ЕАЭС в 2019 году

Показатели Армения Беларусь Казахстан Кыргызстан Россия ЕАЭС
ВВП
Темп роста в сопоставимых ценах год к году,% +0,2 -2,6 +1,0 +3,8 -0,2 -0,1
В текущих ценах.  млрд долл. США 10,8 48,1 128,1 5,8 1267,8 1460,5
По ППС, млрд долл. США 26,6 165,4 460,7 21,0 3745,1 4418,7
По ППС на душу населения, долл. США 8881,0 17496,5 25669,2 3467,3 26109,1 21288,3
Численность населения млн чел. 3,0 9,5 17,9 6,1 146,8 183,3

На снижение общего объема взаимной торговли по сравнению с 2018 годом повлияло уменьшение поставок промежуточных товаров (на 4,8%), из которых определяющим стало сокращение торговли энергетическими товарами (на 16,3%). Инвестиционные товары также показали отрицательную динамику стоимостного объема (на 0,3%). Прирост взаимного экспорта потребительских товаров составил 4,8%.

Вместе с тем темпы падения данных показателей для стран ЕАЭС были значительно ниже, чем вне ЕАЭС. Считается, что ЕАЭС в определенной степени играет роль «амортизатора» негативного влияния внешних шоков.

Рисунок 9 — Темпы роста фактического и потенциального ВВП ЕАЭС год к году, %

Темпы роста мировой экономики в 2019 году составили 3.1% (по оценке МВФ). В США, ЕС и Китае в 2019 году темпы роста реального ВВП составили 1,6%, 1,7% и 6,7%. Уровень макроэкономической неопределенности, тем не менее, оставался высоким. Цены на нефть, опустившись ниже 30 долл. в начале года, перешли в фазу роста, а в конце 2019 года получили дополнительный импульс от заключенного соглашения стран-экспортеров о снижении добычи.

Существенная доля энергоресурсов в структуре торговли государств — членов ЕАЭС (22,8% во взаимной торговле и 58,9% при экспорте в третьи страны) обусловила ключевое влияние динамики мировой цены на нефть на снижение стоимостных показателей в 2019 году.

Начиная с 2013 года, взаимная торговля между государствами — членами ЕАЭС демонстрирует отрицательную динамику. Наиболее сложная ситуация отмечена по итогам 2015 года. Объем взаимной торговли в стоимостном выражении по сравнению с 2014 годом сократился на 25,5%. В 2019 году падение объемов взаимных поставок существенно замедлилось и по итогам 2019 года сокращение составило 6,7%. Объемы взаимной торговли увеличивались на протяжении всего 2019 года и, начиная с сентября, превышали значения соответствующих месяцев предыдущего года.

Следует отметить, что происходящие во взаимной торговле изменения обусловлены рядом внешних и внутренних факторов. Динамика стоимостных объемов взаимной торговли имеет прямую связь с изменением мировых нефтяных котировок. При этом ценовой фактор оказывал более сильное влияние на снижение внешнеторгового оборота ЕАЭС ввиду преобладающего в нем сегмента энергетических товаров.

Вместе с тем наблюдается снижение доли энергоресурсов, как во взаимной, так и во внешней торговле ЕАЭС. Сокращение во взаимной торговле составило 7,1%. В экспорте в третьи страны доля энергоресурсов сократилась на 5,7%. Однако это не может являться свидетельством оздоровления товарной структуры экспорта, так как основой причиной сокращения доли энергетического сырья является ценовой фактор.

В 2019 году наметилась тенденция улучшения ценовых условий осуществления внешнеторговой деятельности, как с третьими странами, так и между государствами — членами ЕАЭС.

Сохранение режима санкций в отношении ключевого с точки зрения объемов экспорта и импорта участника ЕАЭС — России, а также продление режима российских контрмер оказывают сдерживающее воздействие на внешнеторговый оборот ЕАЭС.

Вместе с тем данный фактор имеет положительное влияние на динамику взаимной торговли продукцией, вошедшей в перечень ответных ограничений. Снижение курсов национальных валют к доллару США также внесло существенный вклад в сокращение объема взаимной торговли.

Таким образом, можно констатировать, что ЕАЭС смягчает отрицательное воздействие рыночных факторов.

В 2016 году Комиссией в рамках общей интегрированной информационной системы Союза в электронном виде создан Реестр препятствий — единая база препятствий на внутреннем рынке Союза в электронном виде, в которой систематизируются все имеющиеся нетарифные барьеры. В согласованном перечне находится 60 препятствий. Из них изъятий — 17, ограничений — 34, барьеров (препятствий для свободного движения товаров, услуг, капиталов, не соответствующих праву Союза) — 9. Однако необходимо понимать, что это далеко не все существующие ограничения. Несколько сотен НТБ сохраняют свое действие на рынках Союза, около 80% из них относятся к категории допустимых Договором о ЕАЭС. Остальные же барьеры фактически не соответствуют нормам и правовому полю Союза.

Динамика накопленных взаимных прямых иностранных инвестиций (ПИИ) негативна, но значительно лучше, чем в целом по региону СНГ. С 2012 до 2015 годы объем накопленных взаимных ПИИ стран ЕАЭС снизился на 14,3%, в то время как объем накопленных ПИИ стран СНГ за аналогичный период снизился на 25,8%. Вклад взаимных ПИИ стран ЕАЭС в общем объеме взаимных прямых инвестиций стран СНГ и Грузии вырос с 47% в 2008 году до 56% в 2015 году.

На начало 2016г., в ЕАЭС 23,6 млрд. долл. составил объем накопленных взаимных ПИИ (сократился на 6,6% по сравнению с 2015г).  Основной причиной снижения является обесценение созданных активов. В странах ЕАЭС российские инвесторы реализовали 81,5% ПИИ и находятся на первом месте рейтинга. Казахстан реализовал 17,4% экспортированных ПИИ и находится на втором месте. Наиболее крупным экономикам ЕАЭС уступают Кыргызстан, Армения и Беларусь .

С нашей точки зрения, именно на объемах накопленных российских инвестиций в силу эффекта переоценки негативно сказалась девальвация национальных валют стран ЕАЭС. По итогам 2018г. на 19% снизился объем в Казахстане. Сокращение на 2,4% российских ПИИ составило в Беларуси, а небольшой рост был замечен в Кыргызстане и Армении.

Цветная металлургия и топливный комплекс являются ведущими секторами взаимных ПИИ в ЕАЭС. При этом ПИИ заметно в газотранспортных сетях, финансовом секторе, в секторе ИТ и связи, агропродовольственных и транспортном комплексах. Двумя крупнейшими проектами обеспечено лидерство топливного сектора. К таким проектам относятся: добыча углеводородного сырья «ЛУКОЙЛ» в Казахстане; газотранспортное дочернее предприятие «Газпром» в Беларуси.

Рисунок 10 — Отраслевая структура накопленных в странах ЕАЭС взаимных ПИИ на начало 2018 года, %

В рамках взаимных ПИИ стран ЕАЭС единственным нетто-экспортером является наша страна. Это связано с тем, что более 85% ВВП ЕАЭС приходится на масштаб российской экономики. Также масштабную зарубежную экспансию первыми  начали российские ТНК.

Высокие показатели по России обеспечивает ограниченный круг компаний. Самые крупные проекты в ЕАЭС осуществили ведущие российские ТНК («Газпром», «ЛУКОЙЛ», «Транснефть», «Славнефть», «МТС», «Полиметалл», «РЖД», «Вымпелком», «РУСАЛ»). На ПИИ 25 крупнейших российских компаний, инвестирующих в страны Союза, приходится 72% всех накопленных взаимных ПИИ в ЕАЭС. А на 25 крупнейших проектов российских компаний приходится около 65% всех накопленных взаимных ПИИ в ЕАЭС (по данным мониторинга взаимных инвестиций ЦИИ ЕАБР, всего в базе 1200 проектов).

Россия привлекла из других стран ЕАЭС 3.6 млрд долл., что может объясняться, среди прочего, ограниченными возможностями компаний из стран-партнеров к осуществлению капиталовложений. В основном это такие сферы хозяйствования, как транспортный, туристический, агропродовольственный и топливный комплексы, а также финансовый сектор и строительство.

Накопленные ПИИ Казахстана в странах ЕАЭС составили на начало 2018 года 4,1 млрд долл. В отличие от российских прямых капиталовложений объемы казахстанских ПИИ в ЕАЭС почти не сократились. Основной объем прямых инвестиций Казахстана в рамках ЕАЭС сосредоточен в России и Кыргызстане. Отраслевая структура накопленных казахстанских ПИИ в странах ЕАЭС заметно отличается от структуры российских ПИИ в регионе.

Первое место по привлечению казахстанских инвестиций занимает агропродовольственный комплекс (доля данного сектора составляет 32,9%). На втором месте — транспортный комплекс (21,5%), третью строчку занимает туристический комплекс (17,2%). Выделяются также цветная металлургия, финансовый сектор и строительство.

Беларусь — лидер по привлеченным из стран ЕАЭС ПИИ (8,4 млрд долл.). Лидерство объясняется, главным образом, несколькими крупными сделками российских ТНК: покупка «Газпромом» компании «Белтрансгаз» (ныне — ОАО «Газпром трансгаз Беларусь»), инвестиции телекоммуникационной компании «МТС» в дочернюю структуру, приобретение «Транснефтью» магистральных трубопроводов, приобретение «Славнефтью» доли Мозырского НПЗ.

Беларусь инвестировала лишь 238 млн долл. В инвестиционном сотрудничестве Беларуси со странами СНГ ярко выражен «эффект соседства». Основными направлением приложения белорусского капитала уже долгое время остается Россия, куда было направлено 86% белорусских ПИИ.

Значительный потенциал взаимных инвестиций есть и в тех отраслях, где сейчас трансграничная инвестиционная активность невелика: агропродовольственный комплекс, розничная торговля (продовольственные и промышленные товары), строительство коммерческой и жилой недвижимости, туристический комплекс, информационные технологии.

2.3. Особенности взаимодействия Евразийского экономического союза с третьими странами

Порядок осуществления Союзом международного сотрудничества устанавливается решением Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС). Вопросы заключения международных договоров Союза с третьей стороной определяются международным договором в рамках Союза. Проведение переговоров по проектам международных договоров Союза с третьей стороной, а также их подписание осуществляются на основании решения ВЕЭС после выполнения государствами-членами соответствующих внутригосударственных процедур. Решение о выражении согласия Союза на обязательность для него международного договора с третьей стороной, прекращении, приостановлении или о выходе из международного договора принимается ВЕЭС после выполнения всеми государствами-членами необходимых внутригосударственных процедур.

В 2020 году основные усилия Союза в области международной деятельности будут сосредоточены на развитии уже созданных механизмов сотрудничества с третьими странами.

Любое государство вправе обратиться к председателю ВЕЭС с просьбой о предоставлении ему статуса государства-наблюдателя при ЕАЭС. И далее Высший совет с учётом интересов развития интеграции и достижения целей Договора о ЕАЭС принимает решение о предоставлении такого статуса либо об отказе в его предоставлении. Статус наблюдателя даёт возможность уполномоченным представителям государства-наблюдателя присутствовать по приглашению на заседаниях органов Союза, получать принимаемые органами Союза документы, не являющиеся документами конфиденциального характера. При этом данный статус не даёт права участвовать в принятии решений в органах Союза. Одновременно государство-наблюдатель обязано воздерживаться от любых действий, способных нанести ущерб интересам Союза и государств-членов, объекту и целям Договора о ЕАЭС.

Выявление и устранение барьеров в торговле, а также создание площадки для всестороннего развития экономического и торгового сотрудничества является целью Меморандума о взаимопонимании и сотрудничестве. С привлечением экспертов, которые могут активно использовать государства-партнеры и государства-члены ЕАЭС, проводятся двусторонние консультации в рамках Меморандума.  В 2015г. в Монголии был подписан первый Меморандум. Концепция сотрудничества на данном этапе реализована с Камбоджей, Сингапуром, Перу, Чили. В планах сотрудничество с Бангладеш, Тайландом, Иорданией, Морокой, Бразилией, Восточно-африканским сообществом, АТЭС, Кубой и Мексикой.

Соглашение о зоне свободной торговли (ЗСТ) с Вьетнамом вступило в силу в октябре 2016 года. На данный момент рано говорить о результатах подобного взаимодействия, но через год планируется наблюдать положительные тенденции. Совместные исследовательские группы (между ЕАЭС и соответствующей страной), изучающие целесообразность приступить к ведению переговоров о ЗСТ работают с Южной Кореей и Египтом. Переговоры о создании ЗСТ ведутся с Сингапуром, Индией и Сербией.

Другая форма торгового соглашения (торгово-экономическое сотрудничество) в виде «соглашения о не преференциальной торговле» прорабатывается с Китаем. В соответствии с Соглашением о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и его государствами-членами, с одной стороны, и КНР, с другой стороны, от 17 мая 2018 года, и Соглашением об обмене информацией о товарах и транспортных средствах международной перевозки, перемещаемых через таможенные границы Евразийского экономического союза и Китайской Народной Республики, от 6 июня 2019 года.

Государства-члены будут оказывать поддержку, проводимым, в рамках заключенных меморандумов форумам, конференциям, круглым столам и т. п. посредством информационного сопровождения и содействия в формировании делегаций представителей бизнес-сообществ и органов исполнительной власти государств-членов.

В 2020 году будет продолжено взаимодействие с представителями третьих стран по вопросам применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в отношении этих стран, включая встречи и консультации, в том числе на территориях третьих стран, а также с представителями третьих стран, региональных интеграционных объединений и международных организаций по тематике применения мер защиты внутреннего рынка.

В 2020 году основные усилия Союза в области международной деятельности будут сосредоточены на развитии уже созданных механизмов сотрудничества с третьими странами в межведомственном формате. Будет продолжена работа по формированию институциональной основы для развития взаимодействия с третьими странами.

При выборе формы взаимодействия с партнерами, Союз учитывает их включенность в транспортные коридоры и международные кооперационные сети. Сотрудничество с региональными интеграционными объединениями и международными организациями будет направлено на обеспечение широкого международного признания Союза, комплексное решение задач по встраиванию Союза в мировую архитектуру экономических отношений, расширение географии и объема экспорта, а также привлечение иностранных инвестиций и технологий.

Путем нескольких мероприятий (круглые столы, презентации, форумы, конференции и т.д.), которые посвящены тематике евразийской экономической интеграции, продолжается целенаправленная работа по разъяснению и популяризации идеи за рубежом евразийской экономической интеграции.

Диалог с бизнес-сообществами государств-членов и с деловым советом Евразийского экономического союза ЕЭК продолжит тесную работу. При этом в ходе переговорного процесса с зарубежными партнерами, наличие консолидированной позиции будет иметь большое значение. В целях формирования соответствующих бизнес-делегаций для участия в указанных мероприятиях, положительно зарекомендовавшая себя практика информирования представителей бизнес-сообществ государств-членов и Делового совета ЕАЭС о международных мероприятиях будет способствовать эффективному решению задач Союза на международной арене.

С экспертным сообществом и международным деловым сообществом, в том числе с ключевыми международными дискуссионными площадками, региональными банками развития, советами делового сотрудничества, торгово-промышленными палатами развивает взаимодействие именно Евразийская экономическая комиссия.

В целях повышения регулярности и информативности отчетов о результатах командировок представителей Евразийской экономической комиссии в третьи страны, направляемые в министерства иностранных дел государств-членов, Евразийская экономическая комиссия принимает меры.  В тесном взаимодействии с торговыми и дипломатическими представительствами членов-государств, внешнеэкономическими и внешнеполитическими ведомствами будет осуществляться реализация задач и целей международной повестки Союза.

С каждым партнером прорабатывается индивидуальная модель соглашения, отвечающая интересам всех договаривающихся сторон. Такой подход к внешнеэкономическим отношениям ЕАЭС активно проводит в жизнь. Подобная активность ЕАЭС будет способствовать повышению его авторитета и роли в мировой экономики и международной торговли.

В товарной структуре импорта внешней торговли ЕАЭС с третьими странами преобладает продукция высокотехнологичных отраслей: 44,5% — машины, оборудование и транспортные средства; 18,3 — продукция химической промышленности. В то же время экспортируются в большей степени сырьевые товары: 67,2% — минеральные продукты; 9,6% — металлы и изделия из них. В структуре взаимной торговли между странами ЕАЭС продукты высокотехнологичных отраслей, товары с высокой добавленной стоимостью имеют более значимую долю: 19% — машины, оборудование и транспортные средства; 11,6% — продукция химической промышленности и другие. 

Можно сделать вывод, что во взаимной торговле между странами ЕАЭС товары с высокой добавленной стоимостью имеют гораздо больший вес, нежели в экспорте в третьи страны. Это говорит о целесообразности создания данного экономического объединения – снимая торговые барьеры во взаимной торговле, страны ЕАЭС кооперируют возможности сбыта собственной высокотехнологичной продукции и продукции с высокой добавленной стоимостью друг другу. Однако страны ЕАЭС не могут ограничиваться в торговле высокотехнологичными товарами лишь на территории союза, в рамках увеличения экономии от масштаба, увеличения прибыли, производители ищут новые рынки сбыта.

Рассмотрим более подробно тенденции взаимной торговли государств-членов ЕАЭС. В таблице 1 представлена динамика суммарного объема взаимной торговли товарами между государствами-членами ЕАЭС.

Таблица 4 —  Динамика суммарного объема взаимной торговли товарами между государствами-членами ЕАЭС

Период 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
Объем взаимной торговли, млрд долл. 62,3 68,6 54,1 57,4 45,4 43 54,7 60,3 61
Темпы роста, % 110,11 78,86 106,1 79,09 94,714 127,21 110,24 101,16

Составлено авторами на основании данных статистики

На основании данных, представленных в таблице 1 видим, что за последние 3 года наметилась тенденция к ежегодному увеличению взаимной торговли товарами между государствами-членами ЕАЭС. При этом объем взаимной торговли товарами между государствами-членами ЕАЭС, исчисленный как сумма стоимостных объемов экспортных операций государств-членов ЕАЭС во взаимной торговле в 2019 году увеличился на 1,16 %, что в абсолютном выражении составило 0,7 млрд долл. Однако следует отметить, что увеличение  стоимостного объема взаимной торговли товарами между государствами-членами ЕАЭС идет с замедлением темпов роста. Увеличение стоимостного объема взаимной торговли товарами между государствами-членами ЕАЭС на 1,3 % обусловлено увеличением физического объема взаимных поставок на 1,7 %. Стоит отметить снижение на 0,4 % на товары единого рынка ЕАЭС. Существующий рост объема взаимной торговли в сопоставимых ценах на 1,7 % характеризующийся индексом физического объема, сопровождался снижением товарной массы экспорта во внешней торговле с третьими странами (95,6 %) и более значимым ростом физического объема импорта товаров (105,3 %) из стран вне ЕАЭС.

В современных условиях развития торгово-экономических отношений между странами, увеличиваются и товаропотоки. При этом, от скорости и качества доставки товаров, зачастую зависит их дальнейшая продажа на рынке. Однако, иногда возникают обстоятельства непреодолимой силы, которые вносят коррективы в устоявшиеся торгово-экономические отношения и заставляют страны и города подстраиваться и искать новые возможности для осуществления взаимовыгодной торговли. К таким обстоятельствам можно отнести новую коронавирусную инфекцию (COVID19) – респираторный вирус (возбудитель ОРВИ), который начал распространяться на территории стран-участниц ЕАЭС в начале 2020 года. Его распространение внесло корректировки во многие процессы, привело к закрытию государственных границ, стало причиной изменений не только внутри стран, но и за их пределами. Глобальный экономический кризис, разразившийся из-за пандемии коронавируса, пожалуй, самый серьезный за последние десятилетия. Окончательные его масштабы еще только предстоит оценить. Международные агентства прогнозируют падение мировой торговли в двузначных цифрах. Основные негативные тенденции будут видны уже через несколько месяцев. Наиболее сложно восстанавливаться будут те отрасли промышленности, которые связаны со сложными производственными цепочками, где в изготовление продукта вовлечены компании из разных стран.

Рассмотрим, как же изменилась взаимная торговля товарами между государствами-членами ЕАЭС под действием новой коронавирусной инфекции (COVID19). В период распространения вируса, руководителями государств-членов ЕАЭС были приняты различные меры, направленные на преодоление негативных последствий распространения коронавирусной инфекции (COVID-2019), что с одной стороны способствовало снижению числа заболевших граждан, а с другой стороны стало барьером для осуществления взаимной торговли. Это привело к тому, что объем взаимной торговли товарами между государствами – членами ЕАЭС за январь – апрель 2020 года составил – 15,8 млрд долл., что на 16,3 % меньше уровня января – апреля 2019 года. Отрицательную динамику взаимной торговли ЕАЭС по сравнению с январем – апрелем 2019 года сформировало сокращение торговли энергетическими (на 45,8 %) и инвестиционными (на 19,9 %) товарами.

По Российской Федерации отмечено наибольшее падение (на 21 %) поставок товаров на рынок ЕАЭС. К уровню января–апреля 2019 года экспорт минеральных продуктов сократился на 445,8 % (а это 25,3 % от общего объема экспорта РФ во взаимной торговле), машин, оборудования и транспортных средств – на 17,7 % (18,2 % от общего объема экспорта РФ во взаимной торговле), металлов и изделий из них – на 11,7 % (14,2 % от общего объема экспорта РФ во взаимной торговле), продукции химической промышленности – на 5,6 % (14,2 % от общего объема экспорта РФ во взаимной торговле). Стоимостные объемы продаж продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья возросли на 9,9 % (12,7 %).

Объем взаимной торговли Евразийского экономического союза за апрель 2020 года составил 3 182,7 млн долл. К апрелю 2019 года его величина сократилась на 40,4 % или 2 154,1 млн долл., к предыдущему месяцу – на 25 % или 1 062,8 млн долл.

В таблице 5 рассмотрим динамику изменения взаимной торговли стран ЕАЭС. Для сравнения возьмем апрель за разные года и сравним происходящие изменения.

Таблица 5 — Динамика суммарного объема взаимной торговли товарами между государствами-членами ЕАЭС за апрель 2018–2020 гг.

Апрель 2018, млн долл. Апрель 2019, млн долл. Апрель 2020, млн долл. В % к апрелю 2018 В % к апрелю 2019
ЕАЭС 5004,9 5336,8 3182,7 63,59 59,64
В том числе:
Армения 48,3 59,4 37,7 78,054 63,5
Беларусь 1131,3 1227,9 900,4 79,59 73,3
Казахстан 529,5 539,4 378,9 71,558 70,2
Кыргызстан 56,1 55,8 22,8 40,642 40,9
Россия 3239,8 3454,4 1842,9 56,883 53,3

Составлено авторами на основании данных статистики

Представленные в таблице 5 данные свидетельствуют о том, что за рассматриваемый период произошло значительное снижение объемов взаимной торговли, особенно снижение в процентном соотношении наблюдается в Кыргызстане (практически 60 %) и в России (более 45 %). Таким образом, можно судить о том, что российская экономика пострадала сильнее всех остальных экономик стран-участниц ЕАЭС, поскольку в суммарной взаимной торговле имеет наибольший удельный вес.


Страницы: 1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф