Меню Услуги

Финансовый анализ коммерческого банка. Часть 3.


Страницы:   1   2   3   4   5


1.5. Методы и приемы анализа деятельности банка

Анализ можно классифицировать в зависимости:

1) от периодичности:

— ежедневный;

— еженедельный (декадный), месячный;

— квартальный, годовой;

2) спектра изучаемых явлений:

— полный — изучаются все стороны работы коммерческого банка, его внешние и внутренние связи,

— тематический — анализируется узкий круг вопросов для выявления возможности улучшения отдельных сторон деятельности банка;

3) целей и характера исследования:

— предварительный — применяется для оценки состояния счетов с целью выявления возможности банка по осуществлению каких-либо операций, оперативный — проводится в ходе текущей работы банка для оценки соблюдения нормативов ликвидности и прочих показателей,

— итоговый — используется при определении эффективности деятельности банка за изучаемый период и выявлении резервов доходности,

— перспективный — проводится для прогнозирования ожидаемых результатов в предстоящем периоде и определения дальнейших направлений денежно-кредитной политики;

4) объекта исследования:

— функциональный — позволяет выявить специализацию деятельности банка, его место в системе банков, формы и перспективы взаимодействия с контрагентами,

— структурный — определяет удельный вес той или иной операции банка в общей сумме баланса, выявляет основные источники ресурсов банка и направления их размещения. Может применяться для исключения неэффективных операций,

— операционно-стоимостной — позволяет определить стоимость или рентабельность конкретных операций банка или значение каждого вида операций в формировании доходов (расходов) банка.

Методы экономического анализа базируются:

— на использовании системы отчетных, учетных, плановых и аналитических показателей. Экономические процессы и явления, происходящие в банке, взаимосвязаны между собой, поэтому и показатели используются в анализе во взаимной связи;

— выборе измерителей для оценки анализируемых процессов и явлений (абсолютные, относительные или средние величины). Например, объемы привлеченных средств по видам следует анализировать по среднемесячному остатку;

— выявлении и изучении факторов, влияющих на конечные результаты деятельности банка. Выявление взаимосвязи факторов позволяет определить их последовательное и комплексное воздействие на показатели. Например, анализируя прибыль, необходимо изучить структуру активных операций и их эффективность, исследовать расходы по элементам привлечения средств.

Методика анализа — совокупность методов и приемов, применяемых для обработки экономической информации и дающих возможность достигнуть целей анализа.

В состав методов и приемов анализа входят:

1) традиционные методы:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

а) группировка;

б) сравнение: трендовый метод,  индексный метод, балансовый метод;

в) факторный анализ: элиминирование,  способ разниц, цепная подстановка;

г) анализ относительных показателей (коэффициентов);

д)графический метод;

2) математические методы.

Группировка позволяет выделить среди изучаемых явлений характерные группы по тем или иным признакам, адаптировать их для анализа, определить степень детализации группировок по балансовым и внебалансовым счетам в зависимости от целей анализа. Правильная группировка позволяет глубже и точнее понять изучаемые процессы. Сгруппированные данные оформляются в виде аналитических таблиц.

Сравнение позволяет количественно оценить влияние изменения различных факторов на финансовое состояние банка. Применение этого метода требует сопоставимости показателей и их однородности по составу объектов. Обязательным условием сравнительного анализа является сопоставимость сравниваемых показателей, предполагающая:

— единство объемных, стоимостных, качественных, структурных показателей;

— единство периодов, за которые производится сравнение;  сопоставимость условий функционирования;

— сопоставимость методики исчисления показателей.

Методы группировки и сравнения на первом этапе анализа используются при чтении баланса и формы отчета о прибылях и убытках. При этом осуществляются анализ изменения показателей отчетных форм во времени, так называемый горизонтальный анализ, и определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции на соответствующий результирующий показатель отчетности.

Сравнение в свою очередь может осуществляться различными способами. Это может быть трендовый способ, который, по сути, похож на индексный и подразумевает сравнение каждой позиции При рассмотрении методов анализа банка следует отдельно остановиться на факторном анализе, поскольку именно он наиболее часто используется аналитиками банка. Факторный анализ может быть прямым (собственно анализ), заключающимся в раздроблении результативных показателей на составные части, или обратным (синтез), при котором отдельные элементы соединяются в общий результативный показатель.

