Заявка на расчет
Меню Услуги

Формирование адекватной самооценки у младших подростков из неблагополучных семей  

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы 1 2 3


Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы формирования адекватной самооценки у младших подростков из неблагополучных семей
1.1 Понятие самооценки в современных в психолого-педагогических исследованиях
1.2. Возрастные психологические особенности формирования адекватной самооценки у младших подростков из неблагополучных семей
1.3. Особенности формирования адекватной самооценки у младших подростков из неблагополучных семей
Глава 2. Эмпирические аспекты изучения проблемы формирования адекватной самооценки у младших подростков из неблагополучных семей
2.1 Характеристика диагностической программы исследования формирования адекватной самооценки у младших подростков из неблагополучных семей
2.2. Описание программы, направленное на формирование адекватной самооценки у младших подростков из неблагополучных семей
Глава 3. Сравнительный анализ
3.1 Анализ результатов формирования этапа исследования адекватной самооценки у младших подростков из неблагополучных семей
3.2. Сравнительный анализ константирующих этапов формирования адекватной самооценки у младших подростков из неблагополучных семей результатов исследования
3.3. Разработка рекомендаций по формированию адекватной самооценки у младших подростков из неблагополучных семей
Заключение
Список используемой литературы
Приложение

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Введение

Семья выступает главной областью первичной социализации личности. Как правила, ребенок заимствует тип поведения, стиль жизни, которые присущи для его родителей. Неблагополучная семья – семья, которая не осуществляет свою воспитательную функцию; в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются важнейшие семейные функции, имеются явные или скрытые недостатки воспитания [23, с. 87].
Исследованием проблем неблагополучных семей занимались М.И. Буянова, А.Я. Варга, И.Ф. Дементьева В.М. Целуйко, и др. Сегодня одной из наиболее часто встречающихся проблем, с которой сталкиваются психологи, является проблема нарушения внутрисемейных взаимоотношений. Вопросами внутрисемейных отношений занимались Алешина Ю.Е., Сысенко В.А., Шнейдер Л.Б., Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. и др.
Неблагоприятный тип воспитания и обращения с ребенком имеет серьезные, порой даже драматические последствия. Формирование детской психики в проблемных семьях в основном дает отрицательный результат, дети берут пример с родителей как с главных и первых авторитетов в их жизни. В неблагополучных семьях негативные последствия проявляются быстрее и чаще [86, с. 120].
Проблема семейного благополучия на сегодняшний день является крайне актуальной. В настоящее время в связи с кризисным состоянием общества нарушается стабильность семьи, обостряются негативные явления внутри нее: ухудшается эмоциональное самочувствие ее членов, обостряются взаимоотношения между ними, нарушаются права детей, что сказывается на их самооценке [14, с. 96].
Одним из главных показателей индивидуально-личностного развития человека, по мнению многих отечественных и зарубежных психологов, является самосознание, центральным компонентом которого выступает самооценка. Она обуславливает назначение и характер взаимоотношений индивида с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. На становление самооценки младших подростков существенное влияние оказывает стиль воспитания в семье. Таким образом, чтобы сформировалось положительное мнение ребенка о себе, он должен постоянно чувствовать защищенность, значимость и важность. Поэтому тема исследования актуальна.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить модель формирования адекватной самооценки у младших подростков из неблагополучных семей.
Объект исследования: самооценка у младших подростков из неблагополучных семей.
Предмет исследования: управление процессом формирования адекватной самооценки у младших подростков из неблагополучных семей.
Гипотеза исследования: уровень самооценки младших подростков из неблагополучных семей изменится в результате реализации разработанной нами психолого-педагогической программы.
Задачи исследования:
— рассмотреть теоретические аспекты изучения проблемы формирования адекватной самооценки у младших подростков из неблагополучных семей;
— дать характеристику диагностической программы исследования формирования адекватной самооценки у младших подростков из неблагополучных семей;
— описать программу, направленную на формирование адекватной самооценки у младших подростков из неблагополучных семей
— проанализировать результаты формирования этапа исследования адекватной самооценки у младших подростков из неблагополучных семей;
— провести сравнительный анализ константирующих этапов формирования адекватной самооценки у младших подростков из неблагополучных семей результатов исследования;

— разработать рекомендаций по формированию адекватной самооценки у младших подростков из неблагополучных семей.
Теоретико-методологическую основу изучения составили:
• деятельностный подход, признающий деятельность ведущим условием полноценного развития и саморазвития личности (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Э.Г. Юдин и др.);
• личностно-ориентированный и субъектный подходы, предполагающие активную помощь в развитии способности совершенствования и достижения высшего оптимального уровня индивидуализации детей и подростков (А.В. Брушлинский, А.Л. Журавлев, В.В. Знаков, И.Б. Котова, В.А. Петровский, З.И. Рябикина, Е.А. Сергиенко, И.С. Якиманская и др.);
• теоретические положения отечественных психологов о феномене самооценки (О.А. Белобрыкина, Н.Ю. Будич, М.И. Буянова, И.В. Вайнер, В.Б. Высоцкий, Е.В. Головина, И.Л. Зиновьева, И.Г. Скотникова, Е.А. Серебрякова, О.В. Соловьева, О.А. Федосенко).
Методы и методики исследования. Для решения поставленных задач в работе исследования использовались как теоретические, так и эмпирические методы исследования: обзорно-аналитический, включающий теоретический анализ психологической и педагогической литературы по изучаемой теме; психодиагностический констатирующий и формирующий эксперимент, тестирование; метод математико-статистической обработки (Т-критерий Вилкоксона).
В исследовании применялись следующие методики:
— «Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования» (опросник Г.Н. Казанцевой);
— методика «Лесенка» В.Г. Щур;
— методика изучения самооценки Т.В. Дембо-С.Я. Рубинштейн.
База исследования: исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования №39 имени героя Советского Союза А. А. Рогожина». В исследовании приняли участие 30 испытуемых в возрасте 9-11 лет из неблагополучных семей, состоящих на учете, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы формирования адекватной самооценки у младших подростков из неблагополучных семей

1.1 Понятие самооценки в современных в психолого-педагогических исследованиях

По мнению многих отечественных и зарубежных авторов, одним из главных показателей индивидуально-личностного развития человека, является самосознание, центральным компонентом которого выступает самооценка. Она обуславливает назначение и характер взаимоотношений индивида с окружающими, его критичность, отношение к успехам и неудачам, требовательность к себе. По утверждению многих исследователей (Р. Бернс, И.С. Кон, А.И. Липкина, А. Маслоу и др.), именно самооценка, существенным образом влияет на эффективность деятельности человека и степень выраженности у него стремления к личностному росту.
Самооценка – это центральный показатель развития личности, компонент самосознания. Самооценка позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, оценивать свои действия и личностные качества, определять уровень стремлений и ценностей, характер отношений с окружающими [56, с. 155].
Доктор психологических наук А.И. Липкина обозначает самооценку как «отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику». А.И. Липкина обнаружила такую тенденцию: сначала дети не согласны с позицией отстающего, стараются сохранить высокий уровень самооценки. Если им предложить оценить свою работу, большинство из них оценит ее высшим баллом, чем она заслуживает.
Самооценка, являясь характерным основанием в структуре самосознания личности, представляет собой направленный побудитель и регулятор поведения и деятельности, обладающей комплексом функций, среди которых наиболее существенной является функция регулирования отношения человека с социумом при сохранении собственной самобытности [28, с. 97]. ο
Впервые к изучению самооценки и выявлению проблем, связанных с этим психологическим образованием личности, обратились зарубежные исследователи – А. Бандура, У. Джеймс, С. Куперсмит, М. Розенберг и др. Так, исследования С. Куперсмита позволили ему первоначально выделить пять форм проявления самооценки (низкая, средняя, соответствующая, высокая, очень высокая), на основе которых им осуществлялась классификация испытуемых на различные подгруппы. В дальнейшем ученый ограничился использованием только трех форм самооценки: низкой, средней и высокой. Чувство собственной ценности, присущи индивиду, выражающееся в реакциях самого индивида на окружающее — под самооценкой понимал. [6, с. 84].
С. Куперсмит относил степень влияния различных факторов на генезис самооценки ребенка к наиболее значимым факторам: поведение родителей и стиль воспитания, характер отношений ребенка со сверстниками, степень принадлежности к определенной этнической группе порядок рождения детей в семье, [6, с. 89].
Особое внимание он уделял проблеме восприятия родителями самих себя и своего ребенка и выделил следующую закономерность: уровень самооценки детей напрямую зависит от уровня самооценки родителей.
Огромную работу, по систематизации достижений западной науки в области изучения самосознания личности, по своей сути и значимости, проделал Р. Бернс. Самооценка им рассматривается как основная структурная единица, оказывающего непосредственное влияние на реакции человека в повседневной жизни составляющая целостность «Я-концепции», содержание которой исследователь относит к одному из важнейших результатов социализации. Р. Бернс считал в целях понимания психологической сущности самооценки наиболее значимыми , три момента:
— степень соизмерения образа идеального «Я» с образом «Я» реального.
— уровень интериоризации социальных реакций на данного индивида через призму его идентичности.
— собственно субъективность самооценки как показателя уровня сформированности.
Р. Бернс показал, со своей очевидностью в своих трудах, что генезис самооценки процесс динамичный.
Самооценка в отечественной психологии рассматривается как одна из сторон самосознания личности, как продукт ее развития [5, с. 102].
Под самооценкой принято понимать «осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающему, к другим и самому себе». (Е.И. Савонько) [28, с. 75].
Самооценка – оценка личностью самой себя, своей внешности, места среди других людей, своих качеств и возможностей. Самооценка, которая во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок, является системообразующим ядром индивидуальности личности. Самооценка влияет на жизнедеятельность человека и формирование стиля поведения. Другими словами, самооценка во многом обуславливает динамику и направленность развития субъекта. Самооценка – это оценка человеком самого себя: своих возможностей, качеств, особенностей своей деятельности, способностей. [41, с. 132].
Самооценка определяется в единстве двух факторов, составляющих ее: эмоционального, отражающего то, как он воспринимает и оценивает эти знания, и рационального, отражающего знания человека о себе, в какой общий итог (так диапазон может быть очень широк – от веры в собственную идеальность до безоглядного самоуничтожения) они складываются. Таким образом, самооценка отражает особенности осознания человеком своих поступков и действий, их мотивов и целей, умение увидеть и оценить свои возможности и способности [21, с. 112].
Самооценка – образование человеческой психики довольно сложное. Она находится на разных уровнях развития в ходе становления самой личности и возникает на основе обобщающей работы процессов самосознания, которая проходит различные этапы самосознания. Процесс определения самооценки не может быть последним, поскольку сама личность постоянно развивается, а, следовательно, меняются и ее эмоционально-ценностное отношение к себе и ее представления о себе. Все это и приводит к изменению содержания, меры ее участия в регуляции поведения личности и способа выработки самооценки [29, с. 132].
Самооценка по степени адекватности бывает неадекватной и адекватной. Когда мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности представляет называется адекватной (правильной) самооценкой. Такая самооценка позволяет человеку правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих, отнестись к себе критически. Неадекватная самооценка проявляется, когда человек оценивает себя не объективно, когда его мнение резко расходится с тем, каким его считают другие. Неадекватная самооценка бывает завышенной и заниженной. При неадекватно завышенной самооценке человек переоценивает себя, при неадекватно заниженной – недооценивает. Когда самооценка повышенная или пониженная, очень затрудняет жизнь человека. Нелегко жить неуверенным в себе, робким; трудно жить и высокомерным [45, с. 88].
Человек, когда оказывается в конфликтных ситуациях, его неуживчивость очень часто являются следствием его неправильной самооценки. Для установления отношений с человеком, для нормального общения, в которое люди, как социальные существа, неизбежно включаются поэтому, знать самооценку человека очень важно. Особенно важно знать самооценку ребенка. Самооценка как и все у детей еще только формируется, и поэтому в большей мере, чем у взрослого, поддается воздействию, изменению.
Самооценка не врождённое качество личности, она формируется в процессе жизни и воспитания. Годы учения – период интенсивного, сложного и порой противоречивого становления самооценки. Наиболее благоприятным периодом для развития самооценки является младший подростковый возраст [49, с. 97].
Длительное время самооценка личности остается довольно пластичной, формируясь в раннем детстве, что в случае нарушения адекватности и позитивности позволяет создать некоторые условия для ее изменения. Переживаниям ребенка в развитии самооценки принадлежит особая роль. Известно, что ребенок начинает признавать свою самоценность, считать себя заслуживающим уважения, только тогда, когда окружающие соответственно, то есть с уважением относятся к нему. И, наоборот, когда ребенком постоянно заостряют внимание на его недостатках и проступках, пренебрегают, то ему не остается ничего другого, как считать себя никчемным, не достойным уважения, и не способным ни к чему хорошему. Самооценка имеет тенденцию к самоподкреплению, независимо от того, каков ее характер, как только у ребенка сформировалась устойчивая самооценка. Следует отметить, что уровень самооценки человека определяется не столько тем, что он искренне думает о себе ил заявляет о себе публично, сколько тем, по отношению к самому себе каким образом он действует [51, с. 79].
Непосредственно связано с проблемами воспитания, обучения и развития формирование адекватной самооценки – реалистического и устойчиво положительного. [52, с. 142].
Известный психолог К. Роджерс, говоря о смысле адекватной самооценки для формирования личности, пришел к выводу о том, что внутренняя сущность человека именно выражается в его самооценке.
Соглашались с К. Роджерсом практически все психологи, изучавшие развитие личности детей, в том, что основной характеристикой личности является ее самооценка, в которую входят отношения к себе и знание о себе.
Исследования также показали, что одним из условий бесконфликтного развития личности проявляется положительное эмоциональное отношение в сочетании с точным и полным знанием о себе, то есть человек должен осознавать свои хорошие плохие качества, свои достоинства и недостатки. Адекватность самооценки доказывает тот фактор, что такая самооценка совпадает с оценкой окружающих, то есть люди видят ребенка таким же, как он видит себя сам. [57, с. 112].
Адекватной самооценкой Д.И. Фельдштейн признавал в том случае, когда мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет. Самооценка чаще всего бывает несоответствующей, искаженной, или, в психологической терминологии – неадекватной, когда же индивид оценивает себя необъективно и его мнение о себе резко расходится с тем, каким его считают другие. Наличии у индивида заниженной самооценки говорит недооценивание себя. В случае, когда индивид переоценивает себя, результаты деятельности, свои возможности, личностные качества, наружность и т.п., характерной для него является завышенная форма самооценки. По мнению исследователя и заниженная и завышенная, самооценка, значительно затрудняет жизнь человека, так как и та, и другая являются отклонением от социально приемлемой нормы [2, с. 133].
С.Л. Рубинштейн, Р.Б. Стеркина указывают на наличие видимого многообразия самооценки. Три основных вида самооценки их работах рассматриваются:
— общая самооценка, характеризуется как оценка личностью своих качеств, формирующихся в процессе общения.
— динамичная самооценка – это оценка, представляющая собой промежуточный этап между общей и конкретной самооценкой. Путь ее развития идет от конкретной к общей: чем больше степень обобщенности тем меньше реалистичность самооценки.
— конкретная самооценка – это оценка индивидом своих умений и возможностей в конкретной деятельности. Этот вид самооценки обычно является более реалистичным и адекватным и формируется индивидом на основе познания результатов своей деятельности [44, с. 165].
Процесс выработки единой самооценки, равномерно распределен по времени, синтезированной из многих частичных самооценок. Кроме этого, по содержанию и по генезису должны объединиться разные уровни самооценки, находящиеся нередко в противоречии. Выработка единой непротиворечивой самооценки именно этим обстоятельством и осложняется [13, с. 98].
Самооценка в своем развитии также проходит определенные этапы, являясь личностным образованием, характеризующиеся специфическими новообразованиями. Основное противоречие, которое является движущей силой и источником развития объективной самооценки, это противоречие между ее представлениями o себе и воспринимаемой оценки себя, которые выступают в качестве побудителей, исходящей от других людей в форме поощрения или удобрения, знаков успеха или неуспеха, [56, с. 122].
Различные авторы в качестве градациозного критерия возрастной динамики самооценки используют самые разнообразные показатели об этом показывают материалы психологических исследований[35, с. 105].
Появление подлинной самооценки, как отмечал Л.С. Выготский, появляется только с наступления кризиса 7 лет как устойчивого внеситуативного отношения к себе. Существенным сдвигом в развитии личности ребенка , в этот период, является переход от предметной оценки другого человека к оценке его внутренних состояний самого себя и личностных свойств [1, с. 142].
На основе дифференцированных оценок взрослых и сверстников, за счет расширения диапазона осваиваемых видов деятельности и происходит отделение частной самооценки от общей. Доминирующую функциональную нагрузку приобретает деятельность и общение в их эмоционально-оценочном аспекте. В этот период относительно своего поведения и деятельности оценки действуют сначала как опора на оценку взрослых, и лишь в последующем они выступают как совокупное условие, отражающее оценку не только взрослых, но и сверстников [82, с. 75].
Работы отечественных ученых, посвященные исследованию становления личности в онтогенезе (Л.И. Божович, Л.C. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн, Е В. Субботский, Д.И. Фельдштейн, и др.) показали, что самооценка ребенка первоначально зависит от оценок родителей, которыми в последующем он пользуется как своеобразными стандартами для оценки окружающих людей. С возрастом все более значимыми становятся ценности, разделяемые группами сверстников (референтные группы) [77, с. 89] Под воздействием идентификации формируется образ «Я» с различными людьми в ходе общения ребенка с ними. У детей отмечаются первые признаки управления своим поведением, то есть он приобретает особый «внутренний механизм» уже к старшему дошкольному возрасту. Регуляция своего поведения ребенком осуществляется через отношение к себе, к своим возможностям [85, с. 132].
Таким образом, из вышесказанного следует, что самооценка – достаточно сложное образование человеческой психики. Самооценка возникает на основе обобщающей работы процессов самосознания, которые находятся на разных уровнях развития в ходе становления самой личности и проходят различные этапы. Поэтому самооценка постоянно совершенствуется, изменяется. Ребенок начинает себя оценивать посредством оценок других людей, преимущественно родителей. Но постепенно, с переходом на все более высокий уровень развития, у него складывается все более или менее адекватная оценка себя. Единая целостная самооценка формируется на основе самооценки отдельных сторон психического мира. Наиболее адекватной самооценкой у младших подростков, по сравнению с реалистической самооценкой, свойственной взрослому человеку, признается, как правило, завышенная. В целом самооценка младших подростков характеризуется целостностью, недостаточной объективностью, малой рефлективностью, наличием завышенного уровня притязаний.

1.2. Возрастные психологические особенности формирования адекватной самооценки у младших подростков из неблагополучных семей

Младшие подростки — это возраст 9-11-летних детей, обучающихся в 5-6 классах средней школы. Границы возраста и его психологические характеристики определяются принятой на данный временной отрезок системой образования, теорией психического развития, психологической возрастной периодизацией. Личностные особенности младших подростков изучали многие зарубежные и отечественные психологи: Л.С. Выготский, Г.Г. Кравцов, Ж. Пиаже, В. Райх, Ж.Ж. Руссо, Д.Б. Эльконин, и др. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе [85, с. 87].
Начало обучения в средней школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Младшие подростки становятся «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, за выполнение которых получает общественную оценку. Новый тип отношений с окружающими людьми начинает складываться на протяжении младшего подросткового возраста. Безусловный авторитет взрослого утрачивается постепенно и к концу младшего подросткового возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества [22, с. 106].
Младший подростковый возраст сензитивен для становления такого компонента самосознания, как самооценка, которая содержит оценку самого себя, своей деятельности, своего положения в коллективе, отношения к другим его членам. От того, как окружающие относятся к подростку, зависит и его отношение к самому себе. На самооценку детей большое влияние оказывают оценки, которые дают им взрослые. Основанием самооценки выступают и прямые обращения человека к внешним оценка [50, с. 98].
Развитие самооценки связано с интеллектуализацией отношения подростка к себе, с преодолением прямого, линейного отражения в самооценке ребенка отношения взрослых. От уровня самооценки зависит активность личности, ее стремление к самовоспитанию, ее участие в деятельности коллектива. Самооценка формируется, прежде всего, под влиянием результатов учебной деятельности. Но оценку этих результатов всегда дают окружающие взрослые — учитель, родители. Вот почему именно их оценка определяет самооценку учащихся 5-6 классов. Способность реагировать на себя с точки зрения других развивается в общении со взрослыми и сверстниками и в коллективной деятельности [76, с. 74].
Ребенок переживает свою уникальность, именно в этом возрасте. Он осознает себя личностью, стремится к совершенству, что находит свое отражение во всех сферах жизни ребенка, в том числе и во взаимоотношениях со сверстниками. Младшие подростки находят новые групповые формы активности, занятий. По началу дети стараются вести себя так, как принято в этой группе, подчиняясь законам и правилам. Затем начинается стремление к превосходству, к лидерству среди сверстников. В младшем подростковом возрасте дружеские отношения менее интенсивные, но более прочные. Дети учатся находить общий язык с разными детьми и умению приобретать друзей. Предполагается, что способность к формированию дружеских близких отношений в некоторой степени определяется эмоциональными связями, установившимися у ребенка в течение первых пяти лет его жизни [4, с. 165].
Чтобы выделиться в ее среде, добиться успеха дети стремятся к совершенствованию навыков тех видов деятельности, которые ценятся и приняты в привлекательной для него компании, [8, с. 56].
В каждом возрастном периоде на формирование самооценки преимущественно влияет та деятельность, которая в этом возрасте является ведущей. В младшем подростковом возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от ее хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребенка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении. Учение, как ведущая деятельность. Начинает корректировать формирование личности буквально с первых месяцев прихода ребенка в школу. Причем психологические исследования показывают, что самооценка младших подростков еще далеко не самостоятельна, а подвластна оценкам окружающих, прежде оценкам учителя и родителей [37, с. 125].
Вместе с этим, многочисленные отечественные и зарубежные исследования показывают, что именно нарушение семейных отношений (детско-родительских и супружеских) часто является причиной виктимизации детей и формированию девиантного поведения (А.Я. Варга, И.А. Горьковая, В.Л. Хайкин, Э.Г. Эйдемиллер, и др.). Все авторы единодушны в том, что отклоняющееся поведение от принятых в данном социуме нравственных и социально-психологических норм наблюдается чаще у детей из неблагополучных семей. В различных типах неблагополучных семейных отношений дети специфически адаптируются в окружающей действительности, все факторы которой комплексно воздействуют на формирование, развитие и социализацию личности [83, с. 87].
Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Неблагополучие в семье в том или иной степени практически всегда ведет к неблагополучию психического развития ребенка [80, с. 103].
Воспитание и развитие детей — важнейшая социальная функция семьи, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросфера, образ жизни семьи в целом [19, с. 66].
Многочисленные отечественные и зарубежные исследования показывают, что именно нарушение семейных отношений (детско-родительских и супружеских) часто является причиной формирования заниженной самооценки. В различных типах неблагополучных семейных отношений дети специфически адаптируются в окружающей действительности, все факторы которой комплексно воздействуют на формирование, развитие и социализацию личности [83, с. 87].
В научной педагогической литературе нет четкого определения понятия «семейное неблагополучие». Поэтому в разных источниках наряду с названным понятием можно встретить понятия «деструктивная семья», «дисфункциональная семья», «негармоничная семья», «семья, находящаяся в социально опасном положении», «асоциальная семья» [80, с. 126].
Понятие «социально-неблагополучная семья» появилось ещё в советский период именно в контексте приоритета общественных интересов. Неблагополучные семьи имеют низкий социальный статус, как правило в нескольких сферах жизнедеятельности не справляются с возложенными на них функциями. Это понятие позволяло выделить категории людей, семей, поведение которых могло представлять потенциальную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым социальным нормам и правилам [19, с. 67].
Семья, в которой нарушена структура, понимается под неблагополучной, где обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные» дети. Именно в таких семьях дети чаще всего получают серьезные психологические травмы, которые не лучшим образом сказываются на их дальнейшей жизни. Семья оказывает решающее влияние на развитие личности, закладывает фундамент человеческих качеств. И чтобы этот фундамент был прочным, семья должна быть благополучной. Семейное благополучие во многом зависит от того, является семья полной или неполной [66, с. 95].
Неблагополучная семья или семья, находящаяся в социально опасном положении – это семья, имеющая детей, где законные представители или родители несовершеннолетних не исполняют свои родительские обязанности по воспитанию, содержанию или обучению несовершеннолетних, что отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними [23, с. 73].
При определении семей этой категории основными критериями являются:
• неисполнение родителями своих обязанностей по обеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды по сезону и возрасту, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий, отсутствие спального мета);
• отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей, средств для существования, жилья и др.)
• вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество, проституция и т.д.);
• жестокое обращение с детьми со стороны родителей (нанесение телесных повреждений, пренебрежение нуждами ребенка);
• отсутствие контроля над воспитанием и обучением детей (отсутствие связи со школой, невнимание родителей к успеваемости ребенка, пропуски уроков по неуважительной причине);
• семьи, в которых дети совершили преступление или правонарушение [66, с. 75].
Из этого следует, что неблагополучие в семье зависит не от уровня её материального благосостояния, не от состава и структуры семьи, а от сформировавшегося в ней психологического климата. Поэтому можно выделить следующие типы семей, находящихся в социально-опасном положении:
• конфликтная семья – с преобладанием конфронтационного стиля отношений (до 60% от числа всех семей категории) наиболее распространённый тип;
• аморальная семья – характеризующая забвением всяких этнических и моральных норм; аморальную и конфликтную семьи объединяет то обстоятельство, что положение в них оказывается в прямой зависимости от внутрисемейных отношений, а воспитательный фактор приобретает значение производного;
• педагогически несостоятельная семья – с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры; характеризуется не только ошибками и дефектами в воспитании детей, но и нежеланием что либо изменять и исправлять в содержании и методах воспитания: такая семья сознательно или невольно настраивает ребенка на непослушание общественным требованиям и нормам на конфронтацию с лидером.
• асоциальная семья – в ней дети с ранних лет находятся в обстановке пренебрежения к общепринятым социальным и моральным нормам, воспринимают навыки отклоняющегося и противоправного поведения [14, с. 92].
Семьёй, находящейся в социально — опасном положении, может стать любая семья, так как существует ряд социальных проблем: трудные материальные, жилищно-бытовые условия, отсутствие рабочих вакантных мест, конфликты между супругами и многое другое. Ближе к этой ступени, конечно же, стоят семьи группы риска (или семья, находящиеся в трудной жизненной ситуации). Семьи группы риска – это семьи, члены которой уязвимы вследствие складывающихся обстоятельств или могут понести ущерб от определённых социальных воздействий социального характера. К таким семьям относятся, например, неполные семьи, многодетные, малообеспеченные; матери-одиночки; семьи, имеющие детей инвалидов; родители, страдающие психическим расстройством, имеющие склонность к употреблению спиртных напитков, умственной отсталостью; семьи, имеющие детей под опекой или попечительством [19, с. 99].
Характерными чертами неблагополучных семей являются внутренняя нестабильность, не осознание возможностей удовлетворения своих потребностей в семье, отсутствие единых ориентаций [23, с. 46].
Семья занимает одно из ведущих мест среди общечеловеческих ценностей. Полноценное и благоприятное формирование психики ребенка — главная роль семьи. Важный момент в воспитании, когда ребенок растет и воспитывается в любви и заботе близких людей. Однако не все родители стремятся оказать должного воспитания своим детям [16, с. 97].
Исследованием проблем неблагополучных семей занимались В. М. Целуйко, А. Я. Варга, М. И. Буянова, И. Ф. Дементьева и другие. Исследователи изучали взаимоотношения между родителями и детьми, влияние на их развитие; изучали проблемы воспитания ребенка в семьях, в том числе и неблагополучных. Семья — это малая группа основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в семье вырабатываются совокупность санкций, норм и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой. В неблагополучной семье, нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети» [14 с. 61].
Внутрисемейная напряженная обстановка чаще наблюдается в неблагополучных семьях. У супругов отсутствуют общие интересы, взаимопонимание, нарушается ценностная ориентация, которая отвечает общественным нормам и требованиям. Из-за неблагоприятных внутрисемейных межличностных отношений нарушается психика ребенка. В неблагополучных семьях негативные последствия проявляются быстрее и чаще. Это и психические дефекты, и девиантное поведение и трудный характер ребенка [23, с. 87].

1.3. Особенности формирования адекватной самооценки у младших подростков из неблагополучных семей

Семья является главной составляющей жизни любого человека. Именно в семье человек проходит первичную социализацию, общаясь с родителями и родственниками. Дети берут пример с родителей, как с главных и первых авторитетов в их жизни. Изучение проблемы семейного благополучия приобретает широкий масштаб, так как увеличивается количество таких семей. Формирование детской психики в проблемных семьях в основном даёт отрицательный результат, так как модель поведения ребёнок перенимает от своих родителей. В будущем такие дети будут выражать себя через девиантное поведение. Поэтому проблема развития самооценки детей из неблагополучных семей является особо актуальной в настоящее время [54, с. 76].
Неблагополучие в семье в том или иной степени практически всегда ведет к неблагополучию психического развития ребенка. Детская самооценка очень изменчива, т.к. эмоциональный баланс ребёнка еще не настроен и всё зависит от настроения в семье и обществе. Самооценкой считается то, как человек способен принимать себя, а также проецировать данное состояние на социум. В зависимости от сознания человека, выделяется несколько видов самооценки [48, с. 163].
— Адекватная самооценка. При этом типе человек ощущает себя полно- ценным членом общества, легко выражает свои чувства и мысли, не боясь осуждения, но и не выходя за границы норм.
— Неадекватная самооценка. Может проявляться в абсолютно разных действиях. Человек не контролирует своё поведение и отношение в обществе.
— Завышенная самооценка. В данном типе человеку тяжело контролировать высокие представления о своей натуре. Он ставит свою личность выше других и требует всеобщего признания.
— Низкая самооценка. Противоположность высокой самооценки. Человеку также трудно наладить контакт с социумом по причине его недовольства какими-либо личными качествами.
— Стабильная самооценка. Данный тип отождествляет обычного человека, чьё поведение соответствует нормам. Определяется условиями настроения, погоды, успешности, либо неудачи в той или иной ситуации.
— Общая самооценка. Характеризуется теми качествами, которые человек признаёт в себе наиболее удачными. Так, он может быть уверен в своих умственных качествах и признание общества его талантов повысит уровень общей самооценки [57, с. 72].
Самооценка помогает человеку найти своё место в обществе. Как при низкой, так и при чрезмерно высокой самооценке ребёнку трудно состояться нормальным человеком. Чем ниже самооценка, тем хуже считает себя человек по сравнению с окружающими людьми. Он ждет насмешки, обмана, унижения со стороны тех, кто с ним общается. Защищая себя, он выстраивает вокруг стену недоверия. Такие люди не могут объективно воспринимать мир и, следовательно, принимать правильные решения. Высокая самооценка позволит чувствовать себя более уверенно, выше окружающего мира. Но данный тип также потерпит неудачу при общении с людьми, так как никто не будет терпеть превосходства и принижения своей личности [74, с. 68].
Также существуют семьи, где родители сами выходцы из малообеспеченных семей. Своих детей они стараются воспитать, навязывая мысли о том, что деньги – самое главное в жизни. В основном, воспитание в этих семьях хоть и не суровое, но дети постоянно замыкаются на мысли о том, что они обязаны перед родителями. Внешне такие дети хорошо воспитаны, имеют отличные успехи в школе, но эмоционально они зациклены на одной проблеме, вследствие чего во взрослом возрасте имеют различные психоэмоциональные расстройства [12, с. 97].
В младшем подростковом возрасте на становление самооценки детей существенное влияние оказывает стиль воспитания в семье, принятые в ней нормы и ценности. Дети с завышенной самооценкой воспитываются по принципу кумира семьи, в обстановке некритичности, всеобщего поклонения [20, с. 65].
У детей с заниженной самооценкой с родителями доверительных отношений нет, они не чувствуют их эмоционального участия. Они либо испытывают чрезмерное ущемление собственной свободы со стороны родителей, подвергаясь их жесткому ежедневному контролю, негативной критике, либо пользуются большой свободой, которая, по сути, является результатом бесконтрольности, следствием равнодушия родителей к детям. Дети чувствуют отношения к себе, даже когда родители пытаются его скрыть. Если ребёнок видит невнимание и полную незаинтересованность со стороны старших, он думает, что всё общество отвергает его как личность. В свою очередь, это негативно отражается на его самооценке [26, с. 112].
Таким образом, чтобы сформировалось положительное мнение подростка о себе, он должен постоянно чувствовать защищенность, значимость и важность. Самооценка человека может изменяться на протяжении всей жизни, часто всё зависит от того, как человек ведёт себя в обществе и как общество реагирует на его действия. История знает немало случаев, где дети, выросшие в проблемных семьях, становятся знаменитыми учёными, врачами и др. По этой причине можно говорить о том, как человек сам реализует себя, ведь изменить своё отношение к миру очень тяжело, если в детстве все представления о жизни были негативными. Поэтому родители должны заранее знать о психологии воспитания младших подростков, чтобы в будущем не создавать барьеров для их дальнейшего развития.

 

Выводы по 1 главе

Самооценка — это важнейший показатель развития личности, компонент самосознания. На основе обобщающей работы процессов самосознания возникает самооценка, которые проходят различные этапы и находятся на разных уровнях развития в ходе становления самой личности. Поэтому самооценка постоянно изменяется, совершенствуется. Посредством оценок других людей, преимущественно взрослых, родителей, ребенок начинает оценивать себя. На основе самооценки отдельных сторон психического мира формируется единая целостная самооценка.
В младшем подростковом возрасте, наиболее адекватной самооценкой, по сравнению с реалистической самооценкой, свойственной взрослому человеку, признается, как правило, завышенная. Самооценка младшего подростка, в целом, характеризуется целостностью, недостаточной объективностью, малой рефлексивностью, наличием завышенного уровня притязаний. Для того, чтобы сформировалось положительное мнение ребенка о себе, он должен постоянно чувствовать защищенность, значимость и важность. Поэтому родители должны заранее знать о психологии воспитания детей, чтобы в будущем не создавать барьеров для их дальнейшего развития.


Страницы 1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф