Сессия под ключ!
Меню Услуги

ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА УСТОЙЧИВУЮ РЕМИССИЮ У ЧЛЕНОВ СООБЩЕСТВА АНОНИМНЫХ АЛКОГОЛИКОВ Часть 2

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp

1 2


 

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ, ЭТАПЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Организация, план и этапы исследования

Каждый человек хотя бы раз в своей жизни сталкивался с людьми, которые стали жертвами различных зависимостей. Опасность в том, что аддиктивное поведение играет в нашей жизни такую серьезную роль, что многие не сомневаются, что зависимость норма.

Аддикция — бич любого современного общества! Так как уровень стресса растет, а психологический и физический комфорт сокращается из года в год, то не удивительно, что аддиктивное поведение охватывает целые слои общества. Зависимость в широком смысле слова — это та или иная форма рабства, ограничивающая возможности человека и умаляющая его способность к саморазвитию. Любая из известных зависимостей, будь то тяжелая наркомания либо патологическая ревность, оказывается непреодолимой преградой на пути человека к полноте самореализации, в просторечье именуемой счастьем. Зависимости — это психологические причины всевозможных личных катастроф, разрушений и заболеваний. Они представляют собой самые прочные цепи, удерживающие человеческий разум в постыдном плену.

Программа «12 Шагов» уже спасла миллионы жизней, поэтому она вполне достойна внимания, изучения и со стороны специалистов разных областей, как — педагогов, социальных сотрудников, психологов, психотерапевтов, психоаналитиков, неврологов, психиатров и других профессий, всех тех, кто выбрал своим призванием служить обществу.

На базе одной из групп АА мной проводилось исследование, результатами которого стали основой ВКР. 

Исследование нацелено на подтверждение наличия взаимосвязи, между следованием химически зависимыми людьми рекомендаций по выполнению предписаний программы с одной стороны, и их устойчивой ремиссии (качества и продолжительность трезвости) с другой стороны. 

Сообщество Анонимных Алкоголиков является анонимным, это подразумевает анонимность личной информации (личных данных, личных историй) о членах сообщества для внешнего мира.  Цель этой традиции — создать максимально безопасные условия для высказывающихся на группе выздоравливающих алкоголиков, чья жизнь, как правило, изобилует весьма неприятными историями. 

Следуя этому правилу, я в данном научном исследовании соблюдаю правила и традиции АА — не разглашаю личной информации о членах содружества АА. Проведённое мной исследование имеет исключительно обобщённый характер. Опрос членов АА, участников исследования, проводился только после детального проговаривания с ними условий опроса и получения от них согласия на использование полученных данных. На основании изученной литературы и полученных данных проведённым методом опроса и была составлена данная научно-исследовательская работа. 

Анализ литературы позволил сформулировать проблему исследования, которая заключается в определении того, как отношение к рекомендациям 12 шаговой программы влияют на качество и продолжительность ремиссии у членов группы самопомощи, «Анонимных Алкоголиков».  Для реализации этого замысла было спланировано сравнительное исследование. 

  База исследования: группа Анонимных Алкоголиков 

Объект исследования: аддиктивные личности

Предмет исследования: отношение к рекомендациям 12 шаговой программы; личностные свойства; продолжительность ремиссии у аддиктов

Цель исследования: выявление факторов, влияющих на устойчивую ремиссию у членов сообщества Анонимных Алкоголиков, влияние 12-ти шаговой программы на качество трезвости у членов группы.  

 

Задачи эмпирического исследования: 

  1. Провести наблюдение за работой группы АА; выделить активных и пассивных участников, для формирования двух групп испытуемых
  2. Провести интервью с испытуемыми группы 1 (активно лечащиеся) и группы 2 (пассивные); провести качественное сравнение полученных результатов
  3. Измерить и сравнить уровень самооценки, агрессивность и характеристики самоотношения у испытуемых выделенных групп
  4. Разработать рекомендации по использованию результатов. 

Гипотеза исследования: у членов сообщества Анонимных Алкоголиков существует связь между качеством и продолжительностью их трезвости с эффективностью их работы по 12 шаговой программе.  Под качеством трезвости мы будем подразумевать удовлетворённость новой трезвой жизнью. Удовлетворённость, включающую в себя, как новое «трезвое» отношение к самому себе, так новые «трезвые» отношения с другими людьми.  Трезвое отношение к себе проявляется в особенностях самоотношения и самооценки, а отношение к другим через уровень агрессии.

Этапы исследования

Исследование проводилось поэтапно. На первом этапе проводился сбор информации, были поставлены цель и задачи исследования, сформулирована гипотеза. 

        На втором этапе исследования отбирались методики, соответствующие поставленным задачам

На третьем этапе исследования проводился сбор эмпирических данных. Для целей исследования были выбраны в качестве испытуемых две группы: по критерию соблюдения требований 12 шаговой программы.  

На четвертом этапе исследования все результаты сводились в таблицы первичных данных, и проводилась обработка полученной информации с помощью статистических методов.  Для обработки данных использовались статистические критерии. Подсчитывались средние значения, среднеквадратическое отклонение, выявлялась достоверность различий между группами с помощью критерия Манна Уитни.

На пятом этапе исследования проводилось описание и интерпретация полученных данных, а также оформление работы.

 

2.2 Характеристика испытуемых

Всего в исследовании приняло участие 12 членов сообщества Анонимных Алкоголиков, это мужчины и женщины в возрасте от 25 до 67 лет, из которых: 

Шесть химически зависимых человек, находящихся в устойчивой ремиссии — «активно» выздоравливающих по методу 12 шагов (группа анонимных алкоголиков).

