Скоро защита?
Меню Услуги

Финансово-кредитные методы государственного стимулирования развития малого предпринимательства в России. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы 1 2


ИССЛЕДОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫХ МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ

Финансово-кредитные методы государственной поддержки развития малого предпринимательства в период пандемии коронавируса

 

2020 год принес миру пандемию, а введенные в России в целях снижения распространения вируса режим самоизоляции и ограничение деятельности предприятий серьезно ударили, в первую очередь, по малым и средним предприятиям.

Перечислим основные вызовы для малого бизнеса в условиях пандемии:

  1. Выручка и клиенты. Снижение выручки и рост недоверия со стороны клиентов. Выход других каналов продаж на первый план.
  2. Безопасность персонала. Риск заражения рабочих.
  3. Обеспечение непрерывности бизнеса. Перебои в логистических цепочках.
  4. Эффективная коммуникация. Сложности в обеспечении продуктивного взаимодействия внутри компании, с клиентами и партнерами в рамках удаленной работы.
  5. Финансовая устойчивость. Угроза финансовой стабильности в связи с изменением денежных потоков.
  6. Антикризисное управление. Рост неопределенности, требующей быстрых решений.

В связи с коронавирусом продлены сроки уплаты всех налогов (кроме НДС и НДФЛ) и страховых взносов. При этом погасить задолженность можно будет не единовременно, а равными частями в течение года — по 1/12 части ежемесячно.

Отсрочка платежей для малого бизнеса в период пандемии короновируса представлена в приложении 4.

Данная отсрочка доступна предпринимателям, включенным в реестр МСП на 1 марта 2020 года, попавшим в список пострадавших от коронавируса отраслей по основному ОКВЭД.

Налоговые каникулы по заявлению — это особая отсрочка / рассрочка, которую могут получить компании, чей доход снизился из-за пандемии коронавируса. Мера поддержки бизнеса введена дополнительно для тех, кто не попал в автоматический перенос сроков уплаты, распространяется на налоги и страховые взносы, за исключением НДС, НДПИ, акцизов и налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья. Период отсрочки напрямую зависит от снижения дохода в процентах.

Период отсрочки по налоговым платежам для малого бизнеса в период пандемии короновируса представлен в приложении 5.

Обеспечение потребуется, если отсрочка запрашивается более, чем на полгода. Это может быть залог, банковская гарантия или поручительство.

11 мая 2020 года президент Путин В.В. объявил, что отсрочки и переноса сроков уплаты налогов уже недостаточно в текущей обстановке по коронавирусу, в связи с чем он поручил полностью списать все налоги и страховые взносы за апрель, май и июнь текущего года.

Данная поддержка положена индивидуальным предпринимателям и организациям малого бизнеса, работающим в пострадавших отраслях, а также социально ориентированным НКО.

Снижение страховых взносов — еще одна мера поддержки. Расчет страховых взносов по-новому: теперь вместо 30% на всю сумму выплаты сотруднику начисляется 15% на часть, превышающую MPOT (на данный момент 12130 рублей). В части МРОТ остается 30%. Например, если зарплата работника составляет 30 тысяч рублей, страховые взносы начисляются так:

  • в части МРОТ (12 130 рублей) — 30%, а именно 3 639 рублей;
  • в части, превышающей МРОТ (17 870 рублей) — 15%, а именно 2 680,5 рублей.

Всего взносов нужно будет перечислить 6 319,5 рублей, а не 9 000 рублей, как раньше.

Данная  мера поддержки сроком не ограничена. После снятия всех ограничений, связанных с коронавирусом, ставка останется на будущее.

Продление сроков предоставления налоговой отчетности – одна из основных мер поддержки малого бизнеса в период пандемии коронавируса.  Сроки сдачи отчетности по налогам, взносам, журналы учета, расчетов по страховым взносам и авансовые, налоговых деклараций и так далее продлены. Новый срок зависит от вида отчетности, максимум продлевается на 3 месяца.

В связи с коронавирусом введены новые государственные субсидии для малого бизнеса, в частности, на выплату зарплат. Эти субсидии освобождаются от уплаты налога (на прибыль, УСН или НДФЛ) при получении.

Кредитная поддержка малого бизнеса в связи с коронавирусом реализуется банковской системой (ЦБ и крупнейшие банки) совместно с властными структурами. Основные задачи — помочь бизнесу сохранить рабочие места и выдержать экономический удар.

По имеющемуся кредиту малый бизнес может получить отсрочку платежей в связи с коронавирусом на полгода. Долг не списывается, а замораживается — не нужно будет платить тело, проценты, и за это не будут начисляться пени. ИП вместо заморозки могут просить снизить ежемесячные платежи до приемлемого уровня.

Помощь ориентирована на малый и средний бизнес (предприниматели и компании), работающий в пострадавших отраслях. Договор должен быть заключен до 3 апреля. Заемщик при этом не должен проходить процедуру банкротства. Снижение дохода подтверждать не нужно, если речь не идет о потребительских кредитах для ИП.

В связи с коронавирусом многие предприниматели лишились дохода — а значит и возможности платить зарплату своим сотрудникам. Чтобы поддержать бизнес в трудной ситуации, крупнейшие банки предлагают особые кредитные программы.

Основные требования к заемщику следующие:

  • субъектам МОП — попадание в перечень пострадавших отраслей по основному или дополнительному ОКВЭД;
  • тем, кто не включен в реестр МОП — попадание в перечень по основному ОКВЭД;
  • организация работает дольше 1 года и хотя бы 1 раз уплатила налоги;
  • в штате продолжает работать не менее 90% сотрудников;
  • бизнес не ликвидируется, не реорганизовывается и не банкротится.

