Заявка на расчет
Меню Услуги

Физическая реабилитация при нарушениях осанки

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2


Содержание

Введение
Глава 1. Клинико-физиологическое обоснование лечебного действия средств физической реабилитации на организм детей и подростков при нарушениях осанки
1.1. Общая характеристика нормальной осанки и этапов ее формирования
1.2. Общая характеристика нарушений осанки
1.2.1. Этиология и патогенез нарушений осанки
1.2.2. Классификация и клиническая характеристика нарушений осанки
Глава 2. Современные подходы к физической реабилитации больных при нарушением осанки
2.1 Общая характеристика средств физической реабилитации при нарушениях осанки
2.2 Лечебная физическая культура в физической реабилитации детей при нарушениях осанки
2.2.1 Механизмы лечебного действия физических упражнений при нарушениях осанки
2.2.2 Цель, задачи, средства, формы, методы и методики лечебной физической культуры при нарушениях осанки
2.3. Лечебный массаж при нарушениях осанки
2.4. Физиотерапия при нарушениях осанки
Глава 3. Оценка эффективности физической реабилитации при нарушениях осанки
Выводы
Заключение
Список литературы

Введение

Нарушения осанки в развитых странах мира встречаются почти у половины детей и оказывают неблагоприятное влияние на развивающийся организм.

Средняя продолжительность жизни у нелеченных больных с тяжелыми деформациями позвоночника на 25–30 лет меньше, чем у здоровых. В числе главных факторов, способствующих развитию и прогрессированию сколиоза и других нарушений осанки,– биомеханические нарушения опорно-двигательного аппарата. При игнорировании биомеханических особенностей опорно-двигательного аппарата во время функционального лечения, по данным Американской ассоциации ортопедов, сколиоз прогрессирует у 60% больных. Это почти в 2 раза чаще, чем когда способы коррекции не используются. Напротив, разработка целенаправленных методов функционального лечения, особенно методов лечебной физкультуры с учетом этих нарушений, позволяет сократить количество случаев с прогрессирующим сколиозом до 12–18%.

Рациональный двигательный режим и комплексы лечебной физкультуры можно сочетать с другими методами: например, медикаментозным, рефлексотерапевтическим, физиотерапевтическим и т.д. Такой подход обязателен на всех этапах медицинской реабилитации детей со сколиозом и нарушениями осанки.

Объект исследования — процесс физической реабилитации при нарушении осанки.

Предмет исследования — физическая реабилитация при нарушении осанки.

Цель работы проанализировать процесс и эффективность физической реабилитации при нарушениях осанки.

Задачи:

  1. Изучить общую характеристику нормальной осанки и этапов ее формирования
  2. Описать общую характеристику нарушений осанки
  3. Рассмотреть общую характеристику средств физической реабилитации при нарушениях осанки
  4. Провести анализ лечебная физической культуры в физической реабилитации детей при нарушениях осанки
  5. Рассмотреть лечебный массаж при нарушениях осанки
  6. Изучить физиотерапию при нарушениях осанки
  7. Провести оценку эффективности физической реабилитации при нарушениях осанки

Методы исследования: анализ литературных источников; педагогические методы (изучение комплексной программы физической реабилитации).

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в дополнении теории и методики физического воспитания детей, имеющих нарушения осанки, новым материалом о возможностях и целесообразности комплексного использования упражнений коррекционно-профилактической направленности для устранения нарушений осанки и повышения физической подготовленности.

Практическая значимость результатов исследования заключается в применение изученной методики с использованием упражнений оздоровительно-коррекционной направленности обеспечивает положительное влияние на состояние опорно-двигательного аппарата и повышает физическую подготовленность.

Глава 1. Клинико-физиологическое обоснование лечебного действия средств физической реабилитации на организм детей и подростков при нарушениях осанки

1.1. Общая характеристика нормальной осанки и этапов ее формирования

Формирование правильной осанки связано с позвоночным столбом и мышцами шеи, спины, живота. Основа осанки — позвоночник (Рисунок 1), который одновременно служит и органом движения. Но эта опора сама по себе пассивна, особенно у детей. Прежде чем позвоночник у детей станет основой осанки, он пройдет две стадии развития: хрящевую и костную.

Различают четыре физиологических изгиба позвоночника в сагиттальной плоскости: два обращены выпуклостью кпереди — это шейный и поясничный лордозы. Два обращены выпуклостью кзади — это грудной и крестцовокопчиковый кифозы. Благодаря физиологическим изгибам позвоночный столб выполняет рессорную и защитную функции спинного и головного мозга, внутренних органов, увеличивает устойчивость и подвижность позвоночника.

Рисунок 1. Позвоночный столб. Вид спереди (А), сзади (Б) и сбоку (В).

Отделы: I — шейный, II — грудной, III — поясничный, IV— крестцовый, V — копчиковый; 1, 3 — шейный и поясничный лордозы; 2, 4 — грудной и крестцовый кифозы; 5 — мыс

Позвоночник новорожденного имеет вид пологой дуги, вогнутой спереди, у него имеется лишь крестцово-копчиковый кифоз, сформировавшийся на этапе внутриутробного развития. Длина позвоночного столба новорожденного ребенка составляет 40 % длины его тела. В первые два года длина позвоночника почти удваивается. Различные отделы позвоночного столба новорожденного ребенка растут неравномерно. На первом году жизни быстрее растет поясничный отдел, несколько медленнее — шейный, грудной и крестцовый. Медленнее всего растет копчиковый отдел. Крестец, соединяясь с костями таза, образует тазовое кольцо. С кольцом соединяются бедренные кости, образуя тазобедренные суставы. Нижние концы бедренных костей, соединяясь с костями голени (малая и большая берцовые кости), образуют коленный сустав. Нижние концы костей голени с костями стопы образуют голеностопный сустав. Далее идут суставы пальцев стопы. Сверху позвоночник замыкает череп. Плечевой сустав образуют ключицы, лопатки и плечевая кость. Нижние концы плечевой кости, соединяясь с лучевой и локтевой костями, образуют локтевой сустав. Далее идут лучезапястный сустав и суставы пальцев. Первый палец кисти и стопы имеет две фаланги, остальные пальцы — по три фаланги.

