Заявка на расчет
Меню Услуги

Формирование благоприятного психологического климата в группах обучающихся в учебных центрах профессиональных квалификаций ОАО РЖД Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ГРУППАХ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧЕБНЫХ ЦЕНТРАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ ОАО «РЖД»

2.1 Исследование особенностей формирования благоприятного психологического климата в группах обучающихся в учебных центрах профессиональных квалификаций ОАО «РЖД»

 

Экспериментальное исследование проводилось в Калужском подразделении Московского учебного центра профессиональных квалификаций ОАО «РЖД» при обучении групп машинистов железнодорожно-строительных машин. Экспериментальную выборку составили 17 человек.

Экспериментальное исследование было направлено на решение следующих задач:

  • Определить особенности социально-психологического климата в группах обучающихся в учебных центрах профессиональных квалификаций.
  • Составить и внедрить в практику работы тренинговую программу, направленную на гармонизацию социально-психологического климата в группах обучающихся в учебных центрах профессиональных квалификаций.
  • Экспериментально проверить эффективность реализованной тренинговой программы.

Для организации и проведения экспериментального исследования были использованы следующие методики:

  1. Методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН). Опросник состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень выраженности той или иной характеристики своего состояния. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории: самочувствие, активность, настроение и подсчитывается количество баллов по каждой из них .
  2. Тест «Самооценка психических состояний» (по Айзенку).

Тест состоит из 40 вопросов, разбитых на 4 группы, определяющих категории: тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность.

Фрустрация — психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. Состояние фрустрации сопровождается различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и др. Высокий уровень фрустрации приводит к дезорганизации деятельности и снижению ее эффективности.

Агрессивность — одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психологическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрации и т.п. состояния.

Ригидность — неспособность корректировать программу деятельности в соответствии с требованиями ситуации.

Подсчитывается сумма баллов по каждой категории .

  1. Изучение психологического климата коллектива.

Методика изучения внутригрупповых отношений Л.Н. Лутошкина заключается в выявлении психологического климата, на эмоциональном уровне отражает сложившиеся в группе обучающихся взаимоотношения, характер делового сотрудничества, отношения значимым явлениям жизни. Складывается же психологический климат за счет «Психологической атмосферы» — также группового эмоционального состояния. С помощью данной методики можно оценить уровень социально-психологического климата в группе обучающихся по полярным профилям. Для оценивания некоторых основных проявлений психологического климата коллектива используются карта-схема Л.Н. Лутошкина. В левой стороне листа описаны те качества коллектива, которые характеризуют благоприятный психологический климат, в правой — качества коллектива с явно неблагоприятным климатом. Степень выраженности тех или иных качеств можно определить с помощью семи балльной шкалы, помещенной в центре листа (от +3 до -3). Используя схему, следует прочесть сначала предложение слева, затем справа и после этого знаком «+» отметить в средней части листа ту оценку, которая наиболее соответствует истине. Следует иметь в виду, что оценки означают: +3 — качество, указанное слева, проявляется в данном группе обучающихся всегда; +2 — качество проявляется в большинстве случаев; +1 — качество проявляется достаточно часто; 0 — ни это, ни противоположное (указанное справа) свойства не проявляются достаточно ясно, или то и другое проявляются в одинаковой степени; -1 -достаточно часто проявляется противоположное качество (указанное справа); — 2 — качество проявляется в большинстве случаев; — 3 — качество проявляется всегда. Чтобы представить общую картину психологического климата коллектива, надо сложить все положительные и отрицательные баллы. Полученный результат может служить условной характеристикой психологического климата большей или меньшей степени благоприятности. Также, данная методика позволяет выявить свойства, способствующие как сплочению коллектива (положительные), так и его разобщению (свойства с отрицательным знаком).

После проведения тестирования данные были подвержены количественной и качественной обработке.