Особый кредит под 2% годовых на срок до 1 апреля 2021 г. с возможностью полного списания за счет государственной субсидии. Проценты капитализируются и выплачиваются только в конце срока договора (ежемесячно ничего платить не нужно). На 1 июня 2020 года берется количество официальных сотрудников, по которому банк будет смотреть, уменьшился ли штат по состоянию на 1 апреля 2021 года:

  • уменьшился ниже 80% — кредит придется гасить собственными силами;
  • остался на уровне от 80 до 90% — половину кредита погасит государство;
  • остался на уровне 90% и выше — кредит полностью погасит государство.

Кредит рассчитан на социально ориентированные НКО, субъектов МСП из пострадавшего перечня (по основному или дополнительному ОКВЭД), предпринимателей и компаний (не МСП) из перечня пострадавших по основному ОКВЭД.

Льготное кредитование в коронавирус — это целый ряд мер поддержки малого бизнеса в условиях коронавируса. Каждый банк применяет собственные меры для оказания помощи заемщикам:

  • смягчение условий предоставления кредитов по конечной ставке 8,5% годовых;
  • упрощение требований к заемщику — теперь для получения ссуды можно иметь задолженность по налогам, просроченные платежи по кредитам;
  • микрофинансовые организации также делают кредиты более доступными — ставка по микрозаймам не превышает 5,5%;
  • введение процентных каникул на срок от 3 до 10 месяцев, отсрочка погашения основного долга на конец договора;
  • реструктуризация кредита на более выгодных для заемщика условиях.

В мае и июне бюджет перечислил предпринимателям безвозвратную помощь из расчета количество сотрудников (МРОТ — 12 130 рублей). Потратить деньги можно на любые цели бизнеса, в том числе на зарплату. Налогом субсидия не облагается.

Рассчитывать на помощь государства могли предприниматели, которые одновременно отвечают следующим признакам:

  • входят в реестр малых и средних предпринимателей на 1 марта;
  • относятся к пострадавшим отраслям;
  • на 1 марта не имели недоимок по налогам / взносам более 3 ООО рублей;
  • не находятся в процессе ликвидации / банкротства;
  • численность сотрудников сохранена на уровне 90% штата.

Одной из основных статей расходов бизнеса выступает аренда, а использование помещений в коронавирус стало затруднительным. В связи с этим государство ввело специальные меры помощи бизнесу — собственников обязали предоставить арендатором отсрочку по платежам за 2020 год, которые можно будет погашать поэтапно в течение 2021-2022 годов. Правила распространяются на государственное, муниципальное и частное имущество. Дополнительные платежи или меры ответственности вводить в период повышенной готовности запрещено.

Арендные каникулы по закону предназначены для бизнеса из пострадавших отраслей, а воспользоваться нормами ГК РФ[1] может любой предприниматель.

Государственная помощь малому бизнесу выражается не только в предоставлении налоговых льгот, но и во временных послаблениях по контрольным мероприятиям.

Временная отмена ответственности за непредставление документов в ФНС.

Комплексная мера поддержки бизнеса в коронавирус. Включает:

Новые сроки представления документов по требованию налоговиков:

  • для требований по п. 3 ст. 88 — 25 рабочих дней (15 рабочих дней при проведении КНП декларации по НДС);
  • для требований по п. 1 ст. 93, п. 1 и 2 ст. 93.1 НК РФ — 30 рабочих дней.

Отмену наказания за непредставление документов, которые нужно было передать в ИФНС до 1 июня 2020 года.

Меры взыскания задолженности налоговой службой по другим основаниям тоже не применяются (например, расчетный счет по имеющейся недоимке не арестуют).

До конца 2020 года приостанавливаются все выездные проверки, включая налоговые, за исключением внеплановых, связанных с причинением вреда жизни и здоровью, возникновением ЧС. Например, внеплановая проверка Роспотребнадзора по соблюдению рекомендаций против коронавируса в этот период возможна.

Отметим, что запрет в связи с коронавирусом распространяется на малый и средний бизнес.

Так же на сегодняшний день введен мораторий на банкротство малых предприятий.

В обычное время подать заявление на банкротство может любой кредитор, перед которым у должника возникла задолженность свыше 300 тысяч рублей, и которую не погашают дольше 3 месяцев. В период коронавируса кредиторам запрещается подавать такие заявления. Инициировать процедуру банкротства может только сам должник.

Дополнительно должнику:

  • не начисляется неустойка и санкции за просрочку платежей;
  • исполпроизводство по имущественным вопросам приостанавливается;
  • не производится взыскание на заложенное имущество.

Постановлением Правительства РФ от 29.05.2020 № 783[2] установлено, что плательщикам НПД (физическим лицам и ИП), пострадавшим из-за распространения новой коронавирусной инфекции, будет возвращен уплаченный ими налог за 2019 г. по состоянию на 30.04.2020.

Так же, в соответствии с Федеральным законом от 08.06.2020 № 166-ФЗ[3], уменьшатся сумма НПД, уплачиваемого с 1 июля по 31 декабря 2020 г., на сумму налогового вычета в размере одного МРОТ (12 130 руб.), без ограничений, предусмотренных ч. 2 ст. 12 Закона.

 

Анализ показателей по поддержке субъектов малого предпринимательства

 

Как уже указывалось выше, государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется Минэкономразвития России в соответствии с подпрограммой «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 316 (далее – Программа), в рамках которой средства федерального бюджета целевым образом распределяются между субъектами Российской Федерации на реализацию мероприятий по поддержке малого и среднего бизнеса.

На 1 января 2019 г. центры «Мой бизнес» работали в 21 субъекте Российской Федерации в количестве 1 центр на субъект Российской Федерации (при плановом показателе — 20 центров «Мой бизнес»).

По информации субъектов Российской Федерации, всего с начала 2019 года до 1 января 2020 г. центрами «Мой бизнес» было предоставлено: 636 076 услуги, проведено 26 997 мероприятий, в которых приняло участие 346 697 человек.

Также отмечаем, что доля уникальных субъектов малого предпринимательства, охваченных услугами центров «Мой бизнес» в 2019 году составила 6,3% (плановый показатель – 3%).