Факторный анализ позволяет определить влияние отдельных факторов на обобщающий показатель с помощью элиминирования, способа цепных подстановок или способа разниц. Так, элиминирование — это прием для установления влияния отдельных факторов на обобщающие показатели коммерческой деятельности. При этом каждый фактор рассматривается как переменный, при этом предполагается, что другие факторы постоянные. Элиминирование может проводиться с помощью цепных подстановок, способа разниц. Факторный метод позволяет получить ряд значений обобщающего показателя путем последовательной замены базисных (планируемых) значений фактора фактическими (например, определение влияния на фактическую стоимость ресурсов изменения стоимости отдельных групп ресурсов).

Способ разниц — это упрощенный прием цепных подстановок, при котором для определения влияния на обобщающий показатель отдельных частных показателей исчисляются их разницы между фактическими и исходными (плановыми) значениями. Расчеты могут проводиться как в абсолютных, так и в относительных величинах.

Факторный анализ может быть детерминированным и стохастическим. Детерминированный факторный анализ позволяет определить влияние конкретных данных на выбранный показатель.

При стохастическом факторном анализе исходные данные задаются некоторой выборкой и в результате в процессе анализа могут быть выявлены определенные закономерности, внешне между собой не связанные.

Факторные модели могут включать различное количество переменных величин и соответствующих им параметров, в связи с чем различают однофакторные и многофакторные модели.

Существует несколько основных типов факторных моделей:

1) аддитивные модели, определяемые по формуле

Y = D + E = X1 + X2 + X3 +…+ Xn;

2) мультипликативные модели, рассчитываемые по формуле

Y = DE = X1      X2      X3  …   Xn;

3) смешанные модели, которые являются комбинацией моделей, указанных выше.

В настоящее время широкое распространение получили модели и методы нефакторного анализа. К ним относятся экспертный, структурный, функциональный методы анализа и различные методики рейтинговых оценок коммерческих банков.

Метод коэффициентов позволяет выявить количественную взаимосвязь между различными группировками, определить долю отдельных групп счетов или статей в общем объеме активов или пассивов баланса банка. Этот метод может использоваться для оценки достаточности капитала, доходности, прибыльности, качества активов или пассивов.

Графический прием используется наряду с составлением таблиц и является средством наглядной иллюстрации и методом исследования. Если необходимо установить зависимость анализируемых показателей от нескольких факторов, то используются методы математической статистики, в частности, теория корреляции, которая позволяет установить зависимость между изучаемыми параметрами, установить форму и оценить тесноту связи между ними. Другим математическим методом является метод линейного программирования.

 

ГЛАВА 2. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

2.1. История банка

Хоум Кредит энд Финанс Банк — российский коммерческий банк, один из лидеров российского рынка потребительского кредитования. Главный офис — в Москве.

Банк основан в 1990 году под названием «Инновационный банк Технополис». В 2002 году состоялась сделка о покупке Группой Home Credit«Инновационного Банка Технополис». 16 июля того же года был выдан первый кредит под брендом Home Credit в России. В том же году были открыты первое представительство и первая торговая точка.

В 2003 году банк заключил договор о партнёрстве с Эльдорадо и начал географическую экспансию. В 2004 году банк выпустил первую кредитную карту и получил первую прибыль по итогам года. Точки продаж Хоум Кредит были открыты во всех федеральных округах России, за исключением Дальнего Востока. В 2005 году банк открыл первый кредитно-кассовый офис и выдал первый кредит наличными.

В 2006 году банк сконцентрировался на совершенствовании системы андеррайтинга и противодействия мошенничеству, а также запустил программуипотечного кредитования. В 2007 году банк вышел в лидеры на рынке кредитных карт, один из первых на рынке провёл акцию 0-0-24. Хоум Кредит начал переходить от модели банка-монолайнера к универсальному розничному банку. Запущена программа автокредитования, началось привлечение вкладов физических лиц и выпуск дебетовых карт.