Изгибы позвоночника начинают формироваться только начиная с 3-4-го месяца жизни ребенка, когда он начинает держать голову, под влиянием работы мышц шеи и спины (Рисунок 2).

Рисунок 2. Появление изгибов позвоночника у детей в связи с держанием головы (а), при сидении (б), стоянии (в).

Вначале формируется шейный лордоз, обращенный выпуклостью кпереди. Когда ребенок начинает сидеть (4-6-й месяцы жизни), формируется грудной кифоз, обращенный выпуклостью кзади. Позднее появляется поясничный лордоз, также выпуклый кпереди, который образуется в то время, когда ребенок начинает стоять и ходить (9—12-й месяцы после рождения). Одновременно компенсаторно формируется выпуклый кзади крестцовый кифоз. Изгибы позвоночного столба становятся хорошо заметными к 5—6 годам, окончательное их формирование заканчивается к подростковому, юношескому возрасту. К началу периода полового созревания рост позвоночного столба замедляется. Новое ускорение его роста наблюдается у девочек к 12-13 годам, у мальчиков — к 13-14 годам. Так как к 7 годам устанавливается постоянство шейной и грудной кривизны, а с наступлением полового созревания — поясничной кривизны, то именно в школьные годы необходимо формировать правильную осанку.

Межпозвоночные диски у детей относительно толще, чем у взрослых людей. В период обучения в школе пространства между позвонками остаются хрящевыми. Эти свойства позвоночника детей и подростков обусловливают легкую его податливость и возможные увеличения или сглаживания изгибов — боковые искривления плеч, крыловидные лопатки, уплотнения грудной клетки. С возрастом толщина межпозвоночных дисков, постепенно уменьшается, они становятся менее эластичными, студенистое ядро уменьшается в размерах. Полная устойчивость изгибов позвоночного столба проявляется к 20-25 годам.

Выраженность физиологических изгибов позвоночника зависит от угла наклона таза. При увеличении угла наклона позвоночный столб, неподвижно сочлененный с тазом, наклоняется вперед; одновременно увеличиваются поясничный лордоз и грудной кифоз позвоночника, которые компенсируют нарушение вертикального положения тела. При уменьшении угла наклона таза физиологические изгибы позвоночника соответственно уплощаются.

Нормальные изгибы позвоночника препятствуют его искривлению в любой плоскости. Эти изгибы определяют правильное положение трахеи и бронхов, пищевода, сердца, легких, брюшной аорты, спинного мозга.

При неравномерном развитии мышц правой или левой стороны тела, неправильном положении учащихся за партой, у спортсменов как следствие асимметричной работы мышц могут возникнуть патологические изгибы позвоночника в стороны — сколиозы.

Данная наследуемая форма по своим признакам может и не соотноситься со многими признаками правильной осанки, т.е. не соответствовать социально принятому образцу, но быть оптимальной для безопасного вертикального передвижения конкретного ребенка, обеспечивать ему устойчивое положение при прямохождении.

В научно-методической и энциклопедической литературе существуют различные интерпретации понятия «осанка». Некоторые авторы под осанкой понимают привычную позу непринужденно стоящего человека, держащего туловище и голову прямо без активного напряжения мышц [19]. Другие авторы рассматривают осанку как сложившуюся позу, сохраняемую в различных условиях — сидя, стоя и в движении [2].

По мнению третьих, осанка — это комплекс качеств и навыков, обеспечивающих выгодную для жизнедеятельности общую позу и положение тела в пространстве. Четвертые под осанкой понимают индивидуальную манеру сохранения вертикальной позы и производных от нее видоизмененных поз, достаточно часто воспроизводимых в жизни. С физиологической точки зрения осанка является динамическим двигательным стереотипом, который закладывается в период грудного возраста и продолжает формироваться в течение индивидуальной жизни человека [1].

В словаре С.И. Ожегова осанка — внешность, манера держать себя. Согласно Толковому словарю В. Даля «под осанкой разумеют стройность, величавость, приличие и красоту». Таким образом, осанка — это не только привычное положение человека в покое и в движении, но и один из важных показателей здоровья, критерий гармоничности развития человека, его телосложения. В настоящее время различают следующие разновидности осанки: основную осанку, выраженную в позе прямостояния, оперативную осанку, вариативные формы проявления осанки в условиях различных видов деятельности, профессиональную осанку, необходимую для успешной профессиональной деятельности (например, профессиональная осанка артиста балета).

