Скоро защита?
Меню Услуги

Формирование адекватной самооценки у младших подростков из неблагополучных семей. Часть 3  

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы 1 2 3


Глава 3. Сравнительный анализ

3.1 Анализ результатов формирования этапа исследования адекватной самооценки у младших подростков из неблагополучных семей

Экспериментальное исследование уровня самооценки у младших подростков из неблагополучных семей проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования №39 имени героя Советского Союза А. А. Рогожина». В исследовании приняли участие 30 испытуемых в возрасте 9-11 лет из неблагополучных семей, состоящих на учете в отделении профилактики социального сиротства, в категории семей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении.
Целью исследования явилось выявление уровня самооценки у младших подростков из неблагополучных семей.
По результатам проведенного нами исследования по методике «Лесенка» В.Г. Щур выявлено, что 40% (12 детей) имеют низкий уровень самооценки, 50% (15 человек) средний и 10% (3 человека) высокий уровень самооценки. Наглядно результаты изображены на рисунке 1.
60
50

низкий средний высокий
уровень самооценки низкий средний высокий

Рисунок 1. Результаты исследования самооценки младших подростков по методике «Лесенка» В.Г. Щур
Дети с низким уровнем самооценки (40%) с трудом устанавливают контакты с другими людьми, испытывают недовольство своими личными качествами. Дети с высоким уровнем самооценки (10 %) ощущают твердую поддержку со стороны взрослых, вырабатывают способность достаточно критически подходить к оценке себя как личности. У детей со средним уровнем самооценки (50%) сформировано положительное отношение к себе, они умеют оценивать себя и свою деятельность.
По результатам методики Т.В. Дембо – С.Я. Рубинштейн, видно, что 30% (9 детей) имеют низкий уровень самооценки, это говорит о наличии неуверенности в себе, или защитной реакции, такие дети болезненно переносят критику в свой адрес, стараются всегда считаться с мнениями других и часто страдают от комплекса неполноценности. Средний уровень самооценки имеют 60% (18 человек), такие дети редко страдают от «комплекса неполноценности» и время от времени стараются подладиться под мнения других.
Дети с высоким уровнем самооценки правильно реагируют на замечания других и редко сомневается в своих действиях, таких детей по результатам методики 10% (3 человека). Дети с завышенным уровнем самооценки, возможно, не умеют правильно оценивать результаты своей работы, сравнивая себя с другими.

Рисунок 2. Результаты исследования уровня самооценки у младших подростков по методике Т.В. Дембо – С.Я. Рубинштейн

Результаты проведения опросника Г.Н. Казанцевой показывают, что 40% (12 детей) имеют низкий уровень самооценки. Таким детям характерна неуверенность в себе, робость, невозможность реализовать свои способности, слишком критичны к себе. Обычно они не ставят перед собой труднодостижимые цели, и ограничиваются решением обыденных задач. Средний уровень самооценки наблюдается у 50% (15 человек), которые реально оценивают себя, видят положительные и отрицательные качества, способны реагировать на обстоятельства, меняться и адаптироваться к изменяющимся условиям. Такие дети готовы воспринимать новое, учиться на ошибках. С высоким уровнем самооценки 10% (3 человека), у таких детей преобладает критичность к себе, которая мешает заметить, как они оскорбляют других высокомерием и непререкаемостью суждений.
Слишком высокая или слишком низкая самооценка нарушают процесс самоуправления, искажают самоконтроль. Особенно это заметно происходит в общении, где лица с завышенной и заниженной самооценкой выступают причиной конфликтов. При завышенной самооценке конфликты возникают из-за пренебрежительного отношения к другим людям и неуважительного отношения с ними, слишком резких и необоснованных высказываний в их адрес, нетерпимости к чужому мнению, проявления высокомерия и зазнайства.

Рисунок 3. Результаты исследования уровня самооценки у младших подростков из неблагополучных семей по методике Г.Н. Казанцевой

Преобладание низкой самооценки обусловлено тем, что дети склонны воспринимать себя некомпетентными во многих областях жизни. Для них характерны примитивные, неадекватные возрасту и ситуации поведенческие реакции. Замедлено развитие произвольного поведения. Для этих детей свойственны чрезмерная импульсивность, аффективная взрывчатость, безответственность. Им присуща грубость, отсутствие сдерживающих механизмов. Характеризуя особенности общения детей из неблагополучных семей, следует отметить следующее: эти дети легко устанавливают контакты, однако эти контакты поверхностны и кратковременны. Игры их примитивны. Общение осуществляется преимущественно жестами. В отношениях со сверстниками такие дети инфантильны и незрелы. Для них характерны быстрые смены настроений, замкнутость и они не любят говорить о своих проблемах. Как правило, ссоры и на вербальном и на физическом уровне они воспринимают как обычные отношения между людьми (в силу отсутствия альтернативного образца таких отношений), следствием чего является трудности установления адекватных отношений с окружающими во взрослом возрасте. Такие дети привыкают ждать одобрения. Для них свойственно чувство своей никчемности, вины, стыд, ненависть к себе. Депрессия, пассивность, роль жертвы во всех жизненных ситуациях.
Таким образом, исследование показало, что у младших подростков из неблагополучных семей преобладает средний и низкий уровни самооценки.

3.2. Сравнительный анализ константирующих этапов формирования адекватной самооценки у младших подростков из неблагополучных семей результатов исследования

После проведенной программы формирования адекватной самооценки у младших подростков из неблагополучных семей мы повторно провели методику «Лесенка» В.Г. Щур, методику изучения самооценки Т.В. Дембо-С.Я. Рубинштейн и методику «Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования» Г.Н. Казанцевой.
Число испытуемых, имеющих низкие показатели самооценки по методике В.Г. Щур «Лесенка», на формирующем этапе эксперимента составило 20% — 6 человек (было 40% — 12 человек). Средние показатели зафиксированы у 60% — 18 человек (было 50% — 15 человек). Высокие показатели отмечены у 20% — 6 человек (было 10% — 3 человека).
Подробно результаты приведены в Приложении 3.
Наглядно результаты изображены на рисунке 4.

Рисунок 4. Результаты исследования самооценки младших подростков по методике «Лесенка» В.Г. Щур на формирующем этапе эксперимента

По результатам методики Т.В. Дембо – С.Я. Рубинштейн, на этапе формирующего эксперимента видно, что низкий уровень самооценки имеют 10% — 3 человека, (было 30% — 9 человек), средний уровень у 80% — 24 человека, (было 60 % — 18 человек) и 10% высокий (3 человека). Наглядно результаты изображены на рисунке 5.

Рисунок 5. Результаты исследования по методики Т.В. Дембо – С.Я. Рубинштейн на формирующем этапе эксперимента

Низкие показатели уровня самооценки (методика Казанцевой) обнаружены у 20% — 6-х человек (было 40% — 12 человек), количество испытуемых имеющих низкий уровень самооценки уменьшилось вдвое. Средний уровень самооценки имеют 70% — 21 человек (было 50% — 15 человек), высокий – у 10% — 3 человека (было 10%).
Наглядно результаты изображены на рисунке 6.

Рисунок 6. Результаты уровня самооценки у младших подростков из неблагополучных семей по методике Казанцевой на формирующем этапе эксперимента

Изобразим количество младших подростков из неблагополучных семей на констатирующем и формирующем этапах эксперимента (до проведения программы формирования адекватной самооценки и после) в виде гистограммы по методикам исследования, рисунок 7.

Рисунок 7. Результаты уровня самооценки у младших подростков из неблагополучных семей по методике «Лесенка» В.Г. Щур до проведения программы формирования адекватной самооценки и после

По методике «Лесенка» число детей с низким уровнем самооценки снизилось с 40% до 20% (было 12 человек с низким уровнем уверенности в себе — стало 6 человек). Процент испытуемых со средним уровнем самооценки вырос с 50% до 60% (было 15 человек — стало 18 человек).
Процент испытуемых с высоким уровнем самооценки остался неизменным — 10% — 3 человека.

Рисунок 8. Результаты уровня самооценки у младших подростков из неблагополучных семей по методике Т.В. Дембо – С.Я. Рубинштейн до проведения программы формирования адекватной самооценки и после

Результаты исследования уровня самооценки младших подростков из неблагополучных семей на формирующем этапе эксперимента по методике Т.В.Дембо – С.Я.Рубинштейн показывают, что уровень низкой самооценки снизился на 20 % (было 9 человек, стало 3 человека), средний уровень вырос на 20 % (было 18 человек, стало 24 человека), уровень высокой самооценки остался неизменным.

Рисунок 9. Результаты уровня самооценки у младших подростков из неблагополучных семей по методике Г.Н.Казанцевой до проведения программы формирования адекватной самооценки и после

По результатам методики изучения общей самооценки с помощью процедуры тестирования Г.Н.Казанцевой, уровень самооценки младших подростков из неблагополучных семей изменился. Уровень низкой самооценки снизился на 20% (было 12 человек – стало 6 человек), средний уровень самооценки вырос на 20% (было 15 человек – стало 21 человек).
Высокий уровень самооценки остался неизменным 10% (3 человека).
Теперь проверим эффективность проведенной нами программы формирования адекватной самооценки у младших подростков из неблагополучных семей с помощью Т-критерия Вилкоксона и приведем результат в виде таблицы 1. Т-критерий Вилкоксона, предназначен для сравнения двух зависимых выборок между собой по уровню выраженности какого-либо признака.
Он позволяет установить не только направленность изменении, но и их выраженность. С его помощью мы определяем, является ли сдвиг показателей в каком-то одном направлении более интенсивным, чем в другом. Суть метода состоит в том, что мы сопоставляем выраженность сдвигов в том и ином направлениях по абсолютной величине. Для этого мы сначала ранжируем все абсолютные величины сдвигов, а потом суммируем ранги. Если сдвиги в положительную и в отрицательную сторону происходят случайно, то суммы рангов абсолютных значений их будут примерно равны.
Если же интенсивность сдвига в одном из направлений перевешивает, то сумма рангов абсолютных значений сдвигов в противоположную сторону будет значительно ниже, чем это могло бы быть при случайных изменениях.
Первоначально мы исходим из предположения о том, что типичным сдвигом будет сдвиг в более часто встречающемся направлении, а нетипичным, или редким, сдвигом — сдвиг в более редко встречающемся направлении.
Математический расчет по т-критерию Вилкоксона осуществлялся на основе полученных результатов по методике Дембо-Рубинштейн.

Таблица 1. Расчет Т- критерия Вилкоксона

«До» «После» Сдвиг

(tпосле — tдо)

Абсолютное значение сдвига Ранговый номер сдвига
1 55 60 5 5 3.5
2 60 70 10 10 14.5
3 40 65 25 25 25
4 80 80 0 0 0
5 50 60 10 10 14.5
6 35 58 23 23 24
7 42 70 28 28 27
8 53 63 10 10 14.5
9 58 68 10 10 14.5
10 80 75 -5 5 3.5
11 45 76 31 31 28
12 61 78 17 17 22
13 30 45 15 15 21
14 63 70 7 7 7.5
15 75 80 5 5 3.5
16 42 69 27 27 26
17 53 63 10 10 14.5
18 55 74 19 19 23
19 38 45 7 7 7.5
20 70 75 5 5 3.5
21 68 79 11 11 17
22 53 66 13 13 19.5
23 60 69 9 9 10.5
24 54 67 13 13 19.5
25 40 79 39 39 29
26 35 40 5 5 3.5
27 63 71 8 8 9
28 61 68 7 7 7.5
29 51 63 12 12 18
30 62 71 9 9 10.5
Сумма рангов нетипичных сдвигов: 3.5

 

Первый шаг в подсчете критерия Т — вычитание каждого индивидуального значения «до» из значения «после». Мы видим из Таблицы 1, что 28 полученных разностей — положительные и лишь 1 — отрицательная.

Сформулируем гипотезы.

Н0: показатели уровня самооценки у младших подростков из неблагополучных семей до и после проведения эксперимента статистически достоверно не различаются.

Н1: показатели уровня самооценки у младших подростков из неблагополучных семей до и после проведения эксперимента статистически достоверно различаются.

Производим все необходимые расчеты в таблице (см. Приложение 4).

В первой колонке, слева, представлены значения по показателям самооценки, полученных в констатирующем эксперименте (до), в следующей колонке слева представлены значения по показателям, полученным в формирующем эксперименте (после); в следующем столбце – их разность,

значения «после» отнять значения «до». Далее следует колонка абсолютной разности. В последнем столбце ранги.
Ранжирование проходило по правилу:
1. Составляем список испытуемых.
2. Вычисляем разность значений «после» — «до». Определяем, что будет «типичным» и «не типичным» сдвигом. В данном случае типичным сдвигом является положительное значение, так как балл сдвинулся в сторону увеличения. Таким образом, «не типичных» сдвигов 1.
3. Переводим разность в абсолютные величины.
4. Проранжируем абсолютные величины разностей, где меньшему числу начисляем меньший ранг. Проверить совпадение полученной суммы рангов с расчетной.
Результат: TЭмп = 3.5
Критические значения T при n=30
Ткр.= 120 при 0.01
150 при 0.05

Рисунок 10. Ось значимости
Полученное эмпирическое значение Tэмп находится в зоне значимости.
Итак, тестирование на контрольном этапе эксперимента показало, что у большинства младших подростков произошли положительные изменения в уровне самооценки. У детей повысился уровень самооценки, самоуважения и самоэффективности, появились смелость и уверенность при принятии какого-либо решения и уверенное поведение при общении с другими людьми.
Следовательно, наша программа по формированию уровня адекватной самооценки для младших подростков, разработанная и апробированная на формирующем этапе эксперимента, имел большой успех. И поэтому, на наш взгляд, он может быть широко внедрен в школьную практику, органы социальной защиты и служить важным моментом психологической помощи и поддержки младших подростков из неблагополучных семей в формировании адекватной самооценки.

3.3. Разработка рекомендаций по формированию адекватной самооценки у младших подростков из неблагополучных семей