Далее, респонденты участвовали в работе социально-психологического тренинга. Тренинг состоял из специально подобранных упражнений, направленных на гармонизацию социально-психологического климата в группе обучающихся. Тренинг включал в себя пятнадцать занятий (по одному занятию в неделю).

Цель: развитие групповой сплоченности и навыков группового взаимодействия.

Задачи:

  1. Умение понимать эмоциональное состояние других
  2. Получение опыта позитивного группового взаимодействия
  3. Разрешение конфликтных ситуаций и улучшение взаимодействия в рамках всей группы
  4. Снятие тревожности

Категория участников: тренинг рассчитан на разновозрастную группу.

Состав групп: (численность 20 человек; комплектованная на добровольной основе).

Форма проведения: Групповые занятия.

Каждое занятие состоит из трех частей: (вводная часть (разминка), основная часть (рабочая), заключительная часть). Вводная часть и завершение занимают примерно по четверти всего времени занятия. Около половины времени уделено собственно работе.

Вводная часть занятия включает в себя вопросы о состоянии участников и одно-два разминочных упражнения. В начале каждого занятия важно почувствовать группу, диагностировать состояние участников, это необходимо, чтобы скорректировать план работы на день. Для этого используются вопросы к участникам: «Как вы себя чувствуете?», «Что нового (хорошего, необычного) случилось за это время?», «Назовите одно хорошее и одно плохое событие, которые произошли сегодня?», «Что запомнилось с предыдущего занятия?». В качестве разминки используются и различные упражнения, которые позволяют участникам переключиться от своих забот к работе в группе, активизироваться, настроиться на дальнейшую работу по определенной теме, включиться в ситуацию «здесь и сейчас». Эти упражнения группой обычно не обсуждаются. На первом занятии вводная часть занимает больше времени, поскольку необходимо объяснить правила, уделить внимание мотивации участников и рассказать, в чем будет заключаться работа. Первое занятие группы имеет решающее значение для выработки групповых норм, мотивирования и включения учеников в работу, а также определения дальнейшего направления движения.

Успех тренинга в большой степени определяется соблюдением специфических принципов работы группы:

  1. принцип активности участников: члены группы постоянно вовлекаются в различные действия — игры, дискуссии, упражнения, а также целенаправленно наблюдают и анализируют действия других участников;
  2. принцип исследовательской позиции участников: участники сами решают коммуникативные проблемы, а тренер лишь побуждает их к поиску ответов на возникающие вопросы;
  3. принцип объективации поведения: поведение участников группы переводится с импульсивного уровня на объективированный; при этом средством объективации является обратная связь, которая подается с помощью видеотехники, а также других участников группы, сообщающих свое отношение к происходящему;
  4. принцип партнерского общения: взаимодействие в группе строится с учетом интересов всех участников, признания ценности личности каждого из них, равенства их позиций, а также соучастия, сопереживания, принятия друг друга (не позволяется наносить удары «ниже пояса», загонять человека «в угол» и т.п.);
  5. принцип «здесь и теперь»: члены группы фокусируют свое внимание на сиюминутных действиях и переживаниях и не апеллируют к прошлому опыту;
  6. принцип конфиденциальности: «психологическая закрытость» группы уменьшает риск психических травм участников.

 

Таблица 2.1 – Тематический план

 

заняти

я

Цель занятия Содержание занятия
1. Знакомство, установление положительного психологического климата, сплочение участников тренинга. Упражнение «Приветствие»;

Упражнение «Построения»; Упражнение «Подари улыбку»;

Упражнение «Интервью»;

Упражнение «Образ группы»; Упражнение«Прощальный ритуал»

2. Установление положительного психологического климата, сплочение участников тренинга. Упражнение «Приветствие»; Упражнение «Спутанные цепочки»; Упражнение «Встреча взглядами»; Упражнение «Счет»;

Упражнение «Рисунок на спине»; Упражнение «Прощальный ритуал».

3. Установление положительного психологического климата, сплочение участников тренинга. Упражнение «Приветствие»; Упражнение «Восковая палочка»;

Упражнение «Три степени доверия»; Упражнение «Чувства»; Упражнение «Подарки»;

Упражнение «Прощальный ритуал».

4. Установление положительного психологического климата, сплочение участников тренинга. Упражнение «Приветствие»; Упражнение «Калейдоскоп»; Упражнение «Это Я»;

Упражнение «Прощальный ритуал»

5. Установление положительного психологического климата, сплочение участников тренинга. Упражнение «Приветствие»; Упражнение «Прорвись в круг»; Упражнение «Посылка»; Упражнение «Конверты для добрых пожеланий»; Упражнение «Прощальный ритуал».
6. Установление положительного психологического климата, создание доброжелательной рабочей атмосферы, развитие умения понимать друг друга, обращая внимание на невербальные средства общения. Упражнение «Приветствие»; Упражнение «Г рупповая поэма»;

Упражнение «Пустое место»;

Упражнение « Я знаю, что у тебя…»; Упражнение «Прощальный ритуал».

7. Установление положительного психологического климата, создание доброжелательной рабочей атмосферы, развитие умения понимать друг друга, обращая внимание на невербальные средства общения. Упражнение «Приветствие»;

Упражнение «Танец»;

Упражнение «За что мы любим»;; Упражнение «Фраза по кругу»; Упражнение «Прощальный ритуал»

8. Установление положительного психологического климата, создание доброжелательной рабочей атмосферы, развитие умения понимать друг друга, обращая внимание на невербальные средства общения. Упражнение «Приветствие». Упражнени «Метафора»;

Упражнение «Зеркало»;

Упражнение «Цвета эмоций»;

Упражнение «Прощальный ритуал».

9. Установление положительного психологического климата, создание доброжелательной рабочей атмосферы, развитие умения понимать друг друга, обращая внимание на невербальные средства общения Упражнение «Приветствие»; Упражнение «Всеобщее внимание»; Упражнение «Объединение»; Упражнение «Кем я хотел быть»; Упражнение «Прощальный ритуал».
10. Установление положительного психологического климата, создание доброжелательной рабочей атмосферы, развитие умения понимать друг друга, обращая внимание на невербальные средства общения Упражнение «Приветствие»; Упражнение «Повозка»; Упражнение «Любое число»; Упражнение «Отзеркаливание»; Упражнение «Прощальный ритуал».
11. Установление положительного психологического климата, создание доброжелательной рабочей атмосферы, развитие умения понимать друг друга, обращая внимание на невербальные средства общения Упражнение «Приветствие»;

Упражнение «Перевоплощение Упражнение «Без маски»,; Упражнени «Покажи пальцем»;

Упражнение «Прощальный ритуал».

12. Установление положительного психологического климата, создание доброжелательной рабочей атмосферы, развитие умения понимать друг друга, обращая внимание на невербальные средства общения Упражнение «Приветствие»; Упражнение «Шарики»; Упражнение «Жесты»;

Упражнение «Стеклянная стена»; Упражнение «Прощальный ритуал».

13. Установление положительного психологического климата, создание доброжелательной рабочей атмосферы, развитие умения понимать друг друга, обращая внимание на невербальные средства общения Упражнение «Приветствие»; Упражнение «Машина с характером»; Упражнение «Если бы я был(а) насекомым, я был(а) бы…»; Упражнение «А я счастлив»;

Упражнение «Прощальный ритуал»

14. Установление положительного психологического климата, создание доброжелательной рабочей атмосферы, развитие умения понимать друг друга, обращая внимание на невербальные средства общения Упражнение «Приветствие»; Упражнение «Могу ли я представить?»; Упражнение «Карусель»;

Упражнение «Если бы я любил»; Упражнение «Прощальный ритуал».

15. Установление положительного психологического климата, создание доброжелательной рабочей атмосферы, развитие умения понимать друг друга, обращая внимание на невербальные средства общения Упражнение «Приветствие»; Упражнение «Животные»; Упражнение «Прекрасный сад»; Упражнение «Формула любви к себе»; Упражнение «Прощальный ритуал».

 

 

 

 

После внедрения тренинговой программы, с целью выявления ее эффективности, осуществлялась повторная диагностика социально-психологического климата в группе  обучающихся. Обработка и интерпретация результатов осуществлялась таким же образом, как и на первом (констатирующем) этапе.

 

2.2 Результаты исследования благоприятного психологического климата в группах обучающихся в учебных центрах профессиональных квалификаций ОАО «РЖД»

 

Опираясь на теоретические подходы к формированию межличностных отношений в группе обучающихся, а также на основании результатов проведённого исследования, можно предложить следующие рекомендации по улучшению состояния морально — психологического климата в группе обучающихся (Таблица 1).

 

Изменения в отношения между обучающимся помогут улучшить общий настрой коллектива, наладить доверительные отношения с руководителем и совершенствовать состояние морально-психологического климата.

 

Таблица 2.2 – Особенности отражения обучающимся сложившихся межличностных отношений и коллектива в целом

 

Участник Компоненты
n Эмоциональный Когнитивный Поведенческий
1 + + 0
2 0 0 0
3 + 0 0
4 + 0 0
5 + 0 0
6 0 0 0
7 0 + +
8 + 0 0
9 0 0 0
10 0 + 0
11 0 0 0
12 + 0 +
13 0 + 0
14 0 0
15 0 0 0
16 0 0 0
17 + + 0
I (+) = 7 (+) = 5 (+) = 2
() = 0 () = 1 () = 0
(неопр.) = 10 (неопр.) = 11 (неопр.) = 15

 

Рассмотрим развитие коллектива как сплоченность. Термин сплоченность применяется для обозначения таких социально-психологических характеристик коллектива, как психологическое единство, единство целей и задач коллектива, профессиональное и личное взаимодействие, степень привлекательности эмоциональной для ее членов.

Другими словами сплоченность — это личная заинтересованность каждого члена коллектива в его существовании и развитии.

Групповая сплоченность — это показатель надежности, стабильности и согласованности работы коллектива, основанного на межличностных связях между людьми.

Вычислим общее количество выбранных качеств, умножив общее количество членов коллектива на количество сделанных выборов:

N х 5 = 17 х 5 = 85.

Вычислим общее количество эмоциональных (Э), деловых (Д) и моральных (М) качеств, выбранных всеми членами коллектива: для этого найдем количество сделанных выборов каждым респондентом.

Таблица 2.3 – Вычисление общего количества выбранных качеств

Респондент Качества
n Э Д М
1 1 2 2
2 2 1 2
3 1 2 2
4 1 3 1
5 2 2 1
6 0 5 0
7 3 2 0
8 1 3 1
9 3 0 2
10 2 2 1
11 1 2 2
12 0 3 2
13 1 2 2
14 1 2 2
15 2 0 3
16 1 2 2
17 1 1 3
І 23 34 30

 

 

 

Рисунок 2.1 – Качества в процентном соотношении

 

Получаем процентное соотношение по трем качествам (Рисунок 2.1): Э %: Д %: М %, 26 %: 39 %: 35 %.

Из этого следует, что в группе в основном ориентируются на деловые качества, которые нужны человеку для успешной общей работы в трудовом коллективе и для успешной коллективной деятельности.

Найдем уровень групповой сплоченности:

Групповая сплоченность высокая (3 балла) при условии, что Д > 55% или Д + М > 60%.

Групповая сплоченность средняя (2 балла) при условии, что М < 55%.

Групповая сплоченность низкая при условии, что 35% < М < 55%.

 

 

 

Рисунок 2.2 – Интегральный показатель социально-психологического климата

 

Исходя из имеющихся данных можно сделать вывод о том, что групповая сплоченность данного трудового коллектива средняя. Коллектив расчленен, поддерживают деловые отношения друг с другом, но слаженность во мнениях проявляется только в неудовлетворенности трудом в аспекте зарплаты, равномерностью обеспечения работой и санитарно-гигиеническими условиями. Члены коллектива плохо знают друг друга, нет активного межличностного общения из-за этого происходит недопонимание.

Определение ценностно-ориентационного единства группы.

Ценностно-ориентационное единство — важный показатель единства коллектива, показывающий степень совпадения мнений, оценок и отношение к общим целям, значимых для коллектива. Ценностно-ориентационное единство в трудовом коллективе — это, прежде всего единство во мнениях и оценках, как в моральной, так и в деловой сферах, понимание целей, задач и ценностей проявляющихся в совместной деятельности у коллектива. Показателем ценностно-ориентационного единства выступает количество совпадений в коллективе значимых для этого коллектива мнений. Высокая степень единства является значимым источником для увеличения степени общения внутри коллектива и повышает результативность при коллективной работе. Ценностно-ориентационное единство не делает всех обучающихся похожими друг на друга, оно не мешает иметь свой вкус, иметь отличное от всех мнение, вырабатывать сои привычки, не навязывает определенный способ реализации общих целей всем, не мешает проявлять свою индивидуальность.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Теоретическим анализом проблемы социально-психологического климата занимались многие советские исследователи Н.С. Мансуров, В.М. Шепель, Е.С. Кузьмин, Р.Х. Шакуров, Б.Д. Парыгин и многие другие. Социально-психологический климат следует рассматривать как качественную сторону межличностных отношений, которая выражается как совокупность психологических условий, сопутствующих или препятствующих эффективной совместной деятельности и полному формированию личности в коллективе. Главными показателями социально-психологического климата трудового коллектива, является сплоченность, ответственность, контактность, открытость, совместимость и сработанность. Иными словами, климат в коллективе зависит от уровня развития группы, ее сплоченности. Продуктивная совместная деятельность всех обучающихся в группе положительно влияет на состояние социально-психологического климата коллектива.

Условия, при которых взаимодействуют сотрудники, играют важную роль, они влияют на успешность совместной работы и на общую удовлетворенность трудом. Чем лучше условия труда, тем успешнее совместная деятельность. Состояние удовлетворенности, неудовлетворенности трудом влияет на климат коллектива. Здоровый климат повышает работоспособность и стимулирует творческую активность сотрудников, делая работу более привлекательной. В таких коллективах мало стрессов и конфликтов, нет склонности к аффектам, вся деятельность имеет конструктивную направленность. В коллективе с нездоровым климатом большая часть времени тратится на урегулирование конфликтов, поиск целей и проявление недовольства. Плодотворность совместной деятельности во многом зависит от комфорта, сплоченности и эффективной реализации возможностей, как группы, так и отдельных сотрудников. Климат коллектива формируется под действием ряда факторов: удовлетворенность трудовой деятельностью, ее характер, организация, психологическая совместимость, сработанность и стиль руководства учреждением. Все эти факторы влияют на удовлетворенность трудом.

 

я
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Акимова, М.К. Психологическая диагностика [Текст] / М.К. Акимова, К. М. Гуревич. — СПб.: Питер, 2015. — 525 с.
  2. Ананьев, Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека. // Б.Г. Ананьев Психология личности. Т.2. Хрестоматия. — Самара: Изд. Дом «БАХРАХ», 1999
  3. Аникеева, Н.П. Психологический климат в группе обучающихся [Текст] / Н.П. Аникеева. — М.: Просвещение, 1989. — 224 с.
  4. Андреева, Г.М Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. — 5-е издание. — М.: Аспект Пресс, 2017. — 363 с.
  5. Бойко, В.В. Социально-психологический климат коллектива и личность [Текст] / В.В. Бойко, В.Н. Панферов. — М.: Мысль, 1983. — 207 с.
  6. Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга [Текст] / И.В. Вачков. — М: Ось — 89, 1999. — 176 с.
  7. Вендров, Е.Е. Психологические проблемы управления. М., / Е.Е. Вендров Экономика, 1969
  8. Головин, С. Ю. Словарь психолога-практика //С. Ю. Головин — М.: Харвест, 2016. — 969 с.
  9. Гольдварг, И. А. Функциональная музыка. / И. А. Гольдварг Пермь, 1968.
  10. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии [Текст] / Р.М Грановская.— 2-е изд.— Л.: Издательство Ленинградского университета. 2015. — 560 с.
  11. Гришин, Н.В. Социально-психологические конфликты и совершенствование взаимоотношений в группе обучающихся. // Н.В. Гришин Социально-психологические проблемы производственного коллектива / Под ред. Шороховой Е.В.- М., 2016.
  12. Дроздова, Т.А. Психология личности. Оценка деловых, личностных // Т.А. Дроздова качеств работника. М., 2016.
  13. Ершов, А.А., Личность и коллектив: Межличностные конфликты в группе обучающихся, их разрешение.// А.А. Ершов — Л., 2013 .
  14. Каган, М.С. Мир общения: Проблема межсубъективных отношений [Текст] // М.С. Каган — М.: Политиздат, 2015. —319 с.
  15. Климов, Е. А. Общая психология / Е. А. Климов — Юнити, 2018
  16. Ковалев, А.Г. Психология личности [Текст] / А.Г. Ковалев. — М.: Издательство Московского ун-та, 2016. — 189 с.
  17. Кон, И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание./ И. С. Кон — М.: Политиздат, 2016
  18. Кричевский, Р.Л. Социальная психология малой группы [Текст]: Учебное пособие для вузов. / Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М.  М.: Аспект Пресс, 2015.— 318 с.
  19. Кричевский, Р. Л. О функции и идентификации во внутригрупповом межличностном общении [Текст]: материалы книги / Р.Л. Кричевский. — Психология межличностного познания // Под ред. А.А.Бодалёва. — Москва: Просвещение, 2017. — 37 — 42с.
  20. Куприянцева, З.П., Соломатин, Н.А., Акбердин, Р.З. и др. Менеджмент организации. Учебное пособие.// З.П. Куприянцева, Н.А. Соломатин, Р.З. Акбердин, — М.: ИНФРА — М., 2017 — 432 с.
  21. Леонтьев, А.А. Психология общения [Текст]: Учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений // А.А. Леонтьев. — М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2015. — 368 с.
  22. Леонтьев, А.Н. Деятельность и личность. // Психология личности. Т.2. // А.Н. Леонтьев Хрестоматия. — Самара: Изд. Дом «БАХРАХ», 2016
  23. Майерс, Д. Социальная психология [Текст] / Д. Майерс. — СПб.: Питер, 2015. — 794 с.
  24. Маклаков, А.Г. Общая психология. // А.Г. Маклаков СПб.: Питер, 2017.
  25. Мильнер, Б.З. Теория организации. // Б.З. Мильнер М.: ИНФРА — М, 1999
  26.  Немов, Р.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива // науч. — исслед. ил-т общей и педагогической психологии Акад. педагогических наук. // Р.С. Немов— М.: Педагогика, 2018. — 200 с.
  27. Немов, Р. С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. // Р. С. Немов — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016.
  28. Новицкий, Н.И. Основы менеджмента: организация и планирование производства. // Н. И. Новицкий Учебник: М.:ИНФРА-М, 2000

29.Обозов, Н.Н. Межличностные отношения [Текст] / Н.Н. Обозов. — Л.: Издательство Ленинградский университет, 2015. — 150 с.

30.Осипова, А.А. Общая психокоррекция [Текст] / А.А Осипова. — М.: Творческий центр «Сфера», 2016. — 512с.

  1. Мескон, М.Х., Альберт, М., Хедоури, Ф.М. Основы менеджмента. // М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф.М. Хедоури: «Дело», 2016.
  2. Павлов, К.В. Типология темперамента в клинической практике: функциональные состояния и их взаимосвязь с личностными характеристиками. // К.В. Павлов Вестн. Моск. ун-та, Сер.14, Психология, 2016, №1
  3. Парыгин, Б. Д. Общественное настроение.// Б. Д. Парыгин М., 2016.
  4. Парыгин, Б.Д. Современное состояние и проблемы социальной психологии [Текст] / Б.Д. Парыгин. — М.: «Знание». 2016. — 64 с.
  5. Петровская, Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга [Текст].// Л.А. Петровская- М.: Изд-во МГУ, 2015 — 168с.
  6. Петровский, А.В., Шпалинский, В.В. Социальная психология коллектива [Текст] / Учебное пособие для студентов пед. институтов / А.В. Петровский, В.В. Шпалинский. — М.: «Просвещение», 2016. — 176 с.
  7. Петровский, А. В. Ярошевский, М. Г. — Психология. Учебник для студ высш пед учеб заведений. 2 е изд.,// А. В. Петровский, М.Г. Ярошевский стереотип. — М. Издательский центр Академия 38..Платонов, К. К. Психологический климат на производстве. // К.К. Платонов «Социалистический труд», 2016, № 11
  8. Психогимнастика в тренинге /Под ред. Н.Ю.Хрящёвой. -СПб.: Речь, Институт тренинга, 2012
  9. Психологическая теория коллектива [Текст] / Монография / Под ред. А.В. Петровского. — М.: «Педагогика», 2017. — 240 с.
  10. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие [Текст] / Е.И. Рогов М.: Владос. — Пресс, 2012. — 384 с.
  11. Ромек, В. Тренинг уверенности в межличностных отношениях [Текст].// В. Ромек — СПб.: Речь, 2013
  12. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. — М.: Просвещение, 2016. — 485 с.
  13. Ситников, А. П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психологии. [Текст] / А.П. Ситников. — М.: Технологическая школа бизнеса, 2017. — 428 с.
  14. Смит, М.Дж. Тренинг уверенности в себе [Текст] // М.Дж. Смит С-П, 1999
  15. Сушков, И.Р. Психология взаимоотношений [Текст]: Учебное пособие / И.Р. Сушков. — Екатеринбург: «Деловая книга», 1999. — 448 с.
  16. Торн К, Маккей, Д. Тренинг. Настольная Книга Тренера./Пер. С А.Маслов. // К Торн ,Д Маккей . — Спб.: Питер, 2018
  17. Шихирев, П.Н. Современная социальная психология [Текст] / Шихирев. — М.: ИП РАН; КПС: деловая книга, 2017. — 448 с.

Мескон, М.Х., Альберт, М., Хедоури, Ф.М. Основы менеджмента. // М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф.М. Хедоури: «Дело», 2016

Новицкий, Н.И. Основы менеджмента: организация и планирование производства. // Н. И. Новицкий Учебник: М.:ИНФРА-М, 2000

Каган, М.С. Мир общения: Проблема межсубъективных отношений [Текст] // М.С. Каган — М.: Политиздат, 2015. —319 с.

Осипова, А.А. Общая психокоррекция [Текст] / А.А Осипова. — М.: Творческий центр «Сфера», 2016. — 512с

Андреева, Г.М Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. — 5-е издание. — М.: Аспект Пресс, 2017. — 363 с

Шихирев, П.Н. Современная социальная психология [Текст] / Шихирев. — М.: ИП РАН; КПС: деловая книга, 2017. — 448 с.

Обозов, Н.Н. Межличностные отношения [Текст] / Н.Н. Обозов. — Л.: Издательство Ленинградский университет, 2015. — 150 с

Бойко, В.В. Социально-психологический климат коллектива и личность [Текст] / В.В. Бойко, В.Н. Панферов. — М.: Мысль, 1983. — 207 с


1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф