Меню Услуги

Финансовый контроль в бюджетной организации: цели, особенности организации и методы проведения. Часть 4.


Страницы:   1   2   3   4   5

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

2.2. Организация и методы внешнего финансового контроля за деятельностью МАДОУ «Детский сад «Семицветик» города Белоярский»

Муниципальный финансовый контроль в Белоярском районе– это регламентированная нормами права деятельность представительных, исполнительных и контрольных органов местного самоуправления, наделенных соответствующими полномочиями по контролю за законностью, своевременностью, правильностью, эффективностью и результативностью образования, распределения и использования бюджетных средств, осуществляемый на всех стадиях бюджетного процесса в Белоярском районе, городском и сельских поселениях в границах Белоярского района, а также эффективным управлением и сохранностью муниципального имущества.

Цель муниципального финансового контроля в Белоярском районе — обеспечение соблюдения принципов законности, целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по управлению (включая стадии планирования, формирования, распределения и использования) муниципальными финансовыми ресурсами, материальными ценностями и нематериальными объектами, их сохранности и приумножения для выполнения муниципальным образованием своих функций.

Субъектами, осуществляющими финансовый контроль в МАДОУ «Детский сад «Семицветик» являются:  Дума Белоярского района, Советы депутатов городского и сельских поселений в границах Белоярского района, контрольно-счетная палата Белоярского района, Комитет по финансам и налоговой политике администрации Белоярского района, главные распорядители бюджетных средств Белоярского района, органы администрации Белоярского района, осуществляющие функции и полномочия учредителя МАДОУ «Детский сад «Семицветик», наблюдательный совет автономного учреждения.

Муниципальный финансовый контроль в Белоярском районе, городском и сельских поселениях в границах Белоярского района осуществляется в следующих формах:

1) предварительный финансовый контроль — предшествует совершению финансово-хозяйственных операций и осуществляется на стадии планирования и утверждения бюджета Белоярского района;

2) текущий финансовый контроль — осуществляется в течение финансового года в процессе исполнения бюджета Белоярского района, в ходе принятия бюджетных обязательств, подтверждения и санкционирования оплаты бюджетных обязательств, проведения наблюдения, анализа и сверки фактических затрат и полученных результатов с запланированными в целях оперативного выявления отклонений и принятия мер по их устранению;

3) последующий финансовый контроль — осуществляется в форме проверок финансово-хозяйственной деятельности после завершения отчетного периода и текущего финансового года.

Полномочиями субъектов финансового контроля являются:

  1. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации Дума Белоярского района, Советы депутатов городского и сельских поселений в границах Белоярского района осуществляют муниципальный финансовый контроль в формах предварительного, текущего, последующего контроля по бюджетно-финансовым вопросам в ходе осуществления следующих полномочий:

1) утверждение бюджета Белоярского района, бюджетов городского и сельских поселений в границах Белоярского района и отчетов об их исполнении;

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

3) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

4) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Внешний муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетной палатой Белоярского района на основании Соглашений о передаче осуществления части полномочий органов местного самоуправления городского и сельских поселений в границах Белоярского района контрольному органу Белоярского района

  1. Комитет по финансам и налоговой политике администрации Белоярского района в ходе планирования и исполнения бюджета Белоярского района осуществляет предварительный, текущий и последующий финансовый контроль в соответствии с установленными Положением о Комитете по финансам и налоговой политике администрации Белоярского района полномочиями:

1) составление проекта решения о бюджете Белоярского района, представление его с необходимыми документами и материалами в Думу Белоярского района;

2) осуществление финансового контроля за операциями с бюджетными средствами получателей средств бюджета Белоярского района, средствами администраторов источников финансирования дефицита бюджета Белоярского района, а также за соблюдением получателями бюджетных инвестиций и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств;

  1. Главные распорядители средств бюджета Белоярского района, городского и сельских поселений в границах Белоярского района осуществляют внутренний финансовый контроль за подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств, за использованием субсидий, субвенций их получателями в соответствии с условиями и целями, определенными при предоставлении указанных средств из соответствующих бюджетов, в форме внутреннего аудита по направлениям:

1) аудит соблюдения законодательства (процедур при подготовке бюджета, распределения бюджетных ассигнований и т.д.) подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств Белоярского района, городского и сельских поселений в границах Белоярского района;

2) проверки подведомственных распорядителей (получателей) бюджетных средств Белоярского района, городского и сельских поселений в границах Белоярского района в части обеспечения целевого и правомерного использования бюджетных средств;

3) аудит эффективности использования бюджетных средств (соотношение затрат и результатов) подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств Белоярского района, городского и сельских поселений в границах Белоярского района.

  1. Органы администрации Белоярского района, осуществляющие функции и полномочия учредителя бюджетного и (или) автономного учреждения, наблюдательные советы автономных учреждений в ходе контроля деятельности муниципального бюджетного и (или) автономного учреждения осуществляют финансовый контроль по направлениям:

1) осуществление видов деятельности, предусмотренных уставом бюджетного и автономного учреждения;

2) принятие и выполнение бюджетным и автономным учреждением плана финансово-хозяйственной деятельности;

3) выполнение бюджетным и автономным учреждением муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ);

4) деятельность бюджетного и автономного учреждения, связанная с использованием имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, а также с распоряжением указанным имуществом и обеспечением его сохранности;

5) совершение крупных сделок бюджетным и автономным учреждением;

6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности бюджетного и автономного учреждения.

Между субъектами финансового контроля осуществляется распределение функций на уровне Белоярского района, городского и сельских поселений в границах Белоярского района:

1) в отношении органов местного самоуправления Белоярского района,  муниципальных казенных учреждений Белоярского района, муниципальных унитарных предприятий Белоярского района, а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в собственности Белоярского района, городского и сельских поселений в границах Белоярского района;

2) в отношении муниципальных бюджетных и автономных учреждений Белоярского района, в том числе и в МАДОУ «Детский сад «Семицветик»  путем осуществления проверки соблюдения условий получения ими субсидий, гарантий за счет средств бюджета Белоярского района в порядке контроля за деятельностью главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета Белоярского района, предоставивших указанные средства, в случаях, если возможность проверок указанных организаций установлена в договорах о предоставлении субсидий, гарантий за счет средств бюджета Белоярского района.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Для осуществления наиболее рационального и эффективного муниципального финансового контроля в Белоярском районе, координации деятельности и взаимодействия между субъектами муниципального финансового контроля могут заключаться соглашения о сотрудничестве, обмене результатами контрольной и экспертно-аналитической деятельности, нормативными и методическими материалами.

Подготовка и проведение внешних финансовых проверок

МАДОУ «Детский сад Семицветик» является государственным автономным учреждением, поэтому проверку финансово-хозяйственной деятельности осуществляют контрольно-ревизионные органы. Проверка осуществляется один раз в два года.

Ревизия – это ведомственная проверка финансово-хозяйственной деятельности учреждения, осуществляемая по распоряжению вышестоящих органов.

Задачи ревизии – установить законность, достоверность, экономическую целесообразность совершенных финансово-хозяйственных операций.

Для ревизии важно выявить и установить:

  • контроль за соблюдением государственной дисциплины;
  • правильность использования государственных средств;
  • сохранность денежных средств и материальных ценностей;
  • правильность ведения бухгалтерского учета;
  • выявить факторы бесхозяйственности, расточительства, хищений;
  • установить виновных для возмещения вреда государству.

Ревизии бывают: ведомственная и вневедомственная, плановая и внеплановая, полная и неполная, сплошная и выборочная, тематическая, комплексная, комбинированная, сквозная, дополнительная, повторная.

Ведомственный финансовый контроль — это контроль за финансовой деятельностью организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему России, в рамках которой созданы контрольно-ревизионные органы.

Контрольно-ревизионные службы (аппараты) — это органы, непосредственно осуществляющие ведомственный и внутренний финансовый контроль за хозяйственной деятельностью учреждений. Под контрольно-ревизионной службой (аппаратом) считать Главную контрольно-ревизионную инспекцию, управление, отдел, отделение, группу, а также отдельных ревизоров, в соответствии со штатной численностью.