Центры «Мой бизнес» позволяют сформировать в регионе сервисную модель оказания поддержки субъектам малого предпринимательства, которая содержит информационно-консультационные, образовательные, имущественные, финансовые услуги для поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере инноваций и модернизации производства, а также экспорт товаров, работ и услуг (центры «Мой Бизнес» для предпринимателя являются аналогом «Мои документы» для гражданина).

При поддержке Фонда содействия инновациям по итогам 2019 года поддержано 283 малых инновационных предприятия.

В рамках федерального проекта Фонду содействия инновациям предоставляются средства федерального бюджета в целях предоставления грантов малым инновационным предприятиям по следующим направлениям:

  • разработка и создание производства инновационной продукции под задачи крупного российского бизнеса (конкурс «Корпорации» — поддержано 4 заявки на общую сумму 200 млн. рублей);
  • создание и (или) расширение производства инновационной продукции (конкурс «Коммерциализация» — поддержано 236 заявок на общую сумму 4 135,2 млн. рублей);
  • осуществление НИОКР в сфере спорта, городской среды, экологии, социального предпринимательства» (конкурсы «Старт» и «Развитие-СОПР»- поддержано 43 заявки на общую сумму 237,3 млн. рублей).

В целях содействия выходу субъектов малого и среднего предпринимательства на экспорт в субъектах Российской Федерации создано и функционирует 79 центров поддержки экспорта.

Центры поддержки экспорта оказывают широкий спектр услуг, осуществляют проведение маркетинговых исследований, продвижение информации о компании за рубежом, организацию встреч и переговоров с иностранными партнерами, оказание помощи в сертификации поставляемой продукции на экспорт, заключении экспортного контракта, организации участия субъектов МСП в российских и иностранных выставочно- ярмарочных и конгрессных мероприятиях, а также в бизнес-миссиях за рубежом.

В I полугодии 2020 года количество субъектов малого предпринимательства сократилось на 2,6% к аналогичному периоду прошлого года, до 6,1 млн. единиц. Количество заня­тых в них снизилось на 2,4%, до 15,3 млн. человек.

Оборот малых компаний (без микропредприятий) в I квартале 2020 года вырос на 2,6% к аналогичному периоду прошлого года, средних компаний — на 5,1%. С учётом инфляции, которая в марте составляла 2,5% годовых (нако­пленная инфляция, сегмент малого предпринимательства фактически стагнировал. Позитивный тренд, сформировавшийся в начале года, не получил развития вследствие ограничительных мер, направленных на уменьшение последствий пандемии. Вынужденная приостановка деятельности негативно сказалась на финансовом положении небольших предприятий.

Объём выданных кредитов компаниям малого и среднего бизнеса в I по­лугодии 2020 года снизился на 6,4% к аналогичному периоду прошлого года, до 3,3 трлн. рублей. Средняя стоимость кредитов на срок до одного года с 1 июля 2019 года по 1 июля 2020 года сократилась на 1,91 процентный пункт, до 9,34%, свыше одного года — на 3,6 процентных пункта, до 7,04%. Ключевая ставка Банка России за этот период уменьшилась с 7,5% до 4,5%. Снижение стоимости кредитов для малого предпринимательства летом те­кущего года привело к повышению доступности займов и увеличению их количества, при этом средний размер кредита заметно снизился по сравнению с прошлым годом.

Портфель кредитов, выданных малому предпринимательству, в I полугодии 2020 года вырос на 12,3% к ана­логичному периоду прошлого года, до 5,2 трлн. рублей. Увеличение произошло главным образом из-за снижения объёмов погашения кредитов вследствие их ре­структуризации и отсрочки платежей в связи с пандемией. Объём просроченной задолженности за год уменьшился на 2,9%, до 581 млрд. рублей. Доля «просрочки» в портфеле сократилась с 13% до 11,2%.

Объём поручительств и независимых гарантий региональных гарантий­ных организаций (РГО) в I полугодии 2020 года составил 25,1 млрд. рублей, что на 17,5% больше, чем в 2019 году. Влияние РГО на кредитование малого предпринимательства в текущем году было особенно выражено в нестоличных регионах — доля кредитов с гаран­тией там существенно увеличилась по сравнению с прошлым годом. В столице наблюдался другой тренд — при более низком размере гарантийного обеспечения произошёл рост объёмов кредитования, что свидетельствует о снижении доли гарантий РГО в выдаваемых кредитах и больших возможностях заёмщиков пре­доставлять имущественное обеспечение.

Некоторые малые и средние предприятия не смогли «пережить» ограничи­тельные меры, направленные на борьбу с пандемией. По данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, который ведёт ФНС России, в I полугодии 2020 года (данные на 10 июля 2020 года) количество субъектов малого предпринимательства сократилось на 2,6% к аналогичному периоду прошлого года, до 6,051 млн. единиц. Количество занятых в них снизилось на 2,4%, до 15,269 млн. человек.

Таблица 2

Численность субъектов малого предпринимательства в России

Показатель на

10.08

2017

на

10.08

2018

на

10.08

2019

на

10.01

2020

на

10.08

2020

Изменение с начала года (10.01.2020 — 10.08.2020),% Изменение за год (10.08.2019- 10.08.2020),% Изменение за два года (10.08.2018- 10.08.2020),% Изменение за три года (10.08.2017- 10.08.2020),%
Количество субъектов малого предпринимательства, млн. ед. 5,5 5,9 5,8 5,9 5,6 -5,5% -4,2% -5,6% 0,9%
Численность работников, млн. чел. 15,7 16,1 15,4 15,3 15,5 1,3% 0,8% -3,3% -0,9%

 

К 10 августа 2020 года количество субъектов малого предпринимательства достигло 5,590 млн. еди­ниц. Для сравнения 10 августа 2019 года оно составляло 5,836 млн. единиц (-4,2%), в 2018 году — 5,922 млн. (-5,6%), в 2017 году — 5,543 млн. (0,9%). Таким образом, объ­ём сегмента малого предпринимательства фактически вернулся к уровню 2017 года; прирост, достигнутый в 2018-2019 годах, обнулился.