Шесть химически зависимых человек, испытывающих трудности в сохранении устойчивой ремиссии — «пассивно» выздоравливающих по методу 12 шагов (группа анонимных алкоголиков). 

Нашей задачей было изучить особенности различия ремиссии «трезвости» у «выздоравливающих» алкоголиков — активно работающих по программе 12ти шагов (выполняющих все предписания программы) и так называемых «сухих» алкоголиков — тех же членов АА, только в этом случае ограничивающихся одним посещением групп (не выполняющих в полном объёме предписаний программы). Затем провести сравнительный анализ двух вышеописанных выборок, получить результаты и сформулировать выводы.

Для решения этой задачи были подобраны две группы испытуемых по 6 человек в каждой, различающиеся по параметру — «Выполнение рекомендаций программы 12-ти шагов».  Структура выборки указана в таблице 1 

Таблица 1. Структура выборки

Группа Выполнение рекомендаций 12ти шаговой программы. Кол-во испытуемых
1. Следующие рекомендациям члены группы АА 6
2. Не следующие рекомендациям члены группы АА 6

 

2.3 Методы и методики исследования

          Для сбора материала были подобраны следующие психодиагностические методики: Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси; Проективная методика «Несуществующее животное» — диагностика агрессивности (диапазон 1 – 18 баллов); Стандартизированная психодиагностическая методика «МИС» (С.Р. Пантилеева). Рассмотрим их последовательно. 

         Методика С.А. Будасси для исследования самооценки 

Данный метод основан на представлении о том, что статистической нормой является закономерное несовпадение реальной и идеальной Я-концепции. Понятие «реальная» – это представление личности о себе, о том, какой я есть. Идеальная же Я-концепция (идеальное «Я») – это представление личности о себе в соответствии с желаниями («каким бы я хотел быть»). Если реальное и идеальное Я не согласованы, это может привести как к саморазвитию, так и к серьезным конфликтам внутри личности. [37].

         Уровень самооценки определяется исходя из таблицы: 

От + 1,0 до + 0,85 Самооценка высокая Неадекватная   

От + 0,84 до + 0,53 Самооценка высокая Адекватная    

От + 0,52 до -0,1   Самооценка средняя Адекватная   

От — 0,09 до -0,32 Самооценка низкая Адекватная    

От — 0,33 до -1,0   Самооценка низкая Неадекватная

          Проективная методика «Несуществующее     животное» в нашем случае применялась для исследования проявления агрессивности у участников двух групп АА с использованием теста «Рисунок несуществующего животного» (авт. — М.З. Дукаревич). [38]. 

Слабый уровень агрессии 0 – 3 баллов
Средний уровень агрессии 4 – 6 баллов
Высокий уровень агрессии 7 – 10 баллов
Повышенный уровень агрессии 11 – 18 баллов

 

          Методика исследования «самоотношение С.Р. Пантелеев (МИС)» [39].

Шкала «Закрытость» позволяет определить, какая из двух тенденций преобладает: конформность или сильная мотивация общественного признания, глубокая уверенность в себе, критичность, открытость и внутренняя честность.

Высокие значения (8-10 стенов) являются отражением защитного поведения. Человек стремится соответствовать общепринятым стандартам поведения и отношениям с людьми из своего окружения. Он старается избегать открытых отношений с самим собой; это происходит по причине того, что у него отсутствуют рефлексивные навыки, сам себя он воспринимает поверхностно, либо сознательно не хочет раскрыться, а также признать, чтобы проблемы все же есть.

Средние значения (4-7 стенов) говорят о том, что человек относится к себе избирательно, обновляя одни психиологические защиты, преодолевают другие, особенно, если ситуация критическая.

Низкие значения (1-3 стенов) говорят о внутренней честности, открытости отношения человека к самому себе, достаточно развитой рефлексии и глубокому пониманию самого себя. Человек критически относится к себе. В отношениях с людьми есть ориентация на собственный взгляд на ситуацию.

Шкала «Самоуверенность» выявляет чувство собственного достоинства, отношение к себе как к уверенному в себе, независимому, волевому и надежному человеку, который знает, что ему есть за что себя уважать.

Высокие значения (8-10 стенов) указывают на сильную уверенность в себе, чувство силы собственного «Я», высокую смелость к общению. Мотив успеха преобладает. Человек уважает себя, доволен собой, своими начинаниями и достижениями, чувствует свою компетентность и способность решать многие жизненные проблемы. Препятствия на пути к достижению цели воспринимаются как преодолимые. Проблемы касаются неглубого, длятся недолго.

Средние значения (4-7 стенов) характерны для тех, кто сохраняет работоспособность и уверенность в себе в обычных ситуациях и нацелен на успех своего дела. Когда внезапно возникают трудности, снижается уверенность в себе, усиливаются страх и беспокойство.

Низкие значения (1-3 стенов) отражают самооценку, связанную с неуверенностью в своих силах и сомнениями в своих силах. Человек не доверяет своим решениям, часто сомневается в способности преодолевать трудности и препятствия и достигать поставленных целей. Возможны избегание контактов с людьми, глубокое погружение в собственные проблемы, внутреннее напряжение.

Шкала «Саморуководство» отражая представление человека об основном источнике собственной деятельности, результатов и достижений, источнике развития собственной личности, подчеркивает доминирование либо его собственного «Я», либо внешних обстоятельств.