Планирование и учет контрольно-ревизионной работы осуществляет контрольно-ревизионное управление.

Планирование ревизионной работы проводит председатель ревизионной комиссии.

Организация ревизионной работы включает следующие этапы:

1.Подготовительная работа.

2.Установление делового контакта.

3.Общее знакомство с объектом контроля.

4.Организация и проведение ревизии.

5.Документальное оформление результатов.

6.Реализация решения по результатам.

7.Организация контроля за выполнением решений, принятых по результатам ревизии.

Для подготовки и проведения комплексной ревизии МАДОУ «Детский сад Семицветик», назначается ревизионная группа, в составе работников контрольно-ревизионного аппарата. Также привлекаются высококвалифицированные специалисты со стороны.

До начала ревизии изучаются материалы МАДОУ «Детский сад Семицветик»; производится ознакомление с результатами предыдущей ревизии, с балансом и отчетами, выясняется, не имеется ли данных о нарушении финансовой дисциплины, о фактах или имело место хищения. Затем составляется программа ревизии.

Затем составляется рабочий план с указание конкретных сроков и участников работ для каждого члена ревизионной группы.

Руководитель ревизионной группы до начала ревизии знакомит ее участников с содержанием программы ревизии и распределяет вопросы и участки работы между его исполнителями.

В процессе ревизии финансово-хозяйственной деятельности МАДОУ
осуществляется:

  • проверка учредительных, регистрационных, плановых, отчетных, бухгалтерских и других документов по форме и содержанию в целях установления законности и правильности произведенных операций;
  • проверка фактического соответствия совершенных операций данным первичных документов, в том числе по фактам получения и выдачи указанных денежных средств и материальных ценностей, фактически выполненных работ (оказанных услуг) и т.п.;

Участники ревизионной группы определяют необходимость и возможность применения тех ревизионных действий, приемов и способов получения информации, и практических процедур, объема выборки данных из  проверяемой совокупности, обеспечивающего надежную возможность сбора требуемых сведений и доказательств.

Руководитель МАДОУ «Детский сад Семицветик» обязан создавать надлежащие условия для проведения участниками ревизионной группы: предоставить необходимое помещение, оргтехнику, средства связи, канцелярские принадлежности, обеспечить машинописными предметами и т.п.

В случае отказа работниками МАДОУ «Детский сад Семицветик» предоставить необходимые документы либо возникновения иных препятствий, не позволяющих проведению ревизии, руководитель ревизионной группы, а в необходимых случаях руководитель контрольно-ревизионного органа сообщает об этих фактах в орган, по поручению которого проводится ревизия.

Результаты ревизии оформляются актом.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Результаты ревизии излагаются в акте на основе проверенных данных и фактов, подтвержденных имеющимися в ревизуемых и других организациях документами, результатами произведенных встречных проверок и процедур фактического контроля, других ревизионных действий, заключений специалистов и экспертов, объяснений должностных и материально ответственных лиц.

Материалы ревизии состоят из акта ревизии и надлежаще оформленных приложений к нему, на которые имеются ссылки в акте ревизии (документы, копии документов, сводные справки, объяснения должностных и материально ответственных лиц и т.п.).

По результатам проведенной ревизии руководитель контрольно-
ревизионного органа направляет руководителю МАДОУ «Детский сад Семицветик» представление для принятия мер по пресечению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности виновных лиц.

Кроме того, руководителем контрольно-ревизионного органа материалы ревизии по вопросам целевого использования средств федерального бюджета передаются в установленном порядке в органы федерального казначейства для организации работы по реализации этих материалов.

Контрольно-ревизионный орган обеспечивает контроль над ходом реализации материалов ревизии и при необходимости принимает другие предусмотренные законодательством РФ меры для устранения выявленных нарушений и возмещения причиненного ущерба.

Для совершенствования системы учета и контроля  необходимо информировать руководство МАДОУ «Детский сад Семицветик» о недостатках, выявленных в учетных записях, бухгалтерском учете и в системе внутреннего контроля; перечень обстоятельств, при которых эти недостатки были выявлены и давать рекомендации по устранению выявленных недостатков так, как это осуществляется в аудите. Работа бухгалтерских служб будет более грамотной, если ревизоры будут информировать руководителя и главного бухгалтера о недостатках в бухгалтерском учете, а не только описывать факт нарушения в акте ревизии.

Информация для руководства не может рассматриваться как полный отчет обо всех существенных недостатках. Она включает лишь те ошибки, которые были обнаружены в процессе ревизии. Предоставление информации руководству МАДОУ «Детский сад Семицветик» не является обязательным требованием, но в нынешних условиях это рекомендуется делать с целью доведения до его сведения недостатков в учетных записях, бухгалтерском учете и внутреннем контроле, которые могут привести к существенным ошибкам в финансовой отчетности. Информация должна содержать описание выявленных недостатков, указание на их несоответствие законодательству и нормативным актам, а также включать рекомендации по улучшению учета и контроля в учреждении.

Внесение рекомендаций не отменяет и не изменяет содержания акта ревизии.

Информация для руководства должна быть четкой, краткой, содержательной, без фактических неточностей. Различные уро­вни значимости сведений должны быть четко выделены. По согласованию с руководством для разных уровней управления могут быть составлены отдельные письма.

Эта информация конфиденциальна и должна быть доступна только ограниченному кругу лиц из руководства учреждения.

Принципы подготовки, требования к содержанию и порядку подготовки письменной информации должны основываться на российских стандартах аудиторской деятельности «Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита».

  1. Контрольно-ревизионному органу необходимо систематически изучать и обобщать материалы ревизий и на основе этого, в необходимых случаях, вносить предложения о совершенствовании системы государственного финансового контроля, дополнениях, изменениях, пересмотре действующих в РФ законодательных и других нормативных правовых актах. Оказывать методическую и практическую помощь бухгалтерским, финансовым, тыловым и другим службам по устранению недостатков и нарушений на местах в период ревизии.
  2. Проводить ревизии комплексным методом с привлечением узких специалистов, что улучшит качество проверяемой деятельности МАДОУ «Детский сад Семицветик», а также поможет ревизорам более четко ориентироваться в проблемных узких направлениях деятельности учреждения.
  3. Повышение уровня профессиональной подготовки, назначение более опытных соответствующих руководителей структурных подразделений, а также переподготовка руководящего состава на курсах повышения квалификации приведет к наиболее качественной работе и повлечет меньше ошибок и исправлений.
  4. Внедрение передовых форм ведения бухгалтерского учета также будет способствовать более четкому и совершенному учету. Также для полноты информации и общего ознакомления всех ревизоров необходимо создать и применять информационно-аналитические программы, а также создать базу данных для общего анализа. Для создания базы данных федерального уровня необходимо наличие все охватывающей системы информационного обеспечения, которая подкрепляется ведомственными целевыми и аналитическими программами, а также конкретными планами мероприятий по строительству информационных систем, в том числе и самой базы данных.

Целью создания информационной базы является возможность отслеживать происходящую в бюджетной сфере деятельность, преобразования и принятые управленческие решения. Часто приходится сталкиваться с различными вопросами бухгалтерского учета, которые вызывают у ревизоров определенные затруднения в связи с их сложностью и запутанностью, иногда возникающей вследствие специально продуманной системы действий должностных лиц.

Указанная информационная база представляет собой многоуровневую информационную систему, состоящую из получения, обработки, хранения информации; выработки управляющего решения; передачи управляющего воздействия на объект управления; контроля исполнения; анализа воздействия принятого решения на объект управления.

Реформирование системы государственного управления является важнейшим условием ускорения социально-экономического развития страны [18]. Необходимым условием повышения качества управления государственными и муниципальными финансами является функционирование действенной и эффективной системы государственного и муниципального финансового контроля.

Основными направлениями развития и совершенствования государственного и муниципального финансового контроля, по мнению автора, являются:

  • приведение теоретической базы и методологического обеспечения государственного и муниципального финансового контроля в РФ в соответствии с требованиями современной экономики;
  • совершенствование законодательного и нормативного правового регулирования финансового контроля в РФ;
  • унификация регламентов и стандартов деятельности контрольных органов;
  • разработка адекватного характеру решаемых задач методического обеспечения деятельности контрольных органов;
  • внедрение в практическую деятельность органов государственного и муниципального финансового контроля РФ аудита эффективности государственных расходов;
  • разработка механизма взаимодействия органов государственного и муниципального финансового контроля как внутри системы, так и с правоохранительными органами, органами негосударственного финансового контроля;
  • четкое разграничение полномочий и ответственности между органами государственного и муниципального финансового контроля в РФ;
  • совершенствование действующего механизма ответственности за нарушение бюджетного законодательства;
  • повышение эффективности системы управления в органах государственного и муниципального финансового контроля;
  • повышение роли государственного и муниципального финансового контроля для создания эффективной, устойчивой системы финансовых взаимоотношений между органами государственной власти в РФ;
  • развитие информационных технологий в деятельности органов государственного и муниципального финансового контроля.

Создание единой методологии государственного и муниципального финансового контроля в РФ позволит всем субъектам контроля и субъектам хозяйствования получить четкие ориентиры в процессе определения и реализации своих задач, функций, полномочий, а также определить цели, задачи, принципы, этические нормы финансового контроля [17]. Должны быть законодательно определены: виды, субъекты и объекты контроля, сферы внешнего и внутреннего контроля. Отсутствие общих подходов к классификации государственного и муниципального финансового контроля, стандартизации контрольных процедур, единой терминологии создает трудности в разработке и применении нормативно-правовых актов, методических документов контролирующих органов, способствует возникновению ряда спорных ситуаций.

Ключевым направлением совершенствования государственного и муниципального финансового контроля должно стать принятие единой Концепции государственного финансового контроля в РФ, которая позволит определить единые методологические и правовые основы осуществления государственного финансового контроля в Российской Федерации. Предлагаемая концепция также должна содержать определение места и роли государственного финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности государства.

В рамках концепции, например, следует: определить сферы государственного и муниципального финансового контроля с целью решения вопроса о «границах» распространения его на негосударственный сектор экономики; определить систему органов, осуществляющих контроль, а также направления их взаимодействия.

Совершенствование законодательного и нормативного правового регулирования государственного и муниципального финансового контроля требует организация и проведение внешнего финансового контроля муниципальных образований как составной части единого финансового контроля, а также следует решить вопрос о создании межмуниципальных контрольных органов.

Разработка единой кодифицированной системы стандартов государственного и муниципального финансового контроля даст возможность установить единые требования и правила к организации и проведению контрольных мероприятий. Следует также решить вопрос, касающийся «унификации» форм отчетности органов государственного финансового контроля, в том числе с учетом установленных критериев и показателей контрольной деятельности.

Кроме того, необходимо четко определить статус органов государственного и муниципального финансового контроля по отношению к органам аудиторского контроля, законодательно закрепив их приоритет в вопросах методологии финансового контроля. До сих пор не решен вопрос о необходимости разработки основополагающих правовых актов, таких как Федеральный закон о государственном финансовом контроле в РФ, о статусе контрольно-счетных органов.

Важной проблемой осуществления контроля является низкий процент возврата бюджетных средств по результатам проведенных ревизий и проверок.

В связи с этим необходимо принятие комплекса мер по повышению уровня результативности контрольных мероприятий, направленного на уточнение ответственности государственных должностных лиц за нарушение требований закона при исполнении бюджетов и внебюджетных фондов и распоряжении государственной собственностью; повышение ответственности должностных лиц за неисполнение предписаний контрольных органов; установление правовых норм, закрепляющих механизм возврата бюджетных средств и ответственность должностных лиц за предоставление необеспеченных бюджетных кредитов, ссуд и т.п.

Использование новых информационных технологий является фактором повышения эффективности государственного финансового контроля. Необходимым условием эффективной деятельности контрольных органов сегодня является создание систем электронного документооборота.

Важным направлением в развитии информационных технологий в деятельности органов государственного и муниципального финансового контроля, с наше точки зрения, является создание информационного обеспечения системы внутреннего контроля.

Использование информационной системы «Внутренний контроль и аудит» позволит создать информационную базу нарушений, недостатков и неэффективного использования ресурсов при осуществлении контрольными органами полномочий в установленной сфере деятельности с целью их минимизации.

Информатизация деятельности органов государственной власти, государственного и муниципального финансового контроля на основе передовых технологий с использованием оперативной информации открывает перспективы повышения эффективности реализации государственных средств.

Решение данных задач позволит повысить эффективность контрольных мероприятий, снизить количество злоупотреблений и правонарушений в финансово-хозяйственной деятельности, улучшить общую экономическую и социальную ситуацию в стране.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

2.3. Организация системы внутреннего финансового контроля за деятельностью МАДОУ «Детский сад «Семицветик» города Белоярский»

Одно из важных условий обеспечения эффективности использования денежных средств, трудовых и материальных ресурсов учреждения – правильно организованный внутренний финансовый контроль, а также действенный внутренний хозяйственный контроль.

Система внутреннего финансового и хозяйственного контроля в МАДОУ «Детский сад «Семицветик»  включает:

  1. Нормативное регулирование прав, обязанностей и ответственности должностных лиц;
  2. субъекты, то есть должностных лиц, ведущих внутренний контроль;
  3. объекты внутреннего контроля;
  4. виды, формы и методы внутреннего финансового и хозяйственного контроля;
  5. целенаправленное руководство внутренним финансовым и хозяйственным контролем;
  6. планирование деятельности в области внутреннего контроля.

Внутренний контроль направлен на проверку в МАДОУ «Детский сад «Семицветик»:

  1. соблюдения федеральных законов, постановлений и распоряжений Правительства РФ, правовых актов субъектов РФ, муниципальных правовых актов;
  2. исполнения приказов и распоряжений руководителя МАДОУ «Детский сад «Семицветик»;
  3. законности совершения кассовых операций;
  4. организации учета и обеспечения сохранности имущества;
  5. соответствия операций регламентам и полномочиям сотрудников;
  6. наличия внутрихозяйственных резервов и принятия мер к их использованию в интересах обеспечения деятельности учреждения;
  7. соответствия проводимых финансовых операций в части финансово-хозяйственной деятельности и их отражения в бюджетном учете;
  8. точности и полноты документации бухгалтерского учета;
  9. своевременности подготовки достоверной бухгалтерской отчетности;
  10. предотвращения ошибок и искажений в учете;
  11. причин недостатков и нарушений в финансово-хозяйственной деятельности, а также мер их устранения, предупреждения и своевременного возмещения причиненного ответственными лицами материального ущерба;
  12. опыта практического применения и совершенствования действующих положений, инструкций и иных актов, определяющих нормы и порядок финансового и материального обеспечения.

В Положении о внутреннем контроле в МАДОУ «Детский сад «Семицветик» определяются организация внутреннего контроля, руководство контрольно-ревизионной работой и ответственность за ее состояние. Порядок организации и обеспечения (ведения) субъектом учета внутреннего финансового контроля утверждается актом субъекта учета, устанавливающим в целях организации и ведения бухгалтерского учета учетную политику субъекта учета. Таким образом, наиболее правомерным представляется утверждение положения о внутреннем контроле в составе учетной политики учреждения – в качестве одного из приложений.

Положение о внутреннем контроле в  МАДОУ «Детский сад «Семицветик» включает следующие разделы.

  1. Цели, задачи и принципы внутреннего контроля. В данном разделе указаны нормативные документы, применяемые в рамках контрольных мероприятий, а также соответственно их цели и задачи.
  2. Порядок организации внутреннего контроля. То есть объекты контроля, график проведения мероприятий (инвентаризаций, ревизий, проверок) и порядок их оформления.
  3. Права и обязанности контролирующих и контролируемых лиц. В этом разделе определяется состав комиссий по проведению внутреннего контроля, порядок привлечения работников МАДОУ «Детский сад «Семицветик» для участия в работе комиссии, разграничение полномочий и т. п. Также определяется перечень лиц, ответственных за проведение ревизий и проверок, и список лиц, уполномоченных проводить служебные расследования по материалам ревизий и проверок по отдельным направлениям.
  4. Ответственность сторон в части соблюдения положения о внутреннем контроле.
  5. Порядок обработки результатов мероприятий внутреннего контроля, устранения выявленных недостатков и выполнения вынесенных предложений.
  6. Оценка состояния эффективности системы внутреннего контроля в МАДОУ «Детский сад «Семицветик». Оценка производится субъектами внутреннего контроля и рассматривается на специальных совещаниях, проводимых руководителем МАДОУ «Детский сад «Семицветик».
  7. Иные необходимые разделы.

Должностные лица, на которых возложена работа по организации внутреннего финансового контроля в МАДОУ «Детский сад «Семицветик», рассматривают материалы ревизий и проверок внешних контролирующих органов и принимают меры к своевременному устранению выявленных нарушений и недостатков, повышению качества и эффективности внутреннего контроля.

Комиссии необходимо рассматривать результаты финансово-хозяйственной деятельности МАДОУ «Детский сад «Семицветик», разрабатывать предложения по улучшению этой деятельности. Также следует принимать необходимые меры для укрепления кассовой, плановой, договорной и штатной дисциплины, соблюдения законности, предупреждения и пресечения бесхозяйственности, халатности, расточительства и злоупотреблений в расходовании денежных средств и материальных ценностей. Особое внимание необходимо уделять проверке организации закупок для государственных (муниципальных) нужд в учреждении.

Мероприятия, проводимые в рамках внутреннего финансового контроля в МАДОУ «Детский сад «Семицветик», взаимозависимы и проводятся последовательно. Вначале следует проверка:

  1. финансово-плановых документов (составления смет, штатных расписаний, тарификаций и т. п.);
  2. порядка начисления заработной платы, назначений пенсий и пособий (наличия положений об оплате труда, приказов о приеме, переводе и увольнении сотрудников, приказов о создании комиссии по ФСС и т. п.);
  3. других локальных документов, необходимых для финансово-хозяйственной деятельности в учреждении.

Позднее, после совершения финансово-хозяйственных операций, производят последующий финансовый контроль документации. Например, проверяют кассовые операции, достоверность операций, совершенных по бюджетным и внебюджетным лицевым счетам, расчеты с подотчетными лицами, поставщиками и покупателями, полноту оприходования материальных запасов, готовой продукции, правильность принятия к учету и выбытия основных средств, проведение ремонтных работ и т. п.

В соответствии с предъявляемыми требованиями первичные документы в МАДОУ «Детский сад «Семицветик»:

  1. Оформляются в момент совершения хозяйственных операций или сразу после их окончания, иначе возрастает вероятность ошибочных записей в первичном документе. Кроме того, операция вообще может остаться не отраженной в учете.
  2. Содержат обязательные реквизиты, установленные законодательством о бухгалтерском учете.
  3. Соответствуют типовым унифицированным формам, если таковые установлены.
  4. Соответствуют формам документов, описанным в учетной политике организации (если формы документов установлены учетной политикой учреждения).

Кроме того, специальные расчеты и бухгалтерские справки, содержащие обоснование исправлений в случаях внесения таких исправлений в бухгалтерский учет, излагаются просто и ясно во избежание двусмысленного толкования.

По результатам проведенного мероприятия внутреннего контроля в МАДОУ «Детский сад «Семицветик» составляется соответствующий акт.

При включении в акт выявленных недостатков, нарушений и злоупотреблений необходимо указать на то, какие нормативные акты нарушены, и на подлинные документы, подтверждающие достоверность сделанных в акте записей. Например, если в приходном кассовом ордере (при получении суммы из банка в кассу) указана сумма, не соответствующая сумме по банковской выписке, то в акте следует указать номер, дату, сумму ПКО, номер листа кассовой книги, дату выписки банка, сумму, списанную с лицевого счета.

Работники МАДОУ «Детский сад «Семицветик», допустившие недостатки, искажения и нарушения, в письменной форме обязаны представить руководителю учреждения объяснения по вопросам, относящимся к результатам внутреннего контроля. Только на основании полной и достоверной информации руководитель  МАДОУ «Детский сад «Семицветик» может принять адекватные меры.

Таким образом, выявляя отклонения от целей и задач, факты необеспечения сохранности денежных средств и материальных ценностей и устанавливая причины их возникновения, внутренний контроль позволяет оперативно разрабатывать и реализовать на практике мероприятия, направленные на оптимальное функционирование и повышение эффективности работы структурных подразделений и образовательного учреждения в целом.

Необходимо определить и утвердить приказом руководителя образовательного учреждения систему внутреннего контроля, включающую в себя виды контрольных мероприятий, ответственных за их проведением и сроки осуществления, порядок оформления результатов проверок и рассмотрения руководством образовательного учреждения. Вопросы внутреннего контроля целесообразно отразить в коллективном договоре, так как в контроле должны участвовать, представители общественных организаций, имеется необходимость учитывать результаты контрольных проверок при поощрении работников.

В Федеральном законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» отсутствует перечень условий, при которых должна проводиться инвентаризация. В то же время в п. 3 ст. 11 данного нормативного акта говорится, что случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом самостоятельно, за исключением обязательного проведения инвентаризации, установленного законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами.

Контроль за движением имущества в МАДОУ «Семицветик» осуществляет главный бухгалтер. Таким образом, ответственность за то, что при увольнении работника – материально ответственного лица не была проведена инвентаризация, лежит не на этом работнике, а на главном бухгалтере. Это значит, что после увольнения работник не обязан специально приходить к бывшему работодателю, чтобы участвовать в процедурах передачи дел и товарно-материальных ценностей.

Рассмотрим поэтапно процесс проведения инвентаризации в МАДОУ «Семицветик»:

  • Формирование инвентаризационной комиссии.
  • Согласование сроков проведения и видов имущества для инвентаризации.
  • Подготовка приказа о проведении инвентаризации (форма, утвержденная Госкомстата России от 18 августа 1998 г № 88) Приказ утверждается руководителем МАДОУ «Семицветик».
  • Передача данных учета бухгалтерией председателю комиссии (инвентаризационные описи, сличительные ведомости).
  • Проверка фактического имущества и обязательств.
  • Сопоставление наличия имущества с данными отраженными в бухгалтерском учете.
  • Отражение результатов инвентаризации (излишки, недостача) в бухгалтерских регистрах.

Инвентаризационные описи формируются на фактическую дату проведения инвентаризации.

Описи могут быть заполнены с помощью вычислительной техники или ручным способом (по данным бухгалтерского учета).

Фактическое наличие имущества (ценностей) в описи прописываются разборчиво, шариковой ручкой или чернилами:

  • количество,
  • цену,
  • итоги.

Исправления в описи согласовываются всеми членами инвентаризационной описи.

Инвентаризации в МАДОУ «Семицветик»  подлежат

  • Основные средства – материальные активы, действующие в течение длительного периода времени (более одного года).
  • Материальные запасы, находящаяся на различных стадиях производства (и обращения) продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс внутреннего потребления или потребления производственного. Срок полезного использования – менее одного года.
  • Расчеты с поставщиками и подрядчиками.
  • Расчеты с подотчетными лицами.

Внутренний контроль в данном учреждении проводится 1 раз в год.

Последняя проверка в данном учреждении проводилась с 19.11.2014 по 19.12.2014 г.

Таким образом, внутренний финансовый контроль в отношении бюджетных средств является подчиненной формой контроля и лишь дополняет внешний финансовый контроль. В отношении внебюджетных средств учреждения роль внутреннего контроля велика, т.к он является основной формой контроля данной финансовой сферы. Важнейшими методами внутреннего финансового контроля являются: распределение функций, полномочий и ответственности при проведении контроля, подотчетность исполнителей.


Страницы:   1   2   3   4   5