В 2008 году банк оптимизировал свою стратегию, гибко отреагировав на кризис. Банк сосредоточился на кредитах наличными и кредитах в точках продаж, свернув ипотеку и автокредитование.

В 2009 году банк вышел на рынок зарплатных проектов, развивает сеть банкоматов, предлагает клиентам услуги SMS-уведомлений и Интернет-банкинг. Хоум Кредит становится № 1 на рынке кредитования в точках продаж.

В 2010 году банк добивается рекордной прибыли по МСФО за все время существования — 9,4 млрд руб. Возобновляет выдачу автокредитов и активную региональную экспансию.

В 2011 году банк продолжает развитие каналов продаж, расширяя своё присутствие в регионах, привлекая для продажи своих продуктов агентов и брокеров. В результате, по итогам года объёмы выдаваемых кредитов наличными превысили объёмы POS-кредитов.

В июле 2012 года банк объявил] о переходе к стратегии работы в качестве Финансового магазина, или «ФинМага». В конце 2012 года банк занял третье место на рынке кредитования физических лиц после Сбербанка и ВТБ24, а также вошел в десятку крупнейших банков по объёму портфеля депозитов физических лиц.

В январе 2013 года банк объявил о приобретении АО «Хоум Кредит Банк» в Казахстане, который также входит к группу Home Credit B.V.

Лауреат премии «Банковское дело».

Банк принадлежит голландской Home Credit Group, которая входит в состав чешской группы компаний PPF.

Председатель совета директоров — Иржи Шмейц. Председатель правления — Юрий Андресов.

Банк Хоум Кредит активно работает на рынке розничных банковских услуг. По итогам 2012 года у ХКФБ в России было 6356 офисов различных форматов, и более 69 тысяч точек продаж.

Согласно отчётности ХКФ-банка по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО), в 2012 году его чистая прибыль составила 19,1 млрд руб., увеличившись по сравнению с 2011 годом почти на 80 %. Кредитный портфель по итогам 2012 года вырос на 98,3 % и составил 223,8 млрд руб. Главным драйвером роста объёма кредитного портфеля стали кредиты наличными. Их объём в 2012 году увеличился на 174,1 %.

По данным Frank Research Group, на 1 октября 2013 года банк занимал 26,4 % рынка кредитования в точках продаж (1-е место). По данным «Тинькофф банка», на Хоум Кредит приходится 2,9% рынка кредитных карт (9-е место). По данным Frank Research Group, доля Хоум Кредит на рынке кредитных карт на 1 октября 2013 года составляла 3,7 % (9-е место).

На 31 декабря 2012 года доля просроченных кредитов у ХКФБ составляла 6,6 %.

Согласно данным исследования холдинга РОМИР, Банк Хоум Кредит занимает 6 место по заметности среди российских банков.

2.2. Финансовый анализ на основе предоставленных данных

Составим на основе годовых отчетностей сводный баланс ООО «Хоум кредит энд Финанс банк» за последние 4 года (Таблица 2).

Таблица 1.6. – Сводный бухгалтерский баланс ООО «Хоум кредит энд Финанс банк»

Наименование статей бухгалтерского баланса 2011 г.

тыс.руб.

2012 г.

тыс.руб.

2013 г.

тыс.руб.

2014 г.

тыс.руб.

  I. Активы      
Денежные средства 573 275 1339942 1400187 6164178
Средства кредитных организаций в Центральном банке Российской Федерации 2872945 2002341 2042513 6220528
Обязательные резервы 52589 107619 187881 773237
Средства в кредитных организациях 369 661 2 811 567 298 371 4 016 918
Чистые вложения в ценные бумаги, оцениваемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток 1389089 0 0 0
Чистая ссудная задолженность 73759387 59216331 77888304 109429121
Чистые вложения в ценные бумаги и другие финансовые активы, имеющиеся в наличии для продажи 23429 21913985 11491004 11 881963
Инвестиции в дочерние и зависимые организации 23429 23430 23429 21223
Чистые вложения в ценные бумаги, удерживаемые до погашения 0 0 0 0
Основные средства, нематериальные активы и материальные запасы 4 870 702 4 775 438 5 426 641 6 472 235
Прочие активы 10690017 7 694 940 4 132 279 6 302 497
Баланс 94548505 99754544 102679299 150487440
II. Пассивы
Кредиты, депозиты и прочие средства Центрального банка Российской Федерации 15475000 12287544 0 0
Средства кредитных организаций 7 222 072 323 907 2 940 567 9 235 643
Средства клиентов (некредитных организаций) 41753254 41474307 49 718 796 90 289 801
Вклады физических лиц 5 948 692 11801687 21 201 612 60 755 147
Финансовые обязательства, оцениваемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток 0 0 0 0
Выпущенные долговые обязательства 13000000 17688190 17 000 000 20 878 853
Прочие обязательства 1 751 459 2 212 066 1 769 459 2 663 822
Резервы на возможные потери по условным обязательствам кредитного характера, прочим возможным потерям и операциям с резидентами офшорных зон 295 139 424 279 555 573 881
Всего обязательств 79496924 74410293 71 429 377 123642000
III. Источники собственных средств
Средства акционеров (участников) 4 173 000 4 173 000 4 173 000 4 173 000
Собственные акции (доли), выкупленные у акционеров (участников) 0 0 0 0
Эмиссионный доход 226 165 226 165 226 165 226 165
Резервный фонд 23 207 23 207 23 207 28 207
Переоценка по справедливой стоимости ценных бумаг, имеющихся в наличии для продажи 0 388 636 252 220 -47 066
Переоценка основных средств 0 0 0 0
Нераспределенная прибыль (непокрытые убытки) прошлых лет 11827714 10629208 17 375 332 13 370 330
Неиспользованная прибыль (убыток) за отчетный период -1198505 9 904 035 9 199 998 9 094 804
Всего источников собственных средств 15051581 25344251 31 249 922 26 845 440
Баланс 94548505 99754544 102679299 150487440

 

Для выявления основных тенденций проведём горизонтальный и вертикальный анализ данного баланса. Посмотрим как изменялась доля каждой из статей баланса в общем объёме активов (пассивов) (вертикальный анализ), а также рассчитаем цепные темпы роста (горизонтальный анализ). Для этого составим на основе Таблицы 2 ещё одну таблицу.

Таблица 1.7. – Доля статей баланса в общем объёме активов (пассивов), темпы роста

Наименование статей бухгалтерского баланса Доля, % к итогу Темпы роста, %
22011 22012 22013 22014 2011

2012

2012

2013

2013

2014

I. Активы  
Денежные средства 00,61 11,34 11,36 44,10 233,73 104,50 440,24
Средства кредитных организаций в Центральном банке Российской Федерации 33,04 22,01 11,99 44,13 69,70 102,01 304,55
Обязательные резервы 00,06 0,11 0,18 0,51 204,64 174,58 411,56
Средства в кредитных организациях 00,39 2,82 0,29 2,67 760,58 10,61 1346,28
Чистые вложения в ценные бумаги, оцениваемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток 11,47     0 0
Чистая ссудная задолженность 778,0 59,36 775,8 772,72 80,28 131,53 140,49
Чистые вложения в ценные бумаги и другие финансовые активы, имеющиеся в наличии для продажи 0,02 21,97 11,19 7,89 93533 52,44 103,40
Инвестиции в дочерние и зависимые организации 00,02 0,02 0,02 0,01  

100,00

 

 

100,00

 

 

100,00

 

Чистые вложения в ценные бумаги, удерживаемые до погашения 0   0 0
Основные средства, нематериальные активы и материальные запасы 5,15 4,79 5,29 4,30 98,04 113,64 119,27
Прочие активы 1,31 7,71 4,02 4,19 71,98 53,70 152,52
Баланс 100 100 100 100 105,51 102,93 146,56
II. Пассивы
Кредиты, депозиты и прочие средства Центрального банка Российской Федерации 16,3 12,3 0 0 79,40 0
Средства кредитных организаций 7,64 0,32 2,86 6,14 4,48 907,84 314,08
Средства клиентов (некредитных организаций) 44,1 41,5 48,4 60,0 99,33 119,88 181,60
Вклады физических лиц 6,29 11,8 20,6 40,3 198,39 179,65 286,56
Выпущенные долговые обязательства 13,7 17,7 16,5 13,8 136,06 96,11 122,82
Прочие обязательства 1,85 2,22 1,72 1,77 126,30 79,99 150,54
Резервы на возможные потери по условным обязательствам кредитного характера, прочим возможным потерям и операциям с резидентами офшорных зон 0,31 0,43 0 0,38 143,76 0,13 103401,9
Всего обязательств 84,0 74,5 69,5 82,1 93,60 95,99 173,10
III. Источники собственных средств
Средства акционеров (участников) 4,41 4,18 4,06 2,77 100 100 100
Собственные акции (доли), выкупленные у акционеров (участников) 0 0 0 0
Эмиссионный доход 0,24 0,23 0,22 0,15 100 100 100
Резервный фонд 0,02 0,02 0,02 0,02 100 100 121,55
Переоценка по справедливой стоимости ценных бумаг, имеющихся в наличии для продажи 0 0,39 0,25 -0,03 64,90 18,66
Переоценка основных средств 0 0 0 0 0 0 0
Нераспределенная прибыль (непокрытые убытки) прошлых лет 12,5 10,6 16,9 8,88 89,87 163,47 76,95
Неиспользованная прибыль (убыток) за отчетный период -1,27 9,93 8,96 6,04 -826,37 92,89 98,86
Всего источников собственных средств 15,9 25,4 30,4 17,8 168,38 123,30 85,91
Баланс 100 100 100 100 105,51 102,93 146,56

 

По итогам вертикального анализа, проведенного в Таблице 1.7., можно сделать следующие выводы.

В структуре актива на протяжении рассматриваемого периода наибольшую долю занимала чистая ссудная задолженность (задолженность без процентов и пени) (рисунок 1). Это свидетельствует о том, что банк активно кредитует своих клиентов и именно эта деятельность является профилирующей в его работе. В 2011 году она составила 73 759 387 тыс.руб. или 78,01%, в 2014 г. — 109 429 121 тыс.руб. (72,72%).

Рисунок 5 – Структура актива баланса,%

Самыми ликвидными статьями актива являются денежные средства, средства кредитный организаций в Центральном Банке, средства в кредитных организациях. Однако, их доля в структуре актива весьма низка. Так, доля денежных средств в 2011 г. составила всего 0,61%, тем не менее она имеет тенденцию к увеличению и в 2012 г. она уже составила 1,34%, а в 2013г. и в 2014г. – 1,36% и 4,10% соответственно. Доля средств кредитный организаций в Центральном Банке РФ, несмотря на ее снижение в 2012г. и 2013г., к 2014г. также увеличилась и составила 4,13%. Доля средств в кредитных организациях к 2014г. – 2,67%.

Что касается вложений в ценные бумаги, то стоит отметить, что с 2012г. в структуре активов нет чистых вложений в ценные бумаги, оцениваемых по справедливой стоимости через прибыль или убыток (ценные бумаги, текущая (справедливая) стоимость которых может быть надежно определена), в 2011г. их доля составляла 1,47%. Доля чистых вложений в ценные бумаги и другие финансовые активы, имеющиеся в наличии для продажи, в 2014г. составила 7,89%.

Доля основных средств, нематериальных активов и материальных запасов изменялась незначительно за анализируемый период, и в 2014г. составила 4,30%.

В структуре пассивов баланса наибольшую долю составляют средства клиентов банка (Рисунок 2). Из этого вновь можно сделать вывод, что банк активно привлекает средства населения и некредитных организаций. Доля данной статьи имеет тенденцию к увеличению, однако в 2012г. она была незначительно снижена до 41,58% (для сравнения 2011г. 44,16%), но в 2013г. вновь увеличилась и составила 48,12%, а в 2014г. – 60%.

Рисунок 2 – Структура пассива баланса, %

В 2011 г. существенную долю имела статья «кредиты, депозиты и прочие средства Центрального банка Российской Федерации», она составляла 16,37% и в 2012г. 12,32%, тем не менее в 2013г. и 2014г. она равнялась нулю, что является положительным моментом.

Доля выпущенных долговых обязательств увеличилась с 13,75% в 2011г. до 17,73% в 2012г., но к 2014г. практически вернулась к первоначальному уровню рассматриваемого периода и составила 13,87%.

Средства кредитных организаций в 2014г. составили лишь 6,14% в структуре пассивов. Такой уровень данного показателя свидетельствует о том, что банк не нацелен на привлечение средств в кредитном секторе, хотя имеется тенденция к увеличению их доли, в 2014г. она увеличилась на 3,28% по сравнению с предыдущим годом.

Доля собственных средств банка в 2014г. по сравнению с предыдущими анализируемыми годами снизилась, она составила 17,84%, для сравнения в предыдущем году – 30,43%. Это является негативной тенденцией, т.к. ведет к снижению финансовой устойчивости банка.

Исходя из горизонтального анализа можно отметить следующее.

Наиболее ликвидные статьи актива баланса, отмеченные ранее, имеют высокие темпы роста, что, безусловно, является положительным, т.к. это означает, что банк имеет достаточно средств для погашения текущий и краткосрочных обязательств, а это, в свою очередь, положительно характеризует его с точки зрения его кредитоспособности и платежеспособности. Денежные средства в 2014г. по сравнению с 2013г. увеличились на 340,24%, или в абсолютном выражении на 4 763 991 тыс.руб., средства кредитных организаций в Центральном банке Российской Федерации на 204,55% или 4 178 015 тыс.руб. Наибольший рост в 2014г. был по средствам в кредитных организациях, которые увеличили на 1246,67% или 3 718 547 тыс.руб., это связано со значительным их сокращением в 2013г.Изменение данных статей в абсолютном выражении представлено на Рисунке 3.

Рисунок 3 – Изменение наиболее ликвидных статей баланса

Чистая ссудная задолженность в 2012г. снизилась на 19,72%, но в 2013г. увеличилась на 31,53%, а в 2014г. ещё на 40,49%, что говорит об увеличении темпа кредитования. Увеличение ссудной задолженности в абсолютном выражении наглядно представлено на Рисунке 4.

Рисунок 4 – Изменение чистой ссудной задолженности

Чистые вложения в ценные бумаги и другие финансовые активы, имеющиеся в наличии для продажи в 2014г. увеличились незначительно. В целом за рассматриваемый период темпы роста по этой статье весьма нестабильны.

Объем основных средств, нематериальных активов и материальных запасов в 2014г. увеличился на 19,27% (Рисунок 4). Это увеличение может свидетельствовать о расширении деятельности Банка, открытии новых офисов, т.е. о расширении его географической сети. Такие изменения крайне положительно влияют на деятельность банка, привлекая новых клиентов, а следовательно и новые источники финансовых поступлений.

Рисунок 5 – Темпы роста основных средств, нематериальных активов, материальных запасов

Валюта баланса имеет тенденцию к увеличению на протяжении всего изучаемого периода (рисунок 5), в 2014г. по сравнению с 2013г. она увеличилась на 46,56%, или в абсолютном выражении на 47 808 141 тыс.руб.

Рисунок 6 – Изменение валюты баланса, тыс.руб.

Анализируя пассив, можно сказать, что средства клиентов имеют тенденцию к росту, прирост в 2014г. составил 181,60%.

Средства кредитных организаций были очень снижены в 2012г., на 95,52%. Однако в 2013 году прирост составил 907,84%, а в 2014 – 314,08%.

Значительно выросли резервы банка на возможные потери по условным обязательствам кредитного характера, прочим возможным потерям и операциям с резидентами оффшорных зон, что является весьма положительным, в абсолютном выражении в 2014г. они увеличились на 573 326 тыс.руб.или на 103401,9%. Изменение резервов банка представлено на Рисунке 7.

Рисунок 7 – Изменение резервов на возможные потери по условным обязательствам кредитного характера, прочим возможным потерям, тыс. руб.

Общая сумма обязательств к 2014г. увеличилась на 73,10% . Это связано с получением в 2014г. долгосрочного кредита в размере 500 млн. дол. США.

 


Страницы:   1   2   3   4   5