Осанку, сохраняемую при неизменных условиях, называют статической, а сохраняемую при переменных условиях (изменение ориентации в пространстве) — динамической. Осанка как феномен целого представляет сложноорганизованный объект, состояние которого определяется рядом факторов — внешних (важнейшими из которых являются социальные условия жизни, деятельности, развития индивида) и внутренних. К внутренним факторам, определяющим осанку, относят: 1. Строение скелета, его опорные, рессорные и эластические свойства, а также взаимодействие его звеньев. Нормальное состояние костного аппарата и соединительных структур, отсутствие нарушений в их строении и функциях в значительной мере предопределяют правильную осанку. И, наоборот, даже отдельные нарушения этих внутренних факторов (например, уплощение и снижение эластичности межпозвоночных дисков, растяжение связок, дисплазия или контрактура суставов) могут явиться причиной серьезных дефектов осанки. 2. Тонические и фазно — тонические свойства мышц, фиксирующих позу. Сохраняют вертикальное положение тела и поддерживают правильную осанку более 300 мышц одновременно. Поэтому становление и совершенствование осанки во многом зависит от степени развития различных мышечных групп, обеспечивающих фиксацию и регуляцию позы, от пропорциональности их развития, а также от уровня развития статической выносливости. Общая слабость мышц, дисгармоничное развитие телосложения нередко бывают причиной так называемых функциональных нарушений осанки. 3. Рефлекторные механизмы поддержания позы и общая регуляция ее высшими отделами центральной нервной системы (ЦНС). В формировании осанки участвуют врожденные механизмы установочных и других рефлексов. В целом регуляторную основу осанки составляет осознанно приобретаемый навык фиксации позы, который формируется и совершенствуется в зависимости от систематических, направленных воздействий (например, у физически вполне нормальных от рождения детей могут появиться дефекты осанки, если не обеспечено направленное воздействие на ее формирование в рамках полноценного физического воспитания).

Состояние анализаторов (в частности, зрительного и слухового), нарушение которых практически всегда сопровождается дефектами осанки.

Так, по данным Г.Г. Демирчогляна  патология зрения у детей часто сочетается с различными нарушениями со стороны опорно-двигательного аппарата. По данным Дзержинской Л.Б., Хода Л.Д. нарушения осанки выявляются у значительного числа (89—91%) глухих и слабослышащих детей.

Психоэмоциональное состояние, личностные установки, этические начала поведения. В результате эволюции человека за определенными ощущениями и чувствами закрепились характерные моторные реакции («выражения»). Двигательный компонент обязателен при любой эмоциональной реакции, при любом эмоциональном состоянии. Определить особенности внешнего проявления эмоциональных состояний можно по мимике — выразительным движениям мышц лица, по жестам — выразительным движениям рук, по пантомимике — осанке и выразительным движениям всего тела. Установлено, что все отрицательные эмоции «съеживают» фигуру человека, а положительные — ее «развертывают» [27].

Осанка определяется взаиморасположением всех частей тела человека и зависит от положения общего центра тяжести; наклона таза; выраженности физиологических изгибов позвоночника; линии остистых отростков; формы грудной клетки, живота, ног. Все звенья тела располагаются так, чтобы обеспечить ему вертикальное и уравновешенное положение без выраженного напряжения мышц и создать благоприятные условия для эффективного функционирования всех систем организма в привычных положениях.

Правильное положение тела является следствием равномерной мышечной тяги и уравновешенного тонуса мышц плечевого пояса, шеи, спины, живота, таза и задней поверхности бедер. Наибольшую роль в изменении осанки играют состояние позвоночника и положение таза. В зависимости от тяги ягодичных мышц, мышц передней и задней поверхности бедер тазовые кости могут больше или меньше наклоняться, поворачиваясь вокруг поперечной оси. Это соответственно вызывает увеличение или уменьшение изгиба позвоночного столба. Чем больше наклон таза вперед, тем глубже поясничный лордоз, тем в большей степени растягиваются мышцы брюшной стенки, становясь причиной опущения органов брюшной полости. Увеличение наклона таза назад выпрямляет все изгибы позвоночника, что снижает рессорные свойства и подвижность позвоночника (особенно в поясничном отделе) и отрицательно сказывается на состоянии спинного и головного мозга. Положение таза в значительной степени зависти от равномерной тяги мышц. На положение тазовых костей влияет и наклон голеней, разгибание в голеностопных суставах: при большом наклоне голеней таз выводится вперед и уменьшает свой наклон, при меньшем наклоне — наоборот.

Кроме того, в формировании правильной осанки имеют большое значение рост, вес, пропорциональность отдельных размеров тела, степень развития мускулатуры и подкожного жирового слоя.

К общепринятым канонам правильной осанки относятся позы, которые обеспечивают наилучшие условия для функционирования внутренних органов, равномерного распределения механической нагрузки на части скелета, а также минимальные затраты на поддержание равновесия. Поэтому при оценке качества основной осанки учитывается, насколько она способствует нормальному функционированию основных жизнеобеспечивающих систем организма и сохранению равновесия тела. Тип осанки, предпочтительный в этом отношении, называют «правильной» («нормальной», «рациональной» — Рисунок 3).

Поскольку между формой и функцией организма существует определенная взаимосвязь, рациональная осанка — хорошая форма — определяет правильное физическое развитие и нормальное психофизическое состояние ребенка.

Рисунок 3. Типы осанки: а — отличная осанка; б — хорошая осанка; в — удовлетворительная осанка; г — плохая осанка

Правильная осанка удовлетворяет требованиям эстетического идеала — общепринятому представлению о красивой телесности.

Нормальная осанка школьника характеризуется следующими признаками (Рисунок 4):

вертикальное положение головы и остистых отростков;

горизонтальный уровень надплечий и симметричное расположение углов лопаток, молочных желез у девушек и околососковых кружков у юношей;

плоский живот, втянутый по отношению к грудной клетке;

равные и симметричные треугольники талии, горизонтальный уровень передней ости гребней подвздошных костей;

симметричные ягодичные складки;

правильные физиологические изгибы, умеренно выраженные;

одинаковая длина нижних конечностей и правильная установка стоп, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах;

ось тела проходит через ухо, плечевой и тазобедренный сустав и середину стопы.

При правильной осанке тело фиксировано без излишних напряжений, части тела симметричны относительно позвоночника. Плечи развернуты, слегка опущены и находятся на одном уровне, лопатки прижаты к туловищу, отсутствуют боковые искривления. Грудная клетка развернута, слегка выпуклая, симметрична относительно средней линии. Живот подтянут, не выступает за линию грудной клетки, брюшная стенка вертикальна, пупок находится на передней срединной линии. Угол наклона таза составляет 35—55 градусов. Бедра, голени и пятки слегка сведены, сохраняя небольшой просвет ниже коленей и над внутренними лодыжками. Мышцы передней и задней поверхности туловища, правой и левой половины туловища характеризуются гармоничным развитием [14].

Рисунок 4. Оценка правильной осанки

При благоприятных условиях развития осанка формируется и стабилизируется уже в первые возрастные периоды развития индивида, но не остается неизменной. Существует мнение, что «индивидуальная» осанка передается по наследству, но исследования ряда авторов убеждают, что доминирующую роль играют воспитание и систематическое воздействие физических упражнений. Не случайно, начиная с древних цивилизаций, вырабатывались морально-этические и эстетические кодексы поведения человека, в которых поза или правильное положение позвоночника в пространстве при движении, стоянии, сидении, лежании, приеме пищи являлись обязательным предметом воспитания. Гимнастические упражнения, танцы, игры продуманно включали элементы, способствующие правильной статической и динамической нагрузке на позвоночник.

Нарушение осанки не является заболеванием — это изменение функционального состояния мышечно-связочного и опорно-двигательного аппаратов, которое (при своевременно начатых оздоровительных мероприятиях) не прогрессирует и является обратимым процессом.

В сагиттальной плоскости при различных нарушениях осанки отмечается асимметрия в тонусе мышц передней и задней половины туловища. Принято различать пять видов нарушений осанки в сагиттальной плоскости. Три из них связаны с увеличением физиологических изгибов и два с уменьшением физиологических изгибов (Рисунок 5).

Рисунок 5. Виды осанки: а — плоская; б — кифотическая; в — лордическая; г — сутулая

При плоской спине (Рисунок 5, а) грудной и поясничный изгибы уменьшены. В некоторых случаях изгибы могут быть несколько смещены (например, после перенесенного в детстве рахита поясничный лордоз бывает не только сглаженным, но и выпуклым назад). Так как при плоской спине изгибы позвоночника уменьшены, то и его амортизационная способность снижена. Причина уплотнения позвоночника состоит в недостаточном наклоне таза. Отмечается слабое развитие всей мускулатуры ребенка. Дети с плоской спиной предрасположены к сколиозу. Соответственно внимание должно быть акцентировано на укреплении мышечной системы в целом и повышении функциональной способности мышц спины и живота.

При кифотической осанке (Рисунок 5, б) характерно значительное увеличение грудного кифоза с почти полным отсутствием поясничного лордоза, сглаживанием шейного лордоза. Данный вид нарушения осанки имеет второе, более емкое название — «тотальный кифоз». Голова часто наклонена вперед, ноги согнуты в коленях. Отмечаются западание грудной клетки и уплощение ягодиц. Мышцы задней поверхности туловища и брюшного пресса растянуты и ослаблены. Принятие правильной осанки возможно только на короткое время.

При лордической осанке (Рисунок 5, в) отмечается растяжение мышц брюшного пресса. Рекомендуется в первую очередь укрепление мышц живота и ягодичных мышц.

При сутулой спине (Рисунок 5, г) характерно незначительное увеличение грудного кифоза при одновременном «сглаживании» поясничного лордоза. Голова может быть наклонена вперед, плечи слегка сведены вперед, ягодицы уплощены.

При кругло-вогнутой осанке в верхней половине туловища наблюдаются почти те же изменения, что и при кифотической осанке, в нижней половине мышцы задней поверхности бедра и ягодичные мышцы растянуты, а мышцы передней поверхности бедер укорочены [17].

На фоне косметических дефектов при нарушениях осанки, связанных с увеличением физиологических изгибов, уменьшается экскурсия грудной клетки и диафрагмы, снижаются жизненная емкость легких и физиологические резервы систем дыхания и кровообращения. Резко ограничиваются ротационные движения, боковые сгибания и разгибания позвоночника.

Косметические дефекты опорно-двигательного аппарата при нарушениях осанки, связанных с уменьшением физиологических изгибов, менее выражены: ухудшается рессорная функция позвоночника, что, в свою очередь, вызывает при движении постоянный микротравматизм головного мозга. Отмечаются повышенная утомляемость и головные боли. При уменьшении шейного и поясничного лордозов ограничиваются наклоны туловища вперед и назад (в меньшей степени), а также боковые наклоны.

Во фронтальной плоскости различают два вида нарушений осанки.

Рисунок 6. Сколиотическая осанка

Асимметричная, или сколиотическая осанка (Рисунок 6), характеризуется нарушением срединного расположения частей тела и отклонением остистых отростков от вертикальной оси. Голова отклонена вправо или влево. Надплечья и углы лопаток расположены на разной высоте. Отмечается неравенство треугольников талии, асимметрия мышечного тонуса. Снижена общая и силовая выносливость мышц. В отличие от сколиоза не возникает торсия позвонков, и при разгрузке позвоночника все виды асимметрии устраняются.

Вялая осанка характеризуется общей слабостью мышечно-связочного аппарата, невозможностью длительно удерживать туловище в правильном положении, частой сменой положения тела в пространстве.

Боковое искривление позвоночника в сочетании с поворотом позвонков вокруг своей оси называется сколиозом (Рисунок 7.). Наличие торсии является главным отличительным признаком сколиоза — по сравнению с нарушениями осанки во фронтальной плоскости.

Рисунок 7. Деформация грудной клетки при грудном сколиозе

Торсия (torsio) — скручивание позвонков вокруг вертикальной оси, сопровождающееся деформацией их отдельных частей и смещением смежных позвонков относительно друг друга в течение всего периода роста позвоночника.

Структурные нарушения при сколиозе приводят к нарушению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, желудочнокишечного тракта, других систем организма.

Сколиозы бывают врожденные и приобретенные. Причиной первого являются дефекты развития позвоночника (асимметрия развития тел позвонков и др.). Довольно часто сколиоз сочетается с искривлением в сагиттальном направлении (кифосколиоз). Преимущественно наблюдаются левосторонний сколиоз того или иного отдела позвоночника [10]. Около 95% сколиозов считают приобретенными. Среди них выделяют несколько форм:

рахитический сколиоз является следствием перенесенного рахита и начинает проявляться уже в первые годы жизни ребенка. Его развитию способствуют нарушения нормального положения туловища: раннее усаживание ребенка, ношение его всегда на одной и той же руке и др. При рахитическом сколиозе отмечается не только искривление позвоночника в сторону, но и его поворот вокруг своей оси;

статический (или функциональный) сколиоз первопричиной которого является наличие статического фактора — асимметричной нагрузки на позвоночник, обусловленной врожденной или приобретенной асимметрией тела (асимметрия длины нижних конечностей, патология тазобедренного сустава, врожденная кривошея, обширные и грубые рубцы на туловище). Непосредственной причиной, ведущей к развитию сколиоза, является смещение общего центра тяжести тела в сторону от вертикальной оси позвоночника;

привычный сколиоз развивается чаще всего в школьные годы. Неправильные привычные позы в школе и дома приводят к растяжению мышц на одной стороне туловища и укорочению на другой, а также фиксации их в этом положении. В этой ситуации большую роль играет контроль со стороны родителей, которые должны научить ребенка правильно сидеть, стоять, ходить, лежать, а также контролировать эти позы и состояние позвоночника;

нейромышечный (паралитический) сколиоз. Развивается вследствие асимметричного поражения мышц, участвующих в формировании осанки, или их функциональной недостаточности (после перенесенного заболевания — полиомиелита, миопатии, детском церебральном параличе).

По своему течению сколиозы могут быть прогрессирующие и непрогрессирующие. Чем раньше формируется сколиоз, тем тяжелее прогноз. Сколиоз прогрессирует, пока ребенок растет. В период полового созревания развитие сколиоза ускоряется в 4—5 раз, если его не лечить. При прогрессировании сколиоза происходят изменения со стороны опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, страдает физическое развитие ребенка. Определение степени сколиоза позволяет разработать наиболее рациональную систему лечения и профилактики.

По стадии изменения позвоночника выделяют четыре степени сколиоза. 1-я степень — незначительное искривление позвоночника во фронтальной плоскости, заметна асимметрия мышц. Позвоночник может выпрямиться только под тяжестью туловища в висе без опоры ногами. 2-я степень — отчетливо заметно боковое искривление позвоночника, намечается реберный горб. Эта степень характеризуется стойкой деформацией позвоночника и грудной клетки, поворотом позвонков и асимметрией грудной клетки. 3-я степень — сколиотическая деформация фиксирована, реберный горб высотой до 3 см, отклонение корпуса в сторону основной дуги. 4-я степень — резко выраженный фиксированный кифосколиоз, значительное отклонение корпуса в сторону, сильно выраженный реберный горб сзади.

Сколиозы разделяются по форме и степени проявления. По форме различают сколиоз частичный и тотальный, а также S- образный (двойной), тройной и односторонний.

В зависимости от того, в какой части позвоночника находится изгиб и с какой стороны, сколиозы называют правосторонним грудным, левосторонним поясничным и т. п. (Рисунок 8).

Рисунок 8. Формы проявления сколиоза

Появление сколиоза у детей можно определить по асимметричному положению надплечий, нижних углов лопаток и так называемых треугольников талии — пространств между опущенными руками и талией (Рисунок 9).

Рисунок 9. Определение формы позвоночника

Таким образом, правильная осанка это сложноорганизованный объект, формирующийся на основе уравновешенного тонуса мышц передней и задней поверхности туловища, его правой и левой половины. Важная роль в сохранении правильной осанки принадлежит состоянию позвоночника и положению таза.

Правильная осанка — это залог здоровья. Ее формирование невозможно без активных физических упражнений, массажа и других средств, начиная с самого раннего детства

1.2. Общая характеристика нарушений осанки

1.2.1. Этиология и патогенез нарушений осанки

Нарушение осанки остается на сегодняшний день одним из самых распространенных функциональных отклонений в скелетно-мышечной системе у детей. Частота нарушений осанки в различные возрастные периоды колеблется в значительных пределах: от 27 до 96% [8.]. Причину такого разброса можно объяснить отсутствием стандартизированной методики оценки нарушений осанки. По данным М. А. Григорьева, обследовавшего более 18 тыс. городских детей в возрасте от 1 года до 14 лет, нарушения осанки в сагиттальной и фронтальной плоскостях отмечены у 35,8 % детей. Показатель частоты нарушений осанки у детей имеет и выраженный половой диморфизм. По наблюдению автора, начиная с 12-летнего возраста, частота нарушений осанки во фронтальной плоскости у мальчиков составляет 7,5 случаев, а у девочек — 4,4 случая на 100 обследованных детей. Впервые такая разница начинает проявляться с 3-4-летнего возраста. Подобная тенденция сохраняется и при нарушении осанки в сагиттальной плоскости; частота круглой спины у мальчиков составляет 3,0; у девочек — 2,5; а сутулой спины — 6,1 и 5,1 на 100 обследованных соответственно.

Среди наиболее важных причин формирования нарушений осанки у ребенка В. Д. Чаклин, Е. А. Абальмасова выделяют:

— анатомо-конституциональные особенности строения позвоночника;

— дефекты зрения;

— нарушения со стороны носоглотки и слуха;

— частые инфекционные заболевания;

— отсутствие систематического воспитания навыка правильной осанки и регулярной физической тренировки (недостаточную двигательную активность);

— слабо развитую мышечную систему, особенно гипотонию мышц спины и брюшного пресса;

— неудовлетворительное питание;

— столы и парты, несоответствующие росту школьника;

— кровать с мягкой сеткой.

Другими причинами нарушений осанки являются недостаточная сформированность физиологической кривизны позвоночника, различная длина ног, перекос таза.

В качестве причинных факторов также выделяют неправильную конструкцию одежды (тугие пояса перетягивают живот, чем вызывают нарушения деятельности органов брюшной полости, затрудняют глубокое дыхание, координированное движение многих мышц, поддерживающих позвоночник), неиспользование рационального способа переноски тяжестей (с помощью ранца, рюкзака), необходимо ограничение переноса груза в одной руке.

Немаловажное значение в развитии отклонений со стороны позвоночника имеет состояние здоровья родителей, условия течения беременности и родов, то есть комплекс неонатальных и перинатальных факторов.

М. А. Григорьев, выделивший двадцать восемь факторов перинатальной патологии, доказал, что увеличение количества факторов прямо пропорционально влияет на частоту развития дефектов позвоночника вообще и нарушения осанки в частности.

Ряд авторов полагают, что к нарушению осанки может привести функциональная асимметрия, вызванная неравномерным развитием мышц, приводящая к относительной дискоорди- нации движений у детей дошкольного и младшего школьного возрастов, что, безусловно, влияет на электрическую активность мышц вообще и паравертебральных в частности, являясь одной из причин развития дефектов позвоночника. Асимметрия мышц выявляется методом электромиографии, причем даже у детей с нормальной осанкой [7, 11]. То есть в этом случае можно говорить о наличии скрытой формы нарушения осанки с возможным ее переходом в явную форму.

Среди причин, которые могут привести к нарушениям осанки, существенное место отводится неадекватному мышечному тонусу, нередко возникающему при дезадаптивном состоянии психики. При исследовании детей с начальной стадией нарушения осанки М.В. Киселевой установлен высокий уровень личностной тревожности, что отражает наличие длительно существующих застойных очагов внутреннего эмоционального напряжения.

Определенную группу детей с нарушениями осанки представляют юные спортсмены, у которых в зависимости от вида спорта и стажа занятий развиваются искривления позвоночника.

Нарушения осанки у детей, занимающихся боксом, могут возникнуть как во фронтальной, так и в сагиттальной плоскостях. Поза, принимаемая гребцом, фехтовальщиком, стрелком, преобладание нагрузки на толчковую ногу у прыгунов, нападающую руку у волейболистов, развитие чрезмерной гибкости у занимающихся художественной гимнастикой являются факторами, способствующими возникновению различных нарушений осанки. Учитывая и то, что в настоящее время специализироваться в избранном виде спорта начинают на фоне недостаточно сформированного опорно-двигательного аппарата, обладающего значительной подвижностью, встает вопрос о профилактике нарушений осанки и у детей, занимающихся спортом.

1.2.2. Классификация и клиническая характеристика нарушений осанки

Одной из причин увеличивающегося количества детей с нарушениями осанки специалисты считают естественную слабость мышечного корсета современных детей и неоправданно «щадящие» методики лечебной гимнастики. Наиболее важным средством коррекции нарушений осанки должны стать физические упражнения и средства физической реабилитации, объединенные в оздоровительную технологию [20].

Таким образом, классификация причин нарушений осанки сводится к следующему:

Медико-биологические причины: хромосомные аномалии, которые могут проявиться в различных деформациях костно-связочной системы; расстройства центральной и периферической нервной системы, изменяющие статику человека в целом и сказывающиеся на состоянии осанки; недостаточное развитие силы скелетных мышц, приводящее к нарушению мышечного равновесия, слабости мускулатуры спины и живота, прежде всего в период роста ребенка; перенесенные повреждения опорнодвигательного аппарата и различного рода инфекционные заболевания;

Санитарно-гигиенические причины: нарушение требований к организации учебного труда (несоответствие роста учащегося рабочему месту, недостаточное освещение; нарушение режима дня и т.д.), ношение одежды, стесняющей движения, неполноценное и нерегулярное питание, приводящее к общему ослаблению организма, недостаточный сон в благоприятных и неблагоприятных бытовых условиях (непроветриваемая комната, курение в помещении, где спят дети) и т.д.;

Педагогические причины: недостаточный уровень профессиональной компетентности учителей школы и отсутствие системности в их работе по формированию правильной осанки у школьников, отсутствие единой координационной программы действий педагогов, родителей, воспитателей, школьных врачей по воспитанию правильной осанки.

Очевидно, что учет причин нарушений осанки в деятельности учителя позволяет создать соответствующие условия по формированию правильной осанки у школьников.

Глава 2. Современные подходы к физической реабилитации больных при нарушением осанки

2.1 Общая характеристика средств физической реабилитации при нарушениях осанки

Физическая реабилитация — составная часть медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, система мероприятий по восстановлению или компенсации физических возможностей и интеллектуальных способностей, повышению функционального состояния организма, улучшению физических качеств, психоэмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма человека средствами и методами физической культуры, элементов спорта и спортивной подготовки, массажа, физиотерапии и природных факторов (C.Н.Попов).

К методам и средствам физической реабилитации относятся кинезотерапия, эрготерапия, массаж, мануальная и тракционная терапия, механотерапия, аппаратная физиотерапия, биоуправление с обратной связью, рефлексотерапия, климатотерапия, бальнеотерапия и др. В процессе проведения физической реабилитации следует соблюдать физиологически обоснованные принципы:

  1. Индивидуальный подход к больному. При разработке реабилитационной программы необходимо учитывать возраст, пол и профессию пациента, его двигательный опыт, характер и степень патологического процесса и функциональные возможности больного.
  2. Сознательность. Только сознательное и активное участие самого больного в процессе реабилитации создает необходимый психоэмоциональный фон и психологический настрой реабилитируемого, что повышает эффективность применяемых реабилитационных мероприятий.
  3. Принцип постепенности особенно важен при повышении физической нагрузки по всем ее показателям: объему, интенсивности, количеству упражнений, числу их повторений, сложности упражнений как внутри одного занятия, так и на протяжении всего процесса реабилитации.
  4. Систематичность — основа лечебно-восстановительной тренировки на протяжении процесса реабилитации, протекающей 30 порою до нескольких месяцев и лет. Только систематически применяя различные средства реабилитации, мы можем обеспечить достаточное, оптимальное для каждого больного воздействие, позволяющее повышать функциональное состояние организма больного.
  5. Цикличность. Чередование работы и отдыха с соблюдением оптимального интервала (отдых либо между двумя упражнениями, либо между двумя занятиями). Если следующее занятие придется на фазу суперкомпенсации, то эффекты от тренировки суммируются и функциональные возможности повышаются на новом, более совершенном уровне.
  6. Системность воздействия (или поочередность), т.е. последовательное чередование исходных положений и упражнений для различных мышечных групп.
  7. Новизна и разнообразие в подборе и применении физических упражнений, т.е. 10-15% физических упражнений должны обновляться, а 85-90% повторяться для закрепления достигнутых успехов лечения.
  8. Умеренность воздействия средствами физической реабилитации означает, что физические нагрузки должны быть умеренными, возможно более продолжительными, либо нагрузки должны быть дробными, что позволит достичь адекватности нагрузок состоянию пациента.

2.2 Лечебная физическая культура в физической реабилитации детей при нарушениях осанки

2.2.1 Механизмы лечебного действия физических упражнений при нарушениях осанки

Осанка считается физиологичной, а сколиоз и другие нарушения скомпенсированными, если соблюдаются следующие условия:

показатели статодинамометрического исследования нормальные;

все крупные суставы находятся спереди от вертикальной линии отвеса, опущенного сбоку от точки наружного слухового прохода, проходящей спереди от лодыжек к ладьевидной кости;

вертикальная линия отвеса, опущенного сзади от точки середины затылка, должна проходить через середину С7 и L5 к основанию между пятками;

голени отклонены на 4-5°;

ноги согнуты в коленных суставах на 2-3°;

стопы развернуты на 30-40°;

расстояние между пятками составляет 3-5 см.

Пальпаторное определение положения костей таза

Положение подвздошных костей определяется при пальпации большими пальцами передних верхних остей спереди и задних верхних остей подвздошной кости сзади.

Положение лонных костей определяется при пальпации верхнего края этих костей подушечками II — V пальцев в положении больного лежа.

Правильное положение костей таза по отношению к измененному оценивают по результатам двух тестов. На стороне, где выявлены эти нарушения, будет соответственно смещение костей таза.

Тест №1

Пациент стоит, принимая привычную позу. Врач стоит сзади пациента, пальпирует верхние задние ости подвздошной кости.

При плавном, медленном, глубоком наклоне туловища вперед на стороне нарушений пальпируемая ость движется за позвоночником.

Тест №2

Исходное положение врача и пациента прежнее. Врач пальпирует верхнюю заднюю ость и промонториум. Пациента просят на стороне исследования поднять ногу, согнутую в колене, медленно и плавно.

На стороне нарушений движения верхняя задняя ость пальпироваться не будет.

Возможны следующие варианты функциональных нарушений правильного положения костей таза:

а)       смещение подвздошной кости: вверх, вниз;

б)       смещение лонных костей: вверх, вниз;

в)       ротация подвздошной кости: вперед, назад. Уменьшенный полутаз определяют:

визуально:

-по отклонению туловища в положении сидя и стоя в сторону меньшей половины;

-по улучшению осанки в положении сидя при коррекции пачкой бумаги меньшего полутаза;

пальпаторно:

— по относительной высоте передних и задних остей.

Это исследование обычно выполняют после коррекции функциональных нарушений правильного положения костей таза.

Активные движения

При исследовании активных движений отмечают: эстетичность и правильность выполнения этих движений, степень участия каждого сустава, в том числе и межпозвоночных.

Определение подвижности позвоночника

Подвижность определяют последовательно в разных направлениях и положениях тела. При наклоне туловища вперед исследуется сгибание поясничного и грудного отделов позвоночника.

Исследование объема движений при разгибании осуществляется в положении лежа на животе. Руки находятся в положении упора, кончики пальцев — на уровне плеч.

Исследование объема движений сгибания — разгибания позвоночника можно проводить с помощью измерительной ленты, измерив расстояние от остистого отростка С7, до крестца при максимальном сгибании туловища (в норме расстояние увеличивается на 5-7 см) и максимальном разгибании (в норме расстояние уменьшается на 5-6 см), боковой наклон исследуется с помощью отвеса.

Оценка подвижности грудного отдела производится в положении больного сидя на стуле, руки сложены на затылке. Врач контролирует фиксацию таза, удерживая сзади крылья таза. Выполняется сгибание, разгибание, боковой наклон и ротация.

Оценка подвижности шейного отдела производится также в положении сидя. Общий объем движений в шейном отделе позвоночника у здоровых детей:

угол сгибания — разгибания — 70°;

угол наклона в сторону — 35°;

угол ротации — 80°.

Количественная оценка подвижности

позвоночника производится:

а)       в передне-заднем направлении — при помощи курвиметра;

б)       ротационных движений — в градусах при помощи ротатометра;

в)       бокового наклона — с помощью транспортира со стрелкой или угломера.

Количественная характеристика деформаций позвоночника определяется:

по рентгенограмме двумя способами: по Коббу и Фергюссону. Это наиболее точные и надежные методы;

торсиометром — определяется угол ротации;

с помощью муаровой топографии. Выполняется фотографический снимок больного, стоящего позади хорошо освещенной решетки с особо тонкой структурой, благодаря чему на фотографии хорошо видны симметричные теневые рисунки, проецирующиеся на контур спины.

Лечебная физкультура при сколиозах и других нарушениях осанки

Учитывая взаимозависимость всех органов и систем, лечебную физкультуру следует считать методом патогенетической, функциональной, поддерживающей, восстановительной терапии.

Основные принципы занятий

Рациональное сочетание отдыха и физических нагрузок.

Физическая нагрузка должна быть адекватна функциональным возможностям ребенка.

Для достижения тренировочного эффекта используются нагрузки, превышающие пороговые.

Дозирование нагрузок должно быть индивидуальным и осуществляется правильным подбором продолжительности занятия, усилий при выполнении упражнений, темпа движений, количества повторений.

В подборе упражнений должно быть разнообразие и новизна. При этом 10-15% упражнений обновляется, а 85-90% повторяют для закрепления достигнутых успехов.

Следует быть особенно осторожным в подборе упражнений и дозировании нагрузки для детей, у которых сколиоз и нарушения осанки являются лишь симптомами других заболеваний.

Основные задачи лечебной физкультуры:

Повышение общей физической выносливости.

Устранение и коррекция биомеханических нарушений.

Повышение специфической выносливости опорно-двигательного аппарата для поддержания правильной осанки.

Исправление патологического двигательного стереотипа и формирование правильной осанки.

Формирование правильного типа дыхания.

Создание условий для рациональной разгрузки позвоночника.

Повышение общей физической выносливости достигается с помощью занятий общеукрепляющими видами спорта: плавание, бег, баскетбол, волейбол и т.д., разнообразных общеукрепляющих физических упражнений.

Для сохранения тренировочного эффекта обычно занятия проводят 2-3 раза в неделю.

Повышение специфической выносливости опорно-двигательного аппарата по поддержанию правильной осанки.

Учитывая функциональные особенности мышц, корригирующих и поддерживающих осанку, тренировка их должна проходить в статическом режиме, так как они постуральные и выносливы, работоспособны, именно в этом режиме. Вот почему специфическая выносливость достигается использованием изометрических упражнений, особенно, на самовытяжение, самовыравнивание при тренировке мышц спины. Этот режим обеспечивает поддержание любого положения тела.

Устранение и коррекция биомеханических нарушений.

Большое влияние на динамику развития сколиоза и других нарушений осанки оказывают сопутствующие ортопедические заболевания и структурные несоответствия, выявляемые при осмотре. Вот почему требуются всестороннее ортопедическое лечение и коррекция этих нарушений. Чаще всего упускаются из виду такие структурные несоответствия, как разновысокость ног и уменьшенный полутаз, коррекция которых заметно улучшает осанку и биомеханику позвоночника.

Разновысокость ног может быть скорректирована временно: подкладыванием стельки из фетра под пятку короткой ноги, и окончательно: ношением специальной обуви с разновысокими каблуками. При разнице в длине ног в 1,3 см и более с высотой каблуков меняется соответственно и толщина платформы.

Следует отметить, что коррекция короткой ноги нежелательна при отклонении поясничного отдела в сторону длинной ноги при разнице в длине ног менее 0,6 см. Величина коррекции короткой ноги уточняется по визуальному улучшению осанки; улучшению результатов исследований: статодинамометрического, с отвесом, муаровой топографии и т.д.

Рентгеновское исследование в уточнении величины коррекции является наиболее точным.

Уменьшенный полутаз может быть скорректирован подкладыванием под половину таза с меньшим вертикальным размером войлочной или фетровой подушки. Величина коррекции у больного в положении сидя на твердой поверхности определяется по высоте подъема седалищного бугра, при которой позвоночник выпрямляется. Эта величина удваивается при сидении на мягком сиденье и утраивается при сидении на очень мягкой софе.

Специальные физические упражнения при различных вариантах нарушений правильного положения костей таза выполняются с последующим контрольным тестированием под руководством инструктора ежедневно или через день до окончательного устранения этих нарушений.

При передней ротации подвздошной кости или смещении лонной кости вниз:

Упражнение 1. Исходное положение (далее по тексту И.п.): лежа на спине, нога на стороне нарушений согнута в коленном и тазобедренном суставах и удерживается двумя руками за колено. Далее осуществляют медленное, постепенное приближение колена к одноименному плечу на выдохе в несколько этапов (около 20) до ощущения легкого напряжения мышц.

Упражнение 2. И.п.: стоя, нога на стороне нарушений опирается на стол высотой чуть выше колена, затем пациент осуществляет на выдохе глубокий наклон туловища вперед, пытаясь достать пол между ногами в несколько этапов (около 20 С.). Пятки при выполнении этого упражнения не отрываются от поверхности.

При задней ротации подвздошной кости или смещении лонной кости вверх:

Упражнение 3. И.п.: лежа на животе, на стороне, противоположной нарушениям, нога согнута в коленном и тазобедренном суставах, слегка отведена в сторону и лежит так, что пятка согнутой ноги находится рядом с коленом другой. Руки согнуты в локтях, находятся в положении упора. Пациент осуществляет разгибание в тазобедренном и крестцово-подвздошном суставах выпрямленной ноги на выдохе за счет осторожного, медленного выпрямления рук в несколько этапов (около 20 С.). Бедро выпрямленной ноги при выполнении этого упражнения не отрывается от пола.


1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф