Вид работы: Проект
Тема: Фельетон в период оттепели
ВВЕДЕНИЕ
В 1956 г. состоялся ХХ съезд КПСС, на котором Н.С.Хрущев разоблачил культ личности Сталина. После данного события в стране начинается период «оттепели». Советская журналистика, относительно избавившись от оков, начинает новый период своего развития. Печать, радио, ТВ во второй половине 50-х гг. начинают более достоверно освещать реальное положение в стране, хотя по-прежнему они остаются под диктатом административно-командного управления. Журналистика стремится освободиться от прежних стереотипов, шаблонов, штампов, но создает новые… Кроме того в этот период перерождается новый жанр публицистики как фельетон.
Фельетон пользовался особой симпатией у советских читателей в 1920-1930-е годы. К 30-х годов ХХ века фельетон уходить в забытье и в период оттепели мы можем наблюдать его перерождение. Актуальность исследования обуславливается тем, что история отечественной журналистики содержит немало имен, до последнего времени незаслуженно изъятых из научно-теоретического обихода. Художественная проза М.Кольцова, И. Бабеля, А. Веселого, Н. Погодина и других сегодня достаточно глубоко изучена, а есть такие фельетонисты периода оттепели, которые незаслуженно забыты и практически неизвестны читателю. Связи с этим считаю необходимо остановиться на данной проблематике и более детально её изучить.
Цель исследования заключается в изучение жанровых особенностей фельетонов, обозначить новаторство фельетонистов периода оттепели в рамках художественно-публицистического жанра. На пути достижения поставленной цели перед исследованием поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты Фельетона как жанра публицистики;
- проанализировать особенности развития жанра;
- определить выдающихся фельетонистов 50-60 годов XX века;
- выявить среди плеяды фельетонистов 50-60 годов XX века незаслуженно забытых журналистов.
Объект исследования — комплексное изучение Фельетона как публицистического жанра в 50-60-х годов XX столетия.
Предмет исследования – изучить художественное своеобразие публицистики А.Вампилова.
Степень научной разработанности темы. Среди наиболее выдающихся как советских так зарубежных исследователей в области фельетонистки можно выделить – М.И. Скуленко[1], Б.В.Стрельцова[2], Е.И.Журбина[3], А.А. Тертычный[4] и др.
Теоретическое и методологическое база исследования. Теоретическая база исследования опирается на научные труды, а также периодические издания советских и современных исследователей и публицистов.
В ходе исследования широко применялись такие общенаучные методы как обобщение, описание, методы систематизации и классификации, а также метод сравнительно анализа.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения двух глав (теоретической и практической части), заключения и списка использованных источников.
Теоретические аспекты Фельетона как особого жанра публицистики
Для современной публицистики характерно широкое разнообразие жанров, однако только фельетон способен так сильно воздействовать на читательскую аудиторию. Этот жанр относительно молодой. «Возникший как жанр в газете, назначение которого было приблизить информационное издание к целям печатной публицистики и художественной литературы (необходимость обличать, развлекать), фельетон постепенно становится частью “большой литературы”, жанром сатирическим, бичующим, обусловливает его актуальность»[5].
Для дальнейшего более точного анализа этого жанра возьмем за основу следующее определение: «Фельетон – это художественно-публицистический жанр, в котором комичная сущность негативных явлений и ситуаций действительности раскрывается путем инверсионной, ассоциативной разработки темы с использованием приемов иносказания»[6].
Фельетон может предстать в самых разнообразных формах. В современной специальной литературе выделяют несколько видов фельетона:
- фельетон-статья,
- фельетон-корреспонденция,
- фельетон-очерк,
- фельетон-зарисовка;
- фельетон в стиле деловых бумаг: фельетон- жалоба, фельетон-заявление;
- драматические фельетоны: фельетон- пьеса, фельетон-скетч и т.д.
Впрочем, существует несколько классификаций этого жанра[7].
Наиболее популярной классификацией фельетона, является классификация, представленная в трудах Н. Г. Богданова, Б. А. Вяземского, Л. Ф. Ершоза[8]. Они различают следующие фельетонные типы. Фельетон документальный, т. е. фельетон с точными именами, адресами, фактами, событиями, которые имели конкретное место.
Документальный фельетон называют также адресным, потому что он написан исходя из реальных событий и чаще всего имеет конкретный адрес критики. Требования, предъявленные к адресному фельетону по точности факта и обоснованности оценки, достаточно высоки. Фельетон проблемный. В проблемном фельетоне нет подлинных лиц, герои вымышлены, поэтому такой фельетон называется безадресным. В центре такого фельетона стоит значимая проблема на общие социально-политические темы. В проблемном фельетоне журналист раскрывает актуальные проблемы открыто, а не завуалировано. Важно отметить, что в таких произведениях фельетонист более раскован в своей фантазии, ассоциациях, в создании конкретных сатирических образов.
Выделяют также фельетон сатирико-юмористический. Такой фельетон требует индивидуального юмористичного или сатирического образа, который способствует раскрытию человека или явления негативного плана. Вне зависимости от типа фельетона, будь то фельетон документальный, проблемный или сатирико-юмористический, журналист должен мастерски выстроить сюжет и композицию повествования так, чтобы забавные ситуации и неожиданные подробности выявляли суть конфликта и черты характера героя, а не отвлекали читателя. При всей кажущейся свободе и причудливости композиции, она должна подчиняться определенным законам ясного выражения публицистической темы и требует скрупулезной работы над языком и точности стиля.
Журналисту необходимо придерживаться определенной манеры. Использование газетных штампов и стереотипов оправданно в информационных и аналитических материалах, но совершенно неуместно и недопустимо в фельетоне.
При создании фельетона автором была проделана значительная работа:
- отобран факт, актуальный для определенной читательской группы;
- проведен анализ выбранной проблемы на злободневность и остроту ее для современной ситуации;
- использованы определенные стилистические и риторические средства для привлечения внимания читателя.
Эта часть работы является наиболее сложной, так как требует от автора особого мастерства. Помимо этого фельетонист должен хорошо разбираться в сложившейся политической и социокультурной обстановке, что помогает ему тонко высмеивать и отражать действительность. В противном случае, его фельетон может превратиться в едкую и желчную критику.
У фельетона есть некоторые характерные черты, которые и оказывают такое сильное влияние на широкого читателя. Журналист выбирает явление, которое идет вразрез со сложившимися общественными нормами, другими словами, в основе фельетона лежит конфликт. «Конфликт в фельетоне отличает публицистическая насыщенность, это значит, у конфликта присутствует характер внутреннего противоречия, несоответствие того или иного факта с идеалом. Этот эффект достигается путем резкого преувеличения или преуменьшения явления, то есть при помощи нарушения обычных реальных форм явления»[9].
Журналист перед работой с текстом тщательно выбирает факт, о котором стоит написать. А. А. Тертычный дает следующее определение факту, на котором фельетонист может заострить и остановить свое внимание: «Для фельетона подходит только особый факт, а именно – содержащий в гипертрофированном виде черты, типичные для явлений того класса, к которому он относится. Причем это должны быть черты, достойные осмеяния (нельзя, например, высмеивать трагические события). Разумеется, фельетон может строиться не на одном факте, а на их совокупности, что чаще всего и происходит. В этом случае типичное выступает как определенная закономерность, связывающая ряд отдельных фактов. А факты, в свою очередь, выступают как опорные точки сатирической типизации, т. е. создания сатирического образа определенного жизненного явления, которое таким путем сводится до уровня ущербного»[10].
Фельетонисты «разбавляют» факты стилистическими средства- ми, чтобы сделать текст более живым и интересным для читателя. В своих произведениях они заимствуют популярные сюжеты из книг мировой и отечественной классики, пародируют известные произведения. Подобные приемы используются для наглядности и развенчания негативного явления с помощью сатирического образа. Нередко автор обобщает негативные события и, подытоживая их присущими фельетону средствами, акцентирует отрицательную направленность происходящих явлений в обществе. В результате фельетонист подсказывает путь их преодоления или благодаря иронии, сарказму делает невозможным их последующее существование.
Таким образом, следует отметить, что на сегодняшний день роль фельетона в общественной жизни настолько велика, что посредством его журналист может воздействовать на общественное мнение, самое главное автор должен обладать искусством написания фельетона.
Фельетон особенности развития жанра
Фельетон, как жанр, всегда был объектом оживленных дискуссий. Предметом для обсуждений являлись вопросы, связанные с определением родоначальника жанра, принадлежностью к сфере художественной или публицистической. Споры вызывала авторская задача в фельетоне: имеет ли журналист право на собственное мнение или только предоставляет информацию для размышления читателя.
Если признать только информационную составляющую в фельетонном жанре, то можно прийти к выводу о ненужности эмоций, художественной изобразительности, отсутствии всякой воспитательной функции в журналистской публицистике. Однако фельетон изначально был направлен на сотворчество и взаимодействие с читающей публикой. Большинство исследователей склонны считать, что фельетон появился как беседа с читателем. Е. Журбина называет его «явлением демократизации печати» и «явлением революционным по своей исторической природе».
По традиционной версии, сам термин «фельетон» родился во Франции, где в газете «Journal des Debats» читатели увидели вначале листок-вкладыш, заполненный всякими «мелочами», а затем и «подвал» с той же тематикой[11]. Изначально он заинтересовал читателей своей стилистикой, экспрессией слова, необычными заголовками, заставлявшими задуматься и раскрыть их символическую связь с содержанием, признать актуальность предложенной темы. Не последнее место в восприятии фельетонного материала играл и авторский взгляд на проблему.
На протяжении XIX века жанр претерпел динамичное развитие, большой вклад в которое внесли известные отечественные мастера слова: такие, как М. Е. Салтыков-Щедрин, В. М. Дорошевич, А. В. Амфитеатров, М. Е. Кольцов, И. А. Ильф и Е. П. Петров, М. Булгаков и многие другие. В советской журналистике фельетон занимал исключительно важное место. Но с началом реформ в нашей стране этот жанр почти исчез со страниц газет и журналов. И это произошло не случайно.
В большой мере данное «падение» жанра объясняется следующими его особенностями. Прежде всего, фельетон – это средство осмеяния какого-то зла. Именно в этом качестве оно использовалось соответствующими учредителями СМИ на протяжении многих десятков лет.
На фоне становящихся все более популярными в СМИ «расследований», разоблачений, компроматов, помогающим разным политическим силам в борьбе за власть, фельетон как жанр все дальше отходит на второй план и теряет свою популярность. Необходимо отметить, что создать настоящий фельетон не каждому журналисту под силу. В плане творческом, художественном это нелегкий жанр.
В нем изначально соединились черты критической статьи и юмористического рассказа (наглядным примером тому могут служить ранние короткие рассказы А. П. Чехова), яркая публицистичность и повышенная злободневность. Может быть, поэтому качественные образцы этого газетного жанра встречаются сегодня все реже и реже даже на страницах центральных изданий.
И все же фельетон не ушел абсолютно из современной журналистики. Но если памфлету удалось сохранить классические признаки и формы жанра в более или менее четком и твердом виде, то фельетону пришлось кардинально измениться в новых условиях существования современных медиа. Признаки фельетона, по мнению исследователей, сегодня «рассеяны» в разных жанрах печатных и электронных СМИ. Так, в электронной версии «Новой газеты» находим несколько трансформированный жанр фельетона – блиц-фельетон (автор Б. Бронштейн).
Обращает на себя внимание довольно небольшой объем материала, емкость, концентрированность, пунктирность стиля и в то же время информативность, фактологичность, использование приемов комического. В жанровом отношении синтез аналитической корреспонденции, репортажа и даже заметки. Одной из форм бытования фельетона в современной прессе могла бы стать колумнистика. Примеры использования жанра в этой сфере современной журналистики существуют, но они немногочисленны. Например, широко известны колонки М. Соколова, публиковавшиеся на протяжении ряда лет в различных изданиях (газетах «Коммерсантъ» и «Известия», журнале «Эксперт»)[12]. Самим автором и редакциями данные публикации, как правило, обозначались именно как фельетоны. Объективный жанровый анализ показывает, что это скорее повременные обозрения с элементами фельетона: при интерпретации фактов автор прибегает к их сатирической обработке, которая иногда остается на уровне усиления риторичности, а иногда выходит на уровень создания сатирического образа. Фельетон элементы в колумнистике часто используются также в комментариях (тот же М. Соколов активно работает в этом жанре).
Таким образом, проявляется стремление сделать более интересной подачу уже известной читателю по новостным сообщениям информации и усилить авторское начало в тексте Фельетон теперь можно встретить и на телеэкране, где он также вобрал в себя элементы всевозможных журналистских жанров. Фельетонный жанр сегодня представлен и на просторах Интернета, где он проявляет себя не только в электронных версиях известных печатных изданий и авторских блогах, но и в новых видеоиграх.
В следующей главе хочется остановить на Фельетоне в эпоху оттепели, когда данный жанр журналистике получил новый виток в своем развитии.
Литература
[1] Скуленко М.И. Убеждающее воздействие публицистики. Киев: Наукова думка, 1986 [2] Стрельцов Б.В. Фельетон. Теория и практика жанра. Минск: Изд-во БелГУ, 1983. [3] Журбина Е.И. Искусство фельетона. М.: Художественная литература,1967 [4] Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М. : Аспект Пресс, 2000. [5]Курляндская С.В. Фельетон – жанр сатирический (по материалам советской литературы и критики 20-х годов) М.: Издательство МГПУ им. В.И. Ленина, 1967. С.24 [6] Там же. [7] Гуревич С.М. ГАЗЕТА: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА. Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2004.С.158. [8] Журбина Е.И. Искусство фельетона, М.: Изд-во Художествененная лит-ра, 1965. С.256. [9] Ворошилов В.В. Журналистика : учебник 7 е изд., стер. М.: КНОРУС,. 2010. С.269. [10] Ворошилов В.В. Журналистика : учебник 7 е изд., стер. М.: КНОРУС,. 2010. С.270. [11] Журбина Е.И. Искусство фельетона, М.: Изд-во Художествененная лит-ра, 1965. С.7. [12] Тертычный А.А. ЖАНРЫ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ. Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2000.С.159.Прикрепленные файлы:
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|