Высокие баллы (8-10 стенов) характерны для тех, кто считает себя главным источником развития своей личности, регулятором работоспособности и успеха. Человек воспринимает свое собственное «Я» как внутреннее ядро, которое координирует и контролирует все действия, организует поведение и отношения с людьми и позволяет ему предсказывать свои действия и последствия возникающих контактов с другими. Он чувствует себя способным противостоять внешним воздействиям, судьбе и стихии событий. Человеку свойственен контроль над эмоциональными реакциями и чувствами по отношению к себе.

Средние значения (4-7 стенов) показывают особенности отношения к собственному «Я» в зависимости от степени адаптации к ситуации. В привычных нам условиях существования, когда все возможные изменения известны и хорошо предсказуемы, человек может проявлять заметную способность к личному контролю. В новых для себя ситуациях регулирующие возможности «Я» ослабевают, возрастает склонность подчиняться влияниям окружающей среды.

Низкие значения (1-3 стенов) описывают веру испытуемого в подчинение своего «Я» внешним обстоятельствам и событиям. Ослаблены механизмы саморегуляции. Одного контроля воли недостаточно для преодоления внешних и внутренних препятствий на пути к цели. Внешние обстоятельства рассматриваются как главный источник того, что происходит с человеком. Самодостаточные причины либо отрицаются, либо, что довольно часто, задвигаются в подсознание. Переживания о собственном «Я» идут рука об руку с внутренним напряжением.

Шкала «Отраженное самоотношение» характеризует представление испытуемого о способности вызывать уважение и симпатию у других людей. При интерпретации необходимо учитывать, что шкала не отражает истинного содержания взаимодействия между людьми, а является лишь субъективным восприятием существующих отношений.

Высокие значения (8-10 стенов) соответствуют человеку, который воспринимает себя принятым окружающими. Он чувствует, что его любят другие, ценят за свои личные и духовные качества, за совершаемые действия и действия, за соблюдение групповых норм и правил. Он чувствует общительность, эмоциональную открытость к общению с другими, легкость налаживания деловых и личных контактов.

Средние значения (4-7 стенов) означают избирательное восприятие отношения окружающих к себе. С его точки зрения, положительное отношение окружающих относится только к определенным качествам, к определенным действиям; другие проявления личности могут привести к раздражению и отторжению в них.

Низкие значения (1-3 стенов) указывают на то, что человек считает себя неспособным проявлять уважение к другим, и вызывает осуждение и упрек со стороны других людей. Не ожидается одобрения, поддержки со стороны окружающих.

Шкала «Самоценность»передает ощущение ценности своей личности и воспринимаемой ценности своего «Я» для других.

Высокие ценности (8-10 стенов) принадлежат человеку, который ценит свой духовный потенциал, богатство своего внутреннего мира. Человек склонен воспринимать себя как личность и высоко ценить свою уникальность. Уверенность в себе помогает противостоять влиянию окружающей среды и рационально воспринимать критику.

Средние значения (4-7 стенов) отражают избирательное отношение к себе. Человек склонен ценить ряд своих характеристик и признавать их уникальность. Другие характеристики явно недооцениваются, поэтому чужие комментарии могут вызвать чувство личной заниженной самооценки.

 Низкие значения (1-3 стенов) говорят о глубоких сомнениях человека в уникальности своей личности, недооценке своего духовного «я». Неуверенность в себе ослабляет устойчивость к воздействиям окружающей среды. Повышенная чувствительность к комментариям и критике других в его речи делает человека чувствительным и уязвимым, и склонным не доверять своей индивидуальности.

Шкала «Самопринятие» позволяет им судить о серьезности чувства симпатии к себе, соглашаться со своими внутренними мотивами и принимать себя такими, какие они есть, несмотря на свои недостатки и слабости.

Высокие значения (8-10 стенов) указывают на склонность воспринимать все стороны себя и принимать себя в поведенческих проявлениях. Общий фон самовосприятия положительный. Человек часто испытывает симпатию к себе, ко всем характеристикам своей личности. Он считает свои недостатки продолжением своих заслуг. Неудачи и конфликтные ситуации не дают повода считать себя плохим человеком.

Средние значения (4-7 стенов) отражают избирательность отношения к себе. Человек склонен принимать все свои достоинства, а не критиковать недостатки.

Низкие значения (1-3 стенов) указывают на в целом негативный фон самовосприятия, склонность воспринимать себя слишком критически. Симпатия к себе выражена недостаточно, проявляется эпизодически. Отрицательная самооценка существует в различных формах: от описания в комическом свете до саморазрушения.

Шкала «Самопривязанность» показывает степень стремления к изменениям по отношению к настоящему состоянию.

Высокие значения (8-10 стенов) отражают высокую жесткость концепции «Я», стремление оставить ее характеристики, требования к себе неизменными, а главное — видение и самооценку. Чувство самодостаточности и достижение идеала мешают реализации возможности саморазвития и самосовершенствования. Самораскрытию также может препятствовать высокий уровень личной тревожности, предрасположенность воспринимать окружающий мир как угрожающий самооценке.

Средние значения (4-7 стенов) говорят об избирательном отношении к своим личным характеристикам, стремлении изменить только одни характеристики и сохранить другие.

Низкие значения (1-3 стенов) показывают высокую готовность к изменению концепции «я», открытость новому опыту познания себя, поиск соответствия между реальным и идеальным «я». Четко выражено желание развиваться и совершенствоваться, причиной которого может быть недовольство собой. 

Шкала «Внутренняя конфликтность» наличие внутренних конфликтов, сомнений, разногласий с самим собой, выраженность склонностей к саморефлексии и рефлексии.

Высокие значения (8-10 стенов) соответствуют человеку, который имеет преимущественно негативный фон отношения к себе. Он постоянно контролирует свое «я» и стремится глубоко оценить все, что происходит в его внутреннем мире. Развитая рефлексия превращается в самоанализ, ведущий к обнаружению осуждаемых в себе качеств. Характерны высокие требования к себе, которые часто приводят к конфликту между реальным «я» и идеальным «я», между уровнем стремлений и фактических достижений и признанием своей неполноценности. Он считает собственное преимущество истинным источником своих успехов и неудач.

Средние (4-7 стенов) отношение видения себя зависит от степени адаптации к ситуации. В знакомых условиях, характеристики которых известны и предсказуемы, есть положительный фон для самого сеттинга, признание собственных достоинств и высокая оценка собственной работы. Неожиданные трудности и дополнительные препятствия могут усилить недооценку собственного успеха.

Низкие значения (1-3 стенов) чаще всего встречаются у людей, которые в целом позитивно относятся к себе, балансируют между собственными способностями и требованиями окружающей действительности, между требованиями и выступлениями, чувствуют и удовлетворены текущей жизненной ситуацией и самим сабой. В этом случае возможен отказ от своих проблем и поверхностное восприятие себя.

Шкала «Самообвинение» характеризует выраженность отрицательных эмоций по отношению к вашему «Я».

Высокие значения (8-10 стенов) наблюдаются у тех, кто видит себя в первую очередь дефектным, готов винить себя во всех своих ошибках и неудачах. Проблемные ситуации, конфликты в области общения реализуют существующие психологические защиты, при которых преобладает реакция защиты своего «я» в виде вины, самоосуждения или привлечения смягчающих обстоятельств. Позиция самообвинения идет рука об руку с развитием внутреннего напряжения, ощущением невозможности удовлетворить основные потребности.

Средние значения (4-7 стенов) говорят об избирательном отношении к себе. Обвинения себя в определенных действиях и действиях связано с выражением гнева по отношению к другим.

Низкие оценки (1-3 стенов) склонны отрицать собственную вину в конфликтных ситуациях. Защита своего «я» в основном осуществляется путем обвинения других и передачи ответственности за устранение препятствий на пути к достижению цели другим. Чувство самоуспокоенности в сочетании с укором других искать в них причины всех бед и проблем.

 

2.4  Результаты анализа наблюдений работы группы АА и интервью с участниками 12 шаговой программы 

«Анонимные Алкоголики [2], или АA (англ. Аlcoholics Anonymous) — это содружество, объединяющее мужчин и женщин, которые делятся друг с другом своим опытом, силами и надеждами, чтобы решить свою общую проблему и помочь другим избавиться от алкоголизма. Единственное условие для членства в АА — желание бросить пить. Члены АА не платят ни вступительных, ни членских взносов. Они сами себя содержат на свои добровольные пожертвования. Поскольку хронический алкоголик полностью утрачивает контроль над выпивкой [3], основной целью данного сообщества является сохранение трезвого образа жизни, полный отказ от употребления спиртных напитков [4]». 

Следуя обещаниям Большой книги Анонимных Алкоголиков трезвость выздоравливающего алкоголика напрямую зависит от выполнения алкоголиком рекомендаций программы 12ти шагов. Для подтверждения данного «обещания» мы провели сравнительное исследование двух групп испытуемых.  

Первая группа состоит из тех 6 членов АА, кто, следуя рекомендациям литературы АА «Большой книги»: посещает группы АА, выбирает себе из сообщества наставника «спонсора», берёт на себя обязательства по в программе приобретению определённой должности «служению» и активно работает по шагам «12 шагов Анонимных Алкоголиков». 

Вторая группа также состоит 6 членов АА, только в этом случае отличающихся от первой выборки такими качествами, как менее мотивированные, менее дисциплинированные члены АА в плане выполнения предписаний программы. Эти члены АА отличаются, как непостоянством посещения групп АА, так и не выполнением рекомендаций АА, что в итоге крайне негативно сказывается на их трезвости, особенно на первых днях, месяцах, годах их выздоровления. 

Рассмотрим более подробно, о каких рекомендациях идёт речь — представители второй группы пренебрегают такой рекомендацией, как выбор наставника «спонсора». Члены АА из второй группы также часто не следуют рекомендации по принятию обязательств, связанных со взятием на себя определённой должности «служением». Также эти члены АА демонстрируют незаинтересованность к такому предписанию, как работать по 12 шагам программы. Все эти рекомендации ими либо полностью игнорируется, либо выполняется частично — ненадлежащем образом. 

В отличие от представителей первой группы, члены АА из второй группы, вместо прорабатывания своей автобиографии, проведения «внутренней инвентаризации», которая позволяет выявить личностные дефекты характера, лишают себя возможности глубоких изменений на личностном уровне. В то время, когда члены АА из первой группы при тщательном и бесстрашном прописывании шагов на бумаге, в тесном взаимодействии с наставником, проделывают эту работу с полной самоотдачей. 

В результате, активно выздоравливающие члены АА, приобретают явное преимущество — обещанный им ранее результат. Качество трезвости у активно выздоравливающих членов АА постепенно начинает в корне отличается от их «коллег» пассивно выздоравливающих членов АА. У активных членов АА улучшается внутреннее самоощущение, их отношений с окружающим миром кардинально меняется в лучшую сторону. 

Давайте рассмотрим из всех рекомендаций «Большой книги» существенно важную в плане внутренней трансформации зависимого человека — это предписание работать по 12 ти шагам с наставником «спонсором». В обещаниях программы, трансформацию характера начинается с 4го шага: «Глубоко и бесстрашно оценили себя и свою жизнь с нравственной точки зрения». Этот шаг особенно важен тем, что он даёт возможность выявления внутренних дефектов характера алкоголика, а именно таких разрушительных черт характера, которые и сформировали зависимую личность. Речь идёт о базовых чертах характера алкоголика как: гордыня, «праведный» гнев, зависть, обидчивость.  Глава из книги Двенадцать Шагов и Двенадцать Традиций АА. Выздоравливающие алкоголики из первой группы, те что активно работают по шагам и выполняют другие рекомендации программы, получают жизненно необходимую возможность трансформации своей личности. Из исследования мы видим, что процент «срывов» (возврат к употреблению алкоголя) из первой группы, значительно ниже, чем из второй выборки.

На мой взгляд, личность зависимого человека можно описать нарушением внутреннего баланса, а именно выделением «раздутостью» одних качеств над другими. В обществе принято считать, что в случае с зависимой личностью, речь идёт о преобладании негативных черт над позитивными. Пассивно выздоравливающие алкоголики, вместо совместной работы с наставником, фактически продолжают, привычный им подход «своеволия». Другими словами — вместо глубокого проведения процесса по самоанализу, включающего в себя детальное прописывание шагов на бумаге в совместной работе с наставником, они выбирают поверхностное проговаривание. Проговаривания одних и тех же ситуаций, историй во время собрания группы АА. Эти алкоголики выбирают «хождение по кругу» как без внутренней трансформации, так и без изменений в их внешнем окружении. Таких членов АА называют «сухой алкоголик», что означает — человек прекратил употреблять алкоголь физически, но при этом продолжает мыслить также, как при употреблении. Духовный и психический мир такого «сухого» алкоголика остаётся прежними. На протяжении многих месяцев и многих лет, поведение и образ жизни такого алкоголика не меняется. 

Причины, по которой это вызывает беспокойство: во-первых, такой «сухой» алкоголик в отличие от «выздоравливающего» меняющегося алкоголика намного больше рискует сорваться (начать снова употреблять), во-вторых, в силу своих непроработанных «дефектов характера», поведение такого человека остаётся деструктивным — мешающим, как ему самому, так и окружающим его людям. 

Противоположную картину можно увидеть с активными членами АА, которые полностью следуют инструкциям программы. Из трех типов личностной ориентации в них преобладает ориентация на дело, которая показывает формирование мотивации, наличие интереса к решению задач, стремление к результату и успеху в работе, ориентацию на деловое сотрудничество.

Здесь уместен такой взгляд — личность человека не только соткана из противоречий — она удерживается в равновесии именно тогда, когда разнонаправленные тенденции создают устойчивое равновесие. Обычно противоположные полярные характеристики личности одинаковы: храбрость против трусости, осторожность против смелости, зависимость — независимость, интроверсия — экстраверсия, ригидность — лабильность, спонтанность — сензитивность (чувствительность, рефлексивность). Если все характеристики, относящиеся к типологическим признакам, выражены умеренно, такое гармоничное сочетание является нормой. Не следует думать, что норма — это некий ноль, отсутствие всех перечисленных ранее типологических свойств. Напротив, иметь их все — это нормально. Наконец, каждая из наиболее важных личностных характеристик имеет свои собственные переходные значения в зависимости от значения показателя: количество становится качеством. Опыт показывает, что в популяции нормы чаще встречаются смешанные показатели, активных и пассивных тенденций, что означает разные возможности самореализации индивида в зависимости от степени благоприятствования ситуации. И это – нормально, жизнь и есть эквилибристика между возможным и желаемым в стремлении удержать баланс при взлетах и падениях, при удачах и неуспехе, в преодолении препятствий и в подъеме на волне попутного ветра. В зависимости от того, какие показатели выше, речь может идти о преобладающих тенденциях и об их компенсации.

Таким образом, корректное и продуктивное соблюдение правил участниками группы   является фактором ремиссии при алкогольной зависимости. 

 

2.5  Результаты исследования с использованием психодиагностических методик

Результаты сравнительного исследования самооценки с использованием критерия Манна Уитни по методике С.А.Будасси приведены в таблице 2.

Таблица 2.  Уровень самооценки у испытуемых

ПОКАЗАТЕЛИ 1 группа 2 группа U p-value
Средн. знач. Станд. откл. Средн. знач. Станд. откл.
Уровень самооценки 0.08 0.18 -0.19 0.6 36.8 0.35

  Члены группы 1 АА, которые встали на путь выздоровления и ведут серьезную работу по возврату к нормальному образу жизни, имеют показатели более близкие к показателям адекватной самооценки. Эти люди меняются в лучшую сторону в процессе работы над собой.  Обратное же мы видим в результатах второй группы, членам которой свойственна часто заниженная, а также завышенная самооценка по невротическому типу.

Результаты исследования агрессии по проективной методике «Несуществующее животное» мы видим, что в группе, членами которой являются работающие над собой по программе люди, средний показатель агрессивности оказался значительно ниже, чем в той, в которой участники группы отказываются работать на собой. 

В рисунках участников первой группы, только в 50% случаев были изображены животные с зубами, а мы знаем, что рот с зубами — это вербальная агрессия, в большинстве случаев — защитная.

 Во второй группе она была выявлена в 100% случаев. Так же во второй группе у участников в рисунках присутствовали рога, а это мы знаем тоже защитная агрессия. 

Так же мы знаем, что тематически животные делятся на угрожающих и нейтральных. Во второй группе было больше угрожающих животных, что тоже говорит о ее более высоком уровне агрессии. 

Также было отмечено, что чем меньше конечностей рисует человек, тем больше выражается негатив, повышенный уровень словесной агрессии отражается в больших животных, которых человек создает на листе бумаги, стараясь захватить все пространство листа. Результаты теста были оценены по 18 балльной системе. (см. табл 3).

Таблица 3.  Результаты выраженности агрессии по проективной методике «Несуществующее животное»

ПОКАЗАТЕЛИ 1 группа 2 группа U p-value
Средн. знач. Станд. откл. Средн. знач. Станд. откл.
Уровень агрессии 5.0 1.4 12.33 2.16 0 0.04

 

Рассмотрим результаты по методике МИС. Они представлены в таблице 4

Таблица 4. Результаты сравнительного анализа характеристик самоотношения у испытуемых группы 1 и группы 2.

ПОКАЗАТЕЛИ 1 группа 2 группа U p-value
Средн. знач. Станд. откл. Средн. знач. Станд. откл.
Закрытость 4.16 1.17 6.5 2.17 6.5 0.03
Самоуважение 7.83 1.83 3.0 1.41 0.5 0.03
Саморуководство 8.5 1.40 5.2 1.92 1 0.03
Отраженное самоуважение 7.83 1.47 5.33 1.63 4.5 0.04
Самоценность 8.67 1.21 4.83 1.33 2 0.01
Самопринятие 8 1.41 4.67 1.63 2 0.02
Самопривязанность 7.5 1.64 4.33 1.02 2.5 0.02
Внутренняя конфликтость 2.83 2.04 8.5 1.05 0 0.12
Самообвинение 2.5 1.51 7.83 1.72 5.5 0.12

 

По методике «самоотношение С.Р. Пантелеев (МИС)» мы получили следующее: среди активно выздоравливающих алкоголиков такие факторы, как уверенность, самоуважение, саморуководство, отражённое самоотношение, самоценность, самопринятие с самопривязанностью являются более развитыми в отличие от таких факторов, как внутренняя конфликтность с самобичеванием. 

Более высокие баллы по конфликтности, самобичеванию и закрытости продемонстрировали представители второй выборки.

Выводы по второй главе

  1. Исследование проводилось среди членов группы АА по теме: «Факторы влияющее на устойчивую ремиссию у членов сообщества Анонимных Алкоголиков».  Испытуемые были разделены на две группы. Группа 1 – активно выздоравливающие, группа 2 – пассивные члены
  2. Результаты изучения влияния 12 шаговой программы на личность химически зависимого человека, показали наличие статистически достоверных различий практически по всем исследуемым параметрам. 

        У пассивных членов сообщества АА, пренебрегающих рекомендациям программы 12 шагов, значительно ниже сформирована способность поддерживать стабильную ремиссию, жить удовлетворяющей трезвой жизнью, осознавать смысл своей жизни, высшие цели жизни, чем у их коллег по сообществу АА, активно работающих по программе. 

У них заниженная или завышенная самооценка, более высокий уровень агрессии, преобладает направленность на себя, эгоцентричность и эгоистичность.

 

 Заключение

Программа 12ти шагов является ценной и уникальная возможностью для любого алкоголика (независимо от его возраста, пола, социального положения, национальности, вероисповедания, уровня зависимости) справиться с его зависимостью и навести «внутренний порядок». Настроить сбалансировать свои черты характера приближенные к понятию «норма». Требуется только желание и готовность работать по программе — выполнять её предписания. К сожалению, далеко не всем алкоголикам, которым однажды повезло попасть в сообщество АА, также повезёт оставаться трезвыми и двигаться вперёд к счастливой, здоровой жизни.

По негласной, «закрытой» статистике среди членов АА, количество тех алкоголиков, кому повезло попасть и остаться в АА, значительно уступает количеству тех «несчастных» кому не повезло «воспользоваться рукой помощи», кому не повезло в буквальном смысле слова «выжить». 

Из вышесказанного мы можем сделать вывод — что трезвость члена АА напрямую завесит от выполнения им предписаний программы «12ти шагов» Анонимных Алкоголиков.

Выводы

 

В нашем исследовании изучалось влияние 12 шаговой программы на личность химически зависимого человека. Нами была выдвинута гипотеза о том, что у членов сообщества Анонимных Алкоголиков существует прямая взаимосвязь между качеством и продолжительностью их трезвости с эффективностью их работы по 12 шаговой программе. 

В соответствии с поставленными во Введении задачами работы были получены следующие выводы:

  1. Проведён теоретический анализ литературы по данной проблеме исследования 
  2. Проведено исследование среди членов группы АА по теме: «Факторы влияющее на устойчивую ремиссию у членов сообщества Анонимных Алкоголиков». Результаты изучения влияния 12 шаговой программы на личность химически зависимого человека, показали наличие статистически достоверных различий практически по всем исследуемым параметрам. У пассивных членов сообщества АА, пренебрегающих рекомендациям программы 12 шагов, значительно ниже сформирована способность поддерживать стабильную ремиссию, жить удовлетворяющей трезвой жизнью, осознавать смысл своей жизни, высшие цели жизни, чем у их коллег по сообществу АА, активно работающих по программе. 
  3. Проведён сравнительный анализ — основанный на результатах наблюдений и интервью. Алкоголики, не работающие по программе 12 шагов, испытывают трудности в их новой трезвости, они плохо справляются со стрессом, им гораздо сложнее перестоится к новой реальности; они затрудняются в выборе целей, которые придают жизни осмысленность, направленность на временную перспективу.

Некоторые «выздоравливающие» алкоголики недостаточно верят в программу, в её силу, чтобы изменить себя, изменить свою жизнь. Отсутствие таких целей у пассивных членов АА, связано у них с представлениями о себе как о личности, которая способна сама контролировать свою трезвость, свою жизнь. Они предпочитают выздоравливать по-своему, не так, как того рекомендует программа, как рекомендует активные члены АА. Последние отличаются от первых успешным, многолетним опытом сохранения «счастливой трезвости».

Направленность личности «пассивно выздоравливающих» алкоголиков характеризуется преобладанием направленности на себя, они эгоцентричны и эгоистичны. Это значит, что эти алкоголики значимо выше своих коллег, «активно выздоравливающих» алкоголиков, ориентированы на удовлетворение собственных эгоистичных потребностей.

Противоположная картина наблюдается у активно выздоравливающих алкоголиков. У них доминирует направленность на общее дело, на помощь другим, нуждающимся алкоголикам. Они стремятся сохранить свою трезвость, самореализоваться в профессии и семейной жизни, продуктивной деятельности. У них выражена заинтересованность в трансформации своей личности, развита способность мыслить здраво в интересах общего дела. 

Полученные результаты подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что у выздоравливающих алкоголиков имеются явные преимущества в плане сохранения своей удовлетворительной трезвости и построения счастливого образа жизни, по сравнению с их «одногруппниками», не выполняющими тех же предписаний, рекомендаций, действий. 

Гипотеза исследования подтвердилась, цель исследования достигнута, задачи выполнены.

 

Рекомендации по использованию результатов СПИ

Подводя итоги анализа различных подходов к 12-ти шаговой программе, мы можем отметить, что главными условиями успешной реабилитации химически зависимого человека являются: устойчивая мотивация пациента на участие в терапии; создание между терапевтом и пациентами доверительных отношений; глубокая проработка причин вовлечения в зависимость, а также работа над собственными чувствами; обучение новым паттернам поведения человека вне его зависимости; постоянная работа над защитными механизмами. Некоторые виды терапии подразумевают собой семейный подход в лечении химической зависимости.

Как мы могли увидеть, при лечении химической зависимости используются как индивидуальные, так и групповые методы реабилитации. Однако на наш взгляд наиболее эффективными техниками являются те, в которых принимают участие не только сам пациент, но и члены его семьи. Параллельная работа над зависимостью, как показывает практика, оказываются наиболее эффективными.

Наше исследование подтвердило гипотезу о том, что, программу «12 Шагов» можно причислить к одному из эффективных методов психотерапии, т.к. она по своему воздействию на лиц, страдающих от химической зависимости, основана на осуществлении определенного рода психотерапевтических вмешательств в процесс развития личности химически больного.

Программа «12 Шагов» как один из методов, используемых при реабилитации химически зависимых, является на сегодняшний день достаточно уникальным видом воздействия на личность зависимого. Прежде всего, его уникальность заключается в том, что это единственный метод оказания самопомощи, при работе с химической зависимостью. 

Основные сходства программы «12 Шагов» с другими видами терапии заключаются в следующих основных положениях:

1) Психотерапия и работа в группах АА и АН имеет своей целью изменение поведенческих, социальных, психологических, духовных характеристик личности химически зависимого человека.

2) Смысл и основные задачи программы «12 Шагов» сводятся к анализу и отслеживанию процессов формирования адаптивного поведения зависимого, проработки защитных механизмов, работе с эгоцентричными, саморазрушающими личность паттернами, предоставлению опыта саморегулятивного поведения и т.д.

3) Техники работы по этим направлениям опираются на законы развития процессов групповой динамики, которые оказывают существенное терапевтическое воздействие на личность зависимого человека.

4) Одной из главных целей работы психотерапевтов и кураторов групп самопомощи является отслеживание социально-психологических и духовных процессов взаимодействия членов терапевтических групп и групп АА и АН.

На основании полученных результатов, анализа специальной литературы, это исследование является полезной рекомендацией для психологов, работающих с химически зависимыми людьми. Проблемы химически зависимых людей будут решаться ещё качественней и эффективней с увеличением осознанности и понимания самой важности и эффективности «12 шаговой» программы среди специалистов психологов и психотерапевтов, а также работников социальной сферы.

 

Список литературы

 

  1. Википедия — Свободная Энциклопедия [Электронный источник] https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B4%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F
  2. Пятницкая И. Н. Клиническая наркология. Л., Медицина. 1975.
  3. А. Ю. Егоров Перспективы лечения аддиктивных расстройств: теоретические предпосылки [Электронный источник] 

https://www.narcom.ru/publ/info/267

  1. Leshner A.I. Addiction is a brain disease — and it matters. // Science. 1997 [Электронный источник] https://pdfs.semanticscholar.org/aded/8c785c863004a7bd37d2e8c0d7c34fbcc907.pdf?_ga=2.8369201.205472372.1597924398-977406578.1597924398
  2. Альтшулер В. Б. Патологическое влечение к алкоголю. Москва, 1994.
  3. Циркин. С.Ю. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. — 2. — Питер, 2004.
  4. А. Ю. Егоров — Нехимические (поведенческие) аддикции (обзор) [Электронный источник] https://www.narcom.ru/cabinet/online/88.html
  5. Якимова Т.В. Феномен познавательной аддикции в развитии интеллектуально одаренных подростков // Консультативная психология и психотерапия, 2010.
  6. Еремин А. Л. Влияние информационной среды на здоровье населения//, 2000.
  7.  Короленко Ц., Дмитриева Н, Шпикс Т. Психология зависимости/ Ц. М.:  LAP Lambert Academic Publishing,Короленко, Н. Дмитриева, Т. Шпикс,   2007.   
  8.  Менделевич В.Д. Руководство по аддиктологии/ В.Д. Менделевич. СПб: Речь, 2006. 
  9.  Березин С.В. Психология наркотической зависимости и созависимости: 

c. монография/ С.В. Березин. М.: МПА, 2001. 

  1.  Даулинг С. Психология и лечение зависимого поведения/ С. М c.Даулинг, пер с англ. Р.Р. Муртазина: Класс, 2000. 
  2.  Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика/ А.В. Гоголева. – М.: НПО МОДЕК, 2002. 
  3.  Усова Е.Б. Психология девиантного поведения учебнометодический комплекс/ Е. Б. Усова. — Минск: МИУ, 2010. 
  4.  Смагин С. Ф., Аддикция, аддиктивное поведение/ С.Ф. Смагин. СПб: МИПУ, 2000. 
  5.  Менделевич В.Д. Руководство по аддиктологии/ В.Д. Менделевич. СПб: Речь, 2006. 
  6.  Усова Е.Б. Психология девиантного поведения учебнометодический комплекс/ Е. Б. Усова. Минск: МИУ, 2010.
  7.  Николаева Е. Каменская В. Аддиктология. Теоретические и экспериментальные исследования формирования аддикции/ Е. Николаева, В. М.: Форум, 2015. 
  8.  Короленко Ц., Дмитриева Н, Шпикс Т. Психология зависимости/ Ц. М.: LAP Lambert Academic Publishing,Короленко, Н. Дмитриева, Т. Шпикс. 2007.
  9.  М.: Миклош,Гофман А.Г. Клиническая наркология/ А.Г. Гофман. 2003.
  10.  СПб: Лань,Шабанов П. Д. Основы наркологии/ П.Д. Шабанов. 2002.
  11.  Смирнов А.В. Психология аддиктивного поведения: монография/ А.В.      Смирнов. – Екатеринбург: УрГПУ — 2014.
  12.  Котляров А.В. Другие наркотики/ А.В. Котляров. Психотерапия, 2006.
  13.  Краснова С.А. Тундалева В.С. Стоп! Никотин!/ С.А. Краснова, В.С. М.:  Научная книга, 2008.
  14.  https://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=43645 Психокоррекционные аспекты процесса выздоровления алкоголиков и наркоманов по Программе “12 Шагов”.
  15. The Anonymous Press Study Edition of ALCOHOLICS ANONYMOUS,        Thirteenth Printing 2010, Printed in The USA. . — С. 45.
  16.  Анонимные Алкоголики (Большая книга). — Нью-Йорк: Alcoholics Anonymous World Services, 2011. — С. 60.
  17.  «Анонимные Алкоголики»/Л. Д. Мирошниченко, В. Е. Пелипас// Анкилоз— Банка. — М. : Большая российская энциклопедия, 2005 — С. 16. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. Ред. Ю. С. Осипов; 2004—2017, т. 2). — ISBN 5-85270-330-3.
  18.  Двенадцать шагов и двенадцать традиций Анонимных Алкоголиков. Нью-Йорк, 1989.
  19.  Клинические проявления и закономерности течения. Патологическое влечение к алкоголю.. ncpz.ru. Дата обращения: 19 января 2014.
  20.  РУКОВОДСТВО ПО НАРКОЛОГИИ. Том 1. Авторы: Иванец Н.Н.  Город: М. Издательство: Медпрактика-М Год: 2002 . — С. 60.
  21.  http://www.psylib.ukrweb.net/books/berne01/txt07.htm Берн Э. Введение в  Психиатрию, 1957. — п. 7.1 — 7.2.
  22.  https://studfile.net/preview/9656958/page:6/ Эиммель Э. Алкоголизм и  Аддикция, 1948. — С. 6.
  23.  https://www.b17.ru/article/12_shagov_i_psyhoanaliz/ 12 шагов и психоанализ. Перспективы и особенности работы в России.
  24.  5-е издание Ялом И. Теория и практика ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ, Пер. с анг. — М:. Апрель Пресс, Издательство Института психотерапии 2005. — С. 175.
  25.  http://testoteka.narod.ru/lichn/1/27.html Шкала методики С.А. Будасси (самооценка).
  26.  https://nekrasovspb.ru/doc/18givotnoe.pdf Проективная методика «Несуществующее животное» (показатель агрессии).
  27.  http://testoteka.narod.ru/lichn/1/41.html Шкалы стандартизированной психодиагностической методики «МИС» (С.Р. = Пантилеева).

 


1 2

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф