Глава 2. Эмпирические аспекты изучения проблемы формирования адекватной самооценки у младших подростков из неблагополучных семей
2.1 Характеристика диагностической программы исследования формирования адекватной самооценки у младших подростков из неблагополучных семей
Экспериментальное исследование уровня самооценки у младших подростков из неблагополучных семей проводилось в 4 этапа: подготовительный, этап констатирующего эксперимента, этап формирующего эксперимента и обобщающий этап.
На подготовительном этапе изучалась и анализировалась психолого-педагогическая, методическая литература для исследования проблемы, производился подбор методик для изучения самооценки младших подростков из неблагополучных семей. Определялись: объект, предмет, цель и задачи исследования.
Этап констатирующего эксперимента. Он выявляет начальный уровень самооценки у младших подростков из неблагополучных семей.
Этап формирующего эксперимента. Формирующий эксперимент — это особый метод исследования, суть которого состоит в воздействии на испытуемого с целью получения заданного изменения. Его целью является создание специальной экспериментальной ситуации, которая в свою очередь позволит целенаправленно развить новые виды деятельности, сложные психические функции и раскрыть их структуру.
На обобщающем этапе мы подводили итоги экспериментальной работы. Описывали результаты, характеристику условий, при которых были получены результаты, оформляли квалификационную работу.
Для решения поставленных задач в ходе работы использовались как теоретические, так и эмпирические методы исследования: обзорно-аналитический, включающий теоретический анализ психологической и педагогической литературы по изучаемой теме, синтез, обобщение, целеполагание, моделирование; психодиагностический (проведение диагностических процедур по проблеме исследования) и формирующий (проведение программы формирования адекватной самооценки у младших подростков из неблагополучных семей).
Представим далее краткую характеристику методов исследования.
Анализ учебно-методической литературы — является трудоемким методом исследования, при выполнении которого требуется как достаточно высокий уровень работоспособности, так и умения оценить изложенный материал по проблеме исследования. Он подразумевает наличие навыка работы с материалом, следуя определенному плану. Анализ литературы по проблеме исследования позволяет не только осуществить сбор необходимых данных, но и рассмотреть различные точки зрения и в итоге разработать гипотезу.
Обобщение — это мысленное выделение, фиксирование каких-нибудь общих существенных свойств, принадлежащих только данному классу предметов или отношений.
Целепoлагание – этo своеoбразный пoдход, в oснове кoторого лежит процесс выбора целей с установлением параметров допустимых отклонений для управления процессом реализации генеральной цели.
Моделирование — является процессом исследования объектов на моделях с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователя.
Эксперимент является методом, в основе которого лежит сбор фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений.
Констатирующий эксперимент – эксперимент, устанавливающий наличие какого-либо непреложного факта или явления.
Формирующий эксперимент — это особый метод исследования, суть которого состоит в воздействии на испытуемого с целью получения заданного изменения.
Статистико-математический метод: Т-критерий Вилкоксона.
Он позволяет установить не только направленность изменений, но и их выраженность. С его помощью мы определяем, является ли сдвиг показателей в каком-то одном направлении более интенсивным, чем в другом [55, с. 88].
В исследовании применялись следующие методики:
Методика «Лесенка» разработана В.Г. Щур и предназначена для изучения самооценки младших подростков. Ребенку показывают бланк с нарисованной лесенкой из 7 ступеней, и дается инструкция: «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трёх верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные — чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трёх нижних ступеньках окажутся плохие дети — чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя? Объясни почему. В процессе обследования необходимо учитывать, как ребёнок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор. При анализе результатов следует учитывать: наиболее важным для понимания сложившейся у ребенка самооценки является соотношение оценок «за себя» и «за маму». По данным В.Г. Щур, прогнозируемая ребенком низкая оценка со стороны матери во многих случаях бывает связана с наличием в семье более маленьких детей, которые, по убеждению испытуемых, будут помещены мамой на самую верхнюю ступеньку.
Для младших подростков важно так же выяснить прогнозируемую ребенком оценку со стороны учителя и проанализировать объяснения ребенка по этому поводу.
Методика Т.В. Дембо- С.Я. Рубинштейн предназначена для изучения самооценки испытуемых. Перед началом работы раздается стимульный материал и предлагается инструкция. Стимульный материал представляет собой бланк методики с 8 вертикально расположенными линиями, представляющими собой биполярные шкалы. Длина линии — 100 мм. Верхняя и нижняя линии отмечены черточками, середина — точкой.
Каждая линия имеет название сверху и снизу:
0 здоровый — больной;
1 аккуратный — неаккуратный;
2 умелый — неумелый;
3 умный — глупый;
4 добрый — злой;
5 есть друзья — нет друзей;
6 веселый — скучный;
7 хороший ученик — плохой ученик.
Инструкция (дается устно)
«Каждый человек оценивает свои способности, возможности, характер. Это можно сделать словами. Сказать о себе: «Я самый умный» или «Я не очень веселый». Но можно рассказать о себе и по-другому, с помощью вот таких линий».
Методика «Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования» предложена Г.Н. Казанцевой и направлена на диагностику уровня самооценки личности. Методика построена в форме традиционного опросника, состоящего из 20 утверждений. При обработке подсчитывается количество согласий (ответы «да») с положениями под нечетными номерами, затем – количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от – 10 до +10. Результат от –10 до – 4 свидетельствует о низкой самооценке; от +4 до +10 – о высокой самооценке [53, с. 75].
Подробно методики описаны в приложении 1.
2.2. Описание программы, направленное на формирование адекватной самооценки у младших подростков из неблагополучных семей
Программа рассчитана на 16 занятий. Проводятся они 1–2 раза в неделю, продолжительность – 45–60 мин. Количество человек в группе: 8–15. В качестве οсновы прοграммы испoльзуются элементы групповοгο психοлогическοгο тренинга, который служит методом преднамеренных изменений человека, направленных на его личностное и профессиональное развитие через приобретение, анализ и переоценку им собственного жизненного опыта в процессе группового взаимодействия.
Структура занятия:
1. Вводная часть начинается с ритуала приветствия, обязательное условие – рукопожатие.
2.Основная часть.
3. Заключительная часть. Рефлексия. Ритуал прощания.
Содержание программы:
Занятие 1
Цель – Познакомить участников тренинга с принятыми правилами поведения на занятии, ввести ограничения по времени, норм поведения на занятии, правило активности. Занятие должно быть структурировано, участников тренинга необходимо нацелить на оптимизацию процесса.
Занятие 2
Цель: Снятие эмоциональной напряженности: создание атмосферы защищенности и взаимного доверия в группе. Снижение вербальной агрессии
Занятие 3
Цель: Развить у участников чувство уверенности в себе
Занятие 4
Цель: Формирование навыков адекватного реагирования в конфликтной ситуации, отреагирование гнева, снятие эмоционального напряжения, агрессии
Занятие 5
Цель: Снижение тревожности, связанной со школой
Занятие 6
Цель: Снижение агрессии, формирование навыков безопасного выражения негативных эмоций
Занятие 7
Цель: Повышение уверенности в себе путем обучения навыкам конструктивного реагирования на эмоции
Занятие8
Цель: Развитие способности контролировать негативные эмоции, формирование объективного отношения к критике, неудачам и обидам
Занятие 9
Цель: Снижение агрессии, формирование навыков конструктивного поведения. Обучение детей техникам ауторелаксации и саморегуляции
Занятие 10
Цель: Развитие способности контролировать негативные эмоции, формирование объективного отношения к критике, неудачам и обидам
Занятие 11 Цель: Развитие самоконтроля, снятие мышечных зажимов, снижение агрессивности, снятие психоэмоционального напряжения
Занятие 12 Цель: Формирование адекватной самооценки, развитие навыков уверенного поведения
Содержание занятия:
1. Упражнение «Город уверенности». Цель: содействовать тому, что бы ребенок в любых ситуациях чувствовал уверенность в себе.
Занятие 13 Цель: Снижение личностной тревожности Содержание занятия:
1. «Друг для друга». Цель:развитие представлений о своей полезности для других людей. Психолог предлагает участником записать в чем может быть полезен другой участник группы. После этого зачитываются записи и происходит обсуждение: насколько было трудно определить «полезность» человека для самого себя, не стоит на это обижаться, может, это связано с различием в интересах.
2. Упражнение «Город уверенности». Содействие в том, чтобы ребенок в различных жизненных ситуациях чувствовал себя уверенно.
Занятие 14
Цель: Снижение агрессивности, формирование навыков ауторелаксации и саморегуляции
Занятие 15
Цель: Снижение уровня школьной тревожности
Занятие 16
Цель: Подведение итогов, обсуждение, обмен мнениями,
опытом, отработка приобретенных навыков
Содержание занятия:
1. Проигрывание различных ситуаций.
2. «Мой портрет в лучах солнца». Цель: способствовать углублению процессов самораскрытия, учить находить в себе главные индивидуальные особенности, определять свои личностные особенности.
Форма проведения: групповая (не исключается и индивидуальная).
Возраст: 12-16 лет.
Материал: лист бумаги и ручка или карандаши для каждого участника.
Более подробное описание занятий приведено в Приложении 2.