Самое большое сокращение численности компаний с начала года произошло в Центральном (-6,3%) и Северо-Западном (-6,2%) федеральных округах. За год максимальную отрицательную динамику показал Уральский федеральный округ (-5,2%). За два года больше всего компаний малого бизнеса прекратили деятельность в Сибирском федеральном округе (-13,3%).

Таблица 3

Количество субъектов малого предпринимательства в регионах по федеральным округам, млн. единиц

Федеральный

округ

на

10.08

2017

на

10.08

2018

На

10.08

2019

на

10.01

2020

на

10.08

2020

Изменение с начала года (10.01.2020 — 10.08.2020), % Изменение за год (10.08.2019 — 10.08.2020),

%

Изменение за два года (10.08.2018 — 10.08.2020),

%

Изменение за три года (10.08.2017 — 10.08.2020),

%

СКФО 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 -4,6% -2,9% -3,8% 4,1%
ЮФО 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 -4,0% -5,2% -6,6% -1,7%
ЦФО 1,6 1,8 1,8 1,8 1,7 -6,3% -3,9% -5,6% 3,7%
ПФО 1,0 1,1 1,0 1,1 1,0 -5,5% -4,6% -6,0% -0,1%
СЗФО 0,6 0,7 0,7 0,7 0,6 -6,2% -4,3% -5,1% 0,0%
УФО 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 -5,6% -4,3% -5,4% -1,2%
СФО 0,7 0,7 0,6 0,6 0,6 -5,1% -4,1% -13,3% -8,4%
ДФО 0,2 0,3 0,3 0,3 0,3 -4,1% -3,5% 16,1% 21,1%

 

Из общего тренда выбилась динамика Дальневосточного федерального окру­га, где за три года количество субъектов малого предпринимательства не только не снизилось, а, напротив, выросло на 21,1%. Причиной столь значительных темпов прироста, возможно, послужил эффект низкой базы и в целом небольшая ёмкость сектора в ДФО — в 2017 году количество субъектов малого предпринимательства в округе составляло всего порядка 250 тыс. (для сравнения в ЦФО — 1,6 млн., а в 2020 году — около 300 тыс. По данным ФНС России, свыше 60% субъектов малого предпринимательства в ДФО являются ИП. За три года наибольший прирост ИП произошел в сфере недвижимости (41,8%) и строительстве (36,7%).

Таблица 4

Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в России по состоянию на 10.02.2019 года, тыс. единиц

Всего из них
Юридических

лиц

Индивидуальных

предпринимателей

всего из них всего из них
микро малых микро малых
РФ в целом 6039,6 2705,9 2483,1 222,8 3333,7 3306,4 27,3
ЦФО 1868,1 955,3 874,5 80,8 912,8 906,6 6,2
СЗФО 708,2 375,9 347 28,9 332,3 329,9 2,4
ЮФО 707,9 205,9 188,7 17,2 502 498,5 3,5
СКФО 200,8 48,1 43,8 4,3 152,7 151,9 0,8
ПФО 1079,3 468,3 427,3 41 611 604,7 6,3
УФО 518,1 231,8 213,7 18,1 286,3 283,6 2,7
СФО 642,6 293,1 270,7 22,4 349,5 346,2 3,3
ДФО 314,6 127,5 117,4 10,1 187,1 185 2,1

 

Стоит отметить, что не все индивидуальные предприниматели во время пан­демии смогли получить доступ к финансовым ресурсам: столкнувшись с сокраще­нием выручки вследствие приостановки деятельности во время карантина, занять средства для продолжения работы и выплаты зарплаты удалось не всем. По данным Банка России, начиная со 2 квартала 2020 года доля кредитов ИП сократилась с 20% до 9% и далее до 7% в общей выдаче кредитов субъектам малого предпринимательства.

Доля кредитов ИП в общем объёме кредитования малого предпринимательства представлена в приложении 6.

В 1 полугодии 2020 года доля кредитов ИП в общих выдачах кредитов субъектам малого предпринимательства резко снизилась. Как результат, за год (с 10 августа 2019 года по 10 августа 2020 года) количе­ство ИП в Реестре малого предпринимательства снизилось на 3,4%, до 3,261 млн. С начала года (с 1 января по 10 августа 2020 года) сокращение составило 3,8%. Количество юридических лиц за этот же период уменьшилось на 5,3% и 7,9% соответственно.

Таблица 5

Количество юридических лиц и ИП в 2017-2019 гг. по федеральным округам, млн. единиц

на

10.08

2017

на

10.08

2018

На

10.08

2019

на

10.01

2020

на

10.08

2020

Изменение с начала года (10.01.2020 — 10.08.2020), % Изменение за год (10.08.2019 — 10.08.2020), % Изменение за два года (10.08.2018 — 10.08.2020), % Изменение за три года (10.08.2017 — 10.08.2020), %
Количество ИП, тыс. ед. 2 937,0 3 287,7 3 376,5 3 388,2 3 260,6 -3,8% -3,4% -0,8% 11,0%
Количество юридических лиц, тыс. ед. 2 605,7 2 634,7 2 460,4 2 528,7 2 329,4 -7,9% -5,3% -11,6% -10,6%
Всего субъектов малого предпринимательства, тыс. ед. 5 542,8 5 922,4 5 836,9 5 916,9 5 590,1 -5,5% -4,2% -5,6% 0,9%
Доля ИП, % 53,0% 55,5% 57,8% 57,3% 58,3% (+1 п. п.) (+5 п. п.) (+2,8 п. п.) (+5,3%)

 

Замедление экономической активности вследствие борьбы с коронавирусом привело к спаду кредитования малого предпринимательства. В I полугодии 2020 года объём выданных займов компаниям малого и среднего бизнеса снизился на 6,4% к аналогичному периоду прошлого года, до 3,3 трлн. рублей. При этом динамика выдачи была не­стабильной: в начале года объёмы умеренно снижались, затем в феврале-марте произошел уверенный рост и, начиная со II квартала, объёмы кредитования вновь стали уменьшаться, а затем в мае вновь выросли.

Таблица 6

Кредитование малого предпринимательства в I квартале 2020 года снизилось

млрд. руб. Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Всего I полугодие
2020 441,6 550,2 715,5 507,5 447,3 606,9 3 268,9
2019 453,0 482,1 604,4 687,0 585,3 680,2 3 492,0
Темп прироста -2,5% 14,1% 18,4% -26,1% -23,6% -10,8% -6,4%

 

Динамика выдачи кредитов малому предпринимательству, млрд. руб. представлена в приложении 7.

Вместе с тем в 2019 году выдача кредитов малому предпринимательству увеличилось на 14,8% к 2018 году — с 6,8 до 7,8 трлн. рублей. Объёмы кредитования почти приблизились к максимуму 2013 года, однако доля кредитов малым и средним предприятиям в совокупном объёме корпоративного кредитования снизилась с 15,1% в 2018 году до 13,7%.

Стоит отметить, что сокращение доли малого предпринимательства в совокупном объёме корпоративного кредитования началось ещё в 2013 году и за прошедшие годы негативный тренд прервался всего один раз — в 2017 году, когда доля малого предпринимательства в кредитовании выросла с 14,9% до 15,9%.

Объём кредитования малого предпринимательства в январе 2010-2020 представлен в приложении 8.

Летом 2020 года количество кредитов, выданных малому предпринимательству выросло, их средний размер сократился (приложение 9).

Региональные гарантийные организации (РГО), входящие в Национальную гарантийную систему, решают проблему нехватки залогового обеспечения. РГО выдают поручительства, если у компании, входящей в реестр малого предпринимательства, не хватает зало­гового имущества для займа. Комиссия РГО составляет в среднем 0,5-2% от суммы поручительства. В некоторых регионах затраты на приобретение поручительства компенсируются из бюджета.

В I полугодии 2020 года объём поручительств РГО составил 25,1 млрд. рублей, что на 17,5% больше, чем в аналогичном периоде 2019 года (приложение 10).

Самая высокая доля займов под поручительство в общем объёме кредито­вания малого предпринимательства в Ингушетии — из 1,4 млрд. руб. выданных за шесть месяцев 2020 года кредитов, под поручительства было выдано 623 млн. рублей (44,6%). На втором месте — Карелия, где из 7,4 млрд. руб. кредитов, выданных малому предпринимательству, 1,6 млрд. руб. было выдано под поручительства РГО (21,4%).

Рисунок 7. Топ-10 регионов по доле кредитов с гарантиями РГО в общих кредитах малого предпринимательства

По вкладу отдельных РГО безусловным лидером является Москва, где в I полу­годии 2020 года было выдано 19% от всех поручительств от выданных в России — 4,7 из 25,1 млрд. рублей.

Вместе с тем в динамике за год Москва сократила объём выданных гарантий на 7,4%. При этом объём финансирования, привлечённого под поручительства РГО, здесь увеличился на 10,4% до 10,8 млрд. рублей. Доля поручительств в общем объёме привлечённого под них финансирования сократилась с 52,5% в I полугодии 2019 года до 43,8% в I полугодии 2020 года.

По доле поручительств в объёме кредитования, привлечённого под них, ли­дирует Ханты-Мансийский автономный округ, где РГО поручились за 62% от вы­данных под поручительства кредитов. На втором месте находится Тыва, где из 137 млн. руб. привлеченных под поручительства займов, размер поручительств составил 80 млн. рублей (59%).

Рисунок 8. Топ-10 регионов по доле гарантий в выданных кредитах

Рэнкинг РГО по объёму выданных поручительств представлен  в приложении 11.

Рэнкинг РГО по количеству субъектов малого предпринимательства, получивших поддержку представлен в приложении 12.

Рэнкинг РГО по объёму финансирования, привлечённого под поручительства представлен в приложении 13.

Основными проводниками мер поддержки предсказуемо стали государственные банки – ПАО «Сбер» и ПАО «ВТБ». Доля первого составила 43% от объема выдачи кредитов с государственным участием, второго – 21%.

Наибольший спрос на программы поддержки, запущенные в разгар пандемии, отмечался в первые месяцы после их введения. На сегодняшний день ряд этих программ заканчивают свое действие. Но сохраняются и успешно работают другие программы, например «программа 1764»[4] Минэкономразвития и «программа 1528»[5] Минсельхоза».

Между тем представители бизнеса полагают, что с учетом второй волны коронакризиса уже принятых мер поддержки бизнеса может быть недостаточно. Кроме того, бизнесмены считают преждевременным завершение действия части из них. Бизнес ждет таких мер поддержки, как полноценные кредитные каникулы, т. е. аннулирование процентов за определенный период до конца 2021 г., и налоговые каникулы, мораторий на налоговые проверки, особенно выездные.

Проблемы финансово-кредитного стимулирования предпринимательства в РФ и мероприятия по их решению

 Проблема роли и места государства в регулировании предпринимательства в России является многоплановой. В настоящее время, прежде всего, следует отметить, что термин «государственное регулирование» уже не отражает всех сторон, которые необходимо решать государству в процессе формирования рыночной экономики.

Правовой аспект системы поддержки малого предпринимательства в России, если рассмотреть прежде всего его количественную сторону, развивается довольно активно. За последние пять лет было издано большое количество нормативных актов в данной сфере. Одновременно их анализ показывает, что группа нормативных документов, регулирующих основные правила предпринимательской деятельности, получила, как отмечалось выше в данной главе, логическое завершение после принятия второй части ГК РФ.

Данную группу можно назвать базовой, без которой социально ориентированная рыночная экономика в общепринятом мировом понятии в принципе существовать не может. Однако правовой аспект системы поддержки предпринимательства складывается не только из документов, регулирующих процесс предпринимательской деятельности, но и из специальных нормативных актов, направленных, прежде всего, на развитие и стимулирование предпринимательства.

Существуют и другие важные стороны предпринимательской деятельности, требующие целенаправленной поддержки со стороны государства. Среди них прежде всего следует выделить:

  • налоговую политику и налоговое законодательство;
  • инвестиционное законодательство:
  • законодательство с целью протекционизма отдельным наиболее важным отраслям экономики и т.д.

Эти и многие другие аспекты поддержки малого предпринимательства законодательно регулируются только в отдельных документах, не получая практической реализации в экономической жизни страны.

Общероссийский народный фронт (далее — ОНФ) опубликовал исследование «Оценка эффективности мер поддержки малого и среднего предпринимательства».

52% опрошенных указали, что по ОКВЭД (общероссийскому классификатору видов экономической деятельности) их организации относятся к перечню пострадавших отраслей. Большинство субъектов малого предпринимательства, которые не попали в перечень, хотели бы получить поддержку, предназначенную для пострадавших отраслей.

78% тех, на кого распространяются меры поддержки, обращались или видят необходимость в обращении за предоставлением гранта (только 54% смогли оформить гранты); 51% запрашивали или хотели бы запросить кредит для выплаты зарплат по ставке 0%, 42% — кредит по ставке 8,5% (74% столкнулись с отказом банков при оформлении льготного кредита по ставке 0%, 87% — с отказом банков по кредиту 8,5%); 71% участников не обращались в налоговую службу для предоставления отсрочки по выплате налогов; только у 8% респондентов проводились проверки.

Среди наиболее острых проблем, возникающих у компаний из-за пандемии COVID-19, респонденты выделили перебои в деятельности контрагентов и невыполнение обязательств с их стороны (49,3%), резкое снижение спроса (42,8%), снижение доступности сырья/комплектующих (37,9%), ненадлежащий поток наличности (33,2%), отсутствие сотрудников на рабочем месте (32%). Доля компаний, которые находятся в критическом положении (не способны обслуживать основной долг или выплачивать платежи первой очереди (налоги, страховые взносы, зарплата), составляет 20,9%.

Опрос проводился с 22 по 29 мая 2020 г. В нем приняли участие 2746 предпринимателей из всех регионов России.

По итогам пандемии 2020 года, банки удовлетворили 1,66 млн. из 2,76 обращений об изменении условий кредитного договора на сумму 750 млрд. рублей (по данным ЦБ). Это 3,75% от всей задолженности домохозяйств (20,2 трлн рублей по состоянию на 1 августа). Также выдано 40 тысяч беспроцентных кредитов на 93 млрд рублей, а  по программе льготного кредитования для системообразующих предприятий одобрено 139 млрд кредитов.

Те меры, которые приняты правительством России, весьма полезны для малого бизнеса. Это прежде всего отсрочка по налогам на шесть месяцев, кредиты под ноль, а снижение страховых взносов – это существенная мера поддержки предпринимателям, это позволит сэкономить малому бизнесу порядка 200 млрд в год. Это полезный шаг навстречу бизнесу и трудящимся, поскольку это стимулирует сохранение занятости и обеление зарплаты.

В 2020 году в России прекратили свою деятельность 515,5 тыс. коммерческих организаций, или каждая шестая компания в стране. Количество закрытых бизнесов в 2,4 раза превысило число вновь созданных — такое соотношение оказалось худшим как минимум за последние 18 лет.

Убыль бизнеса произошла во всех российских регионах, кроме двух. Особенно существенно сократилось количество действующих компаний в Санкт-Петербурге, Тульской области, Кабардино-Балкарии, Москве и Псковской области.

Из налоговой статистики следует, что в пандемическом году по сравнению с 2019 годом закрылось на 18% меньше компаний — в данном случае сказались объективные карантинные ограничения на учетно-регистрационные действия. Однако еще более существенно замедлилась регистрация новых бизнесов — на 24% (всего в 2020 году было открыто 214,6 тыс. новых компаний (использованы данные ФНС о регистрации коммерческих юридических лиц в ЕГРЮЛ. При подсчете созданных и закрытых компаний не учитывались реорганизованные предприятия (составляют около 1% среди всех зарегистрированных и исключенных из ЕГРЮЛ юридических лиц).

Люди не спешили или попросту не могли открывать свое дело в условиях карантинных ограничений, падения спроса и общей неопределенности. В результате ликвидированных бизнесов оказалось в 2,4 раза больше, чем зарегистрированных. Такого негативного соотношения закрытых и открытых компаний не было за весь доступный период статистических наблюдений — с 2003 года, то есть как минимум за последние 18 лет. Предыдущий антирекорд был зафиксирован в 2019 году, когда на каждую открытую компанию приходилось 2,2 закрытых.

Рисунок 9. Количество открытых и закрытых компаний по годам

Основная часть закрытых предприятий была исключена из реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа — такие компании в течение двенадцати месяцев не сдавали отчетность и не осуществляли операции по банковским счетам, то есть фактически не вели хозяйственную деятельность.

Если в целом по стране количество компаний по итогам 2020 года сократилось на десятую часть, то в отдельных регионах убыль бизнеса оказалась более существенной. В Санкт-Петербурге за год число коммерческих организаций снизилось на 15,4%, до 220,5 тыс., в Тульской области — на 15,2%, до 21,4 тыс., в Кабардино-Балкарии — на 14,92%, до 7,2 тыс., в Москве — на 14,91%, до 570,2 тыс., в Псковской области — на 14,85%, до 9 тыс., в Калининградской области — на 14,4%, до 31,4 тыс., в Карачаево-Черкесии — на 11,8%, до 3,9 тыс., в Оренбургской области — на 11,65%, до 20,2 тыс., в Астраханской области — на 11,1%, до 9,3 тыс., в Белгородской области — на 10,9%, до 24,1 тыс.

Рисунок 10. Регионы с максимальным сокращением числа компаний в 2020 году

Единственными двумя регионами, в которых по итогам года обнаружился прирост коммерческих компаний, стали Бурятия (число компаний выросло на 6,3%, до 14,3 тыс.) и малонаселенный Чукотский автономный округ ( 3,3%, до 560).

В целом действия правительства на период пандемии можно оценить положительно. Конечно, бизнес больше критикует власть: меры поддержки были адресными, кредиты на зарплаты по факту в любом случае необходимо отдавать, когда период послаблений истечет, такая же ситуация и с налогами. В целом сегмент малого бизнеса пострадал от пандемии и невозможности свести расходы с доходами больше всего, а это один из главнейших драйверов рыночной экономики.

Поэтому ожидать существенного роста ее в следующем году даже за счет успешного исполнения плана восстановления экономики не стоит. Достижение темпов роста ВВП не менее 2,5% к концу 2021 года – это довольно оптимистичный сценарий, без пролонгации действующих мер поддержки и создания более эффективных мер ожидать экономического подъема пока нет возможности.

Разработка теоретических и правовых вопросов государственной системы поддержки малого предпринимательства может принести реальные результаты только при условии, если вся система государственной поддержки будет обеспечена конкретными организационными мероприятиями. Данная проблема — реализация государственной поддержки малого предпринимательства — является, наиболее сложным аспектом всей задачи, так как механизм претворения в жизнь любых нормативных актов в процессе экономической реформы — это сложный процесс, требующий большой организационной работы, прежде всего в регионах.

Для стимулирования развития предпринимательской деятельности государственная налоговая политика в настоящее время должна содержать следующие приоритеты:

Снижение налоговой нагрузки за счет:

  • уменьшения величины ставки единого налога при упрощенной системе налогообложения (УСН), включая при объекте налогообложения «доходы»;
  • увеличения ограничения по выручке для применения освобождения от налогообложения НДС;
  • обеспечения неповышения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, а также предоставление преференции в виде снижения ЕСН для предпринимательских организаций, которые осуществляют разработку новых видов оборудования, программ для ЭВМ и т.д.
  1. Унификация и упрощение налогового и бухгалтерского учета путем формирования единой системы учета, как целей бухгалтерского учета, так и для налогового.
  2. Упрощение административных процедур путем уменьшения количества налоговых проверок, в первую очередь выездных. К примеру, введение ограничения на частоту проведения выездных налоговых проверок один раз в три года, а при отсутствии нарушений, которые выявлены в процессе проведения камеральных налоговых проверок, один раз в пять лет.
  3. Принятие налоговых мероприятий в целях повышения финансовой самостоятельности предпринимательских структур.
  4. Информационная поддержка предпринимательских организаций в сфере налогообложения с помощью создания в нашей стране информационного ресурса, который содержит подробную информацию по налогообложению, включая: доступные режимы налогообложения, их характерные черты, налоговый календарь, реквизиты налоговых органов и т.д.
  5. Создание условий, обеспечивающих повышение законности в сфере налогообложения.
  6. Преобразование налогового контроля из фискального инструмента в регулятор.

Практическая же реализация представленных мероприятий должна оказать существенный стимулирующий эффект на процесс формирования и развития российского малого предпринимательства в современных условиях.

Выводы

Таким образом, для повышения эффективности налогового стимулирования малого предпринимательства в нашей стране требуется модернизация действующей системы налогообложения малого бизнеса. По нашему мнению, необходимо пересмотреть и упорядочить состав видов экономической деятельности, по которым необходимо предоставление налоговых преференций. Акцент должен быть сделан на приоритетные сферы экономики, включая: строительство, ЖКХ, промышленность.

Следует отметить, что малого предпринимательство — важнейшей внутренний источник развития национальной экономики. Поддержка и стимулирование развития предпринимательской деятельности в современных условиях выступает одним из наиболее эффективных методов сохранения экономического потенциала государства. Одним из главных факторов, влияющим на формирование и развитие предпринимательской деятельности, выступает государственная налоговая политика государства. Налоговое стимулирование выступает одним из наиболее реальных форм поддержки и развития предпринимательства, в России же оно реализуется путем применения специальных налоговых режимов.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Подводя итог данной работе, стоит отметить, что малый бизнес общепризнанно составляет основу национальных экономик и глобального экономического роста и традиционно находится в фокусе внимания большинства правительств, региональных объединений и международных организаций, занимает отдельное место в повестке устойчивого развития.

При том, что «гибкость» предприятий малого бизнеса позволяет ему оперативно реагировать на изменение внешних условий и полноценно удовлетворять возникающий спрос, он остается уязвим перед серьезными экономическими потрясениями: всех существующих механизмов содействия развитию оказывается недостаточно для того, чтобы малый бизнес пережил пандемию без дополнительной целенаправленной государственной поддержки.

В ходе анализа установлено, что основными направлениями финансово-кредитной поддержки являются:

  • предоставление финансовыми организациями (в том числе, банками) – партнерами участников Национальной гарантийной системы (НГС) кредитов и займов субъектам малого предпринимательства и организациям инфраструктуры поддержки малого предпринимательства (в том числе, финансовым организациям) с обеспечением в виде гарантий или поручительств участников НГС;
  • предоставление субъектам малого предпринимательства поддержки по кредитам;
  • предоставление поручительств и гарантий по биржевым облигациям, размещаемым субъектами малого предпринимательства;
  • налоговые послабления (применение специальных налоговых режимов, «налоговые каникулы» для индивидуальных предпринимателей, двукратное снижение максимального размера потенциального к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода, расширение перечня видов деятельности в рамках патентной системы налогообложения, увеличение предельных значений выручки для отнесения субъектов к малому и среднему предпринимательству);
  • неналоговые послабления.

Основные вызовы для малого бизнеса в условиях пандемии короновируса — это снижение выручки и рост недоверия со стороны клиентов, риск заражения персонала, перебои в логистических цепочках, сложности в обеспечении эффективной коммуникации, финансовая неустойчивость, рост неопределенности, требующей антикризисного управления.

Несмотря на экономический кризис, сокращение бюджетных поступлений и рост расходов на борьбу с пандемией, промедление и экономия в вопросах государственной поддержки частного сектора в целом и субъектов малого предпринимательства как его важнейшей части могут обернуться для государств более глубокой и продолжительной рецессией.

Для стимулирования развития предпринимательской деятельности государственная налоговая политика в настоящее время должна содержать следующие приоритеты:

  1. Снижение налоговой нагрузки.
  2. Унификация и упрощение налогового и бухгалтерского учета путем формирования единой системы учета, как целей бухгалтерского учета, так и для налогового.
  3. Упрощение административных процедур путем уменьшения количества налоговых проверок, в первую очередь выездных.
  4. Принятие налоговых мероприятий в целях повышения финансовой самостоятельности предпринимательских структур за счет.
  5. Информационная поддержка предпринимательских организаций в сфере налогообложения с помощью создания в нашей стране информационного ресурса.
  6. Создание условий, обеспечивающих повышение законности в сфере налогообложения.
  7. Преобразование налогового контроля из фискального инструмента в регулятор.

Разрабатываемые государствами меры поддержки должны основываться на четких целях экономической политики, быть системными, а также учитывать долгосрочные приоритеты развития.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно-правовые акты Российской Федерации

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст.3339
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Собрании законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. № 32 ст. 3301.
  3. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 01.04.2020) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 31, ст. 4006.
  4. Федеральный закон от 22.07.2008 № 159-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 32, ст. 5082.
  5. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 32, ст. 5082.
  6. Федеральный закон от 08.06.2020 № 166-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции» // Собрании законодательства Российской Федерации, 2020 № 35 ст. 3563
  7. Постановление Правительства РФ от 19 августа 2016 г. № 819 «О внесении изменений в Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 38, ст. 2478.
  8. Постановление Правительства № 783 от 29.05.2020 года «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, применявшим в 2019 году специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» // Собрании законодательства Российской Федерации, 2020 № 31 ст. 3563
  9. Постановление Правительства Москвы от 25 декабря 2012 г. № 800-ПП «О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы».
  10. Постановление Правительства Москвы от 15.09.2015 № 587-ПП «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета города Москвы в целях возмещения части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, являющихся резидентами технологических парков, технополисов или индустриальных парков города Москвы, на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на поддержку и развитие их деятельности»
  11. Распоряжение Правительства РФ от 10.07.2014 № 1273-р (ред. от 14.04.2016) «О Концепции развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 25, ст. 2796.
  12. Приказ Минэкономразвития России от 09.09.2020 № 586 «Об утверждении Основных положений развития национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства на период до 2024 года».
  13. Указание Банка России от 11.03.2014 № 3210-У (ред. от 19.06.2017) «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» // Зарегистрировано в Минюсте России 23.05.2014 № 32404.

 

Научная литература

 

  1. Бобошко В.И. Финансовая поддержка как основа обеспечения экономической безопасности субъектов малого и среднего предпринимательства // журнал «Инновационное развитие экономики», 2017 № 5.С.144-147.
  2. Безуглова М.Н., Маркарьян Ю.А. Проблемы малого бизнеса и его роль в социально-экономическом развитии национальной экономики // журнал «Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление», 2017 № 1. С.30-33.
  3. Быковская Ю.В. Проблема картелизации Российской экономики: пути решения // журнал «Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии», 2017 № 8.С.19-21.
  4. Глеба О.В., Вихляева И.В. Организационно-правовое обеспечение функционирования малых и средних предприятий// Экономика и предпринимательство. 2016. № 11-1. С.722-724.
  5. Гуман Е.О. Теоретические аспекты изучения предпринимательства в условиях актуальных дополнительных хозяйственных рисков российской экономики. //Современные проблемы науки и образования, № 5. 2015.С.90-92.
  6. Дудин М.Р. Государственная политика в области малого предпринимательства в современных условиях развития России // Предпринимательство. 2018. № 4.С.64-67.
  7. Ерифа Н. Д. Малое предпринимательство и его место в рыночной экономике //Общество: политика, экономика, право 2017. № 2.С.89-93.
  8. Журавлева К. А. Понятие и сущность малого и среднего предпринимательства // Молодой ученый. 2018. № 39 (225). С. 71-74.
  9. Кривопал М. Ю. Малый и средний бизнес: системы развития в США и России // Материалы апрельской научно-практической конференции молодых учёных ШЭМ «Новая экономика, бизнес и общество». 2017. С. 184-186.
  10. Ляшевич И.А. Правовые проблемы регулирования малого и среднего бизнеса в России на современном этапе // Журнал российского права. 2015. № 5.С.13-16.
  11. Полетаев В. Э. Бизнес в России: инновации и модернизационный проект: Монография / В. Э. Полетаев. М.: ИНФРА-М, 2017. – 241 с.
  12. Риполь-Сарагоси Л.Г., Коренякина Н.Н. Проблемы и инструменты поддержки бизнеса в современных условиях // журнал «Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление», 2017 № 8. С.133-135.
  13. Сидорчук Р.Р. Задачи, проблемы и барьеры малого предпринимательства в процессе модернизации Российской экономики // Креативная экономика. 2016. № 5.С.19-22.
  14. Смирнов В. П Проблемы теории и практики предпринимательства // Проблемы современной экономики, № 1 , 2015.С.54-56.
  15. Талалаева А.У. Государственная поддержка малого и бизнеса // Малая бухгалтерия. 2016. № 1.С.86-89.
  16. Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства: Учебник / Л.Н. Череданова. — М.: Академия, 2016. – 406 с.
  17. Чистякова О. В. Исследование процессов современного предпринимательства // Известия ИГЭА 2015. № 2.С.50-52.
  18. Шадченко Н.Ю. К вопросу о проблемах развития малого и среднего бизнеса в России на современном этапе // журнал «Базис», 2018. № 1. С.92-98.отной ставке»

Страницы 1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф