Меню Услуги

Анализ и прогнозирование финансового состояния предприятия на примере ООО «Умка»


Страница:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1.1. Задачи и цели анализа финансового состояния предприятия
  • 1.2. Анализ состава и динамики балансовой прибыли. Факторы ее формирования
  • 1.3. Анализ финансовых результатов от прочих видов деятельности
  • 1.4. Анализ рентабельности деятельности предприятия
  • 2. Анализ финансового положения предприятия ООО «УМКА»
  • 2.1. Характеристика финансово-хозяйственной деятельности ООО «Умка»
  • 2.2. Анализ финансовых результатов предприятия
  • 2.3 Анализ финансового состояния предприятия
  • 2.4. Оценка деловой активности
  • 2.5. Оценка ликвидности баланса
  • 2.6. Анализ финансовой устойчивости и платежеспособности
  • 3.1. Резервы увеличения прибыли и рентабельности предприятия
  • 3.2. Выводы и предложения по улучшению финансового состояния ООО»Умка»
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

В дипломной работе мы постараемся наиболее подробно рассмотреть тему «Анализ и прогнозирование финансового состояния предприятия (на примере ООО «Умка»)». На мой взгляд, данная тема очень интересная для изучения и самое главное всегда актуальна.

Экономика России перешла на рыночные отношения и на все процессы, связанные с формированием многоукладного хозяйства на основе разных форм собственности, становления и развития инфраструктуры рынка и его хозяйственного механизма полным образом изменили экономическую, информационную и правовую среду функционирования предприятий. Эти изменения затронули все стороны деятельности предприятий.

Предприятия достигли самостоятельности в управлении и ведении хозяйства, право распоряжаться ресурсами и результатами труда и несут полную экономическую ответственность за свои решения и действия. В таких условиях благополучие и коммерческий успех предприятия полностью  зависят  от  того,  насколько прибыльна деятельность предприятия.

Переход к рыночной экономике требует от организаций повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и т.д.

Особая роль в реализации данной задачи отводится анализу хозяйственной деятельности этих предприятий. С его помощью вырабатывается стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников. Каждый руководитель, который хочет добиться успеха своего предприятия, проводит такой анализ не реже 2-х раз в год.

Квалифицированный экономист, финансист, бухгалтер, аудитор должен хорошо знать не только общие закономерности и тенденции развития экономики в условиях перехода к рыночным отношениям, но и хорошо понимать проявления общих, специфичных и частных экономических законов в практике своего предприятия, своевременно замечать тенденции и возможности повышения эффективности производства. Он должен владеть современными методами экономических исследований, методикой системного, комплексного экономического анализа, мастерством точного, своевременного, всестороннего анализа результатов хозяйственной  деятельности.

Конечным финансовым результатом деятельности любого предприятия является прибыль.

Прибыль — важнейшая категория рыночных отношений, ей присущи три функции:

  • экономического показателя, характеризующего финансовое состояние деятельности предприятия;
  • стимулирующей функции, проявляющейся в процессе ее распределения и  использования;
  • одного из основных источников формирования финансового состояния предприятия.

Прибыль — основной источник увеличения прироста оборотных средств, обновления и расширения производства, социального развития предприятия, а также важнейший источник формирования доходной части  бюджетов различных уровней.

В рыночной экономике основной целью предпринимательской деятельности является получение прибыли, увеличение материальной заинтересованности участников бизнеса в результатах финансово-хозяйственной деятельности. Но самой главной задачей предпринимательской деятельности является максимизация прибыли. На величину прибыли в производственной деятельности оказывают влияние два фактора — субъективные и объективные, не зависящие от деятельности хозяйственного  объекта.

Субъективные факторы — организационно-технический уровень управления предпринимательской деятельностью; конкурентоспособность реализуемой продукции; уровень производительности труда; затраты на производство и реализацию продукции; уровень цен на готовую  продукцию.

Объективные факторы — уровень цен на потребляемые материалы и энергетические ресурсы;транспортные расходы; отдалённость предприятия от основных поставщиков товаров, материалов и сырья; нормы амортизационных отчислений;арендная плата; коммунальные платежи; конъюнктура рынка.

Целью написания данной дипломной работы является выявление резервов для увеличения прибыли и рентабельности на основе анализа и прогнозирования финансового состояния деятельности предприятия и предложение мероприятий, направленных на улучшение финансового состояния.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие  задачи:

  • рассмотреть теоретические стороны анализа финансового состояния предприятия, а точнее, изложить задачи, последовательность и методику анализа;
  • показать применение изложенной методики на практике,а точнее, рассмотреть на примере деятельности предприятия ООО «Умка». Проанализировать формирование, динамику и выполнение плана прибыли, рассчитать показатели рентабельности, провести факторный анализ прибыли и рентабельности.
  • на основе проведенного анализа выявить существующие резервы увеличения прибыли и рентабельности, разработать и предложить комплекс мероприятий, направленных на использование выявленных резервов.

Для написания данной дипломной работы мной будут использоваться работы зарубежных и отечественных авторов (Ковалев В.В., Савицкая Г.В., Русак Н.А и др.), имеющих очень интересные наработки, учитывающие нашу действительность. Так же будут использоваться статьи из практического журнала для бухгалтера — «Главбух» за 2012 год.

1.1. Задачи и цели анализа финансового состояния предприятия

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности.

Прибыль представляет собой реальную часть чистого дохода, созданного прибавочным трудом. Только после продажи продукта (работ, услуг) чистый доход считается прибылью. Количество прибыли рассчитывается как разность между выручкой от хозяйственной деятельности предприятия (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и суммой всех затрат на ведение этой  деятельности.

Получение прибыли является самой главной целью деятельности любого предприятия. С одной стороны, прибыль является показателем эффективности деятельности предприятия,  т.к. она зависит в основном от качества работы предприятия, повышает экономическую заинтересованность его работников в наиболее эффективном использовании ресурсов, т.к. прибыль — основной источник производственного и социального развития предприятия. С другой стороны, она является важнейшим источником формирования государственного бюджета. Таким образом, в росте сумм прибыли заинтересованы как предприятие,  так  и  государство.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Рентабельность — один из самых важных стоимостных качественных показателей эффективности деятельности предприятия, которая характеризует уровень затрат и степень затраты средств в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг). Показатели рентабельности выражаются в коэффициентах или процентах и отражают долю прибыли с каждой денежной единицы затрат, т.е. более полно, чем прибыль характеризуют окончательные результаты предприятия, т.к. их величина  показывает  соотношение  эффекта  с  наличными или использованными ресурсами.

Величина прибыли и уровень рентабельности зависят от производственной, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, а если точнее эти показатели характеризуют все стороны предприятия.

Основными задачами анализа финансового состояния деятельности предприятия являются:

  • контроль за выполнением планов реализации продукции и получения прибыли,  изучение  динамики;
  • определение влияния объективных и субъективных факторов на формирование финансового состояния;
  • выявление резервов роста прибыли;
  • оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;
  • разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.

Основной целью финансового анализа является разработка и принятие обоснованных и продуманных управленческих решений, направленных на повышение эффективности деятельности любого предприятия.

1.2. Анализ состава и динамики балансовой прибыли. Факторы ее формирования

Чистая прибыль — это прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и отчислений в благотворительные фонды.

В процессе анализа определяется состав балансовой прибыли, ее структура, динамика и выполнение плана за анализируемы период. При изучении динамики и выполнения плана балансовой прибыли применяют метод сравнения: сравнение показателей отчетного периода с предшествующим в первом случае и сравнение фактических  показателей  отчетного периода с плановыми.

При изучении динамики показателей следует обратить внимание на инфляционные процессы. Сопоставимость показателей обеспечивается путем перерасчета на индекс цен.

Количественно можно измерить факторы первого, второго и  третьего порядков.

К  факторам  первого  порядка  относятся  изменения:

  • прибыли от реализации продукции (товаров, работ, услуг);
  • прибыли от прочей реализации;
  • внереализационных финансовых результатов.

В свою очередь прибыль от реализации продукции (товаров, работ,  услуг) зависит от следующих факторов, которыеотносятся к факторам второго порядка балансовой  прибыли:

  • объема реализованной продукции;
  • структуры реализованной продукции;
  • полной себестоимости реализованной продукции;
  • цен на реализованную продукцию.

Более подробно и наглядно факторы трех уровней представлены на рис.1.

Взаимосвязь факторов первого и второго порядков с балансовой прибылью прямая, за исключением себестоимости, снижение которой  приводит к росту прибыли.

При расчете влияния факторов первого порядка на балансовую  прибыль  используем  аддитивную  факторную модель:

ПБ = ПР + ПП + ВР

где   ПБ – балансовая прибыль;

ПР — прибыль от реализации товаров;

ПП — прибыль от прочей реализации;

ВР- внереализационные результаты.

Количественное изменение каждого фактора равно влиянию этого  фактора на изменение балансовой прибыли.

Для расчета влияния факторов, от которых зависит прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг), таких как объем реализации продукции, ее полной себестоимости и среднереализационных цен, часто применяют способ ценных подстановок или способ  абсолютных разниц.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Прибыль от реализации однородной продукции рассчитывается по  формуле:

П = V * (Ц — С)

где      П- прибыль от реализации продукции;

V — объем (количество) реализованной продукции;

Ц — цена реализации единицы продукции;

С — себестоимость единицы продукции.

Эту формулу используем как факторную модель для детерминирования факторного анализа.

Способ цепных подстановок позволяет определитьвлияние отдельных факторов на изменение величины результативного показателя путем постепенной замены базисной величины каждого факторного показателя в объеме результативного показателя на фактическую в отчетном периоде. С этой целью определяют ряд условных величин результативного показателя, которые учитывают изменение одного, затем двух, трех, и т.д. факторов, допуская, что остальные не меняются. Сравнение величины результативного показателя до и после изменения  уровня того или другого фактора позволяет элиминироваться от влияния всех факторов, кроме одного, и определить воздействия последнего на прирост результативного показателя.

Методика расчета влияния факторов методом абсолютных разниц:

  • в факторную модель вместо значения объема реализации продукции подставляем его отклонение и рассчитываем влияние изменения объема на прирост прибыли
  • произведение отклонения цены на объем реализации продукции показывает изменение величины прибыли за счет изменения цены
  • произведение отклонения себестоимости продукции на объем ее реализации, взятое с противоположным знаком показывает влияние отклонения себестоимости на изменение прибыли

Если предприятие производит неоднородные виды продукции, тогда к вышеназванным факторам добавляется структурный фактор. Влияние структурного фактора на изменение прибыли можно рассчитывать с помощью приема абсолютных разниц, используя факторную модель.

После подсчета влияния всех названных факторов на изменение прибыли, следует изучить причины изменения объема реализации, цены  и себестоимости по каждому виду продукции.

1.3. Анализ финансовых результатов от прочих видов деятельности

Источником получения прибыли совмещенной с реализацией продукции (товаров, работ, услуг) может быть также деятельность предприятия, не связанная с реализацией продукции. Это прибыль от долевого участия в совместных предприятиях; прибыль от сдачи в аренду земли и основных фондов; полученные и выплаченные пени, штрафы, неустойки; убытки от списания безнадежной дебиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности; доходы по акциям, облигациям, депозитам; доходы и убытки от валютных операций; прибыли (убытки) прошлых лет, выявленные в текущем году; финансовая помощь от других организаций; убытки от стихийных бедствий  и  т.д.

Анализ сводится в основном к изучению динамики, причин полученных убытков и прибыли по каждому конкретному случаю.

Убытки от выплаты штрафов возникают в связи с нарушением договоров с другими предприятиями, организациями и учреждениями. При анализе необходимо установить причины невыполнения обязательств, принять меры для предотвращения допущенных ошибок в будущем.

Изменение суммы полученных штрафов может произойти не только в результате нарушения договорных обязательств поставщиками и подрядчиками, но и по причине слабого финансового контроля со стороны предприятия в отношении их. Поэтому при анализе данного показателя следует проверить, во всех ли случаях нарушения договорных обязательств были предъявлены поставщикам соответствующие  санкции.

В журнале Главбух № 6, за март 2012 года на стр. 80 рассказывается о том, что судьи ВАС РФ впервые дали предприятиям ориентир по оптимальному размеру договорной неустойки. Для компенсации потерь кредитора в общем случае достаточно двукратной ставки Банка России. Ставку же нужно использовать ту, которая действовала в период нарушения договора. Например, ставка рефинансирования составляет 8 процентов. Значит, договорная неустойка должна быть не более 16 процентов годовых. Расходы за нарушение договорных обязательств (сумма штрафа и неустойки) можно учесть на дату, когда провинившаяся организация признала сумму штрафа, или когда вступило в законную силу решение суда (подп. 8 пункта 7 ст. 272 Налогового кодекса РФ). Относительно признания санкций, в письме Минфина от  25.05.2012 г. № 03-03-06/1/272 поясняется – «Штраф можно включать в состав затрат, если компания признаёт, что нарушила условия договора, а также согласна уплатить заранее оговоренные с контрагентом суммы штрафов (письменное подтверждение готовности контрагента оплатить штрафные санкции)».

Рекомендуется проводить инвентаризацию по кредиторской задолженности ежеквартально (или ежемесячно – в зависимости от выбранных компанией отчётных периодов по налогу на прибыль). Как только истечёт срок исковой давности по конкретной задолженности, нужно в этом же отчётном периоде включить её сумму в состав внереализационных доходов согласно п.18 ст.250 Налогового кодекса РФ и письма УФНС России по г. Москве от 24.08.2011г. № 16-15/082367.

Убытки от списания безнадежной дебиторской задолженности возникают обычно на тех предприятиях, где постановка учета и контроля за состоянием расчетов находится на низком уровне. При списании дебиторской задолженности, по которой не истёк срок исковой давности, нужно руководствоваться подп. 2 п. 2 ст. 265 Налогового кодекса РФ, и не нужно подписывать акт сверки с контрагентом, иначе срок давности нужно будет считать заново. Дебиторскую задолженность, по которой истёк срок исковой давности, списывают на основании данных проведённой инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя предприятия. При этом сумму такой задолженности относят на счёт средств резерва сомнительных долгов (п.77 Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности). С 2011 года создание резерва по сомнительным долгам является обязанностью любого предприятия. Списанную за счёт резерва дебиторскую задолженность учитывают за балансом на счёте 007 ещё в течение пяти лет.

Прибыли (убытки) прошлых лет, выявленные в отчетном году, также говорят о недостатках бухгалтерского учета. Бывает такое, что бухгалтер находит ошибку в расчёте налоговой базы уже после того, как декларация за соответствующий период уже сдана. В такой ситуации исправлять ошибку нужно в том периоде, к которому относится выявленная неточность. А также сдать правильную налоговую декларацию по налогу на прибыль. Согласно пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ, в двух ситуациях можно произвести корректировки не сдавая уточнённую налоговую декларацию:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

1)  нельзя определить период  к которому относится ошибка;

2) ошибка привела к переплате налога. Однако скорректировать базу текущего периода получится далеко не по всем налогам. Обычно ошибки, которые привели к излишней уплате налога на прибыль, сводятся к тому, что не учтены какие-либо расходы. Например, услуги оплатили в 2011 году. Документы по ним поступили в 2012 году уже после того, как бухгалтер сдал годовую декларацию. Чиновники Минфина России (письмо от 18.01.2012 г. № 03-03-06/4/1) предлагают неучтённые ранее расходы включать в ту группу, к которой они относятся по правилам главы 25 Налогового кодекса РФ. То есть к затратам на амортизацию, материальным расходам и т.д. Важно также обратить внимание на ненормируемые расходы. Необходимо убедиться, что неучтённые ранее суммы вписываются в норматив того периода, к которому они относятся. Если лимит превышен, в текущем периоде отражаем только ту часть расхода, которая не превышает лимит, и, если с учётом прошлых трат норматив текущего года будет превышен, лучше всего привести эти затраты в уточнённой декларации. Неучтённые расходы на оплату труда также можно отразить в текущей отчётности, тем самым увеличив данную группу расходов. Но от её размера зависят многие налоговые нормативы. Например, по представительским расходам. Поэтому лимит по ним нужно будет считать исходя из расходов на оплату труда текущего периода, без учёта затрат прошлого года. В случае если налог на прибыль переплачен из-за того, что завышены доходы, корректировка в текущем периоде возможна, согласно порядку, предложенному чиновниками для скидок. Продавец отражает сумму скидки в составе внереализационных расходов как убыток прошлых периодов, выявленный в текущем налоговом периоде (письмо Минфина России от 23.06.2010 г. № 03-07-11/267). Исправляя ошибки, связанные с доходами, сразу же пересчитываем и нормируемые расходы, и, если они не вписываются в новый размер норматива (например, рекламные расходы), т.е. превышают лимит, то лучше всего составить уточнённую декларацию по налогу на прибыль за прошлый год.

Особого внимания заслуживают доходы по ценным бумагам (акциям, облигациям, векселям и т.д.). Предприятия — держатели ценных бумаг получают определенные доходы в виде дивидендов и в процессе анализа изучаются -динамики дивидендов, курса акций, чистой прибыли, приходящейся на одну акцию, устанавливаются темпы их роста и  снижения.

Сумма полученных дивидендов зависит от количества приобретенных акций и уровня дивиденда на одну акцию, величина которого определяется уровнем рентабельности акционерного предприятия, налоговой и амортизационной политики государства, уровнем процентной ставки за кредит и т.д. недостаточно высокий уровень квалификации экономических кадров, не владение законами рынка, неумение оценить конъектуру рыночных законов могут принести предприятию большие убытки. При оценке результатов финансовой  деятельности большую пользу могут дать межхозяйственные сравнения, изучение опыта работы других предприятий на рынке ценных  бумаг.

Убытки от операций с ценными бумагами могут понизить прибыль следующих лет, полученную исключительно по этому же виду бизнеса аналогичным образом, то есть в результате операций с ценными бумагами. Перенос происходит по общим правилам, прописанным в статье 283 Налогового кодекса РФ, т.е. покрывать убыток от операций с ценными бумагами прибылью от реализации товаров нельзя.

В случае, когда в расходы включаются проценты по займам и кредитам, необходимо руководствоваться ст. 269 Налогового кодекса РФ. Эти расходы являются нормируемыми и ежемесячно сравниваются со ставкой рефинансирования Банка России, которая действует на дату учёта расходов, т.е. на конец каждого месяца.

В случае, когда предприятие само предоставляет займы на договорной основе, проценты нужно признавать в доходах ежемесячно. Причём, независимо от того, когда должник по факту их уплачивает (письмо Минфина России от 15.06.2011 г. № 03-03-06/1/345, п. 6 ст. 250, п. 6 ст. 271 Налогового кодекса РФ).

В журнале Главбух №18 за сентябрь месяц 2012 года на стр.22 описываются самые важные и последние изменения по отнесению затрат к прочим расходам предприятия:

  • расходы на приобретение кулеров и питьевой воды для сотрудников можно смело признавать в налоговом учёте (письма Минфина России от 08.2012 г. № 03-03-06/1/401 и № 03-03-06/1/402) даже без заключения Госсанэпиднадзора. Нормы налогового кодекса РФ подп.7 п.1 ст.264 кодекса позволяют это сделать. Там сказано, что затраты на обеспечение нормальных условий труда предприятие вправе отнести к расходам. Перечень «нормальных условий» труда установлен приказом Минздравсоцразвития России от 01 марта 2012 г. № 181н. Он действует с 08 апреля 2012 года. С этой даты списывать расходы на воду безопасно;
  • непогашенную задолженность сотрудника по подотчётным суммам можно списать через три года (письмо Минфина России от 08 августа 2012 г. № 03-03-07/37) , т.к. по этим суммам срок исковой давности истёк и этот долг считается безнадёжным к взысканию. Эту задолженность можно учесть во внереализационных расходах, только при наличии документов, подтверждающих трёхлетний срок (заявление от сотрудника на выдачу денег и расходный кассовый ордер);
  • стоимость услуг по продвижению сайта разрешили учесть в составе рекламных расходах (письмо Минфина России от 08 августа 2012 г. № 03-03-06/1/390). Расходы на раскрутку сайта, как и другие мероприятия рекламного характера в Интернете, можно учесть при расчёте налога на прибыль. Это будут прочие расходы, связанные с производством и реализацией. Причём нормировать их не надо. Ведь, по сути, эта реклама проводится через телекоммуникационные сети и среди массовой информации (п. 4 ст. 264 Налогового кодекса РФ);
  • по энергоэффективному оборудованию можно пересчитать амортизацию с 2010 года (письмо Минфина России от 27 июня 2012 г. № 03-03-06/1/325). Все основные средства, поименованные в Перечне, утверждённом постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 308, можно амортизировать ускоренно. Используя для этого коэффициент не выше 2.Чиновники разрешили пересчитать амортизацию с 01 января 2010 года. Дополнительную сумму расходов можно учесть в текущем периоде или в прошлых, подав уточнённые декларации.

В заключение анализа разрабатываются конкретные мероприятия, направленные на предупреждения и сокращение убытков и потерь от  внереализационных операций.

1.4. Анализ рентабельности деятельности предприятия

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственная, предпринимательская, инвестиционная), окупаемость затрат и т.д. Их применяют для оценки деятельности предприятий и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

  • показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержки производства и инвестиционных проектов;
  • показатели,характеризующие рентабельность продаж;
  • показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.

Рентабельность производственной деятельности (окупаемости издержек) исчисляется как отношение валовой или чистой прибыли к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции.

Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным  подразделениям и  видам продукции.

Аналогичным образом определяется окупаемость инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли от проекта относиться к сумме инвестиций в данный проект.

Рентабельность продаж рассчитывается делением прибыли от реализации продукции (товаров, работ, услуг) на сумму полученной выручки. Характеризует доходность реализации с рубля продаж.

Рентабельность (доходность) капитала исчисляется как отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала или отдельных его слагаемых; собственного, заемного,  основного, оборотного и т.д.

При расчете рентабельности капитала необходимо брать среднюю величину капитала за отчетный период, однако в условиях инфляции более реальные оценки можно получить, используя моментальные значения данных показателей.


Страница:   1   2   3