Каждым взрoслым людям, желающим помочь ребенку младшего школьного возраста повысить уровень самооценки и обрести уверенность в себе можно дать несколько нижеприведенных советов.
Ни при каких обстоятельствах не следует сравнивать ребенка с другими детьми, неважнo в чью пользу идет сравнение. Наиболее подходящий метод – это сравнивать самого ребенка «сегoдняшнего» с собой «вчерашним» и видеть себя «завтрашнего». Мoжно сказать ребенку: «Вчера у тебя не получалось этого сделать, а сегодня у тебя это получилось. Я горжусь тобой». Или: «Сегодня ты получил за контрольную двойку. Но завтра, если сделаешь то-то и то – то, можешь получить лучшую оценку». Всегда необходимо оставлять ребенку шанс измениться к лучшему. Такoй подход открoет ему перспективы своего развития и создаст благоприятную почву для формирования чувства уверенности в своих силах и в своих широких возможностях.
Важнo признавать младшегo шкoльника таким, какой он есть. Очень часто взрослые хотят, чтобы ребенoк oбладал какими-то определенными качествами и достоинствами, которые взрослые oсобенно ценят, и возможно не по возрасту ребенка. Стремясь вoспитать в свoем ученике эти качества, взрослые, родители или учителя не замечают или не ценят другие качества, которыми ребенок обладает. Различные маленькие личные пoбеды ребенка над самим сoбoй — научился ли oн заправлять за собой постель или победил в соревнованиях, ничего не должно пройти мимо внимания классного руководителя.
Необходимо учить ребенка обдумывать вoзможные альтернативы свoих поступков или замыслов. Если взрослый вместе с ребенком обдумает несколько альтернативных целей и возможностей их осуществления, это даст ему, да и взрослому тоже, oсoбoе oтнoшение к перспективам ребенка. В таком случае даже возможное при неудаче чувство неуверенности в себе не будет носить тотального характера, а может быть логично включено в картину мира а, следовательно, будет иметь свое логичное начало и свой логичный конец.
Никогда нельзя никому говорить о ребенке плохо, тем более в присутствии самого ребенка, нельзя называть его такими словами, как «невезучий», «глупый», «нет способностей» и т.д. В идеале постараться даже не думать так. Может так случиться, что вы окажетесь единственными, кто верит в него [35, с. 162].
Пoлезно пoзволять младшиему подростку спорить с вами. Если вы сделали этo, то пойдите дальше — позвольте ему убедить вас в чем-то для него очень важном. Если вы сделали этo, тo пойдите дальше — пoзвольте ему хoтя бы раз пoступить так, как он считает нужным, даже если вы с этим категорически не сoгласны.
Прислушайтесь к себе, какие при этoм вы испытываете ощущения? Если в этот мoмент у вас проснулось чувство неуверенности в себе, обратитесь к самоучителю по уверенности в себе, это вас отвлечет и скорей всего поможет.
Неoбхoдимo позволять ребенку действовать самостоятельно. Не нужно делать за негo тo, чтo oн может сделать сам. Величайшим даром, полученным от воспитателей, могла бы стать уверенность в себе, выросшая из привычки полагаться на собственные силы. В любом возрасте надо развивать чувство ответственности. Ребенок сможет познать радость и достоинство человека, лишь будучи независимым, твердо стоящего на ногах. На воспитателе лежит важный долг: помогать плавно переходить от зависимости к самостоятельности. В этом процессе детям нужно предоставить право на ошибки. Чрезмерный контроль вреден, равно как и чрезмерная опека. Если ребенок собирается упасть, позвольте ему сделать это. Он извлечет выгоду из приобретенного опыта. И разлить стакан воды — невелика потеря. В противном случае не удивляйтесь, если позже при необходимости чего-то добиться собственными силами ребенок скажет: «У меня ничего не получится!» Неуверенный в успехе, привыкнув к тому, что любая инициатива наказуема либо будет ждать подробных инструкций, неспособный действовать самостоятельно, он не будет предпринимать никаких действий. Каждый раз, делая что-то для человека, способного выполнить это самостоятельно, вы в буквальном смысле его обкрадываете. Необходимо наблюдать, не лишаете ли вы ребенка возможности полагать и действовать самому, даже при негативных физических и эмоциональных последствия самостоятельности. В то же время необходимо предупреждать о таких последствиях [21, с. 112-113].
Если вы стали примечать, что ребенок неуверен в себе, выясните причину этого. Может быть, это просто своеобразный способ узнать, что вы думаете о нем, и он ждет ваших возражений. Ребенку необходима ваша поддержка и слова участия. Если у него даже что-то не получается, внушите ему, что это преходящая неудача. Найдите дело, которое у него выходило бы хорошо. После того, как у ребенка появятся первые успехи, он и на занятиях станет увереннее, и неудачи будет воспринимать не так болезненно.
Самоуважение родителей – залог уверенности в себе ребенка. Семья должна учить ребенка любви к себе, которая позднее будет перенесена и на окружающих. Подлинное уважение со стороны старших и к себе, и к личности ребенка закладывает в нем уверенность в собственных возможностях. Кроме того, любой ребенок сначала подсознательно, а потом сознательно считает поведение своих родителей общепринятой моделью. Если взрослый обладает таким качеством, как самоуважение, то и ребенку оно будет присуще с детства.
Хвалите даже за небольшие успехи. Чем чаще хвалить детей, тем быстрее они будут приобретать уверенность в себе. Хвалите сына или дочь за то, что он, к примеру, заправил кровать или без напоминаний вынес мусор, дайте понять, что его усилия приносят пользу не только ему, но и вам. Если же ребенок что-то натворил, проявите твердость, но ни в коем случае не унижайте его. Это глубоко ранит еще с детства, наносит огромный вред ребенку. Застарелые обиды вытекают в разнообразные болезни, так как это психологические проблемы трудно поддающиеся лечению. И, вероятно, только грамотный психолог или психотерапевт может помочь разобраться в этом [19, с. 247].
Ниже приведены способы повышения уровня самооценки у младших подростков: что могут сделать педагоги, родители и сами дети.
Учителю не просто справиться с повышением уровня их самооценки, с проблемой детей. Проблема эта, как правило, базируется на принудительном школьном попечительстве.
Наказание ребенка тройкой или двойкой лишает его привилегированного положения в классе; наказание неудовлетворительным поведением заставляет его оставить занятия в атлетическом клубе или спортивной секции. «Тройка» вместо «четверки» лишает ребенка определенных привилегий. «Двойка» вместо «тройки» создает угрозу того, что его оставят на второй год. (Кстати, плохие отметки держат под контролем не только детей, но и их родителей).
Можно безгранично ставить в пример ребенку его старших сестер и братьев, говоря, что вот они-то были хорошими, а он-то – совсем наоборот.
Конформизм и активный контроль – это ценности среднего учителя. Наша же задача состоит в том, чтобы повысить самооценку ребенка и добиться наибольшего доверия и заинтересованности в учителе.
Общими для всех детей, независимо от различий в их социализации, являются те психологические особенности, в основе которых лежит развитие рефлексии, порождающие потребность понять самого себя и быть на уровне собственных к себе требований, то есть достигнуть избранного образца. А неумение удовлетворить эти потребности определяет целый «букет» психологических особенностей.
Учитель: «Конечно, я думаю, не надо объяснять, что любовь к себе и принятие себя таким, каков ты есть, не означает, что вы можете делать все, что вам заблагорассудится, не считаясь с окружающими. Последнее характерно как раз для человека, который не любит себя, а потому вынужден защищаться и утверждать себя в окружающем мире. Подлинная любовь к себе предполагает трезвый самоанализ и четкий самоконтроль. Она позволяет рассматривать жизнь как путь самоактуализации, открытия своей уникальности, своей собственной индивидуальности. Вам, наверное, знакомо утверждение: «Человек – это микрокосм», то есть каждый человек – это Вселенная. И хотя Вселенные, как говорится, сталкиваются и разбегаются где-то там, в районе световых лет, все же ни одной Вселенной нет смысла утверждать себя за счет другой. Мне кажется, что именно в этом смысл теории самоактуализации и самооценки и значения любви к себе» [59, с. 74-75].
Примером повышения самооценки учащихся может служить урок этики. Темой его может являться самопринятие, самоуважение, самоодобрение.
Урок 1. Ученикам предлагается проанализировать свое поведение с точки зрения соответствия «принципам самоодобрения». Причем поведение в совершенно конкретных ситуациях. Лучше всего если в течение нескольких дней они будут описывать два-три эпизода из прошедшего дня и анализировать их по приведенным критериям. Хорошо заниматься вдвоем, втроем или спросить мнение другого. Задача ребенка – определить уровень владения перечисленными навыками, как бы «расставить» их по порядку – от того, которым вы наиболее владеете, до того, которым не владеете вовсе. Следующий этап: вы выбираете два навыка – из начала и конца списка и сознательно реализуете их в своем повседневном поведении, каждый день, давая себе отчет, как у вас это получится. И так до тех пор, пока вы не почувствуете, что пользуетесь ими почти автоматически. Затем следующие два и т.д.
Затем задайте ученикам вопрос: из чего складывается наше переживание удачи, успеха? Очевидно, что оно возникает из соотношения полученного результата и того, чего мы хотели достичь. Существует некая формула:
Самооценка = Успех/Притязания
Другими словами, самооценку можно повысить, либо снижая притязания, либо повышая уровень успеха.
Задание: Поиграйте с результатами и притязаниями. Представьте себе, что вы хотите каких-то других достижений – более высоких или более низких. Что в этом случае будет в списке? Составляйте такие списки не менее двух недель. Затем, когда вы начнете чувствовать, что вам это надоело, усложните задание. Составляя список удач сегодняшнего дня, обязательно находите в каждой то, что она может дать для будущего.
Здесь следует перейти к другому важному моменту, связанному с успехом, неудачами и любовью к себе. Это явление носит название жизненного сценария. Сценарий – своего рода план и одновременно стиль жизни, который мы часто реализуем, не задумываясь и не зная об этом.
Главное — понять, чего человек хочет в жизни [59, с. 78-79].
Как свидетельствуют факты, об уровне развития личности и самооценки младшего школьника нельзя судить на основе работы ученика в пределах только школьного материала. В ряде случаев именно в занятиях, выходящих за пределы школьных заданий и учебных предметов, у некоторых учащихся мы обнаруживаем высокий уровень развития самооценки.
Надо помнить, что как только учитель начинает усреднять, загонять в определенные рамки и навязывать ученикам жесткие правила, они сразу начинают протестовать.
Нам хотелось бы предложить учителям несколько подходов к работе, которые могут помочь им повысить самооценку учащихся, интерес к себе и предмету.
1. Наберитесь терпения, чтобы понять вопрос ученика. Обязательно надо позволять ученикам задавать вопросы и обязательно отвечать на них. Хорошо при этом может выглядеть просьба повторить вопрос или признание: «Извините, я не понял». Во всем этом чувствуется уважение к ученикам, и они это очень ценят.
2. Вопрос, как правило, заслуживает большего, чем ответ.
3. Завышенная готовность немедленно ответить усиливает опору на внешний опыт и отучает смотреть внутрь.
4. Вопросы задают не всегда для того, чтобы получить ответ.
Чаще всего вопросы учащихся иллюстрируют растущее саморазвитие, и учитель может помочь подростку развить самоуважение. Понимание, уважение и поощрение вопросов пробуждают в ребенке интерес к миру, помогают ему повысить самооценку [59, с. 87].
Теперь проработаем вопрос о том, что же следует делать родителям для того, чтобы их ребенок почувствовал доверие и уважение к ним, что будет способствовать развитию его личности и повышению самооценки.
Многие родители в отношениях со своими детьми используют манипулятивные способы, как например:
1. Манящие яблоки. «Отнеси мусор, и я подброшу тебе на карманные расходы». «У меня два билета на концерт. Будь молодцом, и мы посмотрим его».
2. Угрозы. «Я думаю, мне следует сходить в школу и узнать о твоих успехах».
3. Сравнения. «Он не получает столько карманных денег, сколько получаешь ты», «Лена учится лучше тебя», «Мне нравится Дима, он такой вежливый».
4. Неискренние обещания. «Я поговорю с одним человеком, относительно твоих летних занятий», «Мне хотелось бы, чтобы у тебя был такой свитер».
5. Шантаж. «Я пожалуюсь отцу, и уж он-то с тобой разберется», «Как мало времени ты уделяешь домашним заданиям. Я уверена, что если я скажу об этом твоему учителю, его это не порадует».
6. Болезнь как средство контроля. «Если ты не перестанешь этого делать, то у меня будет сердечный приступ», «Ты просто должен успокоиться – видишь, у меня начинается мигрень».
7. Любовь как средство. «Ты бы не делал этого, если бы хоть капельку любил меня».
В результате дети пытаются выскользнуть из шаблонов, налагаемых на них взрослыми. Примеров может быть бесконечно много.
Скажем, Лена отправляется в школу холодным утром, надев лишь легкий жакет. «Надень сейчас же пальто, — говорит ей мать. – Этот жакет слишком легкий». В ответ следует: «Не хочу!». «Я твоя мать, и ты будешь делать то, что я скажу». Надо ли добавлять, что Лена с еще большей решимостью говорит: «Не буду!».
Предположим другой вариант. «Мы ведь обе не хотим, чтобы ты простудилась? – говорит мать. – Пойми, я искренне волнуюсь за тебя. Войди, пожалуйста, в мое положение и посоветуй, что делать». При таком подходе девушка, скорее всего, скажет: «Хорошо, давай я надену под жакет свитер».
Естественно, конфликты возникнут еще не однажды, но решение их будет успешным, если оно будет базироваться на идее взаимного уважения. Поэтому мать, во имя собственного же блага, должна вести себя с дочерью как с равной, а не как с подчиненной.
Множества неприятностей можно избежать, если правильно понимать, что такое победа и что такое поражение.
Многие родители считают себя экспертами поступков своих детей, и, к несчастью, их подход определяется одним лишь «Ты должен». Альтернативой «долженизму» является то, что есть. Стремление к совершенствованию – это не что иное, как чувство неспособности и неполноценности, а следовательно заниженной самооценки.
Вместо того, чтобы создавать ад детям, устанавливая невыполнимые стандарты их поведения, родители должны расти вместе с ними, творчески решая их проблемы. Лишь растущая личность способна безоговорочно принять ответственность на себя [65, с. 83-84].
Рассмотрим еще один пример. Сергей сражается с отцом из-за домашнего задания. Он не хочет делать его сейчас. Он хочет сначала прогуляться со своими друзьями. «Сделай уроки, а потом иди», — говорит отец. И проявляя скорее дружелюбие, чем враждебность, он добавляет: «Давай посмотрим, можем ли мы договориться. Ведь мы оба хотим, чтобы ты окончил школу, а для этого надо неукоснительно выполнять домашнее задания, правда?». С этим Сергей соглашается, но уроки делать сей же момент он все равно не хочет. «Давай, — предлагает он, — я встану рано утром, и все сделаю». «Отлично, — соглашается отец, — но если ты не встанешь, то в следующем месяце тебе придется оставить клуб – ты на собственном же опыте убедишься, что тебе не под силу совмещать клуб и учебу».
Отец пошел на уступку, и это куда лучше, чем затяжной конфликт, который превращает в кошмар жизнь многих семей.
Родитель, избравший актуализированный стиль поведения, прежде всего, попытается направить деятельность ребенка в конструктивное русло. Он понимает, что бесконечные протесты их ребенка необходимы для его роста. В конечном итоге на головы родителей обрушивается столь много протестов со стороны подростка потому, что он им доверяет больше всех людей на свете и внутренне уверен, что они будут любить его вопреки бунтам и агрессии. С посторонними людьми он ведет себя куда спокойнее и деликатнее.
Ребенок пытается адаптироваться к жизни своим индивидуальным путем. И неблагоразумно втискивать его во взрослые рамки, пока он еще не стал взрослым. Родителям следует позволить детям расти и развиваться в его собственном индивидуальном темпе. Придерживайтесь концепции «роста изнутри», нежели «форсирования роста снаружи» – и у вас не будет серьезных конфликтов с вашими детьми [65, с. 90-91].
Для повышения самооценки у младших подростков некоторые родители изобрели замечательные способы переключения негативных чувств, которые иногда захлестывают их детей, на социально приемлемые действия:
1. Дать возможность выговориться и тем самым превратить недовольство в душе в слова.
2. Четко обозначить словами негативные чувства. После такого пристального наблюдения они обычно исчезают.
3. Смоделировать выход из ситуации.
Чувства подростков неминуемо приводят их к действиям. К каким? Это во многом зависит от их родителей. Позади неприемлемых действий стоят негативные чувства, причем поступок может быть совершен, а чувства, спровоцировавшие его, могут быть заложены в раннем, чуть ли не младенческом возрасте.
Помочь ребенку избежать опасного поведения и повысить его самооценку можно двумя способами: удовлетворять те интересы ребенка, которые приемлемы, и помогать ему объяснять, называть свои негативные чувства.
Кроме того, дети должны четко знать, что есть три момента, ограничивающие их деятельность:
1. этого требует безопасность и есть угроза здоровью;
2. это угрожает их или родительской собственности;
3. этого требует закон и порядок социальной приемлемости.
Сегодняшние дети, задающие тон всему поколению, пытаются быть лидерами, вожаками, то есть страстно желают социального престижа. В борьбе за самоактуализацию наибольшая тяжесть ложиться как раз на юношеские годы.
И родители в сотрудничестве со школой должны способствовать тому, чтобы у детей сформировалась правильная шкала ценностей, адекватная самооценка и самоуважение [71, с. 112-114].
Теперь проанализируем, что же должен сделать сам ребенок, чтобы добиться уважения к себе.
Отношение детей к себе и взрослым часто двойственно. С одной стороны, они хотят, чтобы к ним относились, как к равным, уважали их права и достоинство. Это, конечно, более чем справедливо. Но, с другой стороны, они считают, что родители должны заниматься только ими, опекать и оберегать их. Дети как бы отказывают родителям в праве на самостоятельную жизнь, на собственные чувства – на все, что выходит за круг родительских обязанностей.
Прежде всего, подросткам надо запомнить, что потребности их собственного «Я» имеют такое же право на реализацию, как и потребности всех других людей. Они сами ответственны за удовлетворение этих потребностей, что, следовательно, они имеют такие же права, как любой другой взрослый человек, и эти права им не могут быть никем представлены. Это собственные права детей и то, выполняются ли они, в основном, а иногда и исключительно зависит только от них самих.
Существуют личные права, которыми могут пользоваться дети, как механизмом защиты для разрешения всевозможных конфликтов.
Вы имеете право:
— иногда ставить себя на первое место;
— просить о помощи и эмоциональной поддержке;
— протестовать против несправедливого обращения или критики;
— на свое собственное мнение и убеждение;
— совершать ошибки, пока не найдете правильный путь;
— предоставлять людям решать свои собственные проблемы;
— говорить: «Нет, спасибо», «извините, нет»;
— не обращать внимание на советы окружающих и следовать собственным убеждениям;
— побыть одному, даже если другим хочется вашего общества;
— иметь свои собственные чувства независимо от того, понимают ли их окружающие;
— менять свои решения или избирать другой образ действия; — добиваться перемены договоренности, которая вас не устраивает.
Вы никогда не обязаны:
— быть безупречным на все 100%;
— следовать за толпой;
— любить людей, приносящих вам вред;
— делать приятное неприятным людям;
— извиняться за то, что были самим собой;
— выбиваться из сил ради других;
— чувствовать себя виноватым за свои желания;
— мириться с неприятной ситуацией;
— жертвовать своим внутренним миром ради кого бы то ни было;
— сохранять отношения, ставшие оскорбительными;
— делать больше, чем вам позволяет время;
— делать что-то, что на самом деле не можете сделать;
— выполнять неразумные требования;
— отдавать что-то, что на самом деле не хочется отдавать;
— нести на себе тяжесть чьего-то неправильного поведения;
— отказываться от своего «Я» ради кого бы то ни было [76, с. 92-93].
Теперь у детей есть достаточно большой арсенал для борьбы с низкой самооценкой. Далее следует еще один раз внимательно просмотреть данный список и сделать еще один, который будет нравиться ребенку. Затем к каждому пункту списка подобрать несколько ситуаций из повседневной жизни, где каждое из этих прав может быть реализовано или, напротив, ущемлено. Как всегда, чем больше, тем лучше. Далее. Придумать к этой ситуации варианты уверенного, неуверенного и агрессивного поведения. И затем начать отрабатывать, репетировать уверенное поведение в различных ситуациях.
Самое трудное – осмелиться сделать это, нарушить тот образ, который привычен для вас самих и, как вы считаете, для окружающих. Для того чтобы быть собой, а не привычным, удобным для себя и окружающих человеком, требуется смелость. Не сравнивайте себя с другими. Помните, что каждый человек неповторим и ценен просто потому, что он – это он, уникальная, своеобразная личность. Он, безусловно, достоин любви многих, но в первую очередь — самого себя.
Запомните: первый и последний учитель жизни – это сама жизнь, и надо отдавать себя этой жизни безбоязненно и безраздельно [78, с. 211].
Все эти правила помогут ребенку повысить свою самооценку, научиться уважать себя и других людей.

Заключение

Самооценка – сложное динамическое личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Самооценка это знание человеком самого себя и отношение к себе в их единстве.
Единая целостная самооценка формируется на основе самооценки отдельных сторон психического мира. Наиболее адекватной самооценкой в младшем школьном возрасте, по сравнению с реалистической самооценкой, свойственной взрослому человеку, признается, как правило, завышенная. В целом самооценка младшего школьника характеризуется целостностью, недостаточной объективностью, малой рефлексивностью, наличием завышенного уровня притязаний. Для того, чтобы сформировалось положительное мнение ребенка о себе, он должен постоянно чувствовать защищенность, значимость и важность. Поэтому родители должны заранее знать о психологии воспитания детей, чтобы в будущем не создавать барьеров для их дальнейшего развития.
Цель исследования достигнута: мы изучили процесс формирования самооценки у младших подростков из неблагополучных семей.
По результатам экспериментального исследования нами установлено, что большинство младших подростков из неблагополучных семей имеют низкий и средний уровень самооценки. Испытуемыми стали 30 младших подростков из неблагополучных семей, состоящих на учете в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Центр образования №39 имени героя Советского Союза А. А. Рогожина» в категории семей находящихся в социально-опасном положении или трудной жизненной ситуации.
По результатам трех методик «Лесенка» В.Г.Щур, методика изучения самооценки Т.В.Дембо-С.Я.Рубинштейн и «теста общей самооценки» Казанцевой — более чем у половины детей наблюдается низкий или средний уровень самооценки.
По результатам повторного психодиагностического исследования уровня самооценки, проведенного после реализации программы по формированию адекватной самооценки, установлено, что у большинства детей повысился уровень самооценки, самоуважения и самоэффективности, появились смелость и уверенность при принятии решения и уверенное поведение при общении с другими людьми. Число детей с низким уровнем самооценки значительно снизилось.
Число младших подростков, имеющих низкие показатели самооценки по методике В.Г.Щур «Лесенка» на формирующем этапе эксперимента составило 20% — 6 человек (было 40% — 12 человек). Средние показатели зафиксированы у 60% — 18 человек (было 50% — 15 человек). Высокие показатели отмечены у 20% — 6 человек (было 10% — 3 человека).
По результатам методики Т.В. Дембо – С.Я. Рубинштейн, на этапе формирующего эксперимента видно, что низкий уровень самооценки имеют 10% — 3 человека, (было 30% — 9 человек), средний уровень у 80% — 24 человека, (было 60 % — 18 человек) и 10% высокий (3 человека).
Низкие показатели уровня самооценки (методика Казанцевой) обнаружены у 20% — 6-х человек (было 40% — 12 человек), количество испытуемых имеющих низкий уровень самооценки уменьшилось вдвое.
Средний уровень самооценки имеют 70% — 21 человек (было 50% — 15 человек), высокий – у 10% — 3 человека (было 10%).
Мы проверили эффективность проведенной нами программы формирования адекватной самооценки у младших подростков из неблагополучных семей с помощью Т-критерия Вилкоксона, взяв за основу результаты теста «теста общей самооценки» Казанцевой. Полученное эмпирическое значение Tэмп находится в зоне значимости.
Таким образом, результаты повторного исследования показали, что в экспериментальной группе число детей с низким уровнем самооценки значительно уменьшилось. Следовательно, наша программа по формированию адекватной самооценки у младших подростков из неблагополучных семей, разработанный и апробированный на формирующем этапе эксперимента, имел большой успех. И поэтому, на наш взгляд, он может быть широко внедрен в школьную практику и служить важным моментом психологической помощи и поддержки младших подростков в формировании адекватной самооценки.
Итак, гипотеза исследования подтверждена: уровень самооценки младших подростков из неблагополучных семей изменился в результате реализации разработанной нами психолого-педагогической программы.

Список используемой литературы

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов. — Екатеринбург: Деловая книга, 2019. – 375 с.
2. Абрамова Г.В. Практическая психология. — М: Академия, 2014. – 345 с.
3. Александровская, Э. М., Кокуркина, Н. И., Куренкова, Н. В. Психологическое сопровождение школьников. Текст.: учебное пособие для вузов. — М.: Академия, 2017. — 208 с.
4. Александровская Э.М. Личностные особенности младших подростков, испытывающих трудности в обучении. Психология учебной деятельности школьников. — М., 2015. – 365 с.
6. Андрущенко Т.Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем подростковом возрасте, — М., 2018. – 297 с.
7. Баева, И. А. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении. — М.: Речь, 2019. – 180 с.
8. Бардиер Г.Л., Никольская И.М. Что касается меня…: Сомнения и переживания младших подростков. СПб.: Речь, 2017. — 440 с.
9. Брель Е.Ю. Социально-психологические факторы формирования тревожности у младших подростков и пути ее профилактики и коррекция, Томск, 2016.
10. Будич, Н. Ю. Исследование уверенности в себе. // Социальная работа в Сибири: Сборник научных трудов. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2019 — С. 113-117.
11. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи. — М.: Просвещение, 2018. – 215 с.
12. Волков Б.С. Младший школьник: Как помочь ему учиться. М.: Педагогическое общество России, 2017. – 160 с.
13. Габузов, В. И. Практикум психотерапии, или как вернуть ребёнку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. — СПб: «Сфера», 2020, — 160с.
14. Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними // Народное образование. — 2017. — С.23-26
15. Давыдова, Ю. В. Как помочь ребенку стать смелым и уверенным? 49 простых правил. Текст. — М.: Эксмо, 2017. — 128 с.
21. Давыдова В.В. Психическое развитие младших подростков. – М. 2016. – 231 с.
22. Дивицына Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными семьями и подростками. Конспект лекций. — Ростов на Дону, 2015. – 285 с.
23. Дубровина, И. В. Практическая психология образования. — М.: ТЦ «Сфера», 2017. – 528 с.
24. Дусавицкий А.К. Межличностные отношения в младшем подростковом возрасте и их зависимость от способа обучения. М. – 2015. – 274 с.
25. Зайцев В.В. Механизмы, способствующие развитию личностной свободы младших подростков. Спб. – 2017. – 196 с.
26. Занков Л.В., Зверева М.В. Индивидуальные варианты развития младших подростков — М. – 2015. – 265 с.
27. Захарова А.В., Андрущенко Т.Ю. Исследование самооценки младших подростков в учебной деятельности. М. – 2014. – 311 с.
28. Захарова А.В., Худобина Е.Ю. Взаимодействие когнитивного и эмоционального компонента самооценки в младшем подростковом возрасте. М. 2017. – 278 с.
30. Калита И.И. Коррекционно-развивающее обучение младших подростков. Спб. – 2017. – 213 с.
31. Козлов, Н. Лучшие психологические игры и упражнения. – Екатеринбург: Изд. АРД ЛТД, 2019. – 173 с.
32. Коломинский, Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах: общие и возрастные особенности. Учеб. пособие. — 2-е изд., доп. — Мн., Тетрасистемс, 2017. – 264 с.
33. Крюкова, С. В., Слободяник, Н. П. Программы эмоционального развития детей. – М., 2018. – 216 с.
40. Мамонова Е.Б. Особенности развития личностной саморегуляции в младшем подростковом возрасте: Дис. … канд. психол. наук. — Н.Новгород: НГПУ. – 2017. – 214 с.
41. Москвичева Л.В. Развитие Я-концепции у младших подростков средствами содержательного общения со сверстниками и учителем: Дис. … канд. психол. наук. — Н.Новгород. – 2014. – 245 с.
42. Мудрик А. В. Социальная педагогика. — М.: Просвещение , 2019.
43. Мухина, В. С. Возрастная психология: учебник для студентов. – М.: Академия, 2017. – 156 с.
44. Никитин, Е. П., Харламенкова Н. Е. Феномен человеческого самоутверждения. — СПб.: Алетейя, 2017, — 224 с.
45. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. — СПб.: Речь. – 2014. – 269 с.
46. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология. — М.: Пед. Общество России, 2018. — 442 с.
47. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. — М. – 2017. – 274 с.
50. Петрунек В.П., Таран Л.Н. Младший школьник.- М.2018. – 245 с.
51. Прихожан А.М. Тревожность и страх у младших подростков // Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. — М. – 2017. – 305 с.
52. Прохоров А.О., Генинг Г.Н. Особенности психических состояний младших подростков в учебной деятельности. М. – 2014. – 265 с.
53. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. — Самара: Изд. «Бахрах -М», 2015, — 672 с.
54. Ромек, В. Г. Психологические особенности уверенной в себе личности. // Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. проф. В.А. Лабунской. — М.: Гардарики, 2017. – С. 207-225.
55. Смирнова М.В. Самооценка и ее влияние на межличностные отношения. — М.: ЭСТ, 2017. – 146 с.
56. Соколова, Е. Т. Самосознание и сомооценка при аномалиях личности. — М.: Изд-во МГУ, 2016. — 215 с.
57. Соловьева, О. В. Психология лидерства: учебное пособие. – Ставрополь: изд-во СГУ, 2018. – 284 с.
58. Татаринцева А.Ю. Формирование внимания детей младшего подросткового возрастав процессе компьютеризированной учебной деятельности: Автореф. дис. … канд. психол. наук. — Курск, 2012. — 19 с.
59. Тименцева И.М. Особенности аффективной сферы младших подростков при разных типах детско-взрослых отношений (на материале исследования страхов): Автореф. дис. … канд. психол. наук. — М., 2013. — 24 с.
60. Трегубова Н.А. Влияние стиля педагогического общения учителя на темп умственного развития и учебные результаты младших подростков: Автореф. дис. … канд. психол. наук. — Курск, 2019. — 19 с.
61. Трофимова Я.И., Чудинова Е.В. Как младшие школьники понимают, что такое развитие // Вопросы психологии. — 2014 № 11 — С.33.
62. Ушакова И.П. Особенности отношений к учебной деятельности учеников младших классов вспомогательной школы. – М. – 2019. – 215 с.
63. Федосеева О.И. Развитие гибкости мыслительных действий у младших подростков в условиях личностно ориентированного обучения: Дис. … канд. психол. наук. — Н.Новгород, 2017. — 195 с.
64. Целуйко, В.М. Настольная книга для родителей о воспитании счастливых детей / под ред. В.М. Целуйко. — Екатеринбург: У-Фактория, 2014. – 215 с.
65. Цукерман Г.А. Опыт типологического анализа младших подростков как субъектов учебной деятельности // Вопросы психологии. — 2018 — № 10 C.3-17.
66. Чернышева Н.С. Методика изучения дифференцированной самооценки у детей младшего подросткового возраста // Вестник Моск. ун-та. Серия 14, Психология. — 2017 — С.22.
67. Чернышева Н.С. Характер младшего школьника: Учеб. пособие. М.: Флинта; Наука, 2017. — 306 с.
68. Чуприкова Н.И., Ратанова Т.А. Связь показателей интеллекта и когнитивной дифференцированности у младших подростков // Вопросы психологии. — 2019. — С.104.
69. Шеффер, Д. Дети и подростки: Психология развития [Текст]: учеб. пособие. — СПб.: Питер, 2020. — 976 с.
70. Шульга Т. И. Работа с неблагополучной семьей.- М.: Дрофа, 2019
71. Шустова М.А. Методы и способы подготовки младших подростков к общению // Вопросы психологии. – 2017. № 9– 35 с.
72. Щебланова Е.И. Динамика когнитивных и некогнитивных личностных показателей младших подростков // Вопросы психологии. – 2018. № 16 — С.111.
73. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л., 2016.
74. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. — М., 2017. – 258 с.
75. Юстицкий В.В. Неблагополучная семья. — М.: Наука, 2016.


Страницы 